Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Беседы на православном радио »

09.01.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

02.01.2018 | Готовимся к Рождеству! Как провести Рождественские праздники жителям и гостям уральской столицы

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Беседы на православном радио

- -  

Зрение пасхальное (рассказ А. П. Чехова "Казак")

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! С вами в студии Алевтина Лежнина. Продолжаем наши передачи в школе трезвение и предлагаем вам послушать замечательный рассказ А.П. Чехова "Казак".

Арендатор хутора "Низы" Максим Горчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вёз только что освящённый кулич. Солнце ещё не всходило, но восток уже румянился, золотился. Было тихо... Перепел кричал свои "пить пойдём! пить пойдём!", да далеко над курганчиком носился коршун, а больше во всей степи не было заметно ни одного живого существа.

Горчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово воскресение. Женат он был недавно и теперь справлял с женой первую Пасху.

На что бы он ни взглянул, о чём бы ни подумал, всё представлялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своём хозяйстве и находил, что лучше и не надо, всего довольно и всё хорошо: глядел он на жену - и она казалась ему красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями. А когда он по пути закурил папиросу и выпил стаканчик, ему стало ещё веселее...

-Сказано, велик день! - говорил он. - Вот и велик! Погоди, Лиза, сейчас солнце начнёт играть. Оно каждую Пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!

-Оно не живое, - заметила жена.

-Да на нём люди есть! - воскликнул Горчаков. - Ей-Богу, есть! Мне Иван Степанович рассказывал - на всех планетах есть люди, на солнце и на месяце! Право... А может, учёные и брешут, нечистый их знает! Постой, никак лошадь стоит! Так и есть!

На полдороге к дому, у Кривой Балочки Горчаков и его жена увидели осёдланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги.

-Христос воскресе! - крикнул ему Максим.

-Воистину воскрес, - ответил казак, не поднимая головы.

-Куда едешь?

-Домой на льготу.

-Зачем же тут сидишь?

-Да так...захворал... Нет мочи ехать.

-Что ж у тебя болит?

-Весь болю.

-Гм...вот напасть! У людей праздник, а ты хвораешь! Да ты бы в деревню или на постоялый двор ехал, а что так сидеть?

Казак поднял голову и обвёл утомлёнными, больными глазами Максима, его жену, лошадь.

-Вы это из церкви? - спросил он.

-Из церкви.

-А меня праздник в дороге застал. Не привёл Бог доехать. Сейчас сесть бы да доехать, а мочи нет...Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свячёной пасочки разговеться!

-Пасочки? - спросил Горчаков. - Оно можно, ничего... Постой, сейчас...

Максим быстро пошарил у себя в карманах, взглянул на жену и сказал:

-Нету у меня ножика, отрезать нечем. А ломать-то - не рука, всю пасху испортишь. Вот задача! Поищи-ка, нет ли у тебя ножика?

Казак через силу поднялся и пошёл к своему седлу за ножом.

 

-Вот ещё что выдумали! - сердито сказала жена Горчакова. - Не дам я тебе пасху кромсать! С какими глазами я её домой порезанную повезу? И видано ль дело - в степи разговляться. Поезжай на деревню, к мужикам да там и разговляйся!

Жена взяла из рук мужа кулич, завернутый в белую салфетку, и сказала:

-Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свяченая пасха, и грех её без толку кромсать.

-Ну, казак, не прогневайся! - сказал Горчаков и засмеялся. - Не велит жена! Прощай, путь-дорога!

Максим тронул вожжи, чмокнул, и бричка с шумом покатила дальше. А жена всё ещё говорила, что резать кулич, не доехав до дому, - грех и не порядок, что всё должно иметь своё место и время. На востоке, крася пушистые облака в разные цвета, засияли первые лучи солнца, послышалась песня жаворонка. Уж не один, три коршуна, над степью. Солнце пригрело чуть-чуть, и в молодой траве закричали кузнечики.

Отъехав больше версты, Горчаков оглянулся и пристально поглядел вдаль.

