Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Творческая мастерская » Радиобеседы по православной педагогике. »

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

- -
- -
Методические материалы

- -  

Беседа 27. Послушание.

Здравствуйте, уважаемые слушатели радиоканала Воскресение.


Тему сегодняшнего урока я уже обозначила в прошлую нашу встречу. Эта тема - послушание.

Сразу скажу, что к подготовке сегодняшнего урока я приступала с некоторым трепетом, так как для меня самой это слово - послушание - вызывало некоторые противоречивые чувства. Однозначного определения этой христианской добродетели у меня как-то не сложилось, мне все время хотелось для себя уточнять: послушание кому, почему, в каких случаях, и какое оно бывает - это самое послушание. Послушание воле Бога это принималось безоговорочно, но дальше шли всевозможные недоразумения... Даже прекрасно понимая, что мне самой услышать и понять волю Бога ох как непросто, так как для этого нужен более весомый духовный опыт, более глубокое видение своих грехов и искреннее, сокрушенное раскаяние, я подсознательно отказывала кому бы то ни было в том, чтобы этот некто был для меня гласом Божьим. При всем этом понимании собственного несовершенства, я также поняла, что даже если очень захочу себя заставить, то слепо, безоговорочно и без рассуждения подчиниться воле другого человека я не смогу.
Поэтому к подготовке этого урока я отнеслась более чем серьезно. Вначале я просмотрела почти всю свою библиотеку, затем воспользовалась Интернетом. Поисковая система по ключевому слову «Послушание» выдала мне миллион страниц. Да-да миллион. Всё я, конечно, не просмотрела, но порядок в своей голове более-менее навела. Вот, а теперь хочу поделиться с вами результатами своих поисков. Предупреждаю, что этот урок составлен исключительно из цитат современных и не очень современных авторитетных православных священников. Если от себя я буду делать некоторые связки, то исключительно, пользуясь контекстом.

Начну с полемической статьи о послушании игумена Игнатия (Душеина), нашего современника:
«Та дискуссия о послушании, которая возникла в последнее время в нашей церкви, вполне закономерна. Ее предопределила волна открытия сотен Российских монастырей.

Острый недостаток не только духоносных, но вообще более-менее разбирающихся в монашеском делании наставников, отсутствие преемственности монашеского делания, отсутствие практики монашеской жизни у большинства тех, кто стоит у руля монастырей - очень тяжелый недуг нашей современной церковной жизни. Это факт, которого нельзя отрицать.

Вопрос «духовного» послушания (назовем этот вид монашеского делания так для краткости, дабы не повторять каждый раз слова: полного, беспрекословного, бескомпромиссного, слепого, без рассуждения и т.д.) должен был встать неминуемо: слишком много людей хотят, что бы их слушали беспрекословно.

Однако до сего момента в Русской Церкви действовала мощная прививка: творения Святителя Игнатия Брянчанинова. От многих бед уберег этот святой нашу Церковь, очень многих он сохранил от соблазна стать на путь «духовного» послушания не имея соответствующих наставников. Множество тех, кто мог возомнить себя опытным наставником, под влиянием его творений обрели спасительное познание своих немощей. Страшно подумать, что было бы с сотнями людей, если бы не Святитель Игнатий.

И вот теперь, мы наблюдаем атаку на Святителя. Надо признать, что плоды этой атаки могут быть катастрофическими. Благое желание возродить практику древнего монашеского делания может обернуться сотнями и тысячами трагедий.

Все началось с того, что в 2002 году появилась книга русского афонита иеромонаха Доримедонта (Сухинина) «Учение Святителя Игнатия Брянчанинова о послушании в свете Святоотеческого Предания».

Книга имела своей целью доказать, что учение о послушании Святителя Игнатия Брянчанинова не традиционно, ново, «звучит диссонансом» в хоре Святых Отцов, одним словом - не соответствует Священному Преданию.

Основная мысль Святителя Игнатия о возможности (точнее о невозможности) полного и «слепого» послушания в наши дни выражена в таких словах: «Иноческое послушание в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными: возможно одно благоговейное благоразумное рассматривание его, возможно усвоение духа его.»

