Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Антропологический кризис в современной европейской культуре. Кризис человеческого в человеке.

В.И.Слободчиков

1. Рассматривая кризис собственно человеческого в современном человеке, я имею в виду и кризис самого человека - как живой реальности, и кризис рациональ­ного знания о нем, - прежде всего, - в науке. Но внача­ле - несколько слов о духовной ситуации в мире вооб­ще и в России - в частности. Сегодня уже у всех на слуху две идеологемы, два мировых принципа, под гнетом которых организуется наша жизнь. Эти принципы - гло­бализация и постмодернизм.

Технология глобализации и идеология постмодер­низма - эти, можно сказать, две головные боли со­временного мира - в настоящее время очевидным об­разом привели к цивилизационному кризису уже не только европейского, но и планетарного масштаба. Что происходит?

-

Происходит унификация социально-политических структур, разрушение форм культурной, исторической и духовной идентификации человека, размывание любых мировоззренческих основ его са­моопределения и одновременно - призыв уповать только на свою собственную самость в качестве основы и смысла жизни.

«Постмодернизм» (в переводе на русский язык - са­мая «современная современность») настаивает, что все, абсолютно все в мире относительно. Можно верить в это, а можно в другое, можно отстаивать такие ценно­сти, а можно разделять иные. Все критерии и границы условны - как договоримся. Отсюда еще две идеологи­ческие приманки - толерантность и общечеловеческие ценности; заметьте - не любовь к ближнему, а лице­мерная терпимость; терпение, так сказать, сцепив зубы, во имя ценностей какой-либо очередной сверхдержавы в качестве общечеловеческих.

Идеология постмодернизма и глобализации на­правлена на то, чтобы сокрушить, смести, или, по край­ней мере - нивелировать исторически сложившиеся защитные, иммунные системы того или иного народа - в виде устойчивых форм государственности, ценностей национальной культуры, традиционного образа жизни, вообще - хоть какого-нибудь осмысленного уклада.

Целенаправленное разрушение таких защитных си­стем приводит к вырождению конкретного народа в эт­нографическую массу - в так называемое население. Афганистан, Югославия, Ирак, завтра - Россия, она также в этом списке не на последнем месте - все это лишь отдельные метки разворачивающегося кризиса европейской цивилизации.

Исторический опыт свидетельствует, что нация (на­род) вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в нем появляется слишком много людей с патологиче­ским поведением, но когда в общественном сознании исчезает, падает до некоторого критического уровня понятие «нормы», «должного и ценного». И чтобы общество осознало грозящую ему опасность, необходи­ма сила, обладающая пророчески-обличительной спо­собностью и волей. В тысячелетней истории России эту роль всегда исполняла Православная Церковь.

2. Теперь несколько слов о духовной ситуации от­дельного человека. Сегодня в нашей стране мы жи­вем в ситуации, которую можно обозначить как «миро­воззренческая катастрофа». На наших глазах меняется духовно-психологический климат общества, кардиналь­но меняется само содержание внутренней жизни совре­менного человека. Как только ушло «всесильное и вер­ное учение Маркса», которое долгое время оккупировало наше сознание, являясь по сути псевдорелигиозной фор­мой идолопоклонства, так вот, когда это «верное учение» ушло, то появилась растерянность - как же быть, кому те­перь поклоняться, во что теперь верить?

Но - свято место пусто не бывает! И на место разру­шенного мировоззрения или так называемого менталите­та, пришло чужебесие. Кстати, не следует думать, что бесы всегда обязательно чужие, могут быть и свои, так сказать, домашние бесы. В случившейся мировоззренческой ката­строфе отчетливо выявляются две, достаточно очевидные тенденции.

Первая из этих тенденций связана с порабощением внутренней жизни, всего сознания человека материаль­ными, плотскими потребностями, потребностями соб­ственной самости. Современная цивилизация не только решительно отрицает созерцание, душу, вечность, но пы­тается открыто отвергнуть идеальную ипостась человека.

