Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

01.03.2019 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 2 (195) Февраль 2019 г.

26.02.2019 | Обет трезвости 17 02 2019

29.01.2019 | Обучающий семинар. «Подготовка социальных работников по организации трезвенного просвещения и помощи страждущим на приходе» I ступень (26-28 февраля 2019 г.)

29.01.2019 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

21.01.2019 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 1 (194) Январь 2019 г.

15.12.2018 | Межконфессиональный диалог и единение российской нации

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Отец Иоанн Знаменский (находка на площадке Большого Златоуста).



Площадка Большого Златоуста

От редакции:

На глазах жителей современного Екатеринбурга волею Божией на своем истори­ком месте возносится Максимилиановская церковь-колокольня (или Большой Златоуст), названная так в честь святителя Иоанна Златоуста, возвеличившего Славу Господню во все концы. Напротив Большого Златоуста- на месте «Рубина» - находилась Свято-Духовская церковь (или Малый Златоуст), снесенная в 1928 году. Настоятелем ее был протоиерей Иоанн Денисович Знаменский. О событиях, связанных с именем отца Иоанна, верой и правдой служившего много лег Церкви, школе и обществу, рассказывает краевед Василий Константинович Некрасов. (Статья опубликована в альманахе «Уральская старина»).

Не менее пятнадцати лет назад мне попалась в руки брошюрка в десяток страниц, из­данная в Екатеринбурге типографией А.Р. Вольц в 1910 году. Называлась книжка так: «Протоиерей Иоанн Денисович Знаменский». Издание это явилось как бы большим некрологом на кончину отца Иоанна.

Прошло еще какое-то время, и я прочел, (работая в архиве), в газете «Уральский край» извещение о смерти настоятеля   Градо-Екатеринбургской   Свято-Духовской церкви митрофорного протоиерея Иоанна Денисовича Знаменского, волею Божией тихо скончавшегося 10 февраля 1910 года в 5часов 30 минут пополудни.

Похороны отца Иоанна стали событием в Екатеринбурге. Его провожали в последний путь 32 протоиерея и священника в февральское воскресе­нье 14 числа 1910 года. Присутствовало множество народа. Было перекрыто движение по Покровскому проспекту (ул. Малышева) и Уктусской улице (ул. 8 Марта).

По особому ходатайству прихожан Свято-Духовской церкви (Малого Златоуста) могилу усопшего решени­ем Городской Думы разрешено было приготовитьоколо алтаря Максимилиановской церкви (Большой Златоуст), с южной стороны храма.

Кем же был для старого Екатеринбурга отец Иоанн Знаменский?

Вспомним кратко о его деятельности в городе. То. что он был настоятелем старейшей церкви города, мы уже знаем. Чтоеще? Гласный Городской Думы двух созывов, член Консистории, инспектор классов Епархиального женского училища, организатор и руководитель при­ходской школы при своей церкви, помощник председа­теля братства святого Симеона Верхотурского. учитель закона Божия в мужской гимназии, где он преподавал еще в молодости как магистр богословия (с 1861 по 1880 годы). Иотецболыиогосемейства.

Жил отец Иоанн в своем доме с большой усадь­бой, простиравшейся на целый квартал по Главному проспекту от улицы Пушкинской до Колобовской (ул. Толмачева). Дом был красивый деревянный с мезони­ном . сейчас его можно увидеть на многи х открытках. По проспектуэто был № 36 на углу Главного проспекта (ул. Ленина) и Пушкинской, усадьба заканчивалась флиге­лем на углу Главного проспекта и Колобовской, дом № 18.

Зная, где примерно находится захоронение Знаме не ко го. я задаюсь воткаким вопросом; уничтожили ли большевики его святую могилу? Ведь рядом строили Дом обороны, снесли Большой Златоуст, сделал и сквер, ставили советские памятники: последний - Малышеву.

Зная старый Екатеринбург, особенно то место, где стояла снесенная церковь-колокольня, я определил, что могила отца Иоанна находится под образовавшимся га­зоном. Так оно и получилось.

