Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Педагогические аспекты учения Церкви о страстях

Иерей Игорь Бачинин

В условиях демократических реформ в России оказались разрушенными многие социальные связи, нормы, правила поведения и деятельности, что привело к распространению различных зависимостей среди несовершеннолетних, таких как табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков, агрессия и др. Эти и подобные им пороки соотносимы с учением Православной Церкви о страстях. Методы воспитания, профилактики, реабилитации, построенные на понима­нии страстей как телесных недугов, на подавлении личностного начала, приоритете коллектив­ных интересов, в новой ситуации оказались малоэффективными. Педагогическая наука и прак­тика все больше внимания уделяют успешному опыту воспитания устойчивости к социальным порокам, накопленному в православной традиции, когда свобода личности сочетается с ответ­ственностью, самоограничением, добровольным выбором в пользу общества.

-

Теоретически важным оказывается, что педагогика православия исходит из глубинных представле­ний о природе человека, имеет развитое учение о грехе, страстях и пристрастиях как о внутренних, духовных причинах социальных пороков. Рассмотрение с позиций современного знания учения Православной Церкви о страстях представляется актуальным как обла­дающее значительным воспитательным потенциалом, к сожалению практически неиспользуемым в педагогике.

В толковом словаре русского языка о страсти го­ворится следующее - «сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта. Сильная, безудержная любовь с крайним преобладанием чув­ственного, физического влечения. Страдание, муче­ние, страх, ужас, нечто страшное» (1, с. 547).

Греческое слово «страсть» происходит от глагола «терпеть», «испытывать», самое об­щее значение которого: испытывать воздействие чего-то (т.е. обозначает страдательность, пассивность; ак­тивное воздействие обозначается другим глаголом «делать»).

Учение о страстях, существовавшее в различных философских школах, особенно тщательно было раз­работано в стоической школе (IV в. до н. э.). По уче­нию стоиков, «страсть» - неразумное движение души, характеризующееся уклонением от правиль­ного суждения о добре и зле. Между добродетелью и пороком, по мнению стоиков, нет промежуточно­го состояния. Все люди или добродетельны, или по­рочны. Стоики разделяли всех людей на мудрецов и глупцов. Мудрец обладает всеми добродетелями, он счастлив и свободен, глупец же - порочен и жалок. Для стоицизма бесстрастие было, как они считали, путем к блаженству, поэтому они первыми разработа­ли теорию страстей.

Стоики классифицировали «страсти» на положи­тельные (сообразные с разумом и природой движе­ния души) и отрицательные (несообразные с ними и с природой движения души). Отрицательные стра­сти рассматривались ими как недуги. К ним они от­носили печаль, страх, вожделение, наслаждение. Положительные страсти они называли «благострастием», и к ним относили радость, осторожность, волю. Причиной отрицательных «страстей» стоики считали ложные суждения и мнения, отражающие мировоз­зрение человека. Позиция стоиков определялась тем, что со страстями необходимо бороться, противопо­ставляя отрицательным положительные. Счастье - в

свободе от страстей, в свободе духа, в равнодушии, в апатии.

Апатия (греч. «бесстрастие») - состояние безраз­личия, отсутствие побуждений к каким-либо дей­ствиям. «В этических учениях стоиков под „апатией" понимается бесстрастность, душевная невозмути­мость, когда чувства не мешают деятельности раз­ума. Очевидно, что на стоиков повлияли восточные религиозно-философские взгляды, в частности, уче­ние буддизма и джайнизма о нирване как абсолют­ном покое, являющемся высшим состоянием чело­веческой души» (2, с. 445). В практической жизни стоики проявляли много терпения, строгость нравов и нечувствительность к страданиям. Почти во всех главных городах Греции, а в последствии и Римской империи, находились последователи Зенона, основа­теля философской школы стоиков, готовые противо­стоять всякому несогласному с их учением.

В отличие от стоиков основная масса греков жила несколько иным представлением о страсти, ее при­роде и действии. «Для простых греков - как об этом пишет Е.Р. Доддс в своей книге „Греки и иррацио­нальное", - страсть всегда была таинственной и по­разительной силой, поселяющейся в них и скорее овладевающей ими, нежели поддающейся укроще­нию. Само слово «страсть» свидетельствует об этом: как и его латинский эквивалент passio, оно озна­чает нечто, что случается с человеком, по отноше­нию к чему он всегда остается пассивным наблюдателем или жертвой» (3, с. 190). По мнению Е.Р. Доддса, подобные представления уходят корнями в слож­ный комплекс религиозных верований гомеровской и архаических эпох. В те времена действия челове-

ка, одержимого страстью, трактовали как непосред­ственное вмешательство божественных или демо­нических сил, использующих человеческое сознание и тело в качестве инструмента для достижения соб­ственных целей.

