Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Профилактика зависимостей » Для подготовки бесед, уроков и мероприятий » По профилактике алкогольной зависимости »

14.05.2018 | В Просветительском центре подвели итоги XV традиционной встречи православных трезвенников Уральского региона.

23.04.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

04.04.2018 | СОБРАНИЕ ПОМОЩНИКОВ БЛАГОЧИННЫХ ПО ТРЕЗВЕННИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОШЛО В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

09.01.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

02.01.2018 | Готовимся к Рождеству! Как провести Рождественские праздники жителям и гостям уральской столицы

- -
- -
Методические материалы

- -  

Убойная сила российского пьянства


Александр Викентьевич Немцов, доктор медицинских наук,
руководитель отдела Московского научно-исследовательского института психиатрии Минздрава РФ.
Автор книг "Алкогольная ситуация в России" (1995) и "Алкогольная смертность в России, 1980-1990-е годы" (2001).


Почти экспериментальные условия, сложившиеся в результате российской антиалкогольной кампании 1985 г., высветили многие зловещие связи спиртных напитков и общества, сделав эти связи доступными для изучения. Кампания еще раз показала многообразие и сложность действия такого простого химического агента, как этиловый спирт, обнаружила его социальную роль и продемонстрировала, что пьянство стало существенной частью российской культуры.

Приступая к теме алкогольных потерь, прежде всего следует отметить, что в такой сильно пьющей стране, как Россия, никто не знает точно, сколько спиртного потребляет ее население.

По официальным данным ЦСУ РСФСР, Госкомстата РСФСР и Госкомстата России (с середины 1960-х и до 1988 г. секретным), в 1984 г. среднедушевое потребление (100% спирта на человека в год) составляло без учета самогона 10.5 л. Однако американский экономист Владимир Тремл подсчитал, что в 1970 г. на человека в среднем приходилось 12 л, а через 10 лет уже 14 л [1, 2]. На основе этих и собственных оценок (с 1981 г.), близких по значению, можно заключить, что средний уровень потребления в России накануне кампании составлял 14.2 л, из которых 3.8 л (26%) приходилось на самогон.

Много это или мало? Для наглядности преобразуем это количество спиртного в привычные напитки и объемы, т.е. в 35.5 л водки или 71 бутылку (0.5 л). С учетом разного отношения к спиртным напиткам мужчин и женщин и их популяционного соотношения на одного мужчину проходилось 123 бутылки. Если считать, что главные потребители - мужчины в возрасте от 15 до 65 лет, то в среднем один взрослый за год выпивал 180 бутылок водки, или одну бутылку за два дня. Пусть читатель сам решит, можно ли усредненного российского мужчину считать пьяницей.

Антиалкогольная кампания началась 1 июня 1985 г. За первые полтора года регистрируемая продажа спиртного упала на 51%, а реальное потребление - только на 27% за счет резкого увеличения производства самогона. В 1991 г. подпольные винно-водочные изделия составляли более половины от общего потребления, уровень которого приблизился к 1984 г.

Начало рыночных реформ (с 2 января 1992 г.) сопровождалось не только либерализацией цен и продажи спиртных напитков, но и отменой государственной монополии на производство и торговлю спиртным. На винно-водочный рынок хлынули не облагаемые акцизами, а значит очень дешевые фальсификаты, более токсичные по сравнению с самогоном.
 
Потребление спиртного увеличивалось до 1994 г., затем сокращалось до 1998 г., а с 1999 г. снова начало расти (в 2001 г. 15.0 л). Такова эволюция потребления алкоголя с ее резкими перепадами. А как умирали россияне в это время?
С 1965 по 1984 г. общая смертность довольно равномерно увеличивалась. За 20 лет сократилась ожидаемая продолжительность жизни, особенно у мужчин (на 2.5 года: с 64.5 до 62 лет), что отчасти связано с ростом потребления спиртного. Ведь с 1960 по 1980 г. его продажа увеличилась более чем в два раза (с 4.6 до 10.5 л), а реальный рост с 9.8 до 14.0 л. При этом в два раза повысилась смертность от отравления алкоголем. Однако из этих данных трудно вычленить алкогольный фактор среди других неблагоприятных явлений и оценить его роль в сокращении продолжительности жизни населения. Сделать это помогла кампания.