-

Складывается мощная индустрия по наращиванию эк­зотических, а чаще извращенных потребностей, по пре­вращению их в главный мотив поведения и ценностного устремления. Немалый вклад в развитие такой индустрии осуществляет и современная педагогика, и современная психология, и современная социология.

Наше время - это время многообразных психо­терапий, форм альтернативной медицины, психо­социальных техник безболезненного освобождения че­ловека от ответственности перед собой, перед людьми, перед Абсолютным смыслом собственной жизни.

Так, психотехнические средства реализуются в про­странстве индивидуального сознания и являются след­ствием несомненных достижений классической научной психологии. Строгое научное знание о глубинных пси­хических явлениях и состояниях человека оказалось за­мечательным средством внешнего программирования и духовного кодирования личности. На базе этих знаний уже разработаны способы оккупации сознания другого человека, сценирования чужой жизни в собственных це­лях (достаточно вспомнить рекламные ролики, 25-й кадр, гипноз, техники работы многочисленных колдунов и га­далок и др.).

К разряду психотехнических средств, несомненно, от­носятся разного рода суггестии и способы «промывания мозгов». Протезирование сознания бесчисленными сло­ганами (Не дай себе засохнуть! Ты этого достойна и т. п.), софистика и демагогия, целевые фрустрации и магиче­ское вменение веры, эзотерика и чародейство, психоло­гическая дрессура под видом психотренингов - также входят в этот арсенал. Этот список можно продолжить, но главное, что на этом поприще у классической психологии головокружительные перспективы.

В свою очередь, социотехнические средства, инстру­менты социальной механики реализуются в пространстве общественной жизни; в частности, в дни политических ак­ций - выборы, демонстрации, референдумы - они обыч­но именуются «грязными политтехнологиями». Главный ориентир подобных технологий - это манипуляция соци­альными пристрастиями и бессознательным, «полевым поведением» той или иной группы населения. Результатом оказывается своеобразная социальная невменяемость, анестезия нашей чувствительности к социальным про­тиворечиям, которая обеспечивается переводом ответ­ственного гражданского самоопределения личности в пространства приватной жизни - в клубные, семейные, бытовые, досуговые пространства.

К разряду социотехнических манипуляций можно от­нести пропаганду идеологем на злобу дня (Голосуй, а то - проиграешь!), блокаду рефлексии по отношению к целям и способам их достижения (Голосуй сердцем, а не умом!), сокрытие замысла и двойной стандарт, подмена ценно­стей, создание ситуаций ложного выбора, снятие личной ответственности и одновременно - шантаж функцио­нальными обязанностями и т. д.

Хочу специально подчеркнуть, что сами эти техники не виноваты; виноваты мы - растерявшие, а часто - размо­тавшие Богом данные нам защиты от духовного порабо­щения и духовного геноцида.

Отсутствие веры в Бога - как Источника абсолютного Добра, в Его заповеди - как единственной основы нрав­ственности и «собственно человеческого в человеке» при­вело к тому, что после снятия идеологического прессинга наше сознание оказалось практически беззащитным перед постмодернистскими идеологиями. Оказалось безза­щитным перед опасностью массового растления, развра­та, порнографии, наркотиков.

Святитель Николай Сербский писал, что существует четыре основных импульса, движущих людьми: личное благосостояние и собственные удовольствия; семейные и кровные узы; общественные законы; совесть и чувство присутствия Бога живого. Четвертый импульс - это пер­вая линия обороны, если человек не удерживает бастио­ны совести, теряет страх Божий, он отступает на вторую линию - пытается защититься общественными законами; не удержав вторую, отступает на третью, пытаясь скрыться в семье, и так - до последней. Именно в такой последова­тельности происходит деградация человека, деградация и гибель, ибо и последнюю линию обороны может поте­рять человек, приходя в состояние одиночества, уныния, потери смысла жизни и полного отчаяния.

