Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Творческая мастерская » Радиобеседы по православной педагогике. »

27.11.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

26.11.2018 | Сертификат модератора

20.11.2018 | Обучающий семинар проводит АНО «Просветительский центр»

08.11.2018 | Традиционный праздник «Встреча друзей»

20.10.2018 | Встреча друзей

12.10.2018 | Проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания обсуждаются на международном уровне

- -
- -
Методические материалы

- -  

Беседа 27. Послушание.

Здравствуйте, уважаемые слушатели радиоканала Воскресение.


Тему сегодняшнего урока я уже обозначила в прошлую нашу встречу. Эта тема - послушание.

Сразу скажу, что к подготовке сегодняшнего урока я приступала с некоторым трепетом, так как для меня самой это слово - послушание - вызывало некоторые противоречивые чувства. Однозначного определения этой христианской добродетели у меня как-то не сложилось, мне все время хотелось для себя уточнять: послушание кому, почему, в каких случаях, и какое оно бывает - это самое послушание. Послушание воле Бога это принималось безоговорочно, но дальше шли всевозможные недоразумения... Даже прекрасно понимая, что мне самой услышать и понять волю Бога ох как непросто, так как для этого нужен более весомый духовный опыт, более глубокое видение своих грехов и искреннее, сокрушенное раскаяние, я подсознательно отказывала кому бы то ни было в том, чтобы этот некто был для меня гласом Божьим. При всем этом понимании собственного несовершенства, я также поняла, что даже если очень захочу себя заставить, то слепо, безоговорочно и без рассуждения подчиниться воле другого человека я не смогу.
Поэтому к подготовке этого урока я отнеслась более чем серьезно. Вначале я просмотрела почти всю свою библиотеку, затем воспользовалась Интернетом. Поисковая система по ключевому слову «Послушание» выдала мне миллион страниц. Да-да миллион. Всё я, конечно, не просмотрела, но порядок в своей голове более-менее навела. Вот, а теперь хочу поделиться с вами результатами своих поисков. Предупреждаю, что этот урок составлен исключительно из цитат современных и не очень современных авторитетных православных священников. Если от себя я буду делать некоторые связки, то исключительно, пользуясь контекстом.

Начну с полемической статьи о послушании игумена Игнатия (Душеина), нашего современника:
«Та дискуссия о послушании, которая возникла в последнее время в нашей церкви, вполне закономерна. Ее предопределила волна открытия сотен Российских монастырей.

Острый недостаток не только духоносных, но вообще более-менее разбирающихся в монашеском делании наставников, отсутствие преемственности монашеского делания, отсутствие практики монашеской жизни у большинства тех, кто стоит у руля монастырей - очень тяжелый недуг нашей современной церковной жизни. Это факт, которого нельзя отрицать.

Вопрос «духовного» послушания (назовем этот вид монашеского делания так для краткости, дабы не повторять каждый раз слова: полного, беспрекословного, бескомпромиссного, слепого, без рассуждения и т.д.) должен был встать неминуемо: слишком много людей хотят, что бы их слушали беспрекословно.

Однако до сего момента в Русской Церкви действовала мощная прививка: творения Святителя Игнатия Брянчанинова. От многих бед уберег этот святой нашу Церковь, очень многих он сохранил от соблазна стать на путь «духовного» послушания не имея соответствующих наставников. Множество тех, кто мог возомнить себя опытным наставником, под влиянием его творений обрели спасительное познание своих немощей. Страшно подумать, что было бы с сотнями людей, если бы не Святитель Игнатий.

И вот теперь, мы наблюдаем атаку на Святителя. Надо признать, что плоды этой атаки могут быть катастрофическими. Благое желание возродить практику древнего монашеского делания может обернуться сотнями и тысячами трагедий.

Все началось с того, что в 2002 году появилась книга русского афонита иеромонаха Доримедонта (Сухинина) «Учение Святителя Игнатия Брянчанинова о послушании в свете Святоотеческого Предания».

