Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Понятие воспитания в православной педагогической традиции

Становление любой области научного знания связано с развитием понятий (категорий), конструирующих предмет данной науки. В педагогике од¬ним из таких понятий является «воспитание», которое весьма неоднозначно трактовалось на протяжении истории этой науки и в настоящее время требует своего осмысления и определения.

-В последние годы понятие «воспитание» ухо­дит на периферию теории и практики педа­гогики и образования, актуализируется по­нятие «образование». Возможно, причиной этого является определение понятия, данное в законе РФ «Об образовании» (от 10 июля 1992 № 3266 -1) и сохраненное в редакции, вступившей в силу с 1 янва­ря 2005 г.). «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государ­ства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)  установленных  государством образовательных уровней (образователь­ных цензов)» [9, 3], - гласит преамбула Закона. На наш взгляд, это противоречит традиции отечествен­ного воспитания, особенно религиозного православ­ного, которое веками развивалось в ключевом по­нятии «воспитание». Продолжая поддерживать эту традицию, считая воспитание главным в целеполагании, содержании, методах и результатах, подчерки­ваем: от постановки цели и задач воспитания, наряду с обучением как средством развития личности в лю­бом возрасте, зависит конечный результат.--

Поскольку воспитание - это намеренное влияние на воспитанника с определенной целью, руководство им для достижения своего назначения, следователь­но, оно должно образовывать все способности чело­века в соответствии с этим назначением. Еще древние справедливо называли человека микрокосмом (ма­лым миром). И, действительно, человек с одной сто­роны является биологическим организмом, он также «животное социальное», кроме того человек является творцом и носителем культуры, а с точки зрения рели­гиозной антропологии он создан по образу и подобию Божию и потому ориентирован на высшее, духовное предназначение. Согласно христианской антрополо­гии личность построена иерархически, и ее правиль­ное устроение предполагает не равномерное разви­тие всех ее сторон, а соблюдение иерархи и в развитии сил. Личность раскрывать, развивать необходимо, но не гармонично, а иерархично, поскольку личность есть, прежде всего, явление духовного мира. Поэтому основополагающим моментом, с этой точки зрения, должно быть развитие духа. Так знаменитый русский подвижник XIX века святитель Феофан Затворник го­ворил по этому поводу, что чем раньше «напечатлеет­ся» в душе ребенка страх Божий и возбудится молитва, тем прочнее будет благочестие во все последующее время. Молитва, здравые понятия, хороший пример и другие способы обучения добру располагают со­весть ребенка к последующей доброй деятельности. Но поскольку личность ребенка живет всем, нельзя забывать и о ее социальной жизни, психическом, фи­зическом развитии, о благоразумном воспитании те­лесных потребностей [8, 25-68]. Именно так, согласно православной традиции достигается предназначение человека к счастью. Ибо счастье не вне нас, а внутри нас, в нашем сердце, в нашем сознании, в нашем духе. Обращаясь к родителям, замечательный русский пе­дагог К. В. Ельницкий (1846-1917) в своих «Записках старого учителя» указывал: «Богатство, слава, высо­кое общественное положение сами по себе не могут доставить человеку счастья....Жить по Евангелию, как Бог велел, - вот счастье и благо человека» [3,160].

Такое же понимание человека прослеживается в позднем творчестве классика отечественной педа­гогики С. И. Гессена [1], который дал свою трактовку связи иерархической структуры личности и воспита­ния, обозначив четыре плана бытия: биологический, социальный, духовно-культурный и благодатный, ко­торым соответствуют четыре уровня воспитания че­ловека: как психофизического организма, как об­щественного индивида, как личности, включенной в культурную традицию, и как члена царства духа. Последнее он определял как Царство Божие.

