Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество «Трезвение» » Листок Трезвения »

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

- -

«Трезвое слово» №2 (№14)

План работы Общества «ТРЕЗВЕНИЕ» на 2009 год

- -
Листок Трезвения

- -  

О добродетели воздержания.

"Воздержание есть первый шаг во всех добродетелях". Игумения Арсения

Воздержание. Это слово обычно вызывает неприязнь у людей мира. Девиз сегодняшнего дня - наслаждайся и не дай себе засохнуть. Людей изо дня в день пичкают информацией о разврате, жестокости и извращениях. Невоздержание считается достоинством. К сожалению, и для многих христиан воздержание чуждо и непонятно. А между тем воздержание - одна из первоначальных, всегда необходимых добродетелей христианина.

Но что надо понимать под словом "воздержание"? Это - удерживание себя от исполнения тех своих желаний, которые не согласуются с Божией волей, не дают пользе душе, не обогащают ее духовно, не служат к накоплению ею "сокровищ" в Царстве Небесном. Апостол Павел говорит: "Все мне позволительно, но не все полезно" (1Кор.6,12). А если не полезно, то зачем мы будем врагами себе, касаясь вредного?

Не надо думать, что воздержание есть только "монашеская наука". В той или иной мере каждый христианин должен быть подвижником, а "все подвижники воздерживаются от всего: те (мирские) для получения венца тленного, а мы (христиане) - нетленного" (1Кор.9,25), - говорит апостол Павел.

Земные блага, мирское счастье манят к себе и много обещают. Ведь это так просто: захотел - закурил и блаженствуй, отравляя себя никотиновым ядом, витая мыслями вместе с поднимающимся от сигареты дымом. Вот она плотская утеха, дешевая, доступная. А что за ней? Смерть... духовная и физическая. Но от этого пути можно отказаться, отучиться быть рабом своих страстей, угодником плоти. Можно воздержанием возвысить свой дух и подняться над страстьми.

Надо научиться справляться со своими плотскими желаниями, привычкам: с желанием покушать побольше, повкуснее, часто не имея на то нужды (чревоугодие); выпить "заморского дивного" вина или, подгоняемый жаждою, "накушаться до скотского состояния"; проболтать с подругами весь вечер (празднословие). "В ком нет воздержания, тот легко улавливается всяким неприличием", - писал преподобный Ефрем Сирин (30, 30).

Воздержание - это то, что помогает держать себя в узде, помогает духу возобладать над телом. Святитель Василий Великий писал, что "воздержание - начало духовной жизни, податель вечных благ, уничтожающий в себе жало сластолюбия" (святитель Василий Великий, 9, 117).

Все мы считаем себя свободными людьми, но если грех побеждает нас, превращая в своих рабов, разве мы тогда остаемся свободными? "Тот воздержан и тверд, кто, обеспокоиваемый какой-либо страстью, одерживает верх над нею" (святитель Иоанн Златоуст, 46, 832). Воздержание дает внутреннюю свободу и освобождает путь восхождения к Богу. Мы переживаем такие времена, когда безнравственность и вседозволенность, пьянство и наркомания, насилие и разврат захлестнули общество. Оно стоит сегодня перед выбором: либо возрождение трезвости и утраченных православных традиций, либо дальнейшее глубокое падение в пучину страстей и пороков. Если мы выбираем первый путь, то главной задачей становится взращивание в себе добродетели воздержания.

Об этой добродетели говорил еще Архангел Гавриил, благовествуя о рождении Иоанна Предтечи:

"И многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их" (Лк.1, 14-16).

Из этого ангельского благовествования совершенно очевидно, что абсолютное воздержание от вина дело богоугодное, ибо и Сам Спаситель сказал об Иоанне Предтече: "Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Мф.11.11).

О пользе абсолютного воздержания от вина, как упражнения в добродетели, говорится в 51 и 53 апостольских правилах. Итак, воздержание от винопития является вполне естественным для духовных традиций православной церкви.

Хочется привести в пример историю, которая произошла в двадцати милях от Александрии в лавре Каламон. Паломники прибыли туда и обратились к авве Феодору с вопросом: "Хорошо ли, отче, если мы придем к кому или к нам придет кто-нибудь, и мы выпили бы вино?" - "Нет", - отвечал старец. "А как же разрешали древние отцы?" - "Древние отцы были велики и сильны, они могли разрешать и опять запрещать. А наш род, чада, не может разрешать и запрещать. Если мы разрешили, то уже не выдержим строгого подвижничества".

Для чего призывают к воздержанию прославленные своими добродетелями святые? Для того, чтобы заложить основу для стяжания верующими последующих добродетелей. Воздержание в малом поможет укрепить волю и поведет к победе в великом

Святитель Феофан Вышенский (80, 204) пишет: "Опыты в воздержании дадут опытность в самообладании, и падения будут реже и реже". Замечательным подтверждением вышесказанного звучат следующие слова: "Благоразумным воздержанием доставляется неуклонное пребывание в трезвении. Неуклонное пребывание в трезвении дозволяет неуклонно последовать учению Евангелия" (святитель Игнатий Брянчанинов, 43, 270).

