Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Беседы на православном радио »

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

27.02.2017 | Научно-образовательный семинар-практикум «От экологии природы к экологии человека: опыт народной педагогики»

21.02.2017 | В Екатеринбурге, в Уральском Государственном Горном Университете прошел научно-практический семинар «Методология предупреждения нехимических зависимостей»

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Беседы на православном радио

- -  

Бойся плохих привычек больше, чем врагов.

Радиошкола трезвение
Ведущая Алевтина Лежнина

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Пословица говорит, что "привычка есть вторая натура". И это глубокая истина. О возникновении и значении привычек так пишет один пастырь: "Привычка создает святых, но привычка же создает и осужденных на вечную муку". И сегодня, дорогие братья и сестры тема нашей беседы - привычки.

"Бойся плохих привычек больше, чем врагов"
(Преп. Исаак Сириянин).

Как учит Церковь, душа после смерти идет на мытарства. Что это такое? Это испытание склонностей души. И если в этом мире душа не возненавидела пороки и была причастна к каким-либо из них, то она должна быть включена в область господствующих в ней пороков. Поэтому "мытарства" - это анализ состояния души, - работа по квалификации, которую производят ангелы и темные духи после смерти тела. Они определяют степень развития в душе умершего всех положительных и отрицательных склонностей и указывают соответствующее ей место. Как пишет прп. Макарий Великий: "Когда душа человеческая выйдет из тела, тогда совершится при сем великое некое таинство. Ибо если повинна она во грехах, то приходят толпы демонов, и недобрые ангелы и темные силы душу ту берут в собственную свою область

Никто не должен удивляться этому, потому что если душа в этой жизни, находясь в веке сем, им подчинялась и повиновалась, и была их рабою, то тем более удерживается ими и в их остается власти, когда отходит от мира.

А что касается до части благой, то должен ты представлять себе, что дело бывает так. При святых рабах Божиих еще ныне пребывают ангелы, и святые духи их окружают и охраняют. И когда они отходят от тела, тогда лики ангелов приемлют души их в собственную свою чистую область, и таким образом приводят их к Господу".

О том же пишет митрополит Филарет Московский: "Опасно придти в мир духов без духовного приготовления, с одними привычками и пристрастиями к земному и чувственному. Душа в том находит удовольствие и в том живет, к чему применялись ум и воля, лишение этого есть для нее голод, скорбь, страдание, смерть. Отторжение же ума и воли от одного предмета и прилепление к другому, по порядку природы не совершается мгновенно...

Значение развития привычек чаще всего недооценивают при воспитании, а их значение в жизни необычайно велико. Закон привычки - это закон духовной инерции. Поэтому прочная привычка - это большая сила, которая легко преодолевает препятствия, но которую вместе с тем не так просто в себе выработать. При наличии прочных, давно установившихся привычек, соответствующие им действия совершаются человеком очень легко, полуавтоматически - почти без затраты волевых усилий. Поэтому хорошая привычка - это скопленный духовный капитал, процентами с которого можно жить всю жизнь. И, наоборот, скверная привычка - это яд в крови, который постоянно отравляет человеческую жизнь. Если привыкнешь ко греху, то так и будет постоянно тянуть ко греху, и бесы в том помогают, а если привыкнешь к добру, то Бог в том содействует Своею благодатью.

Как скопить себе духовный капитал добрых привычек? Нормально это должно быть дано воспитанием с детства. Но если это не было достигнуто в каких-либо отношениях в детстве, то это потребует большого внимания и упорного систематического труда.

Эта задача обычно бывает очень трудна. Недаром древние греки говорили, что "самая большая победа - это победа над самим собой". Для христианина она вполне возможна.

Залог успеха в помощи Божией, достигаемой усиленной молитвой. Эта помощь Божия скажется в созидании тех условий жизни, при которых будут легко искореняться плохие и прочно насаждаться хорошие привычки. В основном это будет создание для христианина такой жизненной обстановки, которая будет развивать его волю, приучая к преодолению всевозможных трудностей. Тем, кто просит о развитии в них добрых привычек, не будут посланы легкие пути. Испытаниями, лишениями, скудостью Господь Сам помогает нам в развитии в нас добрых склонностей и привычек.

