Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Творческая мастерская » Радиобеседы по православной педагогике. »

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

- -
- -
Методические материалы

- -  

Беседа 22. Трудные дети.

Здравствуйте  уважаемые   радиослушатели.

 

На  прошлом  уроке  я  сказала,  что  следующей  темой,  т.е.  сегодняшней         будет  вопрос о том,      откуда  берутся  «трудные»  дети.   Вернее  как  они  получаются.  А  также  о помощи      «трудному»   ребенку,  ведь  именно  в помощи,  и  только  в  ней,  он  и нуждается.    

Сегодня  мы  обсуждаем  самые   те  самые  случаи,  когда  родители,  по  их  словам,  не  могут  справиться  с  ребенком,  когда  непослушание  и  конфликты   на  почве  дисциплины   становятся  скорее правилом,  чем  исключением.   «Трудными»   чаще  всего   бывают  подростки,  но  могут  быть и дети  любого  возраста.

Если  это ваш  случай,  если  общение  с ребенком  приносит  вам  больше  забот   и огорчений  чем  радости   или,  еще  того  хуже  зашло в тупик,  не отчаивайтесь.  Дело можно поправить,  однако  предстоит  специальная  работа.

Прежде  всего,    хочу  поделиться  тем,  что известно  далеко не всем  родителям,  да и педагогам  тоже.

Непослушных  детей,  а тем  более детей  «отбившихся  от  рук»,  принято  обвинять.  В  них   ищут  злой  умысел, порочные  гены  и  т.п.  На  самом деле   в  число  «трудных»  обычно  попадают   дети  не  «худшие»,   а особенно  чувствительные  и ранимые.  Они  «сходят  с рельсов»   под  влиянием  жизненных  нагрузок и  трудностей,  реагируя на них   гораздо  раньше  и сильнее,  чем  дети более устойчивые.  Отсюда  следует  вывод:  «трудный»  ребенок  нуждается  только в помощи  -  и ни в  коем  случае  не в критике и наказаниях.

Причины  стойкого   непослушания  ребенка   следует  искать в глубине  его психики.   Это на поверхности кажется,  что он  «просто не слушается»,  а на самом  деле причина  иная.  И, как правило,  она  эмоциональная,  а не рациональная.   Больше того, она не  осознается  ни  взрослым,  ни  самим  ребенком.  Отсюда  вывод:  такие причины  надо  знать.    Ими  мы  сейчас  и   займемся.

Психологи  выделили  четыре  основные  причины  серьезных  нарушений  поведения  детей.

Первая -  борьба  за внимание. Если  ребенок не получает  нужного количества  внимания,  которое  ему  так  необходимо   для  нормального развития  и эмоционального благополучия,  то он  находит  свой способ  его  получить:  непослушание.

Родители  то и дело  отрываются от своих  дел,  сыплют  замечания...  Нельзя  сказать,  что это  уж  очень  приятно,  но  внимание  все-таки  получено.  Лучше  такое,  чем  никакого.

Вторая  причина  -  борьба  за  самоутверждение  против  чрезмерной  родительской  власти  и опеки.
Знаменитое требование  «я сам»  двухлетнего  малыша  сохраняется в  течение всего детства,  особенно  обостряясь у  подростков.  Дети  очень  чувствительны  к ущемлению   этого стремления.   Но им становится особенно трудно,  когда  родители  общаются с ними  в  основном  в  форме  указаний  и опасений.   Родители  считают,  что так  они прививают  своим детям  правильные  привычки,  приучают  их  к  порядку,  предупреждают  ошибки,  вообще  -  воспитывают.

Это  необходимо,  но  весь  вопрос в том,  как  это делать.   Если  замечания и советы  слишком часты,  приказы и  критика  слишком  резки,  а опасения  слишком преувеличены,  то ребенок  начинает восставать.

Воспитатель сталкивается с упрямством,  своеволием,  действиями наперекор.  Смысл  такого  поведения  для ребенка  -  отстоять свое право  самому  решать свои дела,  и вообще,  показать, что он - личность.   И  неважно,  что решение  подчас не очень  удачно,  даже  ошибочно.   Зато оно  свое,  а это -  главное!

