Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Творческая мастерская » Радиобеседы по православной педагогике. »

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

- -
- -
Методические материалы

- -  

Беседа 26. Манипуляция (Продолжение 2).

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели.

Сегодня мы продолжаем тему, начатую на прошлых уроках. Говорили мы с вами о технике влияния на поведение и поступки других людей, с целью извлечения собственной выгоды. Эта техника корыстного моделирования поведения других людей носит название манипуляции.

Как вы поняли, не всякое моделирование поведения является манипуляцией. Наше обращение к этой теме связано с необходимостью распознавания мотивов других людей инициирующих взаимодействие с нами, а также возможность противостояния тем из них, которые делают это с личными, корыстными целями.

Мы уже рассмотрели ценностный и ментальный уровни манипулятивного воздействия, а также способы противостояния им.

Сегодняшняя наша встреча будет посвящена эмоциональному и действенному уровням манипуляции.

Итак - эмоциональный уровень.

На эмоциональном уровне в основном манипулируют те кому, прежде всего, важно эмоциональное включение, эмоциональный выплеск человека. Чаще всего это те люди, с которыми мы находимся в непосредственном эмоциональном контакте. То есть те, с которыми мы вступаем в близкие личные отношения. Как правило, это родственники, друзья, близкие знакомые. Часто эмоциональный контакт инициируют одинокие, потерявшие своих близких, и чувствующие окружающую пустоту люди. Они ищут недостающую им энергию жизни у других людей, пытаясь своим, неосознанным манипулятивным влиянием утолить свой голод одиночества. Многие из таких людей знают или по крайней мере слышали, что жизненную энергию дает Тот, кто все сотворил «Кем мы все движемся и существуем».

Но унылое и закостеневшее сознание не хочет впускать в себя эту идею, человек не в состоянии совершить усилие и выйти из порочного круга самодовлеющих атеистических убеждений. И вот он начинает пытаться завладеть этой энергией от других людей, используя те чувства, о которых мы говорили ранее на прошлых уроках. Вина, страх, раздражение, стыд, ярость, повышенное чувство ответственности, тревожность, разочарование - за всеми этими чувствами стоит энергия, наша жизненная сила, которая по капле или обильными ручьями вытекает из нас в процессе манипуляции.

Когда манипулируют нашим сознанием, нередко подключают чувства. Но в случае манипуляции на уровне мыслей у нас не происходит сильного энергетического истощения. Мы злимся, чувствуем себя одураченными, желаем взять реванш и отыграться. При этом у нас наблюдается даже прилив сил, хотя бы временный. Все оттого, что наша мысль начинает работать активнее - манипулятор активизировал именно уровень мыслей.

Совсем иначе происходит, когда основная манипулятивная атака направлена к нашим чувствам. Безусловно, они начинают работать активнее. Но наши чувства - это хранители нашей жизненной энергии. Поэтому при «активной» работе чувств жизненная энергия утекает от нас так же активно. Вопрос к кому, куда? Ответ прост - к манипулятору.

Мудрецы говорят: «Бережно относиться к своей жизненной силе - это экономить эмоции». Сильные негативные эмоции лишают человека желания жить, сильные позитивные - туманят разум. Манипулятор на уровне чувств неосознанно (или осознанно) стремиться вызвать сильные эмоции. В этом случае, помимо контроля за вашим поведением и благ для себя, он получает свою главную выгоду - вашу энергию, жизненную силу.

Думаю, что многие из вас, уважаемые радиослушатели, могут припомнить случаи из своей жизни, когда ваши близкие знакомые или даже родственники, злоупотребляя вашим вниманием, а на самом деле эксплуатируя ваше расположение, чувство долга и ответственности выливали на вас столько жалоб на свою жизнь, несправедливость, обиды на третьих лиц, что вы потом еле ноги уносили - и в прямом, и в переносном смысле. После таких разговоров чувствуется такое внутреннее опустошение и усталость, как будто разгрузил вагон угля. Думаю, что многим это знакомо. Особенно это касается людей жалостливых и искренне стремящихся помочь ближнему. Попытки такого человека вставить свою реплику в жалующийся монолог несчастного принимаются, но советы и предложения сразу же и отвергаются, как недейственные или невыполнимые. Игра, которую ведет такой жалующийся и беспомощный человек описана в научной психологии и носит она название: «Почему бы вам не... Да, но...».