-Не видать казака... - сказал он. - Экий сердяга, вздумал в дороге хворать! Нет хуже напасти: ехать надо, а мочи нет...Чего доброго, помрёт в дороге...Не дали мы ему, Лизавета, пасхи, а небось и ему надо было дать. Небось и ему надо было дать. Небось и ему разговеться хочется.

Солнце взошло, но играло оно или нет, Горчаков не видел. Всю дорогу до самого дома он молчал, о чём-то думал и не спускал глаз с чёрного хвоста лошади. Неизвестно отчего, им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто её и не было.

Приехали домой, христосовались с работниками, Горчаков опять повеселел и стал разговаривать, но как сели разговляться и все взяли по куску свяченного кулича, он невесело поглядел на жену и сказал:

-А нехорошо, Лизавета, что мы не дали тому казаку разговеться.

-Чудной ты, ей-Богу! - сказала Лизавета и с удивлением пожала плечами.

-Где ты взял такую моду, чтобы свяченую пасху раздавать по дороге? Нешто это булка? Теперь она порезана, на столе лежит, пускай ест, кто хочет, хоть и казак твой! Разве мне жалко?

-Так-то оно так, а жалко мне казака. Ведь он хуже нищего и сироты. В дороге, далеко от дому, хворый...

Горчаков выпил полстакана чаю и уж больше ничего не ел и не пил. Есть ему не хотелось, чай казался невкусным, как трава, и опять стало скучно.

После разговления легли спать. Когда часа через два Лизавета проснулась, он стоял у окна и глядел во двор.

-Ты уже встал? - спросила жена

-Не спится что-то...Эх, Лизавета, - вздохнул он, - обидели мы с тобой казака!

-Ты опять с казаком! Дался тебе этот казак. Бог с ним

-Он царю служил, может, кровь проливал, а мы с ним как со свиньёй обошлись. Надо бы его больного домой привесть, покормить, а мы ему даже кусочка хлеба не дали.

-Да, так и дам я тебе пасху портить. Да еще свяченую! Ты бы её с казаком искромсал, а я бы потом дома глазами лупила? Ишь ты какой!

Максим потихоньку от жены пошёл в кухню, завернул в салфетку кусок кулича и пяток яиц и пошёл в сарай к работникам

-Кузьма, брось гармонию, - обратился он к одному из них. - Седлай гнедого или Иванчика и езжай побыстрее к Кривой Балочке. Там больной казак с лошадью, так вот отдай ему это. Может, он ещё не уехал.

Максим опять повеселел, но, прождав несколько часов Кузьму, не вытерпел, оседлал лошадь и поскакал к нему навстречу. Встретил он его у самой Балочки.

-Ну что? Видал казака?

-Нигде нету. Должно, уехал.

-Гм... история!

Горчаков взял у Кузьмы узелок и поскакал дальше. Доехал до деревни, он спросил у мужиков:

- Братцы, не видали ли вы больного казака с лошадью? Не проезжал ли тут? Из себя рыжий, худой, на гнедом коне.

Мужики поглядели друг на друга и сказали, что казака они не видели.

- Обратный почтовый ехал, это точно, а чтоб казак или кто другой - такого не было.

Вернулся Максим домой к обеду.

- Сидит у меня этот казак в голове, и хоть ты что ! - сказал он жене. - Не даёт покою. Я всё думаю: а что, ежели это Бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал? Ведь бывает это. Нехорошо, Лизавета, обидели мы человека!

- Да что ты ко мне с казаком пристал? - крикнула Лизавета, выходя из терпения. - Пристал, как смола!

- А ты, знаешь, не добрая.

- Пущай я не добрая, - крикнула она и сердито стукнула ложкой, - а только не стану я всяким пьяницам свяченую пасху раздавать!

- А нешто казак пьяный?

- Пьяный!

- Почём ты знаешь?

- Пьяный!

- Ну и дура!

...Вечером, когда стемнело, ему стало нестерпимо скучно, как никогда не было, - хоть в петлю полезай! От скуки и досады на жену он напился, как напивался в прежнее время, когда был неженатым. В хмелю он бранился скверными словами и кричал жене, что у неё злое, некрасивое лицо и завтра же он прогонит её к отцу.

