Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Храм свт. Николая Чудотворца » Из истории храма святителя Николая »

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

- -
- -
Храм свт. Николая Чудотворца

- -  

Из истории храма святителя Николая

Прежде чем говорить об истории храма святителя Николая и его сегодняшней жизни, немного поразмыслим, а зачем вообще нужен храм и что такое православный храм. А ведь храмы воздвигает «не царь, не Бог и не герой». Храмы всегда строят люди, и строят всем миром - по копеечке, по кирпичику, нищие и богатые, грешники и праведники. Почему же мы снова и снова, уже 1022 года, возводим и восстанавливаем храмы? Зачем нам вера?

Как сказал один настоятель монастыря, жизнь человека представляет собой не очень долгий путь от роддома до кладбища и хорошо, если на этом пути человеку попадется храм Божий, а еще лучше, если человек в этом храме задержится и задумается о смысле и цели своей жизни.

Если человек - это всего лишь «покойник в отпуске», ибо его не было до  рождения и вскоре снова не станет - уже навсегда, т. е. небытие выпустило на побывку и снова стерло. Тогда жизнь - это бессмыслица. Мир даже не заметит исчезновение еще одного «потребителя», «покупателя» и «телезрителя». Тогда уместно задавать себе самому последний вопрос: « Почему ты еще живешь? Какой у тебя повод к жизни?» Смысл жизни человека придает лишь то, что выше ее. Жить можно только ради того, за что не страшно умереть.

Смысл нашей земной жизни - это подготовка к вечности. Кто в этой земной жизни не почувствовал, хотя бы однажды, предощущение вечной жизни - как бы легкое веяние из иного мира? Господь Иисус Христос стал человеком, пришел на землю, чтобы показать нам путь в Царство Света - Царство Небесное.

а) Дореволюционная история.

В жизни существует какой-то таинственный механизм, благодаря которому прошлое через будущее возвращается в настоящее. Примеров тому много. В Москве построен храм Христа Спасителя. На прежнем месте, и форма его и размеры прежние, но все же в чем-то он другой. В Екатеринбурге восстановлена Николаевская церковь Нуровского приюта. Не на пустом месте, сохранились и неплохо, два её этажа. Внешне храм почти повторяет свой дореволюционный облик, только колоколенка несколько иная. Но люди воспринимают вновь воссозданный храм как пришельца из другого времени.

В дореволюционном Екатеринбурге при Горном попечительстве детских приютов, учрежденного «с Высочайшаго соизволения Государыни Императрици Марии Федоровны в 1857 был открыт детский приют с наименованием по фамилии основателя - «Приют Нурова».

Память об этом благодеянии пережила на столетия жертводателя. Михаил Ананьевич Нуров, по инициативе и на средства которого, не самого богатого, кстати, екатеринбургского купца, был создан приют его имени, был коренной екатеринбуржец. Родился он в 1831 году в семье купца-сальника; образование получил домашнее; в 16 лет остался круглой сиротой, унаследовав от отца скотобойню, салотопенный завод и получив полную свободу действий. Несмотря на юные года, он был уже зрел умом и духом, в делах проявлял осторожность, был удачлив и скоро превзошел отца. Салотопенное дело в те годы процветало; уральское сало имело большой спрос и в стране, и за границей, особенно в Англии.

"Сальные" деньги пускались не на гульбу, а на развитие салотопенного производства, на покупку золотых приисков в Оренбургской области, на крупные сделки с хлебом и листовым железом. Капитал рос и преумножал сам себя. Нуров богател. Богатея, Михаил Ананьевич, в отличие от многих своих коллег-купцов, был щедрым благотворителем. На его средства были построены не только Нуровский приют и церковь при нем, но ещё сквер в центре города с «Нуровской вазою», Покровская церковь при мужской гимназии, а в самой гимназии его иждивением были созданы библиотека и физический кабинет.

Первоначально приют был невелик, в нем не было спален, и дети, их было 30 душ, посещали его только днем.

