Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

09.01.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

02.01.2018 | Готовимся к Рождеству! Как провести Рождественские праздники жителям и гостям уральской столицы

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Антропологический кризис в современной европейской культуре. Кризис человеческого в человеке.

В.И.Слободчиков

1. Рассматривая кризис собственно человеческого в современном человеке, я имею в виду и кризис самого человека - как живой реальности, и кризис рациональ­ного знания о нем, - прежде всего, - в науке. Но внача­ле - несколько слов о духовной ситуации в мире вооб­ще и в России - в частности. Сегодня уже у всех на слуху две идеологемы, два мировых принципа, под гнетом которых организуется наша жизнь. Эти принципы - гло­бализация и постмодернизм.

Технология глобализации и идеология постмодер­низма - эти, можно сказать, две головные боли со­временного мира - в настоящее время очевидным об­разом привели к цивилизационному кризису уже не только европейского, но и планетарного масштаба. Что происходит?

-

Происходит унификация социально-политических структур, разрушение форм культурной, исторической и духовной идентификации человека, размывание любых мировоззренческих основ его са­моопределения и одновременно - призыв уповать только на свою собственную самость в качестве основы и смысла жизни.

«Постмодернизм» (в переводе на русский язык - са­мая «современная современность») настаивает, что все, абсолютно все в мире относительно. Можно верить в это, а можно в другое, можно отстаивать такие ценно­сти, а можно разделять иные. Все критерии и границы условны - как договоримся. Отсюда еще две идеологи­ческие приманки - толерантность и общечеловеческие ценности; заметьте - не любовь к ближнему, а лице­мерная терпимость; терпение, так сказать, сцепив зубы, во имя ценностей какой-либо очередной сверхдержавы в качестве общечеловеческих.

Идеология постмодернизма и глобализации на­правлена на то, чтобы сокрушить, смести, или, по край­ней мере - нивелировать исторически сложившиеся защитные, иммунные системы того или иного народа - в виде устойчивых форм государственности, ценностей национальной культуры, традиционного образа жизни, вообще - хоть какого-нибудь осмысленного уклада.

Целенаправленное разрушение таких защитных си­стем приводит к вырождению конкретного народа в эт­нографическую массу - в так называемое население. Афганистан, Югославия, Ирак, завтра - Россия, она также в этом списке не на последнем месте - все это лишь отдельные метки разворачивающегося кризиса европейской цивилизации.

Исторический опыт свидетельствует, что нация (на­род) вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в нем появляется слишком много людей с патологиче­ским поведением, но когда в общественном сознании исчезает, падает до некоторого критического уровня понятие «нормы», «должного и ценного». И чтобы общество осознало грозящую ему опасность, необходи­ма сила, обладающая пророчески-обличительной спо­собностью и волей. В тысячелетней истории России эту роль всегда исполняла Православная Церковь.

2. Теперь несколько слов о духовной ситуации от­дельного человека. Сегодня в нашей стране мы жи­вем в ситуации, которую можно обозначить как «миро­воззренческая катастрофа». На наших глазах меняется духовно-психологический климат общества, кардиналь­но меняется само содержание внутренней жизни совре­менного человека. Как только ушло «всесильное и вер­ное учение Маркса», которое долгое время оккупировало наше сознание, являясь по сути псевдорелигиозной фор­мой идолопоклонства, так вот, когда это «верное учение» ушло, то появилась растерянность - как же быть, кому те­перь поклоняться, во что теперь верить?

Но - свято место пусто не бывает! И на место разру­шенного мировоззрения или так называемого менталите­та, пришло чужебесие. Кстати, не следует думать, что бесы всегда обязательно чужие, могут быть и свои, так сказать, домашние бесы. В случившейся мировоззренческой ката­строфе отчетливо выявляются две, достаточно очевидные тенденции.

Первая из этих тенденций связана с порабощением внутренней жизни, всего сознания человека материаль­ными, плотскими потребностями, потребностями соб­ственной самости. Современная цивилизация не только решительно отрицает созерцание, душу, вечность, но пы­тается открыто отвергнуть идеальную ипостась человека.

-

Складывается мощная индустрия по наращиванию эк­зотических, а чаще извращенных потребностей, по пре­вращению их в главный мотив поведения и ценностного устремления. Немалый вклад в развитие такой индустрии осуществляет и современная педагогика, и современная психология, и современная социология.

