Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Понятие воспитания в православной педагогической традиции

Становление любой области научного знания связано с развитием понятий (категорий), конструирующих предмет данной науки. В педагогике од¬ним из таких понятий является «воспитание», которое весьма неоднозначно трактовалось на протяжении истории этой науки и в настоящее время требует своего осмысления и определения.

-В последние годы понятие «воспитание» ухо­дит на периферию теории и практики педа­гогики и образования, актуализируется по­нятие «образование». Возможно, причиной этого является определение понятия, данное в законе РФ «Об образовании» (от 10 июля 1992 № 3266 -1) и сохраненное в редакции, вступившей в силу с 1 янва­ря 2005 г.). «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государ­ства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)  установленных  государством образовательных уровней (образователь­ных цензов)» [9, 3], - гласит преамбула Закона. На наш взгляд, это противоречит традиции отечествен­ного воспитания, особенно религиозного православ­ного, которое веками развивалось в ключевом по­нятии «воспитание». Продолжая поддерживать эту традицию, считая воспитание главным в целеполагании, содержании, методах и результатах, подчерки­ваем: от постановки цели и задач воспитания, наряду с обучением как средством развития личности в лю­бом возрасте, зависит конечный результат.--

Поскольку воспитание - это намеренное влияние на воспитанника с определенной целью, руководство им для достижения своего назначения, следователь­но, оно должно образовывать все способности чело­века в соответствии с этим назначением. Еще древние справедливо называли человека микрокосмом (ма­лым миром). И, действительно, человек с одной сто­роны является биологическим организмом, он также «животное социальное», кроме того человек является творцом и носителем культуры, а с точки зрения рели­гиозной антропологии он создан по образу и подобию Божию и потому ориентирован на высшее, духовное предназначение. Согласно христианской антрополо­гии личность построена иерархически, и ее правиль­ное устроение предполагает не равномерное разви­тие всех ее сторон, а соблюдение иерархи и в развитии сил. Личность раскрывать, развивать необходимо, но не гармонично, а иерархично, поскольку личность есть, прежде всего, явление духовного мира. Поэтому основополагающим моментом, с этой точки зрения, должно быть развитие духа. Так знаменитый русский подвижник XIX века святитель Феофан Затворник го­ворил по этому поводу, что чем раньше «напечатлеет­ся» в душе ребенка страх Божий и возбудится молитва, тем прочнее будет благочестие во все последующее время. Молитва, здравые понятия, хороший пример и другие способы обучения добру располагают со­весть ребенка к последующей доброй деятельности. Но поскольку личность ребенка живет всем, нельзя забывать и о ее социальной жизни, психическом, фи­зическом развитии, о благоразумном воспитании те­лесных потребностей [8, 25-68]. Именно так, согласно православной традиции достигается предназначение человека к счастью. Ибо счастье не вне нас, а внутри нас, в нашем сердце, в нашем сознании, в нашем духе. Обращаясь к родителям, замечательный русский пе­дагог К. В. Ельницкий (1846-1917) в своих «Записках старого учителя» указывал: «Богатство, слава, высо­кое общественное положение сами по себе не могут доставить человеку счастья....Жить по Евангелию, как Бог велел, - вот счастье и благо человека» [3,160].

Такое же понимание человека прослеживается в позднем творчестве классика отечественной педа­гогики С. И. Гессена [1], который дал свою трактовку связи иерархической структуры личности и воспита­ния, обозначив четыре плана бытия: биологический, социальный, духовно-культурный и благодатный, ко­торым соответствуют четыре уровня воспитания че­ловека: как психофизического организма, как об­щественного индивида, как личности, включенной в культурную традицию, и как члена царства духа. Последнее он определял как Царство Божие.

-

По мнению С. И. Гессена, жизнь человека проте­кает одновременно в четырех планах, причем выс­шая плоскость человеческого бытия наслаивается на низшую, оформляет ее, не нарушая, однако, ее вну­тренней законосообразности. Воспитание же в по­нимании ученого - также процесс, одновременно биологический, социальный, духовно-культурный и духовно-благодатный. В основе философии воспитания С.И. Гессена лежит следующая схема антрополо­гии, представленная нами в виде таблицы:

-

Развивая мысли СИ. Гессена в этом направлении, можно сказать, что именно в традиции религиозной (православной) педагогики мы находим такой синтез биологического, социального, культурного и благо­датного бытия который воспитывает физически здо­рового, социально полезного, высококультурного и духовно совершенного человека. Коренная мысль христианской педагогики: воспитывая детей для Бога, мы осветляем и земную жизнь. «Цель воспитания есть та же, как и цель жизни человеческой. Сама жизнь здешняя не иное что, как воспитание для будущей; а вся будущая - не иное что, как бесконечное воспита­ние для Бога», - пишет умнейший человек России - В.А. Жуковский, которому было доверено воспитание царского наследника (4, 25]. Из правильного воспи­тания, по Жуковскому, истекает все прочее: счастье, успех, нравственность, добродетели... Человек, вос­питанный для небесной отчизны, как гражданин неба, вносит свет и в жизнь земного общества.

