Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

27.02.2017 | Научно-образовательный семинар-практикум «От экологии природы к экологии человека: опыт народной педагогики»

21.02.2017 | В Екатеринбурге, в Уральском Государственном Горном Университете прошел научно-практический семинар «Методология предупреждения нехимических зависимостей»

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Отец Иоанн Знаменский (находка на площадке Большого Златоуста).



Площадка Большого Златоуста

От редакции:

На глазах жителей современного Екатеринбурга волею Божией на своем истори­ком месте возносится Максимилиановская церковь-колокольня (или Большой Златоуст), названная так в честь святителя Иоанна Златоуста, возвеличившего Славу Господню во все концы. Напротив Большого Златоуста- на месте «Рубина» - находилась Свято-Духовская церковь (или Малый Златоуст), снесенная в 1928 году. Настоятелем ее был протоиерей Иоанн Денисович Знаменский. О событиях, связанных с именем отца Иоанна, верой и правдой служившего много лег Церкви, школе и обществу, рассказывает краевед Василий Константинович Некрасов. (Статья опубликована в альманахе «Уральская старина»).

Не менее пятнадцати лет назад мне попалась в руки брошюрка в десяток страниц, из­данная в Екатеринбурге типографией А.Р. Вольц в 1910 году. Называлась книжка так: «Протоиерей Иоанн Денисович Знаменский». Издание это явилось как бы большим некрологом на кончину отца Иоанна.

Прошло еще какое-то время, и я прочел, (работая в архиве), в газете «Уральский край» извещение о смерти настоятеля   Градо-Екатеринбургской   Свято-Духовской церкви митрофорного протоиерея Иоанна Денисовича Знаменского, волею Божией тихо скончавшегося 10 февраля 1910 года в 5часов 30 минут пополудни.

Похороны отца Иоанна стали событием в Екатеринбурге. Его провожали в последний путь 32 протоиерея и священника в февральское воскресе­нье 14 числа 1910 года. Присутствовало множество народа. Было перекрыто движение по Покровскому проспекту (ул. Малышева) и Уктусской улице (ул. 8 Марта).

По особому ходатайству прихожан Свято-Духовской церкви (Малого Златоуста) могилу усопшего решени­ем Городской Думы разрешено было приготовитьоколо алтаря Максимилиановской церкви (Большой Златоуст), с южной стороны храма.

Кем же был для старого Екатеринбурга отец Иоанн Знаменский?

Вспомним кратко о его деятельности в городе. То. что он был настоятелем старейшей церкви города, мы уже знаем. Чтоеще? Гласный Городской Думы двух созывов, член Консистории, инспектор классов Епархиального женского училища, организатор и руководитель при­ходской школы при своей церкви, помощник председа­теля братства святого Симеона Верхотурского. учитель закона Божия в мужской гимназии, где он преподавал еще в молодости как магистр богословия (с 1861 по 1880 годы). Иотецболыиогосемейства.

Жил отец Иоанн в своем доме с большой усадь­бой, простиравшейся на целый квартал по Главному проспекту от улицы Пушкинской до Колобовской (ул. Толмачева). Дом был красивый деревянный с мезони­ном . сейчас его можно увидеть на многи х открытках. По проспектуэто был № 36 на углу Главного проспекта (ул. Ленина) и Пушкинской, усадьба заканчивалась флиге­лем на углу Главного проспекта и Колобовской, дом № 18.

Зная, где примерно находится захоронение Знаме не ко го. я задаюсь воткаким вопросом; уничтожили ли большевики его святую могилу? Ведь рядом строили Дом обороны, снесли Большой Златоуст, сделал и сквер, ставили советские памятники: последний - Малышеву.

Зная старый Екатеринбург, особенно то место, где стояла снесенная церковь-колокольня, я определил, что могила отца Иоанна находится под образовавшимся га­зоном. Так оно и получилось.

Летом или осенью 2006 года ко мне зашел городской археолог Сергей Николаевич Погорелов и сообщил, что в ближайшее время будет производить раскопкифунда-ментов Большого Златоуста. Он поинтересовался: «Нет ли там каких-либо захоронений?». Меня это взволнова­ло. До этого был разговор с Всеволодом Михайловичем Слукиным. производившим в сентябре 2006 года гео­физическую съемку этой площадки. Я тогда предполо­жил, что при раскопках могут быть обнаружены какие-нибудьследы могилы Знаменского. Это подтвердилось. Осенью 2006 года археологи вскрыли фундамент ал­тарной части Большого Златоуста. Фундамент церкви был высотой до пяти метров.

Что бы мы. любители истории, без них. археологов, делали?

В начале июня 2007 года Сергей Николаевич Погорелов сообщил мне: «Следы могилы Знаменского обнаружены на том месте, где предполагалось». Действительно оказалось, что в 2.5-3 метрах от фунда­мента алтаря выявился след захоронения. Четко, как на рисунке или чертеже. Глубина от поверхности культур­ного слоя советского времени до четкого абриса прямо­угольника могилы составила 2 метра. Остается копнуть один-два раза и тайна будет открыта. Археологи в на­пряжении, да и я тоже.

