Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Профилактика зависимостей » Готовые уроки, беседы и сценарии »

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

- -
- -
Методические материалы

- -  

Пьяница есть нарушитель всех заповедей Божиих

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Пьянство есть грех пред Богом, грех перед людьми и грех перед самим собою. Пьяница попирает и нарушает весь закон Божий, грешит положительно против всех заповедей Божиих. Это не преувеличено. Посмотрим, какую заповедь Божию не нарушал бы пьяница.

Первая заповедь  Божия повелевает нам познавать и любить Бога и служить Ему существом своим: но может ли отуманенный вином пьяница возноситься умом к Богу, а тем более познавать Его? Развращенное сердце может любить, испорченная воля может ли служить Богу святому и праведному? Для пьяницы бог - собственная страсть, ненасытное чрево его. Пьяный способен и к хулению, и к кощунству, и к безбожию.

Вторая заповедь Божия запрещает творить идолов и кланяться им. Но пьяница страсть свою к вину делает для себя идолом, которому кланяется. Не идолопоклонник ли он?

Третья заповедь Божия запрещает без нужды произносить святое и великое имя Божие, а также сквернословие и брань. Но чего вы хотите от пьяного, с языка которого сыплются не только божба, но и всякого рода брань и сквернословие, самые гнусные слова, оскорбляющие слух всякого порядочного человека? Пьяницы также легко попирают и обещание, и присягу, столь священные и обязательные для всех христиан. Но нельзя без особенного сокрушения и боли сердца не остановиться вниманием на безобразнейшей и постыднейшей из злых привычек - сквернословии. Ни у одного народа, ни на одном языке человеческом нет таких грубых, скверных, возмущающих целомудренные души, бранных слов, как у русского православного люда. Идя по улицам, и днем, и ночью, и в будни, и в праздник, едва ли не на каждом шагу слышится эта позорная и позорящая площадная брань, о которой не лить есть и глаголати, которую отказывается выражать и перо, и бумага, и печать. И какая до чудовищности гнусная, безнравственная брань. Кого же бранят эти бессмысленные, безумные люди, глумясь своими нечистыми устами над самым прекраснейшим на языке человеческом слов и нежном имени - мать? Кто и что у нас зовется этим задушевным, святым именем матери? Первая мать наша - Пресвятая Богородица. Вторая мать наша - это та дорогая женщина, которая нас родила, вспоила и вскормила и в люди вывела. Третья мать наша - это созданная для нас Богом мать - сырая земля, которая питает нас своими плодами. И вот этих-то матерей унижают, бранят и поносят самыми позорными словами!..

Четвертая заповедь Божия повелевает посвящать Богу праздники Господни; а пьяница иногда еще до литургии предается удовлетворению своей несчастной страсти. Благочестивые люди идут в храм Господен освящать себя молитвою и добрыми делами, а пьяница идет в корчемницу, затевает шум и драку, и предается всяческим безобразиям. И не больно ли, не прискорбно ли видеть, как через это христиане унижают себя не только перед своими братьями, в страхе Божием живущими. Можно ли назвать христианами таких пропащих людей? Праздник потому и праздник, что мы должны упразднить себя даже и от обыкновенных своих житейских дел и занятий, и посвятить его всецело Богу; а у нас, как нарочно, оскорбляют святые дни невоздержанием, пьянством и безобразиями всякого рода и вида.

Пятою заповедью внушается нам любовь и почтение к родителям, к Государю, к начальникам, к пастырям церкви. Какие родители не учат детей своих добру и трезвости! Но пристрастившийся  к вину ни во что не ставит советы и мольбу родителей, и распутным своим поведением часто оскорбляет их седины и вгоняет в преждевременную могилу. Может ли человек, предающийся невоздержанию и пьянству, быть всегда верным отечеству, когда он сегодня пьян, а завтра с похмелья, когда и свое здоровье и способности, и время, и трудовую копейку он тратит на удовлетворение низкой страсти? Начальству, которое требует от всех хорошего поведения, порядка и подчиненности, пьяный оказывает грубость, дерзость и непослушание; а от пастырей духовных отворачивается и бегает, и встречу с ним почитает для себя несчастием, видя в них обличителей своей страсти и дурного образа жизни.

Шестая заповедь запрещает посягать на жизнь, спокойствие и безопасность ближнего, воспрещает гнев, злобу, ненависть, ссоры и драки. Но кто более пьяного способен к необузданному гневу, ссорам и дракам, ведущим и к убийству, этому ужасному преступлению. Из множества убийств, обагряющих кровью человеческую землю, весьма значительная часть падает именно на несчастных, отуманенных вином, которые, часто допиваясь до болезни, сами не дают себе отчета в своих действиях, делаясь ужаснейшими преступниками и злодеями. Недаром говорится, что пьяному и море по колено; он смело идет по этому морю зла, и часто гибнет в нем окончательно. Не говорим о людях неразвитых и невежественных, пьянство может доводить до ужаснейших злодеяний и людей более высокой нравственности. Известен рассказ о египетском пустыннике, который из трех предлагаемых ему грехов: или убить человека, или блуд сотворить, или же напиться вина, лучше решился на последний. И что же? Напившись вина, он допустил первые два греха. Если же святость так падает тяжко, то что сказать о людях без воли, без убеждений, не наблюдающих строго над самими собой?.. Ко всему этому - пьянство омрачает ум, повреждает память, из разумного создания делает человека идиотом, портит кровь, бывает причиною многих неизлечимых болезней и преждевременно старит и вгоняет человека в гроб. А сколько пьяных умирает мгновенно, от удара, сколько их посягает на свою жизнь, делаясь самоубийцами, которых святая Церковь лишает своих молитв и христианского погребения.

