Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Основы христианской культуры

И.А. Ильин

Редакция продолжает публикацию важных для развития образования работ выдающегося русско¬го философа двадцатого столетия Ивана Александровича Ильина, который основные свои труды создал в эмиграции, но все они посвящены возрождению России и стали, наконец, доступны отече¬ственному читателю. Предлагаемая статья представляет собой четвертый раздел работы «Основы христианской культуры» (Собр. соч. в 10 т. М.: Русская книга, 1996. Т. 1. С.300-315).

-

Культура есть явление внутреннее и органи­ческое: она захватывает самую глубину чело­веческой души и слагается на путях живой, таинственной целесообразности. Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно, и не требует всей полноты ду­шевного участия. Поэтому народ может иметь древнюю и утонченную духовную культуру, но в вопросах внеш­ней цивилизации (одежда, жилище, пути сообщения, промышленная техника и т. д.) являть картину отстало­сти и первобытности. И обратно: народ может стоять на последней высоте техники и цивилизации, а в вопросах духовной культуры (нравственность, наука, искусство, политика и хозяйство) переживать эпоху упадка.

Из этого одного различения ясно, какое исключитель­ное значение имело в истории культуры христианство. Оно внесло в культуру человечества некий новый, благодатный дух, тот дух, который должен был оживить и ожи­вил самую субстанцию культуры, ее подлинное естество, ее живую душу. Этот дух был чудесным образом внесен во враждебную среду, иудейско-римскую, в атмосферу рас­судочной мысли, отвлеченных законов, формальных об­рядов, мертвеющей религии, жадно-земной воли и жестоковыйного инстинкта. Этим актом культура не могла твориться; она могла только вырождаться. Этот путь вел к омертвлению. И понятно, что люди этого акта (фарисеи) и цивилизация этого уклада (римская) не могли принять этого благодатного учения: они должны были остаться людьми и установлениями «этого мира», которым проти­вопоставляют себя апостольские послания.

Но именно этот дух должны были принять люди, чтобы стать христианами; именно этот дух необходим и ныне христианам для того, чтобы творить христианскую культуру. В чем же сущность этого духа?

Казалось бы, каждый христианин должен был бы не только носить этот дух в себе, ной разуметь его с такою силою ясности, чтобы ответить без труда на этот вопрос. Тем не менее, я попытаюсь очертить его вкратце.

1. Дух христианства есть дух «овнутренения». «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Согласно этому, все внешнее, материальное, чувственное само по себе не имеет безусловной ценности и не оправдыва­ется перед лицом Божиим. Это не значит, что оно все­цело и окончательно отметается; нет, но оно является лишь возможностью духа и совершенства: как бы неза­сеянным полем (и какой же сеятель захочет отвергнуть свое поле?), или сосудом для драгоценного вина (и что есть пустой сосуд? но и вино нуждается в сосуде!), или жилищем, не могущим оставаться впусте. Внутреннее, сокровенное, духовное решает вопрос о достоинстве внешнего, явного, вещественного.

Ныне это должно считаться аксиомой всякой куль­туры и особенно христианской культуры. Так, нрав­ственное состояние человека ценится не по его матери­альным последствиям и не по внешней пользе, из него проистекающей, но по внутреннему состоянию души и сердца человека, его переживающего. Так, произведе­ние искусства художественно не тогда, когда «эффек­тна» и «оригинальна» его эстетическая материя, но тог­да, когда оно верно своему сокровенному, духовному предмету. Так, внешняя точность научного описания есть только начало истинного знания. Так, право и госу­дарство жизненны и верны именно там и только там, где на высоте пребывает живое правосознание людей. Так, все хозяйственные вопросы и затруднения разрешаются именно изнутри - через воспитание людей к братству и справедливости; ибо так воспитанные люди найдут и внешние формы братской жизни. Культура творится изнутри; она есть создание души и духа; христианскую культуру может творить только христиански укреплен­ная душа.

-

 

2. Дух христианства есть дух любви. «Бог есть лю­бовь» (1 Ин.4, 8).

Это означает, что Христос указал в любви послед­ний и безусловный первоисточник всякого творчества, а следовательно, и всякой культуры. Ибо культура тво­рит и утверждает; она произносит некое приемлющее и пребывающее «да». Любовь же есть первая и величай­шая способность - принимать, утверждать и творить. В любви любящий сливается, духовно срастается с люби­мым предметом; он приемлет его силою художествен­ного отождествления и самоутраты, он отдает себя ему и принимает его в себя. Возникает новое, подобно тому, как в браке и деторождении; создание же нового есть творчество.