Утром на другой день праздника он захотел опохмелиться и опять напился.

С этого и началось расстройство. Лошади, коровы, овцы и ульи мало- помалу друг за дружкой стали исчезать со двора, долги росли, жена становилось постылой... Все эти напасти, как говорил Максим, произошли оттого, что у него злая, глупая жена, что Бог прогневался на него и на жену... за больного казака. Он все чаще и чаще напивался. Когда был пьян, то сидел дома и шумел, а трезвый ходил и ждал, не встретиться ли ему казак...


А теперь попробуем прокомментировать рассказ А.П. Чехова "Казак"". Это поможет глубже понять произведение.

Впервые произведение опубликовано в "Петербургской газете" в 1887 году. В рассказе Чехов выступает как удивительный мастер детали. Но на этот раз он не просто точен, но точен богословски.

Главный герой произведения Максим Горчаков, арендатор хутора "Низы", впервые встречает Пасху вместе с молодой женой. Праздник Пасхи - светлый, радостный, счастливый. Но на полдороге от церкви к дому почему-то у Максима от праздничной радости в груди не осталось ничего, им овладела скука?

Максим ещё не знает, что получил от Господа в главный Его праздник необыкновенный подарок - возможность видеть истинный смысл вещей - новое, преображённое зрение - прозрение. А земное его зрение стало меркнуть, весь веер земных красок свернулся: "Солнце взошло, но играло оно или нет, Горчаков не видел. Всю дорогу до самого дома он молчал, о чём-то думал и не спускал глаз с чёрного хвоста лошади. Неизвестно отчего им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто её и не было".

Но вот - вдруг, вмиг его смотрение перерастает в прозрение: привычный пейзаж рушится, его символы теряют свою мнимую красоту и радостность, когда Горчаков замечает больного казака: "У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе под ноги".

Это новое преображённое пасхальное зрение позволяет увидеть главное в мнимо радостном пространстве привычного бытия - человека - больного, страдающего. Торжество воскресения Христа это не праздник обретения сверхмощной человеческой радости, наоборот, это благословенный день потери всех человеческих (физических, плотских) радостей, празднование обретения возможности видеть боль этого мира везде и всюду (ключом, паролем к видению этой боли, к обнаружению её становятся слова "Христос Воскресе", которыми герой рассказа приветствует сидящего казака), понять, что весь мир, как бы он не прятался за свои искусственные или мнимые счастья, есть Боль.

o Что ж у тебя болит?

- Весь болю.

Слова "Христос Воскресе" воскрешают, восстанавливают падшего, низменного (с хутора "Низы") человека, возносят его в своём покаянном страдании до сверкающих золотом куполов храма.

Как это происходит в рассказе А.П.Чехова?

Горчаков, узнав от казака о том, что тот болен, буквально поражён, изумлён этим известием: в его сознании не укладывается: как же так, у людей праздник, а казак хворает ?! Он готов помочь казаку в его беде, выручить его вылечить его.

Разве Христос не исцелял болеющих и страдающих? Разве священная Христова пасха не чудодейственное средство против болезни? Конечно, он выполнит просьбу казака и угостит его священной пасхой.

Но всё не так просто. Выполнить просьбу казака Горчаков не в состоянии. Не только потому что не велит жена: "Не дам я тебе пасху кромсать! С какими глазами я её домой порезанную повезу? И видано ль дело - в степи разговляться. Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свячёная пасха, и грех её без толку кромсать".

Дело в том, что Горчаков ещё не готов совершить это духовное, Христово действие. Не в силах. Духовное действие подготавливается медленно, зреет. У тебя должно быть достаточно внутренних сил, чтобы совершить его. Горчаков в момент встречи с больным казаком и слаб и недостоин.

Да, он счастлив по-человечески и силён в своём человеческом счастье, но в этом, духовном случае людские силы не имеют цены. Здесь действует и ценится другое. Как обрести его?

Господь, показуя больного казака, говорит Максиму об этом. Горчаков застаёт казака в том состоянии, которое в православии именуют покаянным: "Христос Воскресе! - крикнул ему Максим. - "Воистину воскрес",- ответил казак, не поднимая головы".

