Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

27.02.2017 | Научно-образовательный семинар-практикум «От экологии природы к экологии человека: опыт народной педагогики»

21.02.2017 | В Екатеринбурге, в Уральском Государственном Горном Университете прошел научно-практический семинар «Методология предупреждения нехимических зависимостей»

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Понятие воспитания в православной педагогической традиции

Становление любой области научного знания связано с развитием понятий (категорий), конструирующих предмет данной науки. В педагогике од¬ним из таких понятий является «воспитание», которое весьма неоднозначно трактовалось на протяжении истории этой науки и в настоящее время требует своего осмысления и определения.

-В последние годы понятие «воспитание» ухо­дит на периферию теории и практики педа­гогики и образования, актуализируется по­нятие «образование». Возможно, причиной этого является определение понятия, данное в законе РФ «Об образовании» (от 10 июля 1992 № 3266 -1) и сохраненное в редакции, вступившей в силу с 1 янва­ря 2005 г.). «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государ­ства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)  установленных  государством образовательных уровней (образователь­ных цензов)» [9, 3], - гласит преамбула Закона. На наш взгляд, это противоречит традиции отечествен­ного воспитания, особенно религиозного православ­ного, которое веками развивалось в ключевом по­нятии «воспитание». Продолжая поддерживать эту традицию, считая воспитание главным в целеполагании, содержании, методах и результатах, подчерки­ваем: от постановки цели и задач воспитания, наряду с обучением как средством развития личности в лю­бом возрасте, зависит конечный результат.--

Поскольку воспитание - это намеренное влияние на воспитанника с определенной целью, руководство им для достижения своего назначения, следователь­но, оно должно образовывать все способности чело­века в соответствии с этим назначением. Еще древние справедливо называли человека микрокосмом (ма­лым миром). И, действительно, человек с одной сто­роны является биологическим организмом, он также «животное социальное», кроме того человек является творцом и носителем культуры, а с точки зрения рели­гиозной антропологии он создан по образу и подобию Божию и потому ориентирован на высшее, духовное предназначение. Согласно христианской антрополо­гии личность построена иерархически, и ее правиль­ное устроение предполагает не равномерное разви­тие всех ее сторон, а соблюдение иерархи и в развитии сил. Личность раскрывать, развивать необходимо, но не гармонично, а иерархично, поскольку личность есть, прежде всего, явление духовного мира. Поэтому основополагающим моментом, с этой точки зрения, должно быть развитие духа. Так знаменитый русский подвижник XIX века святитель Феофан Затворник го­ворил по этому поводу, что чем раньше «напечатлеет­ся» в душе ребенка страх Божий и возбудится молитва, тем прочнее будет благочестие во все последующее время. Молитва, здравые понятия, хороший пример и другие способы обучения добру располагают со­весть ребенка к последующей доброй деятельности. Но поскольку личность ребенка живет всем, нельзя забывать и о ее социальной жизни, психическом, фи­зическом развитии, о благоразумном воспитании те­лесных потребностей [8, 25-68]. Именно так, согласно православной традиции достигается предназначение человека к счастью. Ибо счастье не вне нас, а внутри нас, в нашем сердце, в нашем сознании, в нашем духе. Обращаясь к родителям, замечательный русский пе­дагог К. В. Ельницкий (1846-1917) в своих «Записках старого учителя» указывал: «Богатство, слава, высо­кое общественное положение сами по себе не могут доставить человеку счастья....Жить по Евангелию, как Бог велел, - вот счастье и благо человека» [3,160].

Такое же понимание человека прослеживается в позднем творчестве классика отечественной педа­гогики С. И. Гессена [1], который дал свою трактовку связи иерархической структуры личности и воспита­ния, обозначив четыре плана бытия: биологический, социальный, духовно-культурный и благодатный, ко­торым соответствуют четыре уровня воспитания че­ловека: как психофизического организма, как об­щественного индивида, как личности, включенной в культурную традицию, и как члена царства духа. Последнее он определял как Царство Божие.