При этом любовь противопоставляется сразу - и от­влеченному рассудку, и черствой воле, и холодному во­ображению, и земной похоти. Но противопоставляется так, что все эти способности, подчиняясь любви и насы­щаясь ею, обновляются и перерождаются. Мысль, дви­жимая любовью, становится силою разума, прилепляет­ся к познаваемому предмету и дает настоящее знание. Воля, рожденная из любви, становится совестною, бла­городною волею и оказывается источником настоящих христиански-героических поступков. Воображение те­ряет свой холод, перестает быть праздной и безраз­личной игрой, загорается духовным огнем и начинает воистину «видеть» и творить. А земная похоть, в про­сторечии именуемая «любовью», не заслуживает этого имени; но, проникнутая любовью, она перестает быть элементарною, страстною одержимостью и начинает осуществлять законы духа.

Вот почему христианин не верит в культуру без люб­ви. Любовь к Богу есть для него источник веры. Брак оправдывается в его глазах любовью. Он не возлагает надежд на ученого, которым владеет нелюбовь к изу­чаемому предмету, а пустое и жадное любопытство. Он не ценит черствой благотворительности. Он не в состо­янии наслаждаться холодным, праздно играющим, хотя бы и ярко-назойливым искусством. Он не ждет разре­шения социального вопроса от классовой ненависти или хитро-расчетливого интереса. И в самую полити­ческую жизнь он вносит начало любви - любви к ро­дине, к нации, к государю. Он требует милости от суда, человечности в обращении с ребенком и солдатом и умеет жалеть бессрочного каторжника, осужденного за зверство.

Христианин знает по внутреннему опыту, что «лю­бовь от Бога» (Ин. 4, 7) и вместе с ап. Иоанном твер­до верит, что «всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4, 7, ср. 2, 29 и 4, 16).

3. Далее, дух христианства есть дух созерцания; он учит нас «смотреть» в чувственно «невидимое» (2 Кор. 4, 18, Евр. 11, 27) и обещает нам, что «чистые сердцем», живущие в «мире» и «святости», «увидят Господа» «ли­цом к лицу» (Мф. 5, 8; 1 Кор. 13, 12; 1 Ин. 3, 2; Евр. 12, 14; ср. Ин. 12,45; 14,7).

Бог открывается оку духа. Он есть свет (Ин. 9. 1,5). Этот свет надо увидеть внутренним нечувственным зрением; это нетелесное зрение (срв. 2 Кор. 5,6) возводит нас к Богу. Христианство учит обращаться к Богу не отвлеченным, логическим умствовани­ем и не волевым напряжением, пытающим­ся понудить себя к вере, а непосредствен­ным созерцанием, осуществляемым оком сердца. Бог открывается тому, кто обра­щает к Нему око своей любви. И челове­ческий дух при­зван увидеть Бога так, как глаз ви­дит свет - с той же естественностью, непо­средственностью, непри­нудительностью, радо­стью, благодарением и успокоением. Вот почему люди с «огру­бевшим сердцем» и «сомкнутыми гла­зами» (Мф. 13, 15) не увидят Бога и не уверу­ют, но пребудут слепы (ср., напр., Мф. 13, 15; 15, 14; 23, 17; 23, 26, Ин. 9, 39; 41 и др.). Вот почему сказано: «Я пришел» «в мир сей», «чтобы невидящие видели, а видящие стали сле­пы» (Ин. 9, 39 и ел.); и еще: «И отныне вы знаете Его и видели Его» (Ин. 14,7). И потому ученики Христа име­нуются «сынами света» и «чадами света» (Ин. 12, 36; Еф. 5,8-11).

Христианская вера загорается в духовной очевид­ности, испытываемой оком сердца. А эта очевидность есть дело Божественного откровения и внутренней сво­боды человека. Поэтому дело веры есть дело свободно­го узрения и никакого насилия не терпит; насаждение же веры насилием, страхом и кровью всегда оставалось антихристианским соблазном.