Через десять лет рядом с первым приютским домом вдоль Сибирского проспекта на средства учредителя было построено двухэтажное каменное здание. В его нижнем этаже и было открыто спальное отделение для детей, а в верхнем - "иждивением" М.А. Нурова была устроена домовая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца Мирликийского. Служба в церкви началась 3 февраля 1877 года.

Николаевская церковь была маленькой и скромной и по внешнему виду, и по внутреннему убранству. Её внешний декор мало отличался от декора многих жилых зданий города. Может быть поэтому, когда в начале двадцатых годов прошлого века её закрыли, снесли колоколенку и два купола, она совсем стала неотличима от них, и это её и спасло от окончательного разрушения. Так и простояла она, невидная и незаметная для жадных глаз воинствующих атеистов, почти в целости и сохранности до начала третьего тысячелетия, пережив многие храмы Екатеринбурга.

В официальных церковных и светских документах её как градо-Екатеринбургская Николаевская церковь. Причт церкви был невелик: священник, дьякон да церковный староста. Кроме них при храме состояли сторож, звонарь и караульный.

О Нуровском приюте, перефразируя известную поговорку, можно было бы сказать так: приют невелик, а спать не велит. «Бессонницей» от приютских дел мучались в меньшей мере члены попечительства и в большей руководители приюта: попечительница, вдова учредителя приюта, Клавдия Ивановна Нурова; директор, доктор медицины и статский советник Александр Андреевич Миславский, следующий директор - врач Уральского горного управления и Уральского горного училища, тоже статский советник Николай Александрович Арнольдов, смотрительница и две её помощницы, да законоучитель отец Димитрий.

Оба доктора, и Миславский, и Арнольдов, были людьми бестеневой, как светильник в операционной, как стерильный бинт, нравственности. Образцовым был и приют. Другим он быть просто не мог, потому, что каков поп, таков и приход.

Что же представлял из себя приют? В него принимали, по распоряжению попечительства мальчиков и девочек, начиная с 4-5 лет. Это были в основном круглые сироты из мещанского и крестьянского сословия. Мальчики воспитывались до 12 лет, так как именно этот возраст, по российскому законодательству, был минимальным для допущения детей на работу. «Обязательное увольнение приютянок, если они не получали особого назначения при приюте», производилось по достижении ими 17 лет. Под «особым назначением» подразумевалось оставление некоторых воспитанниц в приюте для исполнения ими обязанностей руководительницы хора, чтецов и певчих при церкви. В 1906 году в приюте жило 45 пансионеров и 88 девочек и мальчиков, приходивших в него только на учебу.

Жизнь приюта текла заведенным порядком. Так бы она и текла себе ещё долго-долго, если бы не 1917 год, в одночасье насильственно и жестоко перевернувший уклад жизни всех россиян.

Коммунистические идеологи, как известно, были большими выдумщиками на различные массовые революционные мероприятия, с помощью которых они умело поднимали активность трудящихся. Эти мероприятия в разное время назывались по-разному: воскресники и субботники, просто дни, недели или декады, посвящавшиеся каким-либо событиям, месячники ударного труда, пятилетки, вахты памяти и т.д. При проведении одного из таких мероприятий в 1920 году, названном Неделей фронта, все екатеринбургские приюты, сохранявшие ещё старорежимные названия, были переименованы. Нуровский приют стали называть Домом Свободы.

От «рассвета» - освящения Николаевской церкви, до «заката» - её закрытия прошло менее полувека. В 1924 году здание церкви со снесенной колокольней и куполами было передано Уральскому отделению Геологического Комитета.

б) Наши дни. История восстановления.

В 2003 году, по решению коллектива Уральского государственного горного университета, в 3-м учебном здании (ул. Куйбышева, 39) на средства выпускников, преподавателей, студентов и других жертвователей и благодетелей началось восстановление Свято-Николаевской церкви - Храма горняков России.

Первыми во время летней практики на подготовительные строительные работы вышли студенты-шахтостроители. Ребята очистили многолетние слои штукатурки со священных стен, погрузили четырнадцать КАМАЗов земли и строительного мусора - а это более 110 тонн...