Не затрудняя читателей многочисленными расчетами и цифрами, можно сказать, что антиалкогольная кампания сохранила жизнь более чем 1 млн человек. Это ее главный позитивный итог, подтверждающий, что спиртные напитки - существенный фактор высокой смертности в России. В результате кампании к 1986 г. смертность снизилась на 203.5 тыс. (12.3% от общего числа в 1984 г.), а потребление уменьшилось на 3.7 л (зависимость была строго линейной). Согласно расчетам, в пределах 10-15 л среднедушевого алкоголя на каждый литр приходилось 3.3% общего количества смертей, а для мужчин от 35 до 59 лет - 6.9%. По данным Т.Норстрема [3], во Франции и Германии для мужчин этого возраста алкогольные потери составляли приблизительно 1%. Расхождение с российскими показателями в какой-то мере могут объяснить три обстоятельства.

Во-первых, в России спиртные напитки были более токсичными. Второе обстоятельство скорее всего связано с насильственным характером антиалкогольной кампании. Медленные и небольшие колебания потребления спиртного в европейских странах приводили к его разнонаправленному изменению среди отдельных категорий населения и таким образом уменьшали общий результат. И наконец - генетические особенности российской популяции в отношении алькогольдегидрогеназы - фермента, участвующего в метаболизме поступающего в организм алкоголя.

Долгое время считалось, что русские относятся к европеоидам, для которых характерна умеренная активность алкогольдегидрогеназы. Именно этот фермент превращает этанол в токсичный ацетальдегид, который и вызывает тяжелые соматические и психические последствия злоупотребления спиртными напитками. Теперь показано, что в популяции московского мегаполиса широко распространен ген (41%), кодирующий синтез высокоактивной алкогольдегидрогеназы, которая при поступлении этанола в организм продуцирует ацетальдегид в больших количествах [4]. Вот почему одно и то же вещество - винный спирт - вызывает острые и хронические токсические последствия. По частоте данного гена московская популяция занимает промежуточное положение между европеоидной (0-5%) и континентально-монголоидной (20-80%).

* * *

Неоспоримые факты резкого сокращения продажи спиртных напитков и всех жестко зависимых от них болезней (психозов, отравлений и циррозов печени), а также насильственных смертей и преступности [5] говорят о том, что в 1985-1986 гг. даже закоренелые пьяницы стали пить существенно меньше. Известно, что население страны по отношению к выпивке представляет собой более или менее жестко взаимосвязанный конгломерат [6, 7], который подчиняется одному из законов алкологии: сокращение среднедушевого потребления спиртного отражает общую тенденцию, как для мало, так и для много пьющих. Россия никак не могла быть исключением из этого правила, поскольку антиалкогольные мероприятия касались всего общества, включая самых активных пьяниц. Тотальный характер прессинга проявился в том, что во время кампании снизились зависимые от алкоголя показатели смертности и заболеваемости (причем линейно по отношению к потреблению).

Однако даже в 1986-1991 гг. потребление спиртного оставалось очень высоким (10.5-12.6 л). Как оценить полные алкогольные потери? Вот тут нам может помочь линейная зависимость смертности от потребления. На основе регрессионных уравнений рассчитано, что в 1984 г. из общего числа умерших (1650.9 тыс. человек) 525.0 тыс., или 31.8% всех смертей связаны с потреблением спиртного, что в 10 раз больше официальных данных (3.1%). Это и есть наши прямые и непрямые потери, в которых алкоголь был главным или дополнительным фактором смерти. Но и в том и другом случае спиртное "помогло" этим людям сойти в могилу раньше отведенного им срока.

В США прямой и непрямой алкогольный урон в начале 80-х годов по разным оценкам составил 105-200 тыс. человек (5-9% всех смертей) при потреблении 8.2-8.3 л, а в 90-х годах - еще ниже (4.4%).

* * *

За какими диагнозами и в каких соотношениях скрывалась алкогольная смертность? В начале кампании кроме смертности при опухолевых, инфекционных и паразитарных заболеваниях все другие большие классы смертей снизились (рис.3) и далее изменялись сходным образом.

Кампания показала, что главный вклад в алкогольную смертность мужчин (44.9%) вносили травмы, отравления и несчастные случаи. В 1981-1984 гг. у 53.1% (Москва) и 58.4% (Россия) умерших по этим причинам в крови был выявлен алкоголь. Однако в государственной статистике доля смертей "в состоянии опьянения" лишь в отдельные годы превышала 10%. Среди этой большой группы особое место занимают такие социально значимые явления, как самоубийства и убийства. Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству самоубийств: от 37.9 в 1984 г. до 42.1 в 1994 г. (на 100 тыс. жителей), уступая в Европе только Литве (47.3 в 1994 г.). В 1984 г. 43 тыс. мужчин и 11 тыс. женщин покончили с собой. В 1994 г. количество самоубийств было максимальным (как и потребление), а затем началось снижение, продолжавшееся до 1998 г. 