Согласно этому у человека имеется особая, невынудимая сила духовного, сердечного созерцания, ко­торой надо видеть Бога и узнавать все божественное в мире. Эту силу созерцания христианство даровало и завещало всей человеческой культуре. Именно ею добываются высшие, благодатные синтезы в науке; именно она творит всякое истинно художественное искусство; ею осуществляется акт нравственной со­вести; из нее вырастает естественно-правовая инту­иция; ею руководились все великие, гениальные ре­форматоры государства и хозяйства. Сама же по себе она есть не что иное, как молитвенное обращение к Богу. И потому мы можем сказать: христианство заве­щало людям строить культуру, исходя из молитвенно­го созерцания и пребывая в нем.

4. Далее, дух христианства есть дух живого творче­ского содержания, а не формы, не отвлеченных мерил и не «ветхой буквы» (Рим. 7, 6). Не в том смысле, чтобы вовсе не ценилось начало «формы», т. е. предела, зако­на, свершения и завершенности, но в том смысле, что отметается начало пустой, отвлеченной, самодовлею­щей формы, лишенной насыщающего ее и освящающе­го ее содержания. Именно в этом смысле надлежит по­нимать слова Христа: «не нарушить (Закон) пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17); ибо в греческом оригинале употреблено выражение «напол­нить». Так в христианстве закон не отметается, но на­полняется живым и глубоким содержанием духа, так что «форма» перестает быть «формою», а становится живым способом содержательной жизни, добродете­лью, художеством, знанием, правотою - всею полнотою и богатством культурного бытия.

Вот почему христианин относится с недоверием ко всему и ко всякому делу, где обнаруживается или начи­нает преобладать «формализм», «механичность», «законничество», «буква» и т. д. Ибо формализм искажает все, во что он внедряется. От него мертвеют наука и ис­кусство. От него вырождаются управление, суд и юри­спруденция. Не благодатна и не жизненна формальная мораль. Для воспитания, преподавания и службы фор­мализм убийственен. И пустая форма семьи, не напол­ненная любовью и духом, не осуществляет своего назна­чения. Тогда «форма» оказывается пустою видимостью, отвлеченною схемою, мертвящей черствостью, фари­сейским лицемерием. И потому формализация и меха­низация культуры противоречат христианскому духу и свидетельствуют о ее вырождении. Христианин ищет не пустой формы, а наполненной; он ищет не мертвого ме­ханизма, а органической жизни во всей ее таинственно­сти, во всех ее таинствах; он жаждет формы, рожден­ной из глубокого, духовно насыщенного содержания. Он ищет искренней формы. Он хочет быть, а не казать­ся. Ему заповедана свобода, а не законничество; и пото­му законность вне духа, искренности и свободы не тро­гает его сердца.

5. Дух христианства есть дух совершенствования. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небес­ный» (Мф. 5, 48).

Это не значит, что христианин считает себя «совер­шенным» или по крайней мере «близким к совершен­ству» существом,- вопреки всякому трезвению и смире­нию. Но это значит, что христианин имеет перед своим духовным взором Божие совершенство, которым он и измеряет все житейские дела и жизненные обстояния. Он учится и научается отличать «нравящееся», «прият­ное», «дающее наслаждение», «полезное» от того, что на самом деле хорошо, что объективно-совершенно - и именно потому истинно, нравственно, художественно, справедливо, героично; и, научившись различать эти два ряда ценностей, он умеет прилепляться именно к совершенному, предпочитать его, добиваться его, слу­жить ему, беречь его, насаждать его и в случае надоб­ности умирать за него. Христианин не только созерцает Совершенство, но и себе вменяет в обязанность совер­шенствование: отсюда у него живой опыт переживания

греха и чувство собственной недостойности; он судит себя, обличает, кается и очищается; и в каждом деле, в каждом поступке своем вопрошает о совершенном и зовет себя к нему.

Вот откуда в христианстве этот дух ответственности, самообвинения, покаяния, дух прилежания, добросо­вестности, труда, самообуздания, дисциплины, подви­га. И вот почему христианская культура осуществима только из этого духа и настроения, а преобладание об­ратного духа свидетельствует об отчуждении культуры от христианства. И так дело обстоит во всех областях культуры.

Что есть безответственный, недобросовестный, безразличный к истине ученый? Что есть художник, ищущий успеха, а не художественного совершенства? Может ли настоящий христианин стать бесчестным де­магогом или продажным чиновником, или разнуздан­ным тираном? Дух христианства обращает человека к Богу в небесах и к Божьему делу на земле. Это Божье дело на земле становится Предметом его служения; и самая жизнь его, и дела его становятся вследствие это­го предметными. Этот дух христианской предметности христианство вносит во всю культуру человечества - в семейную жизнь, в воспитание, в службу, в обществен­ность, в хозяйство, в политику, в искусство и в науку. И мнимый «христианин», который, по русской пословице, «на небо посматривает, по земле пошаривает», недо­стоин ни своей веры, ни своего звания...