Состояние казака можно проиллюстрировать словами из русских покаянных молитвословий, готовых, кажется, сорваться с воспалённых губ казака. Словно ещё миг и воззовёт он к Господу: "Откуда начну плакати окаянного моего жития? Кое же положу начало нынешнему рыданию". Больной казак, узнав, что Горчаков только что из храма, внутренне возводит Максима чуть ли не в ранг священника и через него готов (по тому состоянию, в котором его показывает Чехов, схожему с состоянием младенца во чреве матери: у самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги) обратиться к Богу: "На небо очи мои возвожу и духом весь предстою Ти, Отче небесный, но естество брения влечёт долу, и грехи мнози влекут душу в преисподню, Ты же, Творче и Создателю мой, яко Всемогущий и Милосердый, обнови мя, да воспоряю выну горе, якоже орёл, победно взывая Ти песнь: Аллилуйя".

Господь даёт Максиму видеть, как, из какой муки растёт, готовится будущее воскресение, при помощи казака воспитует в Максиме будущего внутреннего человека, которому ещё предстоит пройти через покаяние, через муки перерождения, которому ещё предстоит родиться.

Не здоровый, сильный, имеющий молодую жену, возвращающийся из праздничной церкви Горчаков, оказывается, счастлив во Господе, а немощный, находящийся вдали от дома, от родных, не имеющий силы доехать до церкви казак. Ибо он уже готов обратиться к Господу, он ближе к Творцу. А Горчакову предстоит долгий, скорбный путь пройти, пересмотреть многое в себе, многого лишиться (" Лошади, коровы, овцы и ульи мало-помалу друг за дружкой стали исчезать со двора, долги росли, жена становилась постылой..."), и много слёз пролить ("...ходил по степи, и ждал, не встретиться ли ему казак.."), дабы обрести радость воззвать к Господу: "Колико одежд раздеру, окаянный, и покоя достигну? Колико пепла возложу на главу срамную мою ине имам помышлений лютых? Коим вретищем покрыюся и не узрю беззаконий моих? Всуе мятуся, покаяния иский. Но Ты, Христе, рекший: без Мене не можете творити ничесоже, пройди во уды моя, словом Твоим разсецы каменную утробу мою, порази камень моего и источники слёз изведи!"

Это не его, Горчакова, праздник сегодня, а праздник казака, который сейчас, в сию минуту, в сей миг нуждается в священном хлебе Господнем - в освящённом куличе (нуждаться, а не иметь - праздник). Горчакову же в нём особой личной нужды нет. Дома со всеми как все и разговеется. Для него и его жены освящённый кулич не реальность Божия, которая должна реально присутствовать и действовать в земной жизни, например, помогать больному казаку, но некий "завёрнутый в белую салфетку" музейный экспонат, к тому же хранящийся в запасниках, извлечь который оттуда никоим образом невозможно: "Жена взяла из рук мужа кулич, завёрнутый в белую салфетку, и сказала: "Не дам! Надо прядок знать. Это не булка, а свяченая пасха, и грех её без толку кромсать". - "Ну, казак, не прогневайся! - сказал Горчаков и засмеялся. - Не велит жена! Прощай, путь-дорога!"...

Но где истинный путь-дорога, где настоящий дом? Праздник Христова Воскресения - это торжество обретения не дома, а только пути-дороги к нему - дому истинному. Это праздник не домашнего успокоения и уюта, но торжество пути - тяжёлого, но найденного, очевидного и единственного. "А меня праздник в дороге застал", - говорит казак. Истинный, духовный праздник - соприроден дороге и красен дорогой.

Для Горчаковых важно не реальное присутствие и действие Божие (дорога как символ живого, быстро меняющегося бытия), а порядок знать (дом - в данном контексте - как символ удобности, успокоенности и духовной неподвижности).

Встретил Горчаков казака " на полдороге к дому, у Кривой Балочки" . То есть Господь предоставил Максиму возможность выпрямить сой путь - направить его к Богу, прожить вторую часть жизни с Богом и по-Божьи.

