Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Профилактика зависимостей » Для подготовки бесед, уроков и мероприятий » По профилактике алкогольной зависимости »

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

- -
- -
Методические материалы

- -  

Свобода и зависимость

Протоиерей Илия Шугаев

Предисловие

Эта книга предназначена, прежде всего, для подростков и взрослых, интересующихся проблемой употребления веществ, вызывающих зависимость: табак, алкоголь, наркотики, а также для педагогов, желающих вести занятия по профилактике употребления этих веществ.

В основу книги положены беседы, которые проводились в школах города Талдома. В книге мне хотелось бы передать хотя бы отчасти атмосферу живой беседы со школьниками. Такая манера изложения материала сохраняется в начале книги и по ходу книги постепенно меняется до более сухого изложения теоретического материала о природе наркомании в конце книги.  Такая манера изложения связана с тем, что, на мой взгляд, после предварительного введения подростков в эту тему требуется более серьезный разговор о наркомании.

В книге почти всегда слово «наркотики» будет использоваться как для обозначения тех веществ, которые называются наркотиками в узком смысле этого слова, так и для обозначения табака и алкоголя. И табак, и алкоголь - это самые настоящие наркотики, поскольку и зависимость, и механизм появления зависимости, и вред, наносимый организму, по своей сути совершенно такие же, как и у наркотиков, традиционно именуемых так. Отличия только количественные, но никак не качественные.

Один из читателей рукописи этой книги с упреком высказался, почему в книге не дается религиозная оценка  курения,  алкоголизма и наркомании, почему не говорится четко и ясно, что все эти явления - грех. Поэтому в конце книги помещена глава «Духовная сторона наркомании» для тех, кого интересует вопросы духовной жизни.

В книге вопрос употребления наркотиков практически не будет обсуждаться с религиозной точки зрения, но, прежде всего, с позиции здравого смысла, медицины и психологии.

Тема борьбы с наркоманией все более и более становится актуальной. На борьбу с наркоманией, на профилактику от наркозависимости бросаются огромные средства, но эффективность подавляющего большинства программ очень мала. После года тщательного изучения литературы, видеоматериалов на наркологическую тему появился этот цикл бесед со школьниками. Не могу утверждать о высокой эффективности этих бесед, - об этом вообще можно говорить только через несколько лет. Автор не ставил перед собой цель создать такие беседы, после которых все перестанут курить, пить и употреблять наркотики. В рамках бесед это сделать, конечно, невозможно. Все дело в том, что в процессе борьбы с разного рода зависимостями подчас повторяется огромное количество различных заблуждений и мифов, которые не только могут перечеркнуть профилактическую работу, но и навредить молодым людям. Поэтому при написании этой книги ставилась простая цель: избегая самых главных ошибок, дать подросткам некий материал для размышления, который поможет им не поддаться на влияние ложных психологических установок, навязываемых окружающим миром, и тем самым дать возможность самостоятельной и объективной оценки действия наркотиков.

Очень хорошо эта цель выражена авторами одной из книг по алкоголю (Сугоняко А. П., Пашов В. И, Рехлова Г. П. Методические рекомендации в помощь лектору, преподавателю народного университета по проведению антиалкогольной пропаганды среди учащихся общеобразовательных школ. Красноярск, 1985):

«"Мастерство нравственного воспитания, - писал В. А. Сухомлинский (1918-1970), - заключается в том, чтобы ребенка с первых шагов его школьной жизни убеждали, прежде всего, его собственные поступки, чтобы в словах воспитателя он находил отзвуки собственных мыслей, переживаний, рождающихся в процессе активной деятельности", в том числе связанной и с употреблением алкоголя.

Однако существующие сегодня методические рекомендации и материалы в помощь лектору изобилуют примерами и цифрами будущего, а не настоящего ущерба, наносимого тем семьям, трудовым коллективам, члены которых употребляют алкоголь. При этом, в лучшем случае, умалчивается, что происходит с психикой людей в момент алкоголизации.

