Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Беседы на православном радио »

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Беседы на православном радио

- -  

Священник Александр Рождественский.

Беседы в радиошколе трезвение
Ведущая Алевтина Лежнина

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Самое крупное общество трезвости было основано в Санкт-Петербурге в 19 веке священником Александром Рождественским и называлось оно Александро-Невское общество трезвости.

С давних пор святой князь-инок Александр Невский считался небесным помощником всех русских людей, соблюдающих воздержание от спиртного. Покров над трезвенниками именно этого святого земли Русской не случаен.

Со стародавних времён православные воины, отправляясь на защиту Отечества, молились святому благоверному князю Александру Невскому о даровании победы над врагом. Они исповедовались, причащались и, по примеру ратников войска князя Александра Невского, соблюдали строгий пост, в том числе - полностью отказывались от спиртных напитков во время похода. Потому-то не раз русские воины побеждали противника не столько силой, сколько молитвой, постом и покаянием. "Не в силе Бог, а в правде",- этот завет святого князя Александра сослужил русским людям добрую службу.

Когда сохранённые небесным покровительством святого князя русские воины возвращались домой, то часто давали обет перед Богом не употреблять спиртного вовек. Как следствие этого мужчины на Руси до глубокой старости сохраняли богатырское здоровье и крепость духа.

30 августа по старому стилю (12 сентября по новому) 1898 выдающимся подвижником благочестия священником Александром Васильевичем Рождественским было создано знаменитое впоследствии Александро-Невское общество трезвости в Санкт-Петербурге.

Писатель Евгений Поселянин писал:

"Насколько плодотворна была деятельность отца Александра можно судить по тому, что основанное им Александро-Невское общество трезвости - самое многочисленное в России и имеет 70 тысяч трезвенников! Ведь это значит - 70 тысяч семей, то есть целое население крупного города, можно считать застрахованным от когтей нужды, безработицы, беспросветного земного ада!"

Это - громадная область, отвоёванная у сатаны, это великий живой дар Царствию Божию.

Но как надо было поработать, чтобы в короткое время совершить такое громадное дело! И какое великое чувство любви к народу и жалости к нему надо было носить в себе, как великий внутренний двигатель, чтобы ни разу не изнемочь в непрерывном и всё расширявшемся труде! И он, действительно, и любил, и жалел.

После окончания Духовной семинарии, а затем и Санкт-Петербургской Духовной Академии, он стал священствовать в Воскресенской церкви у Варшавского вокзала, там, где дымились фабричные трубы, и православный люд, забыв Образ Божий, окунался в омут пьянства со всей широтой русской души.

Его впечатлительная душа была глубоко уязвлена созерцанием всех тёмных сторон простонародной жизни, и душевные немощи народа заставляли его глубоко страдать.

Он мне рассказывал, - пишет Евгений Поселянин, что в тот день, когда ему, по случаю поста, пришлось первый раз в жизни исповедовать народ, он из церкви еле дошёл домой и почти без чувств повалился на кровать. Ему хотелось кричать криком от невыносимой внутренней боли. Перед ним разом обнаружилась вся бездна человеческого порока, всё то ухищрённое, часто могущее казаться невероятным зло, какое гнездиться в душе человеческой.

И вот на то, чтобы внести луч света в такие объятые мраком жизни души, чтобы побороть эту власть зла, он и отдал всю без остатка свою молодую ревность.

Он мог действовать, потому что в душе его жила вера в несколько великих духовных сил: в силу добра, в силу таинств Православной Церкви, в силу церковной проповеди, в силу печатного слова.

Не только убедить человека пьющего (или не пьющего) произнести обет трезвости было задачей о. Александра - он старался ввести трезвенников в церковную жизнь, прилепить их, так сказать, крепко-накрепко к церкви, чтобы за тою сладостью, какую дают душе впечатления религиозного характера, им окончательно опротивели те грубые наслаждения дурмана, которые они раньше искали в вине.

В беседе с народом он был весьма прост, понятен. Сухой человек назвал бы его сентиментальным. Он владел тайной потрясать порою до глубины души своих слушателей. Он был счастлив своей деятельностью.

Бледный, худощавый, с горящими глазами, он полон был энергии и горячо отзывался на всякий вопрос, на всякое предложение. В храме он говорил проповедь таким повышенным голосом, как будто хотел, чтобы его услышали и стоящие на паперти. Сплошной крик души...

