Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

24.05.2018 | Утверждение трезвости в новообразованных епархиях Русской Православной Церкви. Круглый стол

23.05.2018 | Деятельность АНО «Просветительский центр» по утверждению трезвого и здорвого образа жизни в подростковой среде высоко оценена на областном уровне

19.05.2018 | Социально-педагогический проект «Будь здоров!»: новые горизонты развития

14.05.2018 | В Просветительском центре подвели итоги XV традиционной встречи православных трезвенников Уральского региона.

12.05.2018 | XV региональная встреча православных трезвенников глазами участников.

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радовин).

Когда великого французского писателя, Франсуа Мориа, спросили — в чем он видит надежду на выход из тупика, в котором оказалось современное человечество, писатель ответил — «Единственная светлая точка в будущем человечества — это пробуждение веры у современной русской интеллигенции». Такой неожиданный ответ известного французского академика имеет исключительное значение. Мориа—римокатолик, человек западной культуры, полагает надежды не на западную цивилизацию и ее плоды, как можно было бы ожидать, но на веру, которая просыпается в распятом православном русском народе. Вероятно, перед смертью он почувствовал всю притягательность Православия, и был не единственным в Европе, кто ощу¬тил эту его исключительную силу.

-

Православие на Западе долго оставалось в забвении, если не сказать - в презрении. Для того, чтобы Запад оказался способен по­нять, что за сила заключена в кажущейся «не­эффективности» восточного православного христиан­ства, должны были произойти огромные потрясения и в истории западной цивилизации, и в истории право­славного Востока.

В Новом Завете мы находим вопрос, который, как нам кажется, человек западного менталитета, сформи­рованного протестантским и римским христианством, веками задавал христианскому Востоку - Нафанаил задает его апостолу Филиппу. После того, как апостол Филипп рассказывает Нафанаилу о том, что они нашли долгожданного Мессию, тот удивленно спрашивает -«Из Назарета может ли быть что доброе? Филипп гово­рит ему, пойди и посмотри!». И после встречи с Христом Нафанаил восклицает - «Равви! Ты - Сын Божий, Ты -Царь Израилев» (Ин. 1, 43-49).

Подобное недоуменное отношение к Православному Востоку было характерно для культурно развитого Запада на протяжении многих столетий: с Востока, уни­женного, истоптанного турецким, татарским игом, а позже - современной атеистической идеологией - мо­жет ли быть что доброе?! Многие разделяют это мне­ние и сейчас, атакой вопрос, к сожалению, часто можно услышать и от представителей самой восточной куль­туры, воспитанных на почве Православия, но утратив­ших свое историческое самосознание, поклонившихся «золотым тельцам» и идолам современной цивилиза­ции, страдающих комплексом неполноценности перед преходящими авторитетами сего мира. Так повторя­ется история, уже случившаяся однажды на Синае с Моисеем и его народом: пока пророк принимал от Бога Откровение Вечной Истины и Закон, народ его в до­лине кланялся золотому тельцу, забыв и своего вождя Моисея и Бога, Которого он исповедовал и Которому служил. На все эти недоумения и сомнения православ­ный Восток и прежде и теперь отвечает словами апо­стола Филиппа: Пойди и посмотри!

И в самом деле, каждый, кто с сердечной чистотой Нафанаила приходит к Православию и православному Христу, рано или поздно повторит его слова: «Равви, Ты - Сын Божий, Ты - Царь Израилев!»

В чем же заключена эта притягательная сила Православия? Что его поддерживает и хранит, что веч­но его возрождает? Суть, сердце Православия, его не­победимая сила, сокрыты именно в этом дивном и единственном лике Христа, Сына Божия, с Которым встретился Нафанаил, и тысячи других людей после него. Главная забота Православия была о том, чтобы че­рез всю свою историю пронести и сохранить этот неизъ­яснимо прекрасный лик евангельского Христа и пра­вильно прославить Его. Что такое Православие? Уже само слово - Православие, свидетельствует его право­ту, и правильность прославления Христа как совершен­ного Бога и совершенного человека. Православие - ис­тинное прославление Бога в человеке и человеком; прославление человека в Боге и Богом; прославление Его непреходящей вечной славы - той славы, которую уготовал Господь от века любящим Его. Православие есть истинная вера и добродетельная жизнь, полнота жизни в добродетели и вере, явленные и воплощенные в удивительной личности Иисуса из Назарета. Истинные вера и добродетель неразделимы между собой, также как Бог и человек неразделимы в Самом Христе. Также как дерево без корней не может расти и плодоносить, так и без истинной веры не может быть плодоносной жизни.

