Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

21.01.2019 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 1 (194) Январь 2019 г.

15.12.2018 | Межконфессиональный диалог и единение российской нации

11.12.2018 | Газета православных трезвенников "ТРЕЗВЕНИЕ" № 8 (193) Ноябрь-декабрь 2018 г. АБСОЛЮТНАЯ ТРЕЗВОСТЬ БОГОУГОДНА

08.12.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

03.12.2018 | Семинар в Полевском

26.11.2018 | Сертификат модератора

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Об ограничениях, отрицать значение которых бессмысленно

Б.Н. Алмазов

От редакции: Человеческая деятельность раскрывается как целостная система отношении, и поэтому всякое действие может оцениваться не только с точки зрения на поверхности лежащей экономической по­лезности, но и с точки зрения экологических последствий, эстетического результата, нравственности, наконец, духовного смысла. Последнее особенно значимо, когда дело касается сказанного публично слова. Человек вообще существо словесное. Пронзительны первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово.... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1,1-3).

Продолжая дискуссию о значении языка для судеб культуры, образования, а значит и будущих поко­лений россиян, редакция предлагает читателю материалы профессора Б.Н. Алмазова о неприемлемости поверхностного рассмотрения в периодической печати серьезных общественных проблем, на примере га­зетных публикаций о сексуальном насилии над детьми. Агрессивность, склонность к насилию коренятся глубоко в природе человека, деформированной грехом. Нам необходимо найти или возродить существо­вавшие способы укрощения этих выпущенных на волю, не без помощи легкомысленно сказанного слова, демонов.

Пренебрежение словом оборачивается пренебрежением к человеку. Лживое слово губительно как для личности, так и для судеб народа, что хорошо известно. Но сегодня слово стало использоваться и злона­меренно, как орудие манипуляции сознанием людей, подмены смыслов. Достаточно напомнить проблему нейролингвистического программирования.

Не со всеми положениями статьи редакция солидарна, но считает необходимым обеспечить читателю возможность выработки собственной оценки злободневной проблемы.

-

В средствах массовой информации нарас­тает вал сведений и, главное, мнений о педофилах-убийцах. Причем удивляет коли­чество желающих, которые хотят (и получа­ют возможность) высказаться по этому поводу. И ка­чество высказываний становится все ниже. Наконец, газета «Известия» опустилась до неприемлемого уровня. Пришло время задуматься о том, позволи­тельно ли походя болтать на темы, само обращение к которым предусматривает некое общественное до­зволение, поскольку задевает нравственные основы сознания.

В газете «Известия» № 57 от 01.04.2008 г. на огром­ной (по газетным меркам) площади с броским заго­ловком на первой странице Сергей Тепляков в статье «Жена «красноярского педофила» уверена, что его ско­ро выпустят» рассуждает о зверском убийстве ребенка языком банального репортажа о бытовых неурядицах. Мол, вроде бы убил, но человек ничего себе. Жена, вот, аборт сделала. И так далее и тому подобное, ког­да за массой деталей обыденного свойства теряется жуткий смысл самого явления. Оно низводится самим тоном болтовни явно недалекого человека (имеется в виду не С.Тепляков, которого мы не знаем, а тот типаж, который проступает из текста статьи) до кухонного тре­па. Сегодня о садистах, завтра о ценах на рынке.

Есть темы, которые не то, что обсуждать, но и при­ближаться к ним нужно с оглядкой. И на протяжении всей истории к комментариям на некоторые нрав­ственные темы допускались люди, которым общество выражало свое доверие. Тому были причины.