Наше время - это время многообразных психо­терапий, форм альтернативной медицины, психо­социальных техник безболезненного освобождения че­ловека от ответственности перед собой, перед людьми, перед Абсолютным смыслом собственной жизни.

Так, психотехнические средства реализуются в про­странстве индивидуального сознания и являются след­ствием несомненных достижений классической научной психологии. Строгое научное знание о глубинных пси­хических явлениях и состояниях человека оказалось за­мечательным средством внешнего программирования и духовного кодирования личности. На базе этих знаний уже разработаны способы оккупации сознания другого человека, сценирования чужой жизни в собственных це­лях (достаточно вспомнить рекламные ролики, 25-й кадр, гипноз, техники работы многочисленных колдунов и га­далок и др.).

К разряду психотехнических средств, несомненно, от­носятся разного рода суггестии и способы «промывания мозгов». Протезирование сознания бесчисленными сло­ганами (Не дай себе засохнуть! Ты этого достойна и т. п.), софистика и демагогия, целевые фрустрации и магиче­ское вменение веры, эзотерика и чародейство, психоло­гическая дрессура под видом психотренингов - также входят в этот арсенал. Этот список можно продолжить, но главное, что на этом поприще у классической психологии головокружительные перспективы.

В свою очередь, социотехнические средства, инстру­менты социальной механики реализуются в пространстве общественной жизни; в частности, в дни политических ак­ций - выборы, демонстрации, референдумы - они обыч­но именуются «грязными политтехнологиями». Главный ориентир подобных технологий - это манипуляция соци­альными пристрастиями и бессознательным, «полевым поведением» той или иной группы населения. Результатом оказывается своеобразная социальная невменяемость, анестезия нашей чувствительности к социальным про­тиворечиям, которая обеспечивается переводом ответ­ственного гражданского самоопределения личности в пространства приватной жизни - в клубные, семейные, бытовые, досуговые пространства.

К разряду социотехнических манипуляций можно от­нести пропаганду идеологем на злобу дня (Голосуй, а то - проиграешь!), блокаду рефлексии по отношению к целям и способам их достижения (Голосуй сердцем, а не умом!), сокрытие замысла и двойной стандарт, подмена ценно­стей, создание ситуаций ложного выбора, снятие личной ответственности и одновременно - шантаж функцио­нальными обязанностями и т. д.

Хочу специально подчеркнуть, что сами эти техники не виноваты; виноваты мы - растерявшие, а часто - размо­тавшие Богом данные нам защиты от духовного порабо­щения и духовного геноцида.

Отсутствие веры в Бога - как Источника абсолютного Добра, в Его заповеди - как единственной основы нрав­ственности и «собственно человеческого в человеке» при­вело к тому, что после снятия идеологического прессинга наше сознание оказалось практически беззащитным перед постмодернистскими идеологиями. Оказалось безза­щитным перед опасностью массового растления, развра­та, порнографии, наркотиков.

Святитель Николай Сербский писал, что существует четыре основных импульса, движущих людьми: личное благосостояние и собственные удовольствия; семейные и кровные узы; общественные законы; совесть и чувство присутствия Бога живого. Четвертый импульс - это пер­вая линия обороны, если человек не удерживает бастио­ны совести, теряет страх Божий, он отступает на вторую линию - пытается защититься общественными законами; не удержав вторую, отступает на третью, пытаясь скрыться в семье, и так - до последней. Именно в такой последова­тельности происходит деградация человека, деградация и гибель, ибо и последнюю линию обороны может поте­рять человек, приходя в состояние одиночества, уныния, потери смысла жизни и полного отчаяния.

3. Очевидно, что в современном российском обще­стве уже несколько «линий обороны» имеют глубокие разрушения. И именно с этим обстоятельством связана вторая тенденция - внешне противоположная первой. Это попытка построить защитное мировоззрение на но­вой духовной основе, обрести смысл жизни, преодоле­вая атеистические и материалистические стереотипы. Эта тенденция, которая сегодня в России набирает все боль­шую силу, связана с соблазном понимания духовной ипо­стаси человека с помощью восточного мистицизма, ок­культизма и магии.

