Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

27.11.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

26.11.2018 | Сертификат модератора

20.11.2018 | Обучающий семинар проводит АНО «Просветительский центр»

08.11.2018 | Традиционный праздник «Встреча друзей»

20.10.2018 | Встреча друзей

12.10.2018 | Проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания обсуждаются на международном уровне

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Педагогические аспекты учения Церкви о страстях

Иерей Игорь Бачинин

В условиях демократических реформ в России оказались разрушенными многие социальные связи, нормы, правила поведения и деятельности, что привело к распространению различных зависимостей среди несовершеннолетних, таких как табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков, агрессия и др. Эти и подобные им пороки соотносимы с учением Православной Церкви о страстях. Методы воспитания, профилактики, реабилитации, построенные на понима­нии страстей как телесных недугов, на подавлении личностного начала, приоритете коллектив­ных интересов, в новой ситуации оказались малоэффективными. Педагогическая наука и прак­тика все больше внимания уделяют успешному опыту воспитания устойчивости к социальным порокам, накопленному в православной традиции, когда свобода личности сочетается с ответ­ственностью, самоограничением, добровольным выбором в пользу общества.

-

Теоретически важным оказывается, что педагогика православия исходит из глубинных представле­ний о природе человека, имеет развитое учение о грехе, страстях и пристрастиях как о внутренних, духовных причинах социальных пороков. Рассмотрение с позиций современного знания учения Православной Церкви о страстях представляется актуальным как обла­дающее значительным воспитательным потенциалом, к сожалению практически неиспользуемым в педагогике.

В толковом словаре русского языка о страсти го­ворится следующее - «сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта. Сильная, безудержная любовь с крайним преобладанием чув­ственного, физического влечения. Страдание, муче­ние, страх, ужас, нечто страшное» (1, с. 547).

Греческое слово «страсть» происходит от глагола «терпеть», «испытывать», самое об­щее значение которого: испытывать воздействие чего-то (т.е. обозначает страдательность, пассивность; ак­тивное воздействие обозначается другим глаголом «делать»).

Учение о страстях, существовавшее в различных философских школах, особенно тщательно было раз­работано в стоической школе (IV в. до н. э.). По уче­нию стоиков, «страсть» - неразумное движение души, характеризующееся уклонением от правиль­ного суждения о добре и зле. Между добродетелью и пороком, по мнению стоиков, нет промежуточно­го состояния. Все люди или добродетельны, или по­рочны. Стоики разделяли всех людей на мудрецов и глупцов. Мудрец обладает всеми добродетелями, он счастлив и свободен, глупец же - порочен и жалок. Для стоицизма бесстрастие было, как они считали, путем к блаженству, поэтому они первыми разработа­ли теорию страстей.

Стоики классифицировали «страсти» на положи­тельные (сообразные с разумом и природой движе­ния души) и отрицательные (несообразные с ними и с природой движения души). Отрицательные стра­сти рассматривались ими как недуги. К ним они от­носили печаль, страх, вожделение, наслаждение. Положительные страсти они называли «благострастием», и к ним относили радость, осторожность, волю. Причиной отрицательных «страстей» стоики считали ложные суждения и мнения, отражающие мировоз­зрение человека. Позиция стоиков определялась тем, что со страстями необходимо бороться, противопо­ставляя отрицательным положительные. Счастье - в

свободе от страстей, в свободе духа, в равнодушии, в апатии.

Апатия (греч. «бесстрастие») - состояние безраз­личия, отсутствие побуждений к каким-либо дей­ствиям. «В этических учениях стоиков под „апатией" понимается бесстрастность, душевная невозмути­мость, когда чувства не мешают деятельности раз­ума. Очевидно, что на стоиков повлияли восточные религиозно-философские взгляды, в частности, уче­ние буддизма и джайнизма о нирване как абсолют­ном покое, являющемся высшим состоянием чело­веческой души» (2, с. 445). В практической жизни стоики проявляли много терпения, строгость нравов и нечувствительность к страданиям. Почти во всех главных городах Греции, а в последствии и Римской империи, находились последователи Зенона, основа­теля философской школы стоиков, готовые противо­стоять всякому несогласному с их учением.