Тему "алкоголь и самоубийства" наглядно иллюстрируют данные Бюро судебно-медицинской экспертизы: за 1981-1990 гг. в шести областях России (Амурской, Кемеровской, Новгородской, Орловской, Саратовской и Сахалинской), а также Башкортостане и Санкт-Петербурге с общим населением 17.5-18.2 млн человек, - всего 52.5 тыс. самоубийств. До начала кампании (1981-1984) у 60.2% покончивших с собой в крови был обнаружен алкоголь. С 1985 г. количество таких случаев уменьшилось почти синхронно с динамикой потребления, а уровень трезвых самоубийц почти не изменился. Важно, что насильственная смертность росла быстрее чем от других причин. Это говорит о том, что снижение смертности в 1985-1987 гг., в частности при самоубийствах, не было обусловлено новыми надеждами и оптимизмом в связи с "перестройкой", о чем много писалось у нас и за рубежом.

Похожая картина складывается и при анализе убийств. В 1984 г. было убито 16 тыс. человек, в 1985 г. жертв стало меньше (с 12.1 до 7.4 на 100 тыс. населения в 1987 г.). Соотношение мужчин и женщин, убитых в состоянии опьянения, может быть выражено как 5:1. В 1987 г. начался рост потребления алкоголя, вместе с ним и количество убийств. Скорее всего это свидетельствует о включении новых, помимо алкогольных, факторов: коренного передела собственности, перераспределения сфер криминального влияния и смены преступных элит. В конце 80-х годов так называемых "законников" (воров в законе) вытеснили "беспредельщики", действовавшие вне воровских законов. Эта "первая криминальная война" плавно перешла во "вторую", базой которой стала приватизация и новый передел собственности на ее основе.

По аналогии с самоубийствами соотношение убитых трезвых и с алкоголем в крови можно исследовать в тех же регионах России: последние в 1981-1984 гг. составляли 64%; в 1988 г. - 59%, а в 1990 г. - 64%. Эти данные показывают, что помимо социально-экономических причин во время "первой криминальной войны" роль спиртного оставалась очень высокой: рост числа убитых в пьяном состоянии происходил в два раза быстрее, чем в трезвом.

* * *

Во время кампании смертность сократилась в основном за счет двух сердечно-сосудистых заболеваний, почти одинаково часто встречающихся у мужчин и женщин: атеросклеротического кардиосклероза и нарушения мозгового кровообращения [8].

Сегодня хорошо известно, что хроническая алкогольная интоксикация осложняет течение этих заболеваний и служит дополнительным фактором риска. Она сокращает продолжительность жизни мужчин с такой патологией в среднем на 17 лет (данные Центра профилактической медицины АМН РФ). С другой стороны, злоупотребление спиртным часто приводит к развитию болезни. В последние годы появились данные о том, что в случае массивных выпивок в результате изменения в крови соотношения липопротеинов высокой и низкой плотности повышается риск сердечных аритмий и гипертонических кризов, а также тромбозов сердечных сосудов. Вот почему смертность при болезнях системы кровообращения существенно увеличивается с субботы по понедельник, в отличие от таковой при новообразованиях, равномерно распределенной по дням недели.

По официальных источникам, 97.7% алкогольных потерь - это случаи отравления спиртным, да и то, вероятно, учтенные не полностью. Почему? Причин много: тривиальная халатность медицинского персонала при постановке посмертного заключения, низкая квалификация врачей в диагностике причин заболевания и смерти, слабость технической базы и квалификации патолого-анатомической службы в стране, а также прямая фальсификация алкогольных диагнозов смерти и подмена их наиболее частыми сердечно-сосудистыми диагнозами.

С этих позиций интересен анализ, проведенный в Курске в 1991 г.: у 29% мужчин и 8% женщин, умерших с диагнозом сердечно-сосудистая патология, в биологических жидкостях присутствовал алкоголь [9]. При этом у 11.6% мужчин и 4.3% женщин его содержание было смертельным и составляло 4‰ и более. Остается гадать, в силу каких причин в Курске отравление алкоголем было скрыто у этих людей, в результате чего их смерти попали в государственную статистику с диагнозом болезней системы кровообращения.

* * *

Итак, во время кампании и позже, вплоть до 1992 г., смертность сравнительно хорошо коррелирует с оценкой реального потребления алкоголя. Но в 1992 г. возникли новые социально-экономические условия, и в 1993 г. эта зависимость довольно резко изменилась. В обыденном сознании сверхвысокая смертность в 1992-1996 гг.  часто связывается с социально-экономическим кризисом и войной в Чечне.

Однако некоторые зарубежные исследователи считают, что такие факторы, как бедность населения и слабость здравоохранения, действительно снизивших качество жизни в России, а также изменение экологических условий не могут объяснить столь значительное повышение смертности. Связан ли ее рост с алкоголем, а если да, то насколько и каким образом?

