Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Профилактика зависимостей » Для подготовки бесед, уроков и мероприятий » По профилактике алкогольной зависимости »

27.11.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

26.11.2018 | Сертификат модератора

20.11.2018 | Обучающий семинар проводит АНО «Просветительский центр»

08.11.2018 | Традиционный праздник «Встреча друзей»

20.10.2018 | Встреча друзей

12.10.2018 | Проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания обсуждаются на международном уровне

- -
- -
Методические материалы

- -  

АЛКОГОЛИЗМ - ЭТО БОЛЕЗНЬ

Священник Сергий Филимонов,
кандидат медицинских наук,
Председатель Общества православных врачей г. С-Петербурга 


Алкоголизм - это заболевание, характеризующееся психо-физической зависимостью от алкоголя, в основе которой лежит включение алкоголя в обменные процессы организма. Причем, если на первом этапе формирования алкоголизма главную роль играют центральные механизмы действия алкоголя (т.е. на Ц.Н.С. - центральную нервную систему - повышается настроение, до эйфории, исчезает скованность, облегчается общение, наступает расслабление после стрессов), то на последующих этапах происходит более глубокая и серьезная перестройка обменных процессов в печени, где начинает вырабатываться большое количество алкоголь-расщепляющих ферментов и образуются новые ферментные пути для расщепления алкоголя.

Таким образом, на уровне Ц.Н.С. образуются новые "алкогольные" рецепторы, которые требуют своего заполнения увеличенным количеством молекул алкоголя, что может объяснять выраженное влечение к алкоголю и затем утрату количественного контроля. Надо сказать, что в печени здорового человека организм сам вырабатывает собственный "внутренний" (эндогенный) алкоголь, который циркулирует в крови и, достигая Ц.Н.С., действует на "алкогольные" рецепторы, создавая определенный уровень настроения. Когда же человек начинает систематически алкоголизироваться, то выработка эндогенного алкоголя снижается, а при попытке перейти к трезвой жизни - человек обнаруживает, что ему "скучно", "жизнь не радует", иногда развивается депрессия. Это и приводит его к "необходимости" и оправданию нового и нового приема алкоголя.

Чтобы сформировалась психофизическая зависимость от алкоголя, в среднем необходимо 8 - 10 лет систематического употребления алкоголя. Если же имеется наследственная отягощенность - отец или мать страдали алкоголизмом, то алкоголизм у их ребенка разовьется примерно через 3 года) после систематического приема алкоголя. В основном, у "среднего" больного алкоголизмом - форма употребления алкоголя запойная, а к запою приводит утрата количественного контроля. Но, в отличие от острой алкогольной интоксикации, больного алкоголизмом можно "вылечить" на следующий день... алкоголем, так как прием алкоголя в состоянии похмелья активизирует процессы расщепления продуктов распада алкоголя и, действуя на Ц.Н.С., создает психический комфорт.

Если запой продолжается долго - 10-20 дней, то выработка алкоголь-расщепляющих ферментов в печени истощается, и пациент вынужден к концу запоя принимать небольшие дозы алкоголя, так как "организм больше не принимает", и часто прибегать к помощи врачей, так как развиваются общетоксические действия алкоголя на сердце, поджелудочную железу, печень, нервную систему, головной мозг. Грозным осложнением похмельного синдрома является алкогольный психоз - "белая горячка", что требует срочной госпитализации пациента в психиатрическую больницу. Очень опасным для жизни является и судорожный припадок, после которого может развиться инсульт, а в дальнейшем, алкогольная эпилепсия, слабоумие. Отдельно нужно сказать о печени. Печень у больного алкоголизмом постоянно функционирует в режиме перегрузки, что, в конце концов, приводит к дистрофии ее клеток, затем к атрофии и формированию цирроза. Ослабленную печень часто поражают вирусы гепатита "В" и "С". Необходимо подчеркнуть, что при систематическом употреблении алкоголя рано или поздно формируется психофизическая зависимость, т.е. алкоголизм. Причем, существует определенный "биоритм" алкоголизации. В основном, он зависит от накопления алкоголь-расщепляющих ферментов, которые в свою очередь "сигнализируют" в Ц.Н.С., где сигналы преобразуются в психологическое понятие "желание", "влечение к алкоголю". Среднестатистический период воздержания между запоями составляет 10 -14 дней.