-

Чудный образ Христа Спасителя, соединяющий в себе истинную веру и истинную жизнь и спасение мира, хранился и хранится, присутствует и вечно действует в Церкви. Христос - глава Церкви, а Церковь - Его живой богочеловеческий организм. Церковь - святая закваска, она взращивает человека, в ней сила пре­ображения неба и земли в новые небо и землю. На про­тяжении всей истории христианства существовало мно­жество общин, считавших себя христианскими, между тем, только та историческая община, во имя Христово собранная, которая хранила и хранит истинную веру во Христа и жизнь во Христе, может быть названа истин­ной церковью,т.е. Православной Церковью. Как Христос один, так и вера одна, и Дух Святой, животворящий и исполняющий, и крещение - «едино», так и Церковь - одна. Как Христос не может раздвоиться и разделиться, так и Его Церковь, Его Тело святое, не может раздвоить­ся; можно отделиться и отпасть от нее, но разделить не­возможно. И отпадают от нее все, кто искажает истин­ную веру, уродует неподдельный светоносный образ Христа Богочеловека, извращает Его святое учение.

Православная Церковь, называемая еще и Восточной (к которой мы принадлежим), на протяжении всей своей истории старалась сохранить этот святой образ и свиде­тельствовать о вере, свидетельствовать и хранить исти­ну о Боге и человеке, открытую Самим Богом в личности Богочеловека Христа, без Которого нет и не может быть спасения никакой живой твари. Это единство Церкви и Богочеловека Христа подтверждается и другим ее на­званием - «Восточная» (по-сербски слова Восток и Исток звучат одинаково), под этим, как правило, подраз­умевается географическое понятие, т.е. место ее исто­рического пребывания. Но сейчас, когда Православная Церковь разбросана по всем континентам, такое название уже не соответствует ее фактическому положению. В этом определении нет каких-либо специфических особенностей религиозности христианского Востока. «Восточная» - прежде всего та, которая от «Истока», Источника, родника. Восток - Сам Христос, Исток - Источник всего существующего; место, где рождается солнце: Христос - «Солнце правды», Альфа и Омега, Начало и Конец, всего того, что есть. Следовательно «Восточная Церковь» - Христова Церковь, истинная, непобедимая, вечная. Церковь - единая и святая, апо­стольская и соборная. Единая, потому, что полагает основание на едином Боге Отце, Сыне и Святом Духе, святая потому, что призвана наполняться святостью еди­ного Бога «единого Святого». Апостольская потому, что стоит на проповеди и предании двенадцати апостолов Христовых, апостольском преемстве. Соборная потому, что собирает в себе, соединяет Бога и человека, людей и ангелов, все Божие творение, призывает все и вся во­йти в ее святое общение. Призывает все народы земные стать единым народом Божиим, чтобы все «были еди­но», как Отец и Сын и Дух Святой, сохраняя при этом свои особенности, свои дары. В этом заключен собор­ный, кафолический, вселенский характер Церкви, и ее историческое призвание.

Все эти свойства и такой характер делают Православную Церковь современной всегда, она и во «всяком» времени и вне времени. Еще в прошлом веке великий русский православный богослов Алексей Хомяков справедливо отметил, что Церковь не явля­ется некой авторитарной властью. Авторитет это - не­что внешнее, а власть всегда несет в себе насилие, Церковь не обладает ни видимой властью, ни внешним авторитетом. В Православной Церкви существует свой порядок, устав, но порядок и власть - не одно и то же. Православная Церковь ни разу не поддалась ис­кушению господством и властью. Главная ее цель и при­звание - нести свет и святость, спасение миру. Она су­ществует в мире не для того, чтобы мир служил ей, но чтобы послужить миру и, подобно Христу, приносить себя в жертву «за жизнь мира». И каждый, кто живет ее соборной, вселенской жизнью, жизнью жертвенной Христовой любви и единства в Духе, становится истин­но воцерковленным, церковным существом, соединен­ным с Христом Богом и ближними своими нераздель­ным единством. Господь основал Свою святую общину, т.е. святую Церковь, на самоотверженной любви, взаим­ном уважении, смирении и терпении, и там где их нет, нельзя говорить о настоящей Церкви. И Сам Христос, как основатель Церкви, явил, воплотил в Себе и жерт­венную любовь, и смирение, и терпение. Из любви к людям Он принял распятие и мученическую смерть, от­дал жизнь за ближнего Своего, оставив Своей Церкви пример смирения и жертвенности. В свидетельстве и исповедании такой святой любви заключены вечная со­временность и вечная молодость Церкви Христовой. Христос как вечная Любовь - ее единственный неиз­менный путь. Своей Любовью Он зовет каждого уверо­вать в Него, войти в Церковь, принять святое крещение и стать «древом масличным в духовном раю» Церкви. (О святом Савве говорится, что он чад своих, сербский на­род, посадил как «древо масличное в духовном раю».)

