Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Профилактика зависимостей » Готовые уроки, беседы и сценарии »

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

- -
- -
Методические материалы

- -  

Пьяница есть нарушитель всех заповедей Божиих

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Пьянство есть грех пред Богом, грех перед людьми и грех перед самим собою. Пьяница попирает и нарушает весь закон Божий, грешит положительно против всех заповедей Божиих. Это не преувеличено. Посмотрим, какую заповедь Божию не нарушал бы пьяница.

Первая заповедь  Божия повелевает нам познавать и любить Бога и служить Ему существом своим: но может ли отуманенный вином пьяница возноситься умом к Богу, а тем более познавать Его? Развращенное сердце может любить, испорченная воля может ли служить Богу святому и праведному? Для пьяницы бог - собственная страсть, ненасытное чрево его. Пьяный способен и к хулению, и к кощунству, и к безбожию.

Вторая заповедь Божия запрещает творить идолов и кланяться им. Но пьяница страсть свою к вину делает для себя идолом, которому кланяется. Не идолопоклонник ли он?

Третья заповедь Божия запрещает без нужды произносить святое и великое имя Божие, а также сквернословие и брань. Но чего вы хотите от пьяного, с языка которого сыплются не только божба, но и всякого рода брань и сквернословие, самые гнусные слова, оскорбляющие слух всякого порядочного человека? Пьяницы также легко попирают и обещание, и присягу, столь священные и обязательные для всех христиан. Но нельзя без особенного сокрушения и боли сердца не остановиться вниманием на безобразнейшей и постыднейшей из злых привычек - сквернословии. Ни у одного народа, ни на одном языке человеческом нет таких грубых, скверных, возмущающих целомудренные души, бранных слов, как у русского православного люда. Идя по улицам, и днем, и ночью, и в будни, и в праздник, едва ли не на каждом шагу слышится эта позорная и позорящая площадная брань, о которой не лить есть и глаголати, которую отказывается выражать и перо, и бумага, и печать. И какая до чудовищности гнусная, безнравственная брань. Кого же бранят эти бессмысленные, безумные люди, глумясь своими нечистыми устами над самым прекраснейшим на языке человеческом слов и нежном имени - мать? Кто и что у нас зовется этим задушевным, святым именем матери? Первая мать наша - Пресвятая Богородица. Вторая мать наша - это та дорогая женщина, которая нас родила, вспоила и вскормила и в люди вывела. Третья мать наша - это созданная для нас Богом мать - сырая земля, которая питает нас своими плодами. И вот этих-то матерей унижают, бранят и поносят самыми позорными словами!..

Четвертая заповедь Божия повелевает посвящать Богу праздники Господни; а пьяница иногда еще до литургии предается удовлетворению своей несчастной страсти. Благочестивые люди идут в храм Господен освящать себя молитвою и добрыми делами, а пьяница идет в корчемницу, затевает шум и драку, и предается всяческим безобразиям. И не больно ли, не прискорбно ли видеть, как через это христиане унижают себя не только перед своими братьями, в страхе Божием живущими. Можно ли назвать христианами таких пропащих людей? Праздник потому и праздник, что мы должны упразднить себя даже и от обыкновенных своих житейских дел и занятий, и посвятить его всецело Богу; а у нас, как нарочно, оскорбляют святые дни невоздержанием, пьянством и безобразиями всякого рода и вида.

Пятою заповедью внушается нам любовь и почтение к родителям, к Государю, к начальникам, к пастырям церкви. Какие родители не учат детей своих добру и трезвости! Но пристрастившийся  к вину ни во что не ставит советы и мольбу родителей, и распутным своим поведением часто оскорбляет их седины и вгоняет в преждевременную могилу. Может ли человек, предающийся невоздержанию и пьянству, быть всегда верным отечеству, когда он сегодня пьян, а завтра с похмелья, когда и свое здоровье и способности, и время, и трудовую копейку он тратит на удовлетворение низкой страсти? Начальству, которое требует от всех хорошего поведения, порядка и подчиненности, пьяный оказывает грубость, дерзость и непослушание; а от пастырей духовных отворачивается и бегает, и встречу с ним почитает для себя несчастием, видя в них обличителей своей страсти и дурного образа жизни.