Что касается самой немотивированной жестоко­сти, она известна издревле как свойство человеческой натуры, которое нужно держать в узде, и манипуля­ции с которым, могут спровоцировать неустойчивого индивида к преступлениям против человечности. Раб душой хочет стать богом, а бог в его представлении это тот, кто распоряжается чужой жизнью по своему усмотрению. И дело здесь вовсе не в примитивности и необразованности. Дело в личности. Капо в кон­цлагерях нередко были из интеллигенции (см. старо­ста Рыбицкий в романе Е.Анджеевского «Пепел и ал­маз»). Современные смертники-террористы тоже не из низов общества. Потребность вознестись над тем, что другим страшно, и попирать оттуда нравствен­ный закон лежит глубоко в природе нашей мотивации (об этом написано много всякого). У нормального человека потребности регулируется самой личностью (ролями-принципами). Чтобы удержаться от соблазна или хотя бы раскаяться, нужно быть по развитию где-то на уровне Родиона Раскольникова. Когда же у индивида «отсутствуют цепи, приковывающие внимание к своей личности», он делает ставку на роли-функции (нормы и запреты внешнего порядка). В какой-то мере они выглядят как элементарный страх наказания и перспектива утратить свой статус. Здесь все более или менее понятно. Но есть ценности, поползновение уни­зить которые просто не должно приходить в голову, ни образованному, ни примитивному человеку. Источник «криминального тщеславия», «сатанинской гордости», «немотивированной жестокости», когда он выбивает­ся наружу, меняет всю ориентацию внутренних смыс­лов поведения, чего общество допустить не хочет и не может. Общество существует до тех пор, пока старает­ся твердо придерживаться нравственных принципов, не подлежащих сомнению.

Когда нравственные основы колеблются, защит­ный слой социума начинает растворяться. Сначала, вроде бы, по мелочи, но они - покушение на нравы. Как говорит один из героев Данте, «уже я вижу тот желанный час, которого недолго дожидаться, когда с амвона огласят указ, что запретит бесстыжим флорентийкам разгуливать с сосцами напоказ» (в Европе тех лет, как известно, тоже была перестройка). Невольно напрашивается ассоциация с современностью.

Но нравственность декретами не насаждают и не отменяют. Здесь действует не «суровая кара совет­ского закона, а гнев и презрение всех трудящихся» (из воинской присяги времен СССР). Эмоциональная сторона нравственно допустимого неочевидна, но об­ладает огромной силой. И когда граница допустимого размывается (доступное обсуждению доходит до это­го последнего рубежа), открывается ящик Пандоры. На волю вырываются запретные инстинкты. И все было бы ничего, если бы дело ограничивалось интеллигенци­ей, пускающей слюну над «нимфетками» В.Набокова или бахвальством известного актера М.Козакова, что он на двадцать пять лет старше собственной тещи (тоже на страницах «Известий»). Абсолютное большинство народа «Лолиту» не читает и газету не выписывает. Но есть люди, больше других готовые вознестись над ми­ром на «крыльях зла» реально. «Бессовестные и бесстыжие, которым незнакомо чувство вины, которые не испытывают любви к окружающим, а в любом слу­чае поступают, как они хотят. Не ведая, что такое стыд и вина, они не могут сочувствовать угрызениям совести мукам раскаяния, сожаления, не в состоянии понять безответной любви, сострадания, чувства стыда и сму­щения» (А. Маслоу). Сколько их, которых давние пред­ки называли их «негодящими», а ближние - «морально дефективными» - сказать трудно. Но с их присутстви­ем и ролью в обществе считались всерьез. «Пьянь не­годящую» община сдавала в солдаты на четверть века, а женщины подобного склада при тогдашнем семей­ном праве напрочь были лишены возможности любой и, прежде всего, негативной социальной инициативы. Теперь люди с разрушенными нравственными ограни­чениями - некая студенистая масса, впитываемая об­ществом. Она не видна снаружи. Мотив ее действий скрывается за внешне пристойным поведением - луч­шим способом добыть свое без лишних усилий. Она чутко реагирует на нравственную атмосферу, которую чувствует нутром. И если приближаешься к черте, за которой нет ни Бога, ни Закона, в душе совершается не­кий поворот основных смыслов. В поведении серийных убийц бросается в глаза одна особенность - демон­стративная дерзость. Они как бы показывают кому-то высшему свою готовность презирать страх. Предки тратили на обуздание «неконструктивной спонтанно­сти» огромные средства. Должно быть, они ориентиро­вались именно на ненадежный человеческий матери­ал, а не на обывателя, которому много не нужно. Он и так готов к конформизму при любых обстоятельствах. А от этих, пусть их в общей массе и не так много, от них следует ожидать жутких отклонений. Кстати сказать, их не так уж и мало, если вспомнить опыт локальных войн, когда моральные запреты были не столь очевид­ны. (Последние события Южной Осетии еще раз про­демонстрировали нам открывающуюся бездну).

