Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №3. Духовная культура и образование. »

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Отец Иоанн Знаменский (находка на площадке Большого Златоуста).



Площадка Большого Златоуста

От редакции:

На глазах жителей современного Екатеринбурга волею Божией на своем истори­ком месте возносится Максимилиановская церковь-колокольня (или Большой Златоуст), названная так в честь святителя Иоанна Златоуста, возвеличившего Славу Господню во все концы. Напротив Большого Златоуста- на месте «Рубина» - находилась Свято-Духовская церковь (или Малый Златоуст), снесенная в 1928 году. Настоятелем ее был протоиерей Иоанн Денисович Знаменский. О событиях, связанных с именем отца Иоанна, верой и правдой служившего много лег Церкви, школе и обществу, рассказывает краевед Василий Константинович Некрасов. (Статья опубликована в альманахе «Уральская старина»).

Не менее пятнадцати лет назад мне попалась в руки брошюрка в десяток страниц, из­данная в Екатеринбурге типографией А.Р. Вольц в 1910 году. Называлась книжка так: «Протоиерей Иоанн Денисович Знаменский». Издание это явилось как бы большим некрологом на кончину отца Иоанна.

Прошло еще какое-то время, и я прочел, (работая в архиве), в газете «Уральский край» извещение о смерти настоятеля   Градо-Екатеринбургской   Свято-Духовской церкви митрофорного протоиерея Иоанна Денисовича Знаменского, волею Божией тихо скончавшегося 10 февраля 1910 года в 5часов 30 минут пополудни.

Похороны отца Иоанна стали событием в Екатеринбурге. Его провожали в последний путь 32 протоиерея и священника в февральское воскресе­нье 14 числа 1910 года. Присутствовало множество народа. Было перекрыто движение по Покровскому проспекту (ул. Малышева) и Уктусской улице (ул. 8 Марта).

По особому ходатайству прихожан Свято-Духовской церкви (Малого Златоуста) могилу усопшего решени­ем Городской Думы разрешено было приготовитьоколо алтаря Максимилиановской церкви (Большой Златоуст), с южной стороны храма.

Кем же был для старого Екатеринбурга отец Иоанн Знаменский?

Вспомним кратко о его деятельности в городе. То. что он был настоятелем старейшей церкви города, мы уже знаем. Чтоеще? Гласный Городской Думы двух созывов, член Консистории, инспектор классов Епархиального женского училища, организатор и руководитель при­ходской школы при своей церкви, помощник председа­теля братства святого Симеона Верхотурского. учитель закона Божия в мужской гимназии, где он преподавал еще в молодости как магистр богословия (с 1861 по 1880 годы). Иотецболыиогосемейства.

Жил отец Иоанн в своем доме с большой усадь­бой, простиравшейся на целый квартал по Главному проспекту от улицы Пушкинской до Колобовской (ул. Толмачева). Дом был красивый деревянный с мезони­ном . сейчас его можно увидеть на многи х открытках. По проспектуэто был № 36 на углу Главного проспекта (ул. Ленина) и Пушкинской, усадьба заканчивалась флиге­лем на углу Главного проспекта и Колобовской, дом № 18.

Зная, где примерно находится захоронение Знаме не ко го. я задаюсь воткаким вопросом; уничтожили ли большевики его святую могилу? Ведь рядом строили Дом обороны, снесли Большой Златоуст, сделал и сквер, ставили советские памятники: последний - Малышеву.

Зная старый Екатеринбург, особенно то место, где стояла снесенная церковь-колокольня, я определил, что могила отца Иоанна находится под образовавшимся га­зоном. Так оно и получилось.

Летом или осенью 2006 года ко мне зашел городской археолог Сергей Николаевич Погорелов и сообщил, что в ближайшее время будет производить раскопкифунда-ментов Большого Златоуста. Он поинтересовался: «Нет ли там каких-либо захоронений?». Меня это взволнова­ло. До этого был разговор с Всеволодом Михайловичем Слукиным. производившим в сентябре 2006 года гео­физическую съемку этой площадки. Я тогда предполо­жил, что при раскопках могут быть обнаружены какие-нибудьследы могилы Знаменского. Это подтвердилось. Осенью 2006 года археологи вскрыли фундамент ал­тарной части Большого Златоуста. Фундамент церкви был высотой до пяти метров.

Что бы мы. любители истории, без них. археологов, делали?

В начале июня 2007 года Сергей Николаевич Погорелов сообщил мне: «Следы могилы Знаменского обнаружены на том месте, где предполагалось». Действительно оказалось, что в 2.5-3 метрах от фунда­мента алтаря выявился след захоронения. Четко, как на рисунке или чертеже. Глубина от поверхности культур­ного слоя советского времени до четкого абриса прямо­угольника могилы составила 2 метра. Остается копнуть один-два раза и тайна будет открыта. Археологи в на­пряжении, да и я тоже.