Для того, чтобы решить этот вопрос, сопоставим общую смертность с явлениями, жестко зависимыми от потребления спиртного, например с алкогольными отравлениями и психозами. Прежде всего обращает внимание почти полная синхронность изменений этих видов смертности и потребления. Но с 1993 г. смертность "обгоняла" потребление, что скорее всего означает включение новых факторов. Один из них - передел собственности. Другой - увеличение категории людей с повышенным риском смертности за счет сохранивших во время кампании жизнь, а с ней и свой риск умереть, который реализовался во время рыночных реформ. Можно считать, что резкий подъем смертности в 1993-1994 гг. отчасти обусловлен "удвоением" числа людей с повышенным риском.
 
Еще один фактор повышения смертности - возросшая токсичность фальсификатов ликеро-водочной продукции. В 1992 г. в связи с рыночными реформами и отменой государственной монополии на спиртное ситуация на рынке радикально изменилась. В частности, появилась водка из технического спирта, который покрывал около 20% потребления. По данным Роскомторга, при выборочных проверках брак ликерно-водочных изделий к объему проверенной продукции вырос с 6% в 1991 г. до 30% в 1994 г. Еще хуже было качество импортной продукции. Все это не могло не отразиться на здоровье потребителей.

Применив метод, описанный выше для 1984 г., и дополнив его поправкой на возросшую токсичность спиртных напитков, получим: в 1994 г. полные алкогольные потери составили 750 960 человек или 32.6% всех смертей (по официальным данным - 3.0%). Согласно нашим оценкам, в 1992-1996 гг. из 10.5 млн умерших около 3.8 млн человек (36.2%) ушли из жизни, злоупотребляя спиртным. Для сравнения: в первой Чеченской войне за неполных два года погибло 35.7 тыс. человек (военных и мирных жителей). Очевидно, что общее число убитых и в Чечне и за ее пределами значительно уступает алкогольному урону страны.

Переломным для общей  и алкогольной смертности был 1994 г., после чего началось снижение показателей. Можно предположить, что с 1995 г. пить стали меньше (в 1998 г. - 12.2 л). Тогда же увеличилась ожидаемая продолжительность жизни, причем на фоне снижения ее качества (падения калорийности пищи, сокращения доходов, почти двукратного увеличения безработных, а также задолженности по зарплате).

Снижению потребления спиртных напитков (1995-1998) способствовали: некоторое сокращение импорта и внутреннего производства фальсификатов (благодаря активности работников МВД); некоторое упорядочивание рынка на основе новых законодательных актов, рост цен на алкогольную продукцию в 1995-1997 гг. по сравнению с ценами на продукты питания. Фактором "отрезвления" можно считать и обеднение населения: даже очень дешевая водка стала недоступной для значительной части потребителей. Еще одна причина - вымирание большинства пьяниц в начале рыночных реформ (1992-1994).

Период, когда цены на спиртные напитки "догоняли" цены на другие продукты и товары, был недолгим (1994-1997). Уже в 1998 г. рост цен на спиртное стал вновь отставать от цен на другие продукты и товары, а в 1999 г. увеличилось потребление алкоголя и связанные с ним последствия, что продолжается до настоящего времени.

* * *
Очевидная сложность алкогольной ситуации в России, трудность учета всех ее переменных и ущербность государственной статистики позволяют усомниться в большой точности наших расчетов. Мы попытались приблизительно оценить грандиозные потери страны, особенно ее мужского населения в трудоспособном возрасте. Но и такие результаты показывают масштаб алкогольного урона, его место в тяжелой демографической ситуации России, которую часто обозначают как кризис. В последние полтора десятилетия все перемены смертности происходят вокруг тенденции, сложившейся еще в середине 60-х годов. Но из-за давности лет эту, уже привычную тенденцию никак нельзя считать благоприятной, в значительной части - из-за российской водки, которая во второй половине XX в. знала толк в людской смертности.

Но это только диагноз. А каков прогноз? И есть ли надежды на скорое избавление от убойной силы пьянства? К сожалению, россияне не осознают масштабы алкогольной гибели людей или, что еще хуже, воспринимают ее как естественный процесс. И это главное, что гасит надежду. Нетрезвая страна уже давно разучилась считать своих покойников. Социальный заказ на трезвость в России почти отсутствует, а цена человеческой жизни все еще очень низка. Нам предстоит научиться понимать, что каждая отдельная судьба и жизнь - высшая ценность и наше общее достояние, а значит, и забота. Скоро ли такое понимание станет уделом большинства?

