Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Об ограничениях, отрицать значение которых бессмысленно

Б.Н. Алмазов

От редакции: Человеческая деятельность раскрывается как целостная система отношении, и поэтому всякое действие может оцениваться не только с точки зрения на поверхности лежащей экономической по­лезности, но и с точки зрения экологических последствий, эстетического результата, нравственности, наконец, духовного смысла. Последнее особенно значимо, когда дело касается сказанного публично слова. Человек вообще существо словесное. Пронзительны первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово.... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1,1-3).

Продолжая дискуссию о значении языка для судеб культуры, образования, а значит и будущих поко­лений россиян, редакция предлагает читателю материалы профессора Б.Н. Алмазова о неприемлемости поверхностного рассмотрения в периодической печати серьезных общественных проблем, на примере га­зетных публикаций о сексуальном насилии над детьми. Агрессивность, склонность к насилию коренятся глубоко в природе человека, деформированной грехом. Нам необходимо найти или возродить существо­вавшие способы укрощения этих выпущенных на волю, не без помощи легкомысленно сказанного слова, демонов.

Пренебрежение словом оборачивается пренебрежением к человеку. Лживое слово губительно как для личности, так и для судеб народа, что хорошо известно. Но сегодня слово стало использоваться и злона­меренно, как орудие манипуляции сознанием людей, подмены смыслов. Достаточно напомнить проблему нейролингвистического программирования.

Не со всеми положениями статьи редакция солидарна, но считает необходимым обеспечить читателю возможность выработки собственной оценки злободневной проблемы.

-

В средствах массовой информации нарас­тает вал сведений и, главное, мнений о педофилах-убийцах. Причем удивляет коли­чество желающих, которые хотят (и получа­ют возможность) высказаться по этому поводу. И ка­чество высказываний становится все ниже. Наконец, газета «Известия» опустилась до неприемлемого уровня. Пришло время задуматься о том, позволи­тельно ли походя болтать на темы, само обращение к которым предусматривает некое общественное до­зволение, поскольку задевает нравственные основы сознания.

В газете «Известия» № 57 от 01.04.2008 г. на огром­ной (по газетным меркам) площади с броским заго­ловком на первой странице Сергей Тепляков в статье «Жена «красноярского педофила» уверена, что его ско­ро выпустят» рассуждает о зверском убийстве ребенка языком банального репортажа о бытовых неурядицах. Мол, вроде бы убил, но человек ничего себе. Жена, вот, аборт сделала. И так далее и тому подобное, ког­да за массой деталей обыденного свойства теряется жуткий смысл самого явления. Оно низводится самим тоном болтовни явно недалекого человека (имеется в виду не С.Тепляков, которого мы не знаем, а тот типаж, который проступает из текста статьи) до кухонного тре­па. Сегодня о садистах, завтра о ценах на рынке.

Есть темы, которые не то, что обсуждать, но и при­ближаться к ним нужно с оглядкой. И на протяжении всей истории к комментариям на некоторые нрав­ственные темы допускались люди, которым общество выражало свое доверие. Тому были причины.

Что касается самой немотивированной жестоко­сти, она известна издревле как свойство человеческой натуры, которое нужно держать в узде, и манипуля­ции с которым, могут спровоцировать неустойчивого индивида к преступлениям против человечности. Раб душой хочет стать богом, а бог в его представлении это тот, кто распоряжается чужой жизнью по своему усмотрению. И дело здесь вовсе не в примитивности и необразованности. Дело в личности. Капо в кон­цлагерях нередко были из интеллигенции (см. старо­ста Рыбицкий в романе Е.Анджеевского «Пепел и ал­маз»). Современные смертники-террористы тоже не из низов общества. Потребность вознестись над тем, что другим страшно, и попирать оттуда нравствен­ный закон лежит глубоко в природе нашей мотивации (об этом написано много всякого). У нормального человека потребности регулируется самой личностью (ролями-принципами). Чтобы удержаться от соблазна или хотя бы раскаяться, нужно быть по развитию где-то на уровне Родиона Раскольникова. Когда же у индивида «отсутствуют цепи, приковывающие внимание к своей личности», он делает ставку на роли-функции (нормы и запреты внешнего порядка). В какой-то мере они выглядят как элементарный страх наказания и перспектива утратить свой статус. Здесь все более или менее понятно. Но есть ценности, поползновение уни­зить которые просто не должно приходить в голову, ни образованному, ни примитивному человеку. Источник «криминального тщеславия», «сатанинской гордости», «немотивированной жестокости», когда он выбивает­ся наружу, меняет всю ориентацию внутренних смыс­лов поведения, чего общество допустить не хочет и не может. Общество существует до тех пор, пока старает­ся твердо придерживаться нравственных принципов, не подлежащих сомнению.