Штык лопаты - в глубину, и... появляются плиты гра­нита, закрывающие склеп. Четыре квадратных гранит­ных плиты, скрепленных известковым раствором. Слава Богу, большевики могилу не разграбили. Ждем предста­вителей от Епархии. Приехал отец Валерий (Лавринов) - автор книги по истории Екатеринбургской епархии.

Решили вскрывать две плиты к головной части захо­ронения. Археологи сделали это не без труда. Открылся аккуратно выложенный кирпичом полускат, побелен­ный изнутри. Заметим, что похороны отца Иоанна были в феврале, а как аккуратно подготовлено место вечного его упокоения. Позеленевшая фигурная крышка фоба - признак обивки его парчой. И хорошо сохранившиеся две больших пальмовых ветви - символ Иерусалима.

Крышку открыли и прислонили к стенке скле­па. Пелену, закрывавшую останки, не стали снимать. Увидели на голове золоченую красивую митру, снова пальмовые ветви, под скрещенными на груди руками. на пологе толстый том Евангелия в хорошем переплете. Сделаны, как положено, снимки. Снова крышка гроба заняла свое место. Отец Валерий возложил на закры­тый гроб белое с надписями погребальное покрывало, естественно современное. Ни одной косточки вскрытие могилы через 97 лет не потревожило. Полусклеп закрыт иснова засыпан землей. Надолголи?

Думается, что вечный дом отца Иоанна Знаменского теперь не будет потревожен и как был определен в фев­рале 1910 года, так навсегда и останется. А екатерин-буржцы будут знать, что у восстанавливаемого храма есть свой духовный страж.

Лично у меня, как у старого екатеринбуржца и крае­веда, душа обрела спокойствие. Да. наверное, не толь­ко у меня, но и у всех любящих свой город.

P.S. - событие это произошло 8 июня, в четверг. 2007 года.

 

Максимилиановская церквь (Большой Златоуст) В жизни отца Иоанна было много борьбы, борьбы за правду и веру. В одной статейке советского периода промелькнуло, что он был реакционером. Но что гово­рить, ведь тогда все хулили прошлое, не зная истины.

Редакция приводит некоторые выписки из клировой ве­домости о принте Свято-Духовскои церкви Екатеринбурга 1896 года.

Иоанн ЗНАМЕНСКИЙ протоиерей

1896 г.

Кто именно, где родился, из какого звания происхо­дит, где и чему обучался, когда и кем в какой чин про­изведен, и в каком месте: какие проходил и проходит особенные должности, когда чем был награжден и кого имеет в семействе?

- Протоиерей, магистр, орденов Св. Анны 2-й сте­пени и Св. Владимира 3-й степени кавалер. Иоанн Дионисиев Знаменский. 65 лет. Родом изНижегородской губернии, дьяческий сын.

Родился- 19 июня 1831 г.

По окончании Казанской духовной академии в 1858 г. определен в Пермскую духовную семинарию настав­ником нравственного богословия и соединенных пред­метов во II классе высшего отделения. Затем исправлял должность инспектора семинарии и наставника богос­ловских предметов в I классе высшего отделе ни я.

В 1860 г. Преосвященным Неофитом, архиеписко­пом Пермским и Верхотурским произведен в священни­ки пермской церкви Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» с оставлением при семинарских должностях.

По прошению переведен из города Перми в Екатеринбург на настоящее священническое место -19 сентября 1861 г.

Определен законоучителем в Екатеринбургскую гимназию - 4 ноября 1861 г.

Исправлял должность цензора проповедей по горо­ду Екатеринбургу и уезду его.

Сверх должности при Екатеринбургской гимназии определен законоучителем в Уральское училище - 4 сентября 1863 г.

Определен исправляющим должность благочинного по VI округу Екатеринбургского уезда - с 16 июля 1866 г. по 24 мая 1867 г.

Определен членом Екатеринбургского уездного учи-лищногосовета - с 24 сентября 1870 г. по 1872 г.

За усердную и полезную службу по Министерству народного просвещения в 1871 г. Высочайше награжден золотым наперсным крестом от Синода выдаваемым.

За примерно честное и отлично ревностное про­должение должности законоучителя по определе­нию Святейшего Синода возведен в сан протоиерея Модестом.епископом Екатеринбургским в 1878 г.

В 1879 г. утвержден епархиальной властью в должно­сти смотрителя Екатеринбургского духовного училища.

В 1885 г. Преосвященным Нафанаилом. епископом Екатеринбургским и Ирбитским. определен инспекто­ром классов Екатеринбургского епархиального женско­го училища.

Святейшим Синодом утвержден в должности цензора «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» - 1886 г.

Определен епархиальной властью помощником председателя совета братства Святого Праведного Симеона Верхотурского чудотворца - 25 июля 1887 г.

За долговременную и примерно усердную службу и за особые труды по должности инспектора классов епархиального училища и сверхштатного члена конси­стории преподано благословение святейшего Синода с грамотой 1892 года мая 15 дня

Жена его Ольга Васильева. 53 лет.

Дети их:

сыновья -    Василий, родился 10 марта 1861 г.