В современном русском языке слово «страсть» приобрело значение, отличное от того, в котором оно употребляется в религиозных текстах. Под страстью в наше время подразумевается сильное чувственное влечение, крайнее увлечение, пристрастие к чему-либо или сильно выраженное чувство. В более широ­ком смысле, произнося слово «страстный», мы име­ем в виду «эмоциональный, темпераментный». Слово «страсть» приобретает в таком контексте некоторое положительное значение. Страстный человек - это тот, кто способен на сильные чувства и безрассудные поступки. Он противопоставляется человеку холод­ному, бесчувственному, бесстрастному, безраздель­но доверяющему только голосу рассудка, живущему как бы по заложенной в него программе.

Антоним слову «страстность» в современном рус­ском языке - слово «рассудочность». Страсть и рас­судок- это мощные силы, ежеминутно оказывающие влияние на внутреннее состояние человека; два по­люса, между которыми протекает его жизнь.

Страсть в светском понимании - это непреодоли­мое влечение, которому человек находит оправда­ние как внешнему воздействию, стечению обстоятельств, объективному требованию природы. Не в силах признаться даже самому себе в собственной беспомощности перед силой страсти, он объясняет неодолимое пристрастие удовольствием, избытком свободного времени, даже стремлением к свободе от обыденности.

На дистанции, пролегающей между полюсами «страсть» и «рассудок», безопасной оказывается по­зиция умеренности. Но баланс этот, как правило, хру­пок. Любая страсть, овладев человеком, стремитель­но движется к апогею и, достигнув его, ведет к потере человеческого облика, превращается в безумие, в полное отсутствие рационального начала. В светском понимании в борьбе между страстью и рассудком именно последний должен одерживать победу.

Страсть, достигшая своего максимального прояв­ления, симпатий вызывать не может, т.к. противоре­чит общепринятым нормам морали. Никто не будет восхищаться алкоголиком даже в пьющей компании, хотя там непьющий человек там же будет принят с не­доверием. Аналогично ревнивец, измучивший жену своими, ни на чем не основанными подозрениями и скандалами, не станет эталоном пылко влюбленного даже вопреки распространенному в светском обще­стве мнению, что без ревности нет любви. Иначе гово­ря, яркие эмоции дают возможность ощущать жизнь во всей полноте, окрашивают ее оттенками пережи­ваний, несут благо, но только до тех пор, пока эмоции эти добровольны, осознаны и контролируются раз­умом. В этом смысле светское и церковное значение слова «страсть» соприкасаются между собой. В то же время смысловая наполненность этого слова в свет­ском и церковном языке различна.

Страсть в переводе с церковно-славянского озна­чает «страдание, мучение» (4, с. 671). Согласно учению святых отцов, страсти - это не сторонние силы, которые пришли в нас извне и которые мы должны искоренять; это поврежденные силы души, которые нуждаются в исцелении и преображении. Так препо­добный Иоанн Лествичник писал, что «Бог ни вино­вник, ни творец зла. Посему заблуждаются те, кото­рые говорят, что некоторые из страстей естественны душе; они не разумеют того, что мы сами природные свойства к добру превратили в страсти. По естеству есть в нас гнев, но на древняго оного змия, а мы упо­требляем оный против ближняго. Нам дана ревность, чтобы ревновали добродетелям, а мы ревнуем поро­кам. Получили мы и памятозлобие, но только на вра­гов души нашей. По естеству желаем мы пищи, но для того, чтобы поддерживать жизнь, а не для сластолю­бия» (5, с. 386-387). Святитель Иоанн Златоуст гово­рит, что «страсть не есть естественная потребность, но в некотором роде все извращающая болезнь» (б, с. 576).

Страстью называют такую склонность и такое дей­ствие, которые, постепенно укореняясь в душе, по­средством привычки обращаются как бы в ее естество. Это последний этап в развитии греха. При повторяю­щемся действии страсть набирает силу и завладевает человеком.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, в полном соответствии с традицией Церкви, определяет восемь главных страстей, которыми порабощается челове­ческая личность: «чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Пороки эти разделяются на два рода: на естественные, к ко­торым относятся чревоугодие и блуд, и неестествен­ные, как сребролюбие. А действие их четвероякое. Некоторые из них не могут совершаться без участия тела, например, чревоугодие и блуд, а некоторые со­вершаются без всякого содействия плоти, например, тщеславие и гордость. Далее: некоторые принимают причины возбуждения от вне, например, сребролю­бие и гнев, а некоторые от внутренних причин произ­водят, например, уныние и печаль» (8, с. 240).