-

По мнению С. И. Гессена, жизнь человека проте­кает одновременно в четырех планах, причем выс­шая плоскость человеческого бытия наслаивается на низшую, оформляет ее, не нарушая, однако, ее вну­тренней законосообразности. Воспитание же в по­нимании ученого - также процесс, одновременно биологический, социальный, духовно-культурный и духовно-благодатный. В основе философии воспитания С.И. Гессена лежит следующая схема антрополо­гии, представленная нами в виде таблицы:

-

Развивая мысли СИ. Гессена в этом направлении, можно сказать, что именно в традиции религиозной (православной) педагогики мы находим такой синтез биологического, социального, культурного и благо­датного бытия который воспитывает физически здо­рового, социально полезного, высококультурного и духовно совершенного человека. Коренная мысль христианской педагогики: воспитывая детей для Бога, мы осветляем и земную жизнь. «Цель воспитания есть та же, как и цель жизни человеческой. Сама жизнь здешняя не иное что, как воспитание для будущей; а вся будущая - не иное что, как бесконечное воспита­ние для Бога», - пишет умнейший человек России - В.А. Жуковский, которому было доверено воспитание царского наследника (4, 25]. Из правильного воспи­тания, по Жуковскому, истекает все прочее: счастье, успех, нравственность, добродетели... Человек, вос­питанный для небесной отчизны, как гражданин неба, вносит свет и в жизнь земного общества.

Крупнейший мыслитель русского зарубежья И. А. Ильин называет такое воспитание «предметным». «Жить предметно, - писал И.А. Ильин, - значит, связать себя (свое сердце, свою  волю, свое воображение, свое творчество, свою борьбу) с той ценностью, кото­рая придает моей жизни высший, последний смысл... Ибо в действительности мы все служим некоему выс­шему Делу на земле - Божьему Делу - „прекрасной жизни" по  сповам  Аристотеля, „Царству Божьему" по откровению Евангелия. Это есть единая и великая цель нашей жизни, единый и великий Предмет исто­рии. И вот, в его живую предметную ткань мы и долж­ны включить нашу личную жизнь» (5, 222).

Именно через воспитание христианской предмет­ности происходит ориентация личности на высшие духовные ценности, формируется духовно здоровый член общества. А когда сообщество, семья объеди­няет людей духовно здоровых, то там практически не возникает серьезных социальных и семейных про­блем. Такой человек становится в большей степени общественно полезным. Богатством и опорой являет­ся наш ум. Когда ум утвержден в высших ценностях, мы пребываем в хорошем состоя ни и. Когда же мы от­крываем двери страстям, тогда ум рассеивается и по­стоянно блуждает по земным и плотским предметам в многообразных наслаждениях и страстных помыс­лах. Попутно он отвращает нас от истинной любви, от любви к Богу и к ближнему, внушая пристрастие к бесполезным вещам и жажду пустой славы. Так раз­виваются сластолюбие, сребролюбие и тщеславие. А они в свою очередь порождают социальные пороки, конфликты, взаимную ненависть. Как писал Ильин, «жадный пустит в ход все средства, продажный все продаст, человек в коем Бога нет, превратит всю жизнь в тайное и явное преступление. ... Никакой го­сударственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благо­родства» (6, 40]. Нравственная же, интеллектуальная и творческая личность, образованная и воспитанная на базе традиционных отечественных ценностей, уко­рененных в православной культуре, есть, в отличие от нефти и газа, неисчерпаемое богатство, вложение в которое с лихвой компенсирует и исчерпание при­родных ресурсов, и изменение конъюнктуры цен на ресурсы на мировом рынке.

Итак, следуя традиции православной педагогики, можно определить воспитание, как целенаправлен­ный, организованный, контролируемый процесс, спо­собствующий спасению личности, то естьее правиль­ному становлению как для жизни на земле, так и для жизни в вечности. Таким образом, обе цели (воспита­ние для вечной жизни и воспитание для земной жиз­ни) должны правильно сочетаться и образовывать единую цель воспитания.

Список литературы:

[1| Гессен С.И. Мое Жизнеописание (предисловие к пу­бликации и послесловие Л. Вал иц кого) // Вопросы фи­лософии.-1994. - N7-8.
[2| Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. - М., 2004.
[3| Ельницкий К.В. О воспитании. - М., 2004.
[4| Жуковский В.А. ПСС в 12 т.т.П-СПб, 1902.
[5] И.11,1111 И.А. О грядущей России. -Казань: «Лиана*, 1993.
[6] Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 тт.-М., 1992. Т. 2.
[7| Маслов Н.В. Основы русской педагогики. - М. 2006.
[8| Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. -М., 1899.
[9] Закон Российской Федерации «Об образовании». АЖУР. Информационо-справочный бюллетень от 26 10 2004 I. 208/1. Екатеринбург, 2004.