Таков дух христианства, дарованный и завещанный человеческой культуре. Это дух овнутренения, дух люб­ви, дух молитвенного созерцания, дух живого, органи­ческого содержания, дух искренней, насыщенной фор­мы, дух совершенствования и предметного служения Божьему делу на земле. Уверовать во Христа - значит принять от Сына Божия этот дух как Дух творческой силы и из него творить земную культуру. И обратно: кто верен этому духу, из него живет и творит, тот уже Христов, даже и тогда, когда сам этого не знает и не признает. Ибо «вся­кий, делающий правду, рожден от Него» (1 Ин. 2, 29).

Творить христианскую культуру не значит законничествовать в отвлеченных догматах или понуждать себя к умствованию о предметах, сокрытых от земного человеческого ока; это не значит отказываться от сво­бодного созерцания или творить только «по закону» представителей земной церкви. Но это значит раскрыть глубину своего сердца для Христова Духа и из него об­ратиться к созерцающему восприятию Бога и Божьего мира, а также к свободным и ответственным волевым деяниям в плане Божьего Дела на земле. Ибо так со­зерцающему и действующему человеку дано внести христианский дух во все, что бы он ни начал делать: в науку, в искусство, в семейную жизнь, в воспитание, в политику, в службу, в труд, в общественную жизнь и в хозяйствование. Он будет творить живую христиан­скую культуру. Но для этого он должен, конечно, при­нять Божий мир и зажить им и в нем.

