Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Об ограничениях, отрицать значение которых бессмысленно

Б.Н. Алмазов

От редакции: Человеческая деятельность раскрывается как целостная система отношении, и поэтому всякое действие может оцениваться не только с точки зрения на поверхности лежащей экономической по­лезности, но и с точки зрения экологических последствий, эстетического результата, нравственности, наконец, духовного смысла. Последнее особенно значимо, когда дело касается сказанного публично слова. Человек вообще существо словесное. Пронзительны первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово.... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1,1-3).

Продолжая дискуссию о значении языка для судеб культуры, образования, а значит и будущих поко­лений россиян, редакция предлагает читателю материалы профессора Б.Н. Алмазова о неприемлемости поверхностного рассмотрения в периодической печати серьезных общественных проблем, на примере га­зетных публикаций о сексуальном насилии над детьми. Агрессивность, склонность к насилию коренятся глубоко в природе человека, деформированной грехом. Нам необходимо найти или возродить существо­вавшие способы укрощения этих выпущенных на волю, не без помощи легкомысленно сказанного слова, демонов.

Пренебрежение словом оборачивается пренебрежением к человеку. Лживое слово губительно как для личности, так и для судеб народа, что хорошо известно. Но сегодня слово стало использоваться и злона­меренно, как орудие манипуляции сознанием людей, подмены смыслов. Достаточно напомнить проблему нейролингвистического программирования.

Не со всеми положениями статьи редакция солидарна, но считает необходимым обеспечить читателю возможность выработки собственной оценки злободневной проблемы.

-

В средствах массовой информации нарас­тает вал сведений и, главное, мнений о педофилах-убийцах. Причем удивляет коли­чество желающих, которые хотят (и получа­ют возможность) высказаться по этому поводу. И ка­чество высказываний становится все ниже. Наконец, газета «Известия» опустилась до неприемлемого уровня. Пришло время задуматься о том, позволи­тельно ли походя болтать на темы, само обращение к которым предусматривает некое общественное до­зволение, поскольку задевает нравственные основы сознания.

В газете «Известия» № 57 от 01.04.2008 г. на огром­ной (по газетным меркам) площади с броским заго­ловком на первой странице Сергей Тепляков в статье «Жена «красноярского педофила» уверена, что его ско­ро выпустят» рассуждает о зверском убийстве ребенка языком банального репортажа о бытовых неурядицах. Мол, вроде бы убил, но человек ничего себе. Жена, вот, аборт сделала. И так далее и тому подобное, ког­да за массой деталей обыденного свойства теряется жуткий смысл самого явления. Оно низводится самим тоном болтовни явно недалекого человека (имеется в виду не С.Тепляков, которого мы не знаем, а тот типаж, который проступает из текста статьи) до кухонного тре­па. Сегодня о садистах, завтра о ценах на рынке.

Есть темы, которые не то, что обсуждать, но и при­ближаться к ним нужно с оглядкой. И на протяжении всей истории к комментариям на некоторые нрав­ственные темы допускались люди, которым общество выражало свое доверие. Тому были причины.

Что касается самой немотивированной жестоко­сти, она известна издревле как свойство человеческой натуры, которое нужно держать в узде, и манипуля­ции с которым, могут спровоцировать неустойчивого индивида к преступлениям против человечности. Раб душой хочет стать богом, а бог в его представлении это тот, кто распоряжается чужой жизнью по своему усмотрению. И дело здесь вовсе не в примитивности и необразованности. Дело в личности. Капо в кон­цлагерях нередко были из интеллигенции (см. старо­ста Рыбицкий в романе Е.Анджеевского «Пепел и ал­маз»). Современные смертники-террористы тоже не из низов общества. Потребность вознестись над тем, что другим страшно, и попирать оттуда нравствен­ный закон лежит глубоко в природе нашей мотивации (об этом написано много всякого). У нормального человека потребности регулируется самой личностью (ролями-принципами). Чтобы удержаться от соблазна или хотя бы раскаяться, нужно быть по развитию где-то на уровне Родиона Раскольникова. Когда же у индивида «отсутствуют цепи, приковывающие внимание к своей личности», он делает ставку на роли-функции (нормы и запреты внешнего порядка). В какой-то мере они выглядят как элементарный страх наказания и перспектива утратить свой статус. Здесь все более или менее понятно. Но есть ценности, поползновение уни­зить которые просто не должно приходить в голову, ни образованному, ни примитивному человеку. Источник «криминального тщеславия», «сатанинской гордости», «немотивированной жестокости», когда он выбивает­ся наружу, меняет всю ориентацию внутренних смыс­лов поведения, чего общество допустить не хочет и не может. Общество существует до тех пор, пока старает­ся твердо придерживаться нравственных принципов, не подлежащих сомнению.