Летом или осенью 2006 года ко мне зашел городской археолог Сергей Николаевич Погорелов и сообщил, что в ближайшее время будет производить раскопкифунда-ментов Большого Златоуста. Он поинтересовался: «Нет ли там каких-либо захоронений?». Меня это взволнова­ло. До этого был разговор с Всеволодом Михайловичем Слукиным. производившим в сентябре 2006 года гео­физическую съемку этой площадки. Я тогда предполо­жил, что при раскопках могут быть обнаружены какие-нибудьследы могилы Знаменского. Это подтвердилось. Осенью 2006 года археологи вскрыли фундамент ал­тарной части Большого Златоуста. Фундамент церкви был высотой до пяти метров.

Что бы мы. любители истории, без них. археологов, делали?

В начале июня 2007 года Сергей Николаевич Погорелов сообщил мне: «Следы могилы Знаменского обнаружены на том месте, где предполагалось». Действительно оказалось, что в 2.5-3 метрах от фунда­мента алтаря выявился след захоронения. Четко, как на рисунке или чертеже. Глубина от поверхности культур­ного слоя советского времени до четкого абриса прямо­угольника могилы составила 2 метра. Остается копнуть один-два раза и тайна будет открыта. Археологи в на­пряжении, да и я тоже.

Штык лопаты - в глубину, и... появляются плиты гра­нита, закрывающие склеп. Четыре квадратных гранит­ных плиты, скрепленных известковым раствором. Слава Богу, большевики могилу не разграбили. Ждем предста­вителей от Епархии. Приехал отец Валерий (Лавринов) - автор книги по истории Екатеринбургской епархии.

Решили вскрывать две плиты к головной части захо­ронения. Археологи сделали это не без труда. Открылся аккуратно выложенный кирпичом полускат, побелен­ный изнутри. Заметим, что похороны отца Иоанна были в феврале, а как аккуратно подготовлено место вечного его упокоения. Позеленевшая фигурная крышка фоба - признак обивки его парчой. И хорошо сохранившиеся две больших пальмовых ветви - символ Иерусалима.

Крышку открыли и прислонили к стенке скле­па. Пелену, закрывавшую останки, не стали снимать. Увидели на голове золоченую красивую митру, снова пальмовые ветви, под скрещенными на груди руками. на пологе толстый том Евангелия в хорошем переплете. Сделаны, как положено, снимки. Снова крышка гроба заняла свое место. Отец Валерий возложил на закры­тый гроб белое с надписями погребальное покрывало, естественно современное. Ни одной косточки вскрытие могилы через 97 лет не потревожило. Полусклеп закрыт иснова засыпан землей. Надолголи?

Думается, что вечный дом отца Иоанна Знаменского теперь не будет потревожен и как был определен в фев­рале 1910 года, так навсегда и останется. А екатерин-буржцы будут знать, что у восстанавливаемого храма есть свой духовный страж.

Лично у меня, как у старого екатеринбуржца и крае­веда, душа обрела спокойствие. Да. наверное, не толь­ко у меня, но и у всех любящих свой город.

P.S. - событие это произошло 8 июня, в четверг. 2007 года.

 

Максимилиановская церквь (Большой Златоуст) В жизни отца Иоанна было много борьбы, борьбы за правду и веру. В одной статейке советского периода промелькнуло, что он был реакционером. Но что гово­рить, ведь тогда все хулили прошлое, не зная истины.

Редакция приводит некоторые выписки из клировой ве­домости о принте Свято-Духовскои церкви Екатеринбурга 1896 года.

Иоанн ЗНАМЕНСКИЙ протоиерей

1896 г.

Кто именно, где родился, из какого звания происхо­дит, где и чему обучался, когда и кем в какой чин про­изведен, и в каком месте: какие проходил и проходит особенные должности, когда чем был награжден и кого имеет в семействе?

- Протоиерей, магистр, орденов Св. Анны 2-й сте­пени и Св. Владимира 3-й степени кавалер. Иоанн Дионисиев Знаменский. 65 лет. Родом изНижегородской губернии, дьяческий сын.

Родился- 19 июня 1831 г.

По окончании Казанской духовной академии в 1858 г. определен в Пермскую духовную семинарию настав­ником нравственного богословия и соединенных пред­метов во II классе высшего отделения. Затем исправлял должность инспектора семинарии и наставника богос­ловских предметов в I классе высшего отделе ни я.

В 1860 г. Преосвященным Неофитом, архиеписко­пом Пермским и Верхотурским произведен в священни­ки пермской церкви Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» с оставлением при семинарских должностях.

По прошению переведен из города Перми в Екатеринбург на настоящее священническое место -19 сентября 1861 г.