Седьмая заповедь запрещает прелюбодеяние и разврат. Но апостол Павел прямо говорит, что следствием пьянства есть блуд. Пьянство, разнуздывая страсти и скотские вожделения плоти, прямо ведет ко всевозможным видам разврата, ужасным и омерзительным.

Восьмая заповедь запрещает воровство, кражу чужой собственности. Но может ли пьяница не быть вором? Он вор уже потому, что обкрадывает самого себя, пропивая трудовую копейку, крадет у себя здоровье и силы, крадет самое время. Притом, всякий пьяница есть вместе и лентяй, - а леность также грех против восьмой заповеди. Но пьянство ведет и к прямому воровству. Пропив все свое, пьяница крадет чужое, для удовлетворения своей пагубной страсти.

Девятая заповедь запрещает посягать на честь и доброе имя ближнего. Но может ли пьяница, не дорожащий собственной честью, дорожить честью других? Напротив, свое собственное унижение и заслуженное презрение за беспорядочную и развратную жизнь он старается выместить на других; и потому ему всегда противны честь и доброе, безукоризненное имя ближнего; он способен на клевету, ложь и наветы явные и тайные, способен употребить все силы и средства, чтобы омрачить, очернить имя, уронить достоинство и заслуги того, кто стоит выше его по своему образу жизни и качествам умственным и нравственным. Распутный, неспособный и ленивый, он не может терпеть и ненавидеть доброго и усердного к своему долгу собрата.

Десятою заповедью Божиею запрещается завидовать благосостоянию ближнего. Но может ли быть равнодушен и доброжелателен к счастию и благосостоянию ближнего тот, что довел себя до бедности и нищеты, до бесславия и позора. Как сатана, за гордость низверженный с неба, позавидовал райскому блаженству первых людей и лишил их этого блаженства, так и потерявший достоинство человеческое пьяница старается повредить спокойствию и счастию других людей.

Мы только слегка коснулись заповедей Божиих, можно сказать, - только бегло взглянули в зеркало закона Божия, и то уже достаточно увидели, в какую бездну порока ввергает себя человек, преданный пьянству; но достаточно и указанного нами, чтобы видеть, что пьянство есть грех против всех заповедей Божиих, есть мать всех пороков, есть зло из всех зол горшее и губительнейшее для человека. Бегайте же его, как самого злейшаго врага, как язвы и заразы, губящих душу и тело.

Надо знать и помнить, что везде в Священном Писании, где говорится про вино, разумеется легкое, виноградное, наполовину разбавленное водой, а не наша крепкая, одуряющая водка. Познай же всю глубину своего падения, бедный человек, вспомни о вечности, о суде, об огне геенском. «Пьяницы Царствия Небесного не наследуют» (Кор. 6, 10).

 Тебе трудно сразу оставить пьянство. Ходи почаще в Церковь Божию, молись. бей себя в грудь и говори как мытарь: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Молись искренно, от души, со слезами, и молитва отрезвит тебя, и Господь милостивый изведет тебя из рва преисподнего, и даст тебе силы и возможность восстановить твое человеческое достоинство.


Из книги ПАСТЫРСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ К ПРОСТОМУ НАРОДУ ПРОТИВ ПЬЯНСТВА Избранные слова, беседы и поучения из проповеднической литературы.

Составил священник Екатеринбургской епархии Евлампий Бирюков.

Екатеринбург. Типография «Художественная печать», 1913



Старый стиль 3Август среда Новый стиль) 16Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV-V). Совершается служба со славословиемПрп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147). Мч. Раждена перса (457) (Груз.). Прп. Космы отшельника (VI). Сщмч. Вячеслава диакона (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1938). Евангельские Чтения2 Кор., 173 зач., III, 4-11. Мф., 96 зач., XXIII, 29-39. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23 .* Чтения прп. Антония читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. З, 4-11; Мф. 23, 29-39). Сколько милостей явил Господь Иерусалиму (т. е. иудеям)! И, наконец-таки вынужден был сказать: "се оставляется дом ваш пуст". Известно всем, какие были от этого последствия: иудеи до сих пор бездомны. Не бывает ли подобного и с душою? Печется о ней Господь и всячески ее вразумляет; покорная идет указанным путем, а непокорная остается в своем противлении Божию званию. Но Господь не бросает и ее, а употребляет все средства, чтоб ее образумить. Возрастает упорство; возрастает и Божие воздействие. Но всему мера. Душа доходит до ожесточения и Господь, видя, что уже ничего более сделать с нею нельзя, оставляет ее в руках падения своего - и гибнет она, подобно фараону. Вот и возьми всякий, кого борют страсти, себе отсюда урок, что нельзя безнаказанно продолжать поблажку до конца. Не пора ли бросить, и не по временам только себе отказывать, а сделать уже решительный поворот? Ведь никто не может сказать, когда преступит границу. Может быть, вот-вот и конец Божию долготерпению. Молитвы Тропарь преподобного Антония Римлянина, Новгородскогоглас 4Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобного Антонияглас 4Ветхий Рим, отечество твое, оставив,/ на камень, яко на легкий корабль, возшел еси/ и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси,/ промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Великаго Новаграда достигл еси/ и, обитель в нем сотворив,/ тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Антоние:// моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак преподобного Антонияглас 8Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние. Ин кондак преподобного Антония Римлянинаглас 2Яко звезда, возсиял еси от Рима,/ и, дошед Богоспасаемаго Великаго Новаграда,/ ту в нем обитель сотворил еси,/ и, церковь поставив,/ созва инок множество./ С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Антоние. Тропарь преподобных Исаакия Далмата и Фавстаглас 4Боже отец наш
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06707 c.