Книга имела своей целью доказать, что учение о послушании Святителя Игнатия Брянчанинова не традиционно, ново, «звучит диссонансом» в хоре Святых Отцов, одним словом - не соответствует Священному Преданию.

Основная мысль Святителя Игнатия о возможности (точнее о невозможности) полного и «слепого» послушания в наши дни выражена в таких словах: «Иноческое послушание в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными: возможно одно благоговейное благоразумное рассматривание его, возможно усвоение духа его.»

Какова причина этой невозможности? Она в следующем: «Иноческое послушание процветало при обилии духовных наставников. С оскудением наставников оскудел и великий подвиг послушания».

Иными словами Святитель считал, что полное послушание возможно только воле Божией, которая, в свою очередь, может быть возвещена не через кого угодно, а исключительно через духоносного наставника.

На возражение о том, что «вера послушника может заменить недостаточество старца», Святитель Игнатий категорически возражал: «Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению Апостола (2 послание Солунянам 2 глава , 10-12 стихи)».

Главные возражения о. Доримедонта состоят в следующем: он считает, что полное и безоговорочное послушание 1). необходимо и в наши дни, так так это делание - установка на все времена, 2). вообще дело не в наставнике а в степени веры и самопожертвования послушника. Т.е. именно наоборот: вера послушника заменяет недостаточество старца.

Как признает сам о. Доримедонт «... Святитель учит не о послушании вообще, а о послушании в новые или последние времена». С таким утверждением можно согласиться, оговорившись, что под «последними временами» следует понимать не скорое Второе Пришествие, а наше время оскудения. Тот факт, что оно именно таково, в доказательствах не нуждается.

Святитель Игнатий заявлял о полном, «слепом» послушании, что это «делание не дано нашему времени», о. Доримедонт считает - оно на все времена.

Возникает вопрос: аскетические правила древних приемлемы во все времена, или они зависят от исторической обстановки?

Мы знаем, что есть вещи неизменные: заповеди Евангелия, некоторые правила церковной жизни.

Но мы также знаем, что есть вещи, связанные с исторической обстановкой. Одна эпоха изобиловала чрезвычайными дарованиями Духа, другая - мученичеством, следующая - цветущим монашеством, затем была еще эпоха Вселенских соборов. Проходило время, зарождались и приходили в упадок Империи (в том числе и Православные), расширялась география христианства и монашества.

Одно было общее во все времена - чем дальше от времен апостолов, тем большее духовное оскудение. Остались только в книгах воспоминания о неоднократно упоминавшихся в Писании Нового Завета духовных дарах. Редки стали случаи чудотворений и других явных проявлений действия Святаго Духа.

Того, что ушло вернуть нельзя: это не в силах человеческих. Надо смотреть на вещи трезво. Попытка возродить древнюю практику, при отсутствии соответствующих даров Духа, неминуемо превратится в театр.

Хочется верить, что атака на Святоотеческое учение о послушании, выразителем которого был Святитель Игнатий Брянчанинов, не повредит нашей Церкви, что у пастырей и мирян наших хватит духовной мудрости и трезвенности увидеть ошибочность этих мнений и избежать гибельных последствий, о которых предупреждал Святитель: «...душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований; да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании - послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть...».

Далее стоит заметить, чисто применительно к практике, что, послушание, накладываемое на мирянина не то же самое, что есть послушание инока. Старцы, в первую очередь, писали для своих духовных детей, то есть для послушников и иноков. И для того, что бы дискутировать на эту тему, необходимо не просто побывать в монастыре, но и пожить. А попытки «всех причесать под одну гребенку» наводит на мысль о гипертрофированном властолюбии отдельных лиц.

Вот, что пишет, известный многим Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):
«Никто за нас не может решать наших жизненно важных вопросов, и даже в прежние времена старцы не командовали наследием Божиим. Обдумывать, на что брать благословение, должен сам человек.

