Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Профилактика зависимостей » Готовые уроки, беседы и сценарии »

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

- -
- -
Методические материалы

- -  

О КОРЕННОЙ ПРИЧИНЕ ПЬЯНСТВА

Проповедь отца Александра Захарова


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры,

у садоводов есть обыкновение бороться на своих огородах с сорняками. При этом разные люди действуют по-разному. Опытные садоводы стараются вытаскивать сорняки с корнем. А неопытные или нерадивые просто обрывают зеленые побеги, оставляя корни в земле. И очень скоро сорняки опять появляются на их грядках. Они их опять обрывают - а те снова прут. И пуще прежнего.
Я это к тому, что и борьба с пьянством может походить на такую же бесплодную борьбу с сорняками - если не выяснить прежде: а что же является главной, коренной причиной пьянства? Почему люди пьют?

На этот вопрос мне доводилось слышать разные ответы. Один из наиболее распространенных - он и здесь, на съезде, присутствовал во многих докладах - люди не знают правды об алкоголе, не знают о всех губительных последствиях, которые влечет за собой употребление спиртного. Поэтому и пьют. В этом ответе есть доля правды. И большая. Действительно, узнав всю правду об алкоголе, многие люди ответственнее, серьезней относятся к употреблению спиртных напитков. Некоторые люди отказываются от них вовсе. Но только некоторые, далеко не все. Поэтому повторяю, в данном ответе лишь доля правды - но не вся правда.

Тут, может быть, уместно напомнить, что такой взгляд на причину распространения порока - как на отсутствие истинного знания о его вреде - это взгляд еще дохристианский. Его, в частности, придерживался Сократ. Он так именно и считал: люди творят зло и грешат - только потому, что не научены добру. Научи их жить добродетельно - и они перестанут жить порочно. Но христианство утверждает, что грех коренится гораздо глубже в природе человека, чем уровень его интеллекта, его знаний. Человек может прекрасно знать, "что такое хорошо и что такое плохо" - более того: может даже очень сильно желать хорошего - а поступать все равно плохо. Замечательны в этом отношении слова ап. Павла из его послания к римлянам: "Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих." (Римл.7,18-19,22-.23).

Если же говорить о пьяницах, так и тут уместно спросить: они что, не знают о том вреде, какой причиняет им алкоголь? Не знают, что семья у них бедствует и дома непрестанные скандалы на этой почве? Не знают, что на работе у них неприятности постоянные из-за этого? Не знают, как они расшатали свое здоровье? Знают они обо всем этом лучше нас с вами. Прекрасно все знают и понимают - они же на собственной шкуре каждодневно испытывают все эти губительные последствия употребления алкоголя. Знают, и очень многие, поверьте, сами не рады этой своей пьяной жизни. Вида, может быть, не показывают, хорохорятся, но в душе-то тягостно, тошно, погано. А иной уж и не хорохорится, а прямо приходит на исповедь и плачет: "Батюшка, до чего все опостылело..." Вот ведь, какая история: и знает, что пить плохо, и хочет бросить - да не получается. Значит, одних знаний - мало. Коренная причина пьянства - не в отсутствии знаний. В чем же?


Один из выступавших передо мной докладчиков заметил, что употребление алкоголя в нашей стране резко возросло в годы правления Брежнева. В те годы мне доводилось слышать такое объяснение, почему люди пьют. Говорили: загнали нас всех в темный, глухой угол. Невозможно никакое творчество. Людям не дают реализовать себя, самовыразиться. Кругом сплошная ложь, фальшь, лицемерие... Вот люди и пьют. От безысходности. В этом ответе тоже есть доля правды - но опять не вся правда. Об этом убедительно свидетельствует сегодняшний день. Ведь мы с вами живем в уникальное время. Не было еще в России таких времен, с такой безбрежной свободой. Возможности для творчества и самовыражения - небывалые. У нас ведь теперь что хочешь, то и твори. Хочешь быть сатанистом - будь сатанистом, хочешь быть гомосексуалистом - будь гомосексуалистом, хочешь быть проституткой - будь проституткой. Как хочешь, так и самовыражайся. Хочешь дело свое открыть - занимайся бизнесом, коммерцией. И что же: получили возможность творчества, свободу самовыражения - и бросили пить? Если бы так. Но мы тут уже слышали статистические данные: пить-то ведь еще больше стали, чем при Брежневе. Значит, и не в этом коренная причина пьянства - не в отсутствии творчества. В чем же?
В годы засилья марксистко-ленинской идеологии у нас в стране был расхож лозунг, выдвинутый Марксом и подхваченный Лениным - лозунг, определяющий религию, как "опиум для народа". Выражение, конечно, грубое и неверное. Однако, автор этого выражения, очевидно, сам не подозревал, как бы он был близок к истине, если б переставил в этом выражении местами слова. Если б сказал не "религия - опиум для народа", а наоборот: "опиум - может являться в известных случаях заменителем, суррогатом, эрзацем религии".

