Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

21.01.2019 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 1 (194) Январь 2019 г.

15.12.2018 | Межконфессиональный диалог и единение российской нации

11.12.2018 | Газета православных трезвенников "ТРЕЗВЕНИЕ" № 8 (193) Ноябрь-декабрь 2018 г. АБСОЛЮТНАЯ ТРЕЗВОСТЬ БОГОУГОДНА

08.12.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

03.12.2018 | Семинар в Полевском

26.11.2018 | Сертификат модератора

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Цена семьи: опыт в Германии

Епископ Штутгартский Агапит (Горачек)

От редакции:
К проблеме возрождения ценности семьи, семейного воспитания наш журнал обращается постоянно. Это связано с тревожащей всех демографической ситуацией сложив­шейся в современной России, распространением социальных пороков в среде несовершенно­летних, предупреждение которых недостижимо без воссоздания института семьи, всех функ­ций семьи в социокультурных реалиях сегодняшнего дня. Статья епископа Штутгартского Агапита (Горачека) построена на материалах доклада прочитанного на V международной научно-практической конференции «Семья и будущее России», прошедшей в феврале 2008.

-

Прежде чем говорить о восприятии семьи обще­ственным сознанием, следует сказать о том глубоком замысле, который Господь вложил в душу человека при создании наших прародителей.

Первозданный человек не спешил с размножением. В раю спешки не было. Присутствие благодати Божией помогало человеку не действовать страстно. После гре­хопадения Господь открыл нашим прародителям ре­зультаты отпадения от благодати - началось «господ­ство» мужа над женою и «влечение» жены к мужу. Все пошло ускоренным темпом!

Адам познал Еву. Их первенец Каин стал убийцей своего брата Авеля. И так неискусность в воспитании своих детей передается из рода в род до наших дней!

Если Ветхозаветная Церковь свято сохраняла запо­ведь о размножении (не иметь детей означало не иметь удела в Израиле), то в «конце веков» лучшие люди Израиля в своем стремлении познать Бога отказыва­лись от брачной жизни! Пресвятая Богородица - са­мый высокий, но не единственный пример такого обра­за жизни, также как и Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Кумранских свитках есть описания процедуры отказа от брака. Если отец в момент заявления девицы промолчит, то обет входит в силу.

В Новозаветной Христовой Церкви усматрива­ется идейный перевес безбрачного образа жизни. Познавательная сила, богословствование и влияние на строй церковной литургической жизни исходили, с тех пор как монашество оформилось как церковный инсти­тут, из монашеских безбрачно живущих общин.

Тем не менее, новозаветная церковь соединяла раз­ные опыты православного образа жизни. Семейная жизнь уживалась с безбрачной жизнью в первых хри­стианских общинах. Девственницы и вдовы обеспечи­вались общиной. Жили единым сердцем и единой ду­шой, свидетельством за Христа даже до смерти!

Сегодня Церковь - единственная сила, которая еще сохраняет брак и девство как духовную ценность, хотя Богословие брака и семьи мало развито.

Когда мы говорим о семейной жизни как о педаго­гическом способе познания Пресвятой Троицы, мы мо­жем усмотреть разные периоды развития человеческой личности:

1 период - познание сыновства - в первые годы жизни ребенок узнает своих родителей, познает свое сыновство.

Это самый главный период, в котором закладывают­ся основы ценностей. В древности не сюсюкали с деть­ми, как сюсюкаем мы сегодня - трехлетних детей уже готовили к будущему служению. Например, подобно Богородице, в трехлетнем возрасте отданной в Храм на служение Богу, св. Александр Невский был посажен 3-летним в седло и обучался воинскому искусству, не­обходимому для княжеского служения.

Сегодня общество с ужасом смотрит на такую под­готовку. Однако уважение детей к родителям заклады­вается в младенческие годы. Если мать смотрит на свое­го ребенка как на будущего воина, врача, патриота или священника и сумеет вовремя «отпочковать» его - ре­бенок ответит родителям уважением. Семилетних де­тей Церковь уже испытывает о сознании совести.

2 период - выбор служения и выбор супруга.

3 период - становление человека как отца или матери, рождение собственных детей, новых личностей. Родительские опыты и заботы.