... бездумно ныне жить нельзя. Бог правит миром, а не люди. Приказов в духовной жизни быть не может. Господь даровал человеку духовную свободу, и Он, Он сам, ни в коем случае и никогда не лишает человека ее - этой свободы».

В журнале «Православие и мир» мне попалась интересная статья «О правильном и неправильном послушании» протоиерея Александра Ильяшенко - московского священника, известного педагога и проповедника.

Вот некоторые выдержки:
«Правильное послушание - когда человек понимает, что от него хочет духовный наставник. И не только понимает, но и исполняет, оправдывая ожидания, которые на него возлагаются.

A неправильным послушанием называется все, что отходит от первого: слишком буквальное понимание или полное отсутствие инициативы и здравого смысла.

Суворов, который был не только великим полководцем и педагогом, но и очень глубоким христианином, обращаясь к своим солдатам, говорил: "Каждый солдат должен понимать свой маневр". При этом учил их военному искусству так, чтобы они понимали, что от них требуется: "Если я командую направо, а надо налево - меня не слушать".

Когда человек видит ситуацию и понимает, что нужно делать, понимает своего командира - это настоящее послушание. Таким подходом Суворов лишал себя возможности ошибки. Он и не ошибался никогда, настолько он все продумывал, настолько знал и любил свое дело, что он не боялся инициативы солдат. Он даже хотел, чтобы солдаты проявляли разумную инициативу, ту, которая необходима в повседневности всем нам.

Суворов в такой косной структуре, какой является армия, наоборот требовал активного, сознательного участия каждого в общем деле. То есть требовал от своих солдат, начиная от рядового и до генерала, творческого отношения к делу. Настоящее послушание должно быть творческим, потому что это ни есть желание угодить и тупо формально исполнять какие-то предписания, которые человек понимает в меру своей испорченности, а быть активным, решительным, инициативным, понимать, что нужно для пользы дела.

Послушание - это особое отношение пастыря и пасомого, - продолжает далее протоиерей Александр, - строится оно на глубоком доверии, уважении, причем взаимном, на творчестве, на смирении, молитве, стремлении искать и находить правду Божью. В одном месте Писания, Господь, обращаясь к нам, говорит: "Ищите правды". Перестаньте делать зло, научитесь делать добро.

Но вот Спаситель говорит в Евангелии, что «блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят». Прежде всего, должны быть решительная работа и наблюдение за чистотой своей души. Если душа чистая, нет на ней никаких тяжких грехов, если человек борется, чтобы и мысли у него были чистые, живет в мире со своей совестью, с людьми, то Господь сам ему откроет. Через духовника ли, через обстоятельства жизни, или в душе проснется какое-то решение, или почувствуешь, что так и должно быть. То есть должна быть постоянная работа над собой».

А вот, что пишет Митрополит Антоний Сурожский: «Послушание» от слова «слушание», и цель послушания - научить человека оторваться от собственных мыслей, от собственного отношения к вещам и вслушиваться в то, что говорит ему другой человек". Это совершенно не значит, что в Православии человек должен отказаться от каких либо своих мыслей вообще и положиться на другого, т.е. стать не более чем тупым автоматом.

Собственно вопрос о послушании выливается в другой вопрос: вопрос о наставнике. Святитель Игнатий считал, что «... Только перед духоносцем может быть явна душа ученика; только он может усмотреть, откуда и куда направляются душевные движения наставляемого им» .

О критериях выбора наставника говорит Преподобный Иоанн Лествичник, он предостерегает: «... чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину и, таким образом, не найти готовой погибели».

Вот они критерии духоносного руководителя: кормчий - имеющий дар руководства, врач - опытный в деле лечения душ, бесстрастный - личное преуспеяние в деле спасения. В перечисленных Преподбным Иоанном Лествичником дарованиях, первой, перед духовным здравием и бесстрастием стоит благодатная способность к руководству - кормчий.