Мы знаем, что есть вещи истинные и есть поддельные. Ярким примером таких подделок является современная мебель, стоящая в наших с вами квартирах. Она на вид кажется деревянною, и даже из дорогого дерева: черного или красного - но это только кажется. На самом деле это просто текстурная бумага, покрытая лаком, а под ней клееные опилки. И наша современная жизнь очень часто бывает похожей на нашу современную мебель...

Так вот, есть вещи истинные и есть поддельные. У них, однако, имеются какие-то общие свойства. Благодаря им, подделки и находят себе место под солнцем. Иначе они были бы просто никому не нужны. Что же общего, спрошу я теперь, может быть между религией и опиумом?
Сущностью религии является общение с Богом. Этой сущностью опиум, конечно, не обладает. Но вот плодом этого общения с Богом - не единственным, конечно, плодом - но одним из самых сладких плодов - является радость, которую Бог ниспосылает в душу человеческую. Испытавшие эту радость уже никогда и ни с чем ее не перепутают. Она несказанна. И если ее Бог дает - так ее уже никто и никакие обстоятельства отнять не в силах. Люди шли на смерть за Христа - и даже перед лицом смерти - куда страшней ситуация? - но даже перед лицом страшной, часто мучительной смерти люди продолжали радоваться.

Так вот, радость - это, на мой взгляд, и есть то свойство, благодаря которому опиум находит себе место под солнцем. Ибо и вино, как бы его ни проклинали и не ругали, но надо же сказать и правду, - и вино дает радость. А когда бы оно давало одно голое горе - кто бы его и пил? Вам, наверное, известны слова из Библии, слова псалмопевца, которыми любят оправдывать себя пьющие люди, слова о том, что "вино веселит сердце человека". Мне понятно, что очень уж абсолютному трезвеннику это выражение не веселит слух. И я согласен, что когда оно звучит в оправдание пьянства - так это просто кощунство и глумление над Словом Божиим. Но в сути своей это выражение - как и любое выражение Библии - сущая правда. И я здесь от себя ничего не сочиняю, а только повторяю то, что говорит Священное Писание. А в Нем - как бы этого кому-то не хотелось - но в Нем нет осуждения вина, как такового, и нет проповеди абсолютной трезвости. Слово Божие однозначно осуждает пьянство: "пьяницы Царства Божия не наследуют" (1 Кор.6,10). К вину же отношение двоякое. С одной стороны, премудрый Соломон советует: "не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей оно укусит, и ужалит, как аспид" (Пр.23,31-32). Но в другом месте тот же премудрый Соломон пишет: "дайте вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании" (Пр.31,6-7). Это - Ветхий Завет, это еще до Христа. После Христа - апостол Павел в послании к римлянам пишет: "Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает" (Римл.14,21). Но этот же ап. Павел советует ученику своему Тимофею: "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов" (1 Тим.5,23).

Сам Спаситель наш, Господь Иисус Христос, - если смотреть на Его действия глазами очень уж абсолютного трезвенника, - поступал порой странно. Представьте себе ситуацию: приглашают абсолютного трезвенника на свадьбу. Он заведомо знает, что там будут пить вино. Что он будет делать? Если он очень уж убежденный трезвенник - так он скорее всего и вовсе не пойдет на это мероприятие. Если же по каким-то причинам поддастся на уговоры и пойдет - так что он подумает, если к нему на этой свадьбе подойдут с сообщением, что вино кончилось? Наверное подумает: "Ну и слава Богу! Наконец-то они теперь перестанут пить..." Если же его попросят оказать какое-то содействие в том, чтобы еще добавить вина к столу - так он, думаю, с возмущением откажется. Сочтет, может быть, даже такую просьбу оскорблением для себя. А вот Господь не оскорбился и не возмутился и не отказал в просьбе... Те, кто читал Евангелие, очевидно уже поняли, что это я рассказываю о самом первом чуде Спасителя на браке в Кане Галилейской, где Он претворил воду в вино.

