Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

11.12.2018 | Газета православных трезвенников "ТРЕЗВЕНИЕ" № 8 (193) Ноябрь-декабрь 2018 г. АБСОЛЮТНАЯ ТРЕЗВОСТЬ БОГОУГОДНА

27.11.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

26.11.2018 | Сертификат модератора

20.11.2018 | Обучающий семинар проводит АНО «Просветительский центр»

08.11.2018 | Традиционный праздник «Встреча друзей»

20.10.2018 | Встреча друзей

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Отец Иоанн Знаменский (находка на площадке Большого Златоуста).



Площадка Большого Златоуста

От редакции:

На глазах жителей современного Екатеринбурга волею Божией на своем истори­ком месте возносится Максимилиановская церковь-колокольня (или Большой Златоуст), названная так в честь святителя Иоанна Златоуста, возвеличившего Славу Господню во все концы. Напротив Большого Златоуста- на месте «Рубина» - находилась Свято-Духовская церковь (или Малый Златоуст), снесенная в 1928 году. Настоятелем ее был протоиерей Иоанн Денисович Знаменский. О событиях, связанных с именем отца Иоанна, верой и правдой служившего много лег Церкви, школе и обществу, рассказывает краевед Василий Константинович Некрасов. (Статья опубликована в альманахе «Уральская старина»).

Не менее пятнадцати лет назад мне попалась в руки брошюрка в десяток страниц, из­данная в Екатеринбурге типографией А.Р. Вольц в 1910 году. Называлась книжка так: «Протоиерей Иоанн Денисович Знаменский». Издание это явилось как бы большим некрологом на кончину отца Иоанна.

Прошло еще какое-то время, и я прочел, (работая в архиве), в газете «Уральский край» извещение о смерти настоятеля   Градо-Екатеринбургской   Свято-Духовской церкви митрофорного протоиерея Иоанна Денисовича Знаменского, волею Божией тихо скончавшегося 10 февраля 1910 года в 5часов 30 минут пополудни.

Похороны отца Иоанна стали событием в Екатеринбурге. Его провожали в последний путь 32 протоиерея и священника в февральское воскресе­нье 14 числа 1910 года. Присутствовало множество народа. Было перекрыто движение по Покровскому проспекту (ул. Малышева) и Уктусской улице (ул. 8 Марта).

По особому ходатайству прихожан Свято-Духовской церкви (Малого Златоуста) могилу усопшего решени­ем Городской Думы разрешено было приготовитьоколо алтаря Максимилиановской церкви (Большой Златоуст), с южной стороны храма.

Кем же был для старого Екатеринбурга отец Иоанн Знаменский?

Вспомним кратко о его деятельности в городе. То. что он был настоятелем старейшей церкви города, мы уже знаем. Чтоеще? Гласный Городской Думы двух созывов, член Консистории, инспектор классов Епархиального женского училища, организатор и руководитель при­ходской школы при своей церкви, помощник председа­теля братства святого Симеона Верхотурского. учитель закона Божия в мужской гимназии, где он преподавал еще в молодости как магистр богословия (с 1861 по 1880 годы). Иотецболыиогосемейства.

Жил отец Иоанн в своем доме с большой усадь­бой, простиравшейся на целый квартал по Главному проспекту от улицы Пушкинской до Колобовской (ул. Толмачева). Дом был красивый деревянный с мезони­ном . сейчас его можно увидеть на многи х открытках. По проспектуэто был № 36 на углу Главного проспекта (ул. Ленина) и Пушкинской, усадьба заканчивалась флиге­лем на углу Главного проспекта и Колобовской, дом № 18.

Зная, где примерно находится захоронение Знаме не ко го. я задаюсь воткаким вопросом; уничтожили ли большевики его святую могилу? Ведь рядом строили Дом обороны, снесли Большой Златоуст, сделал и сквер, ставили советские памятники: последний - Малышеву.

Зная старый Екатеринбург, особенно то место, где стояла снесенная церковь-колокольня, я определил, что могила отца Иоанна находится под образовавшимся га­зоном. Так оно и получилось.