В отличие от стоиков основная масса греков жила несколько иным представлением о страсти, ее при­роде и действии. «Для простых греков - как об этом пишет Е.Р. Доддс в своей книге „Греки и иррацио­нальное", - страсть всегда была таинственной и по­разительной силой, поселяющейся в них и скорее овладевающей ими, нежели поддающейся укроще­нию. Само слово «страсть» свидетельствует об этом: как и его латинский эквивалент passio, оно озна­чает нечто, что случается с человеком, по отноше­нию к чему он всегда остается пассивным наблюдателем или жертвой» (3, с. 190). По мнению Е.Р. Доддса, подобные представления уходят корнями в слож­ный комплекс религиозных верований гомеровской и архаических эпох. В те времена действия челове-

ка, одержимого страстью, трактовали как непосред­ственное вмешательство божественных или демо­нических сил, использующих человеческое сознание и тело в качестве инструмента для достижения соб­ственных целей.

В современном русском языке слово «страсть» приобрело значение, отличное от того, в котором оно употребляется в религиозных текстах. Под страстью в наше время подразумевается сильное чувственное влечение, крайнее увлечение, пристрастие к чему-либо или сильно выраженное чувство. В более широ­ком смысле, произнося слово «страстный», мы име­ем в виду «эмоциональный, темпераментный». Слово «страсть» приобретает в таком контексте некоторое положительное значение. Страстный человек - это тот, кто способен на сильные чувства и безрассудные поступки. Он противопоставляется человеку холод­ному, бесчувственному, бесстрастному, безраздель­но доверяющему только голосу рассудка, живущему как бы по заложенной в него программе.

Антоним слову «страстность» в современном рус­ском языке - слово «рассудочность». Страсть и рас­судок- это мощные силы, ежеминутно оказывающие влияние на внутреннее состояние человека; два по­люса, между которыми протекает его жизнь.

Страсть в светском понимании - это непреодоли­мое влечение, которому человек находит оправда­ние как внешнему воздействию, стечению обстоятельств, объективному требованию природы. Не в силах признаться даже самому себе в собственной беспомощности перед силой страсти, он объясняет неодолимое пристрастие удовольствием, избытком свободного времени, даже стремлением к свободе от обыденности.

На дистанции, пролегающей между полюсами «страсть» и «рассудок», безопасной оказывается по­зиция умеренности. Но баланс этот, как правило, хру­пок. Любая страсть, овладев человеком, стремитель­но движется к апогею и, достигнув его, ведет к потере человеческого облика, превращается в безумие, в полное отсутствие рационального начала. В светском понимании в борьбе между страстью и рассудком именно последний должен одерживать победу.

Страсть, достигшая своего максимального прояв­ления, симпатий вызывать не может, т.к. противоре­чит общепринятым нормам морали. Никто не будет восхищаться алкоголиком даже в пьющей компании, хотя там непьющий человек там же будет принят с не­доверием. Аналогично ревнивец, измучивший жену своими, ни на чем не основанными подозрениями и скандалами, не станет эталоном пылко влюбленного даже вопреки распространенному в светском обще­стве мнению, что без ревности нет любви. Иначе гово­ря, яркие эмоции дают возможность ощущать жизнь во всей полноте, окрашивают ее оттенками пережи­ваний, несут благо, но только до тех пор, пока эмоции эти добровольны, осознаны и контролируются раз­умом. В этом смысле светское и церковное значение слова «страсть» соприкасаются между собой. В то же время смысловая наполненность этого слова в свет­ском и церковном языке различна.

Страсть в переводе с церковно-славянского озна­чает «страдание, мучение» (4, с. 671). Согласно учению святых отцов, страсти - это не сторонние силы, которые пришли в нас извне и которые мы должны искоренять; это поврежденные силы души, которые нуждаются в исцелении и преображении. Так препо­добный Иоанн Лествичник писал, что «Бог ни вино­вник, ни творец зла. Посему заблуждаются те, кото­рые говорят, что некоторые из страстей естественны душе; они не разумеют того, что мы сами природные свойства к добру превратили в страсти. По естеству есть в нас гнев, но на древняго оного змия, а мы упо­требляем оный против ближняго. Нам дана ревность, чтобы ревновали добродетелям, а мы ревнуем поро­кам. Получили мы и памятозлобие, но только на вра­гов души нашей. По естеству желаем мы пищи, но для того, чтобы поддерживать жизнь, а не для сластолю­бия» (5, с. 386-387). Святитель Иоанн Златоуст гово­рит, что «страсть не есть естественная потребность, но в некотором роде все извращающая болезнь» (б, с. 576).

