Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радовин).

Когда великого французского писателя, Франсуа Мориа, спросили — в чем он видит надежду на выход из тупика, в котором оказалось современное человечество, писатель ответил — «Единственная светлая точка в будущем человечества — это пробуждение веры у современной русской интеллигенции». Такой неожиданный ответ известного французского академика имеет исключительное значение. Мориа—римокатолик, человек западной культуры, полагает надежды не на западную цивилизацию и ее плоды, как можно было бы ожидать, но на веру, которая просыпается в распятом православном русском народе. Вероятно, перед смертью он почувствовал всю притягательность Православия, и был не единственным в Европе, кто ощу¬тил эту его исключительную силу.

-

Православие на Западе долго оставалось в забвении, если не сказать - в презрении. Для того, чтобы Запад оказался способен по­нять, что за сила заключена в кажущейся «не­эффективности» восточного православного христиан­ства, должны были произойти огромные потрясения и в истории западной цивилизации, и в истории право­славного Востока.

В Новом Завете мы находим вопрос, который, как нам кажется, человек западного менталитета, сформи­рованного протестантским и римским христианством, веками задавал христианскому Востоку - Нафанаил задает его апостолу Филиппу. После того, как апостол Филипп рассказывает Нафанаилу о том, что они нашли долгожданного Мессию, тот удивленно спрашивает -«Из Назарета может ли быть что доброе? Филипп гово­рит ему, пойди и посмотри!». И после встречи с Христом Нафанаил восклицает - «Равви! Ты - Сын Божий, Ты -Царь Израилев» (Ин. 1, 43-49).

Подобное недоуменное отношение к Православному Востоку было характерно для культурно развитого Запада на протяжении многих столетий: с Востока, уни­женного, истоптанного турецким, татарским игом, а позже - современной атеистической идеологией - мо­жет ли быть что доброе?! Многие разделяют это мне­ние и сейчас, атакой вопрос, к сожалению, часто можно услышать и от представителей самой восточной куль­туры, воспитанных на почве Православия, но утратив­ших свое историческое самосознание, поклонившихся «золотым тельцам» и идолам современной цивилиза­ции, страдающих комплексом неполноценности перед преходящими авторитетами сего мира. Так повторя­ется история, уже случившаяся однажды на Синае с Моисеем и его народом: пока пророк принимал от Бога Откровение Вечной Истины и Закон, народ его в до­лине кланялся золотому тельцу, забыв и своего вождя Моисея и Бога, Которого он исповедовал и Которому служил. На все эти недоумения и сомнения православ­ный Восток и прежде и теперь отвечает словами апо­стола Филиппа: Пойди и посмотри!

И в самом деле, каждый, кто с сердечной чистотой Нафанаила приходит к Православию и православному Христу, рано или поздно повторит его слова: «Равви, Ты - Сын Божий, Ты - Царь Израилев!»

В чем же заключена эта притягательная сила Православия? Что его поддерживает и хранит, что веч­но его возрождает? Суть, сердце Православия, его не­победимая сила, сокрыты именно в этом дивном и единственном лике Христа, Сына Божия, с Которым встретился Нафанаил, и тысячи других людей после него. Главная забота Православия была о том, чтобы че­рез всю свою историю пронести и сохранить этот неизъ­яснимо прекрасный лик евангельского Христа и пра­вильно прославить Его. Что такое Православие? Уже само слово - Православие, свидетельствует его право­ту, и правильность прославления Христа как совершен­ного Бога и совершенного человека. Православие - ис­тинное прославление Бога в человеке и человеком; прославление человека в Боге и Богом; прославление Его непреходящей вечной славы - той славы, которую уготовал Господь от века любящим Его. Православие есть истинная вера и добродетельная жизнь, полнота жизни в добродетели и вере, явленные и воплощенные в удивительной личности Иисуса из Назарета. Истинные вера и добродетель неразделимы между собой, также как Бог и человек неразделимы в Самом Христе. Также как дерево без корней не может расти и плодоносить, так и без истинной веры не может быть плодоносной жизни.