Летом или осенью 2006 года ко мне зашел городской археолог Сергей Николаевич Погорелов и сообщил, что в ближайшее время будет производить раскопкифунда-ментов Большого Златоуста. Он поинтересовался: «Нет ли там каких-либо захоронений?». Меня это взволнова­ло. До этого был разговор с Всеволодом Михайловичем Слукиным. производившим в сентябре 2006 года гео­физическую съемку этой площадки. Я тогда предполо­жил, что при раскопках могут быть обнаружены какие-нибудьследы могилы Знаменского. Это подтвердилось. Осенью 2006 года археологи вскрыли фундамент ал­тарной части Большого Златоуста. Фундамент церкви был высотой до пяти метров.

Что бы мы. любители истории, без них. археологов, делали?

В начале июня 2007 года Сергей Николаевич Погорелов сообщил мне: «Следы могилы Знаменского обнаружены на том месте, где предполагалось». Действительно оказалось, что в 2.5-3 метрах от фунда­мента алтаря выявился след захоронения. Четко, как на рисунке или чертеже. Глубина от поверхности культур­ного слоя советского времени до четкого абриса прямо­угольника могилы составила 2 метра. Остается копнуть один-два раза и тайна будет открыта. Археологи в на­пряжении, да и я тоже.

Штык лопаты - в глубину, и... появляются плиты гра­нита, закрывающие склеп. Четыре квадратных гранит­ных плиты, скрепленных известковым раствором. Слава Богу, большевики могилу не разграбили. Ждем предста­вителей от Епархии. Приехал отец Валерий (Лавринов) - автор книги по истории Екатеринбургской епархии.

Решили вскрывать две плиты к головной части захо­ронения. Археологи сделали это не без труда. Открылся аккуратно выложенный кирпичом полускат, побелен­ный изнутри. Заметим, что похороны отца Иоанна были в феврале, а как аккуратно подготовлено место вечного его упокоения. Позеленевшая фигурная крышка фоба - признак обивки его парчой. И хорошо сохранившиеся две больших пальмовых ветви - символ Иерусалима.

Крышку открыли и прислонили к стенке скле­па. Пелену, закрывавшую останки, не стали снимать. Увидели на голове золоченую красивую митру, снова пальмовые ветви, под скрещенными на груди руками. на пологе толстый том Евангелия в хорошем переплете. Сделаны, как положено, снимки. Снова крышка гроба заняла свое место. Отец Валерий возложил на закры­тый гроб белое с надписями погребальное покрывало, естественно современное. Ни одной косточки вскрытие могилы через 97 лет не потревожило. Полусклеп закрыт иснова засыпан землей. Надолголи?

Думается, что вечный дом отца Иоанна Знаменского теперь не будет потревожен и как был определен в фев­рале 1910 года, так навсегда и останется. А екатерин-буржцы будут знать, что у восстанавливаемого храма есть свой духовный страж.

Лично у меня, как у старого екатеринбуржца и крае­веда, душа обрела спокойствие. Да. наверное, не толь­ко у меня, но и у всех любящих свой город.

P.S. - событие это произошло 8 июня, в четверг. 2007 года.

 

Максимилиановская церквь (Большой Златоуст) В жизни отца Иоанна было много борьбы, борьбы за правду и веру. В одной статейке советского периода промелькнуло, что он был реакционером. Но что гово­рить, ведь тогда все хулили прошлое, не зная истины.

Редакция приводит некоторые выписки из клировой ве­домости о принте Свято-Духовскои церкви Екатеринбурга 1896 года.

Иоанн ЗНАМЕНСКИЙ протоиерей

1896 г.

Кто именно, где родился, из какого звания происхо­дит, где и чему обучался, когда и кем в какой чин про­изведен, и в каком месте: какие проходил и проходит особенные должности, когда чем был награжден и кого имеет в семействе?

- Протоиерей, магистр, орденов Св. Анны 2-й сте­пени и Св. Владимира 3-й степени кавалер. Иоанн Дионисиев Знаменский. 65 лет. Родом изНижегородской губернии, дьяческий сын.

Родился- 19 июня 1831 г.

