Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Творческая мастерская » Радиобеседы по православной педагогике. »

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

- -
- -
Методические материалы

- -  

Беседа 25. Манипуляция (Продолжение).

Здравствуйте,  уважаемые   радиослушатели.

Сегодня  мы  продолжаем  тему, начатую на  прошлом  уроке.     Говорили  мы  с вами  в  тот  раз  о   манипуляциях. О таком  взаимодействии между  людьми, которое   одной  стороной   строится   с целью  получения  собственной  выгоды  в ущерб  другой  стороне.         Кратко  напомню  главные  мысли.

Манипуляция - это  преднамеренное  и  скрытое  побуждение  другого человека  к  переживанию  определенных  состояний, принятию  решений  и выполнению  действий,  необходимых  для  достижения  инициатором манипуляции  собственных  корыстных  целей.

В  манипулятивном «послании»   всегда  присутствует элемент  лжи  или  искажение  информации.  Человек говорит одно, подразумевает  другое,  а  ожидает от партнера  третьего.   

Манипулятор  умело перебирает  струны  нашей  души,  прекрасно разбираясь  в  человеческой  природе   он знает,  что человек  с удовольствием   слушает о себе нечто приятное,  мечтает,  чтобы его скрытые  таланты  были  признаны,  стремится находиться в  безопасной  для  себя  ситуации,  когда  рядом  приятный  доброжелательный,  тонко  понимающий  душу собеседник.  Манипулятор  сладкими речами  может  усыпить  бдительность своего  визави.

«Классикой  жанра»  в  этом  случае  является  известная  басня   Крылова  «Ворона  и лисица».   Что делает  манипуляторша  лиса?  Льстит,  зубы  заговаривает,  создает  у вороны   ложное  чувство  безопасности.  В  результате ворона,  потеряв  бдительность,  выполняет просьбу  лисы  и,  начав   «петь»,  теряет  сыр.  «Уж  сколько  раз  твердили  миру,  что лесть  гнусна, вредна;  но только все не в прок,  и в сердце  льстец  всегда отыщет  уголок»  -  так начинает  Крылов эту басню  с морали о вреде лести.  Надо сказать,  что многие  люди,  глубоко приняв к сердцу  историю  вороны,  приобретают  настороженное  отношение к хорошим словам в свой  адрес,  рассуждая примерно  так:  «Если  он говорит  что-то доброе,  значит ему от меня  что-то надо!» (пауза)

-  Марья  Иванова, как вы прекрасно сегодня  выглядите!

- Ты мне зубы не заговаривай, говори  сразу,  чего от меня надо!

- Ничего, Марья Ивановна, просто вы, правда,  сегодня хорошо выглядите.

-  Что ты врешь, я же знаю, что тебе что-то нужно!

-  Ой,  я  лучше  пойду...

Беда Марьи Ивановны в том, что она  уже не доверяет  окружающим  и не допускает хороших слов в свой  адрес.  «Призрак  вороны» стоит  за  спиной  многих  женщин,  агрессивно и болезненно  реагирующих  на комплименты.  А дома они вздыхают о том, что им  так редко говорят  хорошие  слова.  «Призрак  вороны»  из  басни  приводит к тому,  что называют «с водой  выплеснули  и  младенца».   Да,  манипуляторы  используют  добрые  слова, но это не значит,  что каждый  комплимент это манипуляция. 

Это небольшое  отступление  от  темы,  но, на  мой  взгляд,  оно  важное,  так как  все  без  меры  используемое  доводит  до  абсурда  и лишает  ценности,  любые  благие  намерения.

Ну, а сейчас, я хочу поговорить и разобраться  с  различными  уровнями      манипуляции.  То есть с тем,  как  нами манипулируют  на  ценностном  уровне -  это  уровень  нашей  системы  ценностей;  на  ментальном  уровне -  наши мысли  и сознание;  на эмоциональном -  это  уровень  наших  эмоций  и  чувств   и  на  действенном -  уровень  прямых  действий.  
Грамотная  манипуляция  совмещает  несколько  уровней,  иногда  даже все четыре.  Но все же необходимо  научиться выделять ведущий  уровень   манипуляции.  Это позволит нам выбирать соответствующую  стратегию  противостояния.  А  потому  поговорим об уровнях  манипуляции  подробно.