-

Чудный образ Христа Спасителя, соединяющий в себе истинную веру и истинную жизнь и спасение мира, хранился и хранится, присутствует и вечно действует в Церкви. Христос - глава Церкви, а Церковь - Его живой богочеловеческий организм. Церковь - святая закваска, она взращивает человека, в ней сила пре­ображения неба и земли в новые небо и землю. На про­тяжении всей истории христианства существовало мно­жество общин, считавших себя христианскими, между тем, только та историческая община, во имя Христово собранная, которая хранила и хранит истинную веру во Христа и жизнь во Христе, может быть названа истин­ной церковью,т.е. Православной Церковью. Как Христос один, так и вера одна, и Дух Святой, животворящий и исполняющий, и крещение - «едино», так и Церковь - одна. Как Христос не может раздвоиться и разделиться, так и Его Церковь, Его Тело святое, не может раздвоить­ся; можно отделиться и отпасть от нее, но разделить не­возможно. И отпадают от нее все, кто искажает истин­ную веру, уродует неподдельный светоносный образ Христа Богочеловека, извращает Его святое учение.

Православная Церковь, называемая еще и Восточной (к которой мы принадлежим), на протяжении всей своей истории старалась сохранить этот святой образ и свиде­тельствовать о вере, свидетельствовать и хранить исти­ну о Боге и человеке, открытую Самим Богом в личности Богочеловека Христа, без Которого нет и не может быть спасения никакой живой твари. Это единство Церкви и Богочеловека Христа подтверждается и другим ее на­званием - «Восточная» (по-сербски слова Восток и Исток звучат одинаково), под этим, как правило, подраз­умевается географическое понятие, т.е. место ее исто­рического пребывания. Но сейчас, когда Православная Церковь разбросана по всем континентам, такое название уже не соответствует ее фактическому положению. В этом определении нет каких-либо специфических особенностей религиозности христианского Востока. «Восточная» - прежде всего та, которая от «Истока», Источника, родника. Восток - Сам Христос, Исток - Источник всего существующего; место, где рождается солнце: Христос - «Солнце правды», Альфа и Омега, Начало и Конец, всего того, что есть. Следовательно «Восточная Церковь» - Христова Церковь, истинная, непобедимая, вечная. Церковь - единая и святая, апо­стольская и соборная. Единая, потому, что полагает основание на едином Боге Отце, Сыне и Святом Духе, святая потому, что призвана наполняться святостью еди­ного Бога «единого Святого». Апостольская потому, что стоит на проповеди и предании двенадцати апостолов Христовых, апостольском преемстве. Соборная потому, что собирает в себе, соединяет Бога и человека, людей и ангелов, все Божие творение, призывает все и вся во­йти в ее святое общение. Призывает все народы земные стать единым народом Божиим, чтобы все «были еди­но», как Отец и Сын и Дух Святой, сохраняя при этом свои особенности, свои дары. В этом заключен собор­ный, кафолический, вселенский характер Церкви, и ее историческое призвание.

Все эти свойства и такой характер делают Православную Церковь современной всегда, она и во «всяком» времени и вне времени. Еще в прошлом веке великий русский православный богослов Алексей Хомяков справедливо отметил, что Церковь не явля­ется некой авторитарной властью. Авторитет это - не­что внешнее, а власть всегда несет в себе насилие, Церковь не обладает ни видимой властью, ни внешним авторитетом. В Православной Церкви существует свой порядок, устав, но порядок и власть - не одно и то же. Православная Церковь ни разу не поддалась ис­кушению господством и властью. Главная ее цель и при­звание - нести свет и святость, спасение миру. Она су­ществует в мире не для того, чтобы мир служил ей, но чтобы послужить миру и, подобно Христу, приносить себя в жертву «за жизнь мира». И каждый, кто живет ее соборной, вселенской жизнью, жизнью жертвенной Христовой любви и единства в Духе, становится истин­но воцерковленным, церковным существом, соединен­ным с Христом Богом и ближними своими нераздель­ным единством. Господь основал Свою святую общину, т.е. святую Церковь, на самоотверженной любви, взаим­ном уважении, смирении и терпении, и там где их нет, нельзя говорить о настоящей Церкви. И Сам Христос, как основатель Церкви, явил, воплотил в Себе и жерт­венную любовь, и смирение, и терпение. Из любви к людям Он принял распятие и мученическую смерть, от­дал жизнь за ближнего Своего, оставив Своей Церкви пример смирения и жертвенности. В свидетельстве и исповедании такой святой любви заключены вечная со­временность и вечная молодость Церкви Христовой. Христос как вечная Любовь - ее единственный неиз­менный путь. Своей Любовью Он зовет каждого уверо­вать в Него, войти в Церковь, принять святое крещение и стать «древом масличным в духовном раю» Церкви. (О святом Савве говорится, что он чад своих, сербский на­род, посадил как «древо масличное в духовном раю».)

