Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Цена семьи: опыт в Германии

Епископ Штутгартский Агапит (Горачек)

От редакции:
К проблеме возрождения ценности семьи, семейного воспитания наш журнал обращается постоянно. Это связано с тревожащей всех демографической ситуацией сложив­шейся в современной России, распространением социальных пороков в среде несовершенно­летних, предупреждение которых недостижимо без воссоздания института семьи, всех функ­ций семьи в социокультурных реалиях сегодняшнего дня. Статья епископа Штутгартского Агапита (Горачека) построена на материалах доклада прочитанного на V международной научно-практической конференции «Семья и будущее России», прошедшей в феврале 2008.

-

Прежде чем говорить о восприятии семьи обще­ственным сознанием, следует сказать о том глубоком замысле, который Господь вложил в душу человека при создании наших прародителей.

Первозданный человек не спешил с размножением. В раю спешки не было. Присутствие благодати Божией помогало человеку не действовать страстно. После гре­хопадения Господь открыл нашим прародителям ре­зультаты отпадения от благодати - началось «господ­ство» мужа над женою и «влечение» жены к мужу. Все пошло ускоренным темпом!

Адам познал Еву. Их первенец Каин стал убийцей своего брата Авеля. И так неискусность в воспитании своих детей передается из рода в род до наших дней!

Если Ветхозаветная Церковь свято сохраняла запо­ведь о размножении (не иметь детей означало не иметь удела в Израиле), то в «конце веков» лучшие люди Израиля в своем стремлении познать Бога отказыва­лись от брачной жизни! Пресвятая Богородица - са­мый высокий, но не единственный пример такого обра­за жизни, также как и Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Кумранских свитках есть описания процедуры отказа от брака. Если отец в момент заявления девицы промолчит, то обет входит в силу.

В Новозаветной Христовой Церкви усматрива­ется идейный перевес безбрачного образа жизни. Познавательная сила, богословствование и влияние на строй церковной литургической жизни исходили, с тех пор как монашество оформилось как церковный инсти­тут, из монашеских безбрачно живущих общин.

Тем не менее, новозаветная церковь соединяла раз­ные опыты православного образа жизни. Семейная жизнь уживалась с безбрачной жизнью в первых хри­стианских общинах. Девственницы и вдовы обеспечи­вались общиной. Жили единым сердцем и единой ду­шой, свидетельством за Христа даже до смерти!

Сегодня Церковь - единственная сила, которая еще сохраняет брак и девство как духовную ценность, хотя Богословие брака и семьи мало развито.

Когда мы говорим о семейной жизни как о педаго­гическом способе познания Пресвятой Троицы, мы мо­жем усмотреть разные периоды развития человеческой личности:

1 период - познание сыновства - в первые годы жизни ребенок узнает своих родителей, познает свое сыновство.

Это самый главный период, в котором закладывают­ся основы ценностей. В древности не сюсюкали с деть­ми, как сюсюкаем мы сегодня - трехлетних детей уже готовили к будущему служению. Например, подобно Богородице, в трехлетнем возрасте отданной в Храм на служение Богу, св. Александр Невский был посажен 3-летним в седло и обучался воинскому искусству, не­обходимому для княжеского служения.

Сегодня общество с ужасом смотрит на такую под­готовку. Однако уважение детей к родителям заклады­вается в младенческие годы. Если мать смотрит на свое­го ребенка как на будущего воина, врача, патриота или священника и сумеет вовремя «отпочковать» его - ре­бенок ответит родителям уважением. Семилетних де­тей Церковь уже испытывает о сознании совести.

2 период - выбор служения и выбор супруга.

3 период - становление человека как отца или матери, рождение собственных детей, новых личностей. Родительские опыты и заботы.

период - передача опыта, стабилизация среды, поддержка взрослых детей и их новосозданных семей.

5 период - подготовка к вечности.

Приступая к теме оценки семьи в Германии, хочу сделать несколько предварительных замечаний.

Германия выросла после войны из руин. По сей день она извлекает уроки из осмысления тоталитарного нацистского режима. Чиновнический аппарат, административный слой чисто практически работают в пользу народа, в государственных учреждениях культивируется услужливость. Страна богатая, социальная поддержка слабых заложена в механизмах рыночной экономики (в отличие, скажем, от Америки). Жить человеку без больших материальных потребностей легко.

