Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Антон Семенович Макаренко православный педагог?

Ю.С.Бродский

«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф. 7,16-17)

Судьба Антона Семеновича при жизни и после смерти поистине парадоксальна: то его имя и педагогическую систему государство и общество поднимают на высоты гениальности, то сбрасывают со всех пьедесталов в пропасть небытия.

-

На рубеже 80-90-х годов XX века устами док­тора педагогических наук Ю.П. Азарова Макаренко был объявлен тираном, страш­нее Сталина1. После такого приговора уже несколько поколений выпускников педагогических учебных заведений России фактически не знают педа­гогической системы, педагогического наследия Антона Семеновича. Зато в ФРГ и Японии студент педагогиче­ского учебного заведения не сможет успешно завер­шить обучение, если не усвоит педагогическую систему Макаренко. В России 13 марта нынешнего года лишь не­большие группы поклонников Макаренко отметили его 120-летний юбилей. Государственные СМИ этого собы­тия не заметили.

Так нужен ли, полезен ли Макаренко российским педагогам в нынешней действительности? В сущность этого вопроса я вкладываю степень полезности или вредности педагогической системы Макаренко как для педагогов-атеистов (их большинство), так и педагогов, интуитивно приходящих к мысли о бытии Бога и педа­гогов православных, воцерковленных.

Вопрос не кажется праздным, ведь А.С. Макаренко спас в свое время от тюрьмы сотни, десятки сотен молодых людей уже вставших на путь уголовной преступ­ности. Его воспитанники прожили затем честную тру­довую жизнь, создали семьи, воспитали своих детей. Сегодня, согласно даже государственной статистике, безнадзорных и беспризорных детей в России больше, чем их было после гражданской войны. Преступность, алкоголизм, проституция опасно «помолодели»; поя­вилась детская наркомания. Казалось бы, педагогиче­ская система Антона Семеновича сегодня, как никогда, должна быть востребована. Однако либералы, стоящие у власти, по-прежнему считают Макаренко «тираном, страшнее Сталина». Его система не вписывается в па­радигму навязываемой федеральным министерством образования и науки западной модели образования. К моему сожалению, и от православных педагогов я уже не раз слышал нелестные отзывы о педагогиче­ской системе Макаренко.

С Антоном Семеновичем я дружу давно, почти полвека. Через его труды Господь мне, атеисту, помог состояться в каче­стве педагога. Как блудный сын, я, крещенный в детстве, ушел от Отца, поверив красивым сказ­кам дедушек Лапласа, Опарина, Дарвина о стихийном и случай­ном возникновении Вселенной и человека. Я-то покинул Отца, но Он меня не покинул. По Его Промыслу «праздник жизни - молодости годы» я посвятил пе­ревоспитанию отроков и отро­ковиц трудной судьбы. После службы в армии с удовольстви­ем учительствовал, вовлекая старшеклассников двадцатой Каменск-Уральской школы в пре­красный мир русской литерату­ры, но вскоре был переведен на комсомольскую работу. Сейчас о комсомоле принято говорить только плохо. А я думаю, что комсомол спас сотни тысяч молодых людей от алкоголизма и наркомании, половой распущенности и уголовщины.

Как любая атеистическая организация, комсомол требовал от своих членов не верить «суевериям», вклю­чая в это понятие и веру в Бога. Но все остальные тре­бования Устава к комсомольцам словно списаны были частично с скрижалей Моисея, частично - с Нагорной проповеди Иисуса Христа. По крайней мере, в годы моей юности комсомол утверждал, что «человек человеку - друг, брат и това­рищ»; требовал от своих членов честности, трудолюбия, служения народа и Родине, жестко наказывал за обман, воровство, блуд. Дай Бог, чтобы нынешние неправослав­ные молодежные организации ориентировали своих чле­нов на честность, трудолюбие, благодеяния и патриотизм!

В далеком теперь 1963 году в горячих спорах комсо­мольский актив г. Каменска-Уральского пришел к выво­ду: на производстве комсомольцы a priori должны быть передовиками труда, рационализаторами и образцом для остальной молодежи. А вот главная задача комсо­мольских организаций ведущих заводов города за пре­делами цехов - спасать от криминальных ложных цен­ностей подрастающее поколение.

Летом мы создали первые «лесные республики» - палаточные городки лагерей труда и отдыха2. Вот тог­да я по-настоящему стал штудировать работы А.С. Макаренко и понял, что чтение работ мудрого педагога в студенческие годы было поверхностным.

