Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Профилактика зависимостей » Готовые уроки, беседы и сценарии »

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

- -
- -
Методические материалы

- -  

Пьяница есть нарушитель всех заповедей Божиих

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Пьянство есть грех пред Богом, грех перед людьми и грех перед самим собою. Пьяница попирает и нарушает весь закон Божий, грешит положительно против всех заповедей Божиих. Это не преувеличено. Посмотрим, какую заповедь Божию не нарушал бы пьяница.

Первая заповедь  Божия повелевает нам познавать и любить Бога и служить Ему существом своим: но может ли отуманенный вином пьяница возноситься умом к Богу, а тем более познавать Его? Развращенное сердце может любить, испорченная воля может ли служить Богу святому и праведному? Для пьяницы бог - собственная страсть, ненасытное чрево его. Пьяный способен и к хулению, и к кощунству, и к безбожию.

Вторая заповедь Божия запрещает творить идолов и кланяться им. Но пьяница страсть свою к вину делает для себя идолом, которому кланяется. Не идолопоклонник ли он?

Третья заповедь Божия запрещает без нужды произносить святое и великое имя Божие, а также сквернословие и брань. Но чего вы хотите от пьяного, с языка которого сыплются не только божба, но и всякого рода брань и сквернословие, самые гнусные слова, оскорбляющие слух всякого порядочного человека? Пьяницы также легко попирают и обещание, и присягу, столь священные и обязательные для всех христиан. Но нельзя без особенного сокрушения и боли сердца не остановиться вниманием на безобразнейшей и постыднейшей из злых привычек - сквернословии. Ни у одного народа, ни на одном языке человеческом нет таких грубых, скверных, возмущающих целомудренные души, бранных слов, как у русского православного люда. Идя по улицам, и днем, и ночью, и в будни, и в праздник, едва ли не на каждом шагу слышится эта позорная и позорящая площадная брань, о которой не лить есть и глаголати, которую отказывается выражать и перо, и бумага, и печать. И какая до чудовищности гнусная, безнравственная брань. Кого же бранят эти бессмысленные, безумные люди, глумясь своими нечистыми устами над самым прекраснейшим на языке человеческом слов и нежном имени - мать? Кто и что у нас зовется этим задушевным, святым именем матери? Первая мать наша - Пресвятая Богородица. Вторая мать наша - это та дорогая женщина, которая нас родила, вспоила и вскормила и в люди вывела. Третья мать наша - это созданная для нас Богом мать - сырая земля, которая питает нас своими плодами. И вот этих-то матерей унижают, бранят и поносят самыми позорными словами!..

Четвертая заповедь Божия повелевает посвящать Богу праздники Господни; а пьяница иногда еще до литургии предается удовлетворению своей несчастной страсти. Благочестивые люди идут в храм Господен освящать себя молитвою и добрыми делами, а пьяница идет в корчемницу, затевает шум и драку, и предается всяческим безобразиям. И не больно ли, не прискорбно ли видеть, как через это христиане унижают себя не только перед своими братьями, в страхе Божием живущими. Можно ли назвать христианами таких пропащих людей? Праздник потому и праздник, что мы должны упразднить себя даже и от обыкновенных своих житейских дел и занятий, и посвятить его всецело Богу; а у нас, как нарочно, оскорбляют святые дни невоздержанием, пьянством и безобразиями всякого рода и вида.

Пятою заповедью внушается нам любовь и почтение к родителям, к Государю, к начальникам, к пастырям церкви. Какие родители не учат детей своих добру и трезвости! Но пристрастившийся  к вину ни во что не ставит советы и мольбу родителей, и распутным своим поведением часто оскорбляет их седины и вгоняет в преждевременную могилу. Может ли человек, предающийся невоздержанию и пьянству, быть всегда верным отечеству, когда он сегодня пьян, а завтра с похмелья, когда и свое здоровье и способности, и время, и трудовую копейку он тратит на удовлетворение низкой страсти? Начальству, которое требует от всех хорошего поведения, порядка и подчиненности, пьяный оказывает грубость, дерзость и непослушание; а от пастырей духовных отворачивается и бегает, и встречу с ним почитает для себя несчастием, видя в них обличителей своей страсти и дурного образа жизни.