При недавно сформированной алкогольной зависимости влечение к алкоголю может быть не осознанным, а на первое место пациент выдвигает различные поводы.

Роберт Берне писал: "Для пьянства есть любые поводы: Поминки, праздники, встречи, проводы, Крестины, свадьба и развод, Мороз, охота. Новый год, Выздоровленье, новоселье, Успех, награда, новый чин, И просто - пьянство без причин."

В дальнейшем, когда из-за алкоголизации у пациента возникают проблемы в семье или на работе, реже со здоровьем - влечение к алкоголю осознается, но возникает борьба мотивов: выпить - не выпить. Как правило, это происходит у личностно-зрелого человека, ориентированного на социальные нормы.

Компульсивное (насильственное) влечение к алкоголю характерно для последних стадий алкоголизма, когда алкоголь является ежедневным, основным "продуктом", "энергетическим носителем", а эйфорический эффект утрачен. Большое значение в формировании алкогольной зависимости играют социально-психологические факторы: неблагоприятный климат в семье, раннее приобщение к алкоголю, "алкогольные традиции" на производстве и в быту, психическая незрелость, неустойчивость эмоциональной среды, неуверенность в себе. При длительной хронической алкоголизации личность человека деформируется, изменяется. Вот основные типы:

1 ) Изменение личности по апатическому типу, когда человек перестает чем-либо интересоваться, чемулибо радоваться, удивляться. "Ему ничего не надо", жизнь проходит стереотипно: работа - рюмка - дом. Ему никто не нужен, он ни о ком не заботится.

2) Изменение личности по эксплозивному (возбудимому) типу. Этот человек раздражается по самому ничтожному поводу, причем дает взрывчатораздражительную реакцию с криком, киданием посуды. Часто бывает бит, если это происходит на улице.

3) Изменение личности по с интонном у типу. Этот человек - само понимание, но понимание его навязчиво, он назойлив, быстро отзывается на все предложения, любит общаться с незнакомыми людьми в барах. Но его синтонность или "резонансность" поверхностная, не глубокая. Нет критики к своим действиям, сознания, что он часто в тягость своим общением.

Предупреждению алкоголизма и выходу из алкогольной зависимости служит информация о механизмах формирования алкоголизма. К сожалению, слово "алкоголизм" является социальной "стигмой": обозначением того, что ты - ущербный, дефектный, неспособный. Поэтому, дескать, обращаться к врачу стыдно. Но ведь не стыдно заболеть сахарным диабетом, когда у человека недостаточно вырабатывается инсулина для перевода глюкозы из крови в ткани! Больному сахарным диабетом в легкой форме дают предписание: "не есть сладкого", - тогда он будет здоров, т.е. уровень глюкозы в крови будет в пределах нормы. Таким же образом и при алкоголизме: если человек уже знает, что алкоголь включился в его обмен веществ и вызывает определенные психофизические изменения, то логическим решением будет узнать у врача о необходимых условий для возвращения организма к норме.

Первое из этих условий - полностью исключить алкоголь из своего рациона, чтобы разорвать патологический круговорот биохимических реакций. Исключив алкоголь, необходимо нормализовать еще два звена - подавить выработку алкоголь-расщепляющих ферментов и параллельно снизить псих-эмоциональное напряжение, которое является выражением влечения организма к алкоголю. Дополнительно назначаются гепатотропные препараты и витамины группы В, которые всегда пребывают в дефиците при хронической алкоголизации. Как дополнение применяются препараты для нормализации вегетативных реакций, сосудистые препараты. Полностью избавиться, скажем, от сахарного диабета нельзя - можно научиться регулировать глюкозу в крови, соблюдая углеводную диету. Таким же образом необходимо следовать и при избавлении от алкогольной зависимости: полностью исключив алкоголь, выполнять все врачебные предписания. Но, к сожалению, не все так просто. Еще не до конца изучены все механизмы действия алкоголя, поэтому нет и какого-то одного лекарства для преодоления психофизической зависимости от "зеленого змия". Этим, к несчастью, и пользуются различные шарлатаны, далекие от медицины люди. Отражением некоторого "крена" в психологию больных алкоголизмом являются общества анонимных алкоголиков и наркоманов. Общества представляют собой товарищества выздоравливающих, уже не употребляющих алкоголь и наркотики больных, которые участвуют в дискуссионных собраниях и группах поддержки для пациентов. Они исключают внедрение специалистов - наркологов, т.к. считают, что только человек, находившийся в алкогольной и наркозависимости может понять другого такого же пациента.