Приведу пример из книги Эрика Берна немного адаптированный к нашим условиям варианте:

Диалог Беспомощной личности, так назовем ее для примера и ее собеседника. Он в нашем примере выступает донором собственной энергии, поэтому и обозначим его как «донор».

Беспомощная личность (печальным голосом): Посмотрите, в каком состоянии у меня квартира! Нужен срочный ремонт! Ума не приложу, что делать?

Донор: Почему бы вам не обратиться в ЖЭК?

Б.Л. Да, но там большие очереди и работают они плохо!

Донор: Почему бы вам не обратиться в кооператив?

Б.Л. Да, но там берут очень дорого и в последнее время халтурят!

Донор: Почему бы вам не заставить мужа сделать ремонт?

Б.Л. Да, но у него нет времени, и у нас нет инструментов!

Донор: Почему бы вам не приобрести инструменты и не заставить мужа все-таки сделать ремонт?

Б.Л. Да, но если он сделает ремонт, то у нас через две недели потолки обвалятся!

Наступает неловкое молчание, и через некоторое время начинается развлечение под названием «Разве это не ужасно?»

Важно понимать, что на этом уровне главная выгода манипулятора даже не те блага, которые вы ему отдаете или можете дать, а ваша энергия, жизненная сила, которую вы расходуете, а он ей пользуется.

Вышеприведенный диалог это диалог на бытовую тему. Но всякий христианин наверняка сталкивался и с людьми, пытающимися провоцировать его на советы и рекомендации, касающиеся духовной жизни. Но разговоры часто остаются на уровне пустых разговоров. Он пожаловался, вы его пожалели, что-то посоветовали, даже просфорку принесли, или молебен заказали, а человек сам-то ничего не предпринимает. Ему достаточно того, что вы его выслушали, да еще поговорили о «высоком». Здесь я не берусь резко противостоять такому общению. Спаситель велел нам сеять, а урожай и результат доверить Ему. Поэтому ограничивать жалобщиков все же слушающих Слово Божие не по-христиански, получается.

Но на всех иных бытовых уровнях, человек, использующий свое недовольство жизнью, с целью получить от вас единственно вашу жизненную энергию, является чистой воды манипулятором.

Мы же становимся жертвами таких манипуляторов из-за желания быть «хорошими», мягкими, обходительными, деликатными, внимательными, забывая, что быть хорошим по отношению ко всем - невозможно. В основе этого желания нередко лежит «стереотип изгоя»: буду грубым - меня осудят, надо быть добрым, тогда меня примут.

Наш страх осуждения манипуляторы ощущают очень тонко, и умело его используют. «Но что же делать со страхом осуждения?» - спросите вы. В первую очередь принять факт его существования. Да, он есть у всех, кто живет в обществе, это нормально. Дело здесь не в самобичевании или самооговоре, секрет в том, чтобы отнестись к своему страху, а также к истинному желанию оппонента вызвать у нас страх осуждения и поток оправданий со здравым смыслом даже с чувством юмора.

Итак, возьмем себе на заметку - манипуляторы на уровне чувств «ловят» нас на страхе осуждения и желании «быть хорошими». Добиваться своего они могут, используя следующие средства:

· Жалуются на жизнь.

· Упрекают, вынуждая нас оправдываться.

· Ограничивают другие контакты.

· Используют давление и принуждение.

· Начинают нас ревновать к кому-либо или чему-либо.

· Отвлекают от дел.

· Требуют дополнительных встреч или свиданий.

