Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Профилактика зависимостей » Готовые уроки, беседы и сценарии »

09.01.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

02.01.2018 | Готовимся к Рождеству! Как провести Рождественские праздники жителям и гостям уральской столицы

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

- -
- -
Методические материалы

- -  

О КОРЕННОЙ ПРИЧИНЕ ПЬЯНСТВА

Проповедь отца Александра Захарова


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры,

у садоводов есть обыкновение бороться на своих огородах с сорняками. При этом разные люди действуют по-разному. Опытные садоводы стараются вытаскивать сорняки с корнем. А неопытные или нерадивые просто обрывают зеленые побеги, оставляя корни в земле. И очень скоро сорняки опять появляются на их грядках. Они их опять обрывают - а те снова прут. И пуще прежнего.
Я это к тому, что и борьба с пьянством может походить на такую же бесплодную борьбу с сорняками - если не выяснить прежде: а что же является главной, коренной причиной пьянства? Почему люди пьют?

На этот вопрос мне доводилось слышать разные ответы. Один из наиболее распространенных - он и здесь, на съезде, присутствовал во многих докладах - люди не знают правды об алкоголе, не знают о всех губительных последствиях, которые влечет за собой употребление спиртного. Поэтому и пьют. В этом ответе есть доля правды. И большая. Действительно, узнав всю правду об алкоголе, многие люди ответственнее, серьезней относятся к употреблению спиртных напитков. Некоторые люди отказываются от них вовсе. Но только некоторые, далеко не все. Поэтому повторяю, в данном ответе лишь доля правды - но не вся правда.

Тут, может быть, уместно напомнить, что такой взгляд на причину распространения порока - как на отсутствие истинного знания о его вреде - это взгляд еще дохристианский. Его, в частности, придерживался Сократ. Он так именно и считал: люди творят зло и грешат - только потому, что не научены добру. Научи их жить добродетельно - и они перестанут жить порочно. Но христианство утверждает, что грех коренится гораздо глубже в природе человека, чем уровень его интеллекта, его знаний. Человек может прекрасно знать, "что такое хорошо и что такое плохо" - более того: может даже очень сильно желать хорошего - а поступать все равно плохо. Замечательны в этом отношении слова ап. Павла из его послания к римлянам: "Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих." (Римл.7,18-19,22-.23).

Если же говорить о пьяницах, так и тут уместно спросить: они что, не знают о том вреде, какой причиняет им алкоголь? Не знают, что семья у них бедствует и дома непрестанные скандалы на этой почве? Не знают, что на работе у них неприятности постоянные из-за этого? Не знают, как они расшатали свое здоровье? Знают они обо всем этом лучше нас с вами. Прекрасно все знают и понимают - они же на собственной шкуре каждодневно испытывают все эти губительные последствия употребления алкоголя. Знают, и очень многие, поверьте, сами не рады этой своей пьяной жизни. Вида, может быть, не показывают, хорохорятся, но в душе-то тягостно, тошно, погано. А иной уж и не хорохорится, а прямо приходит на исповедь и плачет: "Батюшка, до чего все опостылело..." Вот ведь, какая история: и знает, что пить плохо, и хочет бросить - да не получается. Значит, одних знаний - мало. Коренная причина пьянства - не в отсутствии знаний. В чем же?


Один из выступавших передо мной докладчиков заметил, что употребление алкоголя в нашей стране резко возросло в годы правления Брежнева. В те годы мне доводилось слышать такое объяснение, почему люди пьют. Говорили: загнали нас всех в темный, глухой угол. Невозможно никакое творчество. Людям не дают реализовать себя, самовыразиться. Кругом сплошная ложь, фальшь, лицемерие... Вот люди и пьют. От безысходности. В этом ответе тоже есть доля правды - но опять не вся правда. Об этом убедительно свидетельствует сегодняшний день. Ведь мы с вами живем в уникальное время. Не было еще в России таких времен, с такой безбрежной свободой. Возможности для творчества и самовыражения - небывалые. У нас ведь теперь что хочешь, то и твори. Хочешь быть сатанистом - будь сатанистом, хочешь быть гомосексуалистом - будь гомосексуалистом, хочешь быть проституткой - будь проституткой. Как хочешь, так и самовыражайся. Хочешь дело свое открыть - занимайся бизнесом, коммерцией. И что же: получили возможность творчества, свободу самовыражения - и бросили пить? Если бы так. Но мы тут уже слышали статистические данные: пить-то ведь еще больше стали, чем при Брежневе. Значит, и не в этом коренная причина пьянства - не в отсутствии творчества. В чем же?
В годы засилья марксистко-ленинской идеологии у нас в стране был расхож лозунг, выдвинутый Марксом и подхваченный Лениным - лозунг, определяющий религию, как "опиум для народа". Выражение, конечно, грубое и неверное. Однако, автор этого выражения, очевидно, сам не подозревал, как бы он был близок к истине, если б переставил в этом выражении местами слова. Если б сказал не "религия - опиум для народа", а наоборот: "опиум - может являться в известных случаях заменителем, суррогатом, эрзацем религии".

