Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Об ограничениях, отрицать значение которых бессмысленно

Б.Н. Алмазов

От редакции: Человеческая деятельность раскрывается как целостная система отношении, и поэтому всякое действие может оцениваться не только с точки зрения на поверхности лежащей экономической по­лезности, но и с точки зрения экологических последствий, эстетического результата, нравственности, наконец, духовного смысла. Последнее особенно значимо, когда дело касается сказанного публично слова. Человек вообще существо словесное. Пронзительны первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово.... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1,1-3).

Продолжая дискуссию о значении языка для судеб культуры, образования, а значит и будущих поко­лений россиян, редакция предлагает читателю материалы профессора Б.Н. Алмазова о неприемлемости поверхностного рассмотрения в периодической печати серьезных общественных проблем, на примере га­зетных публикаций о сексуальном насилии над детьми. Агрессивность, склонность к насилию коренятся глубоко в природе человека, деформированной грехом. Нам необходимо найти или возродить существо­вавшие способы укрощения этих выпущенных на волю, не без помощи легкомысленно сказанного слова, демонов.

Пренебрежение словом оборачивается пренебрежением к человеку. Лживое слово губительно как для личности, так и для судеб народа, что хорошо известно. Но сегодня слово стало использоваться и злона­меренно, как орудие манипуляции сознанием людей, подмены смыслов. Достаточно напомнить проблему нейролингвистического программирования.

Не со всеми положениями статьи редакция солидарна, но считает необходимым обеспечить читателю возможность выработки собственной оценки злободневной проблемы.

-

В средствах массовой информации нарас­тает вал сведений и, главное, мнений о педофилах-убийцах. Причем удивляет коли­чество желающих, которые хотят (и получа­ют возможность) высказаться по этому поводу. И ка­чество высказываний становится все ниже. Наконец, газета «Известия» опустилась до неприемлемого уровня. Пришло время задуматься о том, позволи­тельно ли походя болтать на темы, само обращение к которым предусматривает некое общественное до­зволение, поскольку задевает нравственные основы сознания.

В газете «Известия» № 57 от 01.04.2008 г. на огром­ной (по газетным меркам) площади с броским заго­ловком на первой странице Сергей Тепляков в статье «Жена «красноярского педофила» уверена, что его ско­ро выпустят» рассуждает о зверском убийстве ребенка языком банального репортажа о бытовых неурядицах. Мол, вроде бы убил, но человек ничего себе. Жена, вот, аборт сделала. И так далее и тому подобное, ког­да за массой деталей обыденного свойства теряется жуткий смысл самого явления. Оно низводится самим тоном болтовни явно недалекого человека (имеется в виду не С.Тепляков, которого мы не знаем, а тот типаж, который проступает из текста статьи) до кухонного тре­па. Сегодня о садистах, завтра о ценах на рынке.

Есть темы, которые не то, что обсуждать, но и при­ближаться к ним нужно с оглядкой. И на протяжении всей истории к комментариям на некоторые нрав­ственные темы допускались люди, которым общество выражало свое доверие. Тому были причины.

Что касается самой немотивированной жестоко­сти, она известна издревле как свойство человеческой натуры, которое нужно держать в узде, и манипуля­ции с которым, могут спровоцировать неустойчивого индивида к преступлениям против человечности. Раб душой хочет стать богом, а бог в его представлении это тот, кто распоряжается чужой жизнью по своему усмотрению. И дело здесь вовсе не в примитивности и необразованности. Дело в личности. Капо в кон­цлагерях нередко были из интеллигенции (см. старо­ста Рыбицкий в романе Е.Анджеевского «Пепел и ал­маз»). Современные смертники-террористы тоже не из низов общества. Потребность вознестись над тем, что другим страшно, и попирать оттуда нравствен­ный закон лежит глубоко в природе нашей мотивации (об этом написано много всякого). У нормального человека потребности регулируется самой личностью (ролями-принципами). Чтобы удержаться от соблазна или хотя бы раскаяться, нужно быть по развитию где-то на уровне Родиона Раскольникова. Когда же у индивида «отсутствуют цепи, приковывающие внимание к своей личности», он делает ставку на роли-функции (нормы и запреты внешнего порядка). В какой-то мере они выглядят как элементарный страх наказания и перспектива утратить свой статус. Здесь все более или менее понятно. Но есть ценности, поползновение уни­зить которые просто не должно приходить в голову, ни образованному, ни примитивному человеку. Источник «криминального тщеславия», «сатанинской гордости», «немотивированной жестокости», когда он выбивает­ся наружу, меняет всю ориентацию внутренних смыс­лов поведения, чего общество допустить не хочет и не может. Общество существует до тех пор, пока старает­ся твердо придерживаться нравственных принципов, не подлежащих сомнению.