Третья  причина  -  желание отомстить.  Дети часто бывают обижены на родителей.  Причины  могут быть очень  разные:  родители  более внимательны  к  младшему;  мать разошлась  с отцом,  и в семье появился отчим;  ребенка  отлучили от семьи  (положили в больницу, послали к бабушке);  родители  постоянно  ссорятся  и т.д.

Много и единичных  поводов  для  обиды:  резкое  замечание,  невыполненное  обещание,  несправедливое наказание.

И  снова в глубине души  ребенок переживает  и даже  страдает,  а на поверхности -  все те же  протесты,  непослушания,  неуспеваемость в школе.

Смысл  «плохого»  поведения  в  этом  случае  можно  выразить  так:  «Вы  сделали  мне  плохо  -  пусть и вам тоже будет плохо!...»

Наконец,  четвертая  причина  - потеря  веры  в собственный  успех. 
Может  случиться,  что ребенок переживает  свое неблагополучие  в  какой-то  одной  области  жизни,  а неудачи  у  него возникают  совсем в другой.  Например,  у  мальчика  могут не сложиться  отношения  в  классе,  а  следствием  будет  запущенная  учеба,  в  другом  случае  неуспехи  в  школе  могут  привести  к  вызывающему  поведению  дома  и т.д.

Подобное  «смещение   неблагополучия»   происходит из-за  низкой  самооценки  ребенка.  Накопив   горький  опыт  неудач  и критики  в свой  адрес,  он  вообще  теряет  уверенность в себе.  Он  приходит  к  выводу:  «Нечего стараться,  все  равно  ничего  не получиться».  Это  -  в  душе,  а  внешним поведением  он  показывает:  «Мне все равно!»,  «И  пусть плохой»,  «И  буду  плохой!».

Согласитесь,  что стремления  трудных  детей  вполне  положительны  и закономерны  и  выражают  естественную  потребность  в  тепле  и внимании  родителей,  потребность в признании  и  уважении его  личности,  чувство  справедливости,   желание  успеха.  

Беда  «трудных»   детей  в том,   что они, во-первых,  остро  страдают  от нереализации  этих  потребностей и,  во-вторых  -  от попыток  восполнить  эту  нехватку  способами,  которые  ничего не восполняют.

Почему же они  так  «неразумны»?  Да потому  что не знают,   как это сделать иначе.  И  поэтому  всякое  серьезное  нарушение  поведения  подростка -  это  сигнал о помощи.  Своим поведением  он говорит  нам:  «Мне  плохо!  Помогите мне!»

Может ли родитель  помочь  ему?   Практика  показывает:  вполне  может,  но только  для  этого  нужно понять  глубинную  причину  непослушания.

Нужно  сначала  разгадать,  какая  из  четырех  эмоциональных  проблем  мешает  ему   нормально  существовать.   Соответственно,  ваши  действия  будут  разными.

Задача  понять причину,  на первый  взгляд,    непростая.  Ведь  разные  причины  внешне  проявляются  одинаково.  Например,  плохая  учеба  может быть  связана  и с желанием  привлечь внимание, и с нежеланием  подчиняться чужой воле,  и с попытками  «отплатить»  родителям,  и с потерей веры в свои  силы.

И  все же  выявить  истинную причину  непослушания  и  плохого поведения  довольно просто,  хотя  способ  может показаться парадоксальным:  родителю  нужно обратить внимание на собственные  чувства.

Посмотрите,  какая  эмоциональная  реакция  возникает  у вас  самих  при   повторном непослушании и  неподчинении ребенка.  При разных  причинах  эта  реакция  разная.

Вот  такой  удивительный  факт:  переживания  родителей  -  это своеобразное   зеркало  скрытой   эмоциональной  проблемы  ребенка.

Если  ребенок  борется  за  внимание,  то  и  дело досаждая  своим непослушанием  и  выходками,  то у  родителя  возникает  раздражение.

Если  подоплека  стойкого непослушания  -  противостояние  воле  родителя,  то у  последнего  возникает  гнев.

Если  скрытая  причина  -  месть, то ответное  чувство  у  родителя  -  обида.

Наконец,  при глубинном  переживании  ребенком  своего  неблагополучия  родитель оказывается во власти  чувства  безнадежности,  а порой  отчаяния. 

Как  видите  чувства  разные, и вполне  можно  понять,  какое  именно  подходит  к вашему  случаю.