Хорошее дело - вода. Даже жизненно необходимое дело - вода. Без воды и жить невозможно. Однако, человеку мало - просто жить. Человеку-то, дорогие мои, нужна еще радость в жизни. А без радости ему и жизнь будет не в жизнь. И расстаться ему захочется с такой жизнью. Такая безрадостная жизнь кончается рано или поздно петлей или пистолетом у виска, или голова кладется на рельсы... И человек с этой жаждой радости - ищет ее, где может. Если не может найти в религии - находит в вине. Тем более, что человек ведь, дорогие мои, - это такое существо, которое чаще всего идет по пути наименьшего сопротивления: как проще. А ощутить радость от вина - куда проще? Не требуются для этого ни духовные подвиги, ни аскетизм, которых требует религия... Цена на спиртное теперь очень низка. Совсем легкий и дешевый источник радости получается. Да, радость эта мимолетна, скоропреходяща, искусственная, поддельная... Но лучше такая радость - чем никакой. Всякий здравомыслящий человек согласится, что лучше иметь мебель из черного дерева, чем из клееных опилок, но если нет стола из черного дерева, так приходится обедать и на столе из ДСП - и это все же лучше, чем обедать вовсе без стола.

Правда, эта радость винная оборачивается потом такими муками и скорбями, которых и не видывали многие аскеты, подвижники благочестия. Эта дешевая радость обходится часто человеку слишком дорого. Но это уже общее правило в науке о радости и скорби, из которого нет исключений. Святые говорят, что радость и скорбь сопутствуют и добродетели и греху. Но добродетельный человек - сначала скорбит, когда ведет духовную брань с искушающим его грехом - а потом радуется, когда превозмогает, с помощью Божией, этот грех. Грешник же наоборот: сначала радуется, когда предается любимому им греху - а потом скорбит. А если не покается - так и вечно уже будет скорбеть в аду. Но люди-то ведь сегодняшние, вместо того, чтобы читать и слушаться святых, слушают всякую дребедень из телевизора. Вот и попадаются в погоне за этой дешевой радостью на крючок дьяволу. А потом уже и рады бы с этим крючком расстаться - да не так-то просто... Однако, я отвлекся и увлекся.

Итак, я хотел сказать, что опиум, как и религия, способен приносить человеку радость, облегчение, утешение, ободрение в серой и непростой нашей жизни. В этом, я думаю, и заключается главная, коренная причина того, почему люди так тянутся ко всем этим одурманивающим веществам: табаку, алкоголю, наркотикам. И будут тянуться до тех пор, пока не будет устранена эта коренная причина, пока они не научатся отличать ценности истинные от подделок - пока радость истинная не засияет в их душе. Вот только тогда и только такой человек уже никогда, конечно, не променяет ее на радость поддельную. Если же не будет в душе радости истинной, человек непременно будет искать хоть какую-то радость. Ибо совсем без радости, повторяю, жить человек не может. Но это еще не все, что я хотел сказать.

Еще я хотел сказать, что человеку и радости в жизни - тоже мало, если это только земная радость, - получаемая от здешних земных удовольствий, увеселений.

В те годы, когда у нас в стране все газеты дружно ругали капитализм и восхваляли социализм, в одной из таких наших газет мне попалась на глаза коротенькая заметочка под рубрикой, кажется, "Их нравы". В ней сообщалось о самоубийстве сына какого-то их миллионера. Перед смертью он написал записку такого содержания: "Взял от жизни все. Ничего интересного в ней не нашел. Ухожу из жизни добровольно". Дальше, понятное дело, следовали страстные обличения их бездуховности и т.д. и т.п. Но меня поразила записка. Она меня уже тогда заставила о многом задуматься. В самом деле: чего не хватало этому молодому человеку? Каких удовольствий? Каких радостей? Он мог себе позволить в жизни все. И вот, испытав все, он пришел к такому страшному финалу. Выходит - и просто радости, здешней, земной - тоже недостаточно для человека. Чего же еще-то ему надо?.. Бога надо!