3. Очевидно, что в современном российском обще­стве уже несколько «линий обороны» имеют глубокие разрушения. И именно с этим обстоятельством связана вторая тенденция - внешне противоположная первой. Это попытка построить защитное мировоззрение на но­вой духовной основе, обрести смысл жизни, преодоле­вая атеистические и материалистические стереотипы. Эта тенденция, которая сегодня в России набирает все боль­шую силу, связана с соблазном понимания духовной ипо­стаси человека с помощью восточного мистицизма, ок­культизма и магии.

Призыв к познанию «запредельного мира», к овладе­нию «скрытыми способностями» человека вне христи­анского аскетического опыта - через различные виды транса, «грез наяву», «автоматического письма», «актив­ного воображения» и др. - все чаще звучит от имени науки в лице ее крупных представителей. Разрыв с христианской традицией, разрушение духовного иммунитета, абсолют­ное доверие к науке, характерное для атеистического со­знания, как универсальному и достоверному способу по­знания реальности, поставили человека перед соблазном оккультизма, облекшегося в наукообразные формы.

Общественному сознанию настойчиво навязывается мысль, что человечество находится на особом этапе эво­люции - этапе открытия новых знаний о Вселенной и о самом человеке. Активным проводником этих идей явля­ется известное международное движение «Нью эйдж - Новая Эра». Сегодня уже более 5 миллионов россиян яв­ляется членами различных сект, в том числе неоязыческих и оккультных. Множество людей верят в «Космический Разум», в «Информационное Поле Вселенной», во влияние на жизнь человека знаков Зодиака. Попытка создать об­щество с единственно верным мировоззрением на осно­ве «Научного атеизма» рухнула. По мнению зарубежных сектоведов, Россия на сегодняшний день является одной из самых больших «духовных помоек» в мире, становится источником «духовного заражения» для других стран.

Таким образом, масштаб и характер двух рассмотрен­ных тенденций выхода из мировоззренческой катастро­фы позволяют обозначить нашу эпоху - как неоязычество новейшего времени, которое требует нового благовествования, новой проповеди, нового миссионерства. И оче­видно, что единственной силой, способной исцелить и реабилитировать как индивидуальное, так и обществен­ное сознание в современной России является только православная вера, только Православная Церковь!

Русская Православная Церковь берет на себя эту мис­сию, в частности, в общественной жизни - это Программа социальной деятельности, в образовании - это Проект введения в содержание общего образования «Основ пра­вославной культуры» и ряд других акций.

Но какой шум и гвалт был поднят в СМИ по этому по­воду! Почему? Откуда эта гневливость и раздражение? Только ли из неприятия активной духовной позиции Православной Церкви? - Да, от этого, но не только поэто­му. В основе этого шума, в самой сердцевине его лежит страх - причем, как минимум, троякого рода.

Первый - это политико-онтологический страх. Страх перед тем, что наши молодые и не только молодые люди действительно будут облекаться в ценности и внутренние смыслы православной культуры. А вдруг они проснутся при этом, вдруг протрезвеют, посмотрят вокруг и скажут: «Господи! - куда же я попал? На какую духовную свал­ку меня заманили?» Для целой категории властолюби­вых людей в нашем государстве, в нашем Отечестве - это страшно. Лучше, чтобы все находились в сноподобном, в нетрезвом состоянии. Такой массой легче манипулиро­вать, легче обмануть, легче организовать жизнь многих (а в идеале - всех) в свою пользу. И эти властолюбцы - пря­мые враги Православия, Православной Церкви, право­славного человека; они сознательно и энергично борются и будут бороться с любыми попытками духовного трез-вления наших людей - как всегда, стараясь разрушить основы такого трезвления - «до основания».

Второй страх - это житейско-бытовой страх. Этот страх во многом - генетический, который во многих из нас до сих пор еще живет. Это еще тот - застарелый, советский страх, когда было опасно ходить в храм, страш­но было крестить собственных детей, а уж тем более - исповедоваться и причащаться. Такой страх может не осознаваться, он может рационализироваться, рядить­ся во всякие атеистические и агностические одежды для оправдания своего не-воцерковления. На бытовом уров­не - это может выражаться достаточно банально и мно­гообразно: «Я в церковь не хожу; никто не ходит, а я пой­ду - неудобно как-то. А зачем мне церковь? - Я верю, что Бог есть, когда мне трудно - я к нему обращаюсь. А так...». Подобный слой людей - не шумный, но настороженный или равнодушный.