Какова причина этой невозможности? Она в следующем: «Иноческое послушание процветало при обилии духовных наставников. С оскудением наставников оскудел и великий подвиг послушания».

Иными словами Святитель считал, что полное послушание возможно только воле Божией, которая, в свою очередь, может быть возвещена не через кого угодно, а исключительно через духоносного наставника.

На возражение о том, что «вера послушника может заменить недостаточество старца», Святитель Игнатий категорически возражал: «Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению Апостола (2 послание Солунянам 2 глава , 10-12 стихи)».

Главные возражения о. Доримедонта состоят в следующем: он считает, что полное и безоговорочное послушание 1). необходимо и в наши дни, так так это делание - установка на все времена, 2). вообще дело не в наставнике а в степени веры и самопожертвования послушника. Т.е. именно наоборот: вера послушника заменяет недостаточество старца.

Как признает сам о. Доримедонт «... Святитель учит не о послушании вообще, а о послушании в новые или последние времена». С таким утверждением можно согласиться, оговорившись, что под «последними временами» следует понимать не скорое Второе Пришествие, а наше время оскудения. Тот факт, что оно именно таково, в доказательствах не нуждается.

Святитель Игнатий заявлял о полном, «слепом» послушании, что это «делание не дано нашему времени», о. Доримедонт считает - оно на все времена.

Возникает вопрос: аскетические правила древних приемлемы во все времена, или они зависят от исторической обстановки?

Мы знаем, что есть вещи неизменные: заповеди Евангелия, некоторые правила церковной жизни.

Но мы также знаем, что есть вещи, связанные с исторической обстановкой. Одна эпоха изобиловала чрезвычайными дарованиями Духа, другая - мученичеством, следующая - цветущим монашеством, затем была еще эпоха Вселенских соборов. Проходило время, зарождались и приходили в упадок Империи (в том числе и Православные), расширялась география христианства и монашества.

Одно было общее во все времена - чем дальше от времен апостолов, тем большее духовное оскудение. Остались только в книгах воспоминания о неоднократно упоминавшихся в Писании Нового Завета духовных дарах. Редки стали случаи чудотворений и других явных проявлений действия Святаго Духа.

Того, что ушло вернуть нельзя: это не в силах человеческих. Надо смотреть на вещи трезво. Попытка возродить древнюю практику, при отсутствии соответствующих даров Духа, неминуемо превратится в театр.

Хочется верить, что атака на Святоотеческое учение о послушании, выразителем которого был Святитель Игнатий Брянчанинов, не повредит нашей Церкви, что у пастырей и мирян наших хватит духовной мудрости и трезвенности увидеть ошибочность этих мнений и избежать гибельных последствий, о которых предупреждал Святитель: «...душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований; да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании - послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть...».

Далее стоит заметить, чисто применительно к практике, что, послушание, накладываемое на мирянина не то же самое, что есть послушание инока. Старцы, в первую очередь, писали для своих духовных детей, то есть для послушников и иноков. И для того, что бы дискутировать на эту тему, необходимо не просто побывать в монастыре, но и пожить. А попытки «всех причесать под одну гребенку» наводит на мысль о гипертрофированном властолюбии отдельных лиц.

Вот, что пишет, известный многим Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):
«Никто за нас не может решать наших жизненно важных вопросов, и даже в прежние времена старцы не командовали наследием Божиим. Обдумывать, на что брать благословение, должен сам человек.

... бездумно ныне жить нельзя. Бог правит миром, а не люди. Приказов в духовной жизни быть не может. Господь даровал человеку духовную свободу, и Он, Он сам, ни в коем случае и никогда не лишает человека ее - этой свободы».

В журнале «Православие и мир» мне попалась интересная статья «О правильном и неправильном послушании» протоиерея Александра Ильяшенко - московского священника, известного педагога и проповедника.

Вот некоторые выдержки:
«Правильное послушание - когда человек понимает, что от него хочет духовный наставник. И не только понимает, но и исполняет, оправдывая ожидания, которые на него возлагаются.