В лице казака Горчаков, как ему думается, теряет самого Господа, возможно, хотел испытать их, Максима и его жену, "и ангела или святого в виде казака... навстречу послал".

Он не спит ночь, посылает слугу к Кривой Балочке, чтобы тот нашёл казака и отдал и ему кусок кулича и пяток яиц. Потом едет сам. Но нет нигде казака. Исчез казак, как будто его и не было.

Мысли о казаке не дают Максиму покоя: "И, как нарочно, казак всё не выходил из головы, и Максиму мерещились то его больные глаза, то голос, то походка..."

Так человечество с вознесением Господа тоскует о Нём, ищет Его, воспоминает Его в церковных службах. Как ученики Христа воспоминали по уходу в горницы Небесные каждое слово, каждый жест Господень, дабы воспроизвести всё, связанное с казаком (для него посланником Божиим, а может и самим Господом).

 

Так поразительно чеховское пасхальное зрение. Чехов, духовно точно расставляя акценты, создаёт для читателя возможность пережить акт преображения зрения - от рассмотрения к прозрению, приближает пространство рассказа к церковному пространству, которое есть пространство прозрения.

Верх - церковь, низ - хутор "Низы", сладость - кулич, горечь - Горчаков (фамилия героя). Знаток церковного чтения всегда с удовлетворением заметит после литургии, что дьякон глубоко опытен, ибо классически "держит лестницу", то есть читает священный текст с постепенным повышением тона, чуть-чуть приподымая последующее слово над предыдущим, и так - всё выше, выше. Таким образом, каждое слово в церковном чтении как духовном действии есть очередная, более высокая ступень на лестнице, восходящей в небо. Такое чтение суть прозрение в текст.

На этом мы закончим, до следующей встречи.

Трезвитесь, бодрствуйте с Богом!

 

Беседа подготовлена по материалам журнала "Литературная учеба",

- ст. А. Фурсова "Зрение Пасхальное".

 




