Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

18.08.2018 | ИДЕИ ТРЕЗВОСТИ ЖИВУТ И ВДОХНОВЛЯЮТ. Газета православных трезвенников. № 6 (191) Август 2018 г.

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Педагогические аспекты учения Церкви о страстях

Иерей Игорь Бачинин

В условиях демократических реформ в России оказались разрушенными многие социальные связи, нормы, правила поведения и деятельности, что привело к распространению различных зависимостей среди несовершеннолетних, таких как табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков, агрессия и др. Эти и подобные им пороки соотносимы с учением Православной Церкви о страстях. Методы воспитания, профилактики, реабилитации, построенные на понима­нии страстей как телесных недугов, на подавлении личностного начала, приоритете коллектив­ных интересов, в новой ситуации оказались малоэффективными. Педагогическая наука и прак­тика все больше внимания уделяют успешному опыту воспитания устойчивости к социальным порокам, накопленному в православной традиции, когда свобода личности сочетается с ответ­ственностью, самоограничением, добровольным выбором в пользу общества.

-

Теоретически важным оказывается, что педагогика православия исходит из глубинных представле­ний о природе человека, имеет развитое учение о грехе, страстях и пристрастиях как о внутренних, духовных причинах социальных пороков. Рассмотрение с позиций современного знания учения Православной Церкви о страстях представляется актуальным как обла­дающее значительным воспитательным потенциалом, к сожалению практически неиспользуемым в педагогике.

В толковом словаре русского языка о страсти го­ворится следующее - «сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта. Сильная, безудержная любовь с крайним преобладанием чув­ственного, физического влечения. Страдание, муче­ние, страх, ужас, нечто страшное» (1, с. 547).

Греческое слово «страсть» происходит от глагола «терпеть», «испытывать», самое об­щее значение которого: испытывать воздействие чего-то (т.е. обозначает страдательность, пассивность; ак­тивное воздействие обозначается другим глаголом «делать»).

Учение о страстях, существовавшее в различных философских школах, особенно тщательно было раз­работано в стоической школе (IV в. до н. э.). По уче­нию стоиков, «страсть» - неразумное движение души, характеризующееся уклонением от правиль­ного суждения о добре и зле. Между добродетелью и пороком, по мнению стоиков, нет промежуточно­го состояния. Все люди или добродетельны, или по­рочны. Стоики разделяли всех людей на мудрецов и глупцов. Мудрец обладает всеми добродетелями, он счастлив и свободен, глупец же - порочен и жалок. Для стоицизма бесстрастие было, как они считали, путем к блаженству, поэтому они первыми разработа­ли теорию страстей.

Стоики классифицировали «страсти» на положи­тельные (сообразные с разумом и природой движе­ния души) и отрицательные (несообразные с ними и с природой движения души). Отрицательные стра­сти рассматривались ими как недуги. К ним они от­носили печаль, страх, вожделение, наслаждение. Положительные страсти они называли «благострастием», и к ним относили радость, осторожность, волю. Причиной отрицательных «страстей» стоики считали ложные суждения и мнения, отражающие мировоз­зрение человека. Позиция стоиков определялась тем, что со страстями необходимо бороться, противопо­ставляя отрицательным положительные. Счастье - в

свободе от страстей, в свободе духа, в равнодушии, в апатии.

Апатия (греч. «бесстрастие») - состояние безраз­личия, отсутствие побуждений к каким-либо дей­ствиям. «В этических учениях стоиков под „апатией" понимается бесстрастность, душевная невозмути­мость, когда чувства не мешают деятельности раз­ума. Очевидно, что на стоиков повлияли восточные религиозно-философские взгляды, в частности, уче­ние буддизма и джайнизма о нирване как абсолют­ном покое, являющемся высшим состоянием чело­веческой души» (2, с. 445). В практической жизни стоики проявляли много терпения, строгость нравов и нечувствительность к страданиям. Почти во всех главных городах Греции, а в последствии и Римской империи, находились последователи Зенона, основа­теля философской школы стоиков, готовые противо­стоять всякому несогласному с их учением.