Вместе с тем надо помнить, что изменения в росте духовного организма происходят постепенно и медленно, как и рост и изменения всякого организма из растительного и животного мира. Господь Сам говорит об этой постепенности, когда сравнивает рост Царства Небесного в душе человека с медленным и постепенным ростом растения.(Мк. 4, 26-32). Как пишет прп. Исаак Сириянин: "Если привычка потребует чего однажды, и требование ее не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабою. Если же однажды исполнишь ее волю, то во второй раз найдешь, что нападает она на тебя с гораздо большею силою". Итак, в развитии своих добрых привычек и добродетелей нельзя рассчитывать на внезапность перемены, но лишь на достижение результатов после постоянных усилий при постепенности в отношении трудности поставленных перед собою задач. Следует сказать, что закон привычки имеет силу и приложение преимущественно к человеку в период очищения его сердца. Созревший духовно человек обладает настолько сильной волей, что легко совершает все - включительно до великих подвигов, вне зависимости от наличия привычек. Ап. Павел говорит: "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Флп. 4, 13). Однако на всех ступенях духовной жизни наличие добрых привычек сильно облегчает жизнь в добродетели. Цепь добрых привычек - это ограда нашего духа, стены крепости, которые должны быть целыми и нерушимыми во всех местах.

Смерть души.

Мы боимся обычно смерти тела, но Господь заповедает нам: "Не бойтесь убивающих тело и потом могущих ничего сделать" (Лк. 12, 4). Но если не должна нас страшить смерть тела, то нас должна ужасать смерть нашей души - ее бесчувственное и оцепенелое состояние во грехе.

Одному из пришедших к Нему, Господь сказал: "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов" (Мф. 8, 22), указывая этим, что живя телом, можно быть "живым трупом", умершим душой от греха, лености и нерадения. По определению св. Григория Паламы: "Смерть собственно состоит в разлучении души от Божества и соединении со грехом. Это, для имеющих разум - смерть истинная и страшная..."

Что такое по существу духовная смерть и каковы признаки ее приближения?

На этот вопрос так отвечает еп. Аркадий Лубенский: "Как есть признаки приближения физической смерти (болезни, дряхлость, ослабление слуха, зрения), так есть и признаки смерти духовной:
  1. Постепенное притупление совести, которая привыкает ко греху, и человек приучается прощать себе все: совесть не требует более покаяния и спит при грехе.
  2. Такое состояние, когда грех обращается в страсть, которая отнимает у человека здравый ум, лишает способности чувствовать Бога, грех, зло и добро.
  3. Охлаждение к молитве, к чтению книг духовного содержания, отсутствие интереса к духовным беседам, скука во время богослужения, сонливость во время молитвы.
  4. Легкая восприимчивость соблазна на грех, раздражительность, озлобление, чувство мести, ненависти.
  5. Все вышеприведенные состояния души - все вместе создает человека духовно больного, что отражается и на внешнем его виде и поведении (мрачный взгляд, озлобленное лицо, грубость манер, неприятно-резкий голос и т. п.) и постепенно низводит человека до полного духовного омертвления".
Человек в земной жизни должен прирастать для вечности. То, что успеем собрать, с тем и предстанем перед Богом. Земная жизнь - это наша школа, наша юность. Чему мы здесь научимся, что получили - с этим запасом и пойдем в вечную жизнь. А чему должны были научиться? Известна притча о том, что умирал человек, а три друга у гроба стояли. Один говорил: "Я тебя до могилы провожу". Другой: "Я тебе свечку поставлю". А третий: "Я с тобой всегда буду, не разлучусь и после гроба". Умер человек. Жена его до могилы проводила. Деньги ему свечку поставили. А добродетели, которые он приобрел, ушли с ним в вечность. Самое главное - стяжать добродетель. Истинное богатство - это добрые качества души. Ничего земного мы с собой не возьмем в жизнь загробную. А грехи и добродетели будут всегда с нами.