Терпимость населения к пьянству и смертности от него питает равнодушие руководства страны к этой проблеме. Главная забота правительства - сбор налогов на спиртное. Но и это оно делает плохо (полагая, что собирает половину, получает только треть от выпитого). Сейчас нельзя сказать, что государство спаивает свой народ: две трети дохода от спиртного присваивает криминальный бизнес, который прочно прилип к российской почве сверхприбылью, используя коррумпированность госаппарата.

Вот мы и подошли к главным препятствиям на пути отрезвления населения, вышли к общим социальным проблемам страны, от решения которых зависят насущные частные, в том числе алкогольные. Скоро ли удастся их решить?

Литературная традиция последних 70-80 лет требует оптимистического финала. Однако обоснованных надежд на скорое избавление от алкогольного мора нет. Нормальная ситуация в такой сильно пьющей стране, как Россия, может сложиться лет через 20-30 только в том случае, если уже сейчас изменится ценовая политика государства в отношении спиртных напитков, начнется серьезная борьба с криминальным винно-водочным рынком; если сейчас появятся признаки нормализации экономической ситуации и существенного роста уровня жизни. Но 4% роста ВВП в 2001 г. - это еще не уверенность, а только надежда, что через 20-30 лет число нищего населения нашей страны существенно сократится.

Не располагая оптимистическим прогнозом на ближайшие годы, оставим за собой право на призыв. С середины 60-х годов и до начала XXI в. в России гибель людей, связанная с пьянством, сравнима с потерями в Отечественной войне. Очевидно, что пора остановить этот губительный процесс. Нужно наконец начать медленное, но непрерывное снижение потребления алкоголя, а вместе с ним - снижение смертности.

Литература

1. Treml V.G. Alcohol in the USSR. A statistical study. N.Y., 1982.

2. Treml V.G. Soviet and Russian statistics on alcohol consumption and abuse. Premature death in the new independent States / Eds. J.L.Bobadilla, Ch.A.Costello and F.Mitchell. 1997. P.220-238.

3. Norstrоm T. // Addiction. 2001. V.96. P.113-128.

4. Ogurtsov P.P., Garmash I.V., Miandina G.I. et al. // Addiction Biology. 2001. P.377-383.

5. Смирнов А.И. Преступность и правонарушения в СССР. М., 1990.

6. Ledermann S. Alcool, alcoolisme, alcoolisation. Paris, 1956.

7. Skog O.-J. // British Journal of Addiction. 1985. V.80. P.83-99.

8. Вишневский А., Школьников В. Смертность в России: главные группы риска и приоритеты действия. М., 1997. Вып.19.

9. Тишук Е.А. // Здравоохранение Рос. Федерации. 1997. №2. С.34-36.
 