период - передача опыта, стабилизация среды, поддержка взрослых детей и их новосозданных семей.

5 период - подготовка к вечности.

Приступая к теме оценки семьи в Германии, хочу сделать несколько предварительных замечаний.

Германия выросла после войны из руин. По сей день она извлекает уроки из осмысления тоталитарного нацистского режима. Чиновнический аппарат, административный слой чисто практически работают в пользу народа, в государственных учреждениях культивируется услужливость. Страна богатая, социальная поддержка слабых заложена в механизмах рыночной экономики (в отличие, скажем, от Америки). Жить человеку без больших материальных потребностей легко.

Даже в вопросах образования мы не испытываем тех трудностей, которые возникают сейчас в России в связи, например, с преподаванием так называемых «Основ православной культуры». Католики, протестанты и мы, православные, можем учить наших детей Закону Божиему (причем в соответствии с вероучением каждой деноминации в школе), начиная с первого и по последний класс. Даже вопросе о пресловутом сексуальном обучении у нас существует закон, который позволяет отказаться от этих уроков. Правда, мало кто об этом знает, и, думаю, мало кто из родителей пользуется этим правом.

В больницах отцы могут присутствовать в операционном зале во время родов и беспрепятственно навещать супругу и новорожденного в любой момент дня. В этой области произошли колоссальные сдвиги за последние 40 лет в пользу семьи.

-

 

Почему же при наличии таких благоприятных усло­вий значение семейной жизни в обществе умаляется? Попробуем проанализировать некоторые статистиче­ские данные.

Население в Германии 82 миллиона и разделяется оно на 3 более или менее равные части: католики, про­тестанты и третья часть, куда входим мы, православ­ные (2,5 процента - 2 миллиона), мусульмане (около 3 миллионов) и прочие. Почему же 60 процентов населе­ния (католики и протестанты), платящие церковный на­лог, не могут остановить умаления семейных ценностей в обществе?

Если мы посмотрим на число заключенных браков в 1960 г., то из 100 зарегистрированных в ЗАГСе 84 были церковными (католические и протестантские), к 2000 г. церковных браков осталось только 34%. У католиков и протестантов, почти одинаково, за 40 лет число церков­ных браков уменьшилось на две трети! Напротив, число разводов увеличивается. В 1960 г. на 100 браков заре­гистрированных в ЗАГСе было 8 разводов, к 2000 г. их уже - 46, а в 2006 г. их - 52.

Сегодня в статистике меняется сама терминология - говорят уже не о семье, а о хозяйстве. Раскладка такова:

В 2006 г. из 39.767 хозяйств:

38% - хозяйство с 1 лицом

34% - хозяйство с 2 лицами

28% -хозяйство с 3, 4, 5 и больше лицами.

Иными словами в 2006 г. только 39% населения жили или как родитель, или как ребенок в составе семьи.

Количество семейств с каждым годом уменьшает­ся. Grossfamilien статистически уже не охватываются. Рождаемость уменьшается по всем видам семей: с од­ним ребенком, двумя или более детьми. Матери в сред­нем 30 лет, когда она рождает первенца.

Обратимся к новейшим исследованиям: к анализу, сделанному в 2007 г. Американскими учеными Альберто Ализина и Паолой Джиулиано на основе данных опро­сов World Values Survey в 78 странах. В этом опросе о ценностях и нормах среди прочего ставился вопрос о том, какое значение опрашиваемые придают семье, на­сколько велико уважение к родителям и насколько ро­дители готовы поступиться своим благополучием в пользу благополучия детей. В результате: В Германии, Литве и Голландии, а вслед за ними и в Скандинавии, семейные связи самые слабые! Особо сильны они в Африке, Азии и Южной Америке. Формула «богатые страны - слабые семьи» однако не действительна, т.к. Америка, Канада, Ирландия и Франция занимают сред­нее положение в таблицах.

Второй важный результат опроса: там, где важна се­мья, женщины реже работают на рынке труда и вместо этого работают дома. Причина тому - традиционное распределение ролей. В странах, где семье придают большое значение, скорее мужчинам предоставляет­ся право на работу. Помимо всего, считается, что отсут­ствие матери идет в ущерб детям. Германия и в этом смысле выпадает из рамок: немецкие женщины работа­ют меньше, чем в Канаде или даже в Уганде, где семей­ные связи намного сильнее.