ФАКТОРЫ

Все факторы, способствующие частому приему спиртных напитков можно причислить к специфическим условиям формирования алкогольной зависимости. К ним относятся, прежде всего, так называемые "питейные традиции", "алкогольная атмосфера", царящая в некоторых микро коллективах, семьях. Наличие "алкогольных лидеров", которые распространяют на окружающих алкогольные привычки, мнения о пользе спиртных напитков, "правила", и "нормы" их потребления. Другие же, имея затруднения в общении, вначале с помощью алкоголя лишь пытаются устранить этот барьер, но затем, из-за частого приема спиртных напитков, попадают в зависимость. Иные привыкли "снимать стресс" в конце недели после работы, а затем и почти каждый день. У кого-то хронические неприятности на работе или в семье, которые они также пытаются "решать" с помощью алкоголя. Если говорить об угрозе обществу, исходящей от больных алкоголизмом или наркоманией, то здесь нужно выделить несколько аспектов:

1) биологический вред - передача генетической предрасположенности к зависимости от алкоголя и наркотиков;

2) социальный - невозможно продуктивно работать, полноценно общаться;

3) семейный - страдают жена, дети пациента;

4) личностный - человек теряет лучшие черты своей личности, духовность. В конечной стадии алкоголизации - они все "на одно лицо". Это же касается и наркоманов;

5) криминальный - совершивший преступление в опьянении или в состоянии похмелья, как и человек, хранящий и употребляющий наркотики - подвергается уголовному преследованию, ставит себя вне общества.

ПРИЧИНЫ

Итак, алкоголь, являясь психоактивным веществом, изменяющим сознание человека - продается в продуктовых магазинах. Отношение государства и общества к алкоголю двойственное: _ с одной стороны - все праздники и торжественные события сопровождаются употреблением алкоголя, он прямо или косвенно рекламируется в фильмах, в литературе;

_ с другой стороны - все не любят пьяных, боязливо-брезгливо к ним относятся. Милиция с азартом вылавливает подвыпивших людей преклонного возраста.

Поэтому, пока существуют алкоголь и дискомфорт у человека (психический, физический, семейные проблемы, производственные) - всегда будет существовать и угроза формирования алкогольной зависимости. В отношении же наркомании - живучесть ее причин во многом зависит от государства: скажем, от наличия "порядка", жесткого контроля на всех уровнях (пути доставки и распространения наркотиков). А с другой стороны - большое значение имеет воспитание в семье и школе.где должно вырабатываться негативное отношение к приему наркотиков, формирование духовности, здоровых морально-нравственных ценностей. И, напротив - нестабильность в государстве, безработица, обнищание граждан - ведут к потере жизненных целей, перспектив. Люди пребывают в состоянии тягостной апатии, они не могут полноценно воспитывать детей, дети не получают доброкачественной психической основы. Наличие многочисленных распространителей наркотиков делает их легкодоступными, а "запрещенность" провоцирует любопытство и, в конечном итоге - стремление к уходу от реальности.

ПОЧЕМУ АЛКОГОЛИКИ И НАРКОМАНЫ ПРОДОЛЖАЮТ ИСТЯЗАНИЕ НАД СОБОЙ?

Ответа на этот вопрос порой мучительно ищут исстрадавшиеся родственники таких больных. Но... вот беда! Сам вопрос отражает непонимание проблемы. А суть проблемы сводится к тому, что алкоголь и наркотик, включившись в обменные процессы, делает человека дееспособным и дает ему комфортное психофизическое состояние - только при наличии наркотика или алкоголя в организме! При попытке резкого отказа от наркотика или алкоголя происходит нарушение обменных процессов, возникает "вегетативная буря", т.к. организм сам пытается "заместить" неполученное вещество и компенсирует эту замену очень "неловко" и даже опасно для себя, потому что отдельные "блоки" организма могут не выдержать (сердце, головной мозг) и "перегореть".

