Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Методические материалы » Профилактика зависимостей » Готовые уроки, беседы и сценарии »

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

- -
- -
Методические материалы

- -  

Пьяница есть нарушитель всех заповедей Божиих

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко

Пьянство есть грех пред Богом, грех перед людьми и грех перед самим собою. Пьяница попирает и нарушает весь закон Божий, грешит положительно против всех заповедей Божиих. Это не преувеличено. Посмотрим, какую заповедь Божию не нарушал бы пьяница.

Первая заповедь  Божия повелевает нам познавать и любить Бога и служить Ему существом своим: но может ли отуманенный вином пьяница возноситься умом к Богу, а тем более познавать Его? Развращенное сердце может любить, испорченная воля может ли служить Богу святому и праведному? Для пьяницы бог - собственная страсть, ненасытное чрево его. Пьяный способен и к хулению, и к кощунству, и к безбожию.

Вторая заповедь Божия запрещает творить идолов и кланяться им. Но пьяница страсть свою к вину делает для себя идолом, которому кланяется. Не идолопоклонник ли он?

Третья заповедь Божия запрещает без нужды произносить святое и великое имя Божие, а также сквернословие и брань. Но чего вы хотите от пьяного, с языка которого сыплются не только божба, но и всякого рода брань и сквернословие, самые гнусные слова, оскорбляющие слух всякого порядочного человека? Пьяницы также легко попирают и обещание, и присягу, столь священные и обязательные для всех христиан. Но нельзя без особенного сокрушения и боли сердца не остановиться вниманием на безобразнейшей и постыднейшей из злых привычек - сквернословии. Ни у одного народа, ни на одном языке человеческом нет таких грубых, скверных, возмущающих целомудренные души, бранных слов, как у русского православного люда. Идя по улицам, и днем, и ночью, и в будни, и в праздник, едва ли не на каждом шагу слышится эта позорная и позорящая площадная брань, о которой не лить есть и глаголати, которую отказывается выражать и перо, и бумага, и печать. И какая до чудовищности гнусная, безнравственная брань. Кого же бранят эти бессмысленные, безумные люди, глумясь своими нечистыми устами над самым прекраснейшим на языке человеческом слов и нежном имени - мать? Кто и что у нас зовется этим задушевным, святым именем матери? Первая мать наша - Пресвятая Богородица. Вторая мать наша - это та дорогая женщина, которая нас родила, вспоила и вскормила и в люди вывела. Третья мать наша - это созданная для нас Богом мать - сырая земля, которая питает нас своими плодами. И вот этих-то матерей унижают, бранят и поносят самыми позорными словами!..

Четвертая заповедь Божия повелевает посвящать Богу праздники Господни; а пьяница иногда еще до литургии предается удовлетворению своей несчастной страсти. Благочестивые люди идут в храм Господен освящать себя молитвою и добрыми делами, а пьяница идет в корчемницу, затевает шум и драку, и предается всяческим безобразиям. И не больно ли, не прискорбно ли видеть, как через это христиане унижают себя не только перед своими братьями, в страхе Божием живущими. Можно ли назвать христианами таких пропащих людей? Праздник потому и праздник, что мы должны упразднить себя даже и от обыкновенных своих житейских дел и занятий, и посвятить его всецело Богу; а у нас, как нарочно, оскорбляют святые дни невоздержанием, пьянством и безобразиями всякого рода и вида.

Пятою заповедью внушается нам любовь и почтение к родителям, к Государю, к начальникам, к пастырям церкви. Какие родители не учат детей своих добру и трезвости! Но пристрастившийся  к вину ни во что не ставит советы и мольбу родителей, и распутным своим поведением часто оскорбляет их седины и вгоняет в преждевременную могилу. Может ли человек, предающийся невоздержанию и пьянству, быть всегда верным отечеству, когда он сегодня пьян, а завтра с похмелья, когда и свое здоровье и способности, и время, и трудовую копейку он тратит на удовлетворение низкой страсти? Начальству, которое требует от всех хорошего поведения, порядка и подчиненности, пьяный оказывает грубость, дерзость и непослушание; а от пастырей духовных отворачивается и бегает, и встречу с ним почитает для себя несчастием, видя в них обличителей своей страсти и дурного образа жизни.

Шестая заповедь запрещает посягать на жизнь, спокойствие и безопасность ближнего, воспрещает гнев, злобу, ненависть, ссоры и драки. Но кто более пьяного способен к необузданному гневу, ссорам и дракам, ведущим и к убийству, этому ужасному преступлению. Из множества убийств, обагряющих кровью человеческую землю, весьма значительная часть падает именно на несчастных, отуманенных вином, которые, часто допиваясь до болезни, сами не дают себе отчета в своих действиях, делаясь ужаснейшими преступниками и злодеями. Недаром говорится, что пьяному и море по колено; он смело идет по этому морю зла, и часто гибнет в нем окончательно. Не говорим о людях неразвитых и невежественных, пьянство может доводить до ужаснейших злодеяний и людей более высокой нравственности. Известен рассказ о египетском пустыннике, который из трех предлагаемых ему грехов: или убить человека, или блуд сотворить, или же напиться вина, лучше решился на последний. И что же? Напившись вина, он допустил первые два греха. Если же святость так падает тяжко, то что сказать о людях без воли, без убеждений, не наблюдающих строго над самими собой?.. Ко всему этому - пьянство омрачает ум, повреждает память, из разумного создания делает человека идиотом, портит кровь, бывает причиною многих неизлечимых болезней и преждевременно старит и вгоняет человека в гроб. А сколько пьяных умирает мгновенно, от удара, сколько их посягает на свою жизнь, делаясь самоубийцами, которых святая Церковь лишает своих молитв и христианского погребения.