Нашими исследованиями установлено, что школьники, употреблявшие вино, пребывание в алкогольном опьянении расценивают как неприятное состояние. А их здоровая субъективная оценка действия алкоголя в имеющейся литературе по алкоголизму НЕ ВОЗВЫШАЕТСЯ, а наоборот, ПРИНИЖАЕТСЯ, так как за норму берется оценка действия спиртного больными людьми или лицами с низким уровнем культуры и нравственности.Этой основополагающей точке зрения в нашей работе придается первостепенное значение.

В антиалкогольном обучении и воспитании следует стремиться поставить подростка на голову выше тех, кто вооружен представлениями о якобы возможном "приятном" пребывании в алкогольном опьянении. Задача сегодняшнего дня - добиться того, чтобы стыдно было находиться в алкогольном опьянении, как бывает неприятно человеку с высокой санитарной культурой садиться за стол для приема пищи с грязными руками. <...>  Предлагаемая система противоалкогольного знания <...> помогает осмеять тех, кто в алкогольном опьянении стремится получить удовольствие.

Очень трудно переубедить людей, если симптомы острого отравления спиртными напитками, в силу глубокого заблуждения, они начинают принимать за удовольствие. Повторяем, что этот СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ИЗВРАЩЕНИЯ ЗДОРОВОЙ ОЦЕНКИ АЛКОГОЛЯ НА БОЛЬНУЮ занимает основное место в содержании данного цикла лекций».

Скачать книгу



Старый стиль 7Октябрь пятница Новый стиль) 20Октябрь Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. День постный. Пища с растительным маслом. Совершается служба на шестьМчч. Сергия и Вакха (290-303). Свт. Ионы, еп. Ханькоуского (1925). Мчч. Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мц. Пелагии Тарсийской (290). Мч. Полихрония пресвитера (IV). Прп. Сергия Послушливого, Печерского (ок. XIII). Прп. Сергия Нуромского (Вологодского) (1412). Обретение мощей прп. Мартиниана Белоезерского (1514). Сщмч. Николая персвитера (1942). Иконы Божией Матери Псково-Печерской, именуемой "Умиление" (1524). Евангельские ЧтенияФлп., 245 зач., III, 8-19. Лк., 32 зач., VII, 31-35. Мчч.: Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2. Лк., 106 зач., XXI, 12-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 7, 31-35). "С кем сравню людей рода сего?", т. е. неверов? Если Господь делает этот вопрос как-будто в недоумении, не тем ли более прилично нам недоумевать о явлениях неверия? Казалось бы, как идти против всесторонней очевидности? - и однако же идут. Что сатана противится - это не дивно; его имя такое: противник истины и добра; ясно видит, что Бог есть, что Он будет судить его и осудит, что казнь ему уже уготована, а все идет наперекор, и не для чего другого, как только на зло и, следовательно, на большую себе пагубу. Уж не этот ли дух богоборства владеет и неверами? По крайней мере, по тем понятиям какие имеем мы о душе и ее действиях, неверие, при очевидности оснований веры, необъяснимо, равно как необъяснимо и рабство грешника греху, когда он узнает ясно, что грех губит его. И какое еще противоречие! Только неверы и страстолюбцы отвергают бытие сатаны и нечистых духов. Те, которым бы больше всего надо было бы стоять за них, совсем отступаются от них. Не от них ли самих и наука-то эта? Темные тьму любят и научают говорить, что их нет и что в нравственном мире строится само собою. без их козней и коварства. Молитвы Тропарь мучеников Сергия и Вакхаглас 5Удобрение Христовых страстотерпец/ и очи Христовы Церкве,/ очи просветите душ наших,/ Сергие многострадальне и Вакше преславне:/ молитеся ко Господу,/ яко да убежим тьмы греховныя/ и Света явимся общницы невечерняго// молитвами вашими, святии. Кондак мучеников Сергия и Вакхаглас 2Разум на враги мужески вооруживше,/ всю тех лесть разрушисте,/ и победу свыше приимше, мученицы всехвальнии,/ единомысленно вопиюще:// добро и красно еже быти с Богом.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04739 c.