Когда нравственные основы колеблются, защит­ный слой социума начинает растворяться. Сначала, вроде бы, по мелочи, но они - покушение на нравы. Как говорит один из героев Данте, «уже я вижу тот желанный час, которого недолго дожидаться, когда с амвона огласят указ, что запретит бесстыжим флорентийкам разгуливать с сосцами напоказ» (в Европе тех лет, как известно, тоже была перестройка). Невольно напрашивается ассоциация с современностью.

Но нравственность декретами не насаждают и не отменяют. Здесь действует не «суровая кара совет­ского закона, а гнев и презрение всех трудящихся» (из воинской присяги времен СССР). Эмоциональная сторона нравственно допустимого неочевидна, но об­ладает огромной силой. И когда граница допустимого размывается (доступное обсуждению доходит до это­го последнего рубежа), открывается ящик Пандоры. На волю вырываются запретные инстинкты. И все было бы ничего, если бы дело ограничивалось интеллигенци­ей, пускающей слюну над «нимфетками» В.Набокова или бахвальством известного актера М.Козакова, что он на двадцать пять лет старше собственной тещи (тоже на страницах «Известий»). Абсолютное большинство народа «Лолиту» не читает и газету не выписывает. Но есть люди, больше других готовые вознестись над ми­ром на «крыльях зла» реально. «Бессовестные и бесстыжие, которым незнакомо чувство вины, которые не испытывают любви к окружающим, а в любом слу­чае поступают, как они хотят. Не ведая, что такое стыд и вина, они не могут сочувствовать угрызениям совести мукам раскаяния, сожаления, не в состоянии понять безответной любви, сострадания, чувства стыда и сму­щения» (А. Маслоу). Сколько их, которых давние пред­ки называли их «негодящими», а ближние - «морально дефективными» - сказать трудно. Но с их присутстви­ем и ролью в обществе считались всерьез. «Пьянь не­годящую» община сдавала в солдаты на четверть века, а женщины подобного склада при тогдашнем семей­ном праве напрочь были лишены возможности любой и, прежде всего, негативной социальной инициативы. Теперь люди с разрушенными нравственными ограни­чениями - некая студенистая масса, впитываемая об­ществом. Она не видна снаружи. Мотив ее действий скрывается за внешне пристойным поведением - луч­шим способом добыть свое без лишних усилий. Она чутко реагирует на нравственную атмосферу, которую чувствует нутром. И если приближаешься к черте, за которой нет ни Бога, ни Закона, в душе совершается не­кий поворот основных смыслов. В поведении серийных убийц бросается в глаза одна особенность - демон­стративная дерзость. Они как бы показывают кому-то высшему свою готовность презирать страх. Предки тратили на обуздание «неконструктивной спонтанно­сти» огромные средства. Должно быть, они ориентиро­вались именно на ненадежный человеческий матери­ал, а не на обывателя, которому много не нужно. Он и так готов к конформизму при любых обстоятельствах. А от этих, пусть их в общей массе и не так много, от них следует ожидать жутких отклонений. Кстати сказать, их не так уж и мало, если вспомнить опыт локальных войн, когда моральные запреты были не столь очевид­ны. (Последние события Южной Осетии еще раз про­демонстрировали нам открывающуюся бездну).

Как повлиять на нравственную атмосферу в обще­стве, сказать трудно. Но и продолжать плыть по тече­нию как-то жутковато. Старые рецепты (между про­чим, роль инквизиции, как блюстителя нравов при абсолютно демократической возможности отпра­вить на костер представителя любого сословия, нын­че осмысляется с разных позиций), вряд ли подойдут. И у нас нет конкретных предложений. Но вопрос явно заслуживает широкой дискуссии.