По окончании Казанской духовной академии в 1858 г. определен в Пермскую духовную семинарию настав­ником нравственного богословия и соединенных пред­метов во II классе высшего отделения. Затем исправлял должность инспектора семинарии и наставника богос­ловских предметов в I классе высшего отделе ни я.

В 1860 г. Преосвященным Неофитом, архиеписко­пом Пермским и Верхотурским произведен в священни­ки пермской церкви Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» с оставлением при семинарских должностях.

По прошению переведен из города Перми в Екатеринбург на настоящее священническое место -19 сентября 1861 г.

Определен законоучителем в Екатеринбургскую гимназию - 4 ноября 1861 г.

Исправлял должность цензора проповедей по горо­ду Екатеринбургу и уезду его.

Сверх должности при Екатеринбургской гимназии определен законоучителем в Уральское училище - 4 сентября 1863 г.

Определен исправляющим должность благочинного по VI округу Екатеринбургского уезда - с 16 июля 1866 г. по 24 мая 1867 г.

Определен членом Екатеринбургского уездного учи-лищногосовета - с 24 сентября 1870 г. по 1872 г.

За усердную и полезную службу по Министерству народного просвещения в 1871 г. Высочайше награжден золотым наперсным крестом от Синода выдаваемым.

За примерно честное и отлично ревностное про­должение должности законоучителя по определе­нию Святейшего Синода возведен в сан протоиерея Модестом.епископом Екатеринбургским в 1878 г.

В 1879 г. утвержден епархиальной властью в должно­сти смотрителя Екатеринбургского духовного училища.

В 1885 г. Преосвященным Нафанаилом. епископом Екатеринбургским и Ирбитским. определен инспекто­ром классов Екатеринбургского епархиального женско­го училища.

Святейшим Синодом утвержден в должности цензора «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» - 1886 г.

Определен епархиальной властью помощником председателя совета братства Святого Праведного Симеона Верхотурского чудотворца - 25 июля 1887 г.

За долговременную и примерно усердную службу и за особые труды по должности инспектора классов епархиального училища и сверхштатного члена конси­стории преподано благословение святейшего Синода с грамотой 1892 года мая 15 дня

Жена его Ольга Васильева. 53 лет.

Дети их:

сыновья -    Василий, родился 10 марта 1861 г.

Борис, родился 1 апреля 1876 г.

Сергей, родился 10 апреля 1879 г. дочери -     Клавдия, родилась 11 сентября 1862 г.

Мария, родилась 21 марта 1864г.

Екатерина, родилась 17 декабря 1870 г.

ГАСО. ф. 6. on. 4. д. 93. л. 57 об. -62. Подлинник. Рукопись.