A неправильным послушанием называется все, что отходит от первого: слишком буквальное понимание или полное отсутствие инициативы и здравого смысла.

Суворов, который был не только великим полководцем и педагогом, но и очень глубоким христианином, обращаясь к своим солдатам, говорил: "Каждый солдат должен понимать свой маневр". При этом учил их военному искусству так, чтобы они понимали, что от них требуется: "Если я командую направо, а надо налево - меня не слушать".

Когда человек видит ситуацию и понимает, что нужно делать, понимает своего командира - это настоящее послушание. Таким подходом Суворов лишал себя возможности ошибки. Он и не ошибался никогда, настолько он все продумывал, настолько знал и любил свое дело, что он не боялся инициативы солдат. Он даже хотел, чтобы солдаты проявляли разумную инициативу, ту, которая необходима в повседневности всем нам.

Суворов в такой косной структуре, какой является армия, наоборот требовал активного, сознательного участия каждого в общем деле. То есть требовал от своих солдат, начиная от рядового и до генерала, творческого отношения к делу. Настоящее послушание должно быть творческим, потому что это ни есть желание угодить и тупо формально исполнять какие-то предписания, которые человек понимает в меру своей испорченности, а быть активным, решительным, инициативным, понимать, что нужно для пользы дела.

Послушание - это особое отношение пастыря и пасомого, - продолжает далее протоиерей Александр, - строится оно на глубоком доверии, уважении, причем взаимном, на творчестве, на смирении, молитве, стремлении искать и находить правду Божью. В одном месте Писания, Господь, обращаясь к нам, говорит: "Ищите правды". Перестаньте делать зло, научитесь делать добро.

Но вот Спаситель говорит в Евангелии, что «блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят». Прежде всего, должны быть решительная работа и наблюдение за чистотой своей души. Если душа чистая, нет на ней никаких тяжких грехов, если человек борется, чтобы и мысли у него были чистые, живет в мире со своей совестью, с людьми, то Господь сам ему откроет. Через духовника ли, через обстоятельства жизни, или в душе проснется какое-то решение, или почувствуешь, что так и должно быть. То есть должна быть постоянная работа над собой».

А вот, что пишет Митрополит Антоний Сурожский: «Послушание» от слова «слушание», и цель послушания - научить человека оторваться от собственных мыслей, от собственного отношения к вещам и вслушиваться в то, что говорит ему другой человек". Это совершенно не значит, что в Православии человек должен отказаться от каких либо своих мыслей вообще и положиться на другого, т.е. стать не более чем тупым автоматом.

Собственно вопрос о послушании выливается в другой вопрос: вопрос о наставнике. Святитель Игнатий считал, что «... Только перед духоносцем может быть явна душа ученика; только он может усмотреть, откуда и куда направляются душевные движения наставляемого им» .

О критериях выбора наставника говорит Преподобный Иоанн Лествичник, он предостерегает: «... чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину и, таким образом, не найти готовой погибели».

Вот они критерии духоносного руководителя: кормчий - имеющий дар руководства, врач - опытный в деле лечения душ, бесстрастный - личное преуспеяние в деле спасения. В перечисленных Преподбным Иоанном Лествичником дарованиях, первой, перед духовным здравием и бесстрастием стоит благодатная способность к руководству - кормчий.

Заметим, что у Лествичника совершенно отсутствует мысль о том, что неимение этих качеств компенсируется верой послушника, скорее наоборот - их отсутствие - «готовая погибель».

Святитель Игнатий всячески предостерегал от «рабства человекам», и не считал возможным повиноваться падшей воле человеческой. По нему послушание - это не подчинение послушника старцу, а подчинение их обоих Христу. «Вера же в человека приводит к исступленному фанатизму».

Один из величайших пастырей Церкви Христовой призывал к рассуждению такими словами: «... если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1; 8). Выходит даже слова и повеления таких авторитетов как апостолы могли бы быть отвергнуты, если бы теоретически могли бы противоречить Евангельской вести! Иными словами: все требует рассуждения.