-

По мнению С. И. Гессена, жизнь человека проте­кает одновременно в четырех планах, причем выс­шая плоскость человеческого бытия наслаивается на низшую, оформляет ее, не нарушая, однако, ее вну­тренней законосообразности. Воспитание же в по­нимании ученого - также процесс, одновременно биологический, социальный, духовно-культурный и духовно-благодатный. В основе философии воспитания С.И. Гессена лежит следующая схема антрополо­гии, представленная нами в виде таблицы:

-

Развивая мысли СИ. Гессена в этом направлении, можно сказать, что именно в традиции религиозной (православной) педагогики мы находим такой синтез биологического, социального, культурного и благо­датного бытия который воспитывает физически здо­рового, социально полезного, высококультурного и духовно совершенного человека. Коренная мысль христианской педагогики: воспитывая детей для Бога, мы осветляем и земную жизнь. «Цель воспитания есть та же, как и цель жизни человеческой. Сама жизнь здешняя не иное что, как воспитание для будущей; а вся будущая - не иное что, как бесконечное воспита­ние для Бога», - пишет умнейший человек России - В.А. Жуковский, которому было доверено воспитание царского наследника (4, 25]. Из правильного воспи­тания, по Жуковскому, истекает все прочее: счастье, успех, нравственность, добродетели... Человек, вос­питанный для небесной отчизны, как гражданин неба, вносит свет и в жизнь земного общества.

Крупнейший мыслитель русского зарубежья И. А. Ильин называет такое воспитание «предметным». «Жить предметно, - писал И.А. Ильин, - значит, связать себя (свое сердце, свою  волю, свое воображение, свое творчество, свою борьбу) с той ценностью, кото­рая придает моей жизни высший, последний смысл... Ибо в действительности мы все служим некоему выс­шему Делу на земле - Божьему Делу - „прекрасной жизни" по  сповам  Аристотеля, „Царству Божьему" по откровению Евангелия. Это есть единая и великая цель нашей жизни, единый и великий Предмет исто­рии. И вот, в его живую предметную ткань мы и долж­ны включить нашу личную жизнь» (5, 222).

Именно через воспитание христианской предмет­ности происходит ориентация личности на высшие духовные ценности, формируется духовно здоровый член общества. А когда сообщество, семья объеди­няет людей духовно здоровых, то там практически не возникает серьезных социальных и семейных про­блем. Такой человек становится в большей степени общественно полезным. Богатством и опорой являет­ся наш ум. Когда ум утвержден в высших ценностях, мы пребываем в хорошем состоя ни и. Когда же мы от­крываем двери страстям, тогда ум рассеивается и по­стоянно блуждает по земным и плотским предметам в многообразных наслаждениях и страстных помыс­лах. Попутно он отвращает нас от истинной любви, от любви к Богу и к ближнему, внушая пристрастие к бесполезным вещам и жажду пустой славы. Так раз­виваются сластолюбие, сребролюбие и тщеславие. А они в свою очередь порождают социальные пороки, конфликты, взаимную ненависть. Как писал Ильин, «жадный пустит в ход все средства, продажный все продаст, человек в коем Бога нет, превратит всю жизнь в тайное и явное преступление. ... Никакой го­сударственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благо­родства» (6, 40]. Нравственная же, интеллектуальная и творческая личность, образованная и воспитанная на базе традиционных отечественных ценностей, уко­рененных в православной культуре, есть, в отличие от нефти и газа, неисчерпаемое богатство, вложение в которое с лихвой компенсирует и исчерпание при­родных ресурсов, и изменение конъюнктуры цен на ресурсы на мировом рынке.

Итак, следуя традиции православной педагогики, можно определить воспитание, как целенаправлен­ный, организованный, контролируемый процесс, спо­собствующий спасению личности, то естьее правиль­ному становлению как для жизни на земле, так и для жизни в вечности. Таким образом, обе цели (воспита­ние для вечной жизни и воспитание для земной жиз­ни) должны правильно сочетаться и образовывать единую цель воспитания.