Шестая заповедь запрещает посягать на жизнь, спокойствие и безопасность ближнего, воспрещает гнев, злобу, ненависть, ссоры и драки. Но кто более пьяного способен к необузданному гневу, ссорам и дракам, ведущим и к убийству, этому ужасному преступлению. Из множества убийств, обагряющих кровью человеческую землю, весьма значительная часть падает именно на несчастных, отуманенных вином, которые, часто допиваясь до болезни, сами не дают себе отчета в своих действиях, делаясь ужаснейшими преступниками и злодеями. Недаром говорится, что пьяному и море по колено; он смело идет по этому морю зла, и часто гибнет в нем окончательно. Не говорим о людях неразвитых и невежественных, пьянство может доводить до ужаснейших злодеяний и людей более высокой нравственности. Известен рассказ о египетском пустыннике, который из трех предлагаемых ему грехов: или убить человека, или блуд сотворить, или же напиться вина, лучше решился на последний. И что же? Напившись вина, он допустил первые два греха. Если же святость так падает тяжко, то что сказать о людях без воли, без убеждений, не наблюдающих строго над самими собой?.. Ко всему этому - пьянство омрачает ум, повреждает память, из разумного создания делает человека идиотом, портит кровь, бывает причиною многих неизлечимых болезней и преждевременно старит и вгоняет человека в гроб. А сколько пьяных умирает мгновенно, от удара, сколько их посягает на свою жизнь, делаясь самоубийцами, которых святая Церковь лишает своих молитв и христианского погребения.

Седьмая заповедь запрещает прелюбодеяние и разврат. Но апостол Павел прямо говорит, что следствием пьянства есть блуд. Пьянство, разнуздывая страсти и скотские вожделения плоти, прямо ведет ко всевозможным видам разврата, ужасным и омерзительным.

Восьмая заповедь запрещает воровство, кражу чужой собственности. Но может ли пьяница не быть вором? Он вор уже потому, что обкрадывает самого себя, пропивая трудовую копейку, крадет у себя здоровье и силы, крадет самое время. Притом, всякий пьяница есть вместе и лентяй, - а леность также грех против восьмой заповеди. Но пьянство ведет и к прямому воровству. Пропив все свое, пьяница крадет чужое, для удовлетворения своей пагубной страсти.

Девятая заповедь запрещает посягать на честь и доброе имя ближнего. Но может ли пьяница, не дорожащий собственной честью, дорожить честью других? Напротив, свое собственное унижение и заслуженное презрение за беспорядочную и развратную жизнь он старается выместить на других; и потому ему всегда противны честь и доброе, безукоризненное имя ближнего; он способен на клевету, ложь и наветы явные и тайные, способен употребить все силы и средства, чтобы омрачить, очернить имя, уронить достоинство и заслуги того, кто стоит выше его по своему образу жизни и качествам умственным и нравственным. Распутный, неспособный и ленивый, он не может терпеть и ненавидеть доброго и усердного к своему долгу собрата.

Десятою заповедью Божиею запрещается завидовать благосостоянию ближнего. Но может ли быть равнодушен и доброжелателен к счастию и благосостоянию ближнего тот, что довел себя до бедности и нищеты, до бесславия и позора. Как сатана, за гордость низверженный с неба, позавидовал райскому блаженству первых людей и лишил их этого блаженства, так и потерявший достоинство человеческое пьяница старается повредить спокойствию и счастию других людей.

Мы только слегка коснулись заповедей Божиих, можно сказать, - только бегло взглянули в зеркало закона Божия, и то уже достаточно увидели, в какую бездну порока ввергает себя человек, преданный пьянству; но достаточно и указанного нами, чтобы видеть, что пьянство есть грех против всех заповедей Божиих, есть мать всех пороков, есть зло из всех зол горшее и губительнейшее для человека. Бегайте же его, как самого злейшаго врага, как язвы и заразы, губящих душу и тело.

Надо знать и помнить, что везде в Священном Писании, где говорится про вино, разумеется легкое, виноградное, наполовину разбавленное водой, а не наша крепкая, одуряющая водка. Познай же всю глубину своего падения, бедный человек, вспомни о вечности, о суде, об огне геенском. «Пьяницы Царствия Небесного не наследуют» (Кор. 6, 10).

 Тебе трудно сразу оставить пьянство. Ходи почаще в Церковь Божию, молись. бей себя в грудь и говори как мытарь: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Молись искренно, от души, со слезами, и молитва отрезвит тебя, и Господь милостивый изведет тебя из рва преисподнего, и даст тебе силы и возможность восстановить твое человеческое достоинство.


Из книги ПАСТЫРСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ К ПРОСТОМУ НАРОДУ ПРОТИВ ПЬЯНСТВА Избранные слова, беседы и поучения из проповеднической литературы.

Составил священник Екатеринбургской епархии Евлампий Бирюков.