Заметим, что у Лествичника совершенно отсутствует мысль о том, что неимение этих качеств компенсируется верой послушника, скорее наоборот - их отсутствие - «готовая погибель».

Святитель Игнатий всячески предостерегал от «рабства человекам», и не считал возможным повиноваться падшей воле человеческой. По нему послушание - это не подчинение послушника старцу, а подчинение их обоих Христу. «Вера же в человека приводит к исступленному фанатизму».

Один из величайших пастырей Церкви Христовой призывал к рассуждению такими словами: «... если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1; 8). Выходит даже слова и повеления таких авторитетов как апостолы могли бы быть отвергнуты, если бы теоретически могли бы противоречить Евангельской вести! Иными словами: все требует рассуждения.

Закончить сегодняшний урок о послушании я хочу словами Святейшего Патриарха Алексия Второго. Он говорил, что "Подлинное послушание - это послушание любви".

Некоторые люди спрашивают совета не по послушанию и смирению, а от своей духовной лени, от нежелания самостоятельно принимать решения и быть ответственным за них перед Богом и людьми. Такими лицами руководит лукавое стремление переложить ответственность на другого, то есть на священника. Они рассуждают так: если священник ошибся, дал неверный совет, то он и несет ответственность за это, а я невиновен и не несу ответственности. Такая позиция есть искание легкого духовного пути под личиной послушания. В конце концов она приводит к духовной самопорабощенности. Все христиане призваны к духовной свободе, и надо это ценить и уметь пользоваться духовной свободой, которую даровал нам Христос Господь. "Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства... К свободе призваны вы, братия" (Гал. 5.1,13). Свобода и послушание взаимосвязаны и не противоречат друг другу.

Бог есть Отец творения, всех живущих, и поэтому все люди в едином Небесном Отце между собою братья и сестры. У Бога нет пасынков и падчериц. Более того, у Небесного Отца нет внуков и правнуков - все только дети, которые состоят в первой степени родства с Господом. Поэтому в земной Церкви, которая является отражением Царства Небесного, должны быть как бы семейные отношения. Подлинное церковное каноническое послушание - это послушание любви сына к отцу и отца к сыну, а не послушание раба, трепещущего перед деспотизмом владыки, и не самовластье барина перед униженным слугой. В таких случаях православное благодатное пастырствование подменяется психологическим давлением на пасомых, свойственным сектантскому гипнозу, вызывающему массовый психоз.

Так властолюбие одних создает раболепство других, и наоборот - лесть и фарисейство одних развивает чванство и мнимое величие других.

Сказанное - не призыв к своеволию и бунту прихожан против священнослужителей или членов клира - против настоятелей. Это призыв к осуществлению подлинной братской солидарности и любви между членами причта и прихожанами, к радостному и взаимному свободному послушанию Богу, Истине, Правде и Любви. Служения в Церкви различны, но цель одна - общее Спасение. Средства и методы к достижению этой цели множественны, но все они должны быть проникнуты общим нравственным настроением - создать в приходе "Божию семью".

На этих словах Патриарха я заканчиваю сегодняшний урок, надеюсь, вы получили некоторые ответы на свои вопросы, а если что-то еще вас интересует - пишите, звоните, мы будем рады помочь вам.

До свидания.



