Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

15.12.2018 | Межконфессиональный диалог и единение российской нации

11.12.2018 | Газета православных трезвенников "ТРЕЗВЕНИЕ" № 8 (193) Ноябрь-декабрь 2018 г. АБСОЛЮТНАЯ ТРЕЗВОСТЬ БОГОУГОДНА

08.12.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

03.12.2018 | Семинар в Полевском

26.11.2018 | Сертификат модератора

20.11.2018 | Обучающий семинар проводит АНО «Просветительский центр»

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Какую личность формирует программа «Школа 2100»?

Н.Г.Храмова

Храмова От редакции:

Поиск путей реформирования образования, формирования духовно-нравственной личности учащихся осуществляется в соответствии с за­коном посредством разработки и апробации экспериментальных образователь­ных программ, в которых обеспечивается системность использования содержа­ния, форм, средств и методов воспитания. Одной из широко разрекламированных экспериментальных образовательных программ последнего времени стала про­грамма «Школа 2100». Опыт ее реализации вызвал среди педагогической и роди­тельской общественности самые полярные оценки. Редакция журнала публикует выдержки из интервью известного публициста Татьяны Шишовой с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры соци­альной антропологии и психологии Уральского государственного технического университета Надеждой Григорьевной Храмовой о реальных воспитательных эф­фектах и последствиях обучения детей и подростков по этой программе.

В последние годы в печати не раз появлялись статьи, критикующие экспериментальную об­разовательную программу «Школа 2100», по которой в разных городах учатся наши дети. Особенно сильно доставалось учебникам по русскому языку и литературе (авторы Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева). В Петропавловске-Камчатском даже разгорелся скандал с привлечением депутатов и обращением в прокурату­ру. Родители сочли душевредным то, что в 6-ом клас­се детям в рамках этой программы предлагалось про­честь целую подборку произведений, где действовали черти, вампиры и ведьмы, а потом поразмышлять, как нарастает у главного героя чувство страха, и (в тех слу­чаях, когда по сюжету это было актуально) подумать о причинах его самоубийства. А в 7-ом классе опять-таки на уроке литературы проходили «Дневник наркоман­ки», который, по мнению авторов, должен отвратить де­тей от наркотиков, а по мнению специалистов (цитирую рецензию руководителя отделения детской наркологии ФГУ ННЦ наркологии Росздрава А.В. Надеждина), спо­собен «нанести вред несовершеннолетним и склонить их к деструктивным формам поведения». Родители неоднократно обращались в различные инстанции с просьбой заменить учебники, вызывающие у детей рост тревожности и страхов, а также помочь разобраться в том, что вообще собой представляет данная программа и почему результаты обучения по ней подчас так далеки от обещанных авторами.

-

- Надежда Григорьевна, Вы знакомы с програм­мой «Школа 2100» уже больше десяти лет...

-Да. Впервые я узнала об этой программе в 1996 году. В Москве тогда (не знаю, как сейчас) существовала фирма «Новая школа». Помнится, меня поразила применяемая ими технология «обработки клиента»: прово­дились очень интенсивные семинары переподготовки учителей (72 часа за 5 дней), потом нас вели в магази­ны, где была представлена продукция этой фирмы. А в холле на подставке стоял большой, во весь рост, картон­ный портрет руководителя фирмы. Вообще в этой фир­ме царил настоящий культ хозяина. Для нас, еще поня­тия не имевших ни о коммерческих сектах, ни о других подобных явлениях, все это казалось странным. Но хо­зяин присутствовал не только в портретно-картонном варианте. Он то и дело подходил к продавцам и строго спрашивал: «А это вы предложили? А это? А это?»

- Вы,   наверное,   подумали:   «Сервис,   как   на Западе!»

- Конечно. И только потом, спустя годы, я поняла, что, навязывая педагогам «псевдо-инновационную» ли­тературу, он забивал им не только портфели, но и голо­вы идеологией определенного рода.

- Каковы ее основные постулаты?

- Первый и самый главный - разрыв с традици­ей. Механизм нововведений стал технологией оккупа­ции школьных программ иной образовательной идео­логией. Это именно иная идеология, а не инновации. Разрушается основной принцип образования - культу­рологическая преемственность. Традиции объявлены стилем ретро, не соответствующими современной дей­ствительности, современным рыночным отношениям. Поэтому от них надо срочно избавляться. В рамках тако­го реформаторства механизмы и технологии отрыва от традиций стали называть «инновациями».

К новациям в педагогике нужно подходить крайне осторожно, поскольку сфера образования по своей при­роде консервативна. Все изменения в ней должны проходить тщательнейшую проверку, вноситься очень ак­куратно. В начале 1990-х годов чуть ли не все ринулись экспериментировать над детьми. Сразу оговорюсь, что порой высказывались и вполне разумные идеи, встре­чались интересные находки. Но вскоре практически всю область альтернативных программ заняла так называе­мая «педагогика развития» с упором на развитие интел­лектуальной сферы. Во второй половине 1990-х годов эти программы, противопоставлявшиеся традиционной системе или традиционному содержанию образования, начали группироваться в программу «Школа 2000», ко­торую затем переименовали в «Школа 2100».

Второй постулат этой программы - усиленная про­паганда анархизма.

- В каком смысле?

-  И в русской дореволюционной, и в советской шко­ле учитель был своего рода миссионером. Он не только преподавал, но и воспитывал, развивал у детей осмысленное восприятие действительности, системное по­нимание реальности, формировал нравственные ка­чества, показывал пример служения делу, помощи и поддержки слабого: старался подтянуть отстающих учеников, оставался после уроков и проводил дополни­тельные занятия. Авторитет учителя был высок. Сегодня управленцы-новаторы с этим усиленно борются. С одной стороны, учителям внушают, что они поставщики образовательных услуг, их задача - просто предоста­вить ученикам информацию. А кто и как ее воспримет, это «его личное дело». С другой стороны, учащимся рас­сказывают об их правах, при этом нередко дискредитируют в глазах детей и подростков учителей и родителей, представляя их примитивными диктаторами, которых школьники имеют право не слушаться. Так насаждается идеология анархии.

- Ну, а как развивает детей «педагогика развития»?

- Это третий постулат. Провозглашая главной зада­чей обучения развитие ребенка, ставя это во главу угла, такая педагогика на самом деле его развитие тормозит, искажает весь интеллектуально-эмоциональный строй души детей.


- Почему?