Страсти - это неестественное (противоестествен­ное) развитие душевных и телесных сил человека, это рассеянность души, когда человек вместо глав­ного выбирает второстепенное. Это болезни, овла­девающие душой человека. Поучению Православной Церкви, в зачаточном состоянии в душе каждого че­ловека существуют все восемь страстей. Какая из них доминирует - зависит от обстоятельств. Интересно заметить, что когда одна из страстей однозначно бе­рет вверх, остальные отступают, отходят на второй план, хотя и не исчезают вовсе. Так скряга не пой­дет в публичный дом, уклонится от блудной страсти, потому что за это удовольствие надо платить; он не поддастся страсти чревоугодия, потому что еда тоже стоит денег Немало примеров подобного поведе­ния дает классическая литература в образах скупых людей, которые, обладая несметными сокровища­ми, отказывали себе и своим близким в самом необ­ходимом. Деньги для них перестали быть средством существования, превратились в самоцель. Реальная жизнь также нередко демонстрирует подобные при­меры, когда деньги превращаются из средства, спо­соба обеспечить семью, в цель жизни. В то же время развратный человек, напротив, легко жертвует день­гами ради удовольствий. Также широко известны случаи гибели от истощения девушек, которые в по­гоне за красивой фигурой пожертвовали всем, отка­завшись от пищи. Раздражительный человек, подда­ваясь порывам гнева, нередко совершает поступки себе во вред, лишает себя добрых отношений с окру­жающими, семьи, карьеры, принося все это в жертву своей страсти. Вот почему страсти есть болезни души, извращение естественной природы человека, проти­воестественное движение душевных сил.

Церковь учит находить источник такого противое­стественного поведения в постоянном внешнем воз­действии зла, которое сначала искажает внутренний мир человека, принимается человеком, а затем прояв­ляется в его внешних действиях. Св. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» пишет следу­ющее: «...зло не есть что-либо иное, как отсутствие бла­га, подобно тому, как тьма отсутствие света; ибо благо есть свет духовный, равным образом и зло есть тьма ду­ховная». ...Будучи одной и той же природы с Ангелами, они сделались злыми, добровольно отклонив располо­жение сердца от блага ко злу... Всякий порок придуман ими, также и нечистые страсти» (9, с.1 21-122).

Преподобный Нил Сорский весьма подробно опи­сывает, каким образом зло через страсть овладевает душой человека. По общепринятой церковной тер­минологии этот процесс именуется духовной или не­видимой бранью. Невидимой называется именно по­тому, что действия, происходящие в этом духовном пространстве, постигаются человеком не телесным зрением, от которого они сокрыты, а органами чувств и духовным видением, т.е. умом. Для восприятия со­временного человека из-за специфичности термино­логии, используемой в творениях святых отцов, к со­жалению, существуют определенные затруднения в понимании описываемых действий, происходящих в духовной сфере. По мере приобщения человека к ду­ховным традициям, приобретения им необходимых знаний и опыта происходит его духовный рост; при­косновение к сути христианства, к таинствам Церкви открывает новые возможности в душе, вследствие чего эти затруднения легко преодолеваются, и он ста­новится способным постичь глубинные процессы сво­ей внутренней жизни.

-

 

Описывая процесс порабощения человеческой личности страстью, преподобный Нил Сорский опре­деляет следующие основные этапы: «Прежде - прилог, затем - сочетание, потом - сосложение, затем - пленение и затем - страсть» (10, с. 16). Начинается этот процесс с помысла. Святой Григорий Синаит го­ворит, что «помыслы рождаются и действуют в мыс­ленной силе души» (11, с. 219). В переводе с гре­ческого помысел, означает размышление, мысли, образующиеся в уме человека от соединения с обра­зами и различными предметами, происходящими от чувств и воображения.