Старый стиль 8Май воскресенье Новый стиль) 21Май Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Глас 5. Поста нет. Совершается всенощное бдениеАпостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Арсения Великого (449-450). Прпп. Пимена постника (XII) и Арсения трудолюбивого (XIV), Печерских. Мч. Никифора (1942). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 8-е, Ин., 64 зач., XX, 11-18. Лит. - Деян., 38 зач., XVI, 16-34. Ин., 34 зач., IX, 1-38. Ап.: 1 Ин., 68 зач., I, 1-7. Ин., 61 зач., XIX, 25-27; XXI, 24-25. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Дея. 16, 16-34; Ин. 9, 1-38). Спорит простота веры с лукавым неверием. Вера, пришедши к прозревавшему слепцу, просветила умные очи его, и он ясно видит истину. Смотрите, как у него все логично. Спрашивают его: ты что о Нем, даровавшем зрение, скажешь? "Это пророк", ответил он, то есть посланник Божий, облеченный силою чудодейственною. Непререкаемо верный вывод! Но образованность книжная не хочет видеть этой верности и ищет уклониться от последствий ее. А так как это не удавалось, то она обращается к некнижной простоте со своим внушением: "воздай славу Богу; мы знаем, что человек Тот грешник". Простота веры не умеет связать этих понятий - грешность и чудодейственность, и выражает это открыто: "грешник ли Он, не знаю, одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу". Что можно сказать против такого неведения? Но логика неверов упряма, и при всей очевидности не стыдится утверждать, что не знает откуда отверзший очи слепому. "Это и удивительно", говорит им здравая логика веры, "что вы не знаете откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего". Казалось бы, после этого ничего не оставалось, как преклониться перед силою такого заключения. Но книжная ученость терпеть не может здравой логики веры, и изгнала ее вон. . . Поди теперь, доказывай истину веры тем, у которых ум растлился от упорства в неверии. Неверы всех времен - люди одного покроя. Молитвы Тропарь преподобного Арсенияглас 8Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Арсение отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобного Арсенияглас 3От Рима возсиял еси, якоже солнце великое,/ и к Царскому граду достигл еси, преблаженне,/ словесы твоими просвещая сего и делы,/ всяку неразумия мглу отгоня./ Сего ради тя почитаем,// отцев славо, Арсение преподобне. Тропарь преподобного Арсения трудолюбивогоглас 8Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Арсение отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобного Арсения трудолюбивогоглас 8Яже на земли оставль, Христовым стопам последовал еси тепле/ и, Того, славне, на рамо взем честный крест,/ умертвил еси труды постническими телесныя желания, треблаженне./ Темже зовем ти: радуйся, отче Арсение. Тропарь апостола Иоанна Богословаглас 2Апостоле, Христу Богу возлюбленне,/ ускори избавити люди безответны,/ приемлет тя припадающа/ Иже падша на перси приемый./ Егоже моли, Богослове,/ и належащий облак языков разгнати,// прося нам мира и велия милости. Кондак апостола Иоанна Богословаглас 2Величия твоя, девственниче, кто повесть?/ Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления,/ и молишися о душах наших,// яко Богослов и друг Христов. Службы8 мая. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Преподобного Арсения великого. 26 сентября: Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Сайты приходов: Абаканская епархия:Иоанно-Богословский приход г. Черногорск Алатырская епархия:Храм св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова дер. Сидели Храм Апостола Иоанна Богослова с. Антипинка Аргентинская и Южноамериканская епархия:Храм ап. Иоанна Богослова г. Кампина-дас-Мисойнс Храм ап. Иоанна Богослова г. Сантьяго Армавирская епархия:Храм Иоанна Богослова г. Новокубанск Храм Иоанна Богослова ст. Каладжинская Храм Иоанна Богослова с. Вольное Архангельская епархия:Храм в честь апостола и Евангелиста Иоанна Богослова пос. Плесецк Иоанно-Богословский храм с. Ошевенск Сурский Иоанновский женский монастырь с. Сура Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь дер. Ершовка Астанайская епархия:Собор во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Талдыкорган Храм во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова г. Алматы Астраханская епархия:Храм Иоанна Богослова с. Седлистое Ахтубинская епархия:Храм апостола Иоанна Богослова с. Вязовка Барнаульская епархия:Храм Апостола Иоанна Богослова г. Барнаул Бежецкая епархия:Иоанно-Богословский храм с. Троицкое Белевская епархия:Храм Иоанна Богослова с. Протасово Бишкекская и Кыргызстанская епархия:Храм во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с. Ивановка Благовещенская и Тындинская епархия:Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова с. Ивановка Борисоглебская епархия:Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Пузево Бориспольская епархия:Храм апостола Иоанна Богослова г. Бровары Боровичская епархия:Храм Иоанна Богослова с. Богослово Брюссельско-Бельгийская архиепископия:Храм ап. Иоанна Богослова г. Остенде Брянская епархия:Храм Троицы Живоначальной в Бежичах г. Брянск Валуйская епархия:Храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова хут. Филькино Храм Апостола и евангелиста Иоанна Богослова с. Долгое Храм Апостола и евангелиста Иоанна Богослова с. Коровино Храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с. Покровка Великолукская епархия:Храм Иоанна Богослова с. Жадрицы Храм Иоанна Богослова дер. Песчивка Великоустюжская епархия:Храм святителя