Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Творческая мастерская » Радиобеседы по православной педагогике. »

21.01.2019 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 1 (194) Январь 2019 г.

15.12.2018 | Межконфессиональный диалог и единение российской нации

11.12.2018 | Газета православных трезвенников "ТРЕЗВЕНИЕ" № 8 (193) Ноябрь-декабрь 2018 г. АБСОЛЮТНАЯ ТРЕЗВОСТЬ БОГОУГОДНА

08.12.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

03.12.2018 | Семинар в Полевском

26.11.2018 | Сертификат модератора

- -
- -
Методические материалы

- -  

Беседа 25. Манипуляция (Продолжение).

Здравствуйте,  уважаемые   радиослушатели.

Сегодня  мы  продолжаем  тему, начатую на  прошлом  уроке.     Говорили  мы  с вами  в  тот  раз  о   манипуляциях. О таком  взаимодействии между  людьми, которое   одной  стороной   строится   с целью  получения  собственной  выгоды  в ущерб  другой  стороне.         Кратко  напомню  главные  мысли.

Манипуляция - это  преднамеренное  и  скрытое  побуждение  другого человека  к  переживанию  определенных  состояний, принятию  решений  и выполнению  действий,  необходимых  для  достижения  инициатором манипуляции  собственных  корыстных  целей.

В  манипулятивном «послании»   всегда  присутствует элемент  лжи  или  искажение  информации.  Человек говорит одно, подразумевает  другое,  а  ожидает от партнера  третьего.   

Манипулятор  умело перебирает  струны  нашей  души,  прекрасно разбираясь  в  человеческой  природе   он знает,  что человек  с удовольствием   слушает о себе нечто приятное,  мечтает,  чтобы его скрытые  таланты  были  признаны,  стремится находиться в  безопасной  для  себя  ситуации,  когда  рядом  приятный  доброжелательный,  тонко  понимающий  душу собеседник.  Манипулятор  сладкими речами  может  усыпить  бдительность своего  визави.

«Классикой  жанра»  в  этом  случае  является  известная  басня   Крылова  «Ворона  и лисица».   Что делает  манипуляторша  лиса?  Льстит,  зубы  заговаривает,  создает  у вороны   ложное  чувство  безопасности.  В  результате ворона,  потеряв  бдительность,  выполняет просьбу  лисы  и,  начав   «петь»,  теряет  сыр.  «Уж  сколько  раз  твердили  миру,  что лесть  гнусна, вредна;  но только все не в прок,  и в сердце  льстец  всегда отыщет  уголок»  -  так начинает  Крылов эту басню  с морали о вреде лести.  Надо сказать,  что многие  люди,  глубоко приняв к сердцу  историю  вороны,  приобретают  настороженное  отношение к хорошим словам в свой  адрес,  рассуждая примерно  так:  «Если  он говорит  что-то доброе,  значит ему от меня  что-то надо!» (пауза)

-  Марья  Иванова, как вы прекрасно сегодня  выглядите!

- Ты мне зубы не заговаривай, говори  сразу,  чего от меня надо!

- Ничего, Марья Ивановна, просто вы, правда,  сегодня хорошо выглядите.

-  Что ты врешь, я же знаю, что тебе что-то нужно!

-  Ой,  я  лучше  пойду...

Беда Марьи Ивановны в том, что она  уже не доверяет  окружающим  и не допускает хороших слов в свой  адрес.  «Призрак  вороны» стоит  за  спиной  многих  женщин,  агрессивно и болезненно  реагирующих  на комплименты.  А дома они вздыхают о том, что им  так редко говорят  хорошие  слова.  «Призрак  вороны»  из  басни  приводит к тому,  что называют «с водой  выплеснули  и  младенца».   Да,  манипуляторы  используют  добрые  слова, но это не значит,  что каждый  комплимент это манипуляция. 

Это небольшое  отступление  от  темы,  но, на  мой  взгляд,  оно  важное,  так как  все  без  меры  используемое  доводит  до  абсурда  и лишает  ценности,  любые  благие  намерения.

Ну, а сейчас, я хочу поговорить и разобраться  с  различными  уровнями      манипуляции.  То есть с тем,  как  нами манипулируют  на  ценностном  уровне -  это  уровень  нашей  системы  ценностей;  на  ментальном  уровне -  наши мысли  и сознание;  на эмоциональном -  это  уровень  наших  эмоций  и  чувств   и  на  действенном -  уровень  прямых  действий.  
Грамотная  манипуляция  совмещает  несколько  уровней,  иногда  даже все четыре.  Но все же необходимо  научиться выделять ведущий  уровень   манипуляции.  Это позволит нам выбирать соответствующую  стратегию  противостояния.  А  потому  поговорим об уровнях  манипуляции  подробно.