Закончить сегодняшний урок о послушании я хочу словами Святейшего Патриарха Алексия Второго. Он говорил, что "Подлинное послушание - это послушание любви".

Некоторые люди спрашивают совета не по послушанию и смирению, а от своей духовной лени, от нежелания самостоятельно принимать решения и быть ответственным за них перед Богом и людьми. Такими лицами руководит лукавое стремление переложить ответственность на другого, то есть на священника. Они рассуждают так: если священник ошибся, дал неверный совет, то он и несет ответственность за это, а я невиновен и не несу ответственности. Такая позиция есть искание легкого духовного пути под личиной послушания. В конце концов она приводит к духовной самопорабощенности. Все христиане призваны к духовной свободе, и надо это ценить и уметь пользоваться духовной свободой, которую даровал нам Христос Господь. "Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства... К свободе призваны вы, братия" (Гал. 5.1,13). Свобода и послушание взаимосвязаны и не противоречат друг другу.

Бог есть Отец творения, всех живущих, и поэтому все люди в едином Небесном Отце между собою братья и сестры. У Бога нет пасынков и падчериц. Более того, у Небесного Отца нет внуков и правнуков - все только дети, которые состоят в первой степени родства с Господом. Поэтому в земной Церкви, которая является отражением Царства Небесного, должны быть как бы семейные отношения. Подлинное церковное каноническое послушание - это послушание любви сына к отцу и отца к сыну, а не послушание раба, трепещущего перед деспотизмом владыки, и не самовластье барина перед униженным слугой. В таких случаях православное благодатное пастырствование подменяется психологическим давлением на пасомых, свойственным сектантскому гипнозу, вызывающему массовый психоз.

Так властолюбие одних создает раболепство других, и наоборот - лесть и фарисейство одних развивает чванство и мнимое величие других.

Сказанное - не призыв к своеволию и бунту прихожан против священнослужителей или членов клира - против настоятелей. Это призыв к осуществлению подлинной братской солидарности и любви между членами причта и прихожанами, к радостному и взаимному свободному послушанию Богу, Истине, Правде и Любви. Служения в Церкви различны, но цель одна - общее Спасение. Средства и методы к достижению этой цели множественны, но все они должны быть проникнуты общим нравственным настроением - создать в приходе "Божию семью".

На этих словах Патриарха я заканчиваю сегодняшний урок, надеюсь, вы получили некоторые ответы на свои вопросы, а если что-то еще вас интересует - пишите, звоните, мы будем рады помочь вам.

До свидания.



