Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Понятие воспитания в православной педагогической традиции

Становление любой области научного знания связано с развитием понятий (категорий), конструирующих предмет данной науки. В педагогике од¬ним из таких понятий является «воспитание», которое весьма неоднозначно трактовалось на протяжении истории этой науки и в настоящее время требует своего осмысления и определения.

-В последние годы понятие «воспитание» ухо­дит на периферию теории и практики педа­гогики и образования, актуализируется по­нятие «образование». Возможно, причиной этого является определение понятия, данное в законе РФ «Об образовании» (от 10 июля 1992 № 3266 -1) и сохраненное в редакции, вступившей в силу с 1 янва­ря 2005 г.). «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государ­ства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)  установленных  государством образовательных уровней (образователь­ных цензов)» [9, 3], - гласит преамбула Закона. На наш взгляд, это противоречит традиции отечествен­ного воспитания, особенно религиозного православ­ного, которое веками развивалось в ключевом по­нятии «воспитание». Продолжая поддерживать эту традицию, считая воспитание главным в целеполагании, содержании, методах и результатах, подчерки­ваем: от постановки цели и задач воспитания, наряду с обучением как средством развития личности в лю­бом возрасте, зависит конечный результат.--

Поскольку воспитание - это намеренное влияние на воспитанника с определенной целью, руководство им для достижения своего назначения, следователь­но, оно должно образовывать все способности чело­века в соответствии с этим назначением. Еще древние справедливо называли человека микрокосмом (ма­лым миром). И, действительно, человек с одной сто­роны является биологическим организмом, он также «животное социальное», кроме того человек является творцом и носителем культуры, а с точки зрения рели­гиозной антропологии он создан по образу и подобию Божию и потому ориентирован на высшее, духовное предназначение. Согласно христианской антрополо­гии личность построена иерархически, и ее правиль­ное устроение предполагает не равномерное разви­тие всех ее сторон, а соблюдение иерархи и в развитии сил. Личность раскрывать, развивать необходимо, но не гармонично, а иерархично, поскольку личность есть, прежде всего, явление духовного мира. Поэтому основополагающим моментом, с этой точки зрения, должно быть развитие духа. Так знаменитый русский подвижник XIX века святитель Феофан Затворник го­ворил по этому поводу, что чем раньше «напечатлеет­ся» в душе ребенка страх Божий и возбудится молитва, тем прочнее будет благочестие во все последующее время. Молитва, здравые понятия, хороший пример и другие способы обучения добру располагают со­весть ребенка к последующей доброй деятельности. Но поскольку личность ребенка живет всем, нельзя забывать и о ее социальной жизни, психическом, фи­зическом развитии, о благоразумном воспитании те­лесных потребностей [8, 25-68]. Именно так, согласно православной традиции достигается предназначение человека к счастью. Ибо счастье не вне нас, а внутри нас, в нашем сердце, в нашем сознании, в нашем духе. Обращаясь к родителям, замечательный русский пе­дагог К. В. Ельницкий (1846-1917) в своих «Записках старого учителя» указывал: «Богатство, слава, высо­кое общественное положение сами по себе не могут доставить человеку счастья....Жить по Евангелию, как Бог велел, - вот счастье и благо человека» [3,160].

Такое же понимание человека прослеживается в позднем творчестве классика отечественной педа­гогики С. И. Гессена [1], который дал свою трактовку связи иерархической структуры личности и воспита­ния, обозначив четыре плана бытия: биологический, социальный, духовно-культурный и благодатный, ко­торым соответствуют четыре уровня воспитания че­ловека: как психофизического организма, как об­щественного индивида, как личности, включенной в культурную традицию, и как члена царства духа. Последнее он определял как Царство Божие.