Четыре года спустя мне доверили 400 отроков и от­роковиц, собранных в областной школе-интернате на южной окраине Свердловска - в Елизавете. По моло­дости я расписался в акте, что принял детей. На самом деле мой предшественник пе­редал мне чуть более полови­ны - остальные находились в длительных «путешествиях» по области и за ее пределами. По мере совершения ими правона­рушений и преступлений, ра­ботники милиции привозили их в школу и передавали мне под расписку.

И снова я взялся за труды Макаренко.

-

За годы директор­ства я на несколько раз пере­читал все собрание сочинений, а отдельные работы перечи­тывал ежегодно. В настоящей статье приведу мои размыш­ления о педагогическом на­следии Антона Семеновича в новых исторических реалиях. Это не столько теоретическое исследование, сколько выводы педагога-практика, апробиро­вавшего воспитательную си­стему Макаренко. Убедившись на собственном опыте в высо­кой эффективности его воспи­тательной системы, многие по­следующие годы я по мере сил пропагандировал сущность гениального открытия на различных курсах повышения квалификации руководителей школ, школ-интернатов и детских домов нашей области. Сознаюсь: ранее я ни­когда не задумывался о мировоззрении великого со­отечественника. И только в феврале-марте нынеш­него года, когда я готовился к выступлению на пятых Макаренковских педагогических чтениях, организован­ных Социальным институтом Российского государствен­ного профессионального педагогического университе­та, совершенно неожиданно возникло предположение: А.С. Макаренко по своим воспитательным установкам всю жизнь оставался православным христианином!

Для себя за многие годы я извлек десятки уроков из педагогического наследия Антона Семеновича. Но, сейчас хочу вычленить наиболее важные из них. С да­леких 60-х годов лично для меня очевиден первый урок и главное условие успешного воспитания детей и перевоспитания отроков - искренняя любовь вос­питателя к каждому воспитуемому и вера в него, в его сущностный потенциал и добрую волю. Лично мне этот урок давался трудно. Любить детей вообще - легко. И верить в их огромные духовные и душевные силы детства вообще - легко. Трудно любить Ромку, кото­рого вчера привел мне милиционер, задержав его во время вскрытия тайников с вареньем в коллективном саду. Голубыми глазами, глядя в мои глаза, Ромка вче­ра клялся, что больше воровать не будет. А сегодня женщина из соседнего дома задержала его в магази­не, когда он похищал бутылку кефира. И сегодня при посторонней женщине он, как и вчера, клянется, что больше не будет воровать. Но я знаю, что и завтра он опозорит нашу школу-интернат, что-то у кого-то украв. Я тогда не владел понятием «страсть», но понимал, что воровство стало привычкой. Ромка не жадный, не эго­ист. Если бы вчера и сегодня его не поймали, он и ва­реньем и кефиром поделился бы с одноклассниками или малышами. Я ценил его доброту, но как мне было его любить, если я знаю, что наша школа-интернат из-за Ромки и других таких же отроков стала бельмом в глазу жителей Елизавета? Любить Ромку и верить ему трудно. Вот детей абстрактных: чистеньких, вежливых любить легко и верить им легко...

А.С. Макаренко помог мне и большинству наших пе­дагогов преодолеть себя, свое себялюбие, вдохновил нас умением полюбить наших конкретных детей и отроков и поверить в их силы и волю. Но это и есть одна из основных христианских заповедей, без которой никакие педаго­гические и психологические методы не помогли бы пре­вратить порученную нам бурсу в дружный, сплоченный, трудолюбивый коллектив, стремящийся к самосовершен­ствованию, к нравственному восхождению. Это главный урок для каждого чело­века, взявшегося за сложнейшее в мире дело - воспитание. Знаю, что этот вы­вод вызывает протест у многих педаго­гов. Одни говорят: мы готовим детей к суровой жизни, поэтому воспитание не­возможно без строгости, дисциплины и даже наказаний. Другие соглашаются, что любить воспитуемых нужно, но не у Макаренко же этому учиться! Какой люб­ви к отрокам может научить неулыбчи­вый, строгий Макаренко, требовавший от своих воспитанников безоговороч­ного подчинения коллективу и даже де­журному командиру! ЮЛ. Азаров во­обще пишет следующее: «Тем и страшен Макаренко..., что стал певцом не внешней диктатуры, а глубоко внутренней, ког­да насилие с радостью воспринимается теми, на кого оно направлено»3. Мои оп­поненты вопрошают: «Как же вы пытае­тесь вывести урок о любви к детям из пе­дагогического наследия этого тирана?»... Даже поклонники великого педагога доброжелательно говорят: «Не нужно приписывать Макаренко то, чего у него не было. Он и без этого ве­лик и гениален». И вот неожиданно в момент поиска новых аргументов меня вдруг озарила догадка: Антон Семенович по мировоззрению, нравственным установ­кам всю жизнь оставался православным христиани­ном. А для православного человека любовь - это выс­шее чувство, которое порождает у человека желание и готовность всего себя отдать служению объекту своей любви, это готовность добровольно и с внутренней ра­достью принести всего себя, всю свою жизнь жертвен­ному подвигу ради того, кого любишь. Стало ясно, что дискутировать нужно не с тем или иным мнением пусть известного педагога, а с их либеральным пониманием высочайшего дара человеку - любви. Любовь для ате­иста или протестанта - это приятное прежде всего для меня переживание эмоционального состояния комфор­та от совместного нахождения, пребывания, взгляда, жеста и т.д. Эта любовь не требует жертвенного подви­га - нам ведь хорошо уже от того, что мы есть. Эта лю­бовь проявляет себя в улыбке, одобрении, ласках. Это вкусный десерт.