Старый стиль 27Ноябрь воскресенье Новый стиль) 10Декабрь Неделя 27-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Разрешается рыба. Совершается служба с полиелеемИконы Божией Матери, именуемой "Знамение". Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомЗнамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170). Совершается служба на шестьВмч. Иакова Персянина (421). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Палладия Александрийского (VI-VII). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Совершается служба на шестьСвт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Блж. Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Прп. Романа чудотворца (V). Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937). Икон Божией Матери "Знамение": Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Верхнетагильской (1753), именуемой "Корчемная" (XVIII), Серафимо-Понетаевской (1879). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12-35. Лит. - Еф., 233 зач., VI, 10-17. Лк., 71 зач., XIII, 10-17. Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Молитвы Тропарь благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворцаглас 4Наста днесь всечестный новый праздник,/ пренесение честных мощей/ блаженнаго князя Гавриила,/ веселящи изрядно всех благочестивых множества,/ темже, вси вернии,/ сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/ блаженне княже Гаврииле,/ имея дерзновение ко Христу Богу,/ моли спастися празднующим любовию память твою. Кондак благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворцаглас 8Возвеселися, Христова церковь,/ имущи в себе источника чудесем обильна./ Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твой,/ в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/ воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/ сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/ от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./ Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/ и радостною душею и веселием сердца/ благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему. Тропарь великомученика Иакова Персянинаглас 4Мучении странноужасными и доблестию терпения/ всех преудивил еси, многострадальне,/ над коимждо составом удеси резания,/ благодарны мольбы предивне изрекл еси Господу./ Тем, во страдании твоем венец прием,/ к Престолу возшел еси Небеснаго Царя Христа Бога, Иакове,// Того моли спасти души наша. Кондак великомученика Иакова Персянинаглас 2Уверився доброю сопружницею, терпеливодушне,/ и Страшнаго Судища убоявся,/ персское повеление и страх, Иакове, поплевал еси/ и явился еси мученик честный,// телом, яко розга, режем. Тропарь святителям Ростовскимглас 4Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви. Тропарь святителя Иакова, епископа Ростовскогоглас 4Избран от юности Богови быв,/ святителю Иакове,/ сего ради архиерейства саном почтен,/ упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя./ Темже и по преставлении / чудес дарования от Бога приял еси/ исцеляти различныя недуги./ Моли о нас, совершающих честную память твою,/ да тебе непрестанно величаем. Кондак святителям Ростовскимглас 4Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек. Кондак святителя Иакова, епископа Ростовскогоглас 8Яко архиереев сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Иакове,/ непрестанно сохраняй отечество твое, град же и люди,/ тебе верою почитающия и честным мощем твоим покланяющияся,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Иакове Богомудре. Показать ещё молитвы Тропарь преподобного Палладияглас 1Монашествовав Богоугодно, Богоносне отче наш,/ молитвою и постом Бога взыскал еси/ и был еси приятелище чисто Духа,/ блистая верным добродетельныя зари,/ имиже просвещавши вся чтущия тя./ Слава прославлъшему тя Христу,/ слава Укреплыыему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеление. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Знамение'глас 4Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя, раби Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй// и душам нашим велию милость. Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Знамение'глас 4Честнаго образа Твоего знамение/ празднующе людие Твои, Богородительнице,/ имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси,/ темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан похвало. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Абалацкой (Знамение)глас 4Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Знамениеглас 4Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя раби Твои,/ Богородице пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Знамениеглас 4Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало. Службы11 февраля: Святого священномученика Власия. Преподобного Димитрия, Прилуцкого чудотворца. Святого благоверного великого князя Всеволода, во святом крещении Гавриила 22 апреля: Преподобного Феодора Сикеота. И пренесение мощей благоверного великого князя Всеволода, во святом крещении Гавриила 27 ноября: Святого великомученика Иакова Персянина. Преподобного Палладия. Служба знамения Пресвятой Богородицы, бывшего в Великом Новгороде. Святителя Иакова, епископа Ростовского Сайты приходов: Абаканская епархия:Знаменский храм-часовня г. Абакан Приход в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменка Альметьевская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Новая Михайловка Архангельская епархия:Храм во имя иконы Божией Матери "Знамение" пос. Сосновка Астанайская епархия:Храм в честь Абалацкой иконы Божией Матери "Знамение" пос. Карабулак Барнаульская епархия:Знаменский женский монастырь г. Барнаул Храм Абалацкой иконы Божией Матери с. Кулунда Бежецкая епархия:Храм Спаса Всемилостивого