Екатеринбург. Типография «Художественная печать», 1913



Старый стиль 4Декабрь воскресенье Новый стиль) 17Декабрь Неделя 28-я по Пятидесятнице. Глас 3. Рождественский пост. Разрешается рыба. Совершается служба на шестьВмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Иоанна Дамаскина (776). Прп. Иоанна, еп. Поливотского (VIII). Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского (1504). Сщмчч. Алексия, Иоанна, Александра и Николая пресвитеров, Василия диакона и с ним 10-ти мучеников (1918). Сщмч. Димитрия пресвитера, прмц. Анастасии, мцц. Екатерины и Киры. Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36-53. Лит. - Кол., 250 зач., I, 12-18. Лк., 85 зач., XVII, 12-19 (Недели 29-й). Вмц.: Гал., 208 зач., III, 23-29. Мк., 21 зач., V, 24-34. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Кол. 3, 4-11; Лк. 17, 12-19). Исцелены десять прокаженных, а благодарить Господа пришел только один. Не такова ли пропорция благодарных, в общей сложности, людей, благодетельствуемых Господом? Кто не получал благ или, вернее, что есть в нас и что бывает с нами, что не было бы благим для нас? А между тем все ли благодарны Богу и за все ли благодарят? Есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: "зачем Бог дал бытие? Лучше бы нам не быть". Бог дал тебе бытие для того, чтоб ты вечно блаженствовал; Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства; за тобою дело: стоит только немножко потрудиться ради того. Говоришь: "да у меня все горести, бедность, болезни, напасти". Что же, и это в числе способов к стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностью. Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось пострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Не смотри на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, и попекись сделать себя достойным того, и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием вечных утешений, и благодарность не будет умолкать в устах твоих. Молитвы Тропарь святителя Геннадия, архиепископа Новгородскогоглас 5Уподобился еси древним отцем,/ святителю отче Геннадие,/ Священныя Книги собрав и еретики посрамив,/ ревность по Бозе показуя, паству оградил еси,/ моли и ныне Христа Бога/ мир Церкви даровати/ и спастися душам нашим. Кондак святителя Геннадия, архиепископа Новгородскогоглас 2Велия исправления о церковном благолепии являя,/ Православную веру утвердил еси,/ святителю отче Геннадие,/ не престай молитися о нас,/ во Царствии Небеснем Безсмертныя трапезы наслаждался. Тропарь преподобного Иоанна Дамаскинаглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодохновенное удобрение, Иоанне премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобного Иоанна Дамаскинаглас 4Песнописца и честнаго богоглагольника,/ Церкве наказателя и учителя/ и врагов сопротивоборца, Иоанна воспоим:/ оружие бо взем, Крест Господень,/ всю отрази ересей прелесть/ и яко теплый предстатель к Богу// всем подает прегрешений прощение. Тропарь великомученицы Варварыглас 8Варвару святую почтим:/ вражия бо сети сокруши/ и, яко птица, избавися от них// помощию и оружием Креста, всечестная. Ин тропарь великомученицы Варварыглас 4Агнице всеблаженная Варваре,/ Божественне озарившися Светом Святыя Троицы Трисолнечным/ и в купели утвердившися,/ в побеждение лести отеческия/ веру исповедала еси Христову./ Тем, всечестная, свыше благодать тебе дарова Бог/ исцеляти недуги и болезни вся./ Егоже моли, великомученице,/ да спасет души, наша. Кондак великомученицы Варварыглас 4В Троице благочестно певаемому/ последовавши Богу, страстотерпице,/ идольская притупила еси чтилища,/ посреде же подвига страдальчествующи, Варваро,/ мучителей прещения не устрашилася еси, мужемудренная,/ велегласно поющи присно:// Троицу чту, Едино Божество. Службы4 декабря: Святой великомученицы Варвары. Преподобного Иоанна Дамаскина. Сайты приходов: Арсеньевская епархия:Храм св. Варвары с. Староварваровка Архангельская епархия:Храм в честь святой великомученицы Варвары г. Архангельск Храм в честь святой великомученицы Варвары пос. Коковка Астанайская епархия:Собор во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца г. Алматы Барнаульская епархия:Храм св. вмч. Варвары пос. Сибирский Бежецкая епархия:Храм Спаса Нерукотворного Образа с. Млево Белевская епархия:Храм в честь вмц. Варвары пгт. Славный Белоцерковская епархия:Женский монастырь в честь вмц. Варвары г. Кагарлык Берлинско-Германская епархия:Храм прмцц. вел. кн. Елисаветы Феодоровны и ин. Варвары г. Вупперталь Храм Св. Вмч. Варвары г. Крефельд Благовещенская и Тындинская епархия:Храм великомученицы Варвары г. Зея Бориспольская епархия:Преображенский