-  Ребенок развивается гармонично, если при его обучении и воспитании учитываются психовозраст­ные особенности. Используемые технологии подавля­ют осмысленность, образность и целостность восприя­тия учебного материала, «нахлобучивают» на ученика схоластические схемы и алгоритмизируют мышление. Убиваются интуиция, образность, спонтанность и эвристичность, теряется вкус восприятия слова и символа. Больно осознавать, что «развивающим» названо опережающее знание правил и учение без проб и ошибок! Из школьной жизни изгнали основное - проживание собственного опыта познания. Детскую пытливость за­менили лукавой демагогией. Это страшные явления в образовании, когда обучение математике не развива­ет гибкость ума, а делает его ригидным; когда обучение языку не развивает дар слова, а воспитывает отвраще­ние к чтению и написанию сочинения. Просто порази­тельно! Столько лет уровень качества образования па­дает, но на это закрывают глаза.

Специалисты знают, что в становлении личности есть определенные стадии, миновать которые не может никто. Дошкольники, например, усваивают практиче­ски все по принципу подражания. В школьном возрасте обучение происходит уже на других принципах. Так, в начальной школе (7-11 лет) ребенок воспринимает тео­ретическое постижение мира через призму авторитета старшего. Поэтому демократизация отношений «учи­тель - ученик» в этом возрасте должна иметь адекватные формы. Но именно такой внешне демократичный, «недирективный» подход положен в основу «педаго­гики развития». Петенька только сегодня узнал, что два плюс три - пять, а его вынуждают высказать свое про­свещенное мнение относительно законов математи­ки. Причем часто это бывает в манере, осуждающей другого ученика! Это умничанье, круто замешанное на гордыне, является абсолютно несвоевременным. Оно вступает в противоречие с возрастными особенностя­ми ребенка, настраивает его на скептицизм и конкурен­цию, а при трудностях ослабляет мотивацию кучебе.

- Почему ослабляет?

- Ребенку этого возраста еще чужды научные аб­стракции, так как он мыслит наглядно-образно и наглядно-действенно. Теоретические обобщения он усваивает по большей части для того, чтобы порадо­вать старших. Например, таблица умножения или пра­вила грамматики ему в повседневной жизни совершен­но не нужны. Он прекрасно без них обходится: ест, спит, играет. И без объяснения взрослых ничего особо инте­ресного, завлекательного - того, что могло бы создать дополнительную личную мотивацию, - в них тоже нет. Поэтому на первый план выходит аспект взаимоотно­шений. Он учит таблицу умножения, потому что авторитетные люди, родители и учитель, говорят, что это необ­ходимо. Мало-помалу ребенок входит во вкус учебы, но «отношенческий» момент все равно является в началь­ной школе самым главным, и полноценно обучение в начальной школе может происходить только при сохра­нении доброжелательной авторитарности обучения.


- У нас многие боятся слова «авторитарность»...

- Разберемся, что это значит на самом деле. Под «авторитарностью обучения» имеют в виду наличие значимого старшего, который задает ребенку цель-задание и при этом не советуется с учеником, нравит­ся ли оно ему. «Учитель меня поругает или похвалит»,- вот основной стимул обучения в начальной школе. Необходимо уточнить, что развитие потребности к тео­ретическому восприятию жизни выступает как психоло­гическая предпосылка к обучению у младшего школь­ника. Это возрастное новообразование, переживаемое им как желание учиться. Вместе с тем в этом возрасте дети еще не имеют глубинной личностной мотивации к обучению, хотя первоклассник может повторять вслед за взрослыми, что он учится ради получения знаний или чтобы поступить в институт. Но на такой мотивации он далеко не уедет. Тем более что многое ему дается в школе с большим трудом, и приходится понуждать себя к учебе. И тут опять-таки на помощь приходит автори­тет учителя: «Если я не сделаю уроки, Мария Ивановна меня заругает!» Разумеется, учитель не должен быть жестоким или суровым. Он обязательно должен обо­дрять, эмоционально поддерживать ребенка. И при этом предъявлять требования. А при недирективном подходе учитель не авторитет для школьника. И если вдобавок родители общаются с ребенком на паритет­ных началах, то он делает вполне естественный вывод: «Зачем учиться, когда я и так самый умный? Вон как я ловко всех критикую!»

Кстати, в других странах, когда хотят дать детям хо­рошее образование, то строго следят за тем, чтобы не нарушались традиционные принципы обучения. В английских элитарных школах, например, с опытом ко­торых я знакома не только теоретически, но и практи­чески, поскольку там учатся дети моих родственников, авторитарность в начальной школе сохраняется одно­значно. А в школах для простонародья - «недиректив­ный подход». Там деток больше забавляют, раскрепо­щают, чтобы потом они ни на что особо претендовать не могли по своему невежеству.

-

 

- А какой подход оптимален для успешного об­учения в средней школе?

-  В средней школе уже должен быть не авто­ритаризм, а авторитетность. Это разные вещи. Авторитетность есть доверие старшему младшего по доброй воле. Дело в том, что примерно с 11 лет для ребенка становится чрезвычайно значимым мне­ние сверстников. Для нормального психологическо­го развития он должен войти в свою когорту и занять там достойное место сообразно своим индивидуаль­ным особенностям (а не просто «стать лидером», на что сейчас нацеливают детей многие родители и пе­дагоги). И значимым взрослым для ребят этого воз­раста становится тот, кто сумеет создать детский кол­лектив. От того, каким будет психологический климат в классе, зависит школьная жизнь каждого учени­ка. Поэтому и педагогически более эффективно об­щаться с учениками не напрямую, а через коллектив. Иными словами, в средней школе вполне возможно и обсуждение, и оценка одних учеников другими. Но взрослый, естественно, должен этот процесс кон­тролировать и направлять, чтобы обсуждение того, прав Вася или неправ, не порождало обид и зависти, не ухудшало взаимоотношений в детском коллекти­ве. Взрослый должен возглавить коллектив учащих­ся. Уважение завоевывает строгий, но справедливый учитель.


- Что же предлагают нам реформаторы?