Мы знаем, что есть вещи истинные и есть поддельные. Ярким примером таких подделок является современная мебель, стоящая в наших с вами квартирах. Она на вид кажется деревянною, и даже из дорогого дерева: черного или красного - но это только кажется. На самом деле это просто текстурная бумага, покрытая лаком, а под ней клееные опилки. И наша современная жизнь очень часто бывает похожей на нашу современную мебель...

Так вот, есть вещи истинные и есть поддельные. У них, однако, имеются какие-то общие свойства. Благодаря им, подделки и находят себе место под солнцем. Иначе они были бы просто никому не нужны. Что же общего, спрошу я теперь, может быть между религией и опиумом?
Сущностью религии является общение с Богом. Этой сущностью опиум, конечно, не обладает. Но вот плодом этого общения с Богом - не единственным, конечно, плодом - но одним из самых сладких плодов - является радость, которую Бог ниспосылает в душу человеческую. Испытавшие эту радость уже никогда и ни с чем ее не перепутают. Она несказанна. И если ее Бог дает - так ее уже никто и никакие обстоятельства отнять не в силах. Люди шли на смерть за Христа - и даже перед лицом смерти - куда страшней ситуация? - но даже перед лицом страшной, часто мучительной смерти люди продолжали радоваться.

Так вот, радость - это, на мой взгляд, и есть то свойство, благодаря которому опиум находит себе место под солнцем. Ибо и вино, как бы его ни проклинали и не ругали, но надо же сказать и правду, - и вино дает радость. А когда бы оно давало одно голое горе - кто бы его и пил? Вам, наверное, известны слова из Библии, слова псалмопевца, которыми любят оправдывать себя пьющие люди, слова о том, что "вино веселит сердце человека". Мне понятно, что очень уж абсолютному трезвеннику это выражение не веселит слух. И я согласен, что когда оно звучит в оправдание пьянства - так это просто кощунство и глумление над Словом Божиим. Но в сути своей это выражение - как и любое выражение Библии - сущая правда. И я здесь от себя ничего не сочиняю, а только повторяю то, что говорит Священное Писание. А в Нем - как бы этого кому-то не хотелось - но в Нем нет осуждения вина, как такового, и нет проповеди абсолютной трезвости. Слово Божие однозначно осуждает пьянство: "пьяницы Царства Божия не наследуют" (1 Кор.6,10). К вину же отношение двоякое. С одной стороны, премудрый Соломон советует: "не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей оно укусит, и ужалит, как аспид" (Пр.23,31-32). Но в другом месте тот же премудрый Соломон пишет: "дайте вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании" (Пр.31,6-7). Это - Ветхий Завет, это еще до Христа. После Христа - апостол Павел в послании к римлянам пишет: "Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает" (Римл.14,21). Но этот же ап. Павел советует ученику своему Тимофею: "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов" (1 Тим.5,23).