Крупнейший мыслитель русского зарубежья И. А. Ильин называет такое воспитание «предметным». «Жить предметно, - писал И.А. Ильин, - значит, связать себя (свое сердце, свою  волю, свое воображение, свое творчество, свою борьбу) с той ценностью, кото­рая придает моей жизни высший, последний смысл... Ибо в действительности мы все служим некоему выс­шему Делу на земле - Божьему Делу - „прекрасной жизни" по  сповам  Аристотеля, „Царству Божьему" по откровению Евангелия. Это есть единая и великая цель нашей жизни, единый и великий Предмет исто­рии. И вот, в его живую предметную ткань мы и долж­ны включить нашу личную жизнь» (5, 222).

Именно через воспитание христианской предмет­ности происходит ориентация личности на высшие духовные ценности, формируется духовно здоровый член общества. А когда сообщество, семья объеди­няет людей духовно здоровых, то там практически не возникает серьезных социальных и семейных про­блем. Такой человек становится в большей степени общественно полезным. Богатством и опорой являет­ся наш ум. Когда ум утвержден в высших ценностях, мы пребываем в хорошем состоя ни и. Когда же мы от­крываем двери страстям, тогда ум рассеивается и по­стоянно блуждает по земным и плотским предметам в многообразных наслаждениях и страстных помыс­лах. Попутно он отвращает нас от истинной любви, от любви к Богу и к ближнему, внушая пристрастие к бесполезным вещам и жажду пустой славы. Так раз­виваются сластолюбие, сребролюбие и тщеславие. А они в свою очередь порождают социальные пороки, конфликты, взаимную ненависть. Как писал Ильин, «жадный пустит в ход все средства, продажный все продаст, человек в коем Бога нет, превратит всю жизнь в тайное и явное преступление. ... Никакой го­сударственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благо­родства» (6, 40]. Нравственная же, интеллектуальная и творческая личность, образованная и воспитанная на базе традиционных отечественных ценностей, уко­рененных в православной культуре, есть, в отличие от нефти и газа, неисчерпаемое богатство, вложение в которое с лихвой компенсирует и исчерпание при­родных ресурсов, и изменение конъюнктуры цен на ресурсы на мировом рынке.

Итак, следуя традиции православной педагогики, можно определить воспитание, как целенаправлен­ный, организованный, контролируемый процесс, спо­собствующий спасению личности, то естьее правиль­ному становлению как для жизни на земле, так и для жизни в вечности. Таким образом, обе цели (воспита­ние для вечной жизни и воспитание для земной жиз­ни) должны правильно сочетаться и образовывать единую цель воспитания.

Список литературы:

[1| Гессен С.И. Мое Жизнеописание (предисловие к пу­бликации и послесловие Л. Вал иц кого) // Вопросы фи­лософии.-1994. - N7-8.
[2| Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. - М., 2004.
[3| Ельницкий К.В. О воспитании. - М., 2004.
[4| Жуковский В.А. ПСС в 12 т.т.П-СПб, 1902.
[5] И.11,1111 И.А. О грядущей России. -Казань: «Лиана*, 1993.
[6] Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 тт.-М., 1992. Т. 2.
[7| Маслов Н.В. Основы русской педагогики. - М. 2006.
[8| Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. -М., 1899.
[9] Закон Российской Федерации «Об образовании». АЖУР. Информационо-справочный бюллетень от 26 10 2004 I. 208/1. Екатеринбург, 2004.