- Они предлагают возгревать дух конкуренции и со­перничества. В результате ребята продают друг другу домашние задания, за деньги молчат о правде или го­ворят неправду, кичатся пороком и насмешничают над добродетелью. Мы уже не удивляемся «рыночным» отношениям одноклассников. А зря! Если все прода­ется и покупается, значит, коррупция - благое дело... Подростки не получают ни навыка сотрудничества со сверстниками, ни образа истинной дружбы, служе­ния, любви через изучаемые литературные произведе­ния. Вообще, тексты для чтения в рамках «Программы 2100» - это большая тема педагогического анализа. Но если говорить в целом, то бросается в глаза тенденция к разного рода мистификациям, внедрению оккультных и суицидальных мотивов в сознание школьников. При этом создается устойчивое впечатление, что предла­гать такое детям могут только патологические личности, взрослые с определенными психологическими девиа­циями. Страшно представить, что уже в течение деся­тилетия, если не больше, школьники взрослеют на рас­сказах о наркоманах и изнасиловании, на страшилках и домовых. В нежном возрасте, когда формируется миро­воззрение, внимание детей привлекается к деструктив­ным идеям и образам, ум захватывается изображением пороков, душа подавляется ощущением безысходно­сти, поскольку негативные сюжеты закрепляются как данность и норма жизни.

- А в старших классах?

- Ребенок взрослеет, становится более самостоя­тельным. Меняются и отношения с учителем. В них по­является элемент сотрудничества, но при этом со сторо­ны взрослого обязательно должно быть наставничество. Это возможно лишь тогда, когда старший знает истин­ные смыслы и ценности. Кроме того, учитель не должен забывать о том, что именно в этом возрасте происходит формирование самости. И если от старших подросток слышит только критику и не получает подтверждения своей самости («да, ты хороший! ты молодец!»), то от­ношения тоже не складываются, что зачастую меша­ет нормальному обучению. Старшеклассник начинает «выкаблучиваться», отстаивая свою самость, а педагог, не завоевавший авторитета и не ставший наставни­ком, не может с ним справиться. Конечно, подростко­вая эмансипированность бывает и с перебором, но при правильно выстроенном общении самость перерастает в индивидуальность, когда юноша способен принимать советы со стороны учителя и считаться с индивидуаль­ностью другого человека.

- Значит, программа «Школа 2100» раньше вре­мени подогревает самость?

- Да. То, что должно быть на выходе, она помеща­ет в начальное звено, когда для настоящего развития самости еще нет предпосылок. В результате формиру­ется поверхностная, неосновательная личность, для которой самое главное - выпятить свое «я». А что это «я» собой представляет и надо ли его выпячивать, не важно. Вообще, это больше характерно для западного менталитета, когда все события жизни вращаются во­круг моего «я». Формируется не индивидуальность, а индивидуалист.


- А что можно сказать о содержании «развива­ющего обучения»? Оно действительно дает какие-то особые знания, которых не дают традиционные программы?

-  Мировоззренчески программа «Школа 2100», по­зиционирующая себя как развивающее обучение, ба­зируется на взглядах американского философа Джона Дьюи, жившего в начале XX века и являвшегося горя­чим сторонником реформирования американского об­разования. Он проповедовал прагматизм, философию успеха, причем оправдывал достижение успеха любы­ми средствами. Дьюи и его последователи внедряли в образование позитивизм, то есть отсутствие объектив­ной истины, нигилизм, говорили о ненужности фунда­ментального классического образования для широких народных масс. Все эти подходы явственно прослежи­ваются и в программе «Школа 2100». Программа по лю­бому предмету очень эклектична, фрагментарна.

- Чем это плохо?

-  Целостность мышления ребенка еще не сфор­мирована. Формирование же ее во многом зависит от того, как будет выстроена система преподавания в шко­ле. Недаром в классическом образовании неуклон­но соблюдаются принципы постепенного перехода от простого к сложному и соотношение необходимого и достаточного. В первую очередь закладывается база, даются основы и только потом рассказывается об ис­ключениях и разнообразии. Для формирования куль­туры мышления необходимо создать в представлении ребенка стройную, гармоничную картину мира. Если же мир преподносится ребенку не как система закономер­ностей, а как набор случайностей, в детской голове воз­никает хаос. Человек так и не научается отделять глав­ное от второстепенного, ухватывать суть.

- А тут еще детей с 1-го класса приучают к тому, что у каждого свое мнение...

- Да, это как раз отражает позитивистский принцип отсутствия объективной истины. Поэтому маленькому ребенку на уроках природоведения не излагают какую-то одну систему воззрений на устройство мира, а сра­зу говорят, что этот ученый думает так-то, этот - так-то. Поиски истины продолжаются на протяжении всех лет обучения, и, в конце концов, ребенка подводят к нехи­трой, но весьма коварной мысли: «Истина в тебе са­мом». В результате мы получаем самонадеянных не­вежд и индивидуалистов. Вот и выходит, что отсутствие объективной истины нарушает важнейший принцип педагогики - формирование целостности мышления. Этот момент я хочу подчеркнуть особо. Содержание об­разования, в конечном итоге, не так важно, как целост­ность. Самое главное, чтобы у ребенка сформировалась целостная картина мира. Содержание можно затем из­менить, дополнить. Важно иметь ментальную конструк­цию, куда вкладывать содержание. А когда вместо це­лостности - отдельные фрагменты, не связанные между собой кусочки знаний, возникает ощущение «нахватанности», внешней эрудированности, однако стройности мышления не будет, а будут хаотичность, фрагментар­ность, разорванность.

При формировании целостности мышления обя­зательно   учитываются   возрастные   особенности   детей. У первоклассника мышление еще не абстрактное, а наглядно-образное и конкретное. Так цифра, сама по себе представляющая значительный уровень абстрак­ции, все-таки наполняется конкретным смыслом, имеет образное основание. За символами стоит обозначение какого-то явления жизни. Для ребенка цифра обознача­ет число, а буква - звук. Этими символами он начинает описывать мир. Постепенно он к ним привыкает, у него развивается абстрактное мышление. Но эта знаковая си­стема должна утвердиться и нельзя опережать события! Ребенок должен как минимум три года прожить в этой системе! А программа «Школа 2100» сразу вводит очень много абстрактных понятий. В учебниках Петерсона для начальных классов есть, например, начатки алгебры. То есть ребенка заставляют воспринимать математические явления сразу в двух измерениях, и это провоцирует двойственность, разорванность мышления.

- Каку шизофреников?

-Да. У детей искусственно развивается шизоидность восприятия теоретических знаний. Ребенок еще к цифрам толком не привык, не уловил каких-то конкрет­ных вещей, а ему уже торопятся дать еще больший уро­вень абстракции: учат алгебраически изображать при­меры или задачи, вместо цифр ставить буквы. Причем не только русские, но и латинские, что представляет со­бой дополнительный уровень сложности для русского ребенка! И многие дети полностью теряются. Их интеллект не в состоянии справиться с таким обилием труд­ностей. Поэтому они могут «вылезти» только на боль­шом объеме операционной памяти.


- Фактически на зазубривании?