Блаженный Августин писал, что Бог создал нас для себя, и человек нигде не найдет покоя, пока не придет к Нему и не соединится с Ним. Поэтому мне сегодня хочется рассказать не только о первом чуде Спасителя - когда Он претворил воду в вино, - но и о последнем Его чуде - когда Он уже вино претворил в Кровь Свою... Было время, когда Он чудесным образом накормил пять тысяч человек пятью хлебами, дал людям хлеб. Было время, когда Он чудесным образом претворил воду в вино... И вот теперь, расставаясь с учениками, Он претворяет хлеб и вино в Плоть и Кровь Свою. Для чего? Для того, чтобы не расставаться с ними. И с нами. Никогда. Для того, чтобы вкушая Его Пречистую Плоть и Честную Кровь, мы могли самым теснейшим образом соединиться с Богом, чтобы Его Плоть и Кровь - стали и нашей плотью и кровью. Святой Афанасий Великий говорит: "Христос вочеловечился для того, чтобы мы обожились". То есть Бог сделался человеком для того, чтобы мы могли сделаться более, чем человеками: святыми Божьими человеками, в коих обитает Дух Святой. Богочеловек посетил человечество, чтобы соделать его богочеловечеством. Св. апостол Петр пишет об этом во втором своем послании: "От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью" (2Петра,1,3-4). "Соделаться причастниками Божеского естества", т. е. стать причастными к естеству Божию - это и значит: "обожиться"... Что-то я, однако, сбился уже на догматическое богословие. Боюсь, такой "догматический хлеб" будет для вас черствоват. Давайте тогда про обычные опять хлеб и воду.

Да, нужны для человека и хлеб и вода - средства, необходимые для жизни. Но нужна человеку и радость - расцвечивающая жизнь. А всего нужнее для человека Богообщение - освящающее, "обоживающее" жизнь. Все эти три составные нужны. Без любой из них немыслима полноценная человеческая жизнь. И все эти три составные дает нам милосердный Господь и Церковь Его святая.

Вдумайтесь: что происходит во время праздничного богослужения на вечерне, на литии, когда освящаются хлеб, вино и елей? А потом, на утрене священник помазывает этим елеем чело молящимся и раздается им этот хлеб, окропленный этим вином?.. Тоже ведь, наверно, непонятные и странные действия, с позиций очень уж абсолютного трезвенника? Зачем освящать вино?.. А здесь ведь есть свой смысл и глубокая символика. Здесь ведь, под видом хлеба, вина и елея - и подаются человеку эти три составные, необходимые для полноценной его жизни. Хлеб - символ средств, необходимых для жизни, вино - символ радости, елей - символ святости. В древности елеем помазывали только царей, пророков, т.е. особо избранных Богом людей. Теперь помазывают всех чад Церкви - как "царственное священство", по слову апостола (1Пет.2,9).

И я совестью пастырской свидетельствую, что человек, имеющий в жизни эти три составные, в особенности последнюю: Богообщение - человек, живущий полнокровной церковной жизнью - участвующий в богослужении, в Таинствах церковных, регулярно исповедующийся и причащающийся, - такой человек не знаком с проблемой алкоголизма, она для него просто не существует. Поэтому-то, видимо, и не ставится так остро этот вопрос о борьбе с пьянством в церковной среде и у святых отцов. Не было среди святых отцов пьяниц. Многие другие пороки их искушали и с ними они вели борьбу и писали о них - но только не этот, не пьянство. Вино для них никогда не становилось причиной алкоголизма. Поэтому и относились они к нему достаточно спокойно. Хотя пьянство в народе, конечно же, их волновало и против него они поднимали свой голос, памятуя эти слова Священного Писания, о которых я уже сегодня вспоминал, что "пьяницы Царства Божия не наследуют".

В заключение скажу так. Если мы хотим всерьез искоренить из жизни пьянство - надо взамен пьяной жизни возрождать, устроять жизнь церковную. Без этого все наши усилия по борьбе с пьянством будут походить на ту борьбу с сорняками, о которой я говорил вначале. Больше того скажу: если отрезвлять людей без Церкви, не приводя их к Богу - для них такое отрезвление может пойти даже не на пользу, а во вред. В Евангелии говорится, что когда дух нечистый выходит из человека, то он не находит себе покоя. И снова возвращается туда, откуда вышел. И вот, если находит место незанятым, то берет с собою семь других духов, злейших себя, и они вселяются в этого человека все вместе. "И бывает, для человека того последнее хуже первого" (Мф.12,45). Когда уходит из жизни радость винная и не занимает ее место радость небесная - такой человек часто начинает искать радостей в еще горших грехах, чем пьянство: в разврате, в азартных играх... А если не находит нигде радости, так становится злым и угрюмым. И жизнь с таким человеком становится для домашних его сущим адом. Они даже иногда говорят: "Лучше бы уж пил..."
Заканчиваю. Простите, что занял так много Вашего времени. Спаси Вас, Господи, за то, что послушали меня, грешного.

Аминь.