Как же конкретно, противостоять манипулированию на уровне чувств? Во-первых, нужно следить за своими ощущениями и эмоциями, и при первых признаках раздражения или других деструктивных чувств, прекратить личный контакт или хотя бы стать более внимательным, более бдительным, не расслабляться в общении с данным собеседником. Мониторинг собственных ощущений и эмоций - это сознательное наблюдение за тем, что происходит с нашим внутренним миром. Если у вас, когда вы разговариваете с человеком, появляются боли, несвойственные вам в обычной жизни телесные ощущения или неожиданно резкие чувства - это значит, что ваш внутренний «дозорный» почувствовал беду. Наверняка вам знакомо, если не само ощущение, то хотя бы словосочетание: «засосало под ложечкой». Это сигнал, поступающий из желудка: «внимание, опасность!» Если вы будете внимательны к себе, то сможете отследить этот сигнал в себе при определенных ситуациях. Вспотели руки, заболела голова, резко захотелось пить и другие неожиданности - это знак вашего организма: «Будь бдителен!»

Также в научной литературе по психологии, обращается внимание на первый сигнал, поступающий из глубины сердца. Исследования физиологов показывают, что мы испытываем определенные чувства по отношению к чему-либо за долю секунды до того, как начинаем об этом размышлять. Это послание, идущее из глубины сердца, является чистым, основным ощущением. Следовательно, если бы мы всегда были внимательными, мы могли бы регистрировать это ощущение, пусть слабое, до момента включения нашего сознания. Этот сигнал, исходящий из глубины сердца, успевает проскользнуть неискаженным до того момента, когда предвзятые мысли хлынут потоком.

Чем чище у человека сердце, чем внимательнее он относится к себе и своей душе, тем этот импульс будет продолжительнее и сильнее. И довериться ему уже будет легко и естественно. Тогда, обмануть нас ни у кого не будет ни малейшего шанса. Вы наверно сами уже почувствовали, насколько этот вывод современных психологов совпадает с древними, и тем более с христианскими понятиями о сердце. Ведь именно сердце в Священном Писании - средоточие духовной жизни человека.

Сейчас перейдем к манипуляциям на уровне действий. Манипулятор этого уровня может быстро сократить дистанцию между собой и вами, использовать несанкционированные прикосновения, заманивать в «ловушку» с помощью искусственно созданных декораций.

Манипуляции такого уровня позволяют быстро привлечь к себе внимание. Если кто-то начнет раздеваться в общественном месте, крушить имущество или выделывать умопомрачительные трюки, словом эпатировать публику - всеобщее внимание ему обеспечено.

Замечательные манипуляторы на уровне действий - это фокусники. Каждый их них знает, что фокуса не будет, если внимание зрителя не будет отвлечено на незначительную яркую деталь. Если мы увидим нечто, что не ожидали увидеть; услышим, то, что не ожидали услышать; унюхаем то, что удивит нас, попробуем нечто странное; ощутим неожиданное прикосновение - то на некоторое время потеряем привычное состояние равновесия и станем более уязвимыми. И этот момент манипуляторы могут умело использовать.

Также прекрасные манипуляторы на уровне действий - цыгане. Они хватают человека за руку, тем самым шокируя его, и вот он на несколько секунд уже потерял управление собой. За эти мгновения цыганка может оказать на него определенное влияние.

В некоторых деструктивных сектах метод манипуляции на уровне действий работает следующим образом: прохожему неожиданно вручается какой либо маленький сувенир, ароматическая палочка или просто цветок со словами: «Это подарок для вас». Человек, взявший этот сувенир, т.е. принявший подарок, оказывается в двойной зависимости, во-первых, у него срабатывает правило взаимного обмена или стереотип, который мы называли в прошлой лекции как стереотип признательности. Мне подарили, я должен отблагодарить... Это уровень мыслей.

Также он подвергся манипуляции на уровне действий - вступил в непосредственный контакт. Последующая просьба о пожертвовании, или иной услуге со стороны дарителя выглядит как последовательное и логичное продолжение контакта. Я надеюсь, что у вас сильно «засосет под ложечкой», и уже после этого урока, даже если от неожиданности вы взяли цветок у улыбающегося манипулятора, вы поймете, что вас просто хотят использовать, и вы вернете этот цветок, наверняка уже побывавший не в одних руках этому веселому человеку.

Поэтому правило противостояния манипулированию на уровне действий гласит: избегайте телесного контакта с потенциальными манипуляторами.