Страстью называют такую склонность и такое дей­ствие, которые, постепенно укореняясь в душе, по­средством привычки обращаются как бы в ее естество. Это последний этап в развитии греха. При повторяю­щемся действии страсть набирает силу и завладевает человеком.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, в полном соответствии с традицией Церкви, определяет восемь главных страстей, которыми порабощается челове­ческая личность: «чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Пороки эти разделяются на два рода: на естественные, к ко­торым относятся чревоугодие и блуд, и неестествен­ные, как сребролюбие. А действие их четвероякое. Некоторые из них не могут совершаться без участия тела, например, чревоугодие и блуд, а некоторые со­вершаются без всякого содействия плоти, например, тщеславие и гордость. Далее: некоторые принимают причины возбуждения от вне, например, сребролю­бие и гнев, а некоторые от внутренних причин произ­водят, например, уныние и печаль» (8, с. 240).

Страсти - это неестественное (противоестествен­ное) развитие душевных и телесных сил человека, это рассеянность души, когда человек вместо глав­ного выбирает второстепенное. Это болезни, овла­девающие душой человека. Поучению Православной Церкви, в зачаточном состоянии в душе каждого че­ловека существуют все восемь страстей. Какая из них доминирует - зависит от обстоятельств. Интересно заметить, что когда одна из страстей однозначно бе­рет вверх, остальные отступают, отходят на второй план, хотя и не исчезают вовсе. Так скряга не пой­дет в публичный дом, уклонится от блудной страсти, потому что за это удовольствие надо платить; он не поддастся страсти чревоугодия, потому что еда тоже стоит денег Немало примеров подобного поведе­ния дает классическая литература в образах скупых людей, которые, обладая несметными сокровища­ми, отказывали себе и своим близким в самом необ­ходимом. Деньги для них перестали быть средством существования, превратились в самоцель. Реальная жизнь также нередко демонстрирует подобные при­меры, когда деньги превращаются из средства, спо­соба обеспечить семью, в цель жизни. В то же время развратный человек, напротив, легко жертвует день­гами ради удовольствий. Также широко известны случаи гибели от истощения девушек, которые в по­гоне за красивой фигурой пожертвовали всем, отка­завшись от пищи. Раздражительный человек, подда­ваясь порывам гнева, нередко совершает поступки себе во вред, лишает себя добрых отношений с окру­жающими, семьи, карьеры, принося все это в жертву своей страсти. Вот почему страсти есть болезни души, извращение естественной природы человека, проти­воестественное движение душевных сил.

Церковь учит находить источник такого противое­стественного поведения в постоянном внешнем воз­действии зла, которое сначала искажает внутренний мир человека, принимается человеком, а затем прояв­ляется в его внешних действиях. Св. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» пишет следу­ющее: «...зло не есть что-либо иное, как отсутствие бла­га, подобно тому, как тьма отсутствие света; ибо благо есть свет духовный, равным образом и зло есть тьма ду­ховная». ...Будучи одной и той же природы с Ангелами, они сделались злыми, добровольно отклонив располо­жение сердца от блага ко злу... Всякий порок придуман ими, также и нечистые страсти» (9, с.1 21-122).

Преподобный Нил Сорский весьма подробно опи­сывает, каким образом зло через страсть овладевает душой человека. По общепринятой церковной тер­минологии этот процесс именуется духовной или не­видимой бранью. Невидимой называется именно по­тому, что действия, происходящие в этом духовном пространстве, постигаются человеком не телесным зрением, от которого они сокрыты, а органами чувств и духовным видением, т.е. умом. Для восприятия со­временного человека из-за специфичности термино­логии, используемой в творениях святых отцов, к со­жалению, существуют определенные затруднения в понимании описываемых действий, происходящих в духовной сфере. По мере приобщения человека к ду­ховным традициям, приобретения им необходимых знаний и опыта происходит его духовный рост; при­косновение к сути христианства, к таинствам Церкви открывает новые возможности в душе, вследствие чего эти затруднения легко преодолеваются, и он ста­новится способным постичь глубинные процессы сво­ей внутренней жизни.