Что же  делать дальше?  Это,  конечно,  ключевой  вопрос.
Первый  и общий  ответ на него такой:  постараться  не реагировать привычным  образом,  то есть так, как  ждет от вас ребенок.

Дело в том, что в подобных  случаях  образуется   порочный  круг.  Чем  больше  взрослый  недоволен, тем больше ребенок  убеждается:  его усилия  достигли цели,  и он  возобновляет  их  с новой  энергией.

Значит,  задача  родителя  -  перестать реагировать  на непослушание  прежними  способами   и тем самым  разорвать порочный   круг.

Конечно,  сделать  это нелегко.  Эмоциям  не прикажешь,  они  включаются  почти автоматически,  особенно  когда  конфликты  застарелые,  «со стажем».  И  все  же  изменить характер  общения  можно!   Можно  остановить  если  не эмоцию, то, по  крайней  мере,  все,  что за ней  следует:  замечания  и  наказующие  действия. 

Если  в следующий  момент  вам удастся  уяснить,  что именно   вы  почувствовали, то нетрудно  будет  разгадать  и проблему вашего ребенка:  с чем, против чего  или   отчего  он  «воевал».   А  уж  после   этого гораздо  легче перейти с позиции  исправления  на позицию помощи.

Помощь  в  каждом  случае,  конечно,  будет  разная.

Если  идет  борьба  за  внимание,  необходимо  найти способ  показать  ребенку  ваше  положительное  внимание к нему.  Делать это лучше  в относительно спокойные  моменты, когда никто никому не досаждает  и никто ни на кого не рассержен.  Придумайте  несколько  занятий  с ребенком  или несколько  семейных дел, традиций,  праздников,  которые  будут  создавать  зону  радости.   Сделайте  некоторые  из  этих  занятий регулярными,  чтобы  ребенок  ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает  чего-то очень плохого.  Отменяйте  их, только если  случится проступок, действительно  серьезный, и вы в самом деле расстроены.  Однако не угрожайте их  отменой  по мелочам.   Зона  радости -    это «золотой  фонд»  вашей  жизни с ребенком.    Стоит попробовать,  и вы увидите, какой  благодарностью  отзовется ваш  ребенок.

Что же касается  его   привычных  непослушаний,  то  их  в  этот период  лучше всего оставлять без внимания.  Через некоторое  время ребенок обнаружит, что они не действуют,  да и надобность в них, благодаря вашему  положительному  вниманию, отпадает.

Если  источник  конфликтов  -  борьба за  самоутверждение, то  следует, наоборот,  уменьшить  свой  контроль  за  делами ребенка.   Мы  уже  не  раз говорили, как важно  для детей  накапливать  опыт  собственных  решений и даже неудач.

В переходный период  налаживания  ваших отношений  воздерживайтесь  от таких  требований, которые, по вашему  опыту он, скорее всего не  выполнит.  Напротив, очень помогает то,  что может быть названо  «методом подстройки»:  вы не оспариваете решение,  к которому он пришел,  а договариваетесь  с ним о деталях  и  условиях  его  выполнения.      Но больше всего поможет избавиться от  излишнего давления  и  диктата понимание, что  упрямство и своеволие  ребенка - это лишь  раздражающая вас  форма  мольбы:  Позвольте мне жить своим умом».

Если  вы  испытываете  обиду,  то  нужно  спросить себя:  что  заставило  ребенка причинить ее вам?   Какая  боль  у  него  самого?  Чем  вы  обидели   или  постоянно  обижаете  его?  Поняв  причину,  надо,  конечно постараться  ее  устранить.

Самая  трудная  ситуация  -  у  отчаявшегося родителя  и  разуверившегося в своих  силах  подростка.  Умное поведение  родителя в этом  случае  -  перестать  требовать  «полагающегося»  поведения.  Стоит  «сбросить на ноль»  свои  ожидания  и  претензии.   Наверняка  ваш  ребенок  что-то  может  и к  чему-то  даже  очень  способен.  Но пока  он  у вас  такой,  какой  есть.  Найдите  доступный   для  него  уровень  задач.  Это ваш  исходный  плацдарм,  с которого   вы  сможете  двигаться  вперед.  Организуйте  с  ним совместную  деятельность,  сам он  выбраться  из  тупика не может.