Старый стиль 4Декабрь воскресенье Новый стиль) 17Декабрь Неделя 28-я по Пятидесятнице. Глас 3. Рождественский пост. Разрешается рыба. Совершается служба на шестьВмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Иоанна Дамаскина (776). Прп. Иоанна, еп. Поливотского (VIII). Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского (1504). Сщмчч. Алексия, Иоанна, Александра и Николая пресвитеров, Василия диакона и с ним 10-ти мучеников (1918). Сщмч. Димитрия пресвитера, прмц. Анастасии, мцц. Екатерины и Киры. Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36-53. Лит. - Кол., 250 зач., I, 12-18. Лк., 85 зач., XVII, 12-19 (Недели 29-й). Вмц.: Гал., 208 зач., III, 23-29. Мк., 21 зач., V, 24-34. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Кол. 3, 4-11; Лк. 17, 12-19). Исцелены десять прокаженных, а благодарить Господа пришел только один. Не такова ли пропорция благодарных, в общей сложности, людей, благодетельствуемых Господом? Кто не получал благ или, вернее, что есть в нас и что бывает с нами, что не было бы благим для нас? А между тем все ли благодарны Богу и за все ли благодарят? Есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: "зачем Бог дал бытие? Лучше бы нам не быть". Бог дал тебе бытие для того, чтоб ты вечно блаженствовал; Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства; за тобою дело: стоит только немножко потрудиться ради того. Говоришь: "да у меня все горести, бедность, болезни, напасти". Что же, и это в числе способов к стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностью. Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось пострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Не смотри на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, и попекись сделать себя достойным того, и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием вечных утешений, и благодарность не будет умолкать в устах твоих. Молитвы Тропарь святителя Геннадия, архиепископа Новгородскогоглас 5Уподобился еси древним отцем,/ святителю отче Геннадие,/ Священныя Книги собрав и еретики посрамив,/ ревность по Бозе показуя, паству оградил еси,/ моли и ныне Христа Бога/ мир Церкви даровати/ и спастися душам нашим. Кондак святителя Геннадия, архиепископа Новгородскогоглас 2Велия исправления о церковном благолепии являя,/ Православную веру утвердил еси,/ святителю отче Геннадие,/ не престай молитися о нас,/ во Царствии Небеснем Безсмертныя трапезы наслаждался. Тропарь преподобного Иоанна Дамаскинаглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодохновенное удобрение, Иоанне премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобного Иоанна Дамаскинаглас 4Песнописца и честнаго богоглагольника,/ Церкве наказателя и учителя/ и врагов сопротивоборца, Иоанна воспоим:/ оружие бо взем, Крест Господень,/ всю отрази ересей прелесть/ и яко теплый предстатель к Богу// всем подает прегрешений прощение. Тропарь великомученицы Варварыглас 8Варвару святую почтим:/ вражия бо сети сокруши/ и, яко птица, избавися от них// помощию и оружием Креста, всечестная. Ин тропарь великомученицы Варварыглас 4Агнице всеблаженная Варваре,/ Божественне озарившися Светом Святыя Троицы Трисолнечным/ и в купели утвердившися,/ в побеждение лести отеческия/ веру исповедала еси Христову./ Тем, всечестная, свыше благодать тебе дарова Бог/ исцеляти недуги и болезни вся./ Егоже моли, великомученице,/ да спасет души, наша. Кондак великомученицы Варварыглас 4В Троице благочестно певаемому/ последовавши Богу, страстотерпице,/ идольская притупила еси чтилища,/ посреде же подвига страдальчествующи, Варваро,/ мучителей прещения не устрашилася еси, мужемудренная,/ велегласно поющи присно:// Троицу чту, Едино Божество. Службы4 декабря: Святой великомученицы Варвары. Преподобного Иоанна Дамаскина. Сайты приходов: Арсеньевская епархия:Храм св. Варвары с. Староварваровка Архангельская епархия:Храм в честь святой великомученицы Варвары г. Архангельск Храм в честь святой великомученицы Варвары пос. Коковка Астанайская епархия:Собор во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца г. Алматы Барнаульская епархия:Храм св. вмч. Варвары пос. Сибирский Бежецкая епархия:Храм Спаса Нерукотворного Образа с. Млево Белевская епархия:Храм в честь вмц. Варвары пгт. Славный Белоцерковская епархия:Женский монастырь в честь вмц. Варвары г. Кагарлык Берлинско-Германская епархия:Храм прмцц. вел. кн. Елисаветы Феодоровны и ин. Варвары г. Вупперталь Храм Св. Вмч. Варвары г. Крефельд Благовещенская и Тындинская епархия:Храм великомученицы Варвары г. Зея Бориспольская епархия:Преображенский мужской