Даже в вопросах образования мы не испытываем тех трудностей, которые возникают сейчас в России в связи, например, с преподаванием так называемых «Основ православной культуры». Католики, протестанты и мы, православные, можем учить наших детей Закону Божиему (причем в соответствии с вероучением каждой деноминации в школе), начиная с первого и по последний класс. Даже вопросе о пресловутом сексуальном обучении у нас существует закон, который позволяет отказаться от этих уроков. Правда, мало кто об этом знает, и, думаю, мало кто из родителей пользуется этим правом.

В больницах отцы могут присутствовать в операционном зале во время родов и беспрепятственно навещать супругу и новорожденного в любой момент дня. В этой области произошли колоссальные сдвиги за последние 40 лет в пользу семьи.

-

 

Почему же при наличии таких благоприятных усло­вий значение семейной жизни в обществе умаляется? Попробуем проанализировать некоторые статистиче­ские данные.

Население в Германии 82 миллиона и разделяется оно на 3 более или менее равные части: католики, про­тестанты и третья часть, куда входим мы, православ­ные (2,5 процента - 2 миллиона), мусульмане (около 3 миллионов) и прочие. Почему же 60 процентов населе­ния (католики и протестанты), платящие церковный на­лог, не могут остановить умаления семейных ценностей в обществе?

Если мы посмотрим на число заключенных браков в 1960 г., то из 100 зарегистрированных в ЗАГСе 84 были церковными (католические и протестантские), к 2000 г. церковных браков осталось только 34%. У католиков и протестантов, почти одинаково, за 40 лет число церков­ных браков уменьшилось на две трети! Напротив, число разводов увеличивается. В 1960 г. на 100 браков заре­гистрированных в ЗАГСе было 8 разводов, к 2000 г. их уже - 46, а в 2006 г. их - 52.

Сегодня в статистике меняется сама терминология - говорят уже не о семье, а о хозяйстве. Раскладка такова:

В 2006 г. из 39.767 хозяйств:

38% - хозяйство с 1 лицом

34% - хозяйство с 2 лицами

28% -хозяйство с 3, 4, 5 и больше лицами.

Иными словами в 2006 г. только 39% населения жили или как родитель, или как ребенок в составе семьи.

Количество семейств с каждым годом уменьшает­ся. Grossfamilien статистически уже не охватываются. Рождаемость уменьшается по всем видам семей: с од­ним ребенком, двумя или более детьми. Матери в сред­нем 30 лет, когда она рождает первенца.

Обратимся к новейшим исследованиям: к анализу, сделанному в 2007 г. Американскими учеными Альберто Ализина и Паолой Джиулиано на основе данных опро­сов World Values Survey в 78 странах. В этом опросе о ценностях и нормах среди прочего ставился вопрос о том, какое значение опрашиваемые придают семье, на­сколько велико уважение к родителям и насколько ро­дители готовы поступиться своим благополучием в пользу благополучия детей. В результате: В Германии, Литве и Голландии, а вслед за ними и в Скандинавии, семейные связи самые слабые! Особо сильны они в Африке, Азии и Южной Америке. Формула «богатые страны - слабые семьи» однако не действительна, т.к. Америка, Канада, Ирландия и Франция занимают сред­нее положение в таблицах.

Второй важный результат опроса: там, где важна се­мья, женщины реже работают на рынке труда и вместо этого работают дома. Причина тому - традиционное распределение ролей. В странах, где семье придают большое значение, скорее мужчинам предоставляет­ся право на работу. Помимо всего, считается, что отсут­ствие матери идет в ущерб детям. Германия и в этом смысле выпадает из рамок: немецкие женщины работа­ют меньше, чем в Канаде или даже в Уганде, где семей­ные связи намного сильнее.

Все эти цифры показывают, насколько изменился в послевоенной Германии или в Европе взгляд на тра­диционную семью и особенно - на роль женщины.


Феминистки, под идейным руководством таких жен­щин как Симон де Бевуар, добились в обществе равно­правия с мужчинами по всем параметрам обществен­ной жизни. Присутствие женщин в этом пространстве возрастает с каждым годом. Но какой ценой?

Полтора года назад известная телеведущая Ева Герман выступила с призывом к женщинам вернуться к их традиционной роли в семье как матерей и супруг. В двух книгах она описывает современную немецкую се­мью: проблемы мужа, жены, матери, отца, младенцев и детей, проблемы воспитания и образования, распреде­ление ролей в семье на фоне общественной дискуссии. Произошел взрыв негодования. Восстали в основном женщины! Печально, что в средствах массовой информа­ции о материнстве уже невозможно спокойно говорить.