В отличие от стоиков основная масса греков жила несколько иным представлением о страсти, ее при­роде и действии. «Для простых греков - как об этом пишет Е.Р. Доддс в своей книге „Греки и иррацио­нальное", - страсть всегда была таинственной и по­разительной силой, поселяющейся в них и скорее овладевающей ими, нежели поддающейся укроще­нию. Само слово «страсть» свидетельствует об этом: как и его латинский эквивалент passio, оно озна­чает нечто, что случается с человеком, по отноше­нию к чему он всегда остается пассивным наблюдателем или жертвой» (3, с. 190). По мнению Е.Р. Доддса, подобные представления уходят корнями в слож­ный комплекс религиозных верований гомеровской и архаических эпох. В те времена действия челове-

ка, одержимого страстью, трактовали как непосред­ственное вмешательство божественных или демо­нических сил, использующих человеческое сознание и тело в качестве инструмента для достижения соб­ственных целей.

В современном русском языке слово «страсть» приобрело значение, отличное от того, в котором оно употребляется в религиозных текстах. Под страстью в наше время подразумевается сильное чувственное влечение, крайнее увлечение, пристрастие к чему-либо или сильно выраженное чувство. В более широ­ком смысле, произнося слово «страстный», мы име­ем в виду «эмоциональный, темпераментный». Слово «страсть» приобретает в таком контексте некоторое положительное значение. Страстный человек - это тот, кто способен на сильные чувства и безрассудные поступки. Он противопоставляется человеку холод­ному, бесчувственному, бесстрастному, безраздель­но доверяющему только голосу рассудка, живущему как бы по заложенной в него программе.

Антоним слову «страстность» в современном рус­ском языке - слово «рассудочность». Страсть и рас­судок- это мощные силы, ежеминутно оказывающие влияние на внутреннее состояние человека; два по­люса, между которыми протекает его жизнь.

Страсть в светском понимании - это непреодоли­мое влечение, которому человек находит оправда­ние как внешнему воздействию, стечению обстоятельств, объективному требованию природы. Не в силах признаться даже самому себе в собственной беспомощности перед силой страсти, он объясняет неодолимое пристрастие удовольствием, избытком свободного времени, даже стремлением к свободе от обыденности.

На дистанции, пролегающей между полюсами «страсть» и «рассудок», безопасной оказывается по­зиция умеренности. Но баланс этот, как правило, хру­пок. Любая страсть, овладев человеком, стремитель­но движется к апогею и, достигнув его, ведет к потере человеческого облика, превращается в безумие, в полное отсутствие рационального начала. В светском понимании в борьбе между страстью и рассудком именно последний должен одерживать победу.

Страсть, достигшая своего максимального прояв­ления, симпатий вызывать не может, т.к. противоре­чит общепринятым нормам морали. Никто не будет восхищаться алкоголиком даже в пьющей компании, хотя там непьющий человек там же будет принят с не­доверием. Аналогично ревнивец, измучивший жену своими, ни на чем не основанными подозрениями и скандалами, не станет эталоном пылко влюбленного даже вопреки распространенному в светском обще­стве мнению, что без ревности нет любви. Иначе гово­ря, яркие эмоции дают возможность ощущать жизнь во всей полноте, окрашивают ее оттенками пережи­ваний, несут благо, но только до тех пор, пока эмоции эти добровольны, осознаны и контролируются раз­умом. В этом смысле светское и церковное значение слова «страсть» соприкасаются между собой. В то же время смысловая наполненность этого слова в свет­ском и церковном языке различна.

Страсть в переводе с церковно-славянского озна­чает «страдание, мучение» (4, с. 671). Согласно учению святых отцов, страсти - это не сторонние силы, которые пришли в нас извне и которые мы должны искоренять; это поврежденные силы души, которые нуждаются в исцелении и преображении. Так препо­добный Иоанн Лествичник писал, что «Бог ни вино­вник, ни творец зла. Посему заблуждаются те, кото­рые говорят, что некоторые из страстей естественны душе; они не разумеют того, что мы сами природные свойства к добру превратили в страсти. По естеству есть в нас гнев, но на древняго оного змия, а мы упо­требляем оный против ближняго. Нам дана ревность, чтобы ревновали добродетелям, а мы ревнуем поро­кам. Получили мы и памятозлобие, но только на вра­гов души нашей. По естеству желаем мы пищи, но для того, чтобы поддерживать жизнь, а не для сластолю­бия» (5, с. 386-387). Святитель Иоанн Златоуст гово­рит, что «страсть не есть естественная потребность, но в некотором роде все извращающая болезнь» (б, с. 576).