Старый стиль 13Февраль воскресенье Новый стиль) 26Февраль Седмица cырная (масленица) - сплошная. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Глас 3. Заговенье на Великий пост. Из трапезы исключается мясо. Свт. Серафима (Соболева), архиеп. Богучарского (1950). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Мартиниана (V). Прпп. Зои и Фотинии (Светланы) (V). Прп. Евлогия, архиеп. Александрийского (607-608). Прп. Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, Мироточивого (1200). Сщмч. Василия и Гавриила пресвитеров (1919). Сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (1920). Сщмч. Зосимы, Николая, Василия, Иоанна, Леонтия, Владимира, Парфения, Иоанна, Иоанна, Михаила пресвитеров и Евгения диакона, мч. Павла, прмцц. Анны, Веры и Ирины (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9-20. Лит. - Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4. Мф., 17 зач., VI, 14-21. В это воскресенье после вечерни, по традиции, совершается чин прощения. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Мф. 6, 14-21). "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, - и все тут. Прощеный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом. Молитвы Тропарь преподобного Мартиниана Палестинскогоглас 8Пламень искушений слез теченьми погасил еси, блаженне,/ и, морская волнения, и зверей стремления обуздавый, взывал еси:/ препрославлен еси, Всесильне, огня и бури спасый мя. Кондак преподобного Мартинианаглас 2Яко подвижника благочестия искусна,/ и страдальца произволением честнаго,/ и пустыни жителя и всельника,/ в песнех достойно восхвалим Мартиниана присночестнаго:// той бо змия попра. Тропарь преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивогоглас 3Божественною благодатию просветився,/ и по смерти показуеши светлость жития твоего,/ источаеши бо миро благоухания/ притекающим к раце мощей твоих,/ и люди твоя наставил еси к свету Богоразумия,/ Симеоне отче наш,/ Христа Бога моли/ даровати нам велию милость. Тропарь общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа Сербскагоглас 1Обители Хиландарския священных строителей / и Афона светильники, Сербии похвалу, / Симеона величайшаго, преподобных лепоту, / и род его чудный, святителя, - глаголю,- Савву,/ приидите согласно почтим, глаголя: / молите Христа Бога / о пастве вашей, блаженнии,/ и о еже Церкви свободней быти от обстояний. Тропарь общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа Сербскагоглас 1Иже теплыя заступники в скорбех и напастех имуще, / Симеона Богоноснаго и Савву первосвятителя,/ припадем к нима с верою,/ яко да молитвами их от напастей избавляеми,/ по долгу благоверно Спаса и Бога прославим, глаголюще: / слава Давшему вам крепость,/ слава Прославльшему вы чудесы,/ слава Избавлыпему нас от скорбей молитвами вашими. Кондак преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивогоглас 6Ангельское возлюбив на земли житие,/ миродержание и мир оставив,/ пощением Христу, Симеоне, последовал еси,/ к Немуже любящих тя апостольски наставил еси, вопия:/ возлюбите Бога, якоже Он возлюби нас. Кондак общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа СербскагоГорнюю жизнь возлюбивше, славнии,/ жизнь сущую на земли презресте./ Сего ради в вышних со Ангелы всегда ликующе,/ молите о всех нас. Ин кондак преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивогоглас 2Иго Христово прием, Симеоне,/ и, Того Крест взем, последовал Ему, / насажден в дому Господнем, процвете, яко финике, / якоже кедр, иже в Ливане, умножил еси чада твоя,/ муж желаний духовных, чудотворец бо явися,/ Христа Бога моли непрестанно о всех нас. Показать ещё молитвы Ин кондак общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа СербскагоДнесь Симеон с Саввою, блаженнии, в дусе пришедше,/ спасают от обстояний паству их:/ сии бо Троицу проповедаша Единаго Бога,/ Церкве явишася утверждение,/ в преподобных Мироточивый и во святых чудотворец:/ сии бо и во бранех необоримии защитницы ноказашася,/ Афона похвала и народа Сербскаго крепость. Тропарьглас 4Божественною ревностию присно распалаемь,/ Православия столп явился еси/ в Софии граде возсияв,/ и благочестием твоим многия люди ко Христу привел еси,/ пастырю добрый, святителю Серафиме,/ моли Христа Бога, спастися душам нашим. Ин тропарьглас 5Сосуд Божественных даров/ и дом Святыя Троицы явился еси,/ чудотворче святителю отче Серафиме,/ темже, имея дерзновение ко Господу,/ не остави нас сирых/ и, якоже обещался еси,/ испроси нам молитвами твоими/ мир и велию милость. Кондакглас 4. Подобен: Вознесыйся на Крест:Вознесыйся на высоту смиренномудрия,/ благочестия учитель явился еси,/ Православия поборниче и странных предстателю,/ монашествующих похвало и пастырю изрядный./ Темже любовию