Шестая заповедь запрещает посягать на жизнь, спокойствие и безопасность ближнего, воспрещает гнев, злобу, ненависть, ссоры и драки. Но кто более пьяного способен к необузданному гневу, ссорам и дракам, ведущим и к убийству, этому ужасному преступлению. Из множества убийств, обагряющих кровью человеческую землю, весьма значительная часть падает именно на несчастных, отуманенных вином, которые, часто допиваясь до болезни, сами не дают себе отчета в своих действиях, делаясь ужаснейшими преступниками и злодеями. Недаром говорится, что пьяному и море по колено; он смело идет по этому морю зла, и часто гибнет в нем окончательно. Не говорим о людях неразвитых и невежественных, пьянство может доводить до ужаснейших злодеяний и людей более высокой нравственности. Известен рассказ о египетском пустыннике, который из трех предлагаемых ему грехов: или убить человека, или блуд сотворить, или же напиться вина, лучше решился на последний. И что же? Напившись вина, он допустил первые два греха. Если же святость так падает тяжко, то что сказать о людях без воли, без убеждений, не наблюдающих строго над самими собой?.. Ко всему этому - пьянство омрачает ум, повреждает память, из разумного создания делает человека идиотом, портит кровь, бывает причиною многих неизлечимых болезней и преждевременно старит и вгоняет человека в гроб. А сколько пьяных умирает мгновенно, от удара, сколько их посягает на свою жизнь, делаясь самоубийцами, которых святая Церковь лишает своих молитв и христианского погребения.

Седьмая заповедь запрещает прелюбодеяние и разврат. Но апостол Павел прямо говорит, что следствием пьянства есть блуд. Пьянство, разнуздывая страсти и скотские вожделения плоти, прямо ведет ко всевозможным видам разврата, ужасным и омерзительным.

Восьмая заповедь запрещает воровство, кражу чужой собственности. Но может ли пьяница не быть вором? Он вор уже потому, что обкрадывает самого себя, пропивая трудовую копейку, крадет у себя здоровье и силы, крадет самое время. Притом, всякий пьяница есть вместе и лентяй, - а леность также грех против восьмой заповеди. Но пьянство ведет и к прямому воровству. Пропив все свое, пьяница крадет чужое, для удовлетворения своей пагубной страсти.

Девятая заповедь запрещает посягать на честь и доброе имя ближнего. Но может ли пьяница, не дорожащий собственной честью, дорожить честью других? Напротив, свое собственное унижение и заслуженное презрение за беспорядочную и развратную жизнь он старается выместить на других; и потому ему всегда противны честь и доброе, безукоризненное имя ближнего; он способен на клевету, ложь и наветы явные и тайные, способен употребить все силы и средства, чтобы омрачить, очернить имя, уронить достоинство и заслуги того, кто стоит выше его по своему образу жизни и качествам умственным и нравственным. Распутный, неспособный и ленивый, он не может терпеть и ненавидеть доброго и усердного к своему долгу собрата.

Десятою заповедью Божиею запрещается завидовать благосостоянию ближнего. Но может ли быть равнодушен и доброжелателен к счастию и благосостоянию ближнего тот, что довел себя до бедности и нищеты, до бесславия и позора. Как сатана, за гордость низверженный с неба, позавидовал райскому блаженству первых людей и лишил их этого блаженства, так и потерявший достоинство человеческое пьяница старается повредить спокойствию и счастию других людей.

Мы только слегка коснулись заповедей Божиих, можно сказать, - только бегло взглянули в зеркало закона Божия, и то уже достаточно увидели, в какую бездну порока ввергает себя человек, преданный пьянству; но достаточно и указанного нами, чтобы видеть, что пьянство есть грех против всех заповедей Божиих, есть мать всех пороков, есть зло из всех зол горшее и губительнейшее для человека. Бегайте же его, как самого злейшаго врага, как язвы и заразы, губящих душу и тело.