- Да. Ребенок запомнил некую комбинацию значков и алгоритм вопросов и ответов, а какой в этом смысл - от его восприятия уже ускользает. У него в уме путают­ся символические системы обозначения тех или иных явлений, никакой целостной картины не создается. Эти учебники составлены хорошими математиками, но без учета психологических проблем. Ведь ни один ребенок не смог заниматься по учебникам Петерсона самостоя­тельно! Всем требовалась помощь родителей.

- А разве это плохо? Сейчас во многих школах родителей изначально настраивают на то, что они должны будут делать у роки вместе с детьми, пото­му что без них дети не разберутся.

- Конечно, плохо! Сами посудите: что это за учебник такой, в котором никто из детей разобраться не может? Да, на первых порах, пока дети не привыкли, родители должны помогать им организовыватьучебный процесс. Могут они и что-то подсказать ребенку. Тут же не толь­ко дети, но и многие родители не понимают, чего от них хотят авторы учебников! И знаете, некоторым учителям именно это и нравится! Нравится, что родители чувству­ют себя беспомощными перед этой программой. Тогда статус учителей как бы возрастает.

- В новых учебных пособиях масса картинок. Считается, что так детям интересней учиться. Вы придерживаетесь такого же мнения?

- Нет. Излишнее обилие картинок рассеивает вни­мание. Вспомните старинные книги. Бумага - на вес золота, книгопечатание - процесс очень трудоемкий. Казалось бы, надо стараться уместить на листе как мож­но больше текста. Но нет. Во всех старинных книгах огромные поля. Почему? А потому что текст, размещенный таким образом, как бы вбирает в себя внимание читателя, и тот легче вникает в мысли автора. А заголов­ки текстов в первом классе, написанные разноцветны­ми буквами? Прием, претендующий якобы на детскость восприятия, а на самом деле разрушающий целостность восприятия слова, сохраняющий дискретность его пись­менного образа. Примитивность выдается за детскость, абсурдность за развлекательность. Это часто встречает­ся в учебниках программы «Школа 2100».

- В преподавании русского языка по программе «Школа 2100» та же картина?

- Увы. Раньше в школе никогда не давали разноцвет­ную схему звуко-буквенного разбора, не учили транс­крипцию слов. И вдруг - первый класс. Казалось бы, почему? Это же область языкознания. Зачем такие пре­мудрости малышам? Неужели затем, чтобы в результате таких экспериментов русский язык начинал восприни­маться детьми как чужой, чуть ли не как иностранный?! Абсурдность и больше ничего. Представьте себе, что ощущает первоклассник, когда его заставляют записывать одно и то же слово тремя разными способами: нор­мально, в транскрипции и с пропуском каких-то опреде­ленных букв. Возникает раздвоение, а то и растроение восприятия. В букваре недаром слово всегда иллюстри­ровалось картинкой. Так возникал целостный образ. Нарисована елочка, а под ней написано слово «ель». Тут же целостности нет. Елочка - это что? «Ель», «йэл`» или «...ль» с пропуском орфограммы? Шизоидность за­крепляется учебными программами! А поскольку та­кой подход внедряется планомерно на протяжении не­скольких лет, то у многих изначально вполне здоровых детей могут возникнуть расстройства мышления. А де­тей, находящихся в пограничном состоянии, такое обучение может привести к болезненному состоянию.

Анализ учебников программы «Школа 2100» пока­зывает, что сначала эксплуатируется интеллектуальная сфера ребенка, (в силу возраста младшие школьни­ки еще настроены на учение), но убивается живая по­требность теоретического познания, надолго отбивает­ся охота учиться. А в старших классах, когда школьники становятся выносливей, нагрузку предлагают снизить, отказываются от тригонометрии, начатков высшей ма­тематики. Итог - отставание интеллектуального развития. Через множество текстов, рисунков прослеживает­ся направленность предметных программ на снижение интеллектуального и нравственного уровня общего образования.

- Такие вещи характерны только для учебников программы «Школа 2100»?

-  К сожалению, нет. Но программа «Школа 2100» - форвард разрушения лучших традиций российского образования, которому подражают многие авторы. Вот, например, «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова. Немного о птичках, немного о бабочках, а потом - про плохого папу. Тема «Семейный бюджет», 3-й класс. Папа полу­чил премию и купил лодку. А дело было зимой, и в ре­зультате Диме не хватило денег на лыжи. Ну, а дальше детям задают вопрос: правильно ли распределил папа семейный бюджет? И такого там очень много.

А в учебнике других авторов (А.А. Вахрушева, С.М. Алтухова, А.С. Раутиан) «Мир и человек» для 3-го класса вообще звучат человеконенавистнические моти­вы. Детям рассказывают о бедной природе, которая тер­пит от человека столько зла! В 3-ем классе детки узнают, что людей на земле стало слишком много, поэтому при­рода не успевает перерабатывать продукты жизнедея­тельности человека. Казалось бы, достаточно умень­шить народонаселение - и проблема будет решена. Но нет! Человек так яро уничтожает природу, что даже уменьшение населения не приведет к желаемым ре­зультатам. А дальше, после запугивания экологической катастрофой, ребенку дается установка: «Ты - человек. Берегись себя!» И разъясняется: «Ты, наверное, моешь посуду. А задумывался ли ты над тем, что моющий по­рошок потом спускается в реку и от твоего порошка по­гибнут рыбки?»

- Прокомментируйте это, пожалуйста, с пози­ции детского психолога.

- Здесь два плана. На уровне подсознания ребенку внушается чувство вины за его принадлежность к чело­веческому роду, внушается, что люди на земле - лиш­ние существа. А на уровне сознания дается другая уста­новка. Ты помогаешь родителям? Не смей этого делать, не надо мыть посуду, потому что ты рыбок можешь погубить. У хорошего, совестливого ребенка после таких уроков могут появиться страхи и чувство неполноцен­ности. Тут и провокация разрыва поколений, и челове­коненавистнические теории, и пропаганда непослуша­ния, и оправдание лени, безделья. В другом разделе картиночка: экскаватор разрыл землю, а рядом берез­ка... Вывод напрашивается сам собой: рабочий посту­пает плохо, лучше бы он ничего не делал, зато березка осталась бы цела. Это продуманная обработка детского сознания.

- Слушая Вас, я попыталась, встав на место ре­бенка, почувствовать себя лишним существом - и не смогла. Так это страшно!