Ценностный  уровень.

Это  самый  высокий  уровень  манипуляции,  его  можно  назвать  «искушением».  Каждый  из  нас  имеет  определенную  картину  мира,  представления о добре и зле,  истине и лжи;  о том,  что такое  хорошо  и что такое  плохо.   Манипулятор  подвергает  сомнениям  нашу  картину  мира  и систему  ценностей,  искажает  то,  во что мы верим,  насаждает  ложные  представления о действительности.  Фактически,  искушает  нас.

«Убийство  человека  оправдано,  если  убивают  злодея»;  «Тебя  окружают  недоразвитые  люди,  зачем  им  служить,  приносить  себя  в жертву,  отдавать свой  талант»;  «Ради  нашего  светлого будущего  нужно  разрушить  то,  что мы сейчас  видим вокруг  нас».  Таких  идей  множество.

Одни   люди  тянутся  к  просветлению,  их  система  ценностей   основана на добре.   Другие,  система  ценностей  которых  основана  на  идеях  подчинения,  тяготеют   к  насилию.

Философы,  мыслители,  писатели,  политики  и идеологи  управляют  системой  ценностей  массы  людей.  Ими формируются  социальные  мифы,  эксплуатирующие  систему  ценностей  человека,  его  веру  в добро.   Таким  мифом  была  коммунистическая доктрина.  Как  она повлияла  на систему ценностей  и  жизненную  ориентацию  многих  людей,  объяснять не нужно.

Фарисеи,  лжепророки,  основатели  сект  строят  манипуляцию  на   системе ценностей  человека,  подключая все  остальные  уровни.

Что же  можно  противопоставить  манипуляции на  уровне ценностей?   Собственную  веру, кодекс чести,  критическое  мышление,  свое  духовное развитие.  Сформированная  система ценностей   зрелого  человека  уже не поддается  манипулятивному воздействию.

Гораздо сложнее подросткам,  молодым  людям, которые  находятся  в  процессе  поиска  ответов  на вопросы о смысле жизни  и предназначении человека.  Состояние  поиска  сопровождается неопределенностью, которая оборачивается напряжением.    Период  поиска  и   неопределенности  не  минует  и  подростков  из  воцерковленных  семей.  В  этот период  они  должны  перевести  свою  детскую  веру, основанную  на  авторитете  и  примере  родителей  в  собственную,  осознанную  и  лично  ими  принятую  веру.  Кстати  давление   на  них    в этот  период  чревато  полностью  противоположным  результатом,  вплоть  до  резкого   отчуждения и от Церкви,  и от родителей.

Стремление  избавиться от напряжения  совершенно  естественно.  Избавление  заключается  в  обретении  Бога,  Смысла,  Предназначения.

Манипулятор  «цепляет»  человека  на  это «экзистенциальное  напряжение», предлагает  ему  свой  набор  ответов,  а взамен  берет  возможность  управлять  чужим  сознанием.  Так  черное  называют  белым,  красное - зеленым...  Повторяется  трагедия  Фауста.

Ментальный  уровень.

Фактически  это манипуляция  нашим сознанием.  На этом  уровне манипуляции  нам целенаправленно внедряются определенные  мысли,  и с  некоторого   момента  мы  теряем к ним  критическое  отношение.  И  вот  они поселившись  в  «подкорке»  начинают  управлять нашим  поведением.  Например,  нам хочется  сделать что-либо,  а  почему  мы  этого хотим -  объяснить не можем.  Средства   массовой  информации  в  этом  аспекте -  прекрасный  инструмент для   манипуляции массовым  сознанием.  Для  нас  формируют  определенную  точку  зрения,  взгляд на события, корректируют  меру  объективности  подачи  материала.  Рекламные  ролики  через  образы  и слоганы  внедряют  в  наше  сознание  определенные  мысли, формирующие  желания. 

«Раскрутка»  новых  имен  в  политике,  шоу  бизнесе,  литературе,  искусстве - не что иное, как манипулятивные  технологии,  адресованные нашему сознанию.

Жители  городов  ежедневно подвергаются  энергичным  манипулятивным  атакам на сознание,  и многие  уже  сформировали  настоящий иммунитет к воздействию  такого рода.  Злоупотребление  чтением  прессы  и  просмотром телевизора  ослабляет  нашу  способность  противостоять  манипулированию,  расшатывает  иммунную  систему.   Помните  как  в  «Собачьем  сердце»  профессор Преображенский  советовал  доктору  Борменталю  «никогда не читать  за  обедом  советскую  прессу,  не говорить о медицине  и большевизме?  Эти рекомендации  справедливы и для нас с вами.  