Все эти цифры показывают, насколько изменился в послевоенной Германии или в Европе взгляд на тра­диционную семью и особенно - на роль женщины.


Феминистки, под идейным руководством таких жен­щин как Симон де Бевуар, добились в обществе равно­правия с мужчинами по всем параметрам обществен­ной жизни. Присутствие женщин в этом пространстве возрастает с каждым годом. Но какой ценой?

Полтора года назад известная телеведущая Ева Герман выступила с призывом к женщинам вернуться к их традиционной роли в семье как матерей и супруг. В двух книгах она описывает современную немецкую се­мью: проблемы мужа, жены, матери, отца, младенцев и детей, проблемы воспитания и образования, распреде­ление ролей в семье на фоне общественной дискуссии. Произошел взрыв негодования. Восстали в основном женщины! Печально, что в средствах массовой информа­ции о материнстве уже невозможно спокойно говорить.

Парижский ученый-экономист Жерар Франсуа Дюмон уже 10 лет назад исследовал, что во Франции в печатных и телевизионных рекламах семья и дети ста­тистически почти не фигурируют. Цельная семья появ­ляется в газетах в 0,47% случаев, на плакатах - в 0,45% и в рекламах телевидения - в 3,84%. Думаю, что в Германии ситуация сходная.

В прошлом году Еву Герман пытались обвинить чуть ли не в сочувствии нацизму. На самом деле, судя по ее книгам, ей не могут простить тезис, что разрушение традиционных устоев семьи, начатое при Гитлере, было завершено в 60-е годы студенческой революцией.

Политики видят будущие проблемы общества, в ко­тором рождается мало детей. Кто будет обеспечивать пенсию в будущих поколениях?

Министр по делам семьи фон дер Лайен, христи­анская демократка, сама мать семерых детей, обеща­ет обеспечить Германию яслями для детей от одного года до трех лет, чтобы женщины могли работать поч­ти сразу же после рождения ребенка. За этим кроется убеждение, что в Германии недостает такого рода детских учреждений, в отличие от соседних европейских стран, где рождаемость превосходит рождаемость в Германии. Таким образом, женщины смогут работать на рынке труда, отдавая детей в ясли!

Тем временем законодательство нанесло следую­щий удар по традиционному пониманию роли супру­ги и матери. Начиная с января 2008 г. новый закон о Unterhaltsrecht определяет, что супруги после развода должны обеспечивать каждый себя сам. При этом без­различно, находятся они в законном браке или нет. Тот родитель, у которого остается ребенок, может рассчи­тывать на помощь дитяте всего 3 года.

За 2006 год на 100 регистрируемых в ЗАГСе браков приходилось 52 развода! В основном на развод подава­ли женщины (60 процентов), а не мужчины (36 процен­тов). Можно предположить, что после принятия нового закона число законных браков вообще уменьшится. А женщинам, которые рассчитывали на алименты, при­дется перестраиваться. Правительство, можно сказать, одним росчерком пера списало в архив традиционную роль супруги и матери!

Причина вышесказанного - поиск равноправия лю­бой ценой. Противозачаточные средства освободили женщину от уязвимости природы. Женщины ищут рав­ноправия с мужчинами, нетрадиционные сожитель­ства - своего равноправия с браками. А в корне, я ду­маю, причина лежит в том, что мужчины отказались от священства. Началось с того, что в священстве на Западе не оказалось мужей и отцов, а был введен це­либат. Когда протестанты взбунтовались, появились мужья, но не стало священства, а появилось кромсаю­щее святое Благовестие словоблудие, где Христос уже не Богочеловек, рожденный от Девы, а скорее простой смертный! Отсюда такая страшная жажда закона, жажда прав человека! Ищут не прав семьи, не прав детей, а только индивидуальной и ничем не связанной свободы. И наши демократии дают эту свободу, шаг за шагом.