Как повлиять на нравственную атмосферу в обще­стве, сказать трудно. Но и продолжать плыть по тече­нию как-то жутковато. Старые рецепты (между про­чим, роль инквизиции, как блюстителя нравов при абсолютно демократической возможности отпра­вить на костер представителя любого сословия, нын­че осмысляется с разных позиций), вряд ли подойдут. И у нас нет конкретных предложений. Но вопрос явно заслуживает широкой дискуссии.



Старый стиль 10Январь понедельник Новый стиль) 23Январь Седмица 32-я по Пятидесятнице. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Григория, еп. Нисского (395). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Маркиана пресвитера (V). Совершается служба на шестьПрп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Совершается служба с полиелеемСвт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9 . Лит. - Иак., 53 зач., II, 14-26. Мк., 48 зач., X, 46-52. Свт. Феофана: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16. Свт. Григория: 1 Кор., 151 зач., XII, 7-11. Мф., 34 зач. (от полу́), X, 1-8 . * Чтения свт. Феофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. * * Чтения свт. Григория читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52). "Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют. Молитвы Тропарь святителя Григория и преподобного Дометианаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Кондак святителя Григорияглас 1Оком душевным бодрствуя, святителю,/ бодр пастырь явился еси миру,/ и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим/ вся отгнал еси злославныя, яко волки,/ невредно соблюд стадо,// Григорие всемудре. Ин кондак святителя Григорияглас 2Церкве Божественный иерарх/ и премудрости честный тайноглагольник, / Ниссийский бодрый ум, Григорий,/ со Ангелы ликовствуя/ и наслаждался Божественным светом,/ молится непрестанно о всех нас. Тропарь преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 1Божественною любовию от юности распалаемь, Павле преподобне, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси / и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, / со зверьми жити весь Христу. / Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, / даром чудес и по преставлении обогати тя. / Темже вопием ти: / моли непрестанно о всех нас, / честную память твою присно в песнех почитающих. Кондак преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 8Все твое умное желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. / Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю. Тропарь святителя Феофанаглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителя Феофанаглас 4Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас. Службы10 января: Святителя Григория, епископа Нисского. Преподобного Дометиана, епископа Мелитинского. Преподобного Маркиана, пресвитера и эконома Великой церкви. Преподобного Павла Обнорского, вологодского чудотворца 10 января: Святителя Феофана, затворника Вышенского Сайты приходов:Кафедральный собор Николая Чудотворца г. Чистополь (Чистопольская епархия) Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь с. Юношеское (Вологодская епархия) Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь с. Макарий-на-Письме (Костромская епархия) Храм Петра и Павла в Новинках г. Вологда (Вологодская епархия) Благовещенский епархиальный женский монастырь с. Ожога (Липецкая епархия) Храм Феофана Затворника г. Новоаннинский (Урюпинская и Новоаннинская епархия) Храм Феофана Затворника г. Красноармейск (Балашовская епархия) Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба (Переславская епархия) Статьи на Православие.Ru Церковь в конце IV векаПротоиерей Владислав ЦыпинВ ответ на требование императора передать храм арианам святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пожалуйста, не воображай, государь, что ты имеешь какое-нибудь императорское право и над божественными предметами… Императору принадлежат дворцы, церкви – священнику… Что может быть почетнее для императора, как не то, что его называют сыном Церкви? Император в Церкви, а не выше Церкви». О «противоречиях Библии» и нехристианском образованииБыл ли законодатель Моисей законопреступником? Каков иносказательный смысл истории о невозвращенных ценностях? И противоречит ли он смыслу буквальному? Памяти в Бозе почившего епископа Феофана ЗатворникаВ наш буйный век духовного растленья / Воочию он миру показал, / Что в людях не погибли высшие стремленья, / И не померк в их сердце идеал. Два святителя – как три святителяДиакон Павел СержантовНаши предпочтения… Ну, как без них обойтись? Они относятся и к бытовой стороне жизни, и к самой возвышенной стороне – религиозной. За последние годы приходится все чаще слышать, что святитель Игнатий Брянчанинов для православных предпочтительнее святителя Феофана Затворника. В степени предпочтения есть варианты. Наиболее радикальный: святителя Феофана вообще игнорируют, а святителя Игнатия объявляют «необходимым и достаточным» выразителем для всей святоотеческой традиции. Более умеренные варианты святителю Игнатию дают статус учителя, а святителю Феофану – ученика.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04060 c.