Поэтому человек, который решил избавиться от алкогольной или наркотической зависимости, должен сознательно готовить себя к вступлению в состояние "болезни", дискомфорта. В отношении опийной наркомании человек "на отмене", действительно, испытывает сильные боли и в мышцах, и в суставах. Период "отмены" сопровождается тяжелым эмоциональным состоянием, с возбудимостью, агрессивностью, а иногда - с апатией, депрессией. На этом фоне человека постоянно мучает влечение к наркотику или алкоголю. Это влечение часто носит осознанно-насильственный характер. Человек вынужден или принять очередную порцию наркотика, или обратиться за помощью к врачам-наркологам. Если врачи помогли выйти из острого состояния похмелья, пациент должен решить для себя однозначно: полностью отказаться от приема наркотика или алкоголя. Но, как выясняется, "решить для себя" этот вопрос не просто. Проходит сравнительно небольшой период - 1 -2 недели, или 1 месяц - и происходит рецидив, т.е. возврат к прежнему состоянию.

Главным причинным моментом здесь является возникновение влечения к алкоголю или наркотику, в основе которого лежат биохимические механизмы, подчиняющиеся собственному биоритму и обостряющиеся при различного рода напряжениях, стрессах, оживлении в памяти латентных образов, связанных с употреблением наркотика или алкоголя. У здорового нормального человека тоже может возникнуть желание выпить - влечение к алкоголю, но если это желание противоречит его семейным или производственным обстоятельствам, то здоровый человек переключит свое внимание на что-то важное, интересное. У больного наркоманией или алкоголизмом влечение к наркотику или алкоголю захватывает "все его существо", можно сказать, суживает внимание до уровня потребности - как жажда, голод, становится доминантой. И если человек не привык давать себе отчет, что с ним происходит, разбираться в своих ощущениях и чувствах, знать, что они означают, то тогда алкоголь неосознанно воспринимается как вещество, утоляющее "жажду" и дающее комфорт, и человек выпивает.

Важнейшая задача человека, который хочет избавиться от алкогольной и наркотической зависимости - признать, что он попал в "химическое рабство" и научиться распознавать "сигналы" организма, требующие поступления наркотика или алкоголя. Даже тогда, когда само желание или влечение к алкоголю не осознается, а лишь наступает ощущение некого дискомфорта. К сожалению, наркотическая и алкогольная зависимость формируется на всю жизнь. Это значит, что если человек после лечения не употреблял алкоголь, допустим 5 или 10 лет, то, с возобновлением его приема, даже через этот срок, все симптомы зависимости восстановятся вновь. Начальная доза является своего рода "запалом". Поэтому нет абсолютно выздоровевших алкоголиков или наркоманов. Есть "непьющие" алкоголики и "неупотребляющие" наркоманы. Период неупотребления называется ремиссией. Ремиссия - это также динамическое состояние, претерпевающее периоды неустойчивости, становления, стабилизации. На каждом этапе становления ремиссии в разной степени играют роль биохимические и психологические факторы. Из этого следует, что лечение должно быть комплексным, и если на первых этапах - это, в основном, психофармакологические препараты с поддерживающей психотерапией, то в дальнейшем большое значение приобретает трудотерапия - какая- то полезная деятельность.

Необходимо, чтобы пациент с наркоманией или алкоголизмом был постоянно занят, вовлечен в лечебный процесс. К сожалению, сроки лечения в городских больницах короткие: 1 -1.5 месяца и пациент выписывается не полностью подготовленным к трудовой жизни, он боится "сорваться", т.к. знает себя, свою болезнь. Поэтому, например, в отношении больных алкоголизмом существуют методы биологической (лекарственной) поддержки, когда перед выпиской, с согласия и активного желания пациента, ему вводят препарат продленного действия - тетурам, эспераль, антабус - который ставит под угрозу здоровье и даже жизнь больного, если он сорвется и выпьет, т.к. эти препараты вызывают сильнейшую реакцию несовместимости с алкоголем. Такой способ придуман от недостаточности наших знаний в отношении действия алкоголя на организм, но в то же время, его нужно рассматривать как "костыль", который поможет, если вдруг "неосознанно" рука потянется к рюмке. Надо помнить и о биохимической основе алкогольной зависимости, с тем, чтобы пациент не выступал в роли "зомби", а сознательно мог ориентироваться в себе, в своих побуждениях, реакциях. Из вышеизложенного понятно, что лечением больных алкоголизмом и наркоманией должны заниматься специалисты-наркологи, психиатры- наркологи.