- Разумеется. Это развитие подсознательной суици­дальности. В прошлом году летом я увидела граффи­ти следующего содержания: «Убей себя - спаси при­роду!» Подросткам уже подбросили слоган! Но с таким чувством многие люди жить не могут, и у них возника­ет желание ситуацию перевернуть. Ах, я лишний? Ну, я вам тогда покажу! Плевать я хотел на природу! Я по­домну все под себя! Так формируется девиантное по­ведение. Обратите внимание, раньше этот предмет назывался природоведение. Спрашивается, зачем из­менили название курса? Очевидно для того, чтобы из естественно-научного превратить его в обществоведче­ский и уже в начальной школе начать «промывание моз­гов». Программа не рассказывает об истинном предна­значении человека, в ней не уточняется, что, конечно, не он существует для природы, а природа дана ему Богом в разумное хозяйствование. Сознание и подсо­знание школьников зажимают в тиски внутренне проти­воречивых чувств: чувства собственной неполноценно­сти и протестного чувства собственного превосходства. Безусловно, это является следствием глобалистского

экологизма, положенного в основу программы «Школа 2100», когда языческое поклонение рыбкам или берез­кам становится важнее человека. Поэтому и шаманизм процветает. Такое поклонение природе характерно для неоязыческих сект типа «Анастасии», многие из кото­рых имеют щедрую подпитку с Запада. Не менее идео­логизированы и гуманитарные предметы.

- То есть как? У нас же был взят курс на деидеологизацию школы.

- Теоретически да. Но на самом деле программа «Школа 2100» весьма идеологична. Она проповедует идеологию либерализма, ставящего во главу угла ге­донизм, самость и индивидуалистскую направленность личности. Ведь если мы хотим воспитать ребенка хо­рошим семьянином, гражданином и патриотом свое­го Отечества, нужно с раннего детства прививать ему уважение к старшим, к предкам, к традициям и истории своего народа. Либеральная идеология же, наоборот, стремится возвысить эгоистический индивидуализм и принизить общественное. Особенно дискредитируется все традиционное. Вера объявляется суевериями, про­истекающими от неграмотности и невежества, исто­рия очерняется, авторитет старших принижается, «я» выпячивается. Детям внушается, что на прошлое вооб­ще лучше не оглядываться, там сплошной мрак и ди­кость. Важно смотреть вперед, стремиться к успеху, к самореализации. Главное - это ты и твои достижения. Остальное вспомогательно. Ты, твои права и интере­сы - вот что для тебя важно. Такой предмет, как история, всегда идеологичен. Особенно ответственно препода­вание истории в средней школе, когда ребенок начи­нает взрослеть и входить в социум. Для нормального развития личности совершенно необходимо ощущать гордость за историю своего народа, за своих предков.

Иначе школьнику с его подростковым максимализмом захочется отмежеваться от «проклятого прошлого», по­рвать со своими корнями. В Программе «Школа 2100» история своей страны рассматривается не через призму любви, а через призму осуждения. Воспитывается над­менное отношение к истории Отечества, к предыдущим поколениям. Биология, как и в советский период, пода­ется с эволюционных позиций, здесь никакого плюра­лизма нет, даже не упоминается, что Дарвин был верую­щим и писал, что основные виды созданы Богом. В курсе биологии господствует лишь вульгарный материализм.

- Давайте подведем итог: какой человек фор­мируется такими программами?

- Именно сейчас, под разговоры о свободе само­выражения, насаждается схоластическая практика об­учения, детей учат зубрежке, отбивают охоту само­стоятельно мыслить, формируют людей, удобных для манипуляции, которые будут бездумно действовать по инструкции, даже не задаваясь вопросом, зачем нужно то или иное. Разрушается осмысленность вос­приятия действительности, ребенка погружают в бес­предметную реальность. В программе заложены меха­низмы формирования потребительского типа личности. Воспитывается человек рынка, лишенный целостно­го мировоззрения. Это человек толпы, который, видя какие-нибудь бессмыслицы, ощущает себя в своей сти­хии. Формируется анархист, индивидуалист, нигилист. А с учетом оккультной пропаганды, содержащейся в программе «Школа 2100», можно сказать, что форми­руется и личность, открытая навстречу «тайным, эзо­терическим знаниям», которые рано или поздно могут привести к сатанизму. Это та модель выпускника, кото­рая сейчас вытекает из содержания образования.

- Что делать?

- В настоящее время нет никаких препятствий к тому, чтобы учить детей нормально. Еще живы тради­ции отечественной школы, есть достойные учителя, есть выверенные программы. Совершенно необходимо со­хранять золотой фонд: и хорошие учебники последних лет, и лучшие учебники советского периода, особенно по химии, физике. «Алгебру» Киселева, по которой учи­лись все наши выдающиеся математики и физики, аме­риканцы немножко переделали на свой лад, и она стала лучшим учебником мира по математике.

Нас уверяют, что без Петерсона детей невозможно «правильно» научить математике, особенно геометрии. Но все это чистые декларации. Чтобы навести порядок в нашем образовании, нужно привлекать честных, не ан­гажированных ученых. У нас есть для этого достаточно много сильных педагогов и психологов.



