Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Понятие воспитания в православной педагогической традиции

Становление любой области научного знания связано с развитием понятий (категорий), конструирующих предмет данной науки. В педагогике од¬ним из таких понятий является «воспитание», которое весьма неоднозначно трактовалось на протяжении истории этой науки и в настоящее время требует своего осмысления и определения.

-В последние годы понятие «воспитание» ухо­дит на периферию теории и практики педа­гогики и образования, актуализируется по­нятие «образование». Возможно, причиной этого является определение понятия, данное в законе РФ «Об образовании» (от 10 июля 1992 № 3266 -1) и сохраненное в редакции, вступившей в силу с 1 янва­ря 2005 г.). «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государ­ства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)  установленных  государством образовательных уровней (образователь­ных цензов)» [9, 3], - гласит преамбула Закона. На наш взгляд, это противоречит традиции отечествен­ного воспитания, особенно религиозного православ­ного, которое веками развивалось в ключевом по­нятии «воспитание». Продолжая поддерживать эту традицию, считая воспитание главным в целеполагании, содержании, методах и результатах, подчерки­ваем: от постановки цели и задач воспитания, наряду с обучением как средством развития личности в лю­бом возрасте, зависит конечный результат.--

Поскольку воспитание - это намеренное влияние на воспитанника с определенной целью, руководство им для достижения своего назначения, следователь­но, оно должно образовывать все способности чело­века в соответствии с этим назначением. Еще древние справедливо называли человека микрокосмом (ма­лым миром). И, действительно, человек с одной сто­роны является биологическим организмом, он также «животное социальное», кроме того человек является творцом и носителем культуры, а с точки зрения рели­гиозной антропологии он создан по образу и подобию Божию и потому ориентирован на высшее, духовное предназначение. Согласно христианской антрополо­гии личность построена иерархически, и ее правиль­ное устроение предполагает не равномерное разви­тие всех ее сторон, а соблюдение иерархи и в развитии сил. Личность раскрывать, развивать необходимо, но не гармонично, а иерархично, поскольку личность есть, прежде всего, явление духовного мира. Поэтому основополагающим моментом, с этой точки зрения, должно быть развитие духа. Так знаменитый русский подвижник XIX века святитель Феофан Затворник го­ворил по этому поводу, что чем раньше «напечатлеет­ся» в душе ребенка страх Божий и возбудится молитва, тем прочнее будет благочестие во все последующее время. Молитва, здравые понятия, хороший пример и другие способы обучения добру располагают со­весть ребенка к последующей доброй деятельности. Но поскольку личность ребенка живет всем, нельзя забывать и о ее социальной жизни, психическом, фи­зическом развитии, о благоразумном воспитании те­лесных потребностей [8, 25-68]. Именно так, согласно православной традиции достигается предназначение человека к счастью. Ибо счастье не вне нас, а внутри нас, в нашем сердце, в нашем сознании, в нашем духе. Обращаясь к родителям, замечательный русский пе­дагог К. В. Ельницкий (1846-1917) в своих «Записках старого учителя» указывал: «Богатство, слава, высо­кое общественное положение сами по себе не могут доставить человеку счастья....Жить по Евангелию, как Бог велел, - вот счастье и благо человека» [3,160].

Такое же понимание человека прослеживается в позднем творчестве классика отечественной педа­гогики С. И. Гессена [1], который дал свою трактовку связи иерархической структуры личности и воспита­ния, обозначив четыре плана бытия: биологический, социальный, духовно-культурный и благодатный, ко­торым соответствуют четыре уровня воспитания че­ловека: как психофизического организма, как об­щественного индивида, как личности, включенной в культурную традицию, и как члена царства духа. Последнее он определял как Царство Божие.

-

По мнению С. И. Гессена, жизнь человека проте­кает одновременно в четырех планах, причем выс­шая плоскость человеческого бытия наслаивается на низшую, оформляет ее, не нарушая, однако, ее вну­тренней законосообразности. Воспитание же в по­нимании ученого - также процесс, одновременно биологический, социальный, духовно-культурный и духовно-благодатный. В основе философии воспитания С.И. Гессена лежит следующая схема антрополо­гии, представленная нами в виде таблицы:

-

Развивая мысли СИ. Гессена в этом направлении, можно сказать, что именно в традиции религиозной (православной) педагогики мы находим такой синтез биологического, социального, культурного и благо­датного бытия который воспитывает физически здо­рового, социально полезного, высококультурного и духовно совершенного человека. Коренная мысль христианской педагогики: воспитывая детей для Бога, мы осветляем и земную жизнь. «Цель воспитания есть та же, как и цель жизни человеческой. Сама жизнь здешняя не иное что, как воспитание для будущей; а вся будущая - не иное что, как бесконечное воспита­ние для Бога», - пишет умнейший человек России - В.А. Жуковский, которому было доверено воспитание царского наследника (4, 25]. Из правильного воспи­тания, по Жуковскому, истекает все прочее: счастье, успех, нравственность, добродетели... Человек, вос­питанный для небесной отчизны, как гражданин неба, вносит свет и в жизнь земного общества.