Список литературы:

[1| Гессен С.И. Мое Жизнеописание (предисловие к пу­бликации и послесловие Л. Вал иц кого) // Вопросы фи­лософии.-1994. - N7-8.
[2| Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. - М., 2004.
[3| Ельницкий К.В. О воспитании. - М., 2004.
[4| Жуковский В.А. ПСС в 12 т.т.П-СПб, 1902.
[5] И.11,1111 И.А. О грядущей России. -Казань: «Лиана*, 1993.
[6] Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 тт.-М., 1992. Т. 2.
[7| Маслов Н.В. Основы русской педагогики. - М. 2006.
[8| Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. -М., 1899.
[9] Закон Российской Федерации «Об образовании». АЖУР. Информационо-справочный бюллетень от 26 10 2004 I. 208/1. Екатеринбург, 2004.



Старый стиль 9Октябрь воскресенье Новый стиль) 22Октябрь Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3. Поста нет. Память святых отцев VII Вселенского собора (787). Совершается служба с полиелеемАп. Иакова Алфеева (I). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрпп. Андроника и супруги его Афанасии (V). Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 до Р.Х.). Мчч. Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361-363). Св. Поплии исповедницы, диакониссы Антиохийской (IV). Прп. Петра Галатийского (IX). Сщмчч. Константина и Петра пресвитеров (1918). Сщмч. Константина пресвитера (1937). Обретение мощей прп. Севастиана Карагандинского исп (1997). Корсунской иконы Божией Матери (988, XII). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 9-е, Ин., 65 зач., XX, 19-31. Лит. - Гал., 200 зач., I, 11-19. Лк., 30 зач., VII, 11-16. Свв. отцов (под зачало): Евр., 334 зач., XIII, 7-16. Ин., 56 зач., XVII, 1-13. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9-16. Лк., 51 зач., X, 16-21. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 7, 11-16). Видит Господь мать плачущую о смерти сына и милосердует о ней; в другой раз позван был на брак, и сорадовался семейной радости. Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Его. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом провождающие жизнь свою. Однако, они различают в житейском быту порядки от порядков; ибо в них много вошло такого, на чем не может быть Божия благоволения. Есть обычаи, вызванные страстями и придуманные в удовлетворение их; другими питается одна суетность. В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих. Только дух ревности меру преходящий колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтоб не поучить и не обличить. А тот заботится лишь о том, чтобы себя и семью свою учредить по христиански; в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: "кто меня поставил судьею"? Такою тихостью он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях. Молитвы Тропарь преподобного Андроникаглас 1Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец показался еси,/ Богоносне отче наш Андрониче,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак преподобного Андроникаглас 4Благородия нравом тя честно похвалим, Андрониче,/ иже Господь в лик преподобным отцем сочета,/ яко воистинну благородия Божественныя славы венец улучи. Тропарь апостола Иакова Алфееваглас 3Апостоле святый Иакове,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим. Кондак апостола Иакова Алфееваглас 2Твердо мудрости догматы в души благочестивых вложившаго,/ похвалами да ублажим яко боговещателя вси Иакова:/ Престолу бо славы Владычню предстоя,/ и со всеми Ангелы радуется,// моля непрестанно о всех нас. Тропарь Святых отцев VII Вселенского Собораглас 8Препрославлен еси, Христе Боже наш,/ светила на земли отцы наши основавый/ и теми ко истинней вере вся ны наставивый,/ Многоблагоутробне, слава Тебе. Ин тропарь Святых отцев VII Вселенского Собораглас 2Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся, Спасе наш,/ пришедый спасти мир. Кондак Святых отцев VII Вселенского Собораглас 6Иже из Отцы возсияв, Сын неизреченно/ из Жены родися сугуб естеством,/ Егоже видяще, не отметаемся зрака изображения,/ но, сие благочестно начертающе,/ почитаем верно./ И сего ради истинную веру Церковь держащи,/ лобызает икону вочеловечения Христова. Тропарь священноисповедника схиархимандрита Севастиана Карагандинскогоглас 3Троицы Святыя служителю,/ земне ангеле и небесне человече,/ духовнаго Оптинскаго старчества преемниче,/ Христов священнотаинниче и исповедниче,/ Духа Святаго обитель всечестная,/ преподобне отче Севастиане, досточтиме,/ испроси мирови мир/ и душам нашим велию милость. Службы9 октября: Святого апостола Иакова Алфеева. Преподобного Андроника и жены его Афанасии 11 октября: Святого апостола Филиппа, одного из семи диаконов. Преподобного Феофана исповедника, епископа Никийского. Святых отцов седьмого Вселенского Собора Сайты приходов:Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Саров (Нижегородская епархия) Храм Ризоположения на Донской г. Москва (Московская епархия (городская)) Храм Апостола Иакова Алфеева с. Чуварлей (Алатырская епархия) Храм святого апостола Иакова Алфеева г. Алатырь (Алатырская епархия) Храм-часовня Апостола Иакова Алфеева с. Александровка (Валуйская епархия) Община прп. Севастиана Карагандинского г. Бамберг (Берлинско-Германская епархия) Храм Корсунской иконы Божией Матери г. Торопец (Ржевская епархия) Храм Корсунской иконы Божией Матери пос. Глинково (Московская епархия (областная)) Храм Корсунской иконы Божией Матери с. Богородицкое (Скопинская епархия) Храм Преображения Господня с. Спас-Угол (Московская епархия (областная)) Храм Корсунской иконы Божией Матери г. Углич (Переславская епархия) Борисо-Глебский кафедральный собор г. Рязань (Рязанская епархия) Храм Корсунской иконы Божией Матери г. Белгород (Белгородская епархия) Храм Иконы Божией Матери "Боголюбская" с. Филимоново (Ярославская епархия) Храм Иконы Божией Матери "Корсунская" с. Зеленцово (Тверская епархия) Свято-Никольский Черноостровский монастырь г. Малоярославец (Калужская епархия) Храм "Корсунской" иконы Божией Матери. Свято-Никольский Черноостровский монастырь г. Малоярославец (Калужская епархия) Женский скит в честь иконы Божией Матери "Корсунская" г. Севастополь (Симферопольская епархия) Женский монастырь в честь "Корсунской" иконы Божией Матери с. Корсунка (Новокаховская епархия) Статьи на Православие.Ru Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели 18-й по Пятидесятнице13 / 26 октября 2013 г. Суббота 18-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:38:38 мин. Размер 114.3 Mb) Божественная литургия в Сретенском монастыре в Неделю 18-ю по Пятидесятнице14 / 27 октября 2013 г. Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцев VII Вселенского собора. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:14:11 мин. Размер 53.5 Mb) Призвание патриарха Авраама: «который есть отец всем нам» (Рим. 4,16)Аврам появляется на библейских страницах уже в семидесятипятилетнем возрасте, когда обычно жизнь идет к закату. С полным доверием к Призвавшему он оставляет современный город, со всей его безопасностью и со всеми его удобствами, чтобы стать одним из презренных кочевников. Авраам и Сарра: духовно живыеНеважно, сколько тебе лет – 15 или 70, подлинная жизнь начинается тогда, когда человек обращается от тьмы неверия к Божественному свету – с того времени, когда он исповедует Бога. «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»Красота наших православных жен всегда ставит их в некую группу риска. Поэтому верующие мужья должны оберегать и защищать их. Кто твой наследник?Имущество дяди смущало Лота. Это были разные люди, Аврам и Лот, и уже до разделения они двигались в разном направлении. Хотя тот и другой были богаты, как по-разному они относились к тому, что имели! «Бесы пленных не берут»Чего добивается диавол? Как не стать заложником собственных чувств? Кто такой Мелхиседек? Продолжаем читать Книгу Бытия с протоиереем Олегом Стеняевым. Воспоминания. Старец Севастиан (Фомин)Особый след в моей жизни оставил старец Севастиан (Фомин), долгие годы живший в Караганде. Он был преемником оптинских старцев.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06602 c.