Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Духовные смыслы публичного слова

С.Т.Погорелов

Научно-педагогическая общественность России столкнулась с немыслимым еще в недавнем прошлом фено­меном сексуального насилия и убийства детей. Мы согласны с автором предыдущей статьи Б.А. Алмазовым, что проблема стала остро актуальной и требует разрешения. Периодическая печать полна все новых со­общений о педофилах, о поразительно мягких для характера преступлений наказаниях, о неизлечимости данной патологии. Молчать о таких фактах нельзя. Однако настораживает сам характер публикаций, за­данный уровень обсуждения и его видимая безрезультатность. Поскольку заслуживающих доверия стати­стических данных в прессе не публикуется, смеем предположить, что здесь не обходится без некоей кам­пании, скорее всего связанной с перспективами ювенальной юстиции в России. А это может иметь далеко идущие последствия и для общества, и для культуры, и для образования. Общественное мнение или выда­ваемый за него общественный аффект, становится мощным орудием. Но в чьих руках, вот в чем вопрос.

-

Рассмотрим для начала тот социальный фон, на котором возник феномен педофилии. За пят­надцать лет реформ Россия из сверхдержавы превратилась в периферию мирового капи­тализма, социальное расслоение достигло опасной черты, состояние общественного сознания характеризуется растерянностью. Важнейшие стратегические решения принимаются не в открытых дискуссиях, а парламентских комитетах, министерствах, что еще весьма далеко от демократических норм.

Психосоматическое  состояние,   в   котором   ока­залось большинство россиян в результате реформ, специалисты определяют как «стресс социальных изменений». Одним из фундаментальных показате­лей такого стресса служит динамика самоубийств. (Напомним, что самоубийство это агрессия, направ­ленная на самого себя). К 2004 году по этому пока­зателю Россия вышла на первое место в мире - 2,7% от общего количества умерших. Полтора века назад этот показатель в нашей стране составлял 0,06-0,09% (Гилинский Я.И. Основные тенденции динамики само­убийств в России //Девиантность и социальный кон­троль в России (XIX-XX вв.). СПб., 2000. С. 289-317).

Социальная ситуация преодоления неизвестных ра­нее трудностей сочетается для большинства населения с резким снижением уровня жизни, качества питания, распространением различных патологий. Все это про­исходит на фоне продолжительного состояния напря­жения, ощущения беспомощности и безысходности. На экзистенциальном уровне стресс социальных из­менений переживается как абсолютное одиночество, «заброшенность», «бессмысленность существования», чувство унижения и несправедливости. Оказавшись не­ожиданно для себя в ситуации социальной, экономиче­ской неопределенности многие наши сограждане поте­ряли внутренние ориентиры, духовные точки опоры.

В психологии морали выработано понятие «рессентимент», обозначающее один из источников мо­ральных оценок. Рессентимент - это абсолютная негативность интенции эмоции, интенция враждеб­ности, составляющими которой являются зависть, не­нависть, злоба, жажда мести. Согласно М. Шелеру, понятие рессентимента раскрывает возможность ис­следования способов явленности людям космиче­ского начала, противоположного любви. Если чистая любовь - это божественное начало в человеке, то «рессентимент» источник и корень лжелюбви, дья­вольское начало в человеке. Сегодня в России рес­сентимент - распространенное болезненное состоя­ние негодующего обнищавшего большинства. Люди с неустойчивой психикой в силу этих причин проявляют внешне ничем немотивированную агрессию, склон­ность к насилию, а нередко и к убийству.

Противостоять комплексу негативных пережива­ний, вызванных стрессом социальных изменений, человек может, опираясь на духовную традицию, ко­торая строится на переживаниях противоположных рессентименту. Вопреки навязываемому индивидуа­лизму, агрессивному эгоизму, в глубинах духовной культуры нашего народа еще сохраняется этническая целостность и свойственный христианской этике тип адаптации к социальному стрессу. Опыт последних десятилетий показал, что человек, воспитанный в традициях духовной культуры православия, не позво­ляет себе пребывать в состоянии рессентимента, жить злой радостью воображаемой мести и т.п. пережива­ний, у него есть иные внутренние опоры.

