Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Храм свт. Николая Чудотворца » Из истории храма святителя Николая »

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

- -
- -
Храм свт. Николая Чудотворца

- -  

Из истории храма святителя Николая

Прежде чем говорить об истории храма святителя Николая и его сегодняшней жизни, немного поразмыслим, а зачем вообще нужен храм и что такое православный храм. А ведь храмы воздвигает «не царь, не Бог и не герой». Храмы всегда строят люди, и строят всем миром - по копеечке, по кирпичику, нищие и богатые, грешники и праведники. Почему же мы снова и снова, уже 1022 года, возводим и восстанавливаем храмы? Зачем нам вера?

Как сказал один настоятель монастыря, жизнь человека представляет собой не очень долгий путь от роддома до кладбища и хорошо, если на этом пути человеку попадется храм Божий, а еще лучше, если человек в этом храме задержится и задумается о смысле и цели своей жизни.

Если человек - это всего лишь «покойник в отпуске», ибо его не было до  рождения и вскоре снова не станет - уже навсегда, т. е. небытие выпустило на побывку и снова стерло. Тогда жизнь - это бессмыслица. Мир даже не заметит исчезновение еще одного «потребителя», «покупателя» и «телезрителя». Тогда уместно задавать себе самому последний вопрос: « Почему ты еще живешь? Какой у тебя повод к жизни?» Смысл жизни человека придает лишь то, что выше ее. Жить можно только ради того, за что не страшно умереть.

Смысл нашей земной жизни - это подготовка к вечности. Кто в этой земной жизни не почувствовал, хотя бы однажды, предощущение вечной жизни - как бы легкое веяние из иного мира? Господь Иисус Христос стал человеком, пришел на землю, чтобы показать нам путь в Царство Света - Царство Небесное.

а) Дореволюционная история.

В жизни существует какой-то таинственный механизм, благодаря которому прошлое через будущее возвращается в настоящее. Примеров тому много. В Москве построен храм Христа Спасителя. На прежнем месте, и форма его и размеры прежние, но все же в чем-то он другой. В Екатеринбурге восстановлена Николаевская церковь Нуровского приюта. Не на пустом месте, сохранились и неплохо, два её этажа. Внешне храм почти повторяет свой дореволюционный облик, только колоколенка несколько иная. Но люди воспринимают вновь воссозданный храм как пришельца из другого времени.

В дореволюционном Екатеринбурге при Горном попечительстве детских приютов, учрежденного «с Высочайшаго соизволения Государыни Императрици Марии Федоровны в 1857 был открыт детский приют с наименованием по фамилии основателя - «Приют Нурова».

Память об этом благодеянии пережила на столетия жертводателя. Михаил Ананьевич Нуров, по инициативе и на средства которого, не самого богатого, кстати, екатеринбургского купца, был создан приют его имени, был коренной екатеринбуржец. Родился он в 1831 году в семье купца-сальника; образование получил домашнее; в 16 лет остался круглой сиротой, унаследовав от отца скотобойню, салотопенный завод и получив полную свободу действий. Несмотря на юные года, он был уже зрел умом и духом, в делах проявлял осторожность, был удачлив и скоро превзошел отца. Салотопенное дело в те годы процветало; уральское сало имело большой спрос и в стране, и за границей, особенно в Англии.

"Сальные" деньги пускались не на гульбу, а на развитие салотопенного производства, на покупку золотых приисков в Оренбургской области, на крупные сделки с хлебом и листовым железом. Капитал рос и преумножал сам себя. Нуров богател. Богатея, Михаил Ананьевич, в отличие от многих своих коллег-купцов, был щедрым благотворителем. На его средства были построены не только Нуровский приют и церковь при нем, но ещё сквер в центре города с «Нуровской вазою», Покровская церковь при мужской гимназии, а в самой гимназии его иждивением были созданы библиотека и физический кабинет.

Первоначально приют был невелик, в нем не было спален, и дети, их было 30 душ, посещали его только днем.

Через десять лет рядом с первым приютским домом вдоль Сибирского проспекта на средства учредителя было построено двухэтажное каменное здание. В его нижнем этаже и было открыто спальное отделение для детей, а в верхнем - "иждивением" М.А. Нурова была устроена домовая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца Мирликийского. Служба в церкви началась 3 февраля 1877 года.

Николаевская церковь была маленькой и скромной и по внешнему виду, и по внутреннему убранству. Её внешний декор мало отличался от декора многих жилых зданий города. Может быть поэтому, когда в начале двадцатых годов прошлого века её закрыли, снесли колоколенку и два купола, она совсем стала неотличима от них, и это её и спасло от окончательного разрушения. Так и простояла она, невидная и незаметная для жадных глаз воинствующих атеистов, почти в целости и сохранности до начала третьего тысячелетия, пережив многие храмы Екатеринбурга.

В официальных церковных и светских документах её как градо-Екатеринбургская Николаевская церковь. Причт церкви был невелик: священник, дьякон да церковный староста. Кроме них при храме состояли сторож, звонарь и караульный.

О Нуровском приюте, перефразируя известную поговорку, можно было бы сказать так: приют невелик, а спать не велит. «Бессонницей» от приютских дел мучались в меньшей мере члены попечительства и в большей руководители приюта: попечительница, вдова учредителя приюта, Клавдия Ивановна Нурова; директор, доктор медицины и статский советник Александр Андреевич Миславский, следующий директор - врач Уральского горного управления и Уральского горного училища, тоже статский советник Николай Александрович Арнольдов, смотрительница и две её помощницы, да законоучитель отец Димитрий.

Оба доктора, и Миславский, и Арнольдов, были людьми бестеневой, как светильник в операционной, как стерильный бинт, нравственности. Образцовым был и приют. Другим он быть просто не мог, потому, что каков поп, таков и приход.