-

Христос в Православии открывается и исповеду­ется как сокровенная тайна и истина жизни, истина, требующая всей полноты жизни в ней, но никогда как внешняя власть и сила. Однажды и навсегда сказал Он Своим последователям: «Кто хочет следовать за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и ступай за Мной». Именно такая ненасильственность и привлекает моло­дые души. Никогда еще человек не подвергался такому давлению и манипулированию, как в наше время. Мича Попович, выдающийся сербский художник, на одной из своих выставок представил картину «Манипуляция». На ней изображен человек с завязанными глазами, желез­ной рукой удерживающий за руку другого. Вероятно, художник хотел символически показать страшное на­силие над человеком, манипулирование человеческой свободой, совестью и сознанием, особенно в тотали­тарных системах и идеологиях. К сожалению, в истории существует немало примеров манипулирования людь­ми, не только во имя безбожия, но во имя ложных бо­гов, искаженных понятий о Боге. Красота православного Христа заключена именно в Его бесконечном уважении человеческой личности и человеческой свободы, в Его Божественной деликатности. С другой стороны, это без­граничное уважение человека и его свободы обязыва­ет и призывает к такой же безграничной жертве, какой была Христова жертва и Его богочеловеческая любовь. На такой жертвенной любви, безграничном смире­нии и уважении к человеку Бог созидает Свою Святую Общину, Свою Церковь.

Православная Церковь обладает еще одним свой­ством, имеющим исключительно важное значение для воспитания молодежи. Православная Церковь с са­мого начала по самой природе своей - Церковь сви­детельства и свидетелей - Церковь мучеников. Сам Христос - свидетель верный, свидетель Истины, кото­рая - Он Сам, Которую Он Сам свидетельствует распя­тием и мученической кровью. И подобно Своему свидетельствовали о Господе своим словом, делом и му­ченической кровью, другие тем, что называется «муче­ничеством совести», бескровным мученичеством, т.е. непрестанным духовным подвигом, терпением, борь­бой со страстями, со всяким злом в себе и вокруг себя. Тех, кто свидетельствовал о Христе своей кровью, было множество во все времена, но мы с уверенностью мо­жем сказать, что ни одна эпоха не дала столько муче­ников, свидетелей своей верности и любви к Нему, как наше столетие. Миллионы православных христи­ан, закланных за Христа по всей России, в Сербии - в Ясеновце, Глине (места концлагерей, в которых во вре­мя Второй Мировой войны хорватами-усташами были замучены тысячи православных сербов - прим. пе­реводчика), других местах, пример и доказательство тому. И сегодня вся Православная Церковь - живой свидетель Распятого Христа и причастник Его Распятия. Иерусалимская Церковь - Сионская мать всех церк­вей, Антиохийская Церковь, Константинопольская Церковь - мать наших славянских Церквей; не говоря о Русской, Сербской, многих других Поместных Церквах - не носят ли все они «раны Господа Иисуса Христа на себе» - каждая в свое время гонимая и изгоняемая? Не убелила ли великая Русская Церковь кровью миллио­нов новомучеников бескрайние просторы России? О мученичестве Сербской Церкви, тысячах православных сербов, заживо погребенных в ямах Глины, Ясеновца, Ядовна, сегодня известно всем. Откуда это мучениче­ство Православной Церкви? Единственный правильный ответ на этот вопрос дает святой Макарий Египетский - «Где Дух Святой, там и гонение». То есть там, где Истина, где истинная Церковь, как носитель и хранитель Духа Святого, там возникают самые страшные гонения, пото­му что исконная цель зла - изгнание из мира и человека Духа Святого, в Котором полнота жизни и единственное спасение человека и мира. История свидетельствует, что Православная Церковь была и есть - гонимая Церковь. Как это не парадоксально, но это самое сильное доказа­тельство того, что она Церковь истинная, что ее действи­тельно ведет и хранит непобедимая сила Духа Святого. Очевидно, что и сегодняшняя миссия Церкви в мире, также как и ее историческая роль, подобно Распятому Христу, имеет спасительное и искупительное значение. Приведем несколько примеров: Распятие, страдание и смерть православного византийского царства и других православных балканских государств в четырнадцатом и пятнадцатом веках несомненно имело спасительный и искупительный характер не только для православных, но и для всех западно-европейских неправославных на­родов. То, что происходило в далеком прошлом, проис­ходит и в наши дни: кровь миллионов новомучеников - вот та сила, которая не дает антихристу и его адскому злу воцариться в современном мире.