Казалось бы, кому как не «четвертой власти» за­ботиться о том, чтобы общество, государство выбра­ли верный выход из кризисного положения. Однако пресса сама переживает кризис, утратив в погоне за сенсациями право быть этой властью. Достаточно об­ратиться к публикациям, чтобы понять, что не только общество, но и СМИ духовно и нравственно больны. По большинству статей видно - мы перестали дорожить чувством правды, чувством Истины. Факт стал идолом, и худшее из того, что есть в природе чело­века, заполнило информационное пространство, деформируя и вытесняя правду. Мы даже не заявляем своего права на правду, не требуем соблюдения этого права ни от себя, ни от СМИ. Двусмысленность, лжи­вость информации на телевидении, в газетах и журналах с давней репутацией, не говоря уже о «желтой» прессе, идет сплошной волной. Но без этого духов­ного оселка - чувства правды - гибнет истина, и, ко­нечно, пропадает доверие друг к другу, ширится взаимное недоверие и предательство. Это и есть кризис, отсутствие перспективы развития, как у общества, так и у государства. Евангелие недаром называет дьявола «отцом лжи» (Ин. 8, 44). Для того чтобы иметь буду­щее нам придется заново проходить школу умствен­ной и духовной зоркости в поиске истины и правды.

Мы осознали свое право на свободу информации вместе с призывами к гласности, однако, нам никто не гарантирует правдивость этой информации кро­ме нас самих. Дело здесь даже не в том, что многие из корыстных побуждений лгут по заказу. Дело ско­рее в том, что далеко не всякий, пытающийся выгово­рить правду, может это сделать достойным способом, вызвать доверие. Для этого необходимо опереться на внутреннее духовное основание, которое дает право говорить публично.

То, что мы живем в эпоху воинствующего зла слиш­ком очевидно, чтобы это доказывать, гораздо важнее осознать, что у нас нет чутья к его распознаванию. Сказанное фальшивым тоном, тоном непререкаемо­го авторитета, наглого апломба или наигранного ли­цемерного пафоса вызывает отторжение, недоверие, гнев. Страх прошлых лет сформировал массовое духовное безвкусие, которым многие наивно гордятся. И вот бойкие газеты в безответственной, нравственно-развязной, провокационной манере ведут разговор о трагических по своей сути событиях, связанных с сек­суальным насилием и убийством детей. В такой «упа­ковке» даже действительные факты начинают лгать. Ни автор, ни читатель не верят ни себе, ни друг дру­гу. А маньяк, насильник становится как бы мнимым человеком, социальным призраком, очередным витринным муляжом.

«За словом, - писал И.А. Ильин, - должна сто­ять личная мысль; должен ощущаться характер, а не жажда новой, обратной карьеры; должна слышаться искренняя убежденность; должно проглядывать чув­ство собственного достоинства. Слово должно быть выстраданным и сказанным из сердца. Тогда оно убеждает и побеждает; тогда оно несет не лгущую полуправду, а честную правду. И напрасно думать, что все это теоретическая выдумка, ибо это доступно вся­кому простому и порядочному человеку, не обреме­ненному никакими теориями» (Ильин И.А. Собр. соч. в 10 тт. - М., 1993. Т. 2. С. 142).

Газетные статьи не должны вводить нас в заблуж­дение, размывая значимость проблемы неадекват­ной манерой изложения, дилетантизмом. На статьи, как и на слова, и на речи человек должен иметь жиз­ненное право, приобретаемое верностью нравствен­ным принципам, цельностью позиции, искренностью и мужеством.


Социальное зло, с которым столкнулось обще­ство, интуитивно знает нашу беспомощность перед ним. Газетное заигрывание с ним - тому свидетель­ство. Когда раздаются трезвые голоса о необходимости радикальных мер, в прессе затеваются разговоры о приоритете «неотвратимости наказания», а не его жестокости. По этой логике, может быть, вообще на­сильника и убийцу ребенка просто ловить и ставить в угол как расшалившегося дошкольника? Ведь наказа­ние будет неотвратимым и не жестоким.

Из этого же ряда интервью с родственниками педофилов-убийц, которые никакого иного смысла как «разжалобить» публику не имеют. Зло жестокое, страшное вот оно, но это зло вдруг как в детской сказ­ке начинает говорить не своим «тоненьким голосоч­ком»: «Ваша мать пришла, молочка принесла». Такие статьи способны превратить нас в доверчивых «коз-ляточек» еще подслеповатых и беспомощных. Нет, обществу необходима зоркость к злу, к человече­ской фальши, нужна «совестная впечатлительность» (И.А. Ильин), которой как раз и не хватает в статьях.

