Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Беседы на православном радио »

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Беседы на православном радио

- -  

Священник Петр Поляков.

Радиошкола трезвение
Ведущая Алевтина Лежнина

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Сегодня в цикле "Подвижники благочестия" мы предлагаем рассказ об отце Петре Полякове.

" О виртуозах музыки и пения часто приходится слышать отзывы: "Он с душой поёт или играет", К числу таковых хочется отнести и отца Петра Полякова..." - так отмечали "Известия по Санкт - Петербургской епархии" в 1904 году.

Пётр Иванович Поляков (1858-1922) - личность незаурядная. В начале ХХ века он был известен в Петербурге не только как горячий поборник утверждения трезвого образа жизни, но и как замечательный пастырь и духовный писатель, организатор и издатель первой всероссийской противоалкогольной газеты "Трезвение". За свою жизнь он создал более двадцати высокохудожественных литературных произведений. О широте и многогранности его интересов говорят названия его книг: " Православие как основа жизни", "Под сенью благодати", " Лучи света Христова", "Победа трезвости", "Вещания святых апостолов".

История жизненного пути протоиерея Петра Полякова интересна и поучительна. Он, будучи сельским учителем в Курской губернии, организовал в 1884 году одно из первых православных обществ трезвости в России - "Христианское общество трезвости и воздержания". В Курской губернии Поляков начал издавать первый в России трезвенный журнал "Трезвое слово", который выходил в виде сборников.

Можно сказать, что трезвенное движение 80-х годов Х1Х века начиналось в нашей стране двумя учителями - Сергеем Александровичем Рачинским в селе Татеве Смоленской губернии (в 1882 г.) и Петром Ивановичем Поляковым в селе Головчино Курской губернии.

В селе Головчино, как вспоминал батюшка, "было развито почти поголовное пьянство, чему сильно способствовал местный сахарный завод и феноменальные способности некоторых виноторговцев, царствовавших в уезде и не знавших пределов своей незаконной власти". Обстановка, тяжёлая для молодого человека, не пьющего никогда вина, определила его судьбу. Пётр Поляков становится борцом за трезвое счастье России.

Новое, необычное дело православной трезвости трудно приживалось в Головчино. К православной просветительской трезвенной работе многие поначалу относились, мягко говоря, прохладно. "Признаюсь, - вспоминал отец Пётр, - этот труд был нам столь несносно тяжёл, не под силу, что нами не раз овладевало отчаяние. Духовенство сначала отнеслось весьма недружелюбно к нашей по их выражению затее и объявило нас чуть ли не сумасбродными. Но мы призвали все запасы своего терпения, все молодые силы и, с Божией помощью и уверенностью, что мы стоим за правое и доброе дело, продолжали наш труд"

В этот период произошла судьбоносная заочная встреча со святым праведным Иоанном Кронштадтским: знаменитый пастырь отец Иоанн Сергиев прислал на имя совета общества благословение и солидное денежное пособие. Так дело трезвости с самого первого шага получило благословение и одобрение святого праведного Иоанна Кронштадского.

В 1887 году Пётр Поляков предпринял попытку организовать первое Всероссийское общество трезвости. Этой идеей заинтересовались в разных городах России. Усилиями Петра Ивановича Полякова Всероссийское общество трезвости возникло в 1891г. К 1892 году оно слилось с Попечительством о народной трезвости под покровительством принца А. П. Ольденбургского, а позднее объединило свои усилия с Санкт-Петербургским Александро-Невским обществом трезвости.

В 1897 году молодой учитель переезжает со своей большой семьёй в Санкт-Петербург. К тому времени в семье Поляковых было уже 8 детей (впоследствии станет 12). Протоиерей Пётр Поляков указывал на совершающийся промысел Божий над ним, "ничтожным червем, неучем-самоучкой, ставшим из сельского учителя сначала воспитателем, а затем и священником в Ольгинском приюте трудолюбия". Под Санкт-Петербургом, в Царской Славянке, открылся детский приют трудолюбия в честь родившейся Великой Княжны Ольги Николаевны. Приют на 200 детей имел целью дать им практические трудовые навыки и пристанище.

30 августа 1898 в Санкт-Петербурге при Воскресенском храме по инициативе священника Александра Рождественского было создано знаменитое впоследствии Александро-Невское общество трезвости. В день открытия общества в его члены было принято 150 человек, а через год численность общества достигла 3204 человек (к 1917 году было уже более 140 тысяч трезвенников). В Александро-Невском обществе трезвости изначально обращалось внимание не только на воздержание от употребления спиртного как добродетель, но и на целостное развитие личности посредством православного воспитания, приобщения к русской культуре и, конечно же, - на воцерковление. Для этого в обществе устраивались беседы, чтения, литературные вечера с пением, организовывались паломничества и крестные ходы, издавались православные книги, брошюры, журналы. Всё это было близко для Петра Ивановича. И он самозабвенно втягивается в трезвенную работу.