«Прилогом» называется простой помысл или об­раз чего-либо уже случившегося, в сердце вносимый и уму являющийся. Проще сказать, это какая-либо мысль уму человека «прилогаемая». Сосложение есть согласие души с представившим­ся помыслом или образом. Это бывает тогда, когда человек, принимая «прилогаемые» помыслы или об­разы и с ними беседуя, соглашается в мыслях своих, чтобы было так, как внушает помысел. Пленение есть насильственное и невольное увле­чение сердца или продолжительное мысленное сово­купление с предметом, разоряющее доброе устрое­ние человека. Страстью называется уже сам порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сде­лавшийся как бы природным ее свойством, так что душа сама собою к нему стремится. Страстью увлека­ется человек от сочетания и частого собеседования со страстными помыслами и мечтаниями, которые ста­новятся для него обычными.

Святые отцы, определив восемь греховных стра­стей, которыми порабощается душа человека, опреде­лили и восемь добродетелей, которыми побеждается каждая страсть. Чревоугодие побеждается воздержа­нием, блуд - целомудрием, сребролюбие - нестяжа­нием, гнев - кротостью, печаль - блаженным плачем, уныние - трезвением, тщеславие - смирением, гор­дость - любовью. Подобно стоикам, православная эти­ка утверждает, что человек не может быть нейтральным по отношению к добру и злу. Свободная воля для того и дана человеку, чтобы он своими поступками совершал нравственный выбор между добром и злом, Богом и диаволом. Выбирая зло, он ввергает себя в пучину стра­стей; выбирая добро - совершенствуется, восходя к Богу. В силу поврежденности своей природы и несовер­шенства человек не может быть абсолютно свободен от действия зла; более того, преподобный Исаак Сирин утверждает: «Душе быть доступной страстям полезно для уязвления совести, пребывать в страстях - нагло и бесстыдно» (б, с. 573).

Как же победить человеку в себе страсти? По уче­нию Православной Церкви, только постоянное сопро­тивление страсти, с призыванием помощи Божией, может привести к победе над ней. «Каждое сопро­тивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление - низлагает ее» (12, с. 205). Наиболее же совершенно страсти побеждают­ся при развитии противоположных им добродетелей, очищении сердца путем усиленных молитв и духов­ных подвигов. В аскетическом учении подробно раз­бирается опытно исследованное святыми действие зла на человека, даются конкретные советы, как он может этому противостоять и стяжать добродетели.

Таким образом, с одной стороны человеку необ­ходимо научиться постоянно контролировать свои влечения, сопротивляться страсти, опираясь на вну­тренние духовные силы. С другой - сопротивление порокам может быть успешным лишь при постоянной заботе о содержании внутреннего мира человека, по­стоянном духовном самосовершенствовании. Такой подход раскрывает новые возможности развития со­держания воспитания, предупреждения социальных пороков подрастающего поколения, успешности его социализации.

В настоящее время Закон РФ «Об образовании» вы­двигает задачу «формирование духовно-нравственной личности» (ст. 14, п. 2). Крайне важно раскрыть этот процесс, обращаясь не только к достижениям отече­ственной и зарубежной науки, но и к истокам своей культурной традиции, наполнить соответствующим со­держанием основополагающие понятия педагогики, определяющие состояние внутренней жизни челове­ка, его мотивацию и поступки. В этом смысле учение Православной Церкви о страстях обладает значитель­ным воспитательным потенциалом, который еще ждет своего научно-педагогического раскрытия.


Список литературы:

|1| Толковый словарь русского языка. Под ред. проф. Волика Б.М. и проф. Ушакова Д.И., Т. IV. М., 1996.

[2| Философский словарь. Под. ред. Фролова И.П..

4-е издание. М., 1981.

[3] Доддс Е.Р. Греки и иррациональное. /Пер. с англ. Хорькова М.Л. М-СП6., 2000.

(4| Полный церковно-славянский словарь. Под ред. свя­щенника магистра Григория Дьяченко. М., 1993.

[5| Лествица возводящая на небо. Преподобный Иоанн Лествичник. М., 2001.

|6] Энциклопедия православной веры от А до Я в изре­чениях святых отцов. Клин, 2004.

[7] Православная духовность. Митрополит Иерофей (Влахос). М., 1999.

(8| Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания.

Репринт. М. 1993.

|9| Точное изложение Православной веры. Св. Иоанн Дамаскин. М., 2002.

(10| Устав скитской жизни. Преподобный Нил Сорский.

Екатеринбург, 2002.

[11] Добротолюбие. О страстях и борьбе с ними. М., 2003.



Старый стиль 13Июнь пятница Новый стиль) 26Июнь Седмица 4-я по Пятидесятнице. Глас 2. Петров пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМц.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.19640 c.