-

По мнению С. И. Гессена, жизнь человека проте­кает одновременно в четырех планах, причем выс­шая плоскость человеческого бытия наслаивается на низшую, оформляет ее, не нарушая, однако, ее вну­тренней законосообразности. Воспитание же в по­нимании ученого - также процесс, одновременно биологический, социальный, духовно-культурный и духовно-благодатный. В основе философии воспитания С.И. Гессена лежит следующая схема антрополо­гии, представленная нами в виде таблицы:

-

Развивая мысли СИ. Гессена в этом направлении, можно сказать, что именно в традиции религиозной (православной) педагогики мы находим такой синтез биологического, социального, культурного и благо­датного бытия который воспитывает физически здо­рового, социально полезного, высококультурного и духовно совершенного человека. Коренная мысль христианской педагогики: воспитывая детей для Бога, мы осветляем и земную жизнь. «Цель воспитания есть та же, как и цель жизни человеческой. Сама жизнь здешняя не иное что, как воспитание для будущей; а вся будущая - не иное что, как бесконечное воспита­ние для Бога», - пишет умнейший человек России - В.А. Жуковский, которому было доверено воспитание царского наследника (4, 25]. Из правильного воспи­тания, по Жуковскому, истекает все прочее: счастье, успех, нравственность, добродетели... Человек, вос­питанный для небесной отчизны, как гражданин неба, вносит свет и в жизнь земного общества.

Крупнейший мыслитель русского зарубежья И. А. Ильин называет такое воспитание «предметным». «Жить предметно, - писал И.А. Ильин, - значит, связать себя (свое сердце, свою  волю, свое воображение, свое творчество, свою борьбу) с той ценностью, кото­рая придает моей жизни высший, последний смысл... Ибо в действительности мы все служим некоему выс­шему Делу на земле - Божьему Делу - „прекрасной жизни" по  сповам  Аристотеля, „Царству Божьему" по откровению Евангелия. Это есть единая и великая цель нашей жизни, единый и великий Предмет исто­рии. И вот, в его живую предметную ткань мы и долж­ны включить нашу личную жизнь» (5, 222).

Именно через воспитание христианской предмет­ности происходит ориентация личности на высшие духовные ценности, формируется духовно здоровый член общества. А когда сообщество, семья объеди­няет людей духовно здоровых, то там практически не возникает серьезных социальных и семейных про­блем. Такой человек становится в большей степени общественно полезным. Богатством и опорой являет­ся наш ум. Когда ум утвержден в высших ценностях, мы пребываем в хорошем состоя ни и. Когда же мы от­крываем двери страстям, тогда ум рассеивается и по­стоянно блуждает по земным и плотским предметам в многообразных наслаждениях и страстных помыс­лах. Попутно он отвращает нас от истинной любви, от любви к Богу и к ближнему, внушая пристрастие к бесполезным вещам и жажду пустой славы. Так раз­виваются сластолюбие, сребролюбие и тщеславие. А они в свою очередь порождают социальные пороки, конфликты, взаимную ненависть. Как писал Ильин, «жадный пустит в ход все средства, продажный все продаст, человек в коем Бога нет, превратит всю жизнь в тайное и явное преступление. ... Никакой го­сударственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благо­родства» (6, 40]. Нравственная же, интеллектуальная и творческая личность, образованная и воспитанная на базе традиционных отечественных ценностей, уко­рененных в православной культуре, есть, в отличие от нефти и газа, неисчерпаемое богатство, вложение в которое с лихвой компенсирует и исчерпание при­родных ресурсов, и изменение конъюнктуры цен на ресурсы на мировом рынке.

Итак, следуя традиции православной педагогики, можно определить воспитание, как целенаправлен­ный, организованный, контролируемый процесс, спо­собствующий спасению личности, то естьее правиль­ному становлению как для жизни на земле, так и для жизни в вечности. Таким образом, обе цели (воспита­ние для вечной жизни и воспитание для земной жиз­ни) должны правильно сочетаться и образовывать единую цель воспитания.

Список литературы:

[1| Гессен С.И. Мое Жизнеописание (предисловие к пу­бликации и послесловие Л. Вал иц кого) // Вопросы фи­лософии.-1994. - N7-8.
[2| Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. - М., 2004.
[3| Ельницкий К.В. О воспитании. - М., 2004.
[4| Жуковский В.А. ПСС в 12 т.т.П-СПб, 1902.
[5] И.11,1111 И.А. О грядущей России. -Казань: «Лиана*, 1993.
[6] Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 тт.-М., 1992. Т. 2.
[7| Маслов Н.В. Основы русской педагогики. - М. 2006.
[8| Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. -М., 1899.
[9] Закон Российской Федерации «Об образовании». АЖУР. Информационо-справочный бюллетень от 26 10 2004 I. 208/1. Екатеринбург, 2004.



Старый стиль 13Июнь пятница Новый стиль) 26Июнь Седмица 4-я по Пятидесятнице. Глас 2. Петров пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМц.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.29758 c.