Страстью называют такую склонность и такое дей­ствие, которые, постепенно укореняясь в душе, по­средством привычки обращаются как бы в ее естество. Это последний этап в развитии греха. При повторяю­щемся действии страсть набирает силу и завладевает человеком.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, в полном соответствии с традицией Церкви, определяет восемь главных страстей, которыми порабощается челове­ческая личность: «чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Пороки эти разделяются на два рода: на естественные, к ко­торым относятся чревоугодие и блуд, и неестествен­ные, как сребролюбие. А действие их четвероякое. Некоторые из них не могут совершаться без участия тела, например, чревоугодие и блуд, а некоторые со­вершаются без всякого содействия плоти, например, тщеславие и гордость. Далее: некоторые принимают причины возбуждения от вне, например, сребролю­бие и гнев, а некоторые от внутренних причин произ­водят, например, уныние и печаль» (8, с. 240).

Страсти - это неестественное (противоестествен­ное) развитие душевных и телесных сил человека, это рассеянность души, когда человек вместо глав­ного выбирает второстепенное. Это болезни, овла­девающие душой человека. Поучению Православной Церкви, в зачаточном состоянии в душе каждого че­ловека существуют все восемь страстей. Какая из них доминирует - зависит от обстоятельств. Интересно заметить, что когда одна из страстей однозначно бе­рет вверх, остальные отступают, отходят на второй план, хотя и не исчезают вовсе. Так скряга не пой­дет в публичный дом, уклонится от блудной страсти, потому что за это удовольствие надо платить; он не поддастся страсти чревоугодия, потому что еда тоже стоит денег Немало примеров подобного поведе­ния дает классическая литература в образах скупых людей, которые, обладая несметными сокровища­ми, отказывали себе и своим близким в самом необ­ходимом. Деньги для них перестали быть средством существования, превратились в самоцель. Реальная жизнь также нередко демонстрирует подобные при­меры, когда деньги превращаются из средства, спо­соба обеспечить семью, в цель жизни. В то же время развратный человек, напротив, легко жертвует день­гами ради удовольствий. Также широко известны случаи гибели от истощения девушек, которые в по­гоне за красивой фигурой пожертвовали всем, отка­завшись от пищи. Раздражительный человек, подда­ваясь порывам гнева, нередко совершает поступки себе во вред, лишает себя добрых отношений с окру­жающими, семьи, карьеры, принося все это в жертву своей страсти. Вот почему страсти есть болезни души, извращение естественной природы человека, проти­воестественное движение душевных сил.

Церковь учит находить источник такого противое­стественного поведения в постоянном внешнем воз­действии зла, которое сначала искажает внутренний мир человека, принимается человеком, а затем прояв­ляется в его внешних действиях. Св. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» пишет следу­ющее: «...зло не есть что-либо иное, как отсутствие бла­га, подобно тому, как тьма отсутствие света; ибо благо есть свет духовный, равным образом и зло есть тьма ду­ховная». ...Будучи одной и той же природы с Ангелами, они сделались злыми, добровольно отклонив располо­жение сердца от блага ко злу... Всякий порок придуман ими, также и нечистые страсти» (9, с.1 21-122).

Преподобный Нил Сорский весьма подробно опи­сывает, каким образом зло через страсть овладевает душой человека. По общепринятой церковной тер­минологии этот процесс именуется духовной или не­видимой бранью. Невидимой называется именно по­тому, что действия, происходящие в этом духовном пространстве, постигаются человеком не телесным зрением, от которого они сокрыты, а органами чувств и духовным видением, т.е. умом. Для восприятия со­временного человека из-за специфичности термино­логии, используемой в творениях святых отцов, к со­жалению, существуют определенные затруднения в понимании описываемых действий, происходящих в духовной сфере. По мере приобщения человека к ду­ховным традициям, приобретения им необходимых знаний и опыта происходит его духовный рост; при­косновение к сути христианства, к таинствам Церкви открывает новые возможности в душе, вследствие чего эти затруднения легко преодолеваются, и он ста­новится способным постичь глубинные процессы сво­ей внутренней жизни.