На пути взращивания в себе добродетели воздержания не стоит забывать о чувстве меры, о постепенном утверждении добродетели. Необходимо воздерживаться от излишеств в еде и питии (чревоугодие), в общении (многоглаголание и празднословие), от долгого сна, от многопопечительства (когда не остается времени и сил на духовные потребности), от зрелищ и от всего того, что неполезно православному человеку на пути развития его духовности. Старец Силуан пишет: "Для мира душевного нужно быть воздержанным, потому что и от нашего тела теряется мир. Не должно быть любопытным, не нужно читать газеты и книги, которые опустошают душу и приносят уныние и смущение. Не осуждай других...не старайся знать чужих дел, кроме своего. Кто послушлив и во всем воздержан, тому Сам Господь дает благодать и молитву, и она легко совершается в сердце".

Почему праведных так мало, а грешников много? Потому что грешить гораздо проще: тебя обидели - ты обидел, тебя обозвали - ты обозвал, у тебя украли - ты у другого еще больше украл... Гораздо трудней, когда тебя обокрали, а ты взял и простил. Это уже почти подвиг, и на него способен только тот, для кого заповеди Божии - драгоценность большая, нежели деньги, вещи, развлечения...

Истинно верующих людей очень немного, и так было всегда. Господь говорит: "Не бойся, малое стадо", пытаясь ободрить Своих чад на пути испытаний. Духовная жизнь во Христе действительно очень сложна, она требует полного самопожертвования, учит благородству, истинной любви и воздержанию.

До того момента, как началось мое воцерковление, я не имела никакого практического опыта воздержания. Это и естественно, ведь навык воздержания воспитывается через соблюдение заповедей Божиих. Поначалу было очень трудно. В миру никто не борется и не умеет бороться со своими страстями, и этому научиться очень непросто.

Во время посещения курсов священника Игоря Бачинина я поставила перед собой задачу - научиться воздержанию в еде. С Божией помощью мне удалось изменить стереотипы сознания и выработать правильное отношение к еде - человек ест для того, чтобы жить, а не живет для того, чтобы есть. Пришлось контролировать количество трапез в день, каяться, если случалось позволить "лукавому демону обладати мною", исповедовать перед Господом свою немощь, укрепляться Его благодатью в таинстве Причастия.

Как известно из трудов святых отцов, чревоугодие - это мать всех других страстей, в том числе гнева, блуда, гордости, празднословия. Я долго не могла справиться еще с одним своим пороком - раздражительностью. До начала воцерковления от моей невоздержанности в выражении эмоций страдали все окружающие, а моему маленькому сыну доставалось больше всех. Батюшка всегда ужасался: "Это что ж за боевик такой". Я не знала, куда мне бежать от самой себя. Однажды взмолилась: "Батюшка! Ну дайте мне какое-нибудь упражнение". Он ответил: "У вас есть пища, вот и упражняйтесь".

Действительно, после этого совета я стала внимательно относиться к посту, более точно выполнять рекомендации по воздержанию от скоромных продуктов, реже поддавалась на соблазн поесть печенье, пряники в постный день. Господь смилостивился надо мной, грешницей. Теперь Он все меньше попускает бесу гнева искушать меня. Мой сын, боясь поверить в такую перемену маминого нрава, частенько спрашивает меня: "Мама, ты добрый и не сердитый?". Конечно, и его поведение заметно изменилось, ушла агрессия, упрямство. Ребенок стал более кротким, ласковым. Слава Богу за все! Помоги всем Господь обрести добродетель воздержания, а меня, грешную, прости.

Раба Божия Марина, член общества "Трезвение".



Старый стиль 3Август среда Новый стиль) 16Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV-V). Совершается служба со славословиемПрп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147). Мч. Раждена перса (457) (Груз.). Прп. Космы отшельника (VI). Сщмч. Вячеслава диакона (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1938). Евангельские Чтения2 Кор., 173 зач., III, 4-11. Мф., 96 зач., XXIII, 29-39. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23 .* Чтения прп. Антония читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. З, 4-11; Мф. 23, 29-39). Сколько милостей явил Господь Иерусалиму (т. е. иудеям)! И, наконец-таки вынужден был сказать: "се оставляется дом ваш пуст". Известно всем, какие были от этого последствия: иудеи до сих пор бездомны. Не бывает ли подобного и с душою? Печется о ней Господь и всячески ее вразумляет; покорная идет указанным путем, а непокорная остается в своем противлении Божию званию. Но Господь не бросает и ее, а употребляет все средства, чтоб ее образумить. Возрастает упорство; возрастает и Божие воздействие. Но всему мера. Душа доходит до ожесточения и Господь, видя, что уже ничего более сделать с нею нельзя, оставляет ее в руках падения своего - и гибнет она, подобно фараону. Вот и возьми всякий, кого борют страсти, себе отсюда урок, что нельзя безнаказанно продолжать поблажку до конца. Не пора ли бросить, и не по временам только себе отказывать, а сделать уже решительный поворот? Ведь никто не может сказать, когда преступит границу. Может быть, вот-вот и конец Божию долготерпению. Молитвы Тропарь преподобного Антония Римлянина, Новгородскогоглас 4Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобного Антонияглас 4Ветхий Рим, отечество твое, оставив,/ на камень, яко на легкий корабль, возшел еси/ и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси,/ промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Великаго Новаграда достигл еси/ и, обитель в нем сотворив,/ тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Антоние:// моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак преподобного Антонияглас 8Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние. Ин кондак преподобного Антония Римлянинаглас 2Яко звезда, возсиял еси от Рима,/ и, дошед Богоспасаемаго Великаго Новаграда,/ ту в нем обитель сотворил еси,/ и, церковь поставив,/ созва инок множество./ С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Антоние. Тропарь преподобных Исаакия Далмата и Фавстаглас 4Боже отец наших,/ твор
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04517 c.