-

Христос в Православии открывается и исповеду­ется как сокровенная тайна и истина жизни, истина, требующая всей полноты жизни в ней, но никогда как внешняя власть и сила. Однажды и навсегда сказал Он Своим последователям: «Кто хочет следовать за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и ступай за Мной». Именно такая ненасильственность и привлекает моло­дые души. Никогда еще человек не подвергался такому давлению и манипулированию, как в наше время. Мича Попович, выдающийся сербский художник, на одной из своих выставок представил картину «Манипуляция». На ней изображен человек с завязанными глазами, желез­ной рукой удерживающий за руку другого. Вероятно, художник хотел символически показать страшное на­силие над человеком, манипулирование человеческой свободой, совестью и сознанием, особенно в тотали­тарных системах и идеологиях. К сожалению, в истории существует немало примеров манипулирования людь­ми, не только во имя безбожия, но во имя ложных бо­гов, искаженных понятий о Боге. Красота православного Христа заключена именно в Его бесконечном уважении человеческой личности и человеческой свободы, в Его Божественной деликатности. С другой стороны, это без­граничное уважение человека и его свободы обязыва­ет и призывает к такой же безграничной жертве, какой была Христова жертва и Его богочеловеческая любовь. На такой жертвенной любви, безграничном смире­нии и уважении к человеку Бог созидает Свою Святую Общину, Свою Церковь.

Православная Церковь обладает еще одним свой­ством, имеющим исключительно важное значение для воспитания молодежи. Православная Церковь с са­мого начала по самой природе своей - Церковь сви­детельства и свидетелей - Церковь мучеников. Сам Христос - свидетель верный, свидетель Истины, кото­рая - Он Сам, Которую Он Сам свидетельствует распя­тием и мученической кровью. И подобно Своему свидетельствовали о Господе своим словом, делом и му­ченической кровью, другие тем, что называется «муче­ничеством совести», бескровным мученичеством, т.е. непрестанным духовным подвигом, терпением, борь­бой со страстями, со всяким злом в себе и вокруг себя. Тех, кто свидетельствовал о Христе своей кровью, было множество во все времена, но мы с уверенностью мо­жем сказать, что ни одна эпоха не дала столько муче­ников, свидетелей своей верности и любви к Нему, как наше столетие. Миллионы православных христи­ан, закланных за Христа по всей России, в Сербии - в Ясеновце, Глине (места концлагерей, в которых во вре­мя Второй Мировой войны хорватами-усташами были замучены тысячи православных сербов - прим. пе­реводчика), других местах, пример и доказательство тому. И сегодня вся Православная Церковь - живой свидетель Распятого Христа и причастник Его Распятия. Иерусалимская Церковь - Сионская мать всех церк­вей, Антиохийская Церковь, Константинопольская Церковь - мать наших славянских Церквей; не говоря о Русской, Сербской, многих других Поместных Церквах - не носят ли все они «раны Господа Иисуса Христа на себе» - каждая в свое время гонимая и изгоняемая? Не убелила ли великая Русская Церковь кровью миллио­нов новомучеников бескрайние просторы России? О мученичестве Сербской Церкви, тысячах православных сербов, заживо погребенных в ямах Глины, Ясеновца, Ядовна, сегодня известно всем. Откуда это мучениче­ство Православной Церкви? Единственный правильный ответ на этот вопрос дает святой Макарий Египетский - «Где Дух Святой, там и гонение». То есть там, где Истина, где истинная Церковь, как носитель и хранитель Духа Святого, там возникают самые страшные гонения, пото­му что исконная цель зла - изгнание из мира и человека Духа Святого, в Котором полнота жизни и единственное спасение человека и мира. История свидетельствует, что Православная Церковь была и есть - гонимая Церковь. Как это не парадоксально, но это самое сильное доказа­тельство того, что она Церковь истинная, что ее действи­тельно ведет и хранит непобедимая сила Духа Святого. Очевидно, что и сегодняшняя миссия Церкви в мире, также как и ее историческая роль, подобно Распятому Христу, имеет спасительное и искупительное значение. Приведем несколько примеров: Распятие, страдание и смерть православного византийского царства и других православных балканских государств в четырнадцатом и пятнадцатом веках несомненно имело спасительный и искупительный характер не только для православных, но и для всех западно-европейских неправославных на­родов. То, что происходило в далеком прошлом, проис­ходит и в наши дни: кровь миллионов новомучеников - вот та сила, которая не дает антихристу и его адскому злу воцариться в современном мире.