Старый стиль 7Январь пятница Новый стиль) 20Январь Седмица 31-я по Пятидесятнице. Глас 5. День постный. Разрешается рыба. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПопразднство Богоявления. Совершается служба со славословиемСобор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок.28). Евангельские ЧтенияИак., 52 зач., II, 1-13. Мк., 58 зач., XIII, 1-8. Предтечи: Деян., 42 зач., XIX, 1-8. Ин., 3 зач., I, 29-34. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Дея. 19, 1-8; Ин. 1, 29-34). Св. Иоанн свидетельствовал о Христе Иисусе, что Он есть воистину "Агнец Божий, Который берет на себя грех мира", - есть обетованный Избавитель, всеми чаемый. Слышали это бывшие при нем и уверовали. От них прошло это свидетельство в народ и все стали думать, что свидетельствованный Иоанном не простой человек. Спаситель указал на это, когда в последние дни в храме, предложил главам церковным вопрос откуда крещение Иоанново, с неба или от человек (Мк. 11, 29)? Те устранились от ответа; потому что им нельзя было не видеть, что Иоанн не сам от себя пришел, водою крестя. Но скажи они это; тотчас должны были признать и свидетельство его, что перед ними Обетованный, и вследствие того покориться Его учению. А этого они не хотели не по каким либо основательным причинам, а по одному предубеждению. Но их упорство нисколько не умаляет силы свидетельства Св. Иоанна. Оно и доселе столько же удостоверительно, как было когда изошло из уст его. И мы Иоанна слышим, указующего нам истинного Избавителя, и тем оживляем веру свою, как веру, имеющую за себя осязательные доказательства. Молитвы Тропарь Предтечиглас 2Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже, за истину пострадав, радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость. Кондак Предтечиглас 6Плотскаго Твоего пришествия убоявся,/ Иордан страхом возвращашеся;/ пророческое же служение исполняя,/ Иоанн трепетом спряташеся;/ Ангельския чини ужасахуся,/ зряще Тя, во струях плотию крещаема;/ и вси, сущии во тьме, озаряхуся,// воспевающе Тя, явльшагося и просветившаго вся. Службы24 февраля: Первое и второе обретение честной главы святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 25 мая: Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна 23 сентября: Зачатие честнаго славного пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна 7 января: Собор святого славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна Сайты приходов: Австралийско-Новозеландская епархия:Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Канберра Алатырская епархия:Храм Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с. Кувакино Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Алатырь Альметьевская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Бугульма Арсеньевская епархия:Иоанно-Предтеченский скит с. Нововарваровка Храм Иоанна Предтечи с. Самарка Архангельская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Холмогоры Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Каргополь Храм Иоанна Предтечи дер. Заручевская Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи дер. Марилово Свято-Троицкий храм г. Архангельск Астанайская епархия:Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи пос. Гульдала Храм во имя святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с. Родина Астраханская епархия:Покровский собор г. Астрахань Иоанно-Предтеченский мужской монастырь г. Астрахань Храм Иоанна Предтечи г. Астрахань Ахтубинская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Ново-Николаевка Барнаульская епархия:Иоанно-Предтеченский храм с. Староглушинка Храм Иоанна Предтечи в Иоанно-Предтеченском скиту с. Сорочий Лог Храм Иоанна Предтечи пос. Черницк Бежецкая епархия:Спасский кафедральный собор г. Бежецк Храм Спаса Нерукотворного Образа с. Млево Храм Вознесения Господня с. Новокотово Храм Иоанна-Предтечи г. Весьегонск Белгородская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи пос. Северный Храм св. Иоанна Предтечи с. Мелихово Белевская епархия:Храм Димитрия, митрополита Ростовского с. Дмитриевское Храм Николая Чудотворца г. Алексин Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Песковатское Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Страхово Свято-Троицкий кафедральный собор г. Белев Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ):Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Штраубинг Берлинско-Германская епархия:Храм Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Швайнфурт Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Киль Благовещенская и Тындинская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Возжаевка Борисоглебская епархия:Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Бутурлиновка Собор в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Борисоглебск Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Пузево Храм Рождества Христова с. Рождественское Храм во имя свт. Николая Чудотворца г. Борисоглебск Боровичская епархия:Храм Иоанна Предтечи г. Боровичи Брестская епархия:Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Соколово Брянская епархия:Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь пос. Белые Берега Богородицкая Площанская мужская пустынь пос. Пчела Валуйская епархия:Воскресенский монастырь Новый Иерусалим с. Сухарево Храм Рождества Иоанна Крестителя с. Сухарево Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Уразово Великолукская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи дер. Иваново Виленская и Литовская епархия:Храм в честь Рождества Пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна г. Висагинас Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Вильнюс Владикавказская епархия:Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи ст. Терская Владимир-Волынская епархия:Петро-Павловский Свитязский мужской монастырь с. Свитязь Иоанно-Предтеченский мужской скит с. Вербка Владимирская епархия:Храм Илии Пророка с. Васильково Храм Воскресения Христова с. Воскресенское Храм Зачатия Иоанна Предтечи с. Гавриловское Храм Троицы Живоначальной и Димитрия Солунского дер. Бурлыгино Волгоградская епархия:Свято-Вознесенский женский монастырь г. Дубовка Храм святого Иоанна Предтечи г. Волгоград Волгодонская епархия:Храм Иоанна Предтечи г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Миньково Храм Рождества Иоанна Предтечи дер. Никольская Храм Богоявления дер. Раменье Храм Андрея Первозванного во Фрязинове г. Вологда Храм прор. Иоанна Предтечи в Рощенье г. Вологда Воронежская епархия:Успенский Дивногорский мужской монастырь с. Дивногорье Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Кривоборье Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Староживотинное Храм в честь Рождества Иоанна Крестителя г. Нововоронеж Храм в честь Усекновения главы св. пр. Иоанна Предтечи г. Воронеж Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия :Свято-Иоанно-Предтеченский Собор г. Вашингтон Cобор Cвятого Иоанна Крестителя г. Бруклин Храм Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Мейфилд Выборгская епархия:Храм Рождества св. Иоанна Предтечи пос. Глебычево Храм Рождества св. Иоанна Предтечи дер. Юкки Выксунская епархия:Храм Преображения Господня с. Пурех Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Ардатов Храм Преображения Господня с. Вершилово Храм Иоанна Предтечи г. Ворсма Храм Троицы Живоначальной пос. Досчатое Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Нарышкино Вяземская епархия:Храм "Казанской" иконы Божией Матери с. Хмелита Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь г. Вязьма Вятская епархия:Храм Иоанна Предтечи г. Киров Гатчинская епархия:Павловский кафедральный собор г. Гатчина Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи г. Гатчина Храм Рождества Иоанна Предтечи пос. Щупоголово Храм пророка Иоанна Крестителя дер. Озерешно Георгиевская епархия:Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Томузловское Гомельская епархия:Свято-Петро-Павловский кафедральный собор г. Гомель Горноалтайская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Усть-Муны Городецкая епархия:Храм в честь Рождества Иоанна Крестителя пос. Арья Собор в честь Воскресения Словущего пос. Воскресенское Гродненская и Волковысская епархия:Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи г. Гродно Губкинская епархия:Храм Иоанна Предтечи с. Ивановская Лисица Донецкая епархия:Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Донецк