Определен законоучителем в Екатеринбургскую гимназию - 4 ноября 1861 г.

Исправлял должность цензора проповедей по горо­ду Екатеринбургу и уезду его.

Сверх должности при Екатеринбургской гимназии определен законоучителем в Уральское училище - 4 сентября 1863 г.

Определен исправляющим должность благочинного по VI округу Екатеринбургского уезда - с 16 июля 1866 г. по 24 мая 1867 г.

Определен членом Екатеринбургского уездного учи-лищногосовета - с 24 сентября 1870 г. по 1872 г.

За усердную и полезную службу по Министерству народного просвещения в 1871 г. Высочайше награжден золотым наперсным крестом от Синода выдаваемым.

За примерно честное и отлично ревностное про­должение должности законоучителя по определе­нию Святейшего Синода возведен в сан протоиерея Модестом.епископом Екатеринбургским в 1878 г.

В 1879 г. утвержден епархиальной властью в должно­сти смотрителя Екатеринбургского духовного училища.

В 1885 г. Преосвященным Нафанаилом. епископом Екатеринбургским и Ирбитским. определен инспекто­ром классов Екатеринбургского епархиального женско­го училища.

Святейшим Синодом утвержден в должности цензора «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» - 1886 г.

Определен епархиальной властью помощником председателя совета братства Святого Праведного Симеона Верхотурского чудотворца - 25 июля 1887 г.

За долговременную и примерно усердную службу и за особые труды по должности инспектора классов епархиального училища и сверхштатного члена конси­стории преподано благословение святейшего Синода с грамотой 1892 года мая 15 дня

Жена его Ольга Васильева. 53 лет.

Дети их:

сыновья -    Василий, родился 10 марта 1861 г.

Борис, родился 1 апреля 1876 г.

Сергей, родился 10 апреля 1879 г. дочери -     Клавдия, родилась 11 сентября 1862 г.

Мария, родилась 21 марта 1864г.

Екатерина, родилась 17 декабря 1870 г.

ГАСО. ф. 6. on. 4. д. 93. л. 57 об. -62. Подлинник. Рукопись.