Когда нравственные основы колеблются, защит­ный слой социума начинает растворяться. Сначала, вроде бы, по мелочи, но они - покушение на нравы. Как говорит один из героев Данте, «уже я вижу тот желанный час, которого недолго дожидаться, когда с амвона огласят указ, что запретит бесстыжим флорентийкам разгуливать с сосцами напоказ» (в Европе тех лет, как известно, тоже была перестройка). Невольно напрашивается ассоциация с современностью.

Но нравственность декретами не насаждают и не отменяют. Здесь действует не «суровая кара совет­ского закона, а гнев и презрение всех трудящихся» (из воинской присяги времен СССР). Эмоциональная сторона нравственно допустимого неочевидна, но об­ладает огромной силой. И когда граница допустимого размывается (доступное обсуждению доходит до это­го последнего рубежа), открывается ящик Пандоры. На волю вырываются запретные инстинкты. И все было бы ничего, если бы дело ограничивалось интеллигенци­ей, пускающей слюну над «нимфетками» В.Набокова или бахвальством известного актера М.Козакова, что он на двадцать пять лет старше собственной тещи (тоже на страницах «Известий»). Абсолютное большинство народа «Лолиту» не читает и газету не выписывает. Но есть люди, больше других готовые вознестись над ми­ром на «крыльях зла» реально. «Бессовестные и бесстыжие, которым незнакомо чувство вины, которые не испытывают любви к окружающим, а в любом слу­чае поступают, как они хотят. Не ведая, что такое стыд и вина, они не могут сочувствовать угрызениям совести мукам раскаяния, сожаления, не в состоянии понять безответной любви, сострадания, чувства стыда и сму­щения» (А. Маслоу). Сколько их, которых давние пред­ки называли их «негодящими», а ближние - «морально дефективными» - сказать трудно. Но с их присутстви­ем и ролью в обществе считались всерьез. «Пьянь не­годящую» община сдавала в солдаты на четверть века, а женщины подобного склада при тогдашнем семей­ном праве напрочь были лишены возможности любой и, прежде всего, негативной социальной инициативы. Теперь люди с разрушенными нравственными ограни­чениями - некая студенистая масса, впитываемая об­ществом. Она не видна снаружи. Мотив ее действий скрывается за внешне пристойным поведением - луч­шим способом добыть свое без лишних усилий. Она чутко реагирует на нравственную атмосферу, которую чувствует нутром. И если приближаешься к черте, за которой нет ни Бога, ни Закона, в душе совершается не­кий поворот основных смыслов. В поведении серийных убийц бросается в глаза одна особенность - демон­стративная дерзость. Они как бы показывают кому-то высшему свою готовность презирать страх. Предки тратили на обуздание «неконструктивной спонтанно­сти» огромные средства. Должно быть, они ориентиро­вались именно на ненадежный человеческий матери­ал, а не на обывателя, которому много не нужно. Он и так готов к конформизму при любых обстоятельствах. А от этих, пусть их в общей массе и не так много, от них следует ожидать жутких отклонений. Кстати сказать, их не так уж и мало, если вспомнить опыт локальных войн, когда моральные запреты были не столь очевид­ны. (Последние события Южной Осетии еще раз про­демонстрировали нам открывающуюся бездну).

Как повлиять на нравственную атмосферу в обще­стве, сказать трудно. Но и продолжать плыть по тече­нию как-то жутковато. Старые рецепты (между про­чим, роль инквизиции, как блюстителя нравов при абсолютно демократической возможности отпра­вить на костер представителя любого сословия, нын­че осмысляется с разных позиций), вряд ли подойдут. И у нас нет конкретных предложений. Но вопрос явно заслуживает широкой дискуссии.