Обращение же к далеким от медицины "целителям", незнающим основ и специфики паталофизических, психических нарушений может привести не только к потере времени и средств. Когда пациенты и их родственники обращаются к экстрасенсам, в секты, к астрологам, колдунам - они рискуют окончательно утратить не только здоровье, но, подчас, и саму жизнь. Наркология как специальность возникла из психиатрии: до последнего времени лица, злоупотребляющие опьяняющими, одурманивающими веществами были пациентами психиатров. Вещества, используемые для такого злоупотребления можно разделить на три большие группы:

1. Седативные вещества и препараты, основным своим действием имеющие успокоение, сонливость.

К ним относятся опий и его производные, снотворные лекарственные вещества, средства для обезболивания и наркоза, транквилизаторы. Седативным веществом является алкоголь.

2. Стимулирующие препараты и вещества, оказывающие возбуждающее действие.

К ним относятся кокаин, эфедрин, феналиеновые прокзаодные, кофеин и другие.

3. Галлюциногены или психодислептики - это препараты вызывающие дезорганизацию психической деятельности в сочетании с психотической симптоматикой.

К ним относят производные конопли (гашиш, марихуана), мескалин, псилоцибин, ЛСД и другие.

Общим для седативных стимулирующих и галлюциногенов является их способность вызывать эйфорию и менять психическое состояние. В узком смысле слово "наркотик" - от греч.narcotics - усыпляющий, но в юридическом смысле наркотиками признаются вещества, которые социально опасны и криминогенны. При этом - алкоголь официально наркотиком не считают. Наркоманией же признается заболевание, если оно вызвано веществом, включенным в список наркотиков. Если же заболевание (зависимость) вызвано веществами, не внесенными в список наркотиков, то оно называется токсикоманией (с точки зрения юристов).

Таким образом, алкоголизм также можно считать токсикоманией. Наркотики отличаются высокой наркогенностью, т.е. способностью вызывать привыкание, пристрастие и зависимость в течение очень короткого срока (после 2-3 инъекций героина появляется пристрастие - психическое влечение). Появившееся влечение к наркотику толкает человека на поиск и прием следующей дозы, к учащению приема, т.к. наркотик настолько изменил биохимические реакции в головном мозге, внедрился в них, что стал необходим. При непоступлении наркотика, организм "протестует" бурной реакцией, затрагивающей все системы: сосудистую, дыхательную, пищеварительную и, конечно, Ц.Н.С. Синдром отмены или - абстинентный синдром, выражаемый описанной реакцией, является признаком формирования физической зависимости. Для наркомании как и для алкоголизма свойственны характерные этапы в развитии болезненного процесса. Сначала формируется психическая зависимость, стремление достать наркотик, ощутить эйфорию. С учащением употребления растет доза наркотика (организм приобретает устойчивость), изменяется реактивность организма, т.е. если раньше после инъекции героина человек засыпал, то по мере формирования зависимости он сохраняет бодрость, активность, способность к деятельности. Влечение к наркотику приобретает компульсивный характер: будет наркотик - будет комфорт, и здесь уже речь не идет об эйфории. Формируется синдром физической зависимости, суть которого заключается в том, что удовлетворительное выполнение физических функций становится возможным только при постоянном присутствии наркотика в организме. Это же свойственно и для алкоголизма.

Алкоголь - официально разрешен к продаже, его употребление не преследуется законом, в средствах массовой информации поддерживается образ настоящего мужчины, который может выпить залпом стакан водки, а затем закурить. Наркотики - запрещены законом, отношение к наркотикам боязливо-презрительное. У подростков и молодых людей существует тяга к приключениям, экспериментам, хочется все попробовать. Поэтому наркотики в первую очередь находят свое распространение среди этой группы населения. Начиная с 1997 г. в России отмечается "наплыв" героина - синтетического производного морфия, но действующего в 5 раз сильнее последнего. Самое страшное, что героин распространяется в школах. По опросам старших школьников Санкт- Петербурга пробовали наркотики до 90% молодых людей. Причем к распространению наркотиков привлекаются подростки, которые не подлежат уголовному преследованию. Таким образом деформируются морально-нравственные установки и можно сказать, что мы теряем молодое поколение. Практически, речь может идти о вырождении нации.