-

Такой любви к отрокам мы действительно не на­ходим у Макаренко. Его любовь - не вкусный десерт, а горькое, но спасительное лекарство. Его любовь к воспитанникам - жертвенный подвиг. Разве Антон Семенович не отдал всю свою жизнь, ум, силы, энергию, талант, волю спасению отроков и отроковиц от сатанин­ских «ценностей» обогащения и приобретения «легкой, красивой» жизни любой ценой - ценой обмана, воров­ства, разбоя и даже убийств?

Вспомним, что писал А.С. Макаренко. «В первые дни они нас даже не оскорбляли, просто не замечали нас. К вечеру они свободно уходили из колонии и возвра­щались утром, сдержанно улыбаясь навстречу моему проникновенному соцвосовскому выговору. Через неделю Бендюк был арестован приехавшим агентом губрозыска за совершенное ночью убийство и ограбле­ние»,- вспоминал Антон Семенович4. - «Пустынный лес, окружавший нашу колонию, пустые коробки наших домов... и полдесятка воспитанников, категорически от­рицавших не только нашу педагогику, но и всю челове­ческую культуру, - все это, правду говоря, нисколько не соответствовало нашему прежнему школьному опыту. Длинными зимними вечерами в колонии было жутко»5. Пусть каждый педагог и каждый родитель мысленно вообразит себя начальником этой колонии и предложит «гуманные» методы преобразования этого бандитского гнезда в дружный, трудолюбивый, нравственно состо­явшийся коллектив колонии имени М. Горького!

«Первые месяцы нашей колонии для меня и моих то­варищей были не только месяцами отчаяния и бессиль­ного напряжения, они были еще и месяцами поисков истины. Я во всю жизнь не прочитал столько педагоги­ческой литературы, сколько зимою 1920 года», - писал Антон Семенович6.

Ради чего Макаренко преодолевает бессилие и от­чаяние, ночами читает литературу, ищет совершенно новые, неведомые педагогической науке стратегии и методы? Ради этих молодых людей, ради их спасения. Да, его любовь к отрокам зачастую носила суровое об­личье. Его требования на первых порах безоговороч­ны: «В спальне должно быть чисто! У вас должны быть дежурные по спальне. В город можно уходить только с моего разрешения... «Малины» не будет... В школу обяза­тельно. Хочешь ты или не хочешь, все равно»7.

На фоне бесконечной либеральной болтовни «о пра­вах ребенка» жесткие требования Макаренко внешне вы­глядят не гуманными по отношению к личности. Но ведь любой феномен, тем более такой сложный как «любовь» нельзя рассматривать вне мировоззрения. Идеологи ли­берального «гуманизма» рассматривают «права чело­века», «права ребенка» в отрыве от их обязанностей и долга перед родителями, друзьями, Родиной. Думаю, нынешние студенты еще помнят прозвучавшее в девя­носто втором или в девяносто третьем году заявление по телевидению тогдашнего главы правительства России, доктора экономических наук Е.Т. Гайдара: патриотизм - последнее прибежище негодяев. Да, А.С. Макаренко ставил цель: воспитать каждого вчерашнего уголовного преступника честным человеком, тружеником, семьяни­ном, патриотом своей страны8. Идеологи либеральной педагогики лукаво утверждают, что нельзя ограничивать право детей и подростков смотреть любые передачи те­левидения, любые сайты в Интернете. Разве любовь к де­тям порождает такие педагогические убеждения? Нелю­бовь ли к денежному мешку, даримому им заправилами откровенно развращающих душу человека телепере­дач и материалов в Интернете? Либеральная идеология, ставшая неофициально господствующей в России, без войн породила такое количество безнадзорных и бес­призорных подростков, которое сопоставимо только с периодом гражданской войны, а преступность, детский алкоголизм, детская наркомания и детская проститу­ция в последние два десятилетия превратилась в реаль­ную угрозу дальнейшему существованию России. Таковы плоды либерального «просвещения». А вот плоды «негу­манной» педагогики Антона Семеновича: два-три случая рецидива; остальные его воспитанники стали честными людьми, создали семьи, трудились на благо Родины.