Год за годом воплощался грандиозный замысел восстановления горняцкой святыни. В 2004 году была воздвигнута колокольня и отлито семь колоколов общим весом 566 килограммов. Заказ выполнялся на крупнейшем предприятии России и Европы ЗАО «Пятков и К°», которое изготавливало колокола для Собора Василия Блаженного, екатеринбургского Храма-на-Крови и многих других церквей и храмов.

Немало интересных фактов связано с периодом восстановления Храма. Так, в июне 2005 года на строительной площадке первого этажа был показан спектакль православного театра им. А.П. Чехова «Чаша скорби, чаша милости».

Все театральное действо разворачивалось вокруг последних дней жизни Державной Семьи Романовых, заключенных под стражу в доме екатеринбургского инженера Ипатьева.

Разрушенные стены и отчасти сохранившиеся на них фрески как нельзя лучше заменили декорации. На храме еще не было крыши. В середине спектакля пошел дождь - будто сами небеса оплакивали судьбу святого семейства...

Знаменательной датой в судьбе Храма горняков стал день 23 ноября 2006 года, когда состоялось освящение его куполов и креста. В торжественном обряде участвовал архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. В тот же день золотые маковки и крест были воздвигнуты на храм.

В 2009 году внешнее убранство храма - памятника культуры XIX века было завершено, по праздничным дням он возвещает о себе колокольным звоном. Внутри здания на первом этаже были отремонтированы два учебных класса и построена крестильня. Большая купель выполнена из мрамора разных цветов и предполагает проведение Крещения с полным погружением. Великая Среда Страстной седмицы 2010 года войдет в историю УГГУ. 31 марта первая группа студентов крестилась в Храме Горняков России.