Ценностный  уровень.

Это  самый  высокий  уровень  манипуляции,  его  можно  назвать  «искушением».  Каждый  из  нас  имеет  определенную  картину  мира,  представления о добре и зле,  истине и лжи;  о том,  что такое  хорошо  и что такое  плохо.   Манипулятор  подвергает  сомнениям  нашу  картину  мира  и систему  ценностей,  искажает  то,  во что мы верим,  насаждает  ложные  представления о действительности.  Фактически,  искушает  нас.

«Убийство  человека  оправдано,  если  убивают  злодея»;  «Тебя  окружают  недоразвитые  люди,  зачем  им  служить,  приносить  себя  в жертву,  отдавать свой  талант»;  «Ради  нашего  светлого будущего  нужно  разрушить  то,  что мы сейчас  видим вокруг  нас».  Таких  идей  множество.

Одни   люди  тянутся  к  просветлению,  их  система  ценностей   основана на добре.   Другие,  система  ценностей  которых  основана  на  идеях  подчинения,  тяготеют   к  насилию.

Философы,  мыслители,  писатели,  политики  и идеологи  управляют  системой  ценностей  массы  людей.  Ими формируются  социальные  мифы,  эксплуатирующие  систему  ценностей  человека,  его  веру  в добро.   Таким  мифом  была  коммунистическая доктрина.  Как  она повлияла  на систему ценностей  и  жизненную  ориентацию  многих  людей,  объяснять не нужно.

Фарисеи,  лжепророки,  основатели  сект  строят  манипуляцию  на   системе ценностей  человека,  подключая все  остальные  уровни.

Что же  можно  противопоставить  манипуляции на  уровне ценностей?   Собственную  веру, кодекс чести,  критическое  мышление,  свое  духовное развитие.  Сформированная  система ценностей   зрелого  человека  уже не поддается  манипулятивному воздействию.

Гораздо сложнее подросткам,  молодым  людям, которые  находятся  в  процессе  поиска  ответов  на вопросы о смысле жизни  и предназначении человека.  Состояние  поиска  сопровождается неопределенностью, которая оборачивается напряжением.    Период  поиска  и   неопределенности  не  минует  и  подростков  из  воцерковленных  семей.  В  этот период  они  должны  перевести  свою  детскую  веру, основанную  на  авторитете  и  примере  родителей  в  собственную,  осознанную  и  лично  ими  принятую  веру.  Кстати  давление   на  них    в этот  период  чревато  полностью  противоположным  результатом,  вплоть  до  резкого   отчуждения и от Церкви,  и от родителей.

Стремление  избавиться от напряжения  совершенно  естественно.  Избавление  заключается  в  обретении  Бога,  Смысла,  Предназначения.

Манипулятор  «цепляет»  человека  на  это «экзистенциальное  напряжение», предлагает  ему  свой  набор  ответов,  а взамен  берет  возможность  управлять  чужим  сознанием.  Так  черное  называют  белым,  красное - зеленым...  Повторяется  трагедия  Фауста.

Ментальный  уровень.

Фактически  это манипуляция  нашим сознанием.  На этом  уровне манипуляции  нам целенаправленно внедряются определенные  мысли,  и с  некоторого   момента  мы  теряем к ним  критическое  отношение.  И  вот  они поселившись  в  «подкорке»  начинают  управлять нашим  поведением.  Например,  нам хочется  сделать что-либо,  а  почему  мы  этого хотим -  объяснить не можем.  Средства   массовой  информации  в  этом  аспекте -  прекрасный  инструмент для   манипуляции массовым  сознанием.  Для  нас  формируют  определенную  точку  зрения,  взгляд на события, корректируют  меру  объективности  подачи  материала.  Рекламные  ролики  через  образы  и слоганы  внедряют  в  наше  сознание  определенные  мысли, формирующие  желания. 

