Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Профилактика зависимостей » Для подготовки бесед, уроков и мероприятий » По профилактике алкогольной зависимости »

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

- -
- -
Методические материалы

- -  

Свобода и зависимость

Протоиерей Илия Шугаев

Предисловие

Эта книга предназначена, прежде всего, для подростков и взрослых, интересующихся проблемой употребления веществ, вызывающих зависимость: табак, алкоголь, наркотики, а также для педагогов, желающих вести занятия по профилактике употребления этих веществ.

В основу книги положены беседы, которые проводились в школах города Талдома. В книге мне хотелось бы передать хотя бы отчасти атмосферу живой беседы со школьниками. Такая манера изложения материала сохраняется в начале книги и по ходу книги постепенно меняется до более сухого изложения теоретического материала о природе наркомании в конце книги.  Такая манера изложения связана с тем, что, на мой взгляд, после предварительного введения подростков в эту тему требуется более серьезный разговор о наркомании.

В книге почти всегда слово «наркотики» будет использоваться как для обозначения тех веществ, которые называются наркотиками в узком смысле этого слова, так и для обозначения табака и алкоголя. И табак, и алкоголь - это самые настоящие наркотики, поскольку и зависимость, и механизм появления зависимости, и вред, наносимый организму, по своей сути совершенно такие же, как и у наркотиков, традиционно именуемых так. Отличия только количественные, но никак не качественные.

Один из читателей рукописи этой книги с упреком высказался, почему в книге не дается религиозная оценка  курения,  алкоголизма и наркомании, почему не говорится четко и ясно, что все эти явления - грех. Поэтому в конце книги помещена глава «Духовная сторона наркомании» для тех, кого интересует вопросы духовной жизни.

В книге вопрос употребления наркотиков практически не будет обсуждаться с религиозной точки зрения, но, прежде всего, с позиции здравого смысла, медицины и психологии.

Тема борьбы с наркоманией все более и более становится актуальной. На борьбу с наркоманией, на профилактику от наркозависимости бросаются огромные средства, но эффективность подавляющего большинства программ очень мала. После года тщательного изучения литературы, видеоматериалов на наркологическую тему появился этот цикл бесед со школьниками. Не могу утверждать о высокой эффективности этих бесед, - об этом вообще можно говорить только через несколько лет. Автор не ставил перед собой цель создать такие беседы, после которых все перестанут курить, пить и употреблять наркотики. В рамках бесед это сделать, конечно, невозможно. Все дело в том, что в процессе борьбы с разного рода зависимостями подчас повторяется огромное количество различных заблуждений и мифов, которые не только могут перечеркнуть профилактическую работу, но и навредить молодым людям. Поэтому при написании этой книги ставилась простая цель: избегая самых главных ошибок, дать подросткам некий материал для размышления, который поможет им не поддаться на влияние ложных психологических установок, навязываемых окружающим миром, и тем самым дать возможность самостоятельной и объективной оценки действия наркотиков.

Очень хорошо эта цель выражена авторами одной из книг по алкоголю (Сугоняко А. П., Пашов В. И, Рехлова Г. П. Методические рекомендации в помощь лектору, преподавателю народного университета по проведению антиалкогольной пропаганды среди учащихся общеобразовательных школ. Красноярск, 1985):

«"Мастерство нравственного воспитания, - писал В. А. Сухомлинский (1918-1970), - заключается в том, чтобы ребенка с первых шагов его школьной жизни убеждали, прежде всего, его собственные поступки, чтобы в словах воспитателя он находил отзвуки собственных мыслей, переживаний, рождающихся в процессе активной деятельности", в том числе связанной и с употреблением алкоголя.

Однако существующие сегодня методические рекомендации и материалы в помощь лектору изобилуют примерами и цифрами будущего, а не настоящего ущерба, наносимого тем семьям, трудовым коллективам, члены которых употребляют алкоголь. При этом, в лучшем случае, умалчивается, что происходит с психикой людей в момент алкоголизации.

Нашими исследованиями установлено, что школьники, употреблявшие вино, пребывание в алкогольном опьянении расценивают как неприятное состояние. А их здоровая субъективная оценка действия алкоголя в имеющейся литературе по алкоголизму НЕ ВОЗВЫШАЕТСЯ, а наоборот, ПРИНИЖАЕТСЯ, так как за норму берется оценка действия спиртного больными людьми или лицами с низким уровнем культуры и нравственности.Этой основополагающей точке зрения в нашей работе придается первостепенное значение.

В антиалкогольном обучении и воспитании следует стремиться поставить подростка на голову выше тех, кто вооружен представлениями о якобы возможном "приятном" пребывании в алкогольном опьянении. Задача сегодняшнего дня - добиться того, чтобы стыдно было находиться в алкогольном опьянении, как бывает неприятно человеку с высокой санитарной культурой садиться за стол для приема пищи с грязными руками. <...>  Предлагаемая система противоалкогольного знания <...> помогает осмеять тех, кто в алкогольном опьянении стремится получить удовольствие.

Очень трудно переубедить людей, если симптомы острого отравления спиртными напитками, в силу глубокого заблуждения, они начинают принимать за удовольствие. Повторяем, что этот СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ИЗВРАЩЕНИЯ ЗДОРОВОЙ ОЦЕНКИ АЛКОГОЛЯ НА БОЛЬНУЮ занимает основное место в содержании данного цикла лекций».