мужской монастырь с. Княжичи Валуйская епархия:Храм Свято-Троицкий пос. Ровеньки Храм вмц. Варвары с. Варваровка Винницкая епархия:Троицкий Браиловский женский монастырь пгт. Браилов Владивостокская епархия:Приход храма в честь св. вмч. Варвары пос. Новошахтинск Владикавказская епархия:Богоявленский Аланский женский монастырь г. Алагир Владимирская епархия:Свято-Варваринский храм г. Гусь-Хрустальный Вознесенская епархия:Свято-Варваренский храм г. Первомайск Вологодская епархия:Храм Иоанна Златоуста г. Вологда Выборгская епархия:Храм св. вмц. Варвары пос. Рахья Храм свв. Геннадия и Евфимия, архиепископов Новгородских пос. Ковалево Вятская епархия:Царево-Константиновский (Знаменский) храм г. Киров Гомельская епархия:Храм великомученицы Варвары дер. Боровики Губкинская епархия:Храм св. Варвары с. Скородное Храм вмц. Варвары с. Илек-Пеньковка Днепропетровская епархия:Тихвинский женский монастырь г. Днепр Донецкая епархия:Свято-Варваринский храм г. Макеевка Екатеринодарская епархия:Свято-Екатерининский кафедральный Собор г. Краснодар Западно-Европейская епархия :Храм вмц. Варвары г. Веве Иваново-Вознесенская епархия:Храм вмч. Варвары с. Ново-Талицы Иркутская епархия:Храм во имя святых Елизаветы и Варвары пос. Залари Казанская епархия:Храм св. Варвары г. Елабуга Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь г. Елабуга Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Ключищи Храм Варвары Великомученицы у Сибирской заставы г. Казань Калининградская епархия:Храм св. Варвары г. Светлый Калужская епархия:Храм вмч. Варвары с. Совьяки Каменская епархия:Храм во имя св. вмц. Варвары пос. Махнево Касимовская епархия:Храм в честь Святителя Николая Мирликийских Чудотворца с. Котелино Храм Преображения Господня д. Телебукино Храм Живоначальной Троицы пос. Елатьма Кемеровская епархия:Храм-часовня вмц. Варвары г. Березовский Киевская епархия:Городницкий Свято-Георгиевский монастырь пгт. Городница Лидская епархия:Храм святой великомученицы Варвары дер. Чапунь Липецкая епархия:Храм Архангела Михаила с. Демшинка Храм св. Варвары с. Варваро-Борки Храм прп. Иоанна Дамаскина с. Ксизово Луганская епархия:Храм в честь вмц. Варвары пос. Ящиково Магаданская и Синегорская епархия:Храм св. Варвары пгт. Омсукчан Магнитогорская епархия:Храм святой великомученицы Варвары пос. Дзержинский Махачкалинская епархия:Храм св. вмч. Варвары ст. Шелковская Минская епархия:Свято-Духов Кафедральный Собор г. Минск Московская епархия (городская):Храм вмц. Варвары в Зарядье г. Москва Храм Преображения Господня в Переделкино г. Москва Храм прп. Илии Муромца и св. вмц. Варвары пос. Власиха Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясеневе г. Москва Храм "Знамения" иконы Божией Матери в Кунцево г. Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Колюбакино Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе г. Москва Московская епархия (областная):Храм святой великомученицы Варвары г. Клин Храм Михаила Архангела с. Одинцово Мурманская епархия:Храм св. вмц. Варвары с. Минькино Нежинская епархия:Троицкий Густынский женский монастырь с. Густыня Новороссийская епархия:Храм Варвары Великомученицы пос. Варваровка Одесская епархия:Храм святой великомученицы Варвары г. Одесса Патриаршие приходы в Канаде:Храм Кафедральный Собор вмц. Варвары г. Эдмонтон Пензенская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Калинино Переславская епархия:Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба Храм Иоанна Богослова с. Купань Петрозаводская епархия:Храм во имя вмц. Варвары дер. Яндомозеро Пинская епархия:Варваренский монастырь г. Пинск Кафедральный собор во имя Св. вмц. Варвары г. Пинск Псковская епархия:Храм святой великомученицы Варвары г. Псков Ровенская епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери в с. Рачин Свято-Варваровский скит Свято-Стеллаж мужского монастыря с. Старый Корец Ростовская епархия:Храм св. Варвары ст. Грушевская Рязанская епархия:Казанский женский монастырь г. Рязань Санкт-Петербургская епархия:Храм св. ап. и Ев. Иоанна Богослова (Леушинское подворье) г. Санкт-Петербург Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" г. Санкт-Петербург Собор "Владимирской" иконы Божией Матери на Владимирской площади г. Санкт-Петербург Симферопольская епархия:Храм св. великомученицы Варвары с. Оленевка Скопинская епархия:Храм Троицы Живоначальной г. Шацк Храм Рождества Христова с. Мураевня Смоленская епархия:Храм святой великомученицы Варвары г. Смоленск Ставропигиальные монастыри РПЦ:Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь г. Kurem
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04318 c.