Старый стиль 27Ноябрь воскресенье Новый стиль) 10Декабрь Неделя 27-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Разрешается рыба. Совершается служба с полиелеемИконы Божией Матери, именуемой "Знамение". Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомЗнамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170). Совершается служба на шестьВмч. Иакова Персянина (421). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Палладия Александрийского (VI-VII). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Совершается служба на шестьСвт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Блж. Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Прп. Романа чудотворца (V). Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937). Икон Божией Матери "Знамение": Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Верхнетагильской (1753), именуемой "Корчемная" (XVIII), Серафимо-Понетаевской (1879). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12-35. Лит. - Еф., 233 зач., VI, 10-17. Лк., 71 зач., XIII, 10-17. Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Молитвы Тропарь благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворцаглас 4Наста днесь всечестный новый праздник,/ пренесение честных мощей/ блаженнаго князя Гавриила,/ веселящи изрядно всех благочестивых множества,/ темже, вси вернии,/ сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/ блаженне княже Гаврииле,/ имея дерзновение ко Христу Богу,/ моли спастися празднующим любовию память твою. Кондак благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворцаглас 8Возвеселися, Христова церковь,/ имущи в себе источника чудесем обильна./ Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твой,/ в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/ воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/ сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/ от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./ Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/ и радостною душею и веселием сердца/ благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему. Тропарь великомученика Иакова Персянинаглас 4Мучении странноужасными и доблестию терпения/ всех преудивил еси, многострадальне,/ над коимждо составом удеси резания,/ благодарны мольбы предивне изрекл еси Господу./ Тем, во страдании твоем венец прием,/ к Престолу возшел еси Небеснаго Царя Христа Бога, Иакове,// Того моли спасти души наша. Кондак великомученика Иакова Персянинаглас 2Уверився доброю сопружницею, терпеливодушне,/ и Страшнаго Судища убоявся,/ персское повеление и страх, Иакове, поплевал еси/ и явился еси мученик честный,// телом, яко розга, режем. Тропарь святителям Ростовскимглас 4Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви. Тропарь святителя Иакова, епископа Ростовскогоглас 4Избран от юности Богови быв,/ святителю Иакове,/ сего ради архиерейства саном почтен,/ упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя./ Темже и по преставлении / чудес дарования от Бога приял еси/ исцеляти различныя недуги./ Моли о нас, совершающих честную память твою,/ да тебе непрестанно величаем. Кондак святителям Ростовскимглас 4Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек. Кондак святителя Иакова, епископа Ростовскогоглас 8Яко архиереев сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Иакове,/ непрестанно сохраняй отечество твое, град же и люди,/ тебе верою почитающия и честным мощем твоим покланяющияся,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Иакове Богомудре. Показать ещё молитвы Тропарь преподобного Палладияглас 1Монашествовав Богоугодно, Богоносне отче наш,/ молитвою и постом Бога взыскал еси/ и был еси приятелище чисто Духа,/ блистая верным добродетельныя зари,/ имиже просвещавши вся чтущия тя./ Слава прославлъшему тя Христу,/ слава Укреплыыему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеление. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Знамение'глас 4Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя, раби Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй// и душам нашим велию милость. Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Знамение'глас 4Честнаго образа Твоего знамение/ празднующе людие Твои, Богородительнице,/ имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси,/ темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан похвало. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Абалацкой (Знамение)глас 4Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Знамениеглас 4Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя раби Твои,/ Богородице пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Знамениеглас 4Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало. Службы11 февраля: Святого священномученика Власия. Преподобного Димитрия, Прилуцкого чудотворца. Святого благоверного великого князя Всеволода, во святом крещении Гавриила 22 апреля: Преподобного Феодора Сикеота. И пренесение мощей благоверного великого князя Всеволода, во святом крещении Гавриила 27 ноября: Святого великомученика Иакова Персянина. Преподобного Палладия. Служба знамения Пресвятой Богородицы, бывшего в Великом Новгороде. Святителя Иакова, епископа Ростовского Сайты приходов: Абаканская епархия:Знаменский храм-часовня г. Абакан Приход в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменка Альметьевская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Новая Михайловка Архангельская епархия:Храм во имя иконы Божией Матери "Знамение" пос. Сосновка Астанайская епархия:Храм в честь Абалацкой иконы Божией Матери "Знамение" пос. Карабулак Барнаульская епархия:Знаменский женский монастырь г. Барнаул Храм Абалацкой иконы Божией Матери с. Кулунда Бежецкая епархия:Храм Спаса Всемилостивого