Борис, родился 1 апреля 1876 г.

Сергей, родился 10 апреля 1879 г. дочери -     Клавдия, родилась 11 сентября 1862 г.

Мария, родилась 21 марта 1864г.

Екатерина, родилась 17 декабря 1870 г.

ГАСО. ф. 6. on. 4. д. 93. л. 57 об. -62. Подлинник. Рукопись.



Старый стиль 15Июнь воскресенье Новый стиль) 28Июнь Неделя 4-я по Пятидесятнице. Глас 3. Петров пост. Разрешается рыба. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Амоса (VIII до Р.Х.). Совершается служба с полиелеемСвт. Ионы, митр. Московского, всея России чудотворца (1461). Мчч. Вита, Модеста и Крискентии питательницы (ок. 303). Мч. Дулы Киликийского (ок. 305-313). Иеронима Блаженного,Стридонского (419-420). Августина Блаженного, еп. Иппонийского (430). Перенесение мощей прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (ок. IX). Мч. Лазаря, блгв. кн. Сербского (1389). Свт. Ефрема II, патриарха Сербского (после 1399). Обретение мощей прмчч. Григория и Кассиана Авнежских (1524). Прп. Дулы страстотерпца, Египетского (V). Собор преподобных отцев Псково-Печерских. Сщмч. Амоса пресвитера (1919). Евангельские Чтениятр. - Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1-12. Лит. - Рим., 93 зач., VI, 18-23. Мф., 25 зач., VIII, 5-13. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Ин., 36 зач., X, 9-16 . * Чтения свт. Ионы читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Рим. 6, 18-23; Мф. 8, 5-13). Какова вера сотника! Удивила Самого Господа. Сущность ее в том, что он исповедал Господа Богом всяческих, всемощным владыкою и повелителем всего сущего; потому-то и просил: только скажи слово и исцелеет отрок мой. Верую, что все Тебе подвластно и все слушается мановения Твоего. Такой же веры и от всех требовал Господь; такая же требуется и от нас. В ком есть такая вера, тот ни в чем не имеет недостатка и что ни попросит, все получает. Так обетовал Сам Господь. О, когда бы и нам попасть хоть на след такой веры! Но и она есть дар, и дара этого тоже надо просить и просить с верою. Будем же просить ее, по крайней мере с чувством нужды в ней, просить постоянно, притрудно, помогая в то же время раскрытию ее в нас соответственными размышлениями, а более всего покорностью заповедям Божиим. Молитвы Кондак пророка Амосаглас 4Очистив духом, пророче,/ твое светозарное сердце, славный Амосе,/ пророчествия дар свыше прием,/ возопил еси велегласно во странах:// се Бог наш, и не приложится ин к Нему. Тропарь преподобных Григория и Кассиана Авнежскихглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш. Ин тропарь преподобных Григория и Кассиана Авнежскихглас 8Православия наставницы,/ благочестия и чистоты учителие,/ Церкви Вологодстей богодарованное украшение,/ преподобнии отцы наши Григорие и Кассиане,/ молите Милостиваго Бога,/ да вашим предстательством подаст благодать и мир стране нашей/ и душам нашим спасение. Кондак преподобных Григория и Кассиана Авнежскихглас 4Иже плотская мудрования Духови повинувше/ и вся, яже на земли, презревше,/ Христу, Единому Богу, прилепившеся, святии,/ и Того ради в пустыню вселишася,/ источаете ныне исцеления/ с верою притекающим к мощем вашим,/ полезная нам просите от Бога/ молитвами вашими богоприятными,/ Григорие и Кассиане преподобнии. Тропарь святителя Ефрема, патриарха Сербскогоглас 8Патриархов великое удобрение,/ святителем красото, монахом правило,/ пустынником славу, милости подателя, разсуждения светильника,/ сошедшеся, вернии, восхвалим,/ кротости учителя, Божественнаго рачителя,/ премудраго архипастыря, великаго святителя и отца,/ Ефрема, Патриарха Сербскаго,/ звезду, темныя люди просвещающую/ и вся верныя озаряющую./ Темже, притекающе к раце мощей его,/ любовию целуем я и вопием:/ святе святый, непрестай молити Христа Бога/ спастися душам нашим. Кондак святителя Ефрема, патриарха Сербскогоглас 8Яко благочестия учителя прекраснаго/ и архиереом первопрестольника премудраго,/ иночествующим наставника и привило,/ церковная чада, сошедшеся, почтим память его песньми, глаголюще:/ радуйся, отче, деяний и видений уме совершенный. Тропарь преподобного Иеронима Стридонскогоглас 3Велика имеет тя предстателя, Богомудре,/ православных собрание,/ якоже убо преподобных еси собеседник/ и Божественныя премудрости сопричастник,/ тако, пречудне Иерономе,/ Христу Богу молося/ даровати нам велию милость. Кондак преподобного Иеронима Стридонскогоглас 8В преподобных преподобнейшаго и в блаженных блаженнейшаго учителя,/ песнь
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.27957 c.