Штык лопаты - в глубину, и... появляются плиты гра­нита, закрывающие склеп. Четыре квадратных гранит­ных плиты, скрепленных известковым раствором. Слава Богу, большевики могилу не разграбили. Ждем предста­вителей от Епархии. Приехал отец Валерий (Лавринов) - автор книги по истории Екатеринбургской епархии.

Решили вскрывать две плиты к головной части захо­ронения. Археологи сделали это не без труда. Открылся аккуратно выложенный кирпичом полускат, побелен­ный изнутри. Заметим, что похороны отца Иоанна были в феврале, а как аккуратно подготовлено место вечного его упокоения. Позеленевшая фигурная крышка фоба - признак обивки его парчой. И хорошо сохранившиеся две больших пальмовых ветви - символ Иерусалима.

Крышку открыли и прислонили к стенке скле­па. Пелену, закрывавшую останки, не стали снимать. Увидели на голове золоченую красивую митру, снова пальмовые ветви, под скрещенными на груди руками. на пологе толстый том Евангелия в хорошем переплете. Сделаны, как положено, снимки. Снова крышка гроба заняла свое место. Отец Валерий возложил на закры­тый гроб белое с надписями погребальное покрывало, естественно современное. Ни одной косточки вскрытие могилы через 97 лет не потревожило. Полусклеп закрыт иснова засыпан землей. Надолголи?

Думается, что вечный дом отца Иоанна Знаменского теперь не будет потревожен и как был определен в фев­рале 1910 года, так навсегда и останется. А екатерин-буржцы будут знать, что у восстанавливаемого храма есть свой духовный страж.

Лично у меня, как у старого екатеринбуржца и крае­веда, душа обрела спокойствие. Да. наверное, не толь­ко у меня, но и у всех любящих свой город.

P.S. - событие это произошло 8 июня, в четверг. 2007 года.

 

Максимилиановская церквь (Большой Златоуст) В жизни отца Иоанна было много борьбы, борьбы за правду и веру. В одной статейке советского периода промелькнуло, что он был реакционером. Но что гово­рить, ведь тогда все хулили прошлое, не зная истины.

Редакция приводит некоторые выписки из клировой ве­домости о принте Свято-Духовскои церкви Екатеринбурга 1896 года.

Иоанн ЗНАМЕНСКИЙ протоиерей

1896 г.

Кто именно, где родился, из какого звания происхо­дит, где и чему обучался, когда и кем в какой чин про­изведен, и в каком месте: какие проходил и проходит особенные должности, когда чем был награжден и кого имеет в семействе?

- Протоиерей, магистр, орденов Св. Анны 2-й сте­пени и Св. Владимира 3-й степени кавалер. Иоанн Дионисиев Знаменский. 65 лет. Родом изНижегородской губернии, дьяческий сын.

Родился- 19 июня 1831 г.

По окончании Казанской духовной академии в 1858 г. определен в Пермскую духовную семинарию настав­ником нравственного богословия и соединенных пред­метов во II классе высшего отделения. Затем исправлял должность инспектора семинарии и наставника богос­ловских предметов в I классе высшего отделе ни я.

В 1860 г. Преосвященным Неофитом, архиеписко­пом Пермским и Верхотурским произведен в священни­ки пермской церкви Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» с оставлением при семинарских должностях.

По прошению переведен из города Перми в Екатеринбург на настоящее священническое место -19 сентября 1861 г.

Определен законоучителем в Екатеринбургскую гимназию - 4 ноября 1861 г.

Исправлял должность цензора проповедей по горо­ду Екатеринбургу и уезду его.

Сверх должности при Екатеринбургской гимназии определен законоучителем в Уральское училище - 4 сентября 1863 г.

Определен исправляющим должность благочинного по VI округу Екатеринбургского уезда - с 16 июля 1866 г. по 24 мая 1867 г.

Определен членом Екатеринбургского уездного учи-лищногосовета - с 24 сентября 1870 г. по 1872 г.

За усердную и полезную службу по Министерству народного просвещения в 1871 г. Высочайше награжден золотым наперсным крестом от Синода выдаваемым.

За примерно честное и отлично ревностное про­должение должности законоучителя по определе­нию Святейшего Синода возведен в сан протоиерея Модестом.епископом Екатеринбургским в 1878 г.

В 1879 г. утвержден епархиальной властью в должно­сти смотрителя Екатеринбургского духовного училища.

В 1885 г. Преосвященным Нафанаилом. епископом Екатеринбургским и Ирбитским. определен инспекто­ром классов Екатеринбургского епархиального женско­го училища.

Святейшим Синодом утвержден в должности цензора «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» - 1886 г.

Определен епархиальной властью помощником председателя совета братства Святого Праведного Симеона Верхотурского чудотворца - 25 июля 1887 г.

За долговременную и примерно усердную службу и за особые труды по должности инспектора классов епархиального училища и сверхштатного члена конси­стории преподано благословение святейшего Синода с грамотой 1892 года мая 15 дня

Жена его Ольга Васильева. 53 лет.