Так как больше внимания в парламентах уделяется чисто материальным и экономическим ценностям, по­кажу вам, что остается в кармане среднего зарабаты­вающего с учетом всех налогов и льгот на детей. Если средний зарабатывающий получает в год около 40000 евро, на основе налогового минимума для существова­ния детей остается в кармане в год у холостяка без де­тей около 10500, у родителей без детей - 7100 евро, у семьи с 1 ребенком - 3400 евро, у семьи с двумя деть­ми - минус 500 евро, а у семьи с 3 детьми - минус 4500 евро. Именно такая диспропорция - не в пользу се­мьи - заставляет мать работать на рынке труда. Так со­временная женщина оказывается в тисках между эконо­мическими реалиями и общественным мнением о роли современной женщины.

В конечном счете, дело ведь не в заработке и усло­виях государственной жизни! Дело скорее в том, что ро­дители не знают, какое глубокое священное значение имеет брак и как к нему готовиться, и что, собственно говоря, делать с детьми.

Ради чего Церковь смотрит так строго на брак? Не для того ли, чтобы беззащитный новорожденный ребенок вырастал в максимально стабильных условиях. И поэто­му супруги дают обеты верности друг другу при венча­нии! Но у ребенка сегодня прав меньше, чем раньше! О чем свидетельствуют аборты, противозачаточные средства? Боятся ребенка! Когда же, порой нечаянно, ребенок все же появляется в утробе, начинается вся эта спешка - неумелое воспитание детской души. Когда бедные роди­тели каждый новый день стоят перед загадочной ситуа­цией. Мало путеводителей и тайноводителей! Почему мы не видим около себя Христа младенца, 12-летнего мальчика, брата, жениха своей святой Невесты Церкви, Бога Отца, Бога Святаго Духа? Почему мы Их не ищем? Не потому ли, что мы внутренне не проверяем себя - жела­ем ли мы, чтоб Христос присутствовал и участвовал в на­ших делах ежедневно, ежечасно, ежеминутно?

На государство и общество не следует надеяться. Это вопросы совести! Мы нуждаемся не в законах и правах, а в любви.

При наличии благого произволения семья не нуж­дается в государственном вмешательстве в воспита­ние детей. Нам не столько нужны ясли, детские сады и школы, сколько сознательные родители, которые спая­ны любовью и знают, что необходимо детям для духов­ного и физического возрастания. Приведу пример: в Америке школы зачастую на низком уровне. Особенно родителей волнует нравственный упадок в школьной среде. Поэтому многие русские родители сами воспи­тывают своих детей и дают им школьное образование. Статистика показывает, что уровень знаний у детей, вы­шедших из таких семей, выше уровня, который дает государственная школа. Законодательство в Америке дозволяет обучение дома. У нас в Германии, к сожале­нию, такой возможности нет. Другой пример: в той же Америке русские эмигранты всегда старались своим детям дать самое лучшее образование, что на самом деле очень дорогое удовольствие. И, тем не менее, русские семьи умудрялись добиться желаемого. И тут статисти­ка показала, что русские здесь на первом месте по срав­нению с другими эмигрантами. Такое становится воз­можным, когда мать дома. О чем это говорит? О том, что семья в известных случаях действует максимально эф­фективно, опережая другие образовательные и воспи­тательные общественные институты.

Четко вырисовывается, что уменьшение количе­ства семей, низкая рождаемость, разводы и т. п. связа­ны не с невыгодными для семьи обстоятельствами, а с отсутствием понимания, что быть матерью - это при­звание, которое как таковое выше, сложнее и поисти­не по-царски достойнее, чем любая профессия. Это нам показала святая Царица мученица Александра.

Недостаток духовного опыта уводит, в конце концов, от ответственности за своих детей. Сокровищница тако­го опыта- Православная Церковь, и от искусства пасты­ря и пасомых зависит, чего они смогут добиться в труд­ных условиях. Когда мы с паломничеством 2 года тому назад приезжали в Екатеринбург и видели, сколько в церковной среде сделано, видели, например, замеча­тельные детские приюты и школы при Ново-Тихвинском монастыре, мой священник из Штутгарта, протоиерей Илия, признался мне, что он приуныл, потому что уви­дел здесь такой преподавательский коллектив, о кото­ром мы в Штутгарте можем только мечтать. Разумеется, в России такие примеры встречаются нечасто, но оче­видно, что другого пути, кроме церковного, здесь нет.