При этом  нельзя  допускать в его адрес   никакой  критики!

Ищите  любой  повод,  чтобы  его  поощрить,  отмечайте  любой, даже  самый  маленький  успех.   Постарайтесь  подстраховывать его,  избавлять  от  крупных провалов.  Стоит поговорить с  учителями и попытаться  сделать  их  в  этом  вашими союзниками.  Вы увидите:  первые же успехи  окрылят  вашего ребенка.

В  заключение  несколько  дополнительных  замечаний.  Бесполезно  ждать,  что  ваши  старания  наладить  мир и дисциплину  в семье  приведут  к  успеху  в  первый  же день.   Путь предстоит долгий  и трудный, он потребует  от вас немалого  терпения.  Вы, наверно, заметили:  главные  усилия надо направить на то,  чтобы переключить свои  отрицательные  эмоции (гнев, раздражение,  обиду,  отчаяние)  на конструктивные действия.  Да, в каком-то смысле  придется менять себя.  Но это -  единственный путь  воспитания вашего «трудного»  ребенка.

И последнее,  что очень  важно знать: вначале при первых  ваших  попытках  улучшить взаимоотношения,  ребенок  может усилить   свое  плохое  поведение!  Он  не сразу верит в искренность ваших  намерений   и  будет проверять  их.   Так  что  придется  выдержать  и  это  серьезное  испытание. 

Дорогие  радиослушатели,  если  у  вас  появилась  потребность  более глубоко  познакомиться  с  вопросами  воспитания  детей,  налаживания  благожелательной атмосферы  дома, то  знания,  почерпнутые  из  современной литературы  по  этим вопросам, помогут  вам  разобраться  в  скрытых  психологических  мотивах   нашего  поведения  и  поведения  наших  детей. 

Разумный подход к  воспитанию,  восполненный  христианской молитвой о     детях  и  о  благополучии семьи  обязательно  поможет   справиться  с временными  трудностями. 

А я,  со  своей стороны,  могу вам  порекомендовать прочитать  книги о воспитании  профессора  МГУ,  психолога  и педагога  Юлии Борисовны  Гиппенрейтер  «Общаться  с ребенком.  Как?».    Именно     книгами этого  автора  я пользовалась  при  подготовке последних  уроков.

Очень  интересно  и легко  читается  книга  Марины Владимировны   Осориной  «Секретный  мир детей  в  пространстве  мира  взрослых».  Вы  наверняка  порадуетесь   тонкой проницательности  автора, который  смог  увидеть в обычных, банальных  ситуациях  с детьми  необходимые  условия  для  их развития.    Помощь  автора  родителям,  желающим понять своего ребенка  в  этой  книге  просто неоценима.

Изменение  формы  и стиля  общения  с детьми в соответствии  с     рекомендациями  этих   и  других   педагогов-ученых   требует   не  просто  осознания,  но  и,  особенно  на  первом  этапе,  чисто  практической  тренировки,  в  специально  смоделированных     ситуациях  общения.   Если  у  вас появилось  желание  попробовать практически  применить  эти методы  -  напишите нам  в редакцию.  В случае набора    группы - 10-15 человек,  мы  сможем  организовать практический  семинар - тренинг  по  различным  видам  общения  с детьми.  Да  и не только  с детьми.

Желаю вам  радости,  хорошего  настроения  и  веры  в  помощь  Божью,  в  свои  силы  и   своего  ребенка.  

До  следующей  встречи.