Нельзя забывать, что человеческая история име­ет и свой глубокий метафизический план, на котором Церкви отведено место в самой гуще судьбоносных исторических событий, и можно говорить о том, что от ее судьбы зависит судьба всего современного мира. Если Православие выстоит в борьбе против демониче­ского зла, если окрепнет православная вера, возродит­ся благочестие, тогда у мира появится надежда на спа­сение. Еще в прошлом веке Достоевский, пророчески прозревая грядущие трагические события, провидел силу образа православного Христа, предчувствовал бу­дущую всечеловеческую миссию Православия. Может быть, кто-то читая пророчества Достоевского, ожидал, что в будущем Православие предпримет неожидан­ную, видимую экспансию в мире. Надо сказать, что та­кие ожидания частично оправдались: Православие сей­час представлено на всех континентах. Но не в этом был главный смысл пророчества Достоевского, всю его глу­бину увидели только духовные прозорливцы. Они по­няли, что Достоевский предвидел Голгофу, а не триумф, ощутили, что грядущие времена пройдут для Церкви под знаком Распятия и жертвенной Голгофской любви ко всем и вся, как единственного спасения для челове­ка и всего человечества. Православие сегодня, также как когда-то распятый и уничиженный Христос, откры­вает современному миру, в чем его спасение и полно­та. Его «ранами» сегодня, как когда-то Христовыми, исцеляются «раны» мира. Это распятие Православия и жертвенная голгофская любовь, которую православ­ные свидетельствуют собственной кровью, и есть тот елей всечеловеческой любви, «любви, которая не ищет своего», елей, который Достоевский находит и откры­вает в Православии и православном Христе, который Православие щедро изливает в мир, как единственное лекарство от ран, болезней и зла.

Православные призваны быть свидетелями жерт­венной голгофской любви; кто не имеет дара свиде­тельства кровью, призваны свидетельствовать о ней бескровным «мученичеством совести». Потому что именно этой жертвенной распинающейся Христовой любовью,    засвидетельствованной    кровью   Самого Христа и кровью миллионов мучеников, Его свидете­лей верных - будут судимы наши дела, помыслы, вся жизнь, на Страшном Суде. Есть ли что-то более значи­тельное и святое для человека, особенно молодого, чем такая жертвенная любовь, которую исповедует и свиде­тельствует Православие?

В заключение, подчеркнем еще одно важное свойство Православия, благодаря которому оно вечно возрожда­ется и воскресает. Православная Церковь - Церковь свя­того евхаристического общения. Христос Своими Телом и Кровью, Которыми мы причащаемся на Литургии, при­сутствует среди нас и в нас, силой Духа Святого. Именно в Литургии Христос является и открывается как жертвенная любовь и вечное человеколюбие, именно на Литургии мы учимся у Него изо дня вдень «сами себя и весь живот свой Христу Богу» предавать, принимая от Него Самого эту лю­бовь, как единственный путь жизни, жизни в бесконечном взаимном боголюбии и человеколюбии. Православный христианин не может жить одной жизнью в Церкви, а дру­гой вне Ее. Вся его жизнь, всякое его дело призваны к воцерковлению, освящению духом Литургии. Справедливо сказано, что только тот, кто понимает, что такое Литургия, знает что такое Церковь - понимает, что значит быть жи­вым членом Церкви. Литургия, по самой своей природе, вбирает в себя всю нашу жизнь, формируя ее, формируя в нас нового преображенного человека, делая и нашу общ­ность единением в Христовой любви. На Литургии мы в каждом узнаем своего вечного брата во Христе Боге, единственном человеколюбце, на Литургии происходит истинное человеческое единение, настоящее человече­ское общение и единение людей с Богом. В Литургии вся жизнь Церкви, жизнь всех Ее членов достигает своей пол­ноты и совершенства.