Старый стиль 4Декабрь воскресенье Новый стиль) 17Декабрь Неделя 28-я по Пятидесятнице. Глас 3. Рождественский пост. Разрешается рыба. Совершается служба на шестьВмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Иоанна Дамаскина (776). Прп. Иоанна, еп. Поливотского (VIII). Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского (1504). Сщмчч. Алексия, Иоанна, Александра и Николая пресвитеров, Василия диакона и с ним 10-ти мучеников (1918). Сщмч. Димитрия пресвитера, прмц. Анастасии, мцц. Екатерины и Киры. Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36-53. Лит. - Кол., 250 зач., I, 12-18. Лк., 85 зач., XVII, 12-19 (Недели 29-й). Вмц.: Гал., 208 зач., III, 23-29. Мк., 21 зач., V, 24-34. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Кол. 3, 4-11; Лк. 17, 12-19). Исцелены десять прокаженных, а благодарить Господа пришел только один. Не такова ли пропорция благодарных, в общей сложности, людей, благодетельствуемых Господом? Кто не получал благ или, вернее, что есть в нас и что бывает с нами, что не было бы благим для нас? А между тем все ли благодарны Богу и за все ли благодарят? Есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: "зачем Бог дал бытие? Лучше бы нам не быть". Бог дал тебе бытие для того, чтоб ты вечно блаженствовал; Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства; за тобою дело: стоит только немножко потрудиться ради того. Говоришь: "да у меня все горести, бедность, болезни, напасти". Что же, и это в числе способов к стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностью. Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось пострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Не смотри на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, и попекись сделать себя достойным того, и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием вечных утешений, и благодарность не будет умолкать в устах твоих. Молитвы Тропарь святителя Геннадия, архиепископа Новгородскогоглас 5Уподобился еси древним отцем,/ святителю отче Геннадие,/ Священныя Книги собрав и еретики посрамив,/ ревность по Бозе показуя, паству оградил еси,/ моли и ныне Христа Бога/ мир Церкви даровати/ и спастися душам нашим. Кондак святителя Геннадия, архиепископа Новгородскогоглас 2Велия исправления о церковном благолепии являя,/ Православную веру утвердил еси,/ святителю отче Геннадие,/ не престай молитися о нас,/ во Царствии Небеснем Безсмертныя трапезы наслаждался. Тропарь преподобного Иоанна Дамаскинаглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодохновенное удобрение, Иоанне премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобного Иоанна Дамаскинаглас 4Песнописца и честнаго богоглагольника,/ Церкве наказателя и учителя/ и врагов сопротивоборца, Иоанна воспоим:/ оружие бо взем, Крест Господень,/ всю отрази ересей прелесть/ и яко теплый предстатель к Богу// всем подает прегрешений прощение. Тропарь великомученицы Варварыглас 8Варвару святую почтим:/ вражия бо сети сокруши/ и, яко птица, избавися от них// помощию и оружием Креста, всечестная. Ин тропарь великомученицы Варварыглас 4Агнице всеблаженная Варваре,/ Божественне озарившися Светом Святыя Троицы Трисолнечным/ и в купели утвердившися,/ в побеждение лести отеческия/ веру исповедала еси Христову./ Тем, всечестная, свыше благодать тебе дарова Бог/ исцеляти недуги и болезни вся./ Егоже моли, великомученице,/ да спасет души, наша. Кондак великомученицы Варварыглас 4В Троице благочестно певаемому/ последовавши Богу, страстотерпице,/ идольская притупила еси чтилища,/ посреде же подвига страдальчествующи, Варваро,/ мучителей прещения не устрашилася еси, мужемудренная,/ велегласно поющи присно:// Троицу чту, Едино Божество. Службы4 декабря: Святой великомученицы Варвары. Преподобного Иоанна Дамаскина. Сайты приходов: Арсеньевская епархия:Храм св. Варвары с. Староварваровка Архангельская епархия:Храм в честь святой великомученицы Варвары г. Архангельск Храм в честь святой великомученицы Варвары пос. Коковка Астанайская епархия:Собор во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца г. Алматы Барнаульская епархия:Храм св. вмч. Варвары пос. Сибирский Бежецкая епархия:Храм Спаса Нерукотворного Образа с. Млево Белевская епархия:Храм в честь вмц. Варвары пгт. Славный Белоцерковская епархия:Женский монастырь в честь вмц. Варвары г. Кагарлык Берлинско-Германская епархия:Храм прмцц. вел. кн. Елисаветы Феодоровны и ин. Варвары г. Вупперталь Храм Св. Вмч. Варвары г. Крефельд Благовещенская и Тындинская епархия:Храм великомученицы Варвары г. Зея Бориспольская епархия:Преображенский мужской монастырь