Сейчас многие пьют и становятся не только алкоголиками, но и наркоманами. В Священном писании сказано: "Пьяницы и блудники не наследуют Царствия Божия" (Гал. 5, 4) Но и не только в будущем на небе, но и на земле жизнь такого человека становиться адом, потому что он потерял свою себя, у него нет цели в жизни, все направлено на удовлетворение постыдной страсти. Этот человек раб своей страсти, он раб демона, который его ненавидит и влечет за собою в бездну.

Избавление от страстей - нелегкий, упорный и, как правило, долгий труд. Чтобы обрести полноценное исцеление от винопития и табакокурения, нужно преодолеть и другие пороки, питающие эти страсти: гордость, тщеславие, сребролюбие, блуд и прочее. Необходимости стремиться не только к трезвости, но и к трезвению.

Будем помнить: с того момента, когда человек вступает на борьбу со своими страстями, время работает на его выздоровление, а не на усугубление страстей.

Священник Алексий Мороз выделяет основные правила избавления от страстей:
  1. Работу по искоренению страстей следует начинать разу же, как только принято такое решение.
  2. Беззаконные способы использовать нельзя ни при каких обстоятельствах. Иначе можно приобрести такое поражение души, что и Школа трезвения уже не поможет.
  3. Правило третье. Посоветуйся с человеком мудрым и, по наставлению пророка, без рассуждения не делай ничего (Сир. 32, 21). Чтобы легче преодолевалось тяжелое душевное состояние, не следует замыкаться в себе. Отвращаясь от неполезных компаний, нужно стремиться к общению с теми, от кого душа получает пользу.
  4. Правило четвертое. Вырабатывайте в себе твердые трезвенные убеждения. Помните, что трезвым человеком нужно становиться по убеждению.
  5. Правило пятое. Начав борьбу с пороком, вести ее нужно не от случая к случаю, а каждый день, без перерывов в работе.нужно учиться решать свои проблемы, приобретая опыт. Трудность борьбы не должна вас смущать - положительные результаты достигаются только при упорном, зачастую тяжелом труде. Не следует оставлять труд самоисправления при первых же сложностях:
Апостол Павел предупреждает: " Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное" (1Кор. 15, 46). Кому-то можно быстро приступать к духовным вопросам, а кому-то полезно разобраться сначала со своими психологическими проблемами. Должна быть благоразумная постепенность в трудах, без рывков и перепрыгивания через несколько ступеней.
6. У каждого человека своя мера в труде, поэтому работа должна быть посильной. Это шестое правило.
Начиная борьбу, не стоит сразу брать на себя слишком много. Иначе результат может оказаться прямо противоположным ожидаемому. Выяснив, что ноша непосильна, вы можете впасть в уныние и совершенно забросить заботу о спасении души.
7.Правило седьмое. Нужно постоянно следить за своим внутренним состоянием, осознанно преодолевая страсть. Для этого рекомендуют:
  • Иметь достоверные знания по своей проблеме, постоянно их пополнять. Этой цели служат занятия в Школе трезвения при Храме Александра Невского.
  • В начале каждого дня рекомендуется обдумать, какие события должны произойти и какие внутренние движения эти события могут в вас вызвать. Заранее решите и зафиксируйте варианты своих действий, чтобы избежать лишних искушений. Тяготы, боли и скорби не должны, однако, никого ни удивлять, ни пугать: они даются нам для нашего духовного оздоровления. Лекарство горькое, но целительное, от него неполезно отказываться.
  • Необходимо надеяться на Господа и на то, что Он не оставит вас один на один с врагом, и молиться Иисусовой молитвой: Господи Иисусе Хрисе, Сыне Божий, помилуй меня! Чтобы Бог услышал молитву, нужно молиться не кончиком языка, а сердцем.
  • Ежедневно читать хотя бы одну главу из Евангелия. Старайтесь обдумать прочитанное. Пусть будут слова Евангелия вам напутствием.
  • Вести дневник происходящих событий, составлять продуманный план работы по борьбе со страстью и давать письменный анализ выполнения плана. Работать с дневником лучше всего вечером.
8. Правило восьмое. Следует постараться перестроить свое внешнее поведение. Для укрепления духовного состояния полезны паломничества в монастыри.
9. Не нужно смущаться, если у вас долгое время не наблюдается никаких видимых значительных улучшений. Дурные пристрастия имеют прогрессирующий характер, развиваются во времени, укрепляясь в человеке, поэтому, если не давать дурному пристрастию и дальше развиваться, то в этом и будет состоять первый видимый результат.
Положимся на волю Божию, не будем торопить события, а будем утверждаться в усердии и терпении. Демонические силы, которые стоят за той или иной страстью, обязательно будут пытаться столкнуть человека со спасительного пути мысленными представлениями о тяжести трудов и даже о бессмысленности сопротивления, а также внешними искушениями. Будем помнить, что страх и уныние - не что иное, как воздействие этих сил на человеческую душу. Помнить, что это учит нас постоянно обращаться за помощью к Господу, и не впадать в уныние при малейших искушениях.
  • Нужно освятить жилище. Для духовного укрепления ежедневно употребляйте натощак святую воду и кусочки просфоры.
  • Нужно как можно чаще прибегать к Причастию. Это таинство дает благодать и новые силы для борьбы со страстями.
  • По благословению духовника принять Обет трезвости. Обет трезвости дается Богу и нарушать его нельзя.
При успехах в работе не следует гордиться, приписывать заслуги себе. Ибо во всем хорошем есть Божия помощь через доброжелательных людей. Чтобы не потерять приобретенное благо, надо стараться не осуждать, не злословить кого-либо. Во всех происходящих событиях искать Промысел Божий, следить за ними не с точки зрения их житейского смысла, но как за некоторыми знамениями, которые посылает нам Господь. То есть воспринимать окружающий мир как духовное училище, в котором одна ситуация учит хорошему, другая показывает, как делать не стоит.