Церковь, как евхаристическая община, утоляет жажду современного человека, - а молодого особенно, - жажду истинного общения и единения. Как уже было сказано, в ней открывается и даруется великая тайна самоотвержен­ной чистой любви, как высшая тайна жизни. Весь смысл нашего жития и делания должен быть заключен в воспи­тании такой самоотверженной любви, она не приходит сама собой, она приобретается непрестанным трудом - личным и соборным, постом, молитвой. Вот - призвание, достойное человека. Оно открывает человеческому бы­тию вечные и бесконечные горизонты, оно было и оста­ется призывом к людям, особенно молодым, еще откры­тым и восприимчивым, еще не искалеченным мелочными суетными целями, ко всему, что целостно, вечно и совер­шенно. Православие зиждется на целостном и вечном, оно зовет к совершенному и бесконечному, в этом заклю­чено его всечеловеческое спасительное значение и един­ственный свет надежды на будущее мира и человека.

Из книги «Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радовин). Основы православного воспитания»/

Перевод с сербского Светланы Луганской

-



Старый стиль 14Май суббота Новый стиль) 27Май Седмица 6-я по Пасхе. Глас 5. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Исидора (251). Совершается служба на шестьБлж. Исидора Твердислова, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца (1474). Мч. Максима (ок. 250). Прп. Серапиона Синдонита (V). Прп. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (1108). Свт. Леонтия, патриарха Иерусалимского (1175). Сщмч. Петра пресвитера (1939). Теребенской (1654) , Ярославской (Печерской) (1823) икон Божией Матери. Евангельские ЧтенияДеян., 43 зач., XX, 7-12. Ин., 48 зач., XIV, 10-21. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Дея. 20, 7-12; Ин. 14, 10-21). "И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю". Какое утешительное обетование! Но как немногие пользуются им! Редко кто содержит его в уме. Есть такие, которые совсем не понимают его и не принимают. Отчего так? Оттого что Господа не любят, и заповедей Его не исполняют. Эта неверность сердца Господу посекает всякое дерзновение обращаться к Богу с прошением, точно так, как и в житейском быту, неисправный слуга не смеет просить о чем либо господ своих, зная, что не заслужил никакой милости. Заведенные молитвы читаются своим чередом, а в них есть прошения очень великие, но они только читаются, а это, как известно, далеко еще не молитва и не прошение. Стать с истинною молитвою перед Господом и простереть к Нему прошение иначе нельзя, как исправив свои совестные к Нему отношения. Молитвы Тропарь блаженного Исидора, Христа ради юродивогоглас 4Просветився Божественною благодатию, Богомудре,/ целомудрием многим и терпением/ во временней жизни течение добре скончал еси./ Тем и по смерти яви тя светлость жития твоего:/ источавши бо исцелений благодать/ иже с верою притекающим ко святому твоему гробу,/ Исидоре блаженне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша. Ин тропарь блаженного Исидора, Христа ради юродивогоглас 4От земли Воззвавый тя на вечныя обители,/ соблюдает и по смерти тело твое невредимо,/ святе Исидоре,/ ты бо в целомудрии и чистоте жития пожил еси, блаженне,/ не осквернив своего телесе,/ темже со дерзновением Христа Бога моли/ спастися душам нашим. Ин тропарь блаженного Исидора, Христа ради юродивогоглас 1Божественною свыше просветився благодатию, Богомудре,/ многим терпением во временней жизни течение совершил еси,/ темже и по успении источавши чудеса/ иже с верою приходящим к раце мощей твоих, Исидоре всеблаженне./ Слава Давшему ти крепость,/ слава Прославльшему тя в чудесех,/ слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак блаженного Исидора, Христа ради юродивогоглас 8Взбранному и дивному в праведницех,/ иже убо от Христа дар чудес приимшему,/ п
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06355 c.