Старый стиль 12Май понедельник Новый стиль) 25Май Седмица 7-я по Пасхе. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Епифания, еп. Кипрского (403). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Германа, патриарха Константинопольского (740). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V) и прочих свтт. Кипрских. Свт. Полувия, еп. Ринокирского (V). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Рум.). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Сщмч. Петра, пресвитера (1937). Мц. Евдокии (после 1937). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9. Лит. - Деян., 45 зач., XXI, 8-14. Ин., 49 зач., XIV, 27 - XV, 7. Сщмч.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Ин., 36 зач., X, 9-16. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Дея. 21, 8-14; Ин. 14, 27-15, 7). Господь Иисус Христос - лоза, дерево виноградное; христиане - ветви и отростки. Мы прицепляемся к Нему верою, плод же приносим жизнью по вере. Отец Небесный - вертоградарь , который смотрит за этим деревом. Какая ветвь не приносит плода, то есть кто верует, а не живет по вере, - ту Он отсекает: а какая приносит плод, ту очищает, то есть кто не только верует, но усердствует и жить по вере, тому Бог всячески помогает богатиться добрыми делами, которые плоды веры. По этому закону Божия действия на нас, всякий и устраивай свою жизнь, твердо помня, что без Господа ничего сделать нельзя. К Нему прибегай со всякой нуждою. Имя же Его пресвятое и пресладкое да вращается неотступно в уме, сердце и на языке твоем. Молитвы Тропарь святителей Епифания и Германаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш. Кондак святителей Епифания и Германаглас 4Священноначальник чудную двоицу восхвалим, вернии, по долгу,/ с Германом Божественнаго Епифания:/ сии бо попалиша безбожных языки,/ догматы премудрейшия возложше всем,/ православно поющим присно благочестия великое таинство. Тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 3Земная, прельщающая очеса миролюбцев,/ возненавидел еси, отче Богоносне Дионисие,/ за уметы та вменив,/ шествуя путем скорбным,/ и в терпении добр воин Христов явился еси,/ победив страсти мира,/ был еси до кончины непоколебимый благочестия поборник./ Темже мы днесь, совершая священную память твою,/ духовными тя песньми ублажаем и смиренно молим,/ да, предстоя Престолу Господа Бога,/ ходатайствуеши о спасении душ наших. Ин тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 4Благости научився от Вышняго благодати,/ измлада подвизався благою совестию,/ Дионисие преподобне,/ терпения столп был еси/ и слова Божия проповедник,/ благочестия догматы утвердив и суеумных мудрование упразднив,/ темже и пострадал еси за истину, радуяся,/ образ страдальцем собою показав,/ но, яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ не престай моляся о нас,/ любовию чтущих святую память твою. Кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 6Свет Трисиянный, вселивыйся в душу твою,/ сосуд избран показа тя,/ вещающа Божественная людем,/ исповедник Божия Слова явился еси,/ и прилагающих Божеству вещественный огнь/ явственно обличил еси,/ и злославных смыслы, яко паучинное прядение, растерзал еси,/ благочестия столп и забрало твердое мирови показался еси/ и сего ради от Вселенскаго Патриарха дивне похвален был еси./ Мы же благодарными гласы, веселящеся, вопием ти:/ радуйся, отче наш, Дионисие преподобне. Ин кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 4Правило веры, столп благочестия/ был еси, Богоносне Дионисие,/ явив в себе образ и пример/ преуспеяния добродетели и подвигов:/ сею Евангельскою мрежею/ многих уловил еси подражателей,/ подай блестящею на Небеси славою своею/ ревность к содействованию на пользу правоверных./ Темже мы, ныне воспевающе сия, молим тя,/ да ходатайствуеши о стране нашей/ и о всем Церкви исполнении. Тропарь священномученика Ермогенаглас 4Приспе день светлаго торжества,/ град Москва радуется,/ и с ним Русь Православная ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в явлении честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Ермогена,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене. Кондак священномученика Ермогенаглас 6Темницею и гладом изнуряем,/ даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:// радуйся, заступниче Российския земли. Службы12 мая: Святителя Епифания, епископа Кипрского. Святителя Германа, патриарха Константинопольского 5 октября: Святой мученицы Харитины. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских, и всей России чудотворцев 17 февраля: Святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси 12 сентября: Праведного Симеона Верхотурского, чудотворца Сайты приходов:Храм Святителей Московских г. Абакан (Абаканская епархия) Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург (Санкт-Петербургская епархия)
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.16659 c.