Призыв к познанию «запредельного мира», к овладе­нию «скрытыми способностями» человека вне христи­анского аскетического опыта - через различные виды транса, «грез наяву», «автоматического письма», «актив­ного воображения» и др. - все чаще звучит от имени науки в лице ее крупных представителей. Разрыв с христианской традицией, разрушение духовного иммунитета, абсолют­ное доверие к науке, характерное для атеистического со­знания, как универсальному и достоверному способу по­знания реальности, поставили человека перед соблазном оккультизма, облекшегося в наукообразные формы.

Общественному сознанию настойчиво навязывается мысль, что человечество находится на особом этапе эво­люции - этапе открытия новых знаний о Вселенной и о самом человеке. Активным проводником этих идей явля­ется известное международное движение «Нью эйдж - Новая Эра». Сегодня уже более 5 миллионов россиян яв­ляется членами различных сект, в том числе неоязыческих и оккультных. Множество людей верят в «Космический Разум», в «Информационное Поле Вселенной», во влияние на жизнь человека знаков Зодиака. Попытка создать об­щество с единственно верным мировоззрением на осно­ве «Научного атеизма» рухнула. По мнению зарубежных сектоведов, Россия на сегодняшний день является одной из самых больших «духовных помоек» в мире, становится источником «духовного заражения» для других стран.

Таким образом, масштаб и характер двух рассмотрен­ных тенденций выхода из мировоззренческой катастро­фы позволяют обозначить нашу эпоху - как неоязычество новейшего времени, которое требует нового благовествования, новой проповеди, нового миссионерства. И оче­видно, что единственной силой, способной исцелить и реабилитировать как индивидуальное, так и обществен­ное сознание в современной России является только православная вера, только Православная Церковь!

Русская Православная Церковь берет на себя эту мис­сию, в частности, в общественной жизни - это Программа социальной деятельности, в образовании - это Проект введения в содержание общего образования «Основ пра­вославной культуры» и ряд других акций.

Но какой шум и гвалт был поднят в СМИ по этому по­воду! Почему? Откуда эта гневливость и раздражение? Только ли из неприятия активной духовной позиции Православной Церкви? - Да, от этого, но не только поэто­му. В основе этого шума, в самой сердцевине его лежит страх - причем, как минимум, троякого рода.

Первый - это политико-онтологический страх. Страх перед тем, что наши молодые и не только молодые люди действительно будут облекаться в ценности и внутренние смыслы православной культуры. А вдруг они проснутся при этом, вдруг протрезвеют, посмотрят вокруг и скажут: «Господи! - куда же я попал? На какую духовную свал­ку меня заманили?» Для целой категории властолюби­вых людей в нашем государстве, в нашем Отечестве - это страшно. Лучше, чтобы все находились в сноподобном, в нетрезвом состоянии. Такой массой легче манипулиро­вать, легче обмануть, легче организовать жизнь многих (а в идеале - всех) в свою пользу. И эти властолюбцы - пря­мые враги Православия, Православной Церкви, право­славного человека; они сознательно и энергично борются и будут бороться с любыми попытками духовного трез-вления наших людей - как всегда, стараясь разрушить основы такого трезвления - «до основания».

Второй страх - это житейско-бытовой страх. Этот страх во многом - генетический, который во многих из нас до сих пор еще живет. Это еще тот - застарелый, советский страх, когда было опасно ходить в храм, страш­но было крестить собственных детей, а уж тем более - исповедоваться и причащаться. Такой страх может не осознаваться, он может рационализироваться, рядить­ся во всякие атеистические и агностические одежды для оправдания своего не-воцерковления. На бытовом уров­не - это может выражаться достаточно банально и мно­гообразно: «Я в церковь не хожу; никто не ходит, а я пой­ду - неудобно как-то. А зачем мне церковь? - Я верю, что Бог есть, когда мне трудно - я к нему обращаюсь. А так...». Подобный слой людей - не шумный, но настороженный или равнодушный.

Третий - это духовно-психологический страх. Страх перед встречей с Божественной Реальностью, с Откровением. Ведь, как только я войду в церковную огра­ду, как только откроется для меня эта Реальность, то если говорить по совести - назад хода нет. Я уже не могу сде­лать вид, что ничего не произошло, я уже не могу вернуть­ся в то - предшествующее состояние, когда я про это не ведал, не входил, не приобщался. Если уже вошел, если глаза, ум, сердце чуть-чуть уже приоткрылись, то спокой­но вернуться в ту «невинную» духовную слепоту, когда вроде бы не ведал, что творил - уже невозможно, совесть не позволит.