с. Сутоки Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Ильинское Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Вырец Белевская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Страхово Берлинско-Германская епархия:Храм Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Ульм Борисоглебская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери именуемой "Знамение" с. Губари Собор в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Борисоглебск Брянская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Добрик Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Скуратово Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Игрицкое Бузулукская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Аксаково Молитвенный дом иконы Божией Матери "Знамение" с. Соболево Валуйская епархия:Храм иконы Божьей Матери "Знамение" пос. Уразово Великолукская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Камено Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Аксёново Виленская и Литовская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Вильнюс Владимирская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Суздаль Храм Троицы Живоначальной дер. Погребищи Волгоградская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" на Зеленом кольце г. Волгоград Воронежская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" при Архиерейском доме г. Воронеж Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Лебяжье Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Александpовка Храм в честь Вознесения Господня с. Вознесенка Выксунская епархия:Храм Николая Чудотворца пос. Виля Храм в честь "Знамение" иконы Божией Матери пос. Сарма Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Ардатов Храм Троицы Живоначальной с. Аламасово Вяземская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменка Вятская епархия:Царево-Константиновский (Знаменский) храм г. Киров Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Пасегово Гатчинская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Красные Горы Городецкая епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Асташиха Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" пос. Керженец Губкинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Красный Куток Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Губкин Днепропетровская епархия:Знаменский женский монастырь с. Вербовское Елецкая епархия:Знаменский епархиальный женский монастырь г. Елец Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Докторово Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Спешнево-Ивановское Енисейская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Чалбышево Храм иконы Божией Матери "Знамение" (Абалацкая) пос. Абалаково Запорожская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Великая Знаменка Златоустовская епархия:Знаменский храм с. Верх-Катавка Иркутская епархия:Знаменский женский монастырь г. Иркутск Кафедральный собор иконы Божией Матери "Знамение" г. Иркутск Казанская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Емельяново Калужская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Трубино Храм Рождества Христова дер. Нижние Вялицы Кемеровская епархия:Кафедральный собор иконы Божией Матери «Знамение» г. Кемерово Киевская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Киев Кинешемская епархия:Храм Преображения Господня г. Кинешма Козельская епархия:Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы г. Козельск Костромская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение". Знаменский женский монастырь г. Кострома Храм Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрия" с. Арменки Ильинский храм на Русиной г. Кострома Красноярская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Абалацкая) г. Дивногорск Криворожская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Никополь Кудымкарская епархия:Храм иконы Божьей Матери "Знамение" с. Сива Курская епархия:Знаменский Собор г. Курск Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Тазово Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь с. Пригородняя Слободка Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Колодное Липецкая епархия: Приход Знаменского храма с. Вешаловка Махачкалинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Хасавюрт Московская епархия (городская):Храм Троицы Живоначальной в Карачарове г. Москва Храм иконы Божией Матери «Знамение» Преображенский храм с. Крымское Серафимо-Знаменский скит с. Битягово Храм иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" в Аксиньино г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» в Перово г. Москва Мужской Монастырь Вознесенская Давидова Пустынь пос. Новый быт Храм Петра и Павла у Яузских ворот г. Москва Храм Знамения иконы Божией Матери - на Шереметевом дворе г. Москва Храм Рождества Христова с. Иудино Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе г. Москва Храм Иконы Божией Матери "Знамение" в Ховрине г. Москва Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Знаменское Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясеневе г. Москва Храм "Знамения" иконы Божией Матери в Кунцево г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Захарьино г. Москва Храм Курской-Коренной иконы Божией Матери г. Москва Знаменский храм с. Аннино Московская епархия (областная):Знаменский храм дер. Лисинцево Храм Иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове г. Красногорск Знаменский храм с. Кузьминское Знаменский храм дер. Марьино Знаменский храм дер. Матвейково Знаменский храм пос. Росхмель Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Старая Кашира Знаменский храм дер. Знаменская Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Ивановское Храм Иконы Божией Матери Знамение дер. Трусово Храм Иконы Божией Матери Знамение дер. Долматово Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Голубое