Парижский ученый-экономист Жерар Франсуа Дюмон уже 10 лет назад исследовал, что во Франции в печатных и телевизионных рекламах семья и дети ста­тистически почти не фигурируют. Цельная семья появ­ляется в газетах в 0,47% случаев, на плакатах - в 0,45% и в рекламах телевидения - в 3,84%. Думаю, что в Германии ситуация сходная.

В прошлом году Еву Герман пытались обвинить чуть ли не в сочувствии нацизму. На самом деле, судя по ее книгам, ей не могут простить тезис, что разрушение традиционных устоев семьи, начатое при Гитлере, было завершено в 60-е годы студенческой революцией.

Политики видят будущие проблемы общества, в ко­тором рождается мало детей. Кто будет обеспечивать пенсию в будущих поколениях?

Министр по делам семьи фон дер Лайен, христи­анская демократка, сама мать семерых детей, обеща­ет обеспечить Германию яслями для детей от одного года до трех лет, чтобы женщины могли работать поч­ти сразу же после рождения ребенка. За этим кроется убеждение, что в Германии недостает такого рода детских учреждений, в отличие от соседних европейских стран, где рождаемость превосходит рождаемость в Германии. Таким образом, женщины смогут работать на рынке труда, отдавая детей в ясли!

Тем временем законодательство нанесло следую­щий удар по традиционному пониманию роли супру­ги и матери. Начиная с января 2008 г. новый закон о Unterhaltsrecht определяет, что супруги после развода должны обеспечивать каждый себя сам. При этом без­различно, находятся они в законном браке или нет. Тот родитель, у которого остается ребенок, может рассчи­тывать на помощь дитяте всего 3 года.

За 2006 год на 100 регистрируемых в ЗАГСе браков приходилось 52 развода! В основном на развод подава­ли женщины (60 процентов), а не мужчины (36 процен­тов). Можно предположить, что после принятия нового закона число законных браков вообще уменьшится. А женщинам, которые рассчитывали на алименты, при­дется перестраиваться. Правительство, можно сказать, одним росчерком пера списало в архив традиционную роль супруги и матери!

Причина вышесказанного - поиск равноправия лю­бой ценой. Противозачаточные средства освободили женщину от уязвимости природы. Женщины ищут рав­ноправия с мужчинами, нетрадиционные сожитель­ства - своего равноправия с браками. А в корне, я ду­маю, причина лежит в том, что мужчины отказались от священства. Началось с того, что в священстве на Западе не оказалось мужей и отцов, а был введен це­либат. Когда протестанты взбунтовались, появились мужья, но не стало священства, а появилось кромсаю­щее святое Благовестие словоблудие, где Христос уже не Богочеловек, рожденный от Девы, а скорее простой смертный! Отсюда такая страшная жажда закона, жажда прав человека! Ищут не прав семьи, не прав детей, а только индивидуальной и ничем не связанной свободы. И наши демократии дают эту свободу, шаг за шагом.

Так как больше внимания в парламентах уделяется чисто материальным и экономическим ценностям, по­кажу вам, что остается в кармане среднего зарабаты­вающего с учетом всех налогов и льгот на детей. Если средний зарабатывающий получает в год около 40000 евро, на основе налогового минимума для существова­ния детей остается в кармане в год у холостяка без де­тей около 10500, у родителей без детей - 7100 евро, у семьи с 1 ребенком - 3400 евро, у семьи с двумя деть­ми - минус 500 евро, а у семьи с 3 детьми - минус 4500 евро. Именно такая диспропорция - не в пользу се­мьи - заставляет мать работать на рынке труда. Так со­временная женщина оказывается в тисках между эконо­мическими реалиями и общественным мнением о роли современной женщины.

В конечном счете, дело ведь не в заработке и усло­виях государственной жизни! Дело скорее в том, что ро­дители не знают, какое глубокое священное значение имеет брак и как к нему готовиться, и что, собственно говоря, делать с детьми.