Поэтому некоторые люди часто говорят, что им рано воцерковляться. К тому же - некогда: столько дел, столь­ко дел, что совершенно нет времени. Или другая причи­на - кажущаяся неготовность. Так с исповедью бывает, и с причастием: «Знаете, батюшка, я не могу исповедовать­ся, причащаться - я сегодня не готов». День, месяц, пол­года, год - не готов. Ну, может быть, на Пасху, когда мож­но причаститься, поучаствовав в общей исповеди. И это тоже страх, и он понятен, он и психологически и духовно понятен. Вот только психологический страх должен прео­долеваться и должен быть преодолен, а духовный страх - страх Божий, конечно же, всегда должен оставаться.

-

4. И последнее. При более пристальном рассмо­трении горизонта антропологического кризиса мож­но прийти к выводу, что глубинный, порождающий его план - это, в первую очередь, сам человек - как он представляется себе в своем собственном сознании, а вовсе не обстоятельства его жизни. Иными словами - в самом существе кризисной эпохи ведущей стороной оказывает­ся именно кризис европейской модели человека. Эта мо­дель сегодня расщепилась на множество самых разных, ноуже фантомальных моделей. Так, появился фрейдист­ский человек, скиннеровский - крысо-подобный чело­век, реперту-арно-ролевой человек, человек потребля­ющий и - несть числа таким человекам.

Все эти фантомальные модели являются в той или иной мере продуктом многообразных гуманитарных наук, которые в массе своей построены по образу и по­добию естественных наук. Но человек - существо сверх-естественное- и по происхождению своему, и по спосо­бу, и по смыслу своей жизни.

А потому - он по определению своему оказывается неуловим в понятийных сетях традиционного научного знания.

Такие сущностные свойства «собственно человеческо­го в человеке», самостоятельность, самобытность, само­сознание, самодействие человека, его индивидуальность и уникальность, его личностный способ жизни - являют­ся фундаментальными ценностями нашей христианско-европейской, а точнее - русско-православной культуры. Именно они определяют содержание и смысл нашей дея­тельности, наших взаимоотношений и наших встреч друг с другом. Очевидно, что подобная планка само-бытия че­ловека, а главное - само восхождение на этот уровень представляется участнику пост-советской истории либо недостижимой, либо просто невыносимой.

Одним из безусловных вызовов нашего времени явля­ется требование прямого и профессионально обеспечен­ного решения проблемы производства и воспроизводства человечности и человеческого. Я думаю, что не оши­бусь в своем утверждении, что из всех форм обществен­ной практики именно образование пытается решать эту проблему не утилитарно, а по существу. В подавляющем большинстве современных концепций и программ раз­вития образования появляется принципиально новое из­мерение-гуманитарно-антропологическое. Фактически, речь идет о постановке беспрецедентной задачи для об­разования: оно должно стать универсальной формой ста­новления и развития базовых, родовых способностей че­ловека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность; быть не только материалом и ресурсом со­циального производства, но, прежде всего - подлинным субъектом культуры и исторического действия.

Антропологический подход в сфере гуманитарного знания - это в первую очередь ориентация на человече­скую реальность во всей ее полноте, во всех ее духовно-душевно-телесных измерениях; это поиск средств и условий становления полного, всего человека; челове­ка - как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с Другими, как индивидуальности перед лицом Абсолютного бытия.

Сегодня требуется подлинно системный пере­смотр философских, психологических, социально-педагогических, политико-экономических основ со­временных гуманитарных практик с точки зрения их подлинно антропологической модальности. Их способ­ности целенаправленно строить антропо-практики -практики действительного выращивания «собственно человеческого в человеке».


Антропо-практики реализуются в пространстве субъективной реальности человека - в пространстве совместно-распределенной деятельности, в простран­стве со-бытийной общности людей, в пространстве реф­лексивного сознания. Именно здесь может происходить осознанное и целенаправленное проектирование таких жизненных ситуаций, в которых становится возможным и подлинно личностное самоопределение, и обретение субъектности, и авторства собственных осмысленных действий. Здесь, в этом пространстве, возможно культи­вирование автономии и самодетерминации человека, его саморазвития и самообразования, а в пределе - его фак­тического самостояния в собственной жизни.

