Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №1. Семейное воспитание »

27.11.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

26.11.2018 | Сертификат модератора

20.11.2018 | Обучающий семинар проводит АНО «Просветительский центр»

08.11.2018 | Традиционный праздник «Встреча друзей»

20.10.2018 | Встреча друзей

12.10.2018 | Проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания обсуждаются на международном уровне

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Духовно-нравственное воспитание средствами педагогической печати

С.Т.Погорелов

Предлагаемый вниманию читателя журнал общества православных педагогов под покровительством святого праведного Симеона Верхотурского и лаборатории педагогики православия УрО РАО назван учредителями «Просветитель». В этом названии получили отражение и содержательная направленность журнала, и та функция, которую он призван осуществить в педагогическом сообществе. Необходимость духовно-нравственного просвещения сегодня признана всеми, но теоретическое обоснование, систематизация этой работы, обеспечивающие подлинную глубину, эффективность влияния при сохранении чистоты духовных истоков, еще ждут своего решения. Обращение к опыту отечественного просвещения XIX столетия может служить лишь некоторым образцом решения, отвечающего запросам своего времени, его социокультурным особенностям. Поиск же новых подходов, новых авторов - одна из актуальных задач журнала, «дабы открылись