зовем ти:/ радуйся, Серафиме, чудотворче. Службы13 февраля: Преподобного Мартиниана Сайты приходов: Омская епархия:Храм священномученика Сильвестра Омского г. Омск Кафедральный собор Успения Божией Матери г. Омск Храм св. Сильвестра Омского с. Калинино Статьи на Православие.Ru «Приходите ко мне на могилу, и я вам помогу»Болгары гораздо больше знают «дедушку Владыку Серафима» не как богослова, а как подвижника благочестия и святого, которому Господь даровал изобильную благодать чудотворений. Архиепископ Серафим (Соболев) – русский иерарх на болгарской земле «Владыка Серафим был редким примером святого, благодатного архиерея с чистой пастырской совестью… [Он] не оставил своих чад и после своего успения». Храните чистоту душиРусский Никольский храм в Софии — одна из самых посещаемых церквей столицы Болгарии. Люди здесь всегда: они заходят, чтобы помолиться у гроба архиепископа Серафима (Соболева). Почти каждый приносит с собой записку — «письмо» к владыке с просьбой помолиться о себе или близких. И люди знают, что их молитвы не останутся без ответа. Почему православные болгары почитают русского архипастыря как национального святого ― об этом наш рассказ. Святитель Серафим (Соболев), Богучарский чудотворецЖитие – Чудеса – Богословие – Воспоминания о святителе – Книги. «Господь близко: позовешь Его — сразу откликнется!»Православная вера — Календарный вопрос — Православная Церковь и еретики — Жития святых — Монашество — Духовная брань — Любовь, смирение, молитва. Святитель Серафим – «дядо» всея БолгарииМилость Божия вошла в жизнь многих людей через невидимое, но явное присутствие святителя Серафима. Его помощь – скорая. И невозможно не почувствовать в Софийском чудотворце родного человека – «дядо», дедушку. «Дружба с миром есть вражда против Бога»Однажды блудница, поспорив с развратными людьми, что соблазнит святого, пришла к нему ночью под видом странницы.. Преподобный Симеон Мироточивый, основатель Хиландарского монастыряСвятой Савва перевез тело святого Симеона, источающее миро, из Хиландара в Сербию. Когда князь Стефан по политическим соображениям решил отказаться от Православия, мироточение прекратилось. Тогда перед могилой зачитали письмо Саввы – и святой вновь проявил благоволение к своему народу. «У нас с супругом много лет не было детей»Долгое безчадие супругов, наконец беременность, но такая тяжелая, реанимация, экстренные роды, снова реанимация и интенсивная терапия… И постоянная молитва. Слово в Прощеное воскресеньеСвятейший патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков)Мы собираемся в прощеный день в святые храмы для того, чтобы испросить друг у друга прощения в наших согрешениях и нанесенных друг другу обидах. Нужно обратить внимание на ту молитву, которую дал нам Господь Иисус Христос и которая всем нам очень хорошо знакома. Это молитва «Отче наш». Ведь что там сказано? Какими словами молимся мы? «И остави нам долги наша,– просим мы,– как и мы оставляем должником нашим». Синаксарь в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнанияВ этот день мы творим воспоминание изгнания первозданного Адама из рая сладости, которое наши божественные отцы установили прежде (начала) святой Четыредесятницы, показывая этим, насколько полезно человеческому естеству лекарство поста и насколько, напротив, отвратительны последствия сластолюбия и непослушания. Проповедь в прощеное воскресеньеАрхимандрит Иоанн (Крестьянкин)Слава Тебе, Боже, что сподобились мы дожить до святого поста! Еще дается нам время опомниться. Еще изъявляется Господом готовность принять нас в родительские объятия помилования. Три недели молитвенно взывали мы: «Покаяния отверзи нам двери, Жизнодавче!». И вот, приблизилось сие спасительное покаянное время. Мы стоим у входа во святый пост – поприще покаяния и милосердия к нам Божия. Приступим же с дерзновением и внидем с желанием! Проповедь на воспоминание Адамова изгнанияАрхимандрит Тихон (Шевкунов)Вот, если можно так сказать, такой же самой пошлой рекламе — «Вкусите и будете как боги!» — поддались и наши прародители. Нет ничего нового под солнцем. Вопросы священнику о Великом ПостеКак положено поститься в Великий пост? Какие действия нежелательно совершать в период Великого поста? Как установить меру поста при телесной немощи? В чем смысл брачного воздержания во время поста? Если ребенок зачат во время Великого поста, риск рождения больного ребенка очень велик? Толкование Евангелия на каждый день года.Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Почему накануне Великого поста Господь говорит об этом? Цель и смысл Поста заключается в том, чтобы мы стяжали сокровище. Что нужно делать в прощенное воскресенье?