Храм Иконы Божией Матери "Знамение" дер. Новое Храм Рождества Богородицы на Возмище г. Волоколамск Храм в честь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа г. Серпухов Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Лобаново Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Алешино Храм Александра Невского г. Егорьевск Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Холмы Знаменский храм с. Непецино Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Амерево Нижегородская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" г. Бор Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Балахна Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Арзамас Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Ломовка Новгородская епархия:Храм иконы Божией Матери “Знамения” с. Любыни Новосибирская епархия:Храм в честь иконы Божией-Матери "Знамение-Абалацкая" г. Новосибирск Одесская епархия:Храм иконы Божией Матери "Курская-Коренная" г. Одесса Омская епархия:Храм иконы Божьей Матери Знамение г. Омск Храм иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Омск Орловско-Болховская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" (Курская-Коренная) г. Орел Знаменский храм пос. Знаменское Знаменский храм г. Мценск Отрадненская епархия:Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы 'Знамение' с. Челно-Вершины Пензенская епархия:Храм иконы Божией Матери «Знамение» с. Знаменское Переславская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Лыченцы Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Переславль-Залесского Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы. Феодоровский монастырь г. Переславль-Залесский Песоченская епархия:Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" дер. Ольхи Петрозаводская епархия:Храм во имя иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Петрозаводск Псковская епархия:Храм Николая Чудотворца в Любятово г. Псков Храм святителя Николая дер. Верхний Мост Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Дубровно Рыбинская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Покров Храм Спаса Нерукотворного образа с. Михаил-Архангел Кафедральный собор Спаса Преображения г. Рыбинск Самарская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Черноречье Санкт-Петербургская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Царском Селе г. Пушкин Саранская епархия:Иоанно-Богословкий Макаровский мужской монастырь с. Макаровка Саратовская епархия:Храм Сошествия Святого Духа г. Саратов Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Черкасское Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Озерки Сердобская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменское Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Долгоруково Симбирская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" пос. Ляховка Славгородская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменка Смоленская епархия:Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Знаменка Ставропигиальные монастыри РПЦ:Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение". Новоспасский монастырь г. Москва Ставропольская и Невинномысская епархия:Храм иконы Божией Матери «Знамение» с. Надежда Тамбовская епархия:Сухотинский Богородице-Знаменский женский монастырь пос. Сухотинка Тарская епархия:Храм иконы Божией Матери «Знамение» (Абалакская) с. Знаменское Храм Рождества Христова пос. Большие Уки Тверская епархия:Храм Троицы Живоначальной г. Торжок Храм Вознесения Господня г. Осташков Храм Воскресения Словущего с. Красная Гора Храм Иконы Божией Матери "Знамение" дер. Савватьево Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Броды Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Раёк Тираспольско-Дубоссарская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери Знамение (Новгородская) г. Бендеры Тихвинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Турыгино Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Тихвин Тобольская епархия:Абалакский Знаменский монастырь с. Абалак Молельный дом в честь иконы Божией Матери «Знамение» с. Новая Заимка Знаменский кафедральный собор г. Тюмень Томская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери Знамение (Абалакская) г. Томск Тульская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Волово Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменское Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Тула Урюпинская и Новоаннинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" ст. Зотовская Ханты-Мансийская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Ханты-Мансийск Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Ханты-Мансийск Херсонская епархия:Храм Иконы Божией матери "Знамение" г. Херсон Чебоксарская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Ядрино Челябинская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Воскресенское Черняховская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Знаменск Шуйская епархия:Троицко-Знаменский храм пос. Лежнево Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Дорожаево Храм пресвятой Троицы с. Писцово Южно-Американская епархия:Храм Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Валенсия Южно-Сахалинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Чехов Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Рыбацкое Якутская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Чокурдах Яранская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" мест. Знаменка Ярославская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Ярославль Собор Зачатия Анны. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь г. Ростов Великий Храм Иакова Ростовского. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь г. Ростов Великий
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 1.09486 c.