Надо знать и помнить, что везде в Священном Писании, где говорится про вино, разумеется легкое, виноградное, наполовину разбавленное водой, а не наша крепкая, одуряющая водка. Познай же всю глубину своего падения, бедный человек, вспомни о вечности, о суде, об огне геенском. «Пьяницы Царствия Небесного не наследуют» (Кор. 6, 10).

 Тебе трудно сразу оставить пьянство. Ходи почаще в Церковь Божию, молись. бей себя в грудь и говори как мытарь: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Молись искренно, от души, со слезами, и молитва отрезвит тебя, и Господь милостивый изведет тебя из рва преисподнего, и даст тебе силы и возможность восстановить твое человеческое достоинство.


Из книги ПАСТЫРСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ К ПРОСТОМУ НАРОДУ ПРОТИВ ПЬЯНСТВА Избранные слова, беседы и поучения из проповеднической литературы.

Составил священник Екатеринбургской епархии Евлампий Бирюков.

Екатеринбург. Типография «Художественная печать», 1913



Старый стиль 9Октябрь воскресенье Новый стиль) 22Октябрь Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3. Поста нет. Память святых отцев VII Вселенского собора (787). Совершается служба с полиелеемАп. Иакова Алфеева (I). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрпп. Андроника и супруги его Афанасии (V). Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 до Р.Х.). Мчч. Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361-363). Св. Поплии исповедницы, диакониссы Антиохийской (IV). Прп. Петра Галатийского (IX). Сщмчч. Константина и Петра пресвитеров (1918). Сщмч. Константина пресвитера (1937). Обретение мощей прп. Севастиана Карагандинского исп (1997). Корсунской иконы Божией Матери (988, XII). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 9-е, Ин., 65 зач., XX, 19-31. Лит. - Гал., 200 зач., I, 11-19. Лк., 30 зач., VII, 11-16. Свв. отцов (под зачало): Евр., 334 зач., XIII, 7-16. Ин., 56 зач., XVII, 1-13. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9-16. Лк., 51 зач., X, 16-21. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 7, 11-16). Видит Господь мать плачущую о смерти сына и милосердует о ней; в другой раз позван был на брак, и сорадовался семейной радости. Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Его. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом провождающие жизнь свою. Однако, они различают в житейском быту порядки от порядков; ибо в них много вошло такого, на чем не может быть Божия благоволения. Есть обычаи, вызванные страстями и придуманные в удовлетворение их; другими питается одна суетность. В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих. Только дух ревности меру преходящий колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтоб не поучить и не обличить. А тот заботится лишь о том, чтобы себя и семью свою учредить по христиански; в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: "кто меня поставил судьею"? Такою тихостью он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях. Молитвы Тропарь преподобного Андроникаглас 1Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец показался еси,/ Богоносне отче наш Андрониче,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак преподобного Андроникаглас 4Благородия нравом тя честно похвалим, Андрониче,/ иже Господь в лик преподобным отцем сочета,/ яко воистинну благородия Божественныя славы венец улучи. Тропарь апостола Иакова Алфееваглас 3Апостоле святый Иакове,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим. Кондак апостола Иакова Алфееваглас 2Твердо мудрости догматы в души благочестивых вложившаго,/ похвалами да ублажим яко боговещателя вси Иакова:/ Престолу бо славы Владычню предстоя,/ и со всеми Ангелы радуется,// моля непрестанно о всех нас. Тропарь Святых отцев VII Вселенского Собораглас 8Препрославлен еси, Христе Боже наш,/ светила на земли отцы наши основавый/ и теми ко истинней вере вся ны наставивый,/ Многоблагоутробне, слава Тебе. Ин тропарь Святых отцев VII Вселенского Собораглас 2Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся, Спасе наш,/ пришедый спасти мир. Кондак Святых отцев VII Вселенского Собораглас 6Иже из Отцы возсияв, Сын