Ради чего Церковь смотрит так строго на брак? Не для того ли, чтобы беззащитный новорожденный ребенок вырастал в максимально стабильных условиях. И поэто­му супруги дают обеты верности друг другу при венча­нии! Но у ребенка сегодня прав меньше, чем раньше! О чем свидетельствуют аборты, противозачаточные средства? Боятся ребенка! Когда же, порой нечаянно, ребенок все же появляется в утробе, начинается вся эта спешка - неумелое воспитание детской души. Когда бедные роди­тели каждый новый день стоят перед загадочной ситуа­цией. Мало путеводителей и тайноводителей! Почему мы не видим около себя Христа младенца, 12-летнего мальчика, брата, жениха своей святой Невесты Церкви, Бога Отца, Бога Святаго Духа? Почему мы Их не ищем? Не потому ли, что мы внутренне не проверяем себя - жела­ем ли мы, чтоб Христос присутствовал и участвовал в на­ших делах ежедневно, ежечасно, ежеминутно?

На государство и общество не следует надеяться. Это вопросы совести! Мы нуждаемся не в законах и правах, а в любви.

При наличии благого произволения семья не нуж­дается в государственном вмешательстве в воспита­ние детей. Нам не столько нужны ясли, детские сады и школы, сколько сознательные родители, которые спая­ны любовью и знают, что необходимо детям для духов­ного и физического возрастания. Приведу пример: в Америке школы зачастую на низком уровне. Особенно родителей волнует нравственный упадок в школьной среде. Поэтому многие русские родители сами воспи­тывают своих детей и дают им школьное образование. Статистика показывает, что уровень знаний у детей, вы­шедших из таких семей, выше уровня, который дает государственная школа. Законодательство в Америке дозволяет обучение дома. У нас в Германии, к сожале­нию, такой возможности нет. Другой пример: в той же Америке русские эмигранты всегда старались своим детям дать самое лучшее образование, что на самом деле очень дорогое удовольствие. И, тем не менее, русские семьи умудрялись добиться желаемого. И тут статисти­ка показала, что русские здесь на первом месте по срав­нению с другими эмигрантами. Такое становится воз­можным, когда мать дома. О чем это говорит? О том, что семья в известных случаях действует максимально эф­фективно, опережая другие образовательные и воспи­тательные общественные институты.

Четко вырисовывается, что уменьшение количе­ства семей, низкая рождаемость, разводы и т. п. связа­ны не с невыгодными для семьи обстоятельствами, а с отсутствием понимания, что быть матерью - это при­звание, которое как таковое выше, сложнее и поисти­не по-царски достойнее, чем любая профессия. Это нам показала святая Царица мученица Александра.

Недостаток духовного опыта уводит, в конце концов, от ответственности за своих детей. Сокровищница тако­го опыта- Православная Церковь, и от искусства пасты­ря и пасомых зависит, чего они смогут добиться в труд­ных условиях. Когда мы с паломничеством 2 года тому назад приезжали в Екатеринбург и видели, сколько в церковной среде сделано, видели, например, замеча­тельные детские приюты и школы при Ново-Тихвинском монастыре, мой священник из Штутгарта, протоиерей Илия, признался мне, что он приуныл, потому что уви­дел здесь такой преподавательский коллектив, о кото­ром мы в Штутгарте можем только мечтать. Разумеется, в России такие примеры встречаются нечасто, но оче­видно, что другого пути, кроме церковного, здесь нет.