Третий - это духовно-психологический страх. Страх перед встречей с Божественной Реальностью, с Откровением. Ведь, как только я войду в церковную огра­ду, как только откроется для меня эта Реальность, то если говорить по совести - назад хода нет. Я уже не могу сде­лать вид, что ничего не произошло, я уже не могу вернуть­ся в то - предшествующее состояние, когда я про это не ведал, не входил, не приобщался. Если уже вошел, если глаза, ум, сердце чуть-чуть уже приоткрылись, то спокой­но вернуться в ту «невинную» духовную слепоту, когда вроде бы не ведал, что творил - уже невозможно, совесть не позволит.

Поэтому некоторые люди часто говорят, что им рано воцерковляться. К тому же - некогда: столько дел, столь­ко дел, что совершенно нет времени. Или другая причи­на - кажущаяся неготовность. Так с исповедью бывает, и с причастием: «Знаете, батюшка, я не могу исповедовать­ся, причащаться - я сегодня не готов». День, месяц, пол­года, год - не готов. Ну, может быть, на Пасху, когда мож­но причаститься, поучаствовав в общей исповеди. И это тоже страх, и он понятен, он и психологически и духовно понятен. Вот только психологический страх должен прео­долеваться и должен быть преодолен, а духовный страх - страх Божий, конечно же, всегда должен оставаться.

-

4. И последнее. При более пристальном рассмо­трении горизонта антропологического кризиса мож­но прийти к выводу, что глубинный, порождающий его план - это, в первую очередь, сам человек - как он представляется себе в своем собственном сознании, а вовсе не обстоятельства его жизни. Иными словами - в самом существе кризисной эпохи ведущей стороной оказывает­ся именно кризис европейской модели человека. Эта мо­дель сегодня расщепилась на множество самых разных, ноуже фантомальных моделей. Так, появился фрейдист­ский человек, скиннеровский - крысо-подобный чело­век, реперту-арно-ролевой человек, человек потребля­ющий и - несть числа таким человекам.

Все эти фантомальные модели являются в той или иной мере продуктом многообразных гуманитарных наук, которые в массе своей построены по образу и по­добию естественных наук. Но человек - существо сверх-естественное- и по происхождению своему, и по спосо­бу, и по смыслу своей жизни.

А потому - он по определению своему оказывается неуловим в понятийных сетях традиционного научного знания.

Такие сущностные свойства «собственно человеческо­го в человеке», самостоятельность, самобытность, само­сознание, самодействие человека, его индивидуальность и уникальность, его личностный способ жизни - являют­ся фундаментальными ценностями нашей христианско-европейской, а точнее - русско-православной культуры. Именно они определяют содержание и смысл нашей дея­тельности, наших взаимоотношений и наших встреч друг с другом. Очевидно, что подобная планка само-бытия че­ловека, а главное - само восхождение на этот уровень представляется участнику пост-советской истории либо недостижимой, либо просто невыносимой.

Одним из безусловных вызовов нашего времени явля­ется требование прямого и профессионально обеспечен­ного решения проблемы производства и воспроизводства человечности и человеческого. Я думаю, что не оши­бусь в своем утверждении, что из всех форм обществен­ной практики именно образование пытается решать эту проблему не утилитарно, а по существу. В подавляющем большинстве современных концепций и программ раз­вития образования появляется принципиально новое из­мерение-гуманитарно-антропологическое. Фактически, речь идет о постановке беспрецедентной задачи для об­разования: оно должно стать универсальной формой ста­новления и развития базовых, родовых способностей че­ловека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность; быть не только материалом и ресурсом со­циального производства, но, прежде всего - подлинным субъектом культуры и исторического действия.

Антропологический подход в сфере гуманитарного знания - это в первую очередь ориентация на человече­скую реальность во всей ее полноте, во всех ее духовно-душевно-телесных измерениях; это поиск средств и условий становления полного, всего человека; челове­ка - как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с Другими, как индивидуальности перед лицом Абсолютного бытия.