-

 

Описывая процесс порабощения человеческой личности страстью, преподобный Нил Сорский опре­деляет следующие основные этапы: «Прежде - прилог, затем - сочетание, потом - сосложение, затем - пленение и затем - страсть» (10, с. 16). Начинается этот процесс с помысла. Святой Григорий Синаит го­ворит, что «помыслы рождаются и действуют в мыс­ленной силе души» (11, с. 219). В переводе с гре­ческого помысел, означает размышление, мысли, образующиеся в уме человека от соединения с обра­зами и различными предметами, происходящими от чувств и воображения.

«Прилогом» называется простой помысл или об­раз чего-либо уже случившегося, в сердце вносимый и уму являющийся. Проще сказать, это какая-либо мысль уму человека «прилогаемая». Сосложение есть согласие души с представившим­ся помыслом или образом. Это бывает тогда, когда человек, принимая «прилогаемые» помыслы или об­разы и с ними беседуя, соглашается в мыслях своих, чтобы было так, как внушает помысел. Пленение есть насильственное и невольное увле­чение сердца или продолжительное мысленное сово­купление с предметом, разоряющее доброе устрое­ние человека. Страстью называется уже сам порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сде­лавшийся как бы природным ее свойством, так что душа сама собою к нему стремится. Страстью увлека­ется человек от сочетания и частого собеседования со страстными помыслами и мечтаниями, которые ста­новятся для него обычными.

Святые отцы, определив восемь греховных стра­стей, которыми порабощается душа человека, опреде­лили и восемь добродетелей, которыми побеждается каждая страсть. Чревоугодие побеждается воздержа­нием, блуд - целомудрием, сребролюбие - нестяжа­нием, гнев - кротостью, печаль - блаженным плачем, уныние - трезвением, тщеславие - смирением, гор­дость - любовью. Подобно стоикам, православная эти­ка утверждает, что человек не может быть нейтральным по отношению к добру и злу. Свободная воля для того и дана человеку, чтобы он своими поступками совершал нравственный выбор между добром и злом, Богом и диаволом. Выбирая зло, он ввергает себя в пучину стра­стей; выбирая добро - совершенствуется, восходя к Богу. В силу поврежденности своей природы и несовер­шенства человек не может быть абсолютно свободен от действия зла; более того, преподобный Исаак Сирин утверждает: «Душе быть доступной страстям полезно для уязвления совести, пребывать в страстях - нагло и бесстыдно» (б, с. 573).

Как же победить человеку в себе страсти? По уче­нию Православной Церкви, только постоянное сопро­тивление страсти, с призыванием помощи Божией, может привести к победе над ней. «Каждое сопро­тивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление - низлагает ее» (12, с. 205). Наиболее же совершенно страсти побеждают­ся при развитии противоположных им добродетелей, очищении сердца путем усиленных молитв и духов­ных подвигов. В аскетическом учении подробно раз­бирается опытно исследованное святыми действие зла на человека, даются конкретные советы, как он может этому противостоять и стяжать добродетели.

Таким образом, с одной стороны человеку необ­ходимо научиться постоянно контролировать свои влечения, сопротивляться страсти, опираясь на вну­тренние духовные силы. С другой - сопротивление порокам может быть успешным лишь при постоянной заботе о содержании внутреннего мира человека, по­стоянном духовном самосовершенствовании. Такой подход раскрывает новые возможности развития со­держания воспитания, предупреждения социальных пороков подрастающего поколения, успешности его социализации.

В настоящее время Закон РФ «Об образовании» вы­двигает задачу «формирование духовно-нравственной личности» (ст. 14, п. 2). Крайне важно раскрыть этот процесс, обращаясь не только к достижениям отече­ственной и зарубежной науки, но и к истокам своей культурной традиции, наполнить соответствующим со­держанием основополагающие понятия педагогики, определяющие состояние внутренней жизни челове­ка, его мотивацию и поступки. В этом смысле учение Православной Церкви о страстях обладает значитель­ным воспитательным потенциалом, который еще ждет своего научно-педагогического раскрытия.


Список литературы:

|1| Толковый словарь русского языка. Под ред. проф. Волика Б.М. и проф. Ушакова Д.И., Т. IV. М., 1996.

[2| Философский словарь. Под. ред. Фролова И.П..

4-е издание. М., 1981.

[3] Доддс Е.Р. Греки и иррациональное. /Пер. с англ. Хорькова М.Л. М-СП6., 2000.

(4| Полный церковно-славянский словарь. Под ред. свя­щенника магистра Григория Дьяченко. М., 1993.