«Раскрутка»  новых  имен  в  политике,  шоу  бизнесе,  литературе,  искусстве - не что иное, как манипулятивные  технологии,  адресованные нашему сознанию.

Жители  городов  ежедневно подвергаются  энергичным  манипулятивным  атакам на сознание,  и многие  уже  сформировали  настоящий иммунитет к воздействию  такого рода.  Злоупотребление  чтением  прессы  и  просмотром телевизора  ослабляет  нашу  способность  противостоять  манипулированию,  расшатывает  иммунную  систему.   Помните  как  в  «Собачьем  сердце»  профессор Преображенский  советовал  доктору  Борменталю  «никогда не читать  за  обедом  советскую  прессу,  не говорить о медицине  и большевизме?  Эти рекомендации  справедливы и для нас с вами.  

Необходимо  «проветривать»  наше  сознание  и мысли, делать  систематические уборки  огромных  куч  мусора.   Как  мы  занимаемся уборкой  собственного жилища, так нам следует  «прибираться»  в  собственной голове.  Иначе  ни одной  чистой,  красивой,  творческой  мысли  там  уже появиться не суждено.  Если  мы  не будем  «наводить чистоту  и порядок»,  проводить ревизию собственных  мыслей, то это обязательно  за нас  сделает кто-нибудь  другой.  И называться  это будет  уже по-другому:  «промывка мозгов». Помните  Владимир Высоцкий  пел:  «Не надо  думать,  с нами тот,  кто думает за нас...»?  Неужели  такая позиция нам подходит?!

Итак,  основной  стратегией  противостояния  манипулированию на уровне  мыслей  являются  критическое  мышление и самоанализ.   Но реализация  этой  стратегии  становится возможной  только при условии,  что  мы вовремя  распознаем  манипуляцию этого уровня.

Манипуляция на уровне мыслей  бывает, в основном,  двух  видов:

1.     Целенаправленное преобразование  информации.

2.     Использование стереотипов  мышления.

Целенаправленное преобразование  информации  -  это такой  способ  манипуляции информацией, при котором «жертва»  не получает полного и объективного  представления  о  ситуации,  явлении, предмете.  К  этому относятся  утаивание полной  информации,  искажение информации,  «подтасовка  фактов»,  фрагментарность - т.е порционная  подача информации, пространство  между  которыми заполняется домыслами, которые  дезориентируют  человека. 

Также  манипулятор  может  намеренно  выбрать  такой  момент подачи  информации,  когда  мы  имеем наименьшую  защищенность,  наибольшую  степень  открытости - информация  сваливается  как  «гром  среди  ясного неба»  и мы не можем ни  достойно ответить, ни   противостоять.  Очень непросто  просчитать все  форс-мажорные обстоятельства  и подготовиться ко всем неожиданностям.  Если  такое  случилось,  не бойтесь взять паузу,  ничего не обещайте и  не говорите в момент неожиданности.  Иногда  манипулятор,  стремясь  извлечь  максимум  выгоды  из  «эффекта  неожиданности»,  требует  от вас  немедленного ответа, причем по выгодному для себя  сценарию.  Не поддавайтесь, и тогда он вынужден   будет принять вашу паузу.

Общий  принцип  противостояния  манипулированию,  основанному на преобразовании информации, - это ничего не принимать на веру,  развивать собственное критическое  мышление.   У  Михаила  Жванецкого  есть замечательный  вопрос:  «А почему,  собственно?!»   Можно  взять его себе на вооружение.

Использование  стереотипов  мышления.