Сам Спаситель наш, Господь Иисус Христос, - если смотреть на Его действия глазами очень уж абсолютного трезвенника, - поступал порой странно. Представьте себе ситуацию: приглашают абсолютного трезвенника на свадьбу. Он заведомо знает, что там будут пить вино. Что он будет делать? Если он очень уж убежденный трезвенник - так он скорее всего и вовсе не пойдет на это мероприятие. Если же по каким-то причинам поддастся на уговоры и пойдет - так что он подумает, если к нему на этой свадьбе подойдут с сообщением, что вино кончилось? Наверное подумает: "Ну и слава Богу! Наконец-то они теперь перестанут пить..." Если же его попросят оказать какое-то содействие в том, чтобы еще добавить вина к столу - так он, думаю, с возмущением откажется. Сочтет, может быть, даже такую просьбу оскорблением для себя. А вот Господь не оскорбился и не возмутился и не отказал в просьбе... Те, кто читал Евангелие, очевидно уже поняли, что это я рассказываю о самом первом чуде Спасителя на браке в Кане Галилейской, где Он претворил воду в вино.

Хорошее дело - вода. Даже жизненно необходимое дело - вода. Без воды и жить невозможно. Однако, человеку мало - просто жить. Человеку-то, дорогие мои, нужна еще радость в жизни. А без радости ему и жизнь будет не в жизнь. И расстаться ему захочется с такой жизнью. Такая безрадостная жизнь кончается рано или поздно петлей или пистолетом у виска, или голова кладется на рельсы... И человек с этой жаждой радости - ищет ее, где может. Если не может найти в религии - находит в вине. Тем более, что человек ведь, дорогие мои, - это такое существо, которое чаще всего идет по пути наименьшего сопротивления: как проще. А ощутить радость от вина - куда проще? Не требуются для этого ни духовные подвиги, ни аскетизм, которых требует религия... Цена на спиртное теперь очень низка. Совсем легкий и дешевый источник радости получается. Да, радость эта мимолетна, скоропреходяща, искусственная, поддельная... Но лучше такая радость - чем никакой. Всякий здравомыслящий человек согласится, что лучше иметь мебель из черного дерева, чем из клееных опилок, но если нет стола из черного дерева, так приходится обедать и на столе из ДСП - и это все же лучше, чем обедать вовсе без стола.

Правда, эта радость винная оборачивается потом такими муками и скорбями, которых и не видывали многие аскеты, подвижники благочестия. Эта дешевая радость обходится часто человеку слишком дорого. Но это уже общее правило в науке о радости и скорби, из которого нет исключений. Святые говорят, что радость и скорбь сопутствуют и добродетели и греху. Но добродетельный человек - сначала скорбит, когда ведет духовную брань с искушающим его грехом - а потом радуется, когда превозмогает, с помощью Божией, этот грех. Грешник же наоборот: сначала радуется, когда предается любимому им греху - а потом скорбит. А если не покается - так и вечно уже будет скорбеть в аду. Но люди-то ведь сегодняшние, вместо того, чтобы читать и слушаться святых, слушают всякую дребедень из телевизора. Вот и попадаются в погоне за этой дешевой радостью на крючок дьяволу. А потом уже и рады бы с этим крючком расстаться - да не так-то просто... Однако, я отвлекся и увлекся.

Итак, я хотел сказать, что опиум, как и религия, способен приносить человеку радость, облегчение, утешение, ободрение в серой и непростой нашей жизни. В этом, я думаю, и заключается главная, коренная причина того, почему люди так тянутся ко всем этим одурманивающим веществам: табаку, алкоголю, наркотикам. И будут тянуться до тех пор, пока не будет устранена эта коренная причина, пока они не научатся отличать ценности истинные от подделок - пока радость истинная не засияет в их душе. Вот только тогда и только такой человек уже никогда, конечно, не променяет ее на радость поддельную. Если же не будет в душе радости истинной, человек непременно будет искать хоть какую-то радость. Ибо совсем без радости, повторяю, жить человек не может. Но это еще не все, что я хотел сказать.

Еще я хотел сказать, что человеку и радости в жизни - тоже мало, если это только земная радость, - получаемая от здешних земных удовольствий, увеселений.