Необходимо  «проветривать»  наше  сознание  и мысли, делать  систематические уборки  огромных  куч  мусора.   Как  мы  занимаемся уборкой  собственного жилища, так нам следует  «прибираться»  в  собственной голове.  Иначе  ни одной  чистой,  красивой,  творческой  мысли  там  уже появиться не суждено.  Если  мы  не будем  «наводить чистоту  и порядок»,  проводить ревизию собственных  мыслей, то это обязательно  за нас  сделает кто-нибудь  другой.  И называться  это будет  уже по-другому:  «промывка мозгов». Помните  Владимир Высоцкий  пел:  «Не надо  думать,  с нами тот,  кто думает за нас...»?  Неужели  такая позиция нам подходит?!

Итак,  основной  стратегией  противостояния  манипулированию на уровне  мыслей  являются  критическое  мышление и самоанализ.   Но реализация  этой  стратегии  становится возможной  только при условии,  что  мы вовремя  распознаем  манипуляцию этого уровня.

Манипуляция на уровне мыслей  бывает, в основном,  двух  видов:

1.     Целенаправленное преобразование  информации.

2.     Использование стереотипов  мышления.

Целенаправленное преобразование  информации  -  это такой  способ  манипуляции информацией, при котором «жертва»  не получает полного и объективного  представления  о  ситуации,  явлении, предмете.  К  этому относятся  утаивание полной  информации,  искажение информации,  «подтасовка  фактов»,  фрагментарность - т.е порционная  подача информации, пространство  между  которыми заполняется домыслами, которые  дезориентируют  человека. 

Также  манипулятор  может  намеренно  выбрать  такой  момент подачи  информации,  когда  мы  имеем наименьшую  защищенность,  наибольшую  степень  открытости - информация  сваливается  как  «гром  среди  ясного неба»  и мы не можем ни  достойно ответить, ни   противостоять.  Очень непросто  просчитать все  форс-мажорные обстоятельства  и подготовиться ко всем неожиданностям.  Если  такое  случилось,  не бойтесь взять паузу,  ничего не обещайте и  не говорите в момент неожиданности.  Иногда  манипулятор,  стремясь  извлечь  максимум  выгоды  из  «эффекта  неожиданности»,  требует  от вас  немедленного ответа, причем по выгодному для себя  сценарию.  Не поддавайтесь, и тогда он вынужден   будет принять вашу паузу.

Общий  принцип  противостояния  манипулированию,  основанному на преобразовании информации, - это ничего не принимать на веру,  развивать собственное критическое  мышление.   У  Михаила  Жванецкого  есть замечательный  вопрос:  «А почему,  собственно?!»   Можно  взять его себе на вооружение.

Использование  стереотипов  мышления.

Стереотипы  есть у каждого  из  нас, они позволяют нам экономить  свою энергию.  Особенно в ситуациях  ограниченного времени,  сильного  эмоционального возбуждения,  недостатка информации.  Наиболее часто  манипуляторы  используют  шесть  наших  стереотипов  мышления:

·        Стереотип доверия  к  авторитетам.  «Уж если так считает компетентное, авторитетное  лицо, то это точно  должно быть правдой».  Неосознанно  человек перекладывает  ответственность за  принятие  важного решения на некое третье лицо. Если  человек обнаружит впоследствии обман, то  он имеет возможность переложить вину на этот авторитет. Часто доходит до абсурда.  В  рекламном  ролике  какого-либо лекарства, об его эффективности говорит даже не врач, а артист,  сыгравший  доктора  в популярном сериале.  И это срабатывает!  Иллюзорный   авторитет   врача, именно  роли  врача - увеличивает количество продаж  рекламируемого им препарата.  Противостояние  манипуляции этого вида заключается в том, чтобы трезво  оценить   степень  авторитетности или компетентности   этого  лица  в  конкретно  этом  вопросе.  Ну, а кто верит рекламе, тот просто сам хочет, чтобы его обманули.   На спрос всегда будет предложение.