Иеромонах Иов (Гумеров)Что нужно делать в прощенное воскресенье? Великий постСвятая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме. Как нужно правильно поступать в прощеное воскресенье?Иеромонах Иов (Гумеров)В прощеное воскресенье принято у всех просить прощения. Как правильно это делать? Какие слова нужно произносить? Как вообще выглядит обряд или процедура прошения прощения? Слово в день воспоминания Адамова изгнанияАрхимандрит Тихон (Шевкунов)Эта история не только про Адама, эта история – про каждого из нас. Церковь постоянно подсказывает нам. Внимательнее отнеситесь к этому. Церковь говорит: «В Адаме каждый из нас умирает, а во Христе воскресает». Церковь говорит в молитвах Божественной литургии и Василия Великого, и Иоанна Златоустого: «Ты от небытия в бытие привел еси и отпадшия возставил еси паки», – каждого из нас. (MP3 файл. Продолжительность 26:24 мин. Размер 12.7 Mb) Слово в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнанияАрхимандрит Иоанн (Крестьянкин)Быстротечная река времени стремительным потоком несется в вечность. И только Святая Церковь и праздники Божии на какое-то мгновение приостанавливают это движение, как бы отсчитывая время. И вся наша жизнь, от рождения до исхода из нее, отражается в этом годичном круге, напоминает и зовет: «Познай себя, всмотрись в себя, человече. Кто ты, как живешь и что ждет тебя впереди? Ведь и ты вместе с этим потоком времени несешься к безвремению, к вечности». И так каждый день, каждый год. Слово в Прощеное воскресенье. Воспоминание Адамова изгнанияАрхимандрит Тихон (Шевкунов)В нынешней нашей жизни слово «изгнанники» стало немножко романтичным, возвышенным, даже героическим. А для того, чтобы нам понять, что же такое тогда в те, первые времена, на заре человечества было это событие, что же произошло с нашими предками и со всем человеческим родом, нам надо понять истинное значение этого события и этих слов. (MP3 файл. Продолжительность 15:20 мин. Размер 7.4 Mb) Колокольные звоны в период святой ЧетыредесятницыНиколай ЗавьяловС наступлением Великого поста в богослужебной практике происходят значительные изменения. Они касаются не только чтения и пения, но также и порядка колокольных звонов. О том, как правильно, согласно уставу, совершать колокольные звоны в период святой Четыредесятницы, рассказывает известный московский звонарь, преподаватель кампанологии Сретенской духовной семинарии Николай Завьялов. Прощеный день. Из воспоминаний детстваСвященник С. Соколов— Ну, ты, мать, прости меня… Мы с тобой много лишнего наболтали и нагрешили, а мне служить… — говорит он, утираясь полотенцем и тщательно протирая между пальцами. — Бог тебя простит, — кротко говорит бабушка, — ты меня прости. Дедушка зажигает свечу. Свеча плохо разгорается, и дедушка тихо поднимает ее и опускает, потом, защитивши огонь левой рукой, направляется в зал. Неделя сыропустная. Евангелие о постеСвятитель Николай (Велимирович)Пост делает человека крепким, решительным и дерзновенным – и пред людьми, и пред демонами. Слово в Прощеное воскресенье. О прощенииИеромонах Арсений (Писарев)В последнее воскресенье перед началом Великого поста, за пятьдесят дней до Пасхи, Святая Церковь вспоминает изгнание праотца нашего Адама из Рая. А еще этот день называется Неделей сыропустной и Прощеным воскресеньем. Прощеным называется потому и для того, чтобы напомнить всем нам о необходимости испросить прощения прегрешений у ближних своих и взаимно простить им, в чем они виноваты перед нами. (MP3 файл. Продолжительность 10:54 мин. Размер 5.3 Mb) Вечерня с чином прощения в Сретенском монастыре21 февраля / 6 марта. Прощеное воскресенье. Сретенский монастырь. Вечерня, чин прощения. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 57:46 мин. Размер 27.8 Mb) Слово Предстоятеля Русской Церкви на вечерне с чином прощения в Храме Христа СпасителяС чего же должно начаться наше покаянное поприще? Оно должно начаться с очень простого и одновременно очень трудного дела. Мы должны в первую очередь найти в себе силы и мужество принести покаяние перед нашими ближними, как бы трудно и больно это ни было. Перед лицом тех, кого мы обидели и даже перед лицом тех, кто нас обидел, принести покаяние, сказать простое слово «прости». Сказать его не машинально, не по обычаю только, но с полным осознанием того, что без этого примирения с ближним не может быть внутреннего очищения человека, не может начаться дорога в Царствие Божие. И Церковь призывает нас к этому деянию сегодня. Найдем в себе силы сказать нашим ближним «прости». Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели сыропустной16 февраля / 1 марта 2014 г. Суббота сырной седмицы. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:53:13 мин. Размер 124.8 Mb) Божественная литу
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06708 c.