Старый стиль 12Март суббота Новый стиль) 25Март Седмица 4-я Великого поста. Поминовение усопших. Глас 6. Великий пост. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Феофана исп., Сигрианского (818). Прав. Финееса (ок. 1500 до Р.Х.). Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604). Прп. Симеона Нового Богослова (1021). Св. Александра исп. пресвитера (1933). Сщмч. Иоанна, Константина пресвитеров, прмч. Владимира (1938). Сщмч. Сергия пресвитера (1943). Лиддской-нерукотворной (на столпе), иконы Божией Матери (I). Евангельские ЧтенияЕвр., 313 зач., VI, 9-12. Мк., 31 зач., VII, 31-37. За упокой: 1 Кор., 163 зач., XV, 47-57. Ин., 16 зач., V, 24-30. Литургия св. Иоанна Златоуста. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Ев. 6, 9-12; Мк. 7, 31-37). "Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия" (1 Кор. 15, 50). Следовательно, для получения Царствия надобно обесплотить и обескровить, то есть утвердиться в таком характере жизни, что крови и плоти словно нет. Это достигается совершенным отречением от дел кровяных и плотских. "Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство. идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное". Перечислив все это, апостол прибавляет: "предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал. 5, 10-21). Имеющий уши слышать, да слышит. Молитвы Тропарь святителя Григория Двоеслова, папы Римскогоглас 4Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем,/ славне Григорие,/ и Того силою укрепляема/ евангельски шествовати изволил еси./ Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне,/ Егоже моли,/ да спасет души наша. Кондак святителя Григория Двоеслова, папы Римскогоглас 3Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа,/ иноков чреды, отче Григорие,/ ко ограде Небесней наставляя,/ и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его,/ ныне же с ними радуешися и ликуеши в Небесных кровех. Тропарь преподобного Симеона Нового Богословаглас 3Божественное озарение, Симеоне отче,/ восприяв в души твоей,/ светило в мире показался еси светлейшее,/ разгоняя того мракобесие/ и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа,/ Егоже прилежно моли/ даровати нам велию милость. Ин тропарь, новосоставленный, преподобного Симеона Нового Богословаглас 1Внешния мудрости пребывая непричастен,/ Божественныя же преисполнен был еси последи/ и Новый Богослов воистинну всеми познася, Симеоне./ Сего ради твою память, отче мудре, почитающе, тебе вопием:/ слава тя прославльшему Христу,/ слава тя дивна Показавшему,/ слава Действующему тобою всем исцеления. Ин тропарь преподобного Симеона Нового Богословаглас 4Яко Света Трисолнечнаго зритель / и таинственнаго Богословия сказатель, / освященне Симеоне, отче наш, / испроси душам нашим просвещения свыше / и страстей отгони от нас мглу, / яко бо, служитель велий Христов,/ всем подаеши полезная, преподобне. Кондак преподобного Симеона Нового Богословаглас 3Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре,/ Богослов явился еси Пребожественныя Троицы./ Свыше премудростию словес обогатився,/ источил еси Богомудрия Божественный струй,/ от нихже пиюще, вопием:/ радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне. Показать ещё молитвы Ин кондак преподобного Симеона Нового Богословаглас 2. Подобен: Кровей твоих:Яко Богослов Божий Божественнейший/ и молитвенник наш велий ко Господу,/ присно, Симеоне, моли даровали нам грехов прощение/ и живота исправление, преподобне Тропарь преподобного Феофана исповедника, Сигрианскогоглас 5Воздержанием житие украсил/ и, уды умертвив,/ победил еси вражия козни, отче Феофане,/ преставился еси к Богу в вечную жизнь,/ яко достоин причастник,/ моляся непрестанно/ помиловати души наша. Кондак преподобного Феофана исповедника, Сигрианскогоглас 2Свыше прием Божественное откровение,/ со тщанием изшел еси от среды молвы житейский/ и, уединився, преподобне, чудес приял еси действо/ и пророчества достоинство,/ богатства и супружницы лишився. Службы12 марта: Преподобного Феофана исповедника Сигрианского Сайт прихода:Храм прп. Симеона Нового Богослова и свт. Иннокентия Московского г. Аликанте (Корсунская епархия) Статьи на Православие.Ru Два ученых Феофана12/25 марта Церковь чтит память преподобного Феофана Сигрианского, летописца и исповедника, небесного покровителя святителя Феофана, Затворника Вышенского. Святитель Григорий Двоеслов, папа РимскийОбширная переписка святителя красноречиво свидетельствует о попечении этого доброго пастыря не только о больших делах Церкви, но и о каждой самой малой овце его духовного стада. В посланиях он подписывался всегда только одним титулом – «раб рабов Божиих». Он был убежден: никакой епископ не может единолично претендовать на власть, которой обладают лишь Вселенские Соборы и Церкви в целом. Святители Григорий Двоеслов и Августин Кентерберийский – апостолы англовПеред нами такая картина: Августин, в величественных облачениях, держащий икону Спасителя в одной руке и благословляющий серебряным крестом в другой весь английский народ. Память святителя Августина – 13/26 сентября. Преподобный поэт о прозе жизниДиакон Павел СержантовКак это хорошо – не «витать в облаках», найти свое место в жизни, ежедневно трудиться над собой и не мечтать о будущем величии. У преподобного Симеона в гимнах есть рассуждения о высоком, есть и о вещах обыденных. Икона Божией Матери ЛиддскаяНадежда ДмитриеваНаш рассказ — об иконе, созданной не человеческими руками. По преданию, когда по вознесении Господнем апостолы Петр и Иоанн проповедовали в окрестностях Иерусалима, то посетили и городок Лидду, где основали общину с храмом во имя Пречистой. А когда вернулись в Иерусалим, то попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его. Матерь Божия ответствовала любимым ученикам Христовым: «Идите с радостью. Я буду там с вами». Слово о молитве за усопшихСвятитель Филарет МосковскийЕсть в христианстве люди, которые сами себя лишают утешения молиться за усопших. Какие это люди? — Без сомнения те, которые, приметным или неприметным для себя образом, больше любят умствовать, нежели веровать. Почему не приемлют они молитв за усопших? — Не видно другой тому причины, кроме той, что не понятно, как действие молитвы простираться может так далеко, — даже из одного мира в другой, из видимаго в невидимый. Суббота родительская 4-й седмицы Великого постаБезграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Дни особого поминовения усопшегоЛюбовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. О молитвословиях
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.03975 c.