Так любил ли Макаренко своих воспитанников? Святой Апостол Павел в первом послании к коринфя­нам вот так характеризует любовь в православном ми­ропонимании: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гор­дится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражает­ся, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1-Кор. 13, 4-7).

Не навязывая никому своих убеждений, лишь при­глашаю читателей самостоятельно поразмыслить: не так ли проявляется любовь Антона Семеновича к своим воспитанникам?

- 

Пока я не решаюсь проанализировать всю педаго­гическую систему Антона Семеновича сквозь призму православного вероучения. Но появилось огромное желание. Однако возникли и сомнения: неужели никто из православных педагогов не откликнется на юбилей Макаренко? Пока мне удалось на православном сайте Интернета найти только одну, но замечательную статью Соколова Ричарда Валентиновича, кандидата социо­логических наук, и Соколовой Натальи Валентиновны, хранительницы фондов Педагогического музея А.С. Макаренко «Православные истоки педагогического опыта А.С. Макаренко: к 120-летию со дня рождения»9.


1 Азаров   Ю.   Не   подняться   тебе,   старик:   Роман-исследование. М.: Молодая гвардия, 1989. С. 20.

2 Анализ успехов и неудач организации перевос­питания отроков трудной судьбы в этих лагерях см.: Бродский Ю.С. Одно из направлений содружества // Проблемы коллективного воспитания: Материалы пер­вых Всесоюзных педагогических чтений / Под ред.. Петровой Л.К и Новиковой Л.И. - М.: ЦС Пед.об-ва РСФСР, 1968. С. 175-188.

3 Азаров   Ю.   Не   подняться   тебе,   старик:   Роман-исследование. М.: Молодая гвардия, 1989. С. 20.

4 Макаренко А.С.. Педагогическая поэма // Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. М.: АПН РСФСР, 1950. П. С 20-21.

5 Там же. С. 21.

6 Там же. С. 22-23 - курсив мой (автор статьи).

7 Там же. С. 25-27.

8   Макаренко А.С. Педагоги пожимают плечами // Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. М.: АПН РСФСР, 1950. Т. 2. С. 399 и другие.

9 Православие и Мир:

http: // www. Pravmir.ru/articlG_2754/html



Старый стиль 2Декабрь пятница Новый стиль) 15Декабрь Седмица 28-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Аввакума (VII-VI до Р.Х.). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176) и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367). Сщмч. Матфея пресвитера (1921). Сщмч. Димитрия пресвитера и прп. Веры исповедницы (1932). Сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского (1937). Сщмчч. Иоанна, Константина, Николая, Сергия, Владимира, Иоанна, Феодора, Николая, Николая, Павла, Сергия пресвитеров, прмч. Данакта, Космы прмцц. Маргариты, Февронии, Тамары, Антонины и Марии, мц. Матроны (1937). Прмц. Марии (1938). Мч. Бориса (1942). Евангельские ЧтенияТит., 301 зач., I, 15 - II, 10. Лк., 101 зач., XX, 19-26. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Тит. 1, 15-2, 10; Лк. 20, 19-26). "Кесарево - кесарю, а Божие - Богу"; всякому, значит, свое. В наше время вместо "кесарево" поставить надо "житейское", и сказать: житейское своим чередом, а Божеское - своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, - в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие - не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию? Молитвы Тропарь пророка Аввакумаглас 2Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша. Кондак пророка Аввакумаглас 8Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме богоглаголиве,/ и на Божественней стражи предстоянием/ слышания от светоносна Ангела/ Христово Воскресение возвестил еси миру,/ сего ради весело зовем ти:// радуйся, пророков светлая доброто. Тропарь преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 3Блаженство плачущих получити желая,/ день и нощь непрестанно плакал еси,/ имея во уме час Судный,/ тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/ преподобне Афанасие./ Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/ яко да плача безконечнаго избывше,/ тамо приимем вечное утешение. Кондак преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 5Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плакался еси горько.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04534 c.