Нельзя забывать, что человеческая история име­ет и свой глубокий метафизический план, на котором Церкви отведено место в самой гуще судьбоносных исторических событий, и можно говорить о том, что от ее судьбы зависит судьба всего современного мира. Если Православие выстоит в борьбе против демониче­ского зла, если окрепнет православная вера, возродит­ся благочестие, тогда у мира появится надежда на спа­сение. Еще в прошлом веке Достоевский, пророчески прозревая грядущие трагические события, провидел силу образа православного Христа, предчувствовал бу­дущую всечеловеческую миссию Православия. Может быть, кто-то читая пророчества Достоевского, ожидал, что в будущем Православие предпримет неожидан­ную, видимую экспансию в мире. Надо сказать, что та­кие ожидания частично оправдались: Православие сей­час представлено на всех континентах. Но не в этом был главный смысл пророчества Достоевского, всю его глу­бину увидели только духовные прозорливцы. Они по­няли, что Достоевский предвидел Голгофу, а не триумф, ощутили, что грядущие времена пройдут для Церкви под знаком Распятия и жертвенной Голгофской любви ко всем и вся, как единственного спасения для челове­ка и всего человечества. Православие сегодня, также как когда-то распятый и уничиженный Христос, откры­вает современному миру, в чем его спасение и полно­та. Его «ранами» сегодня, как когда-то Христовыми, исцеляются «раны» мира. Это распятие Православия и жертвенная голгофская любовь, которую православ­ные свидетельствуют собственной кровью, и есть тот елей всечеловеческой любви, «любви, которая не ищет своего», елей, который Достоевский находит и откры­вает в Православии и православном Христе, который Православие щедро изливает в мир, как единственное лекарство от ран, болезней и зла.

Православные призваны быть свидетелями жерт­венной голгофской любви; кто не имеет дара свиде­тельства кровью, призваны свидетельствовать о ней бескровным «мученичеством совести». Потому что именно этой жертвенной распинающейся Христовой любовью,    засвидетельствованной    кровью   Самого Христа и кровью миллионов мучеников, Его свидете­лей верных - будут судимы наши дела, помыслы, вся жизнь, на Страшном Суде. Есть ли что-то более значи­тельное и святое для человека, особенно молодого, чем такая жертвенная любовь, которую исповедует и свиде­тельствует Православие?