-



Старый стиль 10Январь понедельник Новый стиль) 23Январь Седмица 32-я по Пятидесятнице. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Григория, еп. Нисского (395). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Маркиана пресвитера (V). Совершается служба на шестьПрп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Совершается служба с полиелеемСвт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9 . Лит. - Иак., 53 зач., II, 14-26. Мк., 48 зач., X, 46-52. Свт. Феофана: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16. Свт. Григория: 1 Кор., 151 зач., XII, 7-11. Мф., 34 зач. (от полу́), X, 1-8 . * Чтения свт. Феофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. * * Чтения свт. Григория читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52). "Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют. Молитвы Тропарь святителя Григория и преподобного Дометианаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Кондак святителя Григорияглас 1Оком душевным бодрствуя, святителю,/ бодр пастырь явился еси миру,/ и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим/ вся отгнал еси злославныя, яко волки,/ невредно соблюд стадо,// Григорие всемудре. Ин кондак святителя Григорияглас 2Церкве Божественный иерарх/ и премудрости честный тайноглагольник, / Ниссийский бодрый ум, Григорий,/ со Ангелы ликовствуя/ и наслаждался Божественным светом,/ молится непрестанно о всех нас. Тропарь преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 1Божественною любовию от юности распалаемь, Павле преподобне, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси / и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, / со зверьми жити весь Христу. / Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, / даром чудес и по преставлении обогати тя. / Темже вопием ти: / моли непрестанно о всех нас, / честную память твою присно в песнех почитающих. Кондак преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 8Все твое умное желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. / Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю. Тропарь святителя Феофанаглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителя Феофанаглас 4Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас. Службы10 января: Святителя Григория, епископа Нисского. Преподобного Дометиана, епископа Мелитинского. Преподобного Маркиана, пресвитера и эконома Великой церкви. Преподобного Павла Обнорского, вологодского чудотворца 10 января: Святителя Феофана, затворника Вышенского Сайты приходов:Кафедральный собор Николая Чудотворца г. Чистополь (Чистопольская епархия) Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь с. Юношеское (Вологодская епархия) Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь с. Макарий-на-Письме (Костромская епархия) Храм Петра и Павла в Новинках г. Вологда (Вологодская епархия) Благовещенский епархиальный женский монастырь с. Ожога (Липецкая епархия) Храм Феофана Затворника г. Новоаннинский (Урюпинская и Новоаннинская епархия) Храм Феофана Затворника г. Красноармейск (Балашовская епархия) Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба (Переславская епархия) Статьи на Православие.Ru Церковь в конце IV векаПротоиерей Владислав ЦыпинВ ответ на требование императора передать храм арианам святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пожалуйста, не воображай, государь, что ты имеешь какое-нибудь императорское право и над божественными предметами… Императору принадлежат дворцы, церкви – священнику… Что может быть почетнее для императора, как не то, что его называют сыном Церкви? Император в Церкви, а не выше Церкви». О «противоречиях Библии» и нехристианском образованииБыл ли законодатель Моисей законопреступником? Каков иносказательный смысл истории о невозвращенных ценностях? И противоречит ли он смыслу буквальному? Памяти в Бозе почившего епископа Феофана ЗатворникаВ наш буйный век духовного растленья / Воочию он миру показал, / Что в людях не погибли высшие стремленья, / И не померк в их сердце идеал. Два святителя – как три святителяДиакон Павел СержантовНаши предпочтения… Ну, как без них обойтись? Они относятся и к бытовой стороне жизни, и к самой возвышенной стороне – религиозной. За последние годы приходится все чаще слышать, что святитель Игнатий Брянчанинов для православных предпочтительнее святителя Феофана Затворника. В степени предпочтения есть варианты. Наиболее радикальный: святителя Феофана вообще игнорируют, а святителя Игнатия объявляют «необходимым и достаточным» выразителем для всей святоотеческой традиции. Более умеренные варианты святителю Игнатию дают статус учителя, а святителю Феофану – ученика.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.10136 c.