·        Следующий  стереотип - доверие  высокой  цене.  На этом стереотипе  работают сетевые  продавцы  «элитной»  продукции.  Так дешевый по себестоимости товар можно продать  за  баснословную  цену,  снабдив соответствующей легендой.  И некоторые покупаются, потому что уверены, что «дорогое - значит хорошее».  Этот наш стереотип  основан  на наивной вере  в человеческую порядочность:  «Ну не будут же  дешевку продавать задорого!»  Будут,  еще   как    будут! «Пока    живут на свете дураки, обманом  жить     нам стало быть с руки!», - пели Лиса Алиса и Кот  Базилио. Друзья,  дорогое - не всегда хорошего качества;  недорогое - часто не менее  достойно вашего внимания. Постарайтесь  оценить товар сами  или приглашайте  своего эксперта.

 

Далее.
·          Стереотип   признательности.  Если для нас  делают  что-то хорошее, у нас, естественно,  формируется  чувство  благодарности, желание ответить чем-то приятным.  Если нам преподнесли подарок,  выгнать  за  дверь  дарителя уже не так просто.   Поговорка  «не подмажешь - не поедешь!» - описывает именно этот стереотип.  И этим пользуются манипуляторы.   Стереотип признательности  лишает нас возможности  критически оценить подарок  и следующую  за ним  просьбу.  Чтобы противостоять  манипулированию,  основанному на  этом  стереотипе,  необходимо   различать  собственное  чувство  благодарности  и  обязанность давать взамен  то, что нас просят.  Отблагодарить можно улыбкой,  комплиментом,  добрым  словом.  Не бойтесь обмануть ожиданий  манипулятора:  обмен состоялся!  Он вам - подарок, вы ему  -  благодарность.  Все  что  следует за этим,  -  деловые  отношения,  и к  подарку они не относятся.

Следующий  стереотип.
·       Стереотип  изгоя.  Страх  показаться  «слабаком»,  «не таким как все»  умело используют манипуляторы.  Особенно  уязвимы к  действию  этого стереотипа  подростки,  которые  часто  слышат: «А что, тебе родители  запрещают  курить,  что  ли?»  «Что,  у тебя  карманных  денег нет?» (пауза)   Каждый  из  нас  имеет  право  на  собственную индивидуальность.  И признание этого  - лучший  способ  противостояния  манипулированию  с  использованием  данного стереотипа.

·        Стереотип  иллюзии победы. Этот стереотип  лежит в  основе  манипулятивной  методики  «Требуй  больше - получишь  желаемое».   Сначала   манипулятор  требует от вас  того, что вы дать  ни при каких  условиях не можете или не хотите.   При этом он   может  использовать все средства, вплоть до шантажа.  Таким образом, он дестабилизирует ваше состояние.  Затем он неожиданно  отказывается от своих  притязаний,  как бы идет «у вас на поводу»  и предъявляет вам менее серьезное требование, которое вы в состоянии выполнить: «Ладно, ваша взяла!  Но сделайте для меня хотя бы ...» И здесь вы с радостью  соглашаетесь.   Вам кажется, вы выдержали натиск,  выиграли настоящее сражение.  Вы даже не подозреваете   о том,  что вся эта игра  была затеяна  лишь для того, чтобы  вы выполнили  именно последнее требование  манипулятора и еще были ему  благодарны  за сговорчивость  или имели ложное ощущение победителя. 

Также  данный стереотип лежит  в основе  печально известной  манипулятивной  методики,  прозванной в народе  «лохотроном».  Сначала вам сообщают,  что вы выиграли  крупную  сумму, поездку, подарок.  У вас возникает радость победителя.  Далее  оказывается, что  за выигрыш  нужно побороться с другим претендентом. Иллюзия победителя  и  желание получить свой  выигрыш не дает  вам возможности  развернуться и уйти. А дальше - подставные конкуренты  набавляют цену, вас охватывает азарт...  В результате  вы должны мошенникам  крупную  сумму денег.   Так «обводят  вокруг  пальца»  людей на улицах,  таким трюком пользуются некоторые туристические  компании.   Как противостоять  манипулированию,  основанному  на данном  стереотипе?  Теперь,  когда вам известен  алгоритм  манипуляции,  не поддавайтесь  иллюзорной радости победителя,  будьте бдительны!

Последний  стереотип, с которым я вас познакомлю, это
·          стереотип принятого  решения. Он  часто используется продавцами.  Сначала вам предлагают  выгодные  условия  сделки;  вы соглашаетесь  и  заполняете  бумаги.  Потом  оказывается, что, по якобы не зависящим от манипулятора  обстоятельствам,  условия  сделки  становятся менее выгодными для вас. Но вы уже приняли решение, потратили время, поэтому вы сохраняете решение о покупке  и соглашаетесь с новыми условиями.  Этот стереотип  основан  на нашем  стремлении  к  последовательности.  Мы  будем сами себя  убеждать,  что  выбрали  правильный  путь.   Причем  даже если убрать  первоначальный  стимул  выгоды,  мы сами  найдем  другую  выгоду, чтобы защитить свое решение.