Сложность построения такой практики, практики ста­новления собственно человеческих способностей в том, что весь человек, во всей потенциальной полноте своего бытия открыт только своему Создателю, Которого раци­онализм традиционных гуманитарных наук как раз и не принимает в качестве главного источника знаний о под­линно человеческом в человеке.

Но именно здесь, в этой точке, нужен умный, терпели­вый и доброжелательный союз научной психологии, пе­дагогики и православного богословия. Принципиально необходима гармонизация систем знаний христианской антропологии - как учения о происхождении и назначе­нии человека, психологической антропологии - как уче­ния о закономерностях развития человека в пределах его индивидуальной жизни и педагогической антрополо­гии - как учения о становлении базовых способностей, сущностных сил человека в образовании.

Тезис о первичности духовного начала в человеке ставит вопрос о феноменологии индивидуального духа, о ступенях его раскрытия и воплощения в эмпириче­ской жизни каждого из нас. Именно этот вопрос, на мой взгляд, является центральным для христиански ориенти­рованной психологии и педагогики, которые, как теперь становится понятным, есть синтез, согласие разногласно-го, взаимовосполнение (а не взаимоисключение и бес­плодный параллелизм) исходных принципов и живого знания христианской, педагогической и психологической антропологии.

Православное вероучение о Боге и человеке, о Богочеловечестве уже есть - и не подлежит ревизии. Соответственно, при освоении психологией и педаго­гикой основ православного вероучения, основ право­славной культуры у них появляется сегодня шанс, воз­можность преобразиться, чтобы стать, говоря словами А.А.Ухтомского, действительным Собеседником, не двойником, не тенью христианской истины о человеке.