Старый стиль 2Август вторник Новый стиль) 15Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Совершается служба на шестьПеренесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428) и обретение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Совершается служба со славословиемБлж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1552-1557). Сщмч. Стефана, папы Римского (257), и иже с ним. Блж. Василия Спасо-Кубенского (XV). Прмч. Платона (1937). Ачаирской иконы Божией Матери (XXI). Евангельские Чтения2 Кор., 172 зач., II, 14 - III, 3. Мф., 95 зач., XXIII, 23-28. Блж. (под зачало): Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30 . Первомч.: Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60. Мф., 87 зач., XXI, 33-42.* Чтения блж. Василия читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 2, 14-3, З; Мф. 23, 23-28). Очисти внутреннее, чтоб и внешнее чисто было. Внешнее поведение у нас в общежитии всегда почти исправно: боимся суда людского и сдерживаемся. Если же и внешне предаются порокам, то это уж последнее дело; значит стыд всякий потерян. Но при исправности поведения видимого, не всегда бывает исправен внутренний строй мыслей и чувств. Там дается полная свобода самоугодию, которое наружно и удовлетворяется, насколько это сносит людской глаз и насколько можно прикрыть от него дела свои. Это точь в точь гроб раскрашенный. Вместе с тем внутренняя нечистота делает нечистым и внешнее. Очисти же это внутреннее, тогда и внешнее станет чисто и весь будешь чист, сделаешься сосудом, годным на всякое доброе употребление домовладыке. Дивиться надо, отчего это внутреннее остается в пренебрежении: ведь погибели себе никто не хочет. Верно, враг держит такую душу в ослеплении: что это ничего, - лишь бы явных грехов не было, или научает ее отлагать на завтра главное дело - завтра займемся серьезно собою, как следует, а ныне пусть душа поусладится страстными мыслями и мечтами, если не делами. Постережемся, как бы не устареть в этом настроении и как бы исправление для нас также не стало невозможным, как переучивание старика. Молитвы Тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 8Житие твое, Василие, неложное, и чистота нескверна,/ Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением,/ и мразом и теплотою солнечною,/ и слотою и дождевным облаком,/ и просветися лице твое, яко солнце,/ и ныне приходят к тебе Российстии народи и вси людие,/ прославляюще святое твое успение./ Тем Христа Бога моли,/ да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя брани/ и мир мирови подаст и душам нашим велию милость. Ина служба блаженного Василия. Тропарьглас 1Плоть удручившу ти злостраданием,/ душу же просветившу чистотою сердца,/ обогатился еси благодатию Пресвятаго Духа, Василие,/ даровати требующим полезная./ Сего ради недужнии, притекающе к цельбоподательному твоему гробу, премудроюроде,/ независтно приемлют болезней отложение/ и благодарственно воспевают прославльшаго тя,/ Единаго Человеколюбца. Ин тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 8Якоже бо солнце и луна наготою своею не срамляются,/ тако и ты, угодниче Христов Василие, наг сый, не срамляшеся,/ восприят бо ризу Адама первозданнаго,/ юже он ношаше прежде в рай,/ ты же сию на земли поносил еси;/ и был еси добрый купец:/ елико имеяше, вся остави/ и купи мздою терпения своего село,/ на немже сокровен безценный Бисер, Христос./ Сего ради явися всем грешным образ покаяния/ и вселися в райскую широту,/ и, предстоя Христови,/ не забуди град, в немже обита, и люди, преблаженне,/ и моли спасти души наша. Кондак блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 4Духом Божиим водим, преблаженне Василие,/ оттрясл еси мирский мятеж,/ и жития треволнения возгнушался еси,/ и, совлекся одеяний тленных и облекся в ризу безстрастия,/ убежал еси ловления льстиваго миродержца,/ и был еси странен во твоем языце,/ и, паче земнаго богатства избрав богатство Небесное,/ увязлся еси венцем терпения./ И ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога/ о творящих святую память твою, да зовем ти:/ радуйся, преблаженне Василие. Ина служба блаженного Василия. Кондакглас 4Явил тя есть Господь нынешнему роду/ исцелителя болезнем и прогонителя недугом/ любовию, Василие, притекающим к тебе/ и призывающим верою молитвы твоя. Тропарь первомученика и архидиакона Стефанаглас 4Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ яже претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:/ Того убо моли о душах наших. Ин тропарь первомученика и архидиакона Стефанаглас 3Апостолом совсельник/ и страстотерпцем первострадалец,/ Христов служитель, прехвальне Стефане,/ первее бо совершив мучения течение,/ безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе./ Темже яко апостола и страдальца верховнаго/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость. Кондак первомученика и архидиакона Стефанаглас 6Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,/ венечниче, мучеников первострадальне. Службы2 августа: Пренесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана. Святого блаженного Василия, Московского чудотворца 27 декабря: Святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. Преподобного Феодора начертанного, исповедника Сайты приходов: Владимирская епархия:Храм Стефана Архидиакона с. Кидекша Волгодонская епархия:Храм святого Василия Блаженного г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Николая Чудотворца во Владычной слободе г. Вологда Воркутинская епархия:Храм Архидиакона Стефана с. Кипиево Вяземская епархия:Храм Преображения Господня с. Липецы Горловская епархия:Стефановский женский монастырь с. Степановка Иркутская епархия:Храм Спаса Преображения г. Иркутск Казанская епархия:Богоявленский собор г. Казань Калужская епархия:Храм Василия Блаженного г. Калуга Костомукшская епархия:Храм в честь апостола, первомученика и архидиакона Стефана п. Кестенга Костромская епархия:Храм святого Архидиакона Стефана с. Махрово Храм Николая Чудотворца и Василия Блаженного с. Болотово Луганская епархия:Храм Архидьякона Стефана пгт. Славяносербск Московская епархия (городская):Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Колюбакино Храм сщмч. Василия, протоиерея Московского г. Москва Московская епархия (областная):Троиц
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.11748 c.