Ценностный  и ментальный  уровни  манипулятивного воздействия,  а также  способы  противостояния  им    мы  рассмотрели  на  сегодняшнем  уроке. 

На   следующей   нашей  встрече  мы  поговорим об  эмоциональном  и действенном  уровнях  манипуляции. 

До  свидания. 



Старый стиль 10Январь понедельник Новый стиль) 23Январь Седмица 32-я по Пятидесятнице. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Григория, еп. Нисского (395). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Маркиана пресвитера (V). Совершается служба на шестьПрп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Совершается служба с полиелеемСвт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9 . Лит. - Иак., 53 зач., II, 14-26. Мк., 48 зач., X, 46-52. Свт. Феофана: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16. Свт. Григория: 1 Кор., 151 зач., XII, 7-11. Мф., 34 зач. (от полу́), X, 1-8 . * Чтения свт. Феофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. * * Чтения свт. Григория читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52). "Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют. Молитвы Тропарь святителя Григория и преподобного Дометианаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Кондак святителя Григорияглас 1Оком душевным бодрствуя, святителю,/ бодр пастырь явился еси миру,/ и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим/ вся отгнал еси злославныя, яко волки,/ невредно соблюд стадо,// Григорие всемудре. Ин кондак святителя Григорияглас 2Церкве Божественный иерарх/ и премудрости честный тайноглагольник, / Ниссийский бодрый ум, Григорий,/ со Ангелы ликовствуя/ и наслаждался Божественным светом,/ молится непрестанно о всех нас. Тропарь преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 1Божественною любовию от юности распалаемь, Павле преподобне, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси / и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, / со зверьми жити весь Христу. / Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, / даром чудес и по преставлении обогати тя. / Темже вопием ти: / моли непрестанно о всех нас, / честную память твою присно в песнех почитающих. Кондак преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 8Все твое умное желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. / Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю. Тропарь святителя Феофанаглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителя Феофанаглас 4Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас. Службы10 января: Святителя Григория, епископа Нисского. Преподобного Дометиана, епископа Мелитинского. Преподобного Маркиана, пресвитера и эконома Великой церкви. Преподобного Павла Обнорского, вологодского чудотворца 10 января: Святителя Феофана, затворника Вышенского Сайты приходов:Кафедральный собор Николая Чудотворца г. Чистополь (Чистопольская епархия) Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь с. Юношеское (Вологодская епархия) Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь с. Макарий-на-Письме (Костромская епархия) Храм Петра и Павла в Новинках г. Вологда (Вологодская епархия) Благовещенский епархиальный женский монастырь с. Ожога (Липецкая епархия) Храм Феофана Затворника г. Новоаннинский (Урюпинская и Новоаннинская епархия) Храм Феофана Затворника г. Красноармейск (Балашовская епархия) Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба (Переславская епархия) Статьи на Православие.Ru Церковь в конце IV векаПротоиерей Владислав ЦыпинВ ответ на требование императора передать храм арианам святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пожалуйста, не воображай, государь, что ты имеешь какое-нибудь императорское право и над божественными предметами… Императору принадлежат дворцы, церкви – священнику… Что может быть почетнее для императора, как не то, что его называют сыном Церкви? Император в Церкви, а не выше Церкви». О «противоречиях Библии» и нехристианском образованииБыл ли законодатель Моисей законопреступником? Каков иносказательный смысл истории о невозвращенных ценностях? И противоречит ли он смыслу буквальному? Памяти в Бозе почившего епископа Феофана ЗатворникаВ наш буйный век духовного растленья / Воочию он миру показал, / Что в людях не погибли высшие стремленья, / И не померк в их сердце идеал. Два святителя – как три святителяДиакон Павел СержантовНаши предпочтения… Ну, как без них обойтись? Они относятся и к бытовой стороне жизни, и к самой возвышенной стороне – религиозной. За последние годы приходится все чаще слышать, что святитель Игнатий Брянчанинов для православных предпочтительнее святителя Феофана Затворника. В степени предпочтения есть варианты. Наиболее радикальный: святителя Феофана вообще игнорируют, а святителя Игнатия объявляют «необходимым и достаточным» выразителем для всей святоотеческой традиции. Более умеренные варианты святителю Игнатию дают статус учителя, а святителю Феофану – ученика.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05028 c.