В заключение, подчеркнем еще одно важное свойство Православия, благодаря которому оно вечно возрожда­ется и воскресает. Православная Церковь - Церковь свя­того евхаристического общения. Христос Своими Телом и Кровью, Которыми мы причащаемся на Литургии, при­сутствует среди нас и в нас, силой Духа Святого. Именно в Литургии Христос является и открывается как жертвенная любовь и вечное человеколюбие, именно на Литургии мы учимся у Него изо дня вдень «сами себя и весь живот свой Христу Богу» предавать, принимая от Него Самого эту лю­бовь, как единственный путь жизни, жизни в бесконечном взаимном боголюбии и человеколюбии. Православный христианин не может жить одной жизнью в Церкви, а дру­гой вне Ее. Вся его жизнь, всякое его дело призваны к воцерковлению, освящению духом Литургии. Справедливо сказано, что только тот, кто понимает, что такое Литургия, знает что такое Церковь - понимает, что значит быть жи­вым членом Церкви. Литургия, по самой своей природе, вбирает в себя всю нашу жизнь, формируя ее, формируя в нас нового преображенного человека, делая и нашу общ­ность единением в Христовой любви. На Литургии мы в каждом узнаем своего вечного брата во Христе Боге, единственном человеколюбце, на Литургии происходит истинное человеческое единение, настоящее человече­ское общение и единение людей с Богом. В Литургии вся жизнь Церкви, жизнь всех Ее членов достигает своей пол­ноты и совершенства.

Церковь, как евхаристическая община, утоляет жажду современного человека, - а молодого особенно, - жажду истинного общения и единения. Как уже было сказано, в ней открывается и даруется великая тайна самоотвержен­ной чистой любви, как высшая тайна жизни. Весь смысл нашего жития и делания должен быть заключен в воспи­тании такой самоотверженной любви, она не приходит сама собой, она приобретается непрестанным трудом - личным и соборным, постом, молитвой. Вот - призвание, достойное человека. Оно открывает человеческому бы­тию вечные и бесконечные горизонты, оно было и оста­ется призывом к людям, особенно молодым, еще откры­тым и восприимчивым, еще не искалеченным мелочными суетными целями, ко всему, что целостно, вечно и совер­шенно. Православие зиждется на целостном и вечном, оно зовет к совершенному и бесконечному, в этом заклю­чено его всечеловеческое спасительное значение и един­ственный свет надежды на будущее мира и человека.

Из книги «Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радовин). Основы православного воспитания»/