Стереотипы  есть у каждого  из  нас, они позволяют нам экономить  свою энергию.  Особенно в ситуациях  ограниченного времени,  сильного  эмоционального возбуждения,  недостатка информации.  Наиболее часто  манипуляторы  используют  шесть  наших  стереотипов  мышления:

·        Стереотип доверия  к  авторитетам.  «Уж если так считает компетентное, авторитетное  лицо, то это точно  должно быть правдой».  Неосознанно  человек перекладывает  ответственность за  принятие  важного решения на некое третье лицо. Если  человек обнаружит впоследствии обман, то  он имеет возможность переложить вину на этот авторитет. Часто доходит до абсурда.  В  рекламном  ролике  какого-либо лекарства, об его эффективности говорит даже не врач, а артист,  сыгравший  доктора  в популярном сериале.  И это срабатывает!  Иллюзорный   авторитет   врача, именно  роли  врача - увеличивает количество продаж  рекламируемого им препарата.  Противостояние  манипуляции этого вида заключается в том, чтобы трезво  оценить   степень  авторитетности или компетентности   этого  лица  в  конкретно  этом  вопросе.  Ну, а кто верит рекламе, тот просто сам хочет, чтобы его обманули.   На спрос всегда будет предложение.

·        Следующий  стереотип - доверие  высокой  цене.  На этом стереотипе  работают сетевые  продавцы  «элитной»  продукции.  Так дешевый по себестоимости товар можно продать  за  баснословную  цену,  снабдив соответствующей легендой.  И некоторые покупаются, потому что уверены, что «дорогое - значит хорошее».  Этот наш стереотип  основан  на наивной вере  в человеческую порядочность:  «Ну не будут же  дешевку продавать задорого!»  Будут,  еще   как    будут! «Пока    живут на свете дураки, обманом  жить     нам стало быть с руки!», - пели Лиса Алиса и Кот  Базилио. Друзья,  дорогое - не всегда хорошего качества;  недорогое - часто не менее  достойно вашего внимания. Постарайтесь  оценить товар сами  или приглашайте  своего эксперта.

 

Далее.
·          Стереотип   признательности.  Если для нас  делают  что-то хорошее, у нас, естественно,  формируется  чувство  благодарности, желание ответить чем-то приятным.  Если нам преподнесли подарок,  выгнать  за  дверь  дарителя уже не так просто.   Поговорка  «не подмажешь - не поедешь!» - описывает именно этот стереотип.  И этим пользуются манипуляторы.   Стереотип признательности  лишает нас возможности  критически оценить подарок  и следующую  за ним  просьбу.  Чтобы противостоять  манипулированию,  основанному на  этом  стереотипе,  необходимо   различать  собственное  чувство  благодарности  и  обязанность давать взамен  то, что нас просят.  Отблагодарить можно улыбкой,  комплиментом,  добрым  словом.  Не бойтесь обмануть ожиданий  манипулятора:  обмен состоялся!  Он вам - подарок, вы ему  -  благодарность.  Все  что  следует за этим,  -  деловые  отношения,  и к  подарку они не относятся.

Следующий  стереотип.
·       Стереотип  изгоя.  Страх  показаться  «слабаком»,  «не таким как все»  умело используют манипуляторы.  Особенно  уязвимы к  действию  этого стереотипа  подростки,  которые  часто  слышат: «А что, тебе родители  запрещают  курить,  что  ли?»  «Что,  у тебя  карманных  денег нет?» (пауза)   Каждый  из  нас  имеет  право  на  собственную индивидуальность.  И признание этого  - лучший  способ  противостояния  манипулированию  с  использованием  данного стереотипа.

·        Стереотип  иллюзии победы. Этот стереотип  лежит в  основе  манипулятивной  методики  «Требуй  больше - получишь  желаемое».   Сначала   манипулятор  требует от вас  того, что вы дать  ни при каких  условиях не можете или не хотите.   При этом он   может  использовать все средства, вплоть до шантажа.  Таким образом, он дестабилизирует ваше состояние.  Затем он неожиданно  отказывается от своих  притязаний,  как бы идет «у вас на поводу»  и предъявляет вам менее серьезное требование, которое вы в состоянии выполнить: «Ладно, ваша взяла!  Но сделайте для меня хотя бы ...» И здесь вы с радостью  соглашаетесь.   Вам кажется, вы выдержали натиск,  выиграли настоящее сражение.  Вы даже не подозреваете   о том,  что вся эта игра  была затеяна  лишь для того, чтобы  вы выполнили  именно последнее требование  манипулятора и еще были ему  благодарны  за сговорчивость  или имели ложное ощущение победителя. 