Женский монастырь в честь "Касперовской" иконы Божией Матери пoc. Грузско-Ломовка Екатеринбургская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Реж Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Екатеринбург Храм Иоанна Предтечи с. Мраморское Храм Иоанна Предтечи г. Нижние Серги Храм Иоанна Предтечи пос. Тюльгаш Иоанно-Предтеченский кафедральный собор г. Екатеринбург Екатеринодарская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи на Донской г. Сочи Мужской монастырь "Крестовая Пустынь" п. Солох-Аул Елецкая епархия:Храм Богоявления Господня с. Бигильдино Енисейская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Енисейск Иверский женский монастырь г. Енисейск Железногорская епархия:Храм св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с. Ольховка Златоустовская епархия:Казанско - Предтеченский храм г. Катав-Ивановск Храм в честь Иоанна Предтечи г. Златоуст Ивано-Франковская епархия:Храм святого пророка Иоанна Крестителя г. Долина Иваново-Вознесенская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Ивановское Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" г. Иваново Ижевская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Ижевск Изюмская епархия:Храм Святого Пророка Иоанна Крестителя с. Базалиевка Мужской скит в честь рождества Иоанна Предтечи с. Ивановка Иркутская епархия:Храм Святого Иоанна Предтечи пос. Кутулик Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи пос. Оршанка Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Коротни Кагульская и Комратская епархия:Кафедральный собор Иоанна Предтечи г. Комрат Казанская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Свияжск Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь с. Свияжск Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Костенеево Храм "Владимирской" иконы Божией Матери с. Шумбут Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Селенгуши Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи дер. Потаниха Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Ключищи Храм Казанской иконы Божией Матери с. Муратово Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Албай Храм Николая Чудотворца с. Коргуза Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь г. Елабуга Храм Иоанна Предтечи с. Бишево Храм Пресвятой Троицы с. Турминское Иоанно-Предтеченский мужской монастырь г. Казань Каинская епархия:Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи г. Куйбышев Калачевская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи р/пос. Чернышковский Калачинская епархия:Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи пос. Кормиловка Калужская епархия:Храм Рождества Христова г. Обнинск Собор Иоанна Предтечи в Иоанно-Предтеченском скиту г. Козельск Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Перемышль Храм Иоанна Предтечи дер. Ивановское Храм Иоанна Предтечи г. Малоярославец Храм Иоанна Предтечи г. Калуга Каменская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Кочневское Храм Иоанна Предтечи с. Кунарское Храм в честь Рождества Пророка Иоанна Предтечи с. Четкарино Канашская епархия:Храм Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с. Красноармейское Касимовская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы д. Стружаны Храм свт. Димитрия Ростовского пос. Кадом Храм Всех Святых пос. Елатьма Успенский храм пос. Шилово Храм Зачатия Иоанна Предтечи с. Ибердус Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Ермолово Кафедральный собор Вознесения Господня г. Касимов Храм Иоанна Предтечи дер. Холопово Киевская епархия:Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра г. Киев Храм Зачатия Иоанна Крестителя г. Киев Спасо-Преображенский мужской монастырь с. Нещеров Кинешемская епархия:Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Парское Кировоградская епархия:Храм Зачатия Иоанна Предтечи г. Гайворон Клинцовская и Трубчевская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Понуровка Козельская епархия:Храм Зачатия Иоанна Предтечи с. Губино Храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы с. Фроловское Храм Космы и Дамиана Ассийских пос. Думиничи Корсунская епархия:Храм Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Перпиньян Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Новеллара Костромская епархия:Храм Словенской иконы Божией Матери с. Словинка Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь с. Борок Женский монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев с. Домнино Храм Иоанна Предтечи с. Иванковица Котласская епархия:Собор Благовещения Пресвятой Богородицы г. Сольвычегодск Красноярская епархия:Храм Иоанна Предтечи в архиерейском доме г. Красноярск Кудымкарская епархия:Иоанно-Предтеченский храм г. Нытва Кузнецкая епархия:Кафедральный собор Вознесения Господня г. Кузнецк Курганская епархия:Храм Иоанна Предтечи пос. Смолино Курская епархия:Храм Иоанна Предтечи г. Курчатов Кызыльская епархия:Храм Иоанна Предтечи с. Суш Ливенская епархия:Храм Николая Чудотворца г. Новосиль Липецкая епархия:Храм Иоанна Предтечи с. Ивановка Собор Троицы Живоначальной. Тихоновский Преображенский женский монастырь г. Задонск Храм Иоанна Предтечи с. Махоново Луганская епархия:Свято-Иоанно-Предтеченский пос. Видное Иоанно-Предтеченский мужской монастырь с. Чугинка Магаданская и Синегорская епархия:Храм Иоанна Предтечи г. Магадан Магнитогорская епархия:Храм Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с. Степное Майкопская и Адыгейская епархия:Храм в честь св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя. Скит Свято-Михайло-Афонской Закубанской общежительной пустыни ст. Сахрай Мариинская епархия:Кафедральный собор Рождества Иоанна Предтечи г. Юрга Могилев-Подольская епархия:Скальный мужской монастырь в честь усекновения главы Иоанна Предтечи с. Лядовая Молодечненская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи дер. Олехновичи Московская епархия (городская):Крестильный храм Собора Иоанна Предтечи при церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москва Храм Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках г. Москва Храм Пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна с. Иванова гора Храм прп. Сергия Радонежского в Бусинове г. Москва Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь - женский монастырь пос. Зосимова Храм Рождества Иоанна Предтечи (священномученика Климента, Папы Римского) г. Москва Преображенский храм с. Слепушкино Храм Преображения Господня во Введенском г. Звенигород Храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском г. Москва Крестильный храм Василия Великого при храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском г. Москва Храм Новомучеников и Исповедников Российских пос. Коммунарка Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне г. Москва Храм преподобного Марона Пустынника Сирийского г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках г. Москва Храм святителя Николая в Новой Слободе г. Москва Храм Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна с. Сумароково Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Ям Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Белые Колодези Храм Иоанна Предтечи пос. Новая Ольховка Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Звонарях г. Москва Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове г. Москва Храм св. муч. Михаила и Федора Черниговских и храм Иоанна Предтечи г. Москва Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Каменки Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Братееве г. Москва Параклитова пустынь, Общежительная пустынь Святого Духа Утешителя д. Смена Храм Рождества Пресвятой Богородицы д. Нестерово Храм Иоанна Богослова под вязом г. Москва Храм Рождества Иоанна Предтечи п. Лесной Городок Храм Иоанна Предтечи на Востряковском кладбище г. Москва Московская епархия (областная):Иоанно-Предтеченский храм г. Мытищи Собор Рождества Христова г. Мытищи Свято-Троицкий храм г. Королев Храм Воскресения Христова с. Любичи Храм Иоанна Предтечи г. Московский Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Гавриловское Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Сергиев Посад Храм Иоанна Предтечи с. Шеметово Крестильный храм Предтечи Иоанна пос. Удельная Храм Иоанна Предтечи г. Сходня Крестильный храм Предтечи Иоанна с. Кудиново Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Марково Знаменский храм дер. Знаменская Храм Николая Чудотворца