-



Старый стиль 9Октябрь воскресенье Новый стиль) 22Октябрь Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3. Поста нет. Память святых отцев VII Вселенского собора (787). Совершается служба с полиелеемАп. Иакова Алфеева (I). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрпп. Андроника и супруги его Афанасии (V). Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 до Р.Х.). Мчч. Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361-363). Св. Поплии исповедницы, диакониссы Антиохийской (IV). Прп. Петра Галатийского (IX). Сщмчч. Константина и Петра пресвитеров (1918). Сщмч. Константина пресвитера (1937). Обретение мощей прп. Севастиана Карагандинского исп (1997). Корсунской иконы Божией Матери (988, XII). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 9-е, Ин., 65 зач., XX, 19-31. Лит. - Гал., 200 зач., I, 11-19. Лк., 30 зач., VII, 11-16. Свв. отцов (под зачало): Евр., 334 зач., XIII, 7-16. Ин., 56 зач., XVII, 1-13. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9-16. Лк., 51 зач., X, 16-21. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 7, 11-16). Видит Господь мать плачущую о смерти сына и милосердует о ней; в другой раз позван был на брак, и сорадовался семейной радости. Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Его. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом провождающие жизнь свою. Однако, они различают в житейском быту порядки от порядков; ибо в них много вошло такого, на чем не может быть Божия благоволения. Есть обычаи, вызванные страстями и придуманные в удовлетворение их; другими питается одна суетность. В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих. Только дух ревности меру преходящий колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтоб не поучить и не обличить. А тот заботится лишь о том, чтобы себя и семью свою учредить по христиански; в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: "кто меня поставил судьею"? Такою тихостью он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях. Молитвы Тропарь преподобного Андроникаглас 1Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец показался еси,/ Богоносне отче наш Андрониче,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак преподобного Андроникаглас 4Благородия нравом тя честно похвалим, Андрониче,/ иже Господь в лик преподобным отцем сочета,/ яко воистинну благородия Божественныя славы венец улучи. Тропарь апостола Иакова Алфееваглас 3Апостоле святый Иакове,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим. Кондак апостола Иакова Алфееваглас 2Твердо мудрости догматы в души благочестивых вложившаго,/ похвалами да ублажим яко боговещателя вси Иакова:/ Престолу бо славы Владычню предстоя,/ и со всеми Ангелы радуется,// моля непрестанно о всех нас. Тропарь Святых отцев VII Вселенского Собораглас 8Препрославлен еси, Христе Боже наш,/ светила на земли отцы наши основавый/ и теми ко истинней вере вся ны наставивый,/ Многоблагоутробне, слава Тебе. Ин тропарь Святых отцев VII Вселенского Собораглас 2Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся, Спасе наш,/ пришедый спасти мир. Кондак Святых отцев VII Вселенского Собораглас 6Иже из Отцы возсияв, Сын неизреченно/ из Жены родися сугуб естеством,/ Егоже видяще, не отметаемся зрака изображения,/ но, сие благочестно начертающе,/ почитаем верно./ И сего ради истинную веру Церковь держащи,/ лобызает икону вочеловечения Христова. Тропарь священноисповедника схиархимандрита Севастиана Карагандинскогоглас 3Троицы Святыя служителю,/ земне ангеле и небесне человече,/ духовнаго Оптинскаго старчества преемниче,/ Христов священнотаинниче и исповедниче,/ Духа Святаго обитель всечестная,/ преподобне отче Севастиане, досточтиме,/ испроси мирови мир/ и душам нашим велию милость. Службы9 октября: Святого апостола Иакова Алфеева. Преподобного Андроника и жены его Афанасии 11 октября: Святого апостола Филиппа, одного из семи диаконов. Преподобного Феофана исповедника, епископа Никийского. Святых отцов седьмого Вселенского Собора Сайты приходов:Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Саров (Нижегородская епархия) Храм Ризоположения на Донской г. Москва (Московская епархия (городская)) Храм Апостола Иакова Алфеева с. Чуварлей (Алатырская епархия) Храм святого апостола Иакова Алфеева г. Алатырь (Алатырская епархия) Храм-часовня Апостола Иакова Алфеева с. Александровка (Валуйская епархия) Община прп. Севастиана Карагандинского г. Бамберг (Берлинско-Германская епархия) Храм Корсунской иконы Божией Матери г. Торопец (Ржевская епархия) Храм Корсунской иконы Божией Матери пос. Глинково (Московская епархия (областная)) Храм Корсунской иконы Божией Матери с. Богородицкое (Скопинская епархия) Храм Преображения Господня с. Спас-Угол (Московская епархия (областная)) Храм Корсунской иконы Божией Матери г. Углич (Переславская епархия) Борисо-Глебский кафедральный собор г. Рязань (Рязанская епархия) Храм Корсунской иконы Божией Матери г. Белгород (Белгородская епархия) Храм Иконы Божией Матери "Боголюбская" с. Филимоново (Ярославская епархия) Храм Иконы Божией Матери "Корсунская" с. Зеленцово (Тверская епархия) Свято-Никольский Черноостровский монастырь г. Малоярославец (Калужская епархия) Храм "Корсунской" иконы Божией Матери. Свято-Никольский Черноостровский монастырь г. Малоярославец (Калужская епархия) Женский скит в честь иконы Божией Матери "Корсунская" г. Севастополь (Симферопольская епархия) Женский монастырь в честь "Корсунской" иконы Божией Матери с. Корсунка (Новокаховская епархия) Статьи на Православие.Ru Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели 18-й по Пятидесятнице13 / 26 октября 2013 г. Суббота 18-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:38:38 мин. Размер 114.3 Mb) Божественная литургия в Сретенском монастыре в Неделю 18-ю по Пятидесятнице14 / 27 октября 2013 г. Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцев VII Вселенского собора. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:14:11 мин. Размер 53.5 Mb) Призвание патриарха Авраама: «который есть отец всем нам» (Рим. 4,16)Аврам появляется на библейских страницах уже в семидесятипятилетнем возрасте, когда обычно жизнь идет к закату. С полным доверием к Призвавшему он оставляет современный город, со всей его безопасностью и со всеми его удобствами, чтобы стать одним из презренных кочевников. Авраам и Сарра: духовно живыеНеважно, сколько тебе лет – 15 или 70, подлинная жизнь начинается тогда, когда человек обращается от тьмы неверия к Божественному свету – с того времени, когда он исповедует Бога. «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»Красота наших православных жен всегда ставит их в некую группу риска. Поэтому верующие мужья должны оберегать и защищать их. Кто твой наследник?Имущество дяди смущало Лота. Это были разные люди, Аврам и Лот, и уже до разделения они двигались в разном направлении. Хотя тот и другой были богаты, как по-разному они относились к тому, что имели! «Бесы пленных не берут»Чего добивается диавол? Как не стать заложником собственных чувств? Кто такой Мелхиседек? Продолжаем читать Книгу Бытия с протоиереем Олегом Стеняевым. Воспоминания. Старец Севастиан (Фомин)Особый след в моей жизни оставил старец Севастиан (Фомин), долгие годы живший в Караганде. Он был преемником оптинских старцев.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 5.55339 c.