В те годы, когда у нас в стране все газеты дружно ругали капитализм и восхваляли социализм, в одной из таких наших газет мне попалась на глаза коротенькая заметочка под рубрикой, кажется, "Их нравы". В ней сообщалось о самоубийстве сына какого-то их миллионера. Перед смертью он написал записку такого содержания: "Взял от жизни все. Ничего интересного в ней не нашел. Ухожу из жизни добровольно". Дальше, понятное дело, следовали страстные обличения их бездуховности и т.д. и т.п. Но меня поразила записка. Она меня уже тогда заставила о многом задуматься. В самом деле: чего не хватало этому молодому человеку? Каких удовольствий? Каких радостей? Он мог себе позволить в жизни все. И вот, испытав все, он пришел к такому страшному финалу. Выходит - и просто радости, здешней, земной - тоже недостаточно для человека. Чего же еще-то ему надо?.. Бога надо!

Блаженный Августин писал, что Бог создал нас для себя, и человек нигде не найдет покоя, пока не придет к Нему и не соединится с Ним. Поэтому мне сегодня хочется рассказать не только о первом чуде Спасителя - когда Он претворил воду в вино, - но и о последнем Его чуде - когда Он уже вино претворил в Кровь Свою... Было время, когда Он чудесным образом накормил пять тысяч человек пятью хлебами, дал людям хлеб. Было время, когда Он чудесным образом претворил воду в вино... И вот теперь, расставаясь с учениками, Он претворяет хлеб и вино в Плоть и Кровь Свою. Для чего? Для того, чтобы не расставаться с ними. И с нами. Никогда. Для того, чтобы вкушая Его Пречистую Плоть и Честную Кровь, мы могли самым теснейшим образом соединиться с Богом, чтобы Его Плоть и Кровь - стали и нашей плотью и кровью. Святой Афанасий Великий говорит: "Христос вочеловечился для того, чтобы мы обожились". То есть Бог сделался человеком для того, чтобы мы могли сделаться более, чем человеками: святыми Божьими человеками, в коих обитает Дух Святой. Богочеловек посетил человечество, чтобы соделать его богочеловечеством. Св. апостол Петр пишет об этом во втором своем послании: "От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью" (2Петра,1,3-4). "Соделаться причастниками Божеского естества", т. е. стать причастными к естеству Божию - это и значит: "обожиться"... Что-то я, однако, сбился уже на догматическое богословие. Боюсь, такой "догматический хлеб" будет для вас черствоват. Давайте тогда про обычные опять хлеб и воду.

Да, нужны для человека и хлеб и вода - средства, необходимые для жизни. Но нужна человеку и радость - расцвечивающая жизнь. А всего нужнее для человека Богообщение - освящающее, "обоживающее" жизнь. Все эти три составные нужны. Без любой из них немыслима полноценная человеческая жизнь. И все эти три составные дает нам милосердный Господь и Церковь Его святая.

Вдумайтесь: что происходит во время праздничного богослужения на вечерне, на литии, когда освящаются хлеб, вино и елей? А потом, на утрене священник помазывает этим елеем чело молящимся и раздается им этот хлеб, окропленный этим вином?.. Тоже ведь, наверно, непонятные и странные действия, с позиций очень уж абсолютного трезвенника? Зачем освящать вино?.. А здесь ведь есть свой смысл и глубокая символика. Здесь ведь, под видом хлеба, вина и елея - и подаются человеку эти три составные, необходимые для полноценной его жизни. Хлеб - символ средств, необходимых для жизни, вино - символ радости, елей - символ святости. В древности елеем помазывали только царей, пророков, т.е. особо избранных Богом людей. Теперь помазывают всех чад Церкви - как "царственное священство", по слову апостола (1Пет.2,9).

И я совестью пастырской свидетельствую, что человек, имеющий в жизни эти три составные, в особенности последнюю: Богообщение - человек, живущий полнокровной церковной жизнью - участвующий в богослужении, в Таинствах церковных, регулярно исповедующийся и причащающийся, - такой человек не знаком с проблемой алкоголизма, она для него просто не существует. Поэтому-то, видимо, и не ставится так остро этот вопрос о борьбе с пьянством в церковной среде и у святых отцов. Не было среди святых отцов пьяниц. Многие другие пороки их искушали и с ними они вели борьбу и писали о них - но только не этот, не пьянство. Вино для них никогда не становилось причиной алкоголизма. Поэтому и относились они к нему достаточно спокойно. Хотя пьянство в народе, конечно же, их волновало и против него они поднимали свой голос, памятуя эти слова Священного Писания, о которых я уже сегодня вспоминал, что "пьяницы Царства Божия не наследуют".