пос. Правдинский Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Валищево Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Ярополец Храм Иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" с. Пересветово Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Константиново Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Дубна Храм Рождества Христова с. Рождествено Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Садки Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Ивановское Храм Николая Чудотворца пос. Николо-Прозорово Храм Преображения Господня г. Люберцы Иоанно-Предтеченский храм с. Раменье Зачатьевский храм г. Чехов Храм Зачатия Иоанна Предтечи г. Коломна Храм Иконы Божией Матери Казанская г. Дмитров Храм Иоанна Предтечи пос. Нарынка Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Поречье Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Афинеево Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Новое Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Ивановское Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи г. Чехов Храм Рождества Христова с. Рождествено-Телятьево Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Жестылево Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Ново-Гуслево Спасо-Бородинский женский монастырь с. Семеновское Собор Распятия Господня г. Серпухов Покровский храм с. Ильино Иоанно-Предтеченский храм дер. Грибаново Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Зарайск Храм Рождества Иоанна Предтечи ур. Глушица Иоанно-Предтеченский храм пос. Фряново Храм Усекновения главы Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна дер. Калиновка Мукачевская епархия:Иоанно-Предтеченский женский монастырь с. Дубровка Муромская епархия:Храм Рождества Иоанна Предчети с. Алешунино Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Синжаны Храм Вознесения Господня с. Панфилово Нарьян-Марская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи дер. Погорелец Нижегородская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Абрамово Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы г. Арзамас Храм Вознесения Христова с. Ореховец Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна в Благовещенской слободе г. Нижний Новгород Храм Рождества Иоанна Предтечи на Торгу г. Нижний Новгород Храм Зачатия Иоанна Предтечи с. Ивановское Храм Иконы Божией Матери "Знамение" г. Бор Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Ивановское Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Саров Храм Иоанна Предтечи г. Дзержинск Храм в честь Вознесения Господня с. Степаново Храм Иоанна Предтечи с. Ивановское Новгородская епархия:Кафедральный собор Воскресения Христова г. Старая Русса Софийский собор г. Великий Новгород Новокузнецкая епархия:Спасо-Преображенский собор г. Новокузнецк Храм Иоанна Предтечи пос. Листвяги Новороссийская епархия:Храм во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Прасковеевка Новосибирская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Криводановка Собор во имя св. бл. князя Александра Невского г. Новосибирск Епархиальный мужской монастырь во имя св. Иоанна Предтечи г. Новосибирск Норильская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Норильск Одесская епархия:Рождества Богородицы женский монастырь с. Александровка Омская епархия:Свято-Николо-Иоанновский пос. Ачаир Храм Иоанна Предтечи г. Омск Оренбургская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Оренбург Храм Рождества Иоанна Предтечи в "Святых Пещерах" с. Покровка Орловско-Болховская епархия:Михаило-Архангельский храм с. Сабурово Храм Свято-Иоанно-Крестительский г. Орел Патриаршие приходы в Канаде:Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Хорен Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Вегревилл Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Фарусы Храм Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Чипман Патриаршие приходы в США:Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Литтл Фолс Пензенская епархия:Храм Троицы Живоначальной с. Кевдо-Мельситово Храм Казанской иконы Божией Матери с. Богородское Спаса Преображения быв. Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Пенза Храм пророка Иоанна Предтечи г. Заречный Храм Иоанна Предтечи с. Блохино Переславская епархия:Никольский женский монастырь г. Переславль-Залесский Пермская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Ленск Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Соликамск Храм Иоанна Предтечи с. Таз Русский Храм Николая Чудотворца г. Кунгур Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Култаево Храм Троицы Живоначальной пос. Полазна Домовый храм Иоанна Предтечи г. Пермь Песоченская епархия:Храм в честь свт. Николая с. Фоминичи Петрозаводская епархия:Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь пос. Интерпоселок Храм Иоанна Предтечи дер. Леликово Покровская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Подлесное Полоцкая и Глубокская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Новополоцк Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи д. Крулевщина Псковская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Порхов Храм Архистратига Божия Михаила дер. Вышегород Храм Богоявления Господня с Запсковья г. Псков Храм Успения Божией Матери с. Славковичи Пятигорская епархия:Храм святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи пос. Иноземцево Ржевская епархия:Ржевский кафедральный собор иконы Божией Матери "Оковецкая" г. Ржев Храм Иоанна Предтечи с. Ширково Рижская епархия:Храм во имя св. пророка Иоанна Предтечи г. Рига Россошанская епархия:Молебный дом в честь св. Иоанна Крестителя с. Новопавловка Русская духовная миссия в Иерусалиме:Подворье св. Иоанна Предтечи г. Иерихон Рыбинская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Углич Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Веретея Собор Воскресения Христова г. Тутаев Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Пошехонье Храм Иконы Божией Матери Тихвинская с. Павлово Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи дер. Бабурино Храм свт. Николая Чудотворца с. Николо-Молокша Храм Казанской иконы Божией Матери с. Ивановское Храм Иоанна Предтечи дер. Бутырки Рязанская епархия:Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь пос. Солотча Воскресенский храм с. Дегтяное Храм "Казанской" иконы Божией Матери с. Ижевское Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме г. Рязань Храм в честь Святого Славного Пророка, Предтече и Крестителя Господня Иоанна с. Алеканово Храм Иоанна Предтечи дер. Хрущево Салаватская епархия:Иоанна-Предтеченский храм г. Кумерату Самарская епархия:Храм во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Самара Храм в честь Иоанна Предтечи с. Осиновка Санкт-Петербургская епархия:Храм Александра Невского пос. Усть-Ижора Храм Воскресения Христова г. Санкт-Петербург Храм Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове г. Санкт-Петербург Крестовоздвиженский Казачий собор г. Санкт-Петербург Храм Рождества святого Иоанна Предтечи ("Чесменский") г. Санкт-Петербург Николо-Богоявленский Морской собор г. Санкт-Петербург Храм Рождества Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна г. Санкт-Петербург Саранская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Казанская" пос. Ромоданово Свято-Предтеченский Храм г. Саранск Саратовская епархия:Храм Рождества Христова г. Вольск Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи пос. Увек Больничный храм Святого Иоанна Предтечи г. Саратова Храм святого Иоанна Предтечи пос. Пригородный Храм Святого Пророка Иоанна Предтечи р/пос. Хватовка Северобайкальская епархия:Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи пос. Усть-Баргузин Симбирская епархия:Иоанно-Предтеченский храм г. Ульяновск Симферопольская епархия:Храм Иоанна Предтечи с. Уютное Славгородская епархия:Иоанно-Предтеченская Церковь с. Родино Соликамская епархия:Приход храма во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Березники Средне-Американская епархия:Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Блу-Ривер Ставропигиальные монастыри РПЦ:Покровский Хотьков женский монастырь г. Хотьково Данилов ставропигиальный мужской монастырь г. Москва Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери г. Москва Свято-Троицкая Сергиева Лавра г. Сергиев Посад Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь г. Kurem
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05781 c.