Дети их:

сыновья -    Василий, родился 10 марта 1861 г.

Борис, родился 1 апреля 1876 г.

Сергей, родился 10 апреля 1879 г. дочери -     Клавдия, родилась 11 сентября 1862 г.

Мария, родилась 21 марта 1864г.

Екатерина, родилась 17 декабря 1870 г.

ГАСО. ф. 6. on. 4. д. 93. л. 57 об. -62. Подлинник. Рукопись.



Старый стиль 12Май понедельник Новый стиль) 25Май Седмица 7-я по Пасхе. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Епифания, еп. Кипрского (403). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Германа, патриарха Константинопольского (740). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V) и прочих свтт. Кипрских. Свт. Полувия, еп. Ринокирского (V). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Рум.). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Сщмч. Петра, пресвитера (1937). Мц. Евдокии (после 1937). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9. Лит. - Деян., 45 зач., XXI, 8-14. Ин., 49 зач., XIV, 27 - XV, 7. Сщмч.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Ин., 36 зач., X, 9-16. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Дея. 21, 8-14; Ин. 14, 27-15, 7). Господь Иисус Христос - лоза, дерево виноградное; христиане - ветви и отростки. Мы прицепляемся к Нему верою, плод же приносим жизнью по вере. Отец Небесный - вертоградарь , который смотрит за этим деревом. Какая ветвь не приносит плода, то есть кто верует, а не живет по вере, - ту Он отсекает: а какая приносит плод, ту очищает, то есть кто не только верует, но усердствует и жить по вере, тому Бог всячески помогает богатиться добрыми делами, которые плоды веры. По этому закону Божия действия на нас, всякий и устраивай свою жизнь, твердо помня, что без Господа ничего сделать нельзя. К Нему прибегай со всякой нуждою. Имя же Его пресвятое и пресладкое да вращается неотступно в уме, сердце и на языке твоем. Молитвы Тропарь святителей Епифания и Германаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш. Кондак святителей Епифания и Германаглас 4Священноначальник чудную двоицу восхвалим, вернии, по долгу,/ с Германом Божественнаго Епифания:/ сии бо попалиша безбожных языки,/ догматы премудрейшия возложше всем,/ православно поющим присно благочестия великое таинство. Тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 3Земная, прельщающая очеса миролюбцев,/ возненавидел еси, отче Богоносне Дионисие,/ за уметы та вменив,/ шествуя путем скорбным,/ и в терпении добр воин Христов явился еси,/ победив страсти мира,/ был еси до кончины непоколебимый благочестия поборник./ Темже мы днесь, совершая священную память твою,/ духовными тя песньми ублажаем и смиренно молим,/ да, предстоя Престолу Господа Бога,/ ходатайствуеши о спасении душ наших. Ин тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 4Благости научився от Вышняго благодати,/ измлада подвизався благою совестию,/ Дионисие преподобне,/ терпения столп был еси/ и слова Божия проповедник,/ благочестия догматы утвердив и суеумных мудрование упразднив,/ темже и пострадал еси за истину, радуяся,/ образ страдальцем собою показав,/ но, яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ не престай моляся о нас,/ любовию чтущих святую память твою. Кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 6Свет Трисиянный, вселивыйся в душу твою,/ сосуд избран показа тя,/ вещающа Божественная людем,/ исповедник Божия Слова явился еси,/ и прилагающих Божеству вещественный огнь/ явственно обличил еси,/ и злославных смыслы, яко паучинное прядение, растерзал еси,/ благочестия столп и забрало твердое мирови показался еси/ и сего ради от Вселенскаго Патриарха дивне похвален был еси./ Мы же благодарными гласы, веселящеся, вопием ти:/ радуйся, отче наш, Дионисие преподобне. Ин кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 4Правило веры, столп благочестия/ был еси, Богоносне Дионисие,/ явив в себе образ и пример/ преуспеяния добродетели и подвигов:/ сею Евангельскою мрежею/ многих уловил еси подражателей,/ подай блестящею на Небеси славою своею/ ревность к содействованию на пользу правоверных./ Темже мы, ныне воспевающе сия, молим тя,/ да ходатайствуеши о стране нашей/ и о всем Церкви исполнении. Тропарь священномученика Ермогенаглас 4Приспе день светлаго торжества,/ град Москва радуется,/ и с ним Русь Православная ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в явлении честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Ермогена,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене. Кондак священномученика Ермогенаглас 6Темницею и гладом изнуряем,/ даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:// радуйся, заступниче Российския земли. Службы12 мая: Святителя Епифания, епископа Кипрского. Святителя Германа, патриарха Константинопольского 5 октября: Святой мученицы Харитины. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских, и всей России чудотворцев 17 февраля: Святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси 12 сентября: Праведного Симеона Верхотурского, чудотворца Сайты приходов:Храм Святителей Московских г. Абакан (Абаканская епархия) Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург (Санкт-Петербургская епархия)
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.15231 c.