Прикосновение - это великая сила. Наше тело помнит все. В нейролингвистическом программировании (НЛП) применяются так называемые «якоря». Специалист, сформировав у пациента определенное состояние (как правило, позитивное), дотрагивается определенным образом до некоей части его тела. Так устанавливается «якорь». В дальнейшем, чтобы вызвать у человека то состояние, необходимо повторить прикосновение - «якорь».

Манипуляции на уровне действий сложно противостоять словом. Тут - либо ответное действие, либо избегание. Потому здесь очень остро встает вопрос силы: кто сильнее, кто слабее.

Бывает и взаимная манипуляция на уровне действий. Например, детская игра «в гляделки» - кто кого переглядит, тот и сильнее. В истории есть случай «великого стояния», когда русские и татаро-монгольские войска стояли друг напротив друга, разделенные рекой, не стремясь начать наступление и дожидаясь, кто кого перестоит. В итоге противники поняли равную силу друг друга и разошлись.

Кстати, дети не отстают от взрослых в манипулятивных трюках. Инсценировка недомогания, истерики и многое другое позволяет им добиться внимания, а иногда даже власти над родителями. Это, конечно, происходит в том случае, если ребенка катастрофически не слышат и не замечают его проблем.

Ну, вот мы и подошли к концу этой не очень приятной темы - о манипуляции. Естественно, это весьма и весьма краткий обзор. Тем более я надеюсь, что такие христианские добродетели как трезвение, бодрствование и бдительность многим из вас просто не дают возможности попасть в ловушку манипулятора и для вас эта информация, скорее всего, была и не нужна. Но, так или иначе, ко мне обращаются люди с тревожным и унылым ощущением, что их используют другие в собственных интересах, а они не могут понять, как им действовать в этой ситуации.

Именно поэтому я собрала материал по этой теме и предоставила вашему вниманию. Не скрою, с этими вопросами ко мне обращались как христиане, так и, можно сказать, сочувствующие, которые еще более четко формулировали вопрос: «Является ли требование христианского послушания - манипулированием?» Здесь надо разобраться с тем, что такое «послушание».

Это и будет темой нашей следующей передачи.

В заключение хочу добавить, что при подготовке этого материала я пользовалась исследованиями американского психолога Роберта Чалдини, а именно его книгой «Психология влияния», а также работами наших соотечественников, известных ученых-психологов Татьяны Зинкевич- Евстигнеевой, Дмитрия Фролова и Михаила Ефимовича Литвака.

До свидания.



Старый стиль 2Декабрь пятница Новый стиль) 15Декабрь Седмица 28-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Аввакума (VII-VI до Р.Х.). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176) и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367). Сщмч. Матфея пресвитера (1921). Сщмч. Димитрия пресвитера и прп. Веры исповедницы (1932). Сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского (1937). Сщмчч. Иоанна, Константина, Николая, Сергия, Владимира, Иоанна, Феодора, Николая, Николая, Павла, Сергия пресвитеров, прмч. Данакта, Космы прмцц. Маргариты, Февронии, Тамары, Антонины и Марии, мц. Матроны (1937). Прмц. Марии (1938). Мч. Бориса (1942). Евангельские ЧтенияТит., 301 зач., I, 15 - II, 10. Лк., 101 зач., XX, 19-26. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Тит. 1, 15-2, 10; Лк. 20, 19-26). "Кесарево - кесарю, а Божие - Богу"; всякому, значит, свое. В наше время вместо "кесарево" поставить надо "житейское", и сказать: житейское своим чередом, а Божеское - своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, - в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие - не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию? Молитвы Тропарь пророка Аввакумаглас 2Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша. Кондак пророка Аввакумаглас 8Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме богоглаголиве,/ и на Божественней стражи предстоянием/ слышания от светоносна Ангела/ Христово Воскресение возвестил еси миру,/ сего ради весело зовем ти:// радуйся, пророков светлая доброто. Тропарь преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 3Блаженство плачущих получити желая,/ день и нощь непрестанно плакал еси,/ имея во уме час Судный,/ тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/ преподобне Афанасие./ Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/ яко да плача безконечнаго избывше,/ тамо приимем вечное утешение. Кондак преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 5Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плакался еси горько.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.10099 c.