-



Старый стиль 2Август вторник Новый стиль) 15Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Совершается служба на шестьПеренесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428) и обретение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Совершается служба со славословиемБлж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1552-1557). Сщмч. Стефана, папы Римского (257), и иже с ним. Блж. Василия Спасо-Кубенского (XV). Прмч. Платона (1937). Ачаирской иконы Божией Матери (XXI). Евангельские Чтения2 Кор., 172 зач., II, 14 - III, 3. Мф., 95 зач., XXIII, 23-28. Блж. (под зачало): Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30 . Первомч.: Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60. Мф., 87 зач., XXI, 33-42.* Чтения блж. Василия читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 2, 14-3, З; Мф. 23, 23-28). Очисти внутреннее, чтоб и внешнее чисто было. Внешнее поведение у нас в общежитии всегда почти исправно: боимся суда людского и сдерживаемся. Если же и внешне предаются порокам, то это уж последнее дело; значит стыд всякий потерян. Но при исправности поведения видимого, не всегда бывает исправен внутренний строй мыслей и чувств. Там дается полная свобода самоугодию, которое наружно и удовлетворяется, насколько это сносит людской глаз и насколько можно прикрыть от него дела свои. Это точь в точь гроб раскрашенный. Вместе с тем внутренняя нечистота делает нечистым и внешнее. Очисти же это внутреннее, тогда и внешнее станет чисто и весь будешь чист, сделаешься сосудом, годным на всякое доброе употребление домовладыке. Дивиться надо, отчего это внутреннее остается в пренебрежении: ведь погибели себе никто не хочет. Верно, враг держит такую душу в ослеплении: что это ничего, - лишь бы явных грехов не было, или научает ее отлагать на завтра главное дело - завтра займемся серьезно собою, как следует, а ныне пусть душа поусладится страстными мыслями и мечтами, если не делами. Постережемся, как бы не устареть в этом настроении и как бы исправление для нас также не стало невозможным, как переучивание старика. Молитвы Тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 8Житие твое, Василие, неложное, и чистота нескверна,/ Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением,/ и мразом и теплотою солнечною,/ и слотою и дождевным облаком,/ и просветися лице твое, яко солнце,/ и ныне приходят к тебе Российстии народи и вси людие,/ прославляюще святое твое успение./ Тем Христа Бога моли,/ да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя брани/ и мир мирови подаст и душам нашим велию милость. Ина служба блаженного Василия. Тропарьглас 1Плоть удручившу ти злостраданием,/ душу же просветившу чистотою сердца,/ обогатился еси благодатию Пресвятаго Духа, Василие,/ даровати требующим полезная./ Сего ради недужнии, притекающе к цельбоподательному твоему гробу, премудроюроде,/ независтно приемлют болезней отложение/ и благодарственно воспевают прославльшаго тя,/ Единаго Человеколюбца. Ин тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 8Якоже бо солнце и луна наготою своею не срамляются,/ тако и ты, угодниче Христов Василие, наг сый, не срамляшеся,/ восприят бо ризу Адама первозданнаго,/ юже он ношаше прежде в рай,/ ты же сию на земли поносил еси;/ и был еси добрый купец:/ елико имеяше, вся остави/ и купи мздою терпения своего село,/ на немже сокровен безценный Бисер, Христос./ Сего ради явися всем грешным образ покаяния/ и вселися в райскую широту,/ и, предстоя Христови,/ не забуди град, в немже обита, и люди, преблаженне,/ и моли спасти души наша. Кондак блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 4Духом Божиим водим, преблаженне Василие,/ оттрясл еси мирский мятеж,/ и жития треволнения возгнушался еси,/ и, совлекся одеяний тленных и облекся в ризу безстрастия,/ убежал еси ловления льстиваго миродержца,/ и был еси странен во твоем языце,/ и, паче земнаго богатства избрав богатство Небесное,/ увязлся еси венцем терпения./ И ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога/ о творящих святую память твою, да зовем ти:/ радуйся, преблаженне Василие. Ина служба блаженного Василия. Кондакглас 4Явил тя есть Господь нынешнему роду/ исцелителя болезнем и прогонителя недугом/ любовию, Василие, притекающим к тебе/ и призывающим верою молитвы твоя. Тропарь первомученика и архидиакона Стефанаглас 4Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ яже претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:/ Того убо моли о душах наших. Ин тропарь первомученика и архидиакона Стефанаглас 3Апостолом совсельник/ и страстотерпцем первострадалец,/ Христов служитель, прехвальне Стефане,/ первее бо совершив мучения течение,/ безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе./ Темже яко апостола и страдальца верховнаго/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость. Кондак первомученика и архидиакона Стефанаглас 6Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,/ венечниче, мучеников первострадальне. Службы2 августа: Пренесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана. Святого блаженного Василия, Московского чудотворца 27 декабря: Святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. Преподобного Феодора начертанного, исповедника Сайты приходов: Владимирская епархия:Храм Стефана Архидиакона с. Кидекша Волгодонская епархия:Храм святого Василия Блаженного г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Николая Чудотворца во Владычной слободе г. Вологда Воркутинская епархия:Храм Архидиакона Стефана с. Кипиево Вяземская епархия:Храм Преображения Господня с. Липецы Горловская епархия:Стефановский женский монастырь с. Степановка Иркутская епархия:Храм Спаса Преображения г. Иркутск Казанская епархия:Богоявленский собор г. Казань Калужская епархия:Храм Василия Блаженного г. Калуга Костомукшская епархия:Храм в честь апостола, первомученика и архидиакона Стефана п. Кестенга Костромская епархия:Храм святого Архидиакона Стефана с. Махрово Храм Николая Чудотворца и Василия Блаженного с. Болотово Луганская епархия:Храм Архидьякона Стефана пгт. Славяносербск Московская епархия (городская):Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Колюбакино Храм сщмч. Василия, протоиерея Московского г. Москва Московская епархия (областная):Троиц
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06003 c.