[5| Лествица возводящая на небо. Преподобный Иоанн Лествичник. М., 2001.

|6] Энциклопедия православной веры от А до Я в изре­чениях святых отцов. Клин, 2004.

[7] Православная духовность. Митрополит Иерофей (Влахос). М., 1999.

(8| Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания.

Репринт. М. 1993.

|9| Точное изложение Православной веры. Св. Иоанн Дамаскин. М., 2002.

(10| Устав скитской жизни. Преподобный Нил Сорский.

Екатеринбург, 2002.

[11] Добротолюбие. О страстях и борьбе с ними. М., 2003.



Старый стиль 27Ноябрь воскресенье Новый стиль) 10Декабрь Неделя 27-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Разрешается рыба. Совершается служба с полиелеемИконы Божией Матери, именуемой "Знамение". Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомЗнамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170). Совершается служба на шестьВмч. Иакова Персянина (421). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Палладия Александрийского (VI-VII). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Совершается служба на шестьСвт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Блж. Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Прп. Романа чудотворца (V). Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937). Икон Божией Матери "Знамение": Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Верхнетагильской (1753), именуемой "Корчемная" (XVIII), Серафимо-Понетаевской (1879). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12-35. Лит. - Еф., 233 зач., VI, 10-17. Лк., 71 зач., XIII, 10-17. Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Молитвы Тропарь благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворцаглас 4Наста днесь всечестный новый праздник,/ пренесение честных мощей/ блаженнаго князя Гавриила,/ веселящи изрядно всех благочестивых множества,/ темже, вси вернии,/ сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/ блаженне княже Гаврииле,/ имея дерзновение ко Христу Богу,/ моли спастися празднующим любовию память твою. Кондак благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворцаглас 8Возвеселися, Христова церковь,/ имущи в себе источника чудесем обильна./ Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твой,/ в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/ воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/ сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/ от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./ Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/ и радостною душею и веселием сердца/ благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему. Тропарь великомученика Иакова Персянинаглас 4Мучении странноужасными и доблестию терпения/ всех преудивил еси, многострадальне,/ над коимждо составом удеси резания,/ благодарны мольбы предивне изрекл еси Господу./ Тем, во страдании твоем венец прием,/ к Престолу возшел еси Небеснаго Царя Христа Бога, Иакове,// Того моли спасти души наша. Кондак великомученика Иакова Персянинаглас 2Уверився доброю сопружницею, терпеливодушне,/ и Страшнаго Судища убоявся,/ персское повеление и страх, Иакове, поплевал еси/ и явился еси мученик честный,// телом, яко розга, режем. Тропарь святителям Ростовскимглас 4Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви. Тропарь святителя Иакова, епископа Ростовскогоглас 4Избран от юности Богови быв,/ святителю Иакове,/ сего ради архиерейства саном почтен,/ упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя./ Темже и по преставлении / чудес дарования от Бога приял еси/ исцеляти различныя недуги./ Моли о нас, совершающих честную память твою,/ да тебе непрестанно величаем. Кондак святителям Ростовскимглас 4Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек. Кондак святителя Иакова, епископа Ростовскогоглас 8Яко архиереев сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Иакове,/ непрестанно сохраняй отечество твое, град же и люди,/ тебе верою почитающия и честным мощем твоим покланяющияся,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Иакове Богомудре. Показать ещё молитвы Тропарь преподобного Палладияглас 1Монашествовав Богоугодно, Богоносне отче наш,/ молитвою и постом Бога взыскал еси/ и был еси приятелище чисто Духа,/ блистая верным добродетельныя зари,/ имиже просвещавши вся чтущия тя./ Слава прославлъшему тя Христу,/ слава Укреплыыему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеление. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Знамение'глас 4Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя, раби Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй// и душам нашим велию милость. Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Знамение'глас 4Честнаго образа Твоего знамение/ празднующе людие Твои, Богородительнице,/ имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси,/ темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан похвало. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Абалацкой (Знамение)глас 4Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Знамениеглас 4Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя раби Твои,/ Богородице пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Знамениеглас 4Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало. Службы11 февраля: Святого священномученика Власия. Преподобного Димитрия, Прилуцкого чудотворца. Святого благоверного великого князя Всеволода, во святом крещении Гавриила 22 апреля: Преподобного Феодора Сикеота. И пренесение мощей благоверного великого князя Всеволода, во святом крещении Гавриила 27 ноября: Святого великомученика Иакова Персянина. Преподобного Палладия. Служба знамения Пресвятой Богородицы, бывшего в Великом Новгороде. Святителя Иакова, епископа Ростовского Сайты приходов: Абаканская епархия:Знаменский храм-часовня г. Абакан Приход в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменка Альметьевская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Новая Михайловка Архангельская епархия:Храм во имя иконы