Крупнейший мыслитель русского зарубежья И. А. Ильин называет такое воспитание «предметным». «Жить предметно, - писал И.А. Ильин, - значит, связать себя (свое сердце, свою  волю, свое воображение, свое творчество, свою борьбу) с той ценностью, кото­рая придает моей жизни высший, последний смысл... Ибо в действительности мы все служим некоему выс­шему Делу на земле - Божьему Делу - „прекрасной жизни" по  сповам  Аристотеля, „Царству Божьему" по откровению Евангелия. Это есть единая и великая цель нашей жизни, единый и великий Предмет исто­рии. И вот, в его живую предметную ткань мы и долж­ны включить нашу личную жизнь» (5, 222).

Именно через воспитание христианской предмет­ности происходит ориентация личности на высшие духовные ценности, формируется духовно здоровый член общества. А когда сообщество, семья объеди­няет людей духовно здоровых, то там практически не возникает серьезных социальных и семейных про­блем. Такой человек становится в большей степени общественно полезным. Богатством и опорой являет­ся наш ум. Когда ум утвержден в высших ценностях, мы пребываем в хорошем состоя ни и. Когда же мы от­крываем двери страстям, тогда ум рассеивается и по­стоянно блуждает по земным и плотским предметам в многообразных наслаждениях и страстных помыс­лах. Попутно он отвращает нас от истинной любви, от любви к Богу и к ближнему, внушая пристрастие к бесполезным вещам и жажду пустой славы. Так раз­виваются сластолюбие, сребролюбие и тщеславие. А они в свою очередь порождают социальные пороки, конфликты, взаимную ненависть. Как писал Ильин, «жадный пустит в ход все средства, продажный все продаст, человек в коем Бога нет, превратит всю жизнь в тайное и явное преступление. ... Никакой го­сударственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благо­родства» (6, 40]. Нравственная же, интеллектуальная и творческая личность, образованная и воспитанная на базе традиционных отечественных ценностей, уко­рененных в православной культуре, есть, в отличие от нефти и газа, неисчерпаемое богатство, вложение в которое с лихвой компенсирует и исчерпание при­родных ресурсов, и изменение конъюнктуры цен на ресурсы на мировом рынке.

Итак, следуя традиции православной педагогики, можно определить воспитание, как целенаправлен­ный, организованный, контролируемый процесс, спо­собствующий спасению личности, то естьее правиль­ному становлению как для жизни на земле, так и для жизни в вечности. Таким образом, обе цели (воспита­ние для вечной жизни и воспитание для земной жиз­ни) должны правильно сочетаться и образовывать единую цель воспитания.

Список литературы:

[1| Гессен С.И. Мое Жизнеописание (предисловие к пу­бликации и послесловие Л. Вал иц кого) // Вопросы фи­лософии.-1994. - N7-8.
[2| Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. - М., 2004.
[3| Ельницкий К.В. О воспитании. - М., 2004.
[4| Жуковский В.А. ПСС в 12 т.т.П-СПб, 1902.
[5] И.11,1111 И.А. О грядущей России. -Казань: «Лиана*, 1993.
[6] Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 тт.-М., 1992. Т. 2.
[7| Маслов Н.В. Основы русской педагогики. - М. 2006.
[8| Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. -М., 1899.
[9] Закон Российской Федерации «Об образовании». АЖУР. Информационо-справочный бюллетень от 26 10 2004 I. 208/1. Екатеринбург, 2004.



Старый стиль 3Август среда Новый стиль) 16Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV-V). Совершается служба со славословиемПрп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147). Мч. Раждена перса (457) (Груз.). Прп. Космы отшельника (VI). Сщмч. Вячеслава диакона (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1938). Евангельские Чтения2 Кор., 173 зач., III, 4-11. Мф., 96 зач., XXIII, 29-39. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23 .* Чтения прп. Антония читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. З, 4-11; Мф. 23, 29-39). Сколько милостей явил Господь Иерусалиму (т. е. иудеям)! И, наконец-таки вынужден был сказать: "се оставляется дом ваш пуст". Известно всем, какие были от этого последствия: иудеи до сих пор бездомны. Не бывает ли подобного и с душою? Печется о ней Господь и всячески ее вразумляет; покорная идет указанным путем, а непокорная остается в своем противлении Божию званию. Но Господь не бросает и ее, а употребляет все средства, чтоб ее образумить. Возрастает упорство; возрастает и Божие воздействие. Но всему мера. Душа доходит до ожесточения и Господь, видя, что уже ничего более сделать с нею нельзя, оставляет ее в руках падения своего - и гибнет она, подобно фараону. Вот и возьми всякий, кого борют страсти, себе отсюда урок, что нельзя безнаказанно продолжать поблажку до конца. Не пора ли бросить, и не по временам только себе отказывать, а сделать уже решительный поворот? Ведь никто не может сказать, когда преступит границу. Может быть, вот-вот и конец Божию долготерпению. Молитвы Тропарь преподобного Антония Римлянина, Новгородскогоглас 4Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобного Антонияглас 4Ветхий Рим, отечество твое, оставив,/ на камень, яко на легкий корабль, возшел еси/ и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси,/ промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Великаго Новаграда достигл еси/ и, обитель в нем сотворив,/ тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Антоние:// моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак преподобного Антонияглас 8Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние. Ин кондак преподобного Антония Римлянинаглас 2Яко звезда, возсиял еси от Рима,/ и, дошед Богоспасаемаго Великаго Новаграда,/ ту в нем обитель сотворил еси,/ и, церковь поставив,/ созва инок множество./ С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Антоние. Тропарь преподобных Исаакия Далмата и Фавстаглас 4Боже отец наш
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05226 c.