Леонтия Ростовского г. Великий Устюг Винницкая епархия:Иоанно-Богословский Лемешевский мужской монастырь с. Лемешовка Храм Иоанна Богослова Малые Хутора г. Винница Владивостокская епархия:Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова пос. Трудовое Владимирская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Мошок Храм Иоанна Богослова с. Богослово Храм Иоанна Богослова с. Оликово Храм Иоанна Богослова с. Туртино Храм Иоанна Богослова пос. Уршельский Храм Рождества Христова с. Заколпье Волгоградская епархия:Храм Иоанна Богослова г. Волгоград Волгодонская епархия:Храм Иоанна Богослова хут. им. Ленин Храм Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова хут. Мостовой Вологодская епархия:Храм Иоанна Богослова дер. Новгородово Храм Илии Пророка с. Ильинский Погост Храм Николая Чудотворца с. Чистый Дор Воронежская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы на Монастырщенке г. Воронеж Храм во имя ап. Иоанна Богослова с. Кучугуры Храм в честь Рождества Христова на Придаче г. Воронеж Храм Митрофана, епископа Воронежского пгт. Шилово Храм во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова с. Петино Храм Иоанна Богослова с. Левая Россошь Выборгская епархия:Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова пос. Кудрово Выксунская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы пос. Тумботино Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы с. Клин Храм в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Выкса Вяземская епархия:Храм Николая Чудотворца дер. Милюково Гатчинская епархия:Храм Иоанна Богослова пос. Аннино Храм Иоанна Богослова сад. Мшинская Воскресенский собор г. Луга Храм Иоанна Богослова пос. Ивановское Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь Череменец Глазовская епархия:Храм Иоанна Богослова пгт. Игра Гомельская епархия:Храм Святого апостола Иоанна Богослова дер. Ямполь Храм святого апостола Иоанна Богослова дер. Березки Горловская епархия:Храм Святого Иоанна Богослова г. Шахтерск Горноалтайская епархия:Храм Иоанна Богослова с. Талда Храм Иоанна Богослова в Богословском скиту о. Патмос Городецкая епархия:Собор Троицы Живоначальной г. Ветлуга Храм во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова пос. Северный Губкинская епархия:Храм Иоанна Богослова с. Гостищево Храм Иоанна Богослова с. Козинка Храм Иоанна Богослова с. Холодное Донецкая епархия:Храм Иоанна Богослова г. Снежное Ейская епархия:Храм Иоанна Богослова ст. Кущевская Екатеринбургская епархия:Храм Иоанна Богослова с. Манчаж Храм во имя иконы Божией Матери "Казанская" г. Екатеринбург Елецкая епархия:Введенский храм г. Елец Запорожская епархия:Иоанно-Богословский женский монастырь пгт. Терноватое Храм в честь апостола Иоанна Богослова с. Тамбовка Храм в честь Апостола Иоанна Богослова г. Запорожье Иваново-Вознесенская епархия:Храм ап. Иоанна Богослова с. Панеево Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Иоанна Богослова дер. Масканур Казанская епархия:Храм Николая Чудотворца г. Елабуга Храм Троицы Живоначальной с. Ямбухтино Храм Иоанна Богослова с. Большие Ключи Храм Иоанна Богослова с. Масловка Храм Преображения Господня с. Большие Кабаны Калачевская епархия:Храм апостола Иоанна Богослова п. Приморск Соборный храм Иоанна Богослова г. Волжский Калужская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Роща Храм Иоанна Богослова г. Калуга Храм Иоанна Богослова с. Кузьмищево Храм Иоанна Богослова дер. Ярлыково Каменская епархия:Храм во имя святого апостола Иоанна Богослова г. Богданович Канашская епархия:Храм Иоанна Богослова с. Карамышево Храм св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с. Шоркистры Канская епархия:Храм св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова г. Заозерный Карасукская епархия:Храм во имя св. апостола Иоанна Богослова с. Здвинск Касимовская епархия:Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Касимов Храм Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость с. Митино Киевская епархия:Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра г. Киев Клинцовская и Трубчевская епархия:Храм-часовня во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова с. Дубровка Костромская епархия:Храм Иоанна Богослова с. Баран Храм Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе г. Кострома Красноярская епархия:Храм Воскресения Христова г. Енисейск Курганская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Казанская" с. Давыдовка Курская епархия:Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Курск Храм Иоанна Богослова с. Ноздрачево Ливенская епархия:Храм Иоанна Богослова с. Тим Женский монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с. Корсунь Храм Иоанна Богослова с. Ловчиково Липецкая епархия:Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Ратчино Храм Иоанна Богослова с. Пружинки Храм Иоанна Богослова с. Грязное Храм Иоанна Богослова с. Карамышево Храм Троицы Живоначальной с. Сошки Храм Архангела Михаила с. Чечеры Храм Иоанна Богослова с. Конь-Колодезь Собор Троицы Живоначальной. Тихоновский Преображенский женский монастырь г. Задонск Мичуринская епархия:Храм Иоанна Богослова с. Изосимово Московская епархия (городская):Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москва Храм Троицы Живоначальной в Никитниках г. Москва Храма Архангела Михаила дер. Белоусово Храм Троицы Живоначальной и Иоанна Богослова г. Москва Храм Иоанна Богослова под вязом г. Москва Храм Иоанна Богослова в Тушине г. Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках г. Москва Храмовый комплекс в честь преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы. Храм в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. г. Москва Храм Николая Чудотворца дер. Оболдино Храм Иоанна Богослова дер. Красное Храм Иоанна Богослова г. Москва Храм Иоанна Богослова на Бронной г. Москва Храм Петра и Павла в Лефортове г. Москва Московская епархия (областная):Космо-Дамианский храм с. Виноградово Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Серпухов Богородицерождественский храм дер. Радушино Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Шубино Иоанно-Богословский храм с. Могильцы Воскресенский храм с. Карпово Храм Иоанна Богослова г. Ликино-Дулево Храм Иоанна Богослова в Вифанской семинарии пос. Птицеград Иоанно-Богословский храм дер. Глинки Храм Иоанна Богослова дер. Каменки Иоанно-Богословский храм г. Коломна Храм Иоанна Богослова с. Матыра Казанский храм дер. Кишкино Храм Спаса Нерукотворного Образа г. Лобня Храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Королев Никольский храм с. Горки Храм Иоанна Богослова при гимназии "Ковчег" с. Анискино Мукачевская епархия:Иоанно-Богословский мужской монастырь с. Сильце Мурманская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Станки Муромская епархия:Спасо-преображенский мужской монастырь г. Муром Мцхетская и Тбилисская епархия:Храм Иоанна Богослова г. Тбилиси Нижегородская епархия:Храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Арзамас Храм Преображения Господня г. Нижний Новгород Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери г. Арзамас Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с. Шерстино Храм Иконы Божией Матери "Знамение" г. Бор Храм во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с. Никольское Нижнетагильская епархия:Храм во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова г. Карпинск Николаевская епархия:Храм Всех святых г. Николаев Новгородская епархия:Софийский собор г. Великий Новгород Храм Иоанна Богослова с. Велебицы Овручская епархия:Храм Иоанна Богослова с. Злобичи Одесская епархия:Храм св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Арциз Омская епархия:Храм Иоанна Богослова с. Богословка Храм в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Омск Оренбургская епархия:Храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова г. Оренбург Храм Иоанна Богослова с. Черный Отрог Орловско-Болховская епархия:Иоанно-Богословский храм с. Платоново Переславская епархия:Храм Рождества Богородицы с. Гагаринская Новоселка Храм Иоанна Богослова с. Купань Пермская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Тихвинская" г. Кунгур Храм Иоанна Богослова г. Лысьва Успенский женский монастырь г. Пермь Петрозаводская епархия:Храм Иоанна Богослова г. Сортавала Псковская епархия:Храм Николая Чудотворца г. Псков Храм Иоанна Богослова на Мишариной горе г. Псков Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь ур. Крипецкое-1 Пятигорская епархия:Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова пос. Анджиевский Ровеньковская епархия:Храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Вахрушево Россошанская епархия:Храм Иоанна Богослова с. Гороховка Храм Иоанна Богослова пос. Нижний Мамон Храм во имя Святителя Николая Чудотворца с. Ширяево Рыбинская епархия:Храм Троицы Живоначальной г. Пошехонье Храм Богоявления Господня с. Красново Храм Владимирской иконы Божией Матери дер. Мишаки Рязанская епархия:Иоанно-Богословский храм с. Жокино Храм Иоанна Богослова с. Захарово Богоявленский храм пос. Борки Храм Иоанна Богослова. Спасо–Преображенский монастырь г. Рязань Храм Благовещения Пресвятой Богородицы пгт. Пронск Храм Иоанна Богослова с. Плахино Храм во имя святого апостола Иоанна Богослова с. Высокое Храм Михаила Архангела пос. Подвязье Иоанно-Богословский монастырь с. Пощупово Собор Иоанна Богослова. Иоанно-Богословский монастырь с. Пощупово Спасо-Преображенский мужской монастырь г. Рязань Храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с. Липки Салехардская епархия:Храм во имя святого апостола Иоанна Богослова пос. Ямбург Самарская епархия:Храм в честь Святой Троицы с. Троицкое Санкт-Петербургская епархия:Храм св. ап. и Ев. Иоанна Богослова (Леушинское подворье) г. Санкт-Петербург Собор прп. Сампсона Странноприимца (Сампсониевский) г. Санкт-Петербург Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Санкт-Петербург Храм Покрова Пресвятой Богородицы Невский Парклесхоз Храм святого Иоанна Богослова Санкт-Петербургских духовных школ г. Санкт-Петербург Собор Рождества Пресвятой Богородицы г. Новая Ладога Саранская епархия:Иоанно-Богословкий Макаровский мужской монастырь с. Макаровка Саратовская епархия:Храм Иоанна Богослова при Саратовской православной духовной семинарии г. Саратов Храм Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого г. Саратов Храм Иоанна Богослова при медицинском университете г. Саратов Храм Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с. Казанла Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Саратов Храм Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с. Лесная Нееловка Сарненская епархия:Свято Иоанно-Богословський храм с. Островцы Скопинская епархия:Храм Иоанна Богослова с. Ягодное Храм Иоанна Богослова с. Лазинка Соликамская епархия:Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя г. Соликамск Ставропигиальные монастыри РПЦ:Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы пос. Варницы Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь г. Kurem
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06773 c.