В заключение скажу так. Если мы хотим всерьез искоренить из жизни пьянство - надо взамен пьяной жизни возрождать, устроять жизнь церковную. Без этого все наши усилия по борьбе с пьянством будут походить на ту борьбу с сорняками, о которой я говорил вначале. Больше того скажу: если отрезвлять людей без Церкви, не приводя их к Богу - для них такое отрезвление может пойти даже не на пользу, а во вред. В Евангелии говорится, что когда дух нечистый выходит из человека, то он не находит себе покоя. И снова возвращается туда, откуда вышел. И вот, если находит место незанятым, то берет с собою семь других духов, злейших себя, и они вселяются в этого человека все вместе. "И бывает, для человека того последнее хуже первого" (Мф.12,45). Когда уходит из жизни радость винная и не занимает ее место радость небесная - такой человек часто начинает искать радостей в еще горших грехах, чем пьянство: в разврате, в азартных играх... А если не находит нигде радости, так становится злым и угрюмым. И жизнь с таким человеком становится для домашних его сущим адом. Они даже иногда говорят: "Лучше бы уж пил..."
Заканчиваю. Простите, что занял так много Вашего времени. Спаси Вас, Господи, за то, что послушали меня, грешного.

Аминь.



Старый стиль 6Февраль воскресенье Новый стиль) 19Февраль Неделя мясопустная, о Страшнем суде. Глас 2. Заговенье на мясо. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Вукола, еп. Смирнского (ок. 100). Мцц. Дорофеи девы, жен Христины, Каллисты и мч. Феофила (288-300). Мц. Фавсты девы и мчч. Евиласия и Максима (305-311). Мч. Иулиана Емисского (312). Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI). Свт. Фотия, Патриарха Константинопольского (891). Мцц. дев Марфы, Марии и брата их, прмч. Ликариона отрока. Сщмч. Димитрия пресвитера и мч. Анатолия (1921). Сщмч. Василия пресвитера (1930). Сщмч. Александра пресвитера (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1-8. Лит. - 1 Кор., 140 зач., VIII, 8 - IX, 2. Мф., 106 зач., XXV, 31-46. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 8, 8-9, 2; Мф. 25, 31-46). Страшный суд! Судия грядет на облаках, окруженный несметным множеством небесных сил безплотных. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полки полками текут на определенное место, к престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор. Ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Разделение десных и шуиих совершится само собою. Наконец все уже определилось. Настало глубокое молчание. Еще мгновение - и слышится решительный приговор Судии - одним: "приидите", другим: "отыдите". - Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Буди милость Твоя, Господи, на нас! - но тогда поздно уже будет взывать так. Теперь надо позаботиться смыть с естества своего написанные на нем знаки, неблагоприятные для нас. Тогда реки слез готовы бы были мы испустить, чтоб омыться; но это уж ни к чему не послужит. Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, - и ревнуя потом верно исполнить такой обет. Молитвы Тропарь преподобного Вукола, епископа Смирнскогоглас 4Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Вуколе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим. Службы6 февраля: Преподобного Вукола, епископа Смирнского Сайты приходов:Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Романово (Тульская епархия) Храм сщмч. Александра Телемакова Чумакинского с. Чумакино (Барышская епархия) Статьи на Православие.Ru «Будь миротворцем своего сердца…»Как поступать, когда сомневаешься, подавать ли милостыню? Что делать, если «сгоряча» взял на себя дело выше своих сил? Как относиться к человеку недобросовестному? 17-я гомилия патриарха ФотияДиакон Владимир Василик17-я гомилия была произнесена святым патриархом Фотием в Великую субботу 867 года в Святой Софии Константинопольской. Святые мученицы Марфа, Мария и преподобномученик Ликарион отрокОднажды, когда мимо проезжал языческий правитель того края, сестры выглянули в окно и громко объявили, что они христианки. Правитель вынужден был арестовать дев, сожалея об их цветущей юности. Они отвечали, что смерть за Христа – не конец, но путь к вечной жизни. Житие священномученика Василия Надеждина«Мне больно и жутко не за себя, не за тебя… но за многих русских людей, губящих свои души», — писал Василий Федорович в начале сентября 1918 года. Слово в неделю Мясопустную (О Страшном Суде)Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ ТверскойЕсли в толпе кто-либо крикнет: «Пожар!», не все ли тотчас потеряют спокойствие и равновесие духа, начнут искать выхода, а если выход не обеспечен, то не приходят ли в ужас, заставляющий забыть все остальное и искать только одного спасения жизни? Но вот святая Церковь вопиет: «Суд при дверях! Огонь геенны уже возгорелся во многих душах!» А люди слышат то почти равнодушно, и никто не трогается почти, чтобы предпринять хотя нечто для спасения погибающей души. Синаксарь в неделю мясопустную, о Страшном СудеВ сей день совершаем память Второго и Страшного Пришествия Христова, которую святые отцы поместили после двух притч, чтобы кто-нибудь, узнав из них о Божием человеколюбии, не жил в лености, рассуждая так: человеколюбив Бог, и когда я оставлю грех, то мне будет легко всё исправить. Есть ли адские муки?Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)Други наши, сегодня, в неделю о Страшном Суде Божием, грядущем, как тать, на всю вселенную, дне, когда решится окончательно и бесповоротно участь всякого земнородного, живущего и уже поглощенного смертью, когда каждый из нас услышит или: “...приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира”, или: “...идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его”. Слово перед исповедью в неделю о Страшном СудеПротоиерей Валериан КречетовВсякий грех, который ты видишь вокруг себя, должен напоминать тебе о твоей греховности. Через это чувство появляется, по милости Божией, и смирение, то есть действительное сознание своих немощей. И это чувство было присуще всем святым. Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Часть IПреподобный Ефрем СиринХристолюбивые братья мои, послушайте о Втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я о том часе и вострепетал от великого страха, помышляя, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себя слышимое? Тогда Царь царствующих, восстав с Престола славы Своей, сойдет посетить всех обитателей вселенной, сделать с ними расчет и, как следует Судии, достойным воздать добрую награду, а также подвергнуть казням заслуживших наказание.(MP3 файл. Продолжительность 21:28 мин. Размер 10.4 Mb ) Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Часть IIПреподобный Ефрем СиринКак есть различия наказаний здесь, так и в будущем веке. Живущие во вражде между собой, если случится им в таком состоянии переселиться из тела, в час Суда найдут себе неумолимое осуждение и как ненавистные будут посланы в кромешный огонь и нескончаемую тьму, потому что пренебрегли легкую заповедь Господню, которая гласит: любите друг друга – и отпущайте до семьдесят крат седмирицею.(MP3 файл. Продолжительность 17:38 мин. Размер 8.5 Mb ) Поучение в неделю мясопустную. О втором пришествии ХристовомВострепещут праведники от безмерной славы явившегося Судии, они воззрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды ветхими рубищами нищих: в правдах своих они не увидят залога к помилованию своему, – будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости. Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя мясопустная о Страшном СудеПротоиерей Александр ШаргуновЭти слова Евангелия — о тайне Первого и Второго При­шествия Христова. Первое Пришествие Его на землю было в уничижении, так что Его нельзя было отличить от других людей. Господь явился столь смиренно, что никто не заметил Его появления. Второе Пришествие будет совершенно иным: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы». Правда ли, что Страшный Суд будет проходить на Елеонской горе близ Иерусалима?Иеромонах Иов (Гумеров)Честный отче, я неоднократно слышал о том, что Страшный Суд будет проходить на Елеонской горе, близ Иерусалима. Скажите, это следует из Священного Писания или церковного Предания, либо это всего лишь фольклор? Почему Страшный Суд будет вершить именно Иисус Христос?Иеромонах Иов (Гумеров)Отче, объясните, пожалуйста, почему в Судный день суд вершит именно Иисус Христос? Спаси Вас Господи. После Страшного суда останется ли такое понятие как «время»?Иеромонах Иов (Гумеров)Меня интересует такой вопрос: после Страшного суда останется ли такое понятие как «время»? Всенощное бдение накануне Недели мясопустной в Сретенском монастыре24 января / 6 февраля. Суббота мясопустная. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 187:34 мин. Размер 90.1 Mb) Божественная литургия в Неделю мясопустную, о Страшном суде в Сретенском монастыре
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05670 c.