монастырь с. Княжичи Валуйская епархия:Храм Свято-Троицкий пос. Ровеньки Храм вмц. Варвары с. Варваровка Винницкая епархия:Троицкий Браиловский женский монастырь пгт. Браилов Владивостокская епархия:Приход храма в честь св. вмч. Варвары пос. Новошахтинск Владикавказская епархия:Богоявленский Аланский женский монастырь г. Алагир Владимирская епархия:Свято-Варваринский храм г. Гусь-Хрустальный Вознесенская епархия:Свято-Варваренский храм г. Первомайск Вологодская епархия:Храм Иоанна Златоуста г. Вологда Выборгская епархия:Храм св. вмц. Варвары пос. Рахья Храм свв. Геннадия и Евфимия, архиепископов Новгородских пос. Ковалево Вятская епархия:Царево-Константиновский (Знаменский) храм г. Киров Гомельская епархия:Храм великомученицы Варвары дер. Боровики Губкинская епархия:Храм св. Варвары с. Скородное Храм вмц. Варвары с. Илек-Пеньковка Днепропетровская епархия:Тихвинский женский монастырь г. Днепр Донецкая епархия:Свято-Варваринский храм г. Макеевка Екатеринодарская епархия:Свято-Екатерининский кафедральный Собор г. Краснодар Западно-Европейская епархия :Храм вмц. Варвары г. Веве Иваново-Вознесенская епархия:Храм вмч. Варвары с. Ново-Талицы Иркутская епархия:Храм во имя святых Елизаветы и Варвары пос. Залари Казанская епархия:Храм св. Варвары г. Елабуга Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь г. Елабуга Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Ключищи Храм Варвары Великомученицы у Сибирской заставы г. Казань Калининградская епархия:Храм св. Варвары г. Светлый Калужская епархия:Храм вмч. Варвары с. Совьяки Каменская епархия:Храм во имя св. вмц. Варвары пос. Махнево Касимовская епархия:Храм в честь Святителя Николая Мирликийских Чудотворца с. Котелино Храм Преображения Господня д. Телебукино Храм Живоначальной Троицы пос. Елатьма Кемеровская епархия:Храм-часовня вмц. Варвары г. Березовский Киевская епархия:Городницкий Свято-Георгиевский монастырь пгт. Городница Лидская епархия:Храм святой великомученицы Варвары дер. Чапунь Липецкая епархия:Храм Архангела Михаила с. Демшинка Храм св. Варвары с. Варваро-Борки Храм прп. Иоанна Дамаскина с. Ксизово Луганская епархия:Храм в честь вмц. Варвары пос. Ящиково Магаданская и Синегорская епархия:Храм св. Варвары пгт. Омсукчан Магнитогорская епархия:Храм святой великомученицы Варвары пос. Дзержинский Махачкалинская епархия:Храм св. вмч. Варвары ст. Шелковская Минская епархия:Свято-Духов Кафедральный Собор г. Минск Московская епархия (городская):Храм вмц. Варвары в Зарядье г. Москва Храм Преображения Господня в Переделкино г. Москва Храм прп. Илии Муромца и св. вмц. Варвары пос. Власиха Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясеневе г. Москва Храм "Знамения" иконы Божией Матери в Кунцево г. Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Колюбакино Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе г. Москва Московская епархия (областная):Храм святой великомученицы Варвары г. Клин Храм Михаила Архангела с. Одинцово Мурманская епархия:Храм св. вмц. Варвары с. Минькино Нежинская епархия:Троицкий Густынский женский монастырь с. Густыня Новороссийская епархия:Храм Варвары Великомученицы пос. Варваровка Одесская епархия:Храм святой великомученицы Варвары г. Одесса Патриаршие приходы в Канаде:Храм Кафедральный Собор вмц. Варвары г. Эдмонтон Пензенская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Калинино Переславская епархия:Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба Храм Иоанна Богослова с. Купань Петрозаводская епархия:Храм во имя вмц. Варвары дер. Яндомозеро Пинская епархия:Варваренский монастырь г. Пинск Кафедральный собор во имя Св. вмц. Варвары г. Пинск Псковская епархия:Храм святой великомученицы Варвары г. Псков Ровенская епархия:Храм Казанской иконы Божией Матери в с. Рачин Свято-Варваровский скит Свято-Стеллаж мужского монастыря с. Старый Корец Ростовская епархия:Храм св. Варвары ст. Грушевская Рязанская епархия:Казанский женский монастырь г. Рязань Санкт-Петербургская епархия:Храм св. ап. и Ев. Иоанна Богослова (Леушинское подворье) г. Санкт-Петербург Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" г. Санкт-Петербург Собор "Владимирской" иконы Божией Матери на Владимирской площади г. Санкт-Петербург Симферопольская епархия:Храм св. великомученицы Варвары с. Оленевка Скопинская епархия:Храм Троицы Живоначальной г. Шацк Храм Рождества Христова с. Мураевня Смоленская епархия:Храм святой великомученицы Варвары г. Смоленск Ставропигиальные монастыри РПЦ:Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь г. Kurem
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04920 c.