Также  данный стереотип лежит  в основе  печально известной  манипулятивной  методики,  прозванной в народе  «лохотроном».  Сначала вам сообщают,  что вы выиграли  крупную  сумму, поездку, подарок.  У вас возникает радость победителя.  Далее  оказывается, что  за выигрыш  нужно побороться с другим претендентом. Иллюзия победителя  и  желание получить свой  выигрыш не дает  вам возможности  развернуться и уйти. А дальше - подставные конкуренты  набавляют цену, вас охватывает азарт...  В результате  вы должны мошенникам  крупную  сумму денег.   Так «обводят  вокруг  пальца»  людей на улицах,  таким трюком пользуются некоторые туристические  компании.   Как противостоять  манипулированию,  основанному  на данном  стереотипе?  Теперь,  когда вам известен  алгоритм  манипуляции,  не поддавайтесь  иллюзорной радости победителя,  будьте бдительны!

Последний  стереотип, с которым я вас познакомлю, это
·          стереотип принятого  решения. Он  часто используется продавцами.  Сначала вам предлагают  выгодные  условия  сделки;  вы соглашаетесь  и  заполняете  бумаги.  Потом  оказывается, что, по якобы не зависящим от манипулятора  обстоятельствам,  условия  сделки  становятся менее выгодными для вас. Но вы уже приняли решение, потратили время, поэтому вы сохраняете решение о покупке  и соглашаетесь с новыми условиями.  Этот стереотип  основан  на нашем  стремлении  к  последовательности.  Мы  будем сами себя  убеждать,  что  выбрали  правильный  путь.   Причем  даже если убрать  первоначальный  стимул  выгоды,  мы сами  найдем  другую  выгоду, чтобы защитить свое решение.

Ценностный  и ментальный  уровни  манипулятивного воздействия,  а также  способы  противостояния  им    мы  рассмотрели  на  сегодняшнем  уроке. 

На   следующей   нашей  встрече  мы  поговорим об  эмоциональном  и действенном  уровнях  манипуляции. 

До  свидания. 