с. Сутоки Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Ильинское Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Вырец Белевская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Страхово Берлинско-Германская епархия:Храм Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Ульм Борисоглебская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери именуемой "Знамение" с. Губари Собор в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Борисоглебск Брянская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Добрик Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Скуратово Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Игрицкое Бузулукская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Аксаково Молитвенный дом иконы Божией Матери "Знамение" с. Соболево Валуйская епархия:Храм иконы Божьей Матери "Знамение" пос. Уразово Великолукская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Камено Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Аксёново Виленская и Литовская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Вильнюс Владимирская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Суздаль Храм Троицы Живоначальной дер. Погребищи Волгоградская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" на Зеленом кольце г. Волгоград Воронежская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" при Архиерейском доме г. Воронеж Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Лебяжье Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Александpовка Храм в честь Вознесения Господня с. Вознесенка Выксунская епархия:Храм Николая Чудотворца пос. Виля Храм в честь "Знамение" иконы Божией Матери пос. Сарма Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Ардатов Храм Троицы Живоначальной с. Аламасово Вяземская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменка Вятская епархия:Царево-Константиновский (Знаменский) храм г. Киров Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Пасегово Гатчинская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Красные Горы Городецкая епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Асташиха Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" пос. Керженец Губкинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Красный Куток Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Губкин Днепропетровская епархия:Знаменский женский монастырь с. Вербовское Елецкая епархия:Знаменский епархиальный женский монастырь г. Елец Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Докторово Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Спешнево-Ивановское Енисейская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Чалбышево Храм иконы Божией Матери "Знамение" (Абалацкая) пос. Абалаково Запорожская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Великая Знаменка Златоустовская епархия:Знаменский храм с. Верх-Катавка Иркутская епархия:Знаменский женский монастырь г. Иркутск Кафедральный собор иконы Божией Матери "Знамение" г. Иркутск Казанская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Емельяново Калужская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Трубино Храм Рождества Христова дер. Нижние Вялицы Кемеровская епархия:Кафедральный собор иконы Божией Матери «Знамение» г. Кемерово Киевская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Киев Кинешемская епархия:Храм Преображения Господня г. Кинешма Козельская епархия:Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы г. Козельск Костромская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение". Знаменский женский монастырь г. Кострома Храм Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрия" с. Арменки Ильинский храм на Русиной г. Кострома Красноярская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Абалацкая) г. Дивногорск Криворожская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Никополь Кудымкарская епархия:Храм иконы Божьей Матери "Знамение" с. Сива Курская епархия:Знаменский Собор г. Курск Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Тазово Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь с. Пригородняя Слободка Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Колодное Липецкая епархия: Приход Знаменского храма с. Вешаловка Махачкалинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Хасавюрт Московская епархия (городская):Храм Троицы Живоначальной в Карачарове г. Москва Храм иконы Божией Матери «Знамение» Преображенский храм с. Крымское Серафимо-Знаменский скит с. Битягово Храм иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" в Аксиньино г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» в Перово г. Москва Мужской Монастырь Вознесенская Давидова Пустынь пос. Новый быт Храм Петра и Павла у Яузских ворот г. Москва Храм Знамения иконы Божией Матери - на Шереметевом дворе г. Москва Храм Рождества Христова с. Иудино Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе г. Москва Храм Иконы Божией Матери "Знамение" в Ховрине г. Москва Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Знаменское Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясеневе г. Москва Храм "Знамения" иконы Божией Матери в Кунцево г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Захарьино г. Москва Храм Курской-Коренной иконы Божией Матери г. Москва Знаменский храм с. Аннино Московская епархия (областная):Знаменский храм дер. Лисинцево Храм Иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове г. Красногорск Знаменский храм с. Кузьминское Знаменский храм дер. Марьино Знаменский храм дер. Матвейково Знаменский храм пос. Росхмель Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Старая Кашира Знаменский храм дер. Знаменская Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Ивановское Храм Иконы Божией Матери Знамение дер. Трусово Храм Иконы Божией Матери Знамение дер. Долматово Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Голубое