неизреченно/ из Жены родися сугуб естеством,/ Егоже видяще, не отметаемся зрака изображения,/ но, сие благочестно начертающе,/ почитаем верно./ И сего ради истинную веру Церковь держащи,/ лобызает икону вочеловечения Христова. Тропарь священноисповедника схиархимандрита Севастиана Карагандинскогоглас 3Троицы Святыя служителю,/ земне ангеле и небесне человече,/ духовнаго Оптинскаго старчества преемниче,/ Христов священнотаинниче и исповедниче,/ Духа Святаго обитель всечестная,/ преподобне отче Севастиане, досточтиме,/ испроси мирови мир/ и душам нашим велию милость. Службы9 октября: Святого апостола Иакова Алфеева. Преподобного Андроника и жены его Афанасии 11 октября: Святого апостола Филиппа, одного из семи диаконов. Преподобного Феофана исповедника, епископа Никийского. Святых отцов седьмого Вселенского Собора Сайты приходов:Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Саров (Нижегородская епархия) Храм Ризоположения на Донской г. Москва (Московская епархия (городская)) Храм Апостола Иакова Алфеева с. Чуварлей (Алатырская епархия) Храм святого апостола Иакова Алфеева г. Алатырь (Алатырская епархия) Храм-часовня Апостола Иакова Алфеева с. Александровка (Валуйская епархия) Община прп. Севастиана Карагандинского г. Бамберг (Берлинско-Германская епархия) Храм Корсунской иконы Божией Матери г. Торопец (Ржевская епархия) Храм Корсунской иконы Божией Матери пос. Глинково (Московская епархия (областная)) Храм Корсунской иконы Божией Матери с. Богородицкое (Скопинская епархия) Храм Преображения Господня с. Спас-Угол (Московская епархия (областная)) Храм Корсунской иконы Божией Матери г. Углич (Переславская епархия) Борисо-Глебский кафедральный собор г. Рязань (Рязанская епархия) Храм Корсунской иконы Божией Матери г. Белгород (Белгородская епархия) Храм Иконы Божией Матери "Боголюбская" с. Филимоново (Ярославская епархия) Храм Иконы Божией Матери "Корсунская" с. Зеленцово (Тверская епархия) Свято-Никольский Черноостровский монастырь г. Малоярославец (Калужская епархия) Храм "Корсунской" иконы Божией Матери. Свято-Никольский Черноостровский монастырь г. Малоярославец (Калужская епархия) Женский скит в честь иконы Божией Матери "Корсунская" г. Севастополь (Симферопольская епархия) Женский монастырь в честь "Корсунской" иконы Божией Матери с. Корсунка (Новокаховская епархия) Статьи на Православие.Ru Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели 18-й по Пятидесятнице13 / 26 октября 2013 г. Суббота 18-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:38:38 мин. Размер 114.3 Mb) Божественная литургия в Сретенском монастыре в Неделю 18-ю по Пятидесятнице14 / 27 октября 2013 г. Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцев VII Вселенского собора. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:14:11 мин. Размер 53.5 Mb) Призвание патриарха Авраама: «который есть отец всем нам» (Рим. 4,16)Аврам появляется на библейских страницах уже в семидесятипятилетнем возрасте, когда обычно жизнь идет к закату. С полным доверием к Призвавшему он оставляет современный город, со всей его безопасностью и со всеми его удобствами, чтобы стать одним из презренных кочевников. Авраам и Сарра: духовно живыеНеважно, сколько тебе лет – 15 или 70, подлинная жизнь начинается тогда, когда человек обращается от тьмы неверия к Божественному свету – с того времени, когда он исповедует Бога. «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»Красота наших православных жен всегда ставит их в некую группу риска. Поэтому верующие мужья должны оберегать и защищать их. Кто твой наследник?Имущество дяди смущало Лота. Это были разные люди, Аврам и Лот, и уже до разделения они двигались в разном направлении. Хотя тот и другой были богаты, как по-разному они относились к тому, что имели! «Бесы пленных не берут»Чего добивается диавол? Как не стать заложником собственных чувств? Кто такой Мелхиседек? Продолжаем читать Книгу Бытия с протоиереем Олегом Стеняевым. Воспоминания. Старец Севастиан (Фомин)Особый след в моей жизни оставил старец Севастиан (Фомин), долгие годы живший в Караганде. Он был преемником оптинских старцев.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05430 c.