Скачать книгу



Старый стиль 5Декабрь понедельник Новый стиль) 18Декабрь Седмица 29-я по Пятидесятнице. Глас 3. Рождественский пост. Пища с растительным маслом. Совершается всенощное бдениеПрп. Саввы Освященного (532). Прпп. Кариона монаха и сына его Захарии, египтян (IV). Свт. Гурия, архиеп. Казанского (1563). Мч. Анастасия. Сщмч. Илии пресвитера (1932). Прмч. Геннадия (1941). Св. Сергия исп., пресвитера (1950). Евангельские ЧтенияУтр. - Лк., 24 зач., VI, 17-23. Лит. - Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19. Лк., 102 зач., XX, 27-44. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Евр. 3, 5-11. 17-19; Лк. 20, 27-44). Саддукеи имели возражение против воскресения, которое казалось им неразрешимым; а Господь решил его несколькими словами, и притом так ясно, что все поняли и признали саддукеев побежденными истиною слова Его (Лк. 20, 27-40). Что тогда были саддукеи, то ныне неверы всех сортов. Нагородили они себе множество мечтательных предположений, возвели их в неопровержимые истины и величаются тем, полагая, что уж против них и сказать нечего. На деле же они так пусты, что и говорить против них не стоит. Все их мудрования - карточный дом: дунь и разлетится. По частям их и опровергать нет нужды, а достаточно отнестись к ним так, как относятся к снам. Говоря против снов, не доказывают несообразности в составе или в частях сна, а говорят только: это сон, - и тем все решают. Точно такова теория образования мира из туманных пятен, с подставками своими - теорией произвольного зарождения, дарвиновского происхождения родов и видов, и с его же последним мечтанием о происхождении человека. Все, как бред сонного. Читая их, ходишь среди теней. А ученые? Да что с ними поделаешь? Их девиз: не любо не слушай, а лгать не мешай. Молитвы Тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанскогоглас 4Правило веры и образ целомудрия,/ учителя добрых дел/ и наставника спасения даде тя Господь/ новопросвещенному граду Казани,/ в немже приобрел еси новыя от язык люди/ и привел еси я Христови./ Сего ради в память твою радостно сошедшеся,/ честне празднуем святое твое успение,/ ты же, отче наш, святителю Христов Гурие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим. Ин тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанскогоглас 4От младости удалялся земнаго мудрования/ и последовав скорбным путем Законоположителю своему Христу Богу./ Темже и Он тя воздарова на земли нетлением,/ на Небесех же со угодившими Ему архиереи ликовствуеши,/ Гурие святителю,/ моли Христа Бога/ подати отечеству нашему на враги победу,/ и мир мирови,/ и душам нашим велию милость. Кондак святителя Гурияглас 4Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение. Ин кондак святителя Гурия, архиепископа Казанскогоглас 6Истине основание, и веры утверждение,/ и в поучениих преизряднаго свемы тя, благочестию споспешника,/ апостолом сопрестольника, страстотерпцем сопричастника,/ постником купноревнителя похваляем тя, Гурие святителю,/ и велия таинника Божия благодати. Тропарь преподобного Саввыглас 8Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Савво, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобного Саввыглас 8Яко от младенства Богу жертва непорочная/ принеслся еси добродетелию, Савво блаженне,/ садоделатель быв благочестия,/ темже был еси преподобных удобрение,/ гражданин же пустынный достохвален./ Темже зовем ти:// радуйся, Савво пребогате. Службы4 октября: Святого сщмч. Иерофея, епископа Афинского. Обретение честных мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского 5 декабря: Преподобного Саввы Освященного Сайты приходов: Запорожская епархия:Монастырь святого Саввы Освященного г. Мелитополь Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Святителя Гурия Казанского с. Азъял-Петъял Казанская епархия:Храм Гурия Казанского с. Ципья Храм Казанской иконы Божией Матери с. Муратово Храм Троицы Живоначальной с. Ципья Храм святителя Гурия Казанского с. Ташкирмень Храм Гурия, Германа и Варсонофия Казанских с. Столбище Корсунская епархия:Приход Саввы Освященного г. Кан Храм прп. Саввы Освященного г. Кальяри Московская епархия (городская):Подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобного Саввы Освященного в Люблино г. Москва Казанский Собор на Красной площади г. Москва Нефтекамская епархия:Храм Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских Чудотворцев г. Бирск Нижегородская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Арзамас Пермская епархия:Храм Власия, епископа Севастийского с. Шляпники Псковская епархия:Храм святых Косьмы и Дамиана с Примостья г. Псков Симферопольская епархия:Мужской монастырь в честь прп. Саввы Освященного с. Терновка (Чильтер-Мармара) Ставропигиальные монастыри РПЦ:Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Новоспасский монастырь г. Москва Тверская епархия:Храм Петра и Павла пос. Селижарово Храм Петра и Павла пос. Селижарово Тихорецкая епархия:Храм Саввы Освященного г. Кореновск Чебоксарская епархия:Храм свт Гурия, архиепископа Казанского с. Первое Степаново
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.10325 c.