Страхи либеральной публики о судьбах демо­кратии в России понятны, но в данном случае не­уместны. Государство, не частноправовое объе­динение, не кооператив, а публично-правовая, властно-повелительная, обязательно-принудительная организация. Сфера демократического самоуправле­ния по своему существу ограничена рядом условий, среди которых важнейшее место занимает наличный уровень правосознания в стране, с которым у нас, как известно, дефицит. Действительная демократия тре­бует зрелого правосознания, когда гражданин по­нимает сущность государства, умеет управлять са­мим собой, осознает значение и смысл свободы. Беспредельная свобода с демократией несовмести­ма. То общество, которое не сумеет найти и соблюсти духовно верную меру свободы и, прежде всего, в пу­бличном слове, ждет рабство. Народ опять «устанет» от либеральной болтовни, и общество неожиданно для себя вновь может проснуться под пятой тирана.

Кроме того, государство всегда останется опекаю­щим учреждением по отношению ко всем гражданам с незрелым правосознанием (несовершеннолетние, душевнобольные, уголовно-преступные, аномаль­ные, коррумпированные плуты и т.п.).

По отношению к носителям зла именно государ­ство призвано применять силу. При этом мы должны быть непримиримы не к человеку как носителю зла, а к злу в человеке. В душе человеческой помимо собственной сознательной воли есть интуитивная склон­ность к добру, которая проявляется как совесть, но есть и скрытое в подсознании стремление к злу, к на­силию. Заигрывать с этим злом смертельно опасно. Сила государства должна противостоять силе зла там, где человек сам с ним не справляется или становится его сознательным рабом. Не стоит забывать апостоль­ский призыв «извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5,13).

Разумеется, мы далеки от того, чтобы призывать строить всю деятельность государства по принципу больницы или школы. Зрелые граждане это не боль­ные и не школьники. Их политическая активность, осознанная солидарность, правовая полномочность

необходимы и созидательны. Свободная пресса - условие демократии. Но демократия устойчива тог­да, когда индивидуализация человека уравновеше­на с социализацией и осуществляется на духовной и нравственной, а не биологической основе. Если же этот процесс нарушен, индивидуализация вышла из границ культуры, нравственности, если она носит животно-биологический характер - нужна опека и бескомпромиссная сила государства.

В свете сказанного ясно, что писать о насилии над детьми, об убийстве детей и не иметь четких духов­ных и нравственных позиций все равно, что играть с огнем. Вообразите, что подобное несчастье произо­шло с вашим ребенком. Каких слов вы будете тогда ждать?

Писательство вообще требует знаний, опыта, та­ланта, которыми большинство никогда не обладало и обладать не будет. Но оно еще требует ответствен­ности, сострадания и совести. Поэтому нельзя пре­вращать трагедию в фарс, в праздную и зловредную суету.