Старый стиль 6Февраль воскресенье Новый стиль) 19Февраль Неделя мясопустная, о Страшнем суде. Глас 2. Заговенье на мясо. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Вукола, еп. Смирнского (ок. 100). Мцц. Дорофеи девы, жен Христины, Каллисты и мч. Феофила (288-300). Мц. Фавсты девы и мчч. Евиласия и Максима (305-311). Мч. Иулиана Емисского (312). Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI). Свт. Фотия, Патриарха Константинопольского (891). Мцц. дев Марфы, Марии и брата их, прмч. Ликариона отрока. Сщмч. Димитрия пресвитера и мч. Анатолия (1921). Сщмч. Василия пресвитера (1930). Сщмч. Александра пресвитера (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1-8. Лит. - 1 Кор., 140 зач., VIII, 8 - IX, 2. Мф., 106 зач., XXV, 31-46. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 8, 8-9, 2; Мф. 25, 31-46). Страшный суд! Судия грядет на облаках, окруженный несметным множеством небесных сил безплотных. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полки полками текут на определенное место, к престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор. Ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Разделение десных и шуиих совершится само собою. Наконец все уже определилось. Настало глубокое молчание. Еще мгновение - и слышится решительный приговор Судии - одним: "приидите", другим: "отыдите". - Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Буди милость Твоя, Господи, на нас! - но тогда поздно уже будет взывать так. Теперь надо позаботиться смыть с естества своего написанные на нем знаки, неблагоприятные для нас. Тогда реки слез готовы бы были мы испустить, чтоб омыться; но это уж ни к чему не послужит. Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, - и ревнуя потом верно исполнить такой обет. Молитвы Тропарь преподобного Вукола, епископа Смирнскогоглас 4Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Вуколе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим. Службы6 февраля: Преподобного Вукола, епископа Смирнского Сайты приходов:Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Романово (Тульская епархия) Храм сщмч. Александра Телемакова Чумакинского с. Чумакино (Барышская епархия) Статьи на Православие.Ru «Будь миротворцем своего сердца…»Как поступать, когда сомневаешься, подавать ли милостыню? Что делать, если «сгоряча» взял на себя дело выше своих сил? Как относиться к человеку недобросовестному? 17-я гомилия патриарха ФотияДиакон Владимир Василик17-я гомилия была произнесена святым патриархом Фотием в Великую субботу 867 года в Святой Софии Константинопольской. Святые мученицы Марфа, Мария и преподобномученик Ликарион отрокОднажды, когда мимо проезжал языческий правитель того края, сестры выглянули в окно и громко объявили, что они христианки. Правитель вынужден был арестовать дев, сожалея об их цветущей юности. Они отвечали, что смерть за Христа – не конец, но путь к вечной жизни. Житие священномученика Василия Надеждина«Мне больно и жутко не за себя, не за тебя… но за многих русских людей, губящих свои души», — писал Василий Федорович в начале сентября 1918 года. Слово в неделю Мясопустную (О Страшном Суде)Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ ТверскойЕсли в толпе кто-либо крикнет: «Пожар!», не все ли тотчас потеряют спокойствие и равновесие духа, начнут искать выхода, а если выход не обеспечен, то не приходят ли в ужас, заставляющий забыть все остальное и искать только одного спасения жизни? Но вот святая Церковь вопиет: «Суд при дверях! Огонь геенны уже возгорелся во многих душах!» А люди слышат то почти равнодушно, и никто не трогается почти, чтобы предпринять хотя нечто для спасения погибающей души. Синаксарь в неделю мясопустную, о Страшном СудеВ сей день совершаем память Второго и Страшного Пришествия Христова, которую святые отцы поместили после двух притч, чтобы кто-нибудь, узнав из них о Божием человеколюбии, не жил в лености, рассуждая так: человеколюбив Бог, и когда я оставлю грех, то мне будет легко всё исправить. Есть ли адские муки?Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)Други наши, сегодня, в неделю о Страшном Суде Божием, грядущем, как тать, на всю вселенную, дне, когда решится окончательно и бесповоротно участь всякого земнородного, живущего и уже поглощенного смертью, когда каждый из нас услышит или: “...приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира”, или: “...идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его”. Слово перед исповедью в неделю о Страшном СудеПротоиерей Валериан КречетовВсякий грех, который ты видишь вокруг себя, должен напоминать тебе о твоей греховности. Через это чувство появляется, по милости Божией, и смирение, то есть действительное сознание своих немощей. И это чувство было присуще всем святым. Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Часть IПреподобный Ефрем СиринХристолюбивые братья мои, послушайте о Втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я о том часе и вострепетал от великого страха, помышляя, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себя слышимое? Тогда Царь царствующих, восстав с Престола славы Своей, сойдет посетить всех обитателей вселенной, сделать с ними расчет и, как следует Судии, достойным воздать добрую награду, а также подвергнуть казням заслуживших наказание.(MP3 файл. Продолжительность 21:28 мин. Размер 10.4 Mb ) Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Часть IIПреподобный Ефрем СиринКак есть различия наказаний здесь, так и в будущем веке. Живущие во вражде между собой, если случится им в таком состоянии переселиться из тела, в час Суда найдут себе неумолимое осуждение и как ненавистные будут посланы в кромешный огонь и нескончаемую тьму, потому что пренебрегли легкую заповедь Господню, которая гласит: любите друг друга – и отпущайте до семьдесят крат седмирицею.(MP3 файл. Продолжительность 17:38 мин. Размер 8.5 Mb ) Поучение в неделю мясопустную. О втором пришествии ХристовомВострепещут праведники от безмерной славы явившегося Судии, они воззрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды ветхими рубищами нищих: в правдах своих они не увидят залога к помилованию своему, – будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости. Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя мясопустная о Страшном СудеПротоиерей Александр ШаргуновЭти слова Евангелия — о тайне Первого и Второго При­шествия Христова. Первое Пришествие Его на землю было в уничижении, так что Его нельзя было отличить от других людей. Господь явился столь смиренно, что никто не заметил Его появления. Второе Пришествие будет совершенно иным: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы». Правда ли, что Страшный Суд будет проходить на Елеонской горе близ Иерусалима?Иеромонах Иов (Гумеров)Честный отче, я неоднократно слышал о том, что Страшный Суд будет проходить на Елеонской горе, близ Иерусалима. Скажите, это следует из Священного Писания или церковного Предания, либо это всего лишь фольклор? Почему Страшный Суд будет вершить именно Иисус Христос?Иеромонах Иов (Гумеров)Отче, объясните, пожалуйста, почему в Судный день суд вершит именно Иисус Христос? Спаси Вас Господи. После Страшного суда останется ли такое понятие как «время»?Иеромонах Иов (Гумеров)Меня интересует такой вопрос: после Страшного суда останется ли такое понятие как «время»? Всенощное бдение накануне Недели мясопустной в Сретенском монастыре24 января / 6 февраля. Суббота мясопустная. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 187:34 мин. Размер 90.1 Mb) Божественная литургия в Неделю мясопустную, о Страшном суде в Сретенском монастыре
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06487 c.