-

 

Описывая процесс порабощения человеческой личности страстью, преподобный Нил Сорский опре­деляет следующие основные этапы: «Прежде - прилог, затем - сочетание, потом - сосложение, затем - пленение и затем - страсть» (10, с. 16). Начинается этот процесс с помысла. Святой Григорий Синаит го­ворит, что «помыслы рождаются и действуют в мыс­ленной силе души» (11, с. 219). В переводе с гре­ческого помысел, означает размышление, мысли, образующиеся в уме человека от соединения с обра­зами и различными предметами, происходящими от чувств и воображения.

«Прилогом» называется простой помысл или об­раз чего-либо уже случившегося, в сердце вносимый и уму являющийся. Проще сказать, это какая-либо мысль уму человека «прилогаемая». Сосложение есть согласие души с представившим­ся помыслом или образом. Это бывает тогда, когда человек, принимая «прилогаемые» помыслы или об­разы и с ними беседуя, соглашается в мыслях своих, чтобы было так, как внушает помысел. Пленение есть насильственное и невольное увле­чение сердца или продолжительное мысленное сово­купление с предметом, разоряющее доброе устрое­ние человека. Страстью называется уже сам порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сде­лавшийся как бы природным ее свойством, так что душа сама собою к нему стремится. Страстью увлека­ется человек от сочетания и частого собеседования со страстными помыслами и мечтаниями, которые ста­новятся для него обычными.

Святые отцы, определив восемь греховных стра­стей, которыми порабощается душа человека, опреде­лили и восемь добродетелей, которыми побеждается каждая страсть. Чревоугодие побеждается воздержа­нием, блуд - целомудрием, сребролюбие - нестяжа­нием, гнев - кротостью, печаль - блаженным плачем, уныние - трезвением, тщеславие - смирением, гор­дость - любовью. Подобно стоикам, православная эти­ка утверждает, что человек не может быть нейтральным по отношению к добру и злу. Свободная воля для того и дана человеку, чтобы он своими поступками совершал нравственный выбор между добром и злом, Богом и диаволом. Выбирая зло, он ввергает себя в пучину стра­стей; выбирая добро - совершенствуется, восходя к Богу. В силу поврежденности своей природы и несовер­шенства человек не может быть абсолютно свободен от действия зла; более того, преподобный Исаак Сирин утверждает: «Душе быть доступной страстям полезно для уязвления совести, пребывать в страстях - нагло и бесстыдно» (б, с. 573).

Как же победить человеку в себе страсти? По уче­нию Православной Церкви, только постоянное сопро­тивление страсти, с призыванием помощи Божией, может привести к победе над ней. «Каждое сопро­тивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление - низлагает ее» (12, с. 205). Наиболее же совершенно страсти побеждают­ся при развитии противоположных им добродетелей, очищении сердца путем усиленных молитв и духов­ных подвигов. В аскетическом учении подробно раз­бирается опытно исследованное святыми действие зла на человека, даются конкретные советы, как он может этому противостоять и стяжать добродетели.

Таким образом, с одной стороны человеку необ­ходимо научиться постоянно контролировать свои влечения, сопротивляться страсти, опираясь на вну­тренние духовные силы. С другой - сопротивление порокам может быть успешным лишь при постоянной заботе о содержании внутреннего мира человека, по­стоянном духовном самосовершенствовании. Такой подход раскрывает новые возможности развития со­держания воспитания, предупреждения социальных пороков подрастающего поколения, успешности его социализации.

В настоящее время Закон РФ «Об образовании» вы­двигает задачу «формирование духовно-нравственной личности» (ст. 14, п. 2). Крайне важно раскрыть этот процесс, обращаясь не только к достижениям отече­ственной и зарубежной науки, но и к истокам своей культурной традиции, наполнить соответствующим со­держанием основополагающие понятия педагогики, определяющие состояние внутренней жизни челове­ка, его мотивацию и поступки. В этом смысле учение Православной Церкви о страстях обладает значитель­ным воспитательным потенциалом, который еще ждет своего научно-педагогического раскрытия.


Список литературы:

|1| Толковый словарь русского языка. Под ред. проф. Волика Б.М. и проф. Ушакова Д.И., Т. IV. М., 1996.

[2| Философский словарь. Под. ред. Фролова И.П..

4-е издание. М., 1981.

[3] Доддс Е.Р. Греки и иррациональное. /Пер. с англ. Хорькова М.Л. М-СП6., 2000.

(4| Полный церковно-славянский словарь. Под ред. свя­щенника магистра Григория Дьяченко. М., 1993.