Божией Матери "Знамение" пос. Сосновка Астанайская епархия:Храм в честь Абалацкой иконы Божией Матери "Знамение" пос. Карабулак Барнаульская епархия:Знаменский женский монастырь г. Барнаул Храм Абалацкой иконы Божией Матери с. Кулунда Бежецкая епархия:Храм Спаса Всемилостивого с. Сутоки Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Ильинское Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Вырец Белевская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Страхово Берлинско-Германская епархия:Храм Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Ульм Борисоглебская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери именуемой "Знамение" с. Губари Собор в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Борисоглебск Брянская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Добрик Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Скуратово Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Игрицкое Бузулукская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Аксаково Молитвенный дом иконы Божией Матери "Знамение" с. Соболево Валуйская епархия:Храм иконы Божьей Матери "Знамение" пос. Уразово Великолукская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Камено Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Аксёново Виленская и Литовская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Вильнюс Владимирская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Суздаль Храм Троицы Живоначальной дер. Погребищи Волгоградская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" на Зеленом кольце г. Волгоград Воронежская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" при Архиерейском доме г. Воронеж Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Лебяжье Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Александpовка Храм в честь Вознесения Господня с. Вознесенка Выксунская епархия:Храм Николая Чудотворца пос. Виля Храм в честь "Знамение" иконы Божией Матери пос. Сарма Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Ардатов Храм Троицы Живоначальной с. Аламасово Вяземская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменка Вятская епархия:Царево-Константиновский (Знаменский) храм г. Киров Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Пасегово Гатчинская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Красные Горы Городецкая епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Асташиха Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" пос. Керженец Губкинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Красный Куток Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Губкин Днепропетровская епархия:Знаменский женский монастырь с. Вербовское Елецкая епархия:Знаменский епархиальный женский монастырь г. Елец Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Докторово Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Спешнево-Ивановское Енисейская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Чалбышево Храм иконы Божией Матери "Знамение" (Абалацкая) пос. Абалаково Запорожская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Великая Знаменка Златоустовская епархия:Знаменский храм с. Верх-Катавка Иркутская епархия:Знаменский женский монастырь г. Иркутск Кафедральный собор иконы Божией Матери "Знамение" г. Иркутск Казанская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Емельяново Калужская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Трубино Храм Рождества Христова дер. Нижние Вялицы Кемеровская епархия:Кафедральный собор иконы Божией Матери «Знамение» г. Кемерово Киевская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Киев Кинешемская епархия:Храм Преображения Господня г. Кинешма Козельская епархия:Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы г. Козельск Костромская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение". Знаменский женский монастырь г. Кострома Храм Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрия" с. Арменки Ильинский храм на Русиной г. Кострома Красноярская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Абалацкая) г. Дивногорск Криворожская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Никополь Кудымкарская епархия:Храм иконы Божьей Матери "Знамение" с. Сива Курская епархия:Знаменский Собор г. Курск Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Тазово Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь с. Пригородняя Слободка Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Колодное Липецкая епархия: Приход Знаменского храма с. Вешаловка Махачкалинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Хасавюрт Московская епархия (городская):Храм Троицы Живоначальной в Карачарове г. Москва Храм иконы Божией Матери «Знамение» Преображенский храм с. Крымское Серафимо-Знаменский скит с. Битягово Храм иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" в Аксиньино г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» в Перово г. Москва Мужской Монастырь Вознесенская Давидова Пустынь пос. Новый быт Храм Петра и Павла у Яузских ворот г. Москва Храм Знамения иконы Божией Матери - на Шереметевом дворе г. Москва Храм Рождества Христова с. Иудино Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе г. Москва Храм Иконы Божией Матери "Знамение" в Ховрине г. Москва Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Знаменское Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясеневе г. Москва Храм "Знамения" иконы Божией Матери в Кунцево г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Захарьино г. Москва Храм Курской-Коренной иконы Божией Матери г. Москва Знаменский храм с. Аннино Московская епархия (областная):Знаменский храм дер. Лисинцево Храм Иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове г. Красногорск Знаменский храм с. Кузьминское Знаменский храм дер. Марьино Знаменский храм дер. Матвейково Знаменский храм пос. Росхмель Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Старая Кашира Знаменский храм дер. Знаменская Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Ивановское