Сегодня требуется подлинно системный пере­смотр философских, психологических, социально-педагогических, политико-экономических основ со­временных гуманитарных практик с точки зрения их подлинно антропологической модальности. Их способ­ности целенаправленно строить антропо-практики -практики действительного выращивания «собственно человеческого в человеке».


Антропо-практики реализуются в пространстве субъективной реальности человека - в пространстве совместно-распределенной деятельности, в простран­стве со-бытийной общности людей, в пространстве реф­лексивного сознания. Именно здесь может происходить осознанное и целенаправленное проектирование таких жизненных ситуаций, в которых становится возможным и подлинно личностное самоопределение, и обретение субъектности, и авторства собственных осмысленных действий. Здесь, в этом пространстве, возможно культи­вирование автономии и самодетерминации человека, его саморазвития и самообразования, а в пределе - его фак­тического самостояния в собственной жизни.

Сложность построения такой практики, практики ста­новления собственно человеческих способностей в том, что весь человек, во всей потенциальной полноте своего бытия открыт только своему Создателю, Которого раци­онализм традиционных гуманитарных наук как раз и не принимает в качестве главного источника знаний о под­линно человеческом в человеке.

Но именно здесь, в этой точке, нужен умный, терпели­вый и доброжелательный союз научной психологии, пе­дагогики и православного богословия. Принципиально необходима гармонизация систем знаний христианской антропологии - как учения о происхождении и назначе­нии человека, психологической антропологии - как уче­ния о закономерностях развития человека в пределах его индивидуальной жизни и педагогической антрополо­гии - как учения о становлении базовых способностей, сущностных сил человека в образовании.

Тезис о первичности духовного начала в человеке ставит вопрос о феноменологии индивидуального духа, о ступенях его раскрытия и воплощения в эмпириче­ской жизни каждого из нас. Именно этот вопрос, на мой взгляд, является центральным для христиански ориенти­рованной психологии и педагогики, которые, как теперь становится понятным, есть синтез, согласие разногласно-го, взаимовосполнение (а не взаимоисключение и бес­плодный параллелизм) исходных принципов и живого знания христианской, педагогической и психологической антропологии.

Православное вероучение о Боге и человеке, о Богочеловечестве уже есть - и не подлежит ревизии. Соответственно, при освоении психологией и педаго­гикой основ православного вероучения, основ право­славной культуры у них появляется сегодня шанс, воз­можность преобразиться, чтобы стать, говоря словами А.А.Ухтомского, действительным Собеседником, не двойником, не тенью христианской истины о человеке.



Старый стиль 5Август пятница Новый стиль) 18Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Совершается служба на шестьПредпразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Евсигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374). Прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV). Сщмч. Стефана пресвитера (1918). Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919). Сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921). Сщмч. Иоанна диакона (1939). Евангельские Чтения2 Кор., 177 зач., IV, 13-18. Мф., 100 зач., XXIV, 27-33, 42-51, и за субботу (под зачало): 1 Кор., 123 зач., I, 3-9. Мф., 78 зач., XIX, 3-12. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 4, 13-13; Мф. 24, 27-33. 42-51). "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!(1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12). Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают. Молитвы Тропарь предпразднстваглас 4Христово преображение предусрящем,/ светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:/ приспе день Божественнаго веселия,/ восходит на гору Фаворскую Владыка,// Божества Своего облистати красоту. Кондак предпразднстваглас 4Божественным днесь преображением/ человеческое все естество/ просиявает божественно,/ в веселии зовущее:// преобразуется Христос, спасаяй вся. Службы25 января: Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского 30 января: Священномученика Ипполита, папы Римского. Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста 5 августа: Предпразднество Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Святого мученика Евсигния Сайты приходов:Храм в честь иконы Божией Матери Одигитрия Смоленская с. Выездное (Нижегородская епархия) Храм Николая Чудотворца с. Николо-Крутины (Московская епархия (областная))
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05896 c.