Старый стиль 4Октябрь вторник Новый стиль) 17Октябрь Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Иерофея, еп. Афинского (I). Совершается служба со славословиемОбретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского (1595). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСобор Казанских Святых. Мчч. Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Сщмч. Петра Капетолийского (III-IV). Мцц. Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305-306). Мчч. Давикта (Адавкта) (ок. 305-313). и дщери его Каллисфении (ок. 318). Прп. Павла Препростого (IV). Прп. Аммона (ок. 350). Блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052). Прпп. Елладия и Онисима Печерских (XII-XIII). Прп. Аммона, затворника Печерского (XIII). Св. прав. Стефана Щиляновича (1515) (Серб.). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Николая, Михаила, Иакова и Тихона пресвитеров, прмч. Василия (1937). Св. Хионии исп. (1945). Евангельские ЧтенияФлп., 242 зач., II, 16-23. Лк., 27 зач., VI, 37-45 .* Если совершается служба свтт. Гурия и Варсонофия, то на литургии чтения дня и святителей: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 11 зач., V, 14-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 6, 37-45). Не суди, отпускай, давай. . . по-видимому, все трата одна, а прибыли никакой. А между тем вот что обещается: не будешь осуждать, и тебя не осудят; будешь отпускать, и тебе отпустят; будешь давать, и тебе дано будет. Теперь эта прибыль не видна; но она прибудет несомненно тому, кто от сердца сделает указанные затраты, - прибудет именно в ту пору, когда больше всего будет чувствоваться нужда в неосуждении и прощении. Как обрадуется тот, кто вдруг сподобится получить такие блага, как будто ни за что! И наоборот, как будет скорбеть и горевать тот, кто в свое время не умел прибыльно распорядиться своим достоянием! Все бы отпустил и все бы роздал, да поздно: всему время. Не все гоняться за такою прибылью, которая прямо идет в руки, почти вслед за тратою. Брось, по русскому присловью, хлеб-соль назади, - он очутится впереди. Образ действий в показанных случаях действительно похож на бросание; но только тут бросается не на попрание, а в руки Божии. В этих руках и хранение верно, и получение из них несомненно. Приложи только веру и упование. Молитвы Тропарь преподобного Аммона, затворника Печерского. в Дальних пещерахглас 2Егда изшел еси от мира, / тогда мирская вся яко тщетна отвергл, / егда же образ иноческий на ся прият, / тогда вражия коварства подвиги своими и труды, Аммоне блаженне, попрал еси, вопия: / Христе Боже, слава Тебе. Кондак преподобного Аммона, затворника Печерского. в Дальних пещерахглас 4Да своему Воеводе и Господу, преподобне Аммоне, благоугодиши,/ всех отшаявся мирских пристрастий,/ странствовал еси Его ради вся дни экивота своего многотрудне,/ тем обрет вечный покой,/ моли и нам в той вселитися. Тропарь святителей Гурия и Варсонофияглас 3Первии учителие прежде темному,/ ныне же светлому и новопросвещенному граду Казани,/ первии возвестителие пути спасительнаго,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, благочестия учителие/ и Православия наставницы, Гурие и Варсонофие,/ Владыку всех молите// мир вселенней даровати и душам нашим велию милость. Кондак святителя Варсонофияглас 6Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворил еси,/ сего ради святительства саном почется,/ чисте Чистейшему предстоиши./ Моли Христа Бога, святителю,/ спасти люди твоя, святе,/ да вси вопием ти:/ радуйся, отче преподобне Варсонофие,// граду нашему Казани похвала и утверждение. Тропарь благоверного князя Владимира Ярославичаглас 4Измлада явился еси, Богомудре княже Владимире,/ Божественный сосуд избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюл/ и, храм пречуден Премудрости Божия/ в Великом Новеграде сем устроив,/ тело Твое в Нем предложил еси,/ и ныне, на Небесех предстоя Престолу Святыя Троицы,/ молися низпослати и нам велию и богатую милость. Кондак благоверного князя Владимира ЯрославичаКондак, Многомудренно пожив в княжении твоем в Великом Новеграде,/ благоверный княже Владимире,/ плод благий в жизни сей был еси, присноцветущ добродетельми./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ тело же твое нетлением прославлено бысть на земли,/ и ныне праздник твой светло совершающе,/ с любовию вопием тебе:/ радуйся, великому Новуграду и всей Российстей земли утверждение. Кондак святителя Гурияглас 4Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение. Тропарь священномученика Иерофеяглас 4Благости научився и трезвяся во всех,/ благою совестию священнолепно оболкся,/ почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/ и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/ священномучениче Иерофее,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим. Показать ещё молитвы Кондак священномученика Иерофеяглас 8Священноначальника Афинскаго восхваляем тя,/ яко таиноучившеся тобою странным и неизреченным:/ явился бо еси Богоприятный песнословец./ Но моли, всеблаженне Иерофее,/ от всяких нам грехопадений избавитися, да зовем:/ радуйся, отче Богомудре. Кондак священномученика Иерофеяглас 4Якоже столп непоколебим, Иерофее,/ прещения врагов не устрашися,/ но прелести разрушил еси твердыню,/ яко камень честен валяяся, отче./ Тем Владыка тя, храбрствовавша, венчает/ живоначальною и Божественною десницею,// Егоже о всех нас умоли. Тропарь святого праведного князя Стефана Щиляновича, Сербскогоглас 4На земли премудрости славу стяжал еси,/ богатство Господеви своему вручил еси,/ и Той тя с Небесными водворяет,/ тело твое на земли, святе, сохрани невредимо,/ ты бо в целомудрии и чистоте/ житие праведно пожил еси,/ тем с дерзновением моли спастися нам. Кондак святого праведного князя Стефана Щиляновича, Сербскогоглас 2Вышняго желанием прославляя,/ и Той тя в памяти прославляет, праведне,/ восхождением добродетелей совершил еси душу,/ премудре святе Стефане,/ на земли непорочно житие соверши,/ Зиждителю всех благоугодил еси,/ моли непрестанно о всех нас. Службы4 октября: Святого сщмч. Иерофея, епископа Афинского. Обретение честных мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского Сайты приходов: Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Святителя Гурия Казанского с. Азъял-Петъял Казанская епархия:Храм Гурия Казанского с. Ципья
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05974 c.