Храм Иконы Божией Матери Знамение дер. Трусово Храм Иконы Божией Матери Знамение дер. Долматово Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Голубое Храм Иконы Божией Матери "Знамение" дер. Новое Храм Рождества Богородицы на Возмище г. Волоколамск Храм в честь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа г. Серпухов Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Лобаново Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Алешино Храм Александра Невского г. Егорьевск Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Холмы Знаменский храм с. Непецино Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Амерево Нижегородская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" г. Бор Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Балахна Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Арзамас Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Ломовка Новгородская епархия:Храм иконы Божией Матери “Знамения” с. Любыни Новосибирская епархия:Храм в честь иконы Божией-Матери "Знамение-Абалацкая" г. Новосибирск Одесская епархия:Храм иконы Божией Матери "Курская-Коренная" г. Одесса Омская епархия:Храм иконы Божьей Матери Знамение г. Омск Храм иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Омск Орловско-Болховская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" (Курская-Коренная) г. Орел Знаменский храм пос. Знаменское Знаменский храм г. Мценск Отрадненская епархия:Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы 'Знамение' с. Челно-Вершины Пензенская епархия:Храм иконы Божией Матери «Знамение» с. Знаменское Переславская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Лыченцы Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Переславль-Залесского Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы. Феодоровский монастырь г. Переславль-Залесский Песоченская епархия:Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" дер. Ольхи Петрозаводская епархия:Храм во имя иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Петрозаводск Псковская епархия:Храм Николая Чудотворца в Любятово г. Псков Храм святителя Николая дер. Верхний Мост Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Дубровно Рыбинская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Покров Храм Спаса Нерукотворного образа с. Михаил-Архангел Кафедральный собор Спаса Преображения г. Рыбинск Самарская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Черноречье Санкт-Петербургская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Царском Селе г. Пушкин Саранская епархия:Иоанно-Богословкий Макаровский мужской монастырь с. Макаровка Саратовская епархия:Храм Сошествия Святого Духа г. Саратов Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Черкасское Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Озерки Сердобская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменское Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Долгоруково Симбирская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" пос. Ляховка Славгородская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменка Смоленская епархия:Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Знаменка Ставропигиальные монастыри РПЦ:Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение". Новоспасский монастырь г. Москва Ставропольская и Невинномысская епархия:Храм иконы Божией Матери «Знамение» с. Надежда Тамбовская епархия:Сухотинский Богородице-Знаменский женский монастырь пос. Сухотинка Тарская епархия:Храм иконы Божией Матери «Знамение» (Абалакская) с. Знаменское Храм Рождества Христова пос. Большие Уки Тверская епархия:Храм Троицы Живоначальной г. Торжок Храм Вознесения Господня г. Осташков Храм Воскресения Словущего с. Красная Гора Храм Иконы Божией Матери "Знамение" дер. Савватьево Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Броды Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Раёк Тираспольско-Дубоссарская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери Знамение (Новгородская) г. Бендеры Тихвинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Турыгино Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Тихвин Тобольская епархия:Абалакский Знаменский монастырь с. Абалак Молельный дом в честь иконы Божией Матери «Знамение» с. Новая Заимка Знаменский кафедральный собор г. Тюмень Томская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери Знамение (Абалакская) г. Томск Тульская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Волово Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменское Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Тула Урюпинская и Новоаннинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" ст. Зотовская Ханты-Мансийская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Ханты-Мансийск Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Ханты-Мансийск Херсонская епархия:Храм Иконы Божией матери "Знамение" г. Херсон Чебоксарская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Ядрино Челябинская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Воскресенское Черняховская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Знаменск Шуйская епархия:Троицко-Знаменский храм пос. Лежнево Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Дорожаево Храм пресвятой Троицы с. Писцово Южно-Американская епархия:Храм Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Валенсия Южно-Сахалинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Чехов Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Рыбацкое Якутская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Чокурдах Яранская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" мест. Знаменка Ярославская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Ярославль Собор Зачатия Анны. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь г. Ростов Великий Храм Иакова Ростовского. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь г. Ростов Великий
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.08530 c.