Когда нравственные основы колеблются, защит­ный слой социума начинает растворяться. Сначала, вроде бы, по мелочи, но они - покушение на нравы. Как говорит один из героев Данте, «уже я вижу тот желанный час, которого недолго дожидаться, когда с амвона огласят указ, что запретит бесстыжим флорентийкам разгуливать с сосцами напоказ» (в Европе тех лет, как известно, тоже была перестройка). Невольно напрашивается ассоциация с современностью.

Но нравственность декретами не насаждают и не отменяют. Здесь действует не «суровая кара совет­ского закона, а гнев и презрение всех трудящихся» (из воинской присяги времен СССР). Эмоциональная сторона нравственно допустимого неочевидна, но об­ладает огромной силой. И когда граница допустимого размывается (доступное обсуждению доходит до это­го последнего рубежа), открывается ящик Пандоры. На волю вырываются запретные инстинкты. И все было бы ничего, если бы дело ограничивалось интеллигенци­ей, пускающей слюну над «нимфетками» В.Набокова или бахвальством известного актера М.Козакова, что он на двадцать пять лет старше собственной тещи (тоже на страницах «Известий»). Абсолютное большинство народа «Лолиту» не читает и газету не выписывает. Но есть люди, больше других готовые вознестись над ми­ром на «крыльях зла» реально. «Бессовестные и бесстыжие, которым незнакомо чувство вины, которые не испытывают любви к окружающим, а в любом слу­чае поступают, как они хотят. Не ведая, что такое стыд и вина, они не могут сочувствовать угрызениям совести мукам раскаяния, сожаления, не в состоянии понять безответной любви, сострадания, чувства стыда и сму­щения» (А. Маслоу). Сколько их, которых давние пред­ки называли их «негодящими», а ближние - «морально дефективными» - сказать трудно. Но с их присутстви­ем и ролью в обществе считались всерьез. «Пьянь не­годящую» община сдавала в солдаты на четверть века, а женщины подобного склада при тогдашнем семей­ном праве напрочь были лишены возможности любой и, прежде всего, негативной социальной инициативы. Теперь люди с разрушенными нравственными ограни­чениями - некая студенистая масса, впитываемая об­ществом. Она не видна снаружи. Мотив ее действий скрывается за внешне пристойным поведением - луч­шим способом добыть свое без лишних усилий. Она чутко реагирует на нравственную атмосферу, которую чувствует нутром. И если приближаешься к черте, за которой нет ни Бога, ни Закона, в душе совершается не­кий поворот основных смыслов. В поведении серийных убийц бросается в глаза одна особенность - демон­стративная дерзость. Они как бы показывают кому-то высшему свою готовность презирать страх. Предки тратили на обуздание «неконструктивной спонтанно­сти» огромные средства. Должно быть, они ориентиро­вались именно на ненадежный человеческий матери­ал, а не на обывателя, которому много не нужно. Он и так готов к конформизму при любых обстоятельствах. А от этих, пусть их в общей массе и не так много, от них следует ожидать жутких отклонений. Кстати сказать, их не так уж и мало, если вспомнить опыт локальных войн, когда моральные запреты были не столь очевид­ны. (Последние события Южной Осетии еще раз про­демонстрировали нам открывающуюся бездну).

Как повлиять на нравственную атмосферу в обще­стве, сказать трудно. Но и продолжать плыть по тече­нию как-то жутковато. Старые рецепты (между про­чим, роль инквизиции, как блюстителя нравов при абсолютно демократической возможности отпра­вить на костер представителя любого сословия, нын­че осмысляется с разных позиций), вряд ли подойдут. И у нас нет конкретных предложений. Но вопрос явно заслуживает широкой дискуссии.



Старый стиль 11Июнь среда Новый стиль) 24Июнь Седмица 4-я по Пятидесятнице. Глас 2. Петров пост. Пища с растительным маслом. Совершается служба с полиелеемАпостолов Варфоломея и Варнавы (I). Прп. Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского (1572). Иконы Божией Матери, именуемой "Достойно есть" ("Милующая") (X) Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 67 зач., XXI, 15-25 . Лит. - Рим., 105 зач., XI, 2-12. Мф., 42 зач., XI, 20-26. Апп.: Деян., 28 зач., XI, 19-26, 29-30. Лк., 51 зач., X, 16-21.* Если совершается полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», то на утрене читается Лк., 4 зач., I, 39-49, 56, а на литургии - дня и Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Рим. 11, 2-12; Мф. 11, 20-26). Господь много энамений показал в Капернауме, Вифсаиде и Хоразине; между тем, число уверовавших не соответствовало силе знамений. Потому-то Он строго и обличил эти города и присудил, что в день суда отраднее будет Тиру и Сидону, Содому и Гоморре, нежели городам тем. По этому образцу надо нам судить и о себе. Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших, и покоряя ей народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, - в св. мощах и чудотворных иконах, рассеянных по всей России! И, однако, во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и теологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет, зловерие и неверие поднимают голову, вера и Православие слабеют. Неужели же мы не об
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05107 c.