Трезвенники его, число которых быстро росло, окружали его величайшею любовью...Епархиальная власть с величайшим сочувствием следила за его деятельностью. В 32 года он имел уже наперсный крест из Кабинета, говорили, что скоро его ждало протоиерейство. Он был священник того типа и времени, когда церковное дело велось не одним клиром, не без участия мирян. Он даже в руководстве журналом постоянно советовался с трезвенниками. (Он основал журналы "Отдых христианина", "Воскресный благовест", "Трезвая жизнь"). Всякое дело старался сделать общим.

Его отличала неутомимая жажда деятельности. Однажды он взял отпуск для поездки по Волге до Астрахани, но так соскучился по делу, что вернулся с середины Волги.

Он священствовал всего восемь лет, но сколько успел сделать за столь короткий срок. Смерть его последовала 5 июля 1905 года, и она потрясла современников.

Протоиерей Философ Орнатский (он был прославлен в лике святых в августе 2000) писал:

"Мы лишились в нём человека, горевшего умом и сердцем для великого, им и начатого, и созданного, для которого он жертвовал своим покоем, сном, пищею. Огнём любви к этому делу горел он за недолгие годы своей службы и в короткое время сгорел дотла."

Чтобы дать почувствовать трезвенникам силу воодушевления множества людей одною идеей, одним стремлением, он устраивает крестные ходы, далёкие паломничества...

Ещё не умолкли восторженные рассказы трезвенников о паломничестве на Валаам во главе с архипастырем, как о. Александр устраивает грандиозный крестный ход в Сергиеву пустынь и сам ведёт его от своего храма до обители.

Он истинно пал за плугом, на любимой ниве своей. И в предсмертные дни, при расставании с жизнью, он в полусознательном состоянии говорил о беседах с народом, о речах, о чтениях".

 

Памяти о. А. В. Рождественского

 

В юном сердце, любовью зажжённом,

Загорелась призванья заря...

С той минуты в труде напряжённом

Он прошёл и светя, и горя...

Пред бездонною скорбью народа

Он горел, и весь холод прихода

Тем любовным огнём сожигал...

Он светил... и из мрака печали

Все - не задано счастье кому,

Кто без факела в жизни блуждали, -

Все с надеждою льнули к нему...

Оттого-то и в день испытанья,

Когда миг расставанья настал,

Велики так их были страданья...

Так народ безутешно рыдал

Свящ. Иона Брихничев

13.Х. 1905

Надгробный памятник на могиле отца Александра Рождественского сооружен в виде колокола-великана с крестом. Это не случайно: батюшка мечтал поднять на колокольню Воскресенской церкви у Варшавского вокзала 1000-пудовый колокол с надписью "За трезвую жизнь", который бы будил совесть пьющих русских людей. Такой колокол был отлит после смерти пастыря, но пришедшие к власти большевики распилили его на огромные куски, из которых впоследствии отлили памятник вождю мирового пролетариата, до сих пор стоящий в нише перед Варшавским вокзалом.

"Ведите себя трезво, чисто, свято", - так взывал батюшка к своим чадам, так взывает его память к нам и сейчас.

Трезвитесь, бодрствуйте с Богом!

 

В передаче использована статья Апостол трезвости - из книги Лидии Соколовой "Когда горит свеча", - Санкт-Петербург, 2003г., стр 53-57.



Старый стиль 5Август пятница Новый стиль) 18Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Совершается служба на шестьПредпразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Евсигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374). Прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV). Сщмч. Стефана пресвитера (1918). Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919). Сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921). Сщмч. Иоанна диакона (1939). Евангельские Чтения2 Кор., 177 зач., IV, 13-18. Мф., 100 зач., XXIV, 27-33, 42-51, и за субботу (под зачало): 1 Кор., 123 зач., I, 3-9. Мф., 78 зач., XIX, 3-12. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 4, 13-13; Мф. 24, 27-33. 42-51). "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!(1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12). Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают. Молитвы Тропарь предпразднстваглас 4Христово преображение предусрящем,/ светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:/ приспе день Божественнаго веселия,/ восходит на гору Фаворскую Владыка,// Божества Своего облистати красоту. Кондак предпразднстваглас 4Божественным днесь преображением/ человеческое все естество/ просиявает божественно,/ в веселии зовущее:// преобразуется Христос, спасаяй вся. Службы25 января: Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского 30 января: Священномученика Ипполита, папы Римского. Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста 5 августа: Предпразднество Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Святого мученика Евсигния Сайты приходов:Храм в честь иконы Божией Матери Одигитрия Смоленская с. Выездное (Нижегородская епархия) Храм Николая Чудотворца с. Николо-Крутины (Московская епархия (областная)) Храм Григория Неокесарийского в Дербицах г. Москва (Московская епархия (городская)) Храм свт. Григория Богослова г. Тамп
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07144 c.