Старый стиль 2Август вторник Новый стиль) 15Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Совершается служба на шестьПеренесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428) и обретение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Совершается служба со славословиемБлж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1552-1557). Сщмч. Стефана, папы Римского (257), и иже с ним. Блж. Василия Спасо-Кубенского (XV). Прмч. Платона (1937). Ачаирской иконы Божией Матери (XXI). Евангельские Чтения2 Кор., 172 зач., II, 14 - III, 3. Мф., 95 зач., XXIII, 23-28. Блж. (под зачало): Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30 . Первомч.: Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60. Мф., 87 зач., XXI, 33-42.* Чтения блж. Василия читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 2, 14-3, З; Мф. 23, 23-28). Очисти внутреннее, чтоб и внешнее чисто было. Внешнее поведение у нас в общежитии всегда почти исправно: боимся суда людского и сдерживаемся. Если же и внешне предаются порокам, то это уж последнее дело; значит стыд всякий потерян. Но при исправности поведения видимого, не всегда бывает исправен внутренний строй мыслей и чувств. Там дается полная свобода самоугодию, которое наружно и удовлетворяется, насколько это сносит людской глаз и насколько можно прикрыть от него дела свои. Это точь в точь гроб раскрашенный. Вместе с тем внутренняя нечистота делает нечистым и внешнее. Очисти же это внутреннее, тогда и внешнее станет чисто и весь будешь чист, сделаешься сосудом, годным на всякое доброе употребление домовладыке. Дивиться надо, отчего это внутреннее остается в пренебрежении: ведь погибели себе никто не хочет. Верно, враг держит такую душу в ослеплении: что это ничего, - лишь бы явных грехов не было, или научает ее отлагать на завтра главное дело - завтра займемся серьезно собою, как следует, а ныне пусть душа поусладится страстными мыслями и мечтами, если не делами. Постережемся, как бы не устареть в этом настроении и как бы исправление для нас также не стало невозможным, как переучивание старика. Молитвы Тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 8Житие твое, Василие, неложное, и чистота нескверна,/ Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением,/ и мразом и теплотою солнечною,/ и слотою и дождевным облаком,/ и просветися лице твое, яко солнце,/ и ныне приходят к тебе Российстии народи и вси людие,/ прославляюще святое твое успение./ Тем Христа Бога моли,/ да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя брани/ и мир мирови подаст и душам нашим велию милость. Ина служба блаженного Василия. Тропарьглас 1Плоть удручившу ти злостраданием,/ душу же просветившу чистотою сердца,/ обогатился еси благодатию Пресвятаго Духа, Василие,/ даровати требующим полезная./ Сего ради недужнии, притекающе к цельбоподательному твоему гробу, премудроюроде,/ независтно приемлют болезней отложение/ и благодарственно воспевают прославльшаго тя,/ Единаго Человеколюбца. Ин тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 8Якоже бо солнце и луна наготою своею не срамляются,/ тако и ты, угодниче Христов Василие, наг сый, не срамляшеся,/ восприят бо ризу Адама первозданнаго,/ юже он ношаше прежде в рай,/ ты же сию на земли поносил еси;/ и был еси добрый купец:/ елико имеяше, вся остави/ и купи мздою терпения своего село,/ на немже сокровен безценный Бисер, Христос./ Сего ради явися всем грешным образ покаяния/ и вселися в райскую широту,/ и, предстоя Христови,/ не забуди град, в немже обита, и люди, преблаженне,/ и моли спасти души наша. Кондак блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 4Духом Божиим водим, преблаженне Василие,/ оттрясл еси мирский мятеж,/ и жития треволнения возгнушался еси,/ и, совлекся одеяний тленных и облекся в ризу безстрастия,/ убежал еси ловления льстиваго миродержца,/ и был еси странен во твоем языце,/ и, паче земнаго богатства избрав богатство Небесное,/ увязлся еси венцем терпения./ И ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога/ о творящих святую память твою, да зовем ти:/ радуйся, преблаженне Василие. Ина служба блаженного Василия. Кондакглас 4Явил тя есть Господь нынешнему роду/ исцелителя болезнем и прогонителя недугом/ любовию, Василие, притекающим к тебе/ и призывающим верою молитвы твоя. Тропарь первомученика и архидиакона Стефанаглас 4Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ яже претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:/ Того убо моли о душах наших. Ин тропарь первомученика и архидиакона Стефанаглас 3Апостолом совсельник/ и страстотерпцем первострадалец,/ Христов служитель, прехвальне Стефане,/ первее бо совершив мучения течение,/ безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе./ Темже яко апостола и страдальца верховнаго/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость. Кондак первомученика и архидиакона Стефанаглас 6Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,/ венечниче, мучеников первострадальне. Службы2 августа: Пренесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана. Святого блаженного Василия, Московского чудотворца 27 декабря: Святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. Преподобного Феодора начертанного, исповедника Сайты приходов: Владимирская епархия:Храм Стефана Архидиакона с. Кидекша Волгодонская епархия:Храм святого Василия Блаженного г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Николая Чудотворца во Владычной слободе г. Вологда Воркутинская епархия:Храм Архидиакона Стефана с. Кипиево Вяземская епархия:Храм Преображения Господня с. Липецы Горловская епархия:Стефановский женский монастырь с. Степановка Иркутская епархия:Храм Спаса Преображения г. Иркутск Казанская епархия:Богоявленский собор г. Казань Калужская епархия:Храм Василия Блаженного г. Калуга Костомукшская епархия:Храм в честь апостола, первомученика и архидиакона Стефана п. Кестенга Костромская епархия:Храм святого Архидиакона Стефана с. Махрово Храм Николая Чудотворца и Василия Блаженного с. Болотово Луганская епархия:Храм Архидьякона Стефана пгт. Славяносербск Московская епархия (городская):Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Колюбакино Храм сщмч. Василия, протоиерея Московского г. Москва Московская епархия (областная):Троиц
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04183 c.