Что же представлял из себя приют? В него принимали, по распоряжению попечительства мальчиков и девочек, начиная с 4-5 лет. Это были в основном круглые сироты из мещанского и крестьянского сословия. Мальчики воспитывались до 12 лет, так как именно этот возраст, по российскому законодательству, был минимальным для допущения детей на работу. «Обязательное увольнение приютянок, если они не получали особого назначения при приюте», производилось по достижении ими 17 лет. Под «особым назначением» подразумевалось оставление некоторых воспитанниц в приюте для исполнения ими обязанностей руководительницы хора, чтецов и певчих при церкви. В 1906 году в приюте жило 45 пансионеров и 88 девочек и мальчиков, приходивших в него только на учебу.

Жизнь приюта текла заведенным порядком. Так бы она и текла себе ещё долго-долго, если бы не 1917 год, в одночасье насильственно и жестоко перевернувший уклад жизни всех россиян.

Коммунистические идеологи, как известно, были большими выдумщиками на различные массовые революционные мероприятия, с помощью которых они умело поднимали активность трудящихся. Эти мероприятия в разное время назывались по-разному: воскресники и субботники, просто дни, недели или декады, посвящавшиеся каким-либо событиям, месячники ударного труда, пятилетки, вахты памяти и т.д. При проведении одного из таких мероприятий в 1920 году, названном Неделей фронта, все екатеринбургские приюты, сохранявшие ещё старорежимные названия, были переименованы. Нуровский приют стали называть Домом Свободы.

От «рассвета» - освящения Николаевской церкви, до «заката» - её закрытия прошло менее полувека. В 1924 году здание церкви со снесенной колокольней и куполами было передано Уральскому отделению Геологического Комитета.

б) Наши дни. История восстановления.

В 2003 году, по решению коллектива Уральского государственного горного университета, в 3-м учебном здании (ул. Куйбышева, 39) на средства выпускников, преподавателей, студентов и других жертвователей и благодетелей началось восстановление Свято-Николаевской церкви - Храма горняков России.

Первыми во время летней практики на подготовительные строительные работы вышли студенты-шахтостроители. Ребята очистили многолетние слои штукатурки со священных стен, погрузили четырнадцать КАМАЗов земли и строительного мусора - а это более 110 тонн...

Год за годом воплощался грандиозный замысел восстановления горняцкой святыни. В 2004 году была воздвигнута колокольня и отлито семь колоколов общим весом 566 килограммов. Заказ выполнялся на крупнейшем предприятии России и Европы ЗАО «Пятков и К°», которое изготавливало колокола для Собора Василия Блаженного, екатеринбургского Храма-на-Крови и многих других церквей и храмов.

Немало интересных фактов связано с периодом восстановления Храма. Так, в июне 2005 года на строительной площадке первого этажа был показан спектакль православного театра им. А.П. Чехова «Чаша скорби, чаша милости».

Все театральное действо разворачивалось вокруг последних дней жизни Державной Семьи Романовых, заключенных под стражу в доме екатеринбургского инженера Ипатьева.

Разрушенные стены и отчасти сохранившиеся на них фрески как нельзя лучше заменили декорации. На храме еще не было крыши. В середине спектакля пошел дождь - будто сами небеса оплакивали судьбу святого семейства...

Знаменательной датой в судьбе Храма горняков стал день 23 ноября 2006 года, когда состоялось освящение его куполов и креста. В торжественном обряде участвовал архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. В тот же день золотые маковки и крест были воздвигнуты на храм.

В 2009 году внешнее убранство храма - памятника культуры XIX века было завершено, по праздничным дням он возвещает о себе колокольным звоном. Внутри здания на первом этаже были отремонтированы два учебных класса и построена крестильня. Большая купель выполнена из мрамора разных цветов и предполагает проведение Крещения с полным погружением. Великая Среда Страстной седмицы 2010 года войдет в историю УГГУ. 31 марта первая группа студентов крестилась в Храме Горняков России.



Старый стиль 2Декабрь пятница Новый стиль) 15Декабрь Седмица 28-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Аввакума (VII-VI до Р.Х.). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176) и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367). Сщмч. Матфея пресвитера (1921). Сщмч. Димитрия пресвитера и прп. Веры исповедницы (1932). Сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского (1937). Сщмчч. Иоанна, Константина, Николая, Сергия, Владимира, Иоанна, Феодора, Николая, Николая, Павла, Сергия пресвитеров, прмч. Данакта, Космы прмцц. Маргариты, Февронии, Тамары, Антонины и Марии, мц. Матроны (1937). Прмц. Марии (1938). Мч. Бориса (1942). Евангельские ЧтенияТит., 301 зач., I, 15 - II, 10. Лк., 101 зач., XX, 19-26. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Тит. 1, 15-2, 10; Лк. 20, 19-26). "Кесарево - кесарю, а Божие - Богу"; всякому, значит, свое. В наше время вместо "кесарево" поставить надо "житейское", и сказать: житейское своим чередом, а Божеское - своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, - в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие - не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию? Молитвы Тропарь пророка Аввакумаглас 2Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша. Кондак пророка Аввакумаглас 8Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме богоглаголиве,/ и на Божественней стражи предстоянием/ слышания от светоносна Ангела/ Христово Воскресение возвестил еси миру,/ сего ради весело зовем ти:// радуйся, пророков светлая доброто. Тропарь преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 3Блаженство плачущих получити желая,/ день и нощь непрестанно плакал еси,/ имея во уме час Судный,/ тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/ преподобне Афанасие./ Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/ яко да плача безконечнаго избывше,/ тамо приимем вечное утешение. Кондак преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 5Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плакался еси горько.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.08079 c.