Старый стиль 11Ноябрь пятница Новый стиль) 24Ноябрь Седмица 25-я по Пятидесятнице. Глас 7. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомВмч. Мины (304). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Викентия (304). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Феодора Студита, исп (826). Совершается служба на шестьБлж. Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1434). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.). Прп. Мартирия Зеленецкого (1603). Сщмч. Евгения пресвитера (1937). Евангельские Чтения2 Сол., 277 зач., III, 6-18. Лк., 73 зач., XIII, 31-35. Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Мф., 38 зач., X, 32-33, 37-38; XIX, 27-30. Прп.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12 .* Если совершается служба блж. Максима, то на литургии чтения дня и блаженного: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Фес. 3, 6-18; Лк. 13, 31-35). "Се оставляется дом ваш пуст", сказал Господь об Иерусалиме. Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда. Спириты придумали множество рождений, как средство к перечищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может таким же явиться и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец, а ему придти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж, конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собою в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад! Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, затем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда. Молитвы Кондак мучеников Виктора, Стефаниды и Викентияглас 4Иже славе, Господи и всех Содетелю,/ Ты в мире явил еси украшенных добродетельми страстотерпцы и мученики,/ да омут непобедимую победу. Тропарь блаженного Максима, Христа ради юродивогоглас 5Наготою телесною и терпением/ обнажил еси вражия коварствия,/ обличая неподобное его деяние,/ зельне стражда солнечный вар/ и нуждныя великия студени,/ мраза и огня не чул еси,/ Божиею помощию покрываемь,/ Максиме премудре,/ о верою творящих память твою честно/ и усердно притекающих к мощем твоим/ моли избавитися от бед/ и падения избежати. Кондак блаженного Максима, Христа ради юродивогоглас 2Вышния красоты желая,/ нижния сладости и телесная одеяния в ничтоже вменил еси/ и нестяжание паче суетнаго мира возлюбил еси./ Ангельское житие проходя,/ скончался еси, блаженне Максиме:/ с нимиже Христа моли непрестанно о всех нас. Тропарь преподобного Мартирия Зеленецкогоглас 2От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/ отечество оставил еси/ и, всех мирских мятежей уклонився,/ в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси:/ отнюдуже уведев непроходную пустыню,/ крестовидною зарею показанную,/ желательне ю обрел еси,/ и, в ней вселився,/ иночествующих собрал еси,/ и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/ трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/ Емуже молися, Богомудре Мартирие,/ даровати душам нашим велию милость. Кондак преподобного Мартирия Зеленецкогоглас 8Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/ и, в пустыню вселився,/ тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/ и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./ Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/ еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/ и о всех правоверных, да зовем ти:/ радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель. Тропарь великомученика Миныглас 4Яко Безплотным собеседника/ и страстотерпцем единовсельника,/ сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя,/ мира мирови испроси// и душам нашим велия милости. Показать ещё молитвы Кондак великомученика Миныглас 4Воинства исхити привременнаго/ и нетленнаго показа тя Небеснаго общника,/ страстотерпче Мино,/ Христос, Бог наш,// Иже мучеников нетленный венец. Тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 4В терпении добрострадальных подвиг твоих/ многообразныя раны претерпел еси,/ и по кончине своей/ венец от Бога с мученическими лики восприемлеши,/ и в земли кротких достойно водворяешися, блаженне,/ о нас Христа Бога моли/ даровати душам нашим велию милость. Ин тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 4Царство, еже на земли добре окормляя, страдальче,/ и, багряницу нося, смиренно стяжал еси мудрование,/ нищих посещая и сим хлеб раздробляя,/ тем Пребожественная Троица/ Царствия купно и мученичества венцем увязе тя. Кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 3В царех благочестно пожив/ и страдания путь прошед, веледушне,/ и страдальцем равночестен венечник явился еси,/ и церковь твоя прославляет тя славно,/ святыми благоуханными мощми твоими освящаема,/ темже почитаем и тайно вопием ти:/ от бед избави нас молитвами твоими, святе. Ин кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 4Другаго Константина стяжа тя Церковь благочестием, блаженне,/ и кротостию, правдою и милостынями,/ но и великомученика и страдальца истинна./ Темже и, тобою красящися, вопиет:/ Стефан мне похвала и утверждение. Тропарь преподобнаго Феодора Студитаглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ Феодоре премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобнаго Феодора Студитаглас 2Постническое и равноангельное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Феодоре./ С ними Христу Богу моляся// не престай о всех нас. Службы11 ноября: Святых мучеников Мины Виктора и Викентия. Святой мученицы Стефаниды. Преподобного Феодора Студита, исповедника. Блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца Сайты приходов: Великолукская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Успенское Казанская епархия:Храм в честь "Казанской" иконы Божией Матери с. Смолдеярово Калачевская епархия:Храм м
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.13424 c.