[5| Лествица возводящая на небо. Преподобный Иоанн Лествичник. М., 2001.

|6] Энциклопедия православной веры от А до Я в изре­чениях святых отцов. Клин, 2004.

[7] Православная духовность. Митрополит Иерофей (Влахос). М., 1999.

(8| Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания.

Репринт. М. 1993.

|9| Точное изложение Православной веры. Св. Иоанн Дамаскин. М., 2002.

(10| Устав скитской жизни. Преподобный Нил Сорский.

Екатеринбург, 2002.

[11] Добротолюбие. О страстях и борьбе с ними. М., 2003.



Старый стиль 11Сентябрь воскресенье Новый стиль) 24Сентябрь Неделя 16-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением. Глас 7. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Феодоры Александрийской (474-491). Совершается служба с полиелеемПеренесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Совершается служба с полиелеемПрп. Силуана Афонского (1938). Мчч. Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I). Мц. Ии (362-364). Прп. Евфросина (IX). Мчч. Диодора и Дидима, Сирских (362-364). Сщмчч. Николая и Виктора пресвитеров (1918). Сщмч. Карпа пресвитера (1937). Сщмч. Николая диакона (1942). Каплуновской иконы Божией Матери (1689). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12-35. Лит. - Недели пред Воздвижением: Гал., 215 зач., VI, 11-18. Ин., 9 зач., III, 13-17. Ряд. (под зачало): 2 Кор., 181 зач., VI, 1-10. Мф., 105 зач., XXV, 14-30. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 6, 1-10; Мф. 25, 14-30). Притча о талантах дает мысль, что жизнь - время торга. Надо, значит, спешить воспользоваться этим временем, как на торгу всякий спешит выторговать, что может. Хоть только лапти кто привез или лыко, и тот не сидит сложа руки, но ухищряется зазвать покупателей, чтоб продать свое и купить потом себе нужное. Из получивших от Господа жизнь никто не может сказать, что у него нет ни одного таланта; всякий имеет что-нибудь, да не одно еще: всякому, стало быть, есть чем торговать и делать прибыток. Не озирайся по сторонам и не считай, что получили другие, а к себе присмотрись хорошенько и поточнее определи, что в тебе есть и что можешь приобрести на то, что имеешь, и потом действуй по этому плану без лености. На суде не будут спрашивать, почему не приобрел ты десять талантов, когда имел только один, и даже не спросят, почему ты на свой один талант приобрел только один, а скажут, что ты приобрел талант, пол-таланта или десятую его часть. И награда будет не потому, что ты получил, а потому, что приобрел. Ничем нельзя будет оправдаться - ни знатностью, ни бедностью, ни необразованностью. Когда этого не дано и спроса о том не будет. Но у тебя были руки и ноги, скажи же, спросят, что ты приобрел ими? Был язык, что им приобрел? Так-то на суде Божием уравнивается неравенства земных состояний.(Гал. 6, 11-18; Ин. 3, 13-17). "Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Вера в Сына Божия, плотью распявшегося нас ради, - сила Божия во спасение, живой источник живодействующих нравственных стремлений и настроений, и приемник пространной благодати Святого Духа, всегда в сердце пребывающей и сокровенных наитий благовременно, в час нужды, свыше ниспосылаемых. Вера совмещает убеждения, привлекающие Божие благоволение и силу свыше. То и другое вместе и есть обладание животом вечным. Пока хранится в целости эта жизнь, христианин неподателен, ибо, прилепляясь к Господу, он един дух с Господом, а Господа ничто преодолеть не может. Отчего же падают? От ослабления веры. Слабеют убеждения христианские - слабеет и нравственная энергия. По мере этого ослабления, благодать вытесняется из сердца, худые же позывы поднимают голову. В час удобный происходит склонение на эти последние: вот и падение. Будь бодренным и блюстителем веры во всем ее составе, и не падешь. В этом то смысл св. Иоанн говорит, что рожденный от Бога греха не творит. Молитвы Тропарь преподобных Сергия и Германа Валаамскихглас 1От мирския молвы бегающе, безмолвия и благочестия рачители,/ в тихое пристанище Валаама от востока приидосте,/и в нем Евангельски Христу добродетельми последовавше, на верх совершенства востеклй есте:/и ныне в торжестве премирном Богозрением наслаждающиеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе, Человеколюбца Бога молите,/ еже спасти всех нас, благочестно вас почитающих. Тропарь преподобныхглас 4Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся, яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы,/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудре повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте,/ и ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим. Кондак преподобныхглас 4От мирскаго жития изшедше,/ отвержением мира Христу последовасте,/ и достигосте великаго Нева езера,/ и, в нем на острове Валааме всельшеся,/ равноангельное житие пожили есте,/ отонудуже веселящеся прешли есте к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстояще,/ поминайте нас, чад своих,/ яже собрали есте, богомудрии,/ да радостно от души вопием:// радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии. Тропарь преподобного Силуана Афонскогоглас 2Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю/ и Иеремии, о народе плачущему,/ усердный подражателю,/ всеблаженне отче Силуане,/ ты бо, зову Матере Господа Сил внемляй,/ змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси/ и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси,/ идеже в трудех и молитвах со слезами/ благодать Святаго Духа обильно стяжав,/ еюже сердца наша воспламени/ и с тобою умильно взывати укрепи:/ Господи мой, Жизне моя и Радосте Святая,// спаси мир и нас от всяких лютых. Кондак преподобного Силуана Афонскогоглас 2Смиренномудрия исповедниче предивный/ и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто,/ Богу возлюбленне Силуане,/ о подвизе твоем Церковь Российская радуется,/ иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие,/ веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются./ Егоже моли о нас, равноангельне боговедче,// во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим. Тропарь преподобной Феодоры Александрийскойглас 8В тебе мати известно спасеся еже по образу:/ приимши бо крест, последовала еси Христу,/ и деющи учила еси, презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души вещи безсмертней:/ темже и со Ангелы срадуется, преподобная Феодоро, дух твой. Службы28 июня: Преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев 11 сентября: Преподобной Феодоры Александрийской. Священномученика Автонома. (Службу святых преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев смотри 11 сентября: Преподобного Силуана Афонского Сайты приходов:Храм прп. Серафима Саровского и прпп. Сергия и Германа Валаамских г. Монжерон (Корсунская епархия) Храм прпп. Сергия и Германа Валаамских дер. Рауталахти (Петрозаводская епархия) Храм прпп. Сергия и Германа Валаамских чудд. г. Москва (Московская епархия (городская)) Домовый храм св. прпп. Сергия и Германа, Валаамских Чудотворцев г. Санкт-Петербург (Санкт-Петербургская епархия) Храм Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" г. Арзамас (Нижегородская епархия) Сергия и Германа Валаамских мужской монастырь г. Волжский (Волгоградская епархия) Храм Преподобных Сергия и Германа Валаамских г. Волгоград (Волгоградская епархия) Храм прп. Силуана Афонского г. Саутгемптон (Сурожская епархия) Храм прп. Силуана Афонского г. Консепсьон (Южно-Американская епархия) Храм прп. Силуана Афонского г. Валла Валла ( Западно-Американская епархия) Храм в честь преподобного Силуана Афонского г. Самара (Самарская епархия) Храм Силуана Афонского р/пос. Новая Ляда (Тамбовская епархия) Свято-Воскресенский мужской монастырь г. Тольятти (Самарская епархия) Храм — часовня Святого Преподобного Силуана Афонского дер. Вохоново (Гатчинская епархия) Храм прп. Силуана Афонского г. Волгоград (Вологодская епархия) Ставропигиальный мужской скит в честь прп. Силуана Афонского с. Загребля (Киевская епархия) Мужская пустынь во имя святого преподобного Силуана Афонского г. Иссык (Астанайская епархия) Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Горожанка (Воронежская епархия) Статьи на Православие.Ru Преподобная Феодора АлександрийскаяБезупречная жизнь Феодоры вызывала у всех восхищение. Только диавол трепетал от ярости, видя, что жертва ускользает от него. Он внушил некоторым завистливым монахам мысль распространить клевету. Феодора ничего не отвечала на обвинения, не желая открывать истину о себе и полагая, что испытание послано ей Господом в наказание. Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 1Мы покидаем кладбище и направляемся к Покровскому братскому корпусу. Замедляем ход, поднимаясь по ступеням ведущей в Покровской храм каменной лестницы. На одной из ее площадок, слева на стене, можно видеть большое изображение преподобного Силуана. Каждый проходящий мимо монах, даже если и очень спешит к началу службы, останавливается здесь на короткое время
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.08006 c.