Старый стиль 28Ноябрь понедельник Новый стиль) 11Декабрь Седмица 28-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Иринарха и святых семи жен (303). Совершается служба на шестьПрмч. и исп. Стефана Нового (767). Мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII). Свт. Феодора, архиеп. Ростовского (1394). Совершается служба со славословиемСщмч. митрополита Серафима (1937). Сщмчч. Петра, Алексия, Алексия, Василия пресвитеров, прмч. Рафаила, Викентия и мц. Анисии (1937). Мц. Параскевы (1938). Сщмч. Николая пресвитера (1941). Обретение мощей прп. Сергия, исп (2000). Евангельские Чтения2 Тим., 294 зач., II, 20-26. Лк., 97 зач., XIX, 37-44. Прмч.: 2 Тим., 291 зач., I, 8-18. Мф., 37 зач., X, 23-31 .* Если совершается полиелейная служба сщмч. Серафима, то на утрене читается Мф., 36 зач., X, 16-22, а на литургии - дня и священномученика: Рим., 99 зач., VIII, 28-39. Лк., 106 зач., XXI, 12-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Тим. 2, 20-26; Лк. 19, 37-44). Народ взывает: "осанна!", - а Господь плачет. Не совершается ли нечто подобное и при наших торжествах церковных? Тогда видимость была торжественна; но Господь смотрел на то, что было в душах невидимо, и видел его достойным плача. И у нас видимость на праздниках всегда празднественна; но таково ли бывает внутреннее всех настроение? Иной не понимает совсем силы и значения праздников; иной чутьем темно ощущает нечто, а ясно ничего не видит; и разве кто-кто и видит, и чувствует, и располагается достойно празднеству. Жертв праздники наши берут много; но сколько из них отделяется Господу и братиям? Или ничего, или самая незначительная малость; все почти берет чрево и суетность. От Господа укрыться это не может, и не дивно если Он, говоря по человечески, плачет, когда мы издаем торжественные возгласы. Таковы-то искупленные, оправданные, всыновленные!. . Дали обет, приняли обязательство - духом ходить и похотей плотских не совершать, а тут у них что идет? Сыны Царствия хуже последних рабов!. . . Молитвы Тропарь преподобномученика Стефана Новогоглас 4Постнически предподвизався на горе,/ умная врагов ополчения/ всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне,/ паки же ко страдальчеству мужески вооружился еси,/ убив Копронима мечем веры,/ и обоих ради венчался еси от Бога,// преподобномучениче Стефане приснопамятне. Ин тропарь преподобномученика Стефана Нового Стефана Новогоглас 3Яко предпросиявый, Стефане, житием постническим,/и в мире облистал еси течением страдальчества,/ разгнал еси мрачную прелесть еретичествующих,/ показавый истинную славу православных,/ сего ради прославился/ яко Божественный свидетель Истины Христовы. Кондак преподобномученика Стефана Новогоглас 3Из неплодна, преподобне, корене возрасте ветвь,/ первострадальцу тезоимените,/ монахов наставник велик, отче, явился еси,/ и ярости не убоявся царя,/ не хотяща Христов чествовати образ,/ сего ради скончався,// мученический венец приял еси, Стефане. Ин кондак преподобномученика Стефана Нового Стефана Новогоглас 8Троицы рачителя и Божественнаго Стефана/ восхвалим верно песньми, празднолюбцы, от сердца,/ яко почествовавша начертание красное Владыки и Матере Его,/ и согласно ныне от любве возопиим ему, радующеся:/ радуйся, отче приснославне. Тропарь святителям Ростовскимглас 4Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви. Тропарь святителя Феодора, архиепископа Ростовскогоглас 4От юности твоей добре воспитався трудами,/ воздержанием, постом и молитвами,/ чисту и непорочну сотворил еси душу твою,/ сего ради на престоле святительства сел еси,/ и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца/ зарими чудес твоих, отче наш, святителю Феодоре,/ и ныне моли Христа Бога да спасет души наша. Ин тропарь святителя Феодора, архиепископа Ростовскогоглас 5От юности, премудре, прилежно подвизався,/ и извещением Святаго Духа/ превеликую обитель воздвиже Пресвятей Богородице/ в похвалу Рождества Ей,/ струими же слез твоих безплотныя враги погрузил еси,/ и, житий твоего целомудрием со Ангельскими лики совокупився,/ преподобие отче Феодоре,/ с ними же Христа Бога моли/ спастися душам нашим. Показать ещё молитвы Кондак святителям Ростовскимглас 4Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек. Кондак святителя Феодора, архиепископа Ростовскогоглас 2В молитвах Господеви предстоя,/ якоже крепкий адамант во утвари,/ по вся дни и нощи пред лицем Божиим светяся молитвами,/ ихже ради трудов Незаходимаго Света сподобився,/ но, яко имея дерзновение/ к рбждшемуся от Святыя Девы Христу Богу нашему,/ Егоже моли непрестанно о всех нас. Тропарь священномученика митрополита Серафимаглас 5Воинство Царя Небеснаго/ паче земнаго возлюбив,/ служитель пламенный Святыя Троицы явился еси,/ наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая,/ данная ти от Бога многообразная дарования/ к пользе народа Божия приумножил еси,/ учитель благочестия/ и поборник единства церковнаго быв,/ пострадати даже до крове сподобился еси,/ священномучениче Серафиме,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим. Кондак священномученика митрополита Серафимаглас 6Саровскому чудотворцу тезоименит быв,/ теплую любовь к нему имел еси,/ писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив,/ верныя к его прославлению подвигл еси/ и благодарственнаго по
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.08581 c.