Старый стиль 11Ноябрь пятница Новый стиль) 24Ноябрь Седмица 25-я по Пятидесятнице. Глас 7. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомВмч. Мины (304). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Викентия (304). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Феодора Студита, исп (826). Совершается служба на шестьБлж. Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1434). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.). Прп. Мартирия Зеленецкого (1603). Сщмч. Евгения пресвитера (1937). Евангельские Чтения2 Сол., 277 зач., III, 6-18. Лк., 73 зач., XIII, 31-35. Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Мф., 38 зач., X, 32-33, 37-38; XIX, 27-30. Прп.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12 .* Если совершается служба блж. Максима, то на литургии чтения дня и блаженного: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Фес. 3, 6-18; Лк. 13, 31-35). "Се оставляется дом ваш пуст", сказал Господь об Иерусалиме. Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда. Спириты придумали множество рождений, как средство к перечищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может таким же явиться и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец, а ему придти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж, конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собою в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад! Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, затем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда. Молитвы Кондак мучеников Виктора, Стефаниды и Викентияглас 4Иже славе, Господи и всех Содетелю,/ Ты в мире явил еси украшенных добродетельми страстотерпцы и мученики,/ да омут непобедимую победу. Тропарь блаженного Максима, Христа ради юродивогоглас 5Наготою телесною и терпением/ обнажил еси вражия коварствия,/ обличая неподобное его деяние,/ зельне стражда солнечный вар/ и нуждныя великия студени,/ мраза и огня не чул еси,/ Божиею помощию покрываемь,/ Максиме премудре,/ о верою творящих память твою честно/ и усердно притекающих к мощем твоим/ моли избавитися от бед/ и падения избежати. Кондак блаженного Максима, Христа ради юродивогоглас 2Вышния красоты желая,/ нижния сладости и телесная одеяния в ничтоже вменил еси/ и нестяжание паче суетнаго мира возлюбил еси./ Ангельское житие проходя,/ скончался еси, блаженне Максиме:/ с нимиже Христа моли непрестанно о всех нас. Тропарь преподобного Мартирия Зеленецкогоглас 2От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/ отечество оставил еси/ и, всех мирских мятежей уклонився,/ в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси:/ отнюдуже уведев непроходную пустыню,/ крестовидною зарею показанную,/ желательне ю обрел еси,/ и, в ней вселився,/ иночествующих собрал еси,/ и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/ трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/ Емуже молися, Богомудре Мартирие,/ даровати душам нашим велию милость. Кондак преподобного Мартирия Зеленецкогоглас 8Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/ и, в пустыню вселився,/ тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/ и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./ Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/ еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/ и о всех правоверных, да зовем ти:/ радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель. Тропарь великомученика Миныглас 4Яко Безплотным собеседника/ и страстотерпцем единовсельника,/ сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя,/ мира мирови испроси// и душам нашим велия милости. Показать ещё молитвы Кондак великомученика Миныглас 4Воинства исхити привременнаго/ и нетленнаго показа тя Небеснаго общника,/ страстотерпче Мино,/ Христос, Бог наш,// Иже мучеников нетленный венец. Тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 4В терпении добрострадальных подвиг твоих/ многообразныя раны претерпел еси,/ и по кончине своей/ венец от Бога с мученическими лики восприемлеши,/ и в земли кротких достойно водворяешися, блаженне,/ о нас Христа Бога моли/ даровати душам нашим велию милость. Ин тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 4Царство, еже на земли добре окормляя, страдальче,/ и, багряницу нося, смиренно стяжал еси мудрование,/ нищих посещая и сим хлеб раздробляя,/ тем Пребожественная Троица/ Царствия купно и мученичества венцем увязе тя. Кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 3В царех благочестно пожив/ и страдания путь прошед, веледушне,/ и страдальцем равночестен венечник явился еси,/ и церковь твоя прославляет тя славно,/ святыми благоуханными мощми твоими освящаема,/ темже почитаем и тайно вопием ти:/ от бед избави нас молитвами твоими, святе. Ин кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 4Другаго Константина стяжа тя Церковь благочестием, блаженне,/ и кротостию, правдою и милостынями,/ но и великомученика и страдальца истинна./ Темже и, тобою красящися, вопиет:/ Стефан мне похвала и утверждение. Тропарь преподобнаго Феодора Студитаглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ Феодоре премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобнаго Феодора Студитаглас 2Постническое и равноангельное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Феодоре./ С ними Христу Богу моляся// не престай о всех нас. Службы11 ноября: Святых мучеников Мины Виктора и Викентия. Святой мученицы Стефаниды. Преподобного Феодора Студита, исповедника. Блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца Сайты приходов: Великолукская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Успенское Казанская епархия:Храм в честь "Казанской" иконы Божией Матери с. Смолдеярово Калачевская епархия:Храм м
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07613 c.