с. Княжичи Валуйская епархия:Храм Свято-Троицкий пос. Ровеньки Храм вмц. Варвары с. Варваровка Винницкая епархия:Троицкий Браиловский женский монастырь пгт. Браилов Владивостокская епархия:Приход храма в честь св. вмч. Варвары пос. Новошахтинск Владикавказская епархия:Богоявленский Аланский женский монастырь г. Алагир Владимирская епархия:Свято-Варваринский храм г. Гусь-Хрустальный Вознесенская епархия:Свято-Варваренский храм г. Первомайск Вологодская епархия:Храм Иоанна Златоуста г. Вологда Выборгская епархия:Храм св. вмц. Варвары пос. Рахья Храм свв. Геннадия и Евфимия, архиепископов Новгородских пос. Ковалево Вятская епархия:Царево-Константиновский (Знаменский) храм г. Киров Гомельская епархия:Храм великомученицы Варвары дер. Боровики Губкинская епархия:Храм св. Варвары с. Скородное Храм вмц. Варвары с. Илек-Пеньковка Днепропетровская епархия:Тихвинский женский монастырь г. Днепр Донецкая епархия:Свято-Варваринский храм г. Макеевка Екатеринодарская епархия:Свято-Екатерининский кафедральный Собор г. Краснодар Западно-Европейская епархия :Храм вмц. Варвары г. Веве Иваново-Вознесенская епархия:Храм вмч. Варвары с. Ново-Талицы Иркутская епархия:Храм во имя святых Елизаветы и Варвары пос. Залари Казанская епархия:Храм св. Варвары г. Елабуга Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь г. Елабуга Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Ключищи Храм Варвары Великомученицы у Сибирской заставы г. Казань Калининградская епархия:Храм св. Варвары г. Светлый Калужская епархия:Храм вмч. Варвары с. Совьяки Каменская епархия:Храм во имя св. вмц. Варвары пос. Махнево Касимовская епархия:Храм в честь Святителя Николая Мирликийских Чудотворца с. Котелино Храм Преображения Господня д. Телебукино Храм Живоначальной Троицы пос. Елатьма Кемеровская епархия:Храм-часовня вмц. Варвары г. Березовский Киевская епархия:Городницкий Свято-Георгиевский монастырь пгт. Городница Лидская епархия:Храм святой великомученицы Варвары дер. Чапунь Липецкая епархия:Храм Архангела Михаила с. Демшинка Храм св. Варвары с. Варваро-Борки Храм прп. Иоанна Дамаскина с. Ксизово Луганская епархия:Храм в честь вмц. Варвары пос. Ящиково Магаданская и Синегорская епархия:Храм св. Варвары пгт. Омсукчан Магнитогорская епархия:Храм святой великомученицы Варвары пос. Дзержинский Махачкалинская епархия:Храм св. вмч. Варвары ст. Шелковская Минская епархия:Свято-Духов Кафедральный Собор г. Минск Московская епархия (городская):Храм вмц. Варвары в Зарядье г. Москва Храм Преображения Господня в Переделкино г. Москва Храм прп. Илии Муромца и св. вмц. Варвары пос. Власиха Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясеневе г. Москва Храм "Знамения" иконы Божией Матери в Кунцево г. Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Колюбакино Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе г. Москва Московская епархия (областная):Храм святой великомученицы Варвары г. Клин Храм Михаила Архангела с. Одинцово Мурманская епархия:Храм св. вмц. Варвары с. Минькино Нежинская епархия:Троицкий Густынский женский монастырь с. Густыня Новороссийская епархия:Храм Варвары Великомученицы пос. Варваровка Одесская епархия:Храм святой великомученицы Варвары г. Одесса Патриаршие приходы в Канаде:Храм Кафедральный Собор вмц. Варвары г. Эдмонтон Пензенская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Калинино Переславская епархия:Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба Храм Иоанна Богослова с. Купань Петрозаводская епархия:Храм во имя вмц. Варвары дер. Яндомозеро Пинская епархия:Варваренский монастырь г. Пинск Кафедральный собор во имя Св. вмц. Варвары г. Пинск Псковская епархия:Храм святой великомученицы Варвары г. Псков Ровенская епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери в с. Рачин Свято-Варваровский скит Свято-Стеллаж мужского монастыря с. Старый Корец Ростовская епархия:Храм св. Варвары ст. Грушевская Рязанская епархия:Казанский женский монастырь г. Рязань Санкт-Петербургская епархия:Храм св. ап. и Ев. Иоанна Богослова (Леушинское подворье) г. Санкт-Петербург Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" г. Санкт-Петербург Собор "Владимирской" иконы Божией Матери на Владимирской площади г. Санкт-Петербург Симферопольская епархия:Храм св. великомученицы Варвары с. Оленевка Скопинская епархия:Храм Троицы Живоначальной г. Шацк Храм Рождества Христова с. Мураевня Смоленская епархия:Храм святой великомученицы Варвары г. Смоленск Ставропигиальные монастыри РПЦ:Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь г. Kurem
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06150 c.