С 1901 года Пётр Иванович ведёт воскресные беседы на заводских окраинах столицы (от Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви). "Сила слова значительно увеличивается, - говорил Пётр Поляков, - если оно произносится духовным наставником". Поэтому он принимает сан диакона, а в 1903 рукополагается во священство, по-видимому, с благословения отца Иоанна Кронштадтского. Проповеднический дар молодого пастыря был сразу же по достоинству оценён священноначалием. В 1904 году он награждается набедренником, а в 1905 - скуфьёй. Видя на окраинах столицы усиление пьянства в народной среде, молодой священник (в 1903году) обращается с пламенным воззванием в "Санкт-Петербургских ведомостях" к неравнодушным людям о спасении погибающих от пьянства. Он предложил обсудить проблему на общем организационном собрании в Народном Доме Императора Николая II.

В летописи Александро-Невского общества трезвости отмечено:

"что прежде всего заботились о том, чтобы возбудить, воспитать и культивировать в душе своих посетителей живое, действенное религиозное чувство, освящающее и облагораживающее нашу повседневную жизнь".

Когда отец Пётр Поляков стремился организовать первую в России противоалкогольную газету, он обратился к великому пастырю отцу Иоанну Кронштадтскому благословить это начинание и в ответ получил следующие слова: "Сие доброе дело Бог непременно благословит , так как пьянство подобно четырёхголовому кровожадному змию-людоеду, пожирающему души христиан. Если хоть одну голову отсечёте - это будет заслуга перед Богом, Царём и Отечеством". Св. праведный Иоанн Кронштадский советовал в течение 40 дней читать за пьющего человека Псалтырь. После каждой "Славы.." просить для вашего близкого просветления души ума и сердца, умиротворения и покоя. Просить своими словами или словами краткой молитвы: "Господи, призри милостиво на раба твоего (полное христианское имя), прельщённого лестью чрева и плотского веселья. Даруй (имя) познать сладость воздержания в посте и проистекающих от него плодов Духа. Аминь". Псалтырь читается понемногу, хотя бы по одной "Славе..." в день, пока не будет закончена. За молитвенный труд обычно берутся по благословению священника прихода.

Усилия отца Петра Полякова не пропали. Он отмечал:

"что все постоянные посетители религиозно-просветительских собраний и богомольцы были объединены одним порывом пламенной молитвы и горячей любви христианской Они образуют словно бы одну трезвенную благочестивую семью, в состав которой входят лица различных положений и состояний: господа и прислуги, князья и крестьяне, придворные чины и простые дворники, учащие и учащиеся. И у всех - один дух, одно сердце!".

"В своей жизни, - говорил о. Пётр Поляков, - я хотел гореть пред Богом как свеча".

Как стремился жить ревностный пастырь, так и жил: у него слово не расходилось с делом. Проповеди отца Петра имели внутреннюю мощь, покоряющую сердца людей Христу. Из книг батюшки мы можем получить представление о тех словах утешения, ободрения, и вразумления, которые он обращал к своим духовным чадам. Умер о. Пётр в 1922 году. Можно было бы сказать, что свеча его жизни догорела пред Богом и погасла. Но нет! Через книги, через заветы протоиерея Петра Полякова светит нам его любящее сердце. Слово деятельной любви и несокрушимой веры пастыря-подвижника действует по-прежнему зажигающей энергией святости. Душа батюшки Петра как свеча продолжает гореть пред Богом. И пред нами.

На этом мы закончим. Благодарим всех за внимание. Спаси вас Господи!

Каждую среду в 18-00 в Часовне Александра Невского (парк Дендрарий на ул.8 Марта) совершается Молебен перед иконой Божьей Матери "Неупиваемая чаша".

Желаем от всей души получить вам от Бога милость и прощение.

Беседа подготовлена по материалам газ. "Трезвение"




Старый стиль 5Август пятница Новый стиль) 18Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Совершается служба на шестьПредпразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Евсигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374). Прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV). Сщмч. Стефана пресвитера (1918). Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919). Сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921). Сщмч. Иоанна диакона (1939). Евангельские Чтения2 Кор., 177 зач., IV, 13-18. Мф., 100 зач., XXIV, 27-33, 42-51, и за субботу (под зачало): 1 Кор., 123 зач., I, 3-9. Мф., 78 зач., XIX, 3-12. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 4, 13-13; Мф. 24, 27-33. 42-51). "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!(1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12). Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают. Молитвы Тропарь предпразднстваглас 4Христово преображение предусрящем,/ светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:/ приспе день Божественнаго веселия,/ восходит на гору Фаворскую Владыка,// Божества Своего облистати красоту. Кондак предпразднстваглас 4Божественным днесь преображением/ человеческое все естество/ просиявает божественно,/ в веселии зовущее:// преобразуется Христос, спасаяй вся. Службы25 января: Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского 30 января: Священномученика Ипполита, папы Римского. Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста 5 августа: Предпразднество Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Святого мученика Евсигния Сайты приходов:Храм в честь иконы Божией Матери Одигитрия Смоленская с. Выездное (Нижегородская епархия) Храм Николая Чудотворца с. Николо-Крутины (Московская епархия (областная)) Храм Григория Неокесарийского в Дербицах г. Москва (Московская епархия (городская)) Храм свт. Григория Богослова г. Тамп
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.11318 c.