Седьмая заповедь запрещает прелюбодеяние и разврат. Но апостол Павел прямо говорит, что следствием пьянства есть блуд. Пьянство, разнуздывая страсти и скотские вожделения плоти, прямо ведет ко всевозможным видам разврата, ужасным и омерзительным.

Восьмая заповедь запрещает воровство, кражу чужой собственности. Но может ли пьяница не быть вором? Он вор уже потому, что обкрадывает самого себя, пропивая трудовую копейку, крадет у себя здоровье и силы, крадет самое время. Притом, всякий пьяница есть вместе и лентяй, - а леность также грех против восьмой заповеди. Но пьянство ведет и к прямому воровству. Пропив все свое, пьяница крадет чужое, для удовлетворения своей пагубной страсти.

Девятая заповедь запрещает посягать на честь и доброе имя ближнего. Но может ли пьяница, не дорожащий собственной честью, дорожить честью других? Напротив, свое собственное унижение и заслуженное презрение за беспорядочную и развратную жизнь он старается выместить на других; и потому ему всегда противны честь и доброе, безукоризненное имя ближнего; он способен на клевету, ложь и наветы явные и тайные, способен употребить все силы и средства, чтобы омрачить, очернить имя, уронить достоинство и заслуги того, кто стоит выше его по своему образу жизни и качествам умственным и нравственным. Распутный, неспособный и ленивый, он не может терпеть и ненавидеть доброго и усердного к своему долгу собрата.

Десятою заповедью Божиею запрещается завидовать благосостоянию ближнего. Но может ли быть равнодушен и доброжелателен к счастию и благосостоянию ближнего тот, что довел себя до бедности и нищеты, до бесславия и позора. Как сатана, за гордость низверженный с неба, позавидовал райскому блаженству первых людей и лишил их этого блаженства, так и потерявший достоинство человеческое пьяница старается повредить спокойствию и счастию других людей.

Мы только слегка коснулись заповедей Божиих, можно сказать, - только бегло взглянули в зеркало закона Божия, и то уже достаточно увидели, в какую бездну порока ввергает себя человек, преданный пьянству; но достаточно и указанного нами, чтобы видеть, что пьянство есть грех против всех заповедей Божиих, есть мать всех пороков, есть зло из всех зол горшее и губительнейшее для человека. Бегайте же его, как самого злейшаго врага, как язвы и заразы, губящих душу и тело.

Надо знать и помнить, что везде в Священном Писании, где говорится про вино, разумеется легкое, виноградное, наполовину разбавленное водой, а не наша крепкая, одуряющая водка. Познай же всю глубину своего падения, бедный человек, вспомни о вечности, о суде, об огне геенском. «Пьяницы Царствия Небесного не наследуют» (Кор. 6, 10).

 Тебе трудно сразу оставить пьянство. Ходи почаще в Церковь Божию, молись. бей себя в грудь и говори как мытарь: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Молись искренно, от души, со слезами, и молитва отрезвит тебя, и Господь милостивый изведет тебя из рва преисподнего, и даст тебе силы и возможность восстановить твое человеческое достоинство.


Из книги ПАСТЫРСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ К ПРОСТОМУ НАРОДУ ПРОТИВ ПЬЯНСТВА Избранные слова, беседы и поучения из проповеднической литературы.

Составил священник Екатеринбургской епархии Евлампий Бирюков.

Екатеринбург. Типография «Художественная печать», 1913



Старый стиль 11Июнь среда Новый стиль) 24Июнь Седмица 4-я по Пятидесятнице. Глас 2. Петров пост. Пища с растительным маслом. Совершается служба с полиелеемАпостолов Варфоломея и Варнавы (I). Прп. Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского (1572). Иконы Божией Матери, именуемой "Достойно есть" ("Милующая") (X) Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 67 зач., XXI, 15-25 . Лит. - Рим., 105 зач., XI, 2-12. Мф., 42 зач., XI, 20-26. Апп.: Деян., 28 зач., XI, 19-26, 29-30. Лк., 51 зач., X, 16-21.* Если совершается полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», то на утрене читается Лк., 4 зач., I, 39-49, 56, а на литургии - дня и Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Рим. 11, 2-12; Мф. 11, 20-26). Господь много энамений показал в Капернауме, Вифсаиде и Хоразине; между тем, число уверовавших не соответствовало силе знамений. Потому-то Он строго и обличил эти города и присудил, что в день суда отраднее будет Тиру и Сидону, Содому и Гоморре, нежели городам тем. По этому образцу надо нам судить и о себе. Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших, и покоряя ей народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, - в св. мощах и чудотворных иконах, рассеянных по всей России! И, однако, во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и теологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет, зловерие и неверие поднимают голову, вера и Православие слабеют. Неужели же мы не об
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06734 c.