Старый стиль 5Декабрь понедельник Новый стиль) 18Декабрь Седмица 29-я по Пятидесятнице. Глас 3. Рождественский пост. Пища с растительным маслом. Совершается всенощное бдениеПрп. Саввы Освященного (532). Прпп. Кариона монаха и сына его Захарии, египтян (IV). Свт. Гурия, архиеп. Казанского (1563). Мч. Анастасия. Сщмч. Илии пресвитера (1932). Прмч. Геннадия (1941). Св. Сергия исп., пресвитера (1950). Евангельские ЧтенияУтр. - Лк., 24 зач., VI, 17-23. Лит. - Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19. Лк., 102 зач., XX, 27-44. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Евр. 3, 5-11. 17-19; Лк. 20, 27-44). Саддукеи имели возражение против воскресения, которое казалось им неразрешимым; а Господь решил его несколькими словами, и притом так ясно, что все поняли и признали саддукеев побежденными истиною слова Его (Лк. 20, 27-40). Что тогда были саддукеи, то ныне неверы всех сортов. Нагородили они себе множество мечтательных предположений, возвели их в неопровержимые истины и величаются тем, полагая, что уж против них и сказать нечего. На деле же они так пусты, что и говорить против них не стоит. Все их мудрования - карточный дом: дунь и разлетится. По частям их и опровергать нет нужды, а достаточно отнестись к ним так, как относятся к снам. Говоря против снов, не доказывают несообразности в составе или в частях сна, а говорят только: это сон, - и тем все решают. Точно такова теория образования мира из туманных пятен, с подставками своими - теорией произвольного зарождения, дарвиновского происхождения родов и видов, и с его же последним мечтанием о происхождении человека. Все, как бред сонного. Читая их, ходишь среди теней. А ученые? Да что с ними поделаешь? Их девиз: не любо не слушай, а лгать не мешай. Молитвы Тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанскогоглас 4Правило веры и образ целомудрия,/ учителя добрых дел/ и наставника спасения даде тя Господь/ новопросвещенному граду Казани,/ в немже приобрел еси новыя от язык люди/ и привел еси я Христови./ Сего ради в память твою радостно сошедшеся,/ честне празднуем святое твое успение,/ ты же, отче наш, святителю Христов Гурие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим. Ин тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанскогоглас 4От младости удалялся земнаго мудрования/ и последовав скорбным путем Законоположителю своему Христу Богу./ Темже и Он тя воздарова на земли нетлением,/ на Небесех же со угодившими Ему архиереи ликовствуеши,/ Гурие святителю,/ моли Христа Бога/ подати отечеству нашему на враги победу,/ и мир мирови,/ и душам нашим велию милость. Кондак святителя Гурияглас 4Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение. Ин кондак святителя Гурия, архиепископа Казанскогоглас 6Истине основание, и веры утверждение,/ и в поучениих преизряднаго свемы тя, благочестию споспешника,/ апостолом сопрестольника, страстотерпцем сопричастника,/ постником купноревнителя похваляем тя, Гурие святителю,/ и велия таинника Божия благодати. Тропарь преподобного Саввыглас 8Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Савво, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобного Саввыглас 8Яко от младенства Богу жертва непорочная/ принеслся еси добродетелию, Савво блаженне,/ садоделатель быв благочестия,/ темже был еси преподобных удобрение,/ гражданин же пустынный достохвален./ Темже зовем ти:// радуйся, Савво пребогате. Службы4 октября: Святого сщмч. Иерофея, епископа Афинского. Обретение честных мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского 5 декабря: Преподобного Саввы Освященного Сайты приходов: Запорожская епархия:Монастырь святого Саввы Освященного г. Мелитополь Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Святителя Гурия Казанского с. Азъял-Петъял Казанская епархия:Храм Гурия Казанского с. Ципья Храм Казанской иконы Божией Матери с. Муратово Храм Троицы Живоначальной с. Ципья Храм святителя Гурия Казанского с. Ташкирмень Храм Гурия, Германа и Варсонофия Казанских с. Столбище Корсунская епархия:Приход Саввы Освященного г. Кан Храм прп. Саввы Освященного г. Кальяри Московская епархия (городская):Подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобного Саввы Освященного в Люблино г. Москва Казанский Собор на Красной площади г. Москва Нефтекамская епархия:Храм Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских Чудотворцев г. Бирск Нижегородская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Арзамас Пермская епархия:Храм Власия, епископа Севастийского с. Шляпники Псковская епархия:Храм святых Косьмы и Дамиана с Примостья г. Псков Симферопольская епархия:Мужской монастырь в честь прп. Саввы Освященного с. Терновка (Чильтер-Мармара) Ставропигиальные монастыри РПЦ:Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Новоспасский монастырь г. Москва Тверская епархия:Храм Петра и Павла пос. Селижарово Храм Петра и Павла пос. Селижарово Тихорецкая епархия:Храм Саввы Освященного г. Кореновск Чебоксарская епархия:Храм свт Гурия, архиепископа Казанского с. Первое Степаново
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07603 c.