-



Старый стиль 4Октябрь вторник Новый стиль) 17Октябрь Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Иерофея, еп. Афинского (I). Совершается служба со славословиемОбретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского (1595). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСобор Казанских Святых. Мчч. Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Сщмч. Петра Капетолийского (III-IV). Мцц. Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305-306). Мчч. Давикта (Адавкта) (ок. 305-313). и дщери его Каллисфении (ок. 318). Прп. Павла Препростого (IV). Прп. Аммона (ок. 350). Блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052). Прпп. Елладия и Онисима Печерских (XII-XIII). Прп. Аммона, затворника Печерского (XIII). Св. прав. Стефана Щиляновича (1515) (Серб.). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Николая, Михаила, Иакова и Тихона пресвитеров, прмч. Василия (1937). Св. Хионии исп. (1945). Евангельские ЧтенияФлп., 242 зач., II, 16-23. Лк., 27 зач., VI, 37-45 .* Если совершается служба свтт. Гурия и Варсонофия, то на литургии чтения дня и святителей: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 11 зач., V, 14-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 6, 37-45). Не суди, отпускай, давай. . . по-видимому, все трата одна, а прибыли никакой. А между тем вот что обещается: не будешь осуждать, и тебя не осудят; будешь отпускать, и тебе отпустят; будешь давать, и тебе дано будет. Теперь эта прибыль не видна; но она прибудет несомненно тому, кто от сердца сделает указанные затраты, - прибудет именно в ту пору, когда больше всего будет чувствоваться нужда в неосуждении и прощении. Как обрадуется тот, кто вдруг сподобится получить такие блага, как будто ни за что! И наоборот, как будет скорбеть и горевать тот, кто в свое время не умел прибыльно распорядиться своим достоянием! Все бы отпустил и все бы роздал, да поздно: всему время. Не все гоняться за такою прибылью, которая прямо идет в руки, почти вслед за тратою. Брось, по русскому присловью, хлеб-соль назади, - он очутится впереди. Образ действий в показанных случаях действительно похож на бросание; но только тут бросается не на попрание, а в руки Божии. В этих руках и хранение верно, и получение из них несомненно. Приложи только веру и упование. Молитвы Тропарь преподобного Аммона, затворника Печерского. в Дальних пещерахглас 2Егда изшел еси от мира, / тогда мирская вся яко тщетна отвергл, / егда же образ иноческий на ся прият, / тогда вражия коварства подвиги своими и труды, Аммоне блаженне, попрал еси, вопия: / Христе Боже, слава Тебе. Кондак преподобного Аммона, затворника Печерского. в Дальних пещерахглас 4Да своему Воеводе и Господу, преподобне Аммоне, благоугодиши,/ всех отшаявся мирских пристрастий,/ странствовал еси Его ради вся дни экивота своего многотрудне,/ тем обрет вечный покой,/ моли и нам в той вселитися. Тропарь святителей Гурия и Варсонофияглас 3Первии учителие прежде темному,/ ныне же светлому и новопросвещенному граду Казани,/ первии возвестителие пути спасительнаго,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, благочестия учителие/ и Православия наставницы, Гурие и Варсонофие,/ Владыку всех молите// мир вселенней даровати и душам нашим велию милость. Кондак святителя Варсонофияглас 6Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворил еси,/ сего ради святительства саном почется,/ чисте Чистейшему предстоиши./ Моли Христа Бога, святителю,/ спасти люди твоя, святе,/ да вси вопием ти:/ радуйся, отче преподобне Варсонофие,// граду нашему Казани похвала и утверждение. Тропарь благоверного князя Владимира Ярославичаглас 4Измлада явился еси, Богомудре княже Владимире,/ Божественный сосуд избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюл/ и, храм пречуден Премудрости Божия/ в Великом Новеграде сем устроив,/ тело Твое в Нем предложил еси,/ и ныне, на Небесех предстоя Престолу Святыя Троицы,/ молися низпослати и нам велию и богатую милость. Кондак благоверного князя Владимира ЯрославичаКондак, Многомудренно пожив в княжении твоем в Великом Новеграде,/ благоверный княже Владимире,/ плод благий в жизни сей был еси, присноцветущ добродетельми./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ тело же твое нетлением прославлено бысть на земли,/ и ныне праздник твой светло совершающе,/ с любовию вопием тебе:/ радуйся, великому Новуграду и всей Российстей земли утверждение. Кондак святителя Гурияглас 4Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение. Тропарь священномученика Иерофеяглас 4Благости научився и трезвяся во всех,/ благою совестию священнолепно оболкся,/ почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/ и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/ священномучениче Иерофее,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим. Показать ещё молитвы Кондак священномученика Иерофеяглас 8Священноначальника Афинскаго восхваляем тя,/ яко таиноучившеся тобою странным и неизреченным:/ явился бо еси Богоприятный песнословец./ Но моли, всеблаженне Иерофее,/ от всяких нам грехопадений избавитися, да зовем:/ радуйся, отче Богомудре. Кондак священномученика Иерофеяглас 4Якоже столп непоколебим, Иерофее,/ прещения врагов не устрашися,/ но прелести разрушил еси твердыню,/ яко камень честен валяяся, отче./ Тем Владыка тя, храбрствовавша, венчает/ живоначальною и Божественною десницею,// Егоже о всех нас умоли. Тропарь святого праведного князя Стефана Щиляновича, Сербскогоглас 4На земли премудрости славу стяжал еси,/ богатство Господеви своему вручил еси,/ и Той тя с Небесными водворяет,/ тело твое на земли, святе, сохрани невредимо,/ ты бо в целомудрии и чистоте/ житие праведно пожил еси,/ тем с дерзновением моли спастися нам. Кондак святого праведного князя Стефана Щиляновича, Сербскогоглас 2Вышняго желанием прославляя,/ и Той тя в памяти прославляет, праведне,/ восхождением добродетелей совершил еси душу,/ премудре святе Стефане,/ на земли непорочно житие соверши,/ Зиждителю всех благоугодил еси,/ моли непрестанно о всех нас. Службы4 октября: Святого сщмч. Иерофея, епископа Афинского. Обретение честных мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского Сайты приходов: Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Святителя Гурия Казанского с. Азъял-Петъял Казанская епархия:Храм Гурия Казанского с. Ципья
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.30748 c.