Перевод с сербского Светланы Луганской

-



Старый стиль 2Август вторник Новый стиль) 15Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Совершается служба на шестьПеренесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428) и обретение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Совершается служба со славословиемБлж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1552-1557). Сщмч. Стефана, папы Римского (257), и иже с ним. Блж. Василия Спасо-Кубенского (XV). Прмч. Платона (1937). Ачаирской иконы Божией Матери (XXI). Евангельские Чтения2 Кор., 172 зач., II, 14 - III, 3. Мф., 95 зач., XXIII, 23-28. Блж. (под зачало): Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30 . Первомч.: Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60. Мф., 87 зач., XXI, 33-42.* Чтения блж. Василия читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 2, 14-3, З; Мф. 23, 23-28). Очисти внутреннее, чтоб и внешнее чисто было. Внешнее поведение у нас в общежитии всегда почти исправно: боимся суда людского и сдерживаемся. Если же и внешне предаются порокам, то это уж последнее дело; значит стыд всякий потерян. Но при исправности поведения видимого, не всегда бывает исправен внутренний строй мыслей и чувств. Там дается полная свобода самоугодию, которое наружно и удовлетворяется, насколько это сносит людской глаз и насколько можно прикрыть от него дела свои. Это точь в точь гроб раскрашенный. Вместе с тем внутренняя нечистота делает нечистым и внешнее. Очисти же это внутреннее, тогда и внешнее станет чисто и весь будешь чист, сделаешься сосудом, годным на всякое доброе употребление домовладыке. Дивиться надо, отчего это внутреннее остается в пренебрежении: ведь погибели себе никто не хочет. Верно, враг держит такую душу в ослеплении: что это ничего, - лишь бы явных грехов не было, или научает ее отлагать на завтра главное дело - завтра займемся серьезно собою, как следует, а ныне пусть душа поусладится страстными мыслями и мечтами, если не делами. Постережемся, как бы не устареть в этом настроении и как бы исправление для нас также не стало невозможным, как переучивание старика. Молитвы Тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 8Житие твое, Василие, неложное, и чистота нескверна,/ Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением,/ и мразом и теплотою солнечною,/ и слотою и дождевным облаком,/ и просветися лице твое, яко солнце,/ и ныне приходят к тебе Российстии народи и вси людие,/ прославляюще святое твое успение./ Тем Христа Бога моли,/ да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя брани/ и мир мирови подаст и душам нашим велию милость. Ина служба блаженного Василия. Тропарьглас 1Плоть удручившу ти злостраданием,/ душу же просветившу чистотою сердца,/ обогатился еси благодатию Пресвятаго Духа, Василие,/ даровати требующим полезная./ Сего ради недужнии, притекающе к цельбоподательному твоему гробу, премудроюроде,/ независтно приемлют болезней отложение/ и благодарственно воспевают прославльшаго тя,/ Единаго Человеколюбца. Ин тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 8Якоже бо солнце и луна наготою своею не срамляются,/ тако и ты, угодниче Христов Василие, наг сый, не срамляшеся,/ восприят бо ризу Адама первозданнаго,/ юже он ношаше прежде в рай,/ ты же сию на земли поносил еси;/ и был еси добрый купец:/ елико имеяше, вся остави/ и купи мздою терпения своего село,/ на немже сокровен безценный Бисер, Христос./ Сего ради явися всем грешным образ покаяния/ и вселися в райскую широту,/ и, предстоя Христови,/ не забуди град, в немже обита, и люди, преблаженне,/ и моли спасти души наша. Кондак блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 4Духом Божиим водим, преблаженне Василие,/ оттрясл еси мирский мятеж,/ и жития треволнения возгнушался еси,/ и, совлекся одеяний тленных и облекся в ризу безстрастия,/ убежал еси ловления льстиваго миродержца,/ и был еси странен во твоем языце,/ и, паче земнаго богатства избрав богатство Небесное,/ увязлся еси венцем терпения./ И ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога/ о творящих святую память твою, да зовем ти:/ радуйся, преблаженне Василие. Ина служба блаженного Василия. Кондакглас 4Явил тя есть Господь нынешнему роду/ исцелителя болезнем и прогонителя недугом/ любовию, Василие, притекающим к тебе/ и призывающим верою молитвы твоя. Тропарь первомученика и архидиакона Стефанаглас 4Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ яже претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:/ Того убо моли о душах наших. Ин тропарь первомученика и архидиакона Стефанаглас 3Апостолом совсельник/ и страстотерпцем первострадалец,/ Христов служитель, прехвальне Стефане,/ первее бо совершив мучения течение,/ безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе./ Темже яко апостола и страдальца верховнаго/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость. Кондак первомученика и архидиакона Стефанаглас 6Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,/ венечниче, мучеников первострадальне. Службы2 августа: Пренесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана. Святого блаженного Василия, Московского чудотворца 27 декабря: Святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. Преподобного Феодора начертанного, исповедника Сайты приходов: Владимирская епархия:Храм Стефана Архидиакона с. Кидекша Волгодонская епархия:Храм святого Василия Блаженного г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Николая Чудотворца во Владычной слободе г. Вологда Воркутинская епархия:Храм Архидиакона Стефана с. Кипиево Вяземская епархия:Храм Преображения Господня с. Липецы Горловская епархия:Стефановский женский монастырь с. Степановка Иркутская епархия:Храм Спаса Преображения г. Иркутск Казанская епархия:Богоявленский собор г. Казань Калужская епархия:Храм Василия Блаженного г. Калуга Костомукшская епархия:Храм в честь апостола, первомученика и архидиакона Стефана п. Кестенга Костромская епархия:Храм святого Архидиакона Стефана с. Махрово Храм Николая Чудотворца и Василия Блаженного с. Болотово Луганская епархия:Храм Архидьякона Стефана пгт. Славяносербск Московская епархия (городская):Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Колюбакино Храм сщмч. Василия, протоиерея Московского г. Москва Московская епархия (областная):Троиц
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.14146 c.