Храм Иконы Божией Матери "Знамение" дер. Новое Храм Рождества Богородицы на Возмище г. Волоколамск Храм в честь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа г. Серпухов Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Лобаново Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Алешино Храм Александра Невского г. Егорьевск Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Холмы Знаменский храм с. Непецино Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Амерево Нижегородская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" г. Бор Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Балахна Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Арзамас Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Ломовка Новгородская епархия:Храм иконы Божией Матери “Знамения” с. Любыни Новосибирская епархия:Храм в честь иконы Божией-Матери "Знамение-Абалацкая" г. Новосибирск Одесская епархия:Храм иконы Божией Матери "Курская-Коренная" г. Одесса Омская епархия:Храм иконы Божьей Матери Знамение г. Омск Храм иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Омск Орловско-Болховская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" (Курская-Коренная) г. Орел Знаменский храм пос. Знаменское Знаменский храм г. Мценск Отрадненская епархия:Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы 'Знамение' с. Челно-Вершины Пензенская епархия:Храм иконы Божией Матери «Знамение» с. Знаменское Переславская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Лыченцы Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Переславль-Залесского Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы. Феодоровский монастырь г. Переславль-Залесский Песоченская епархия:Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" дер. Ольхи Петрозаводская епархия:Храм во имя иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Петрозаводск Псковская епархия:Храм Николая Чудотворца в Любятово г. Псков Храм святителя Николая дер. Верхний Мост Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Дубровно Рыбинская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Покров Храм Спаса Нерукотворного образа с. Михаил-Архангел Кафедральный собор Спаса Преображения г. Рыбинск Самарская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Черноречье Санкт-Петербургская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Царском Селе г. Пушкин Саранская епархия:Иоанно-Богословкий Макаровский мужской монастырь с. Макаровка Саратовская епархия:Храм Сошествия Святого Духа г. Саратов Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Черкасское Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Озерки Сердобская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменское Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Долгоруково Симбирская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" пос. Ляховка Славгородская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменка Смоленская епархия:Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Знаменка Ставропигиальные монастыри РПЦ:Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение". Новоспасский монастырь г. Москва Ставропольская и Невинномысская епархия:Храм иконы Божией Матери «Знамение» с. Надежда Тамбовская епархия:Сухотинский Богородице-Знаменский женский монастырь пос. Сухотинка Тарская епархия:Храм иконы Божией Матери «Знамение» (Абалакская) с. Знаменское Храм Рождества Христова пос. Большие Уки Тверская епархия:Храм Троицы Живоначальной г. Торжок Храм Вознесения Господня г. Осташков Храм Воскресения Словущего с. Красная Гора Храм Иконы Божией Матери "Знамение" дер. Савватьево Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Броды Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Раёк Тираспольско-Дубоссарская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери Знамение (Новгородская) г. Бендеры Тихвинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Турыгино Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Тихвин Тобольская епархия:Абалакский Знаменский монастырь с. Абалак Молельный дом в честь иконы Божией Матери «Знамение» с. Новая Заимка Знаменский кафедральный собор г. Тюмень Томская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери Знамение (Абалакская) г. Томск Тульская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Волово Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменское Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Тула Урюпинская и Новоаннинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" ст. Зотовская Ханты-Мансийская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Ханты-Мансийск Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Ханты-Мансийск Херсонская епархия:Храм Иконы Божией матери "Знамение" г. Херсон Чебоксарская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Ядрино Челябинская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Воскресенское Черняховская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Знаменск Шуйская епархия:Троицко-Знаменский храм пос. Лежнево Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Дорожаево Храм пресвятой Троицы с. Писцово Южно-Американская епархия:Храм Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Валенсия Южно-Сахалинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Чехов Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Рыбацкое Якутская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Чокурдах Яранская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" мест. Знаменка Ярославская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Ярославль Собор Зачатия Анны. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь г. Ростов Великий Храм Иакова Ростовского. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь г. Ростов Великий
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04557 c.