Осуществлять в своей жизни православное служение. Благодать Господня дается христианину не через одну веру, но и добрые дела. Нельзя получить исцеление души без доброделания. Когда по смерти человека душа поднимается к Богу, она на своем пути встречает множество бесов, которые истязают ее за грехи. Они показывают хартии, на которых написаны все большие и малые грехи человека, не исповеданные отцу духовному. Бывает, что человек согрешил по неведению, т. е. не знал, что это грех, а бесы все равно требуют ответа, как бы выкупа за грех. А чем может откупиться душа? Добрыми делами! Бесам, конечно, не нужны добрые дела, и они от злости зубами скрежещут, когда душа откупается от них. Они с радостью низвергли бы душу в ад, но Ангелы охраняют ее, и только если душе нечем откупиться, нет у нее добрых дел, тогда только Ангелы отходят, и душа остается во власти демонов.

Всегда благодарить Бога и людей, через которых получаешь помощь.

Делайте, делайте внешнее, а за внешнее Господь даст и внутреннее" (Один из подвижников).

Однако одного нашего усердия недостаточно. Господь говорит: "Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8, 36) Все доброе, все очищение сердца, искоренение страстей, снятие с человека "окамененного нечувствия" - совершается Благодатию Божией.

И конечно, реальную помощь вы получите в обществе "Трезвени" при Храме Александра Невского.
Ждем вас!
Трезвитесь, бодрствуйте с Богом.

В беседе использованы материалы кн. Н.Е. Пестова
"Современная практика православного благочестия" В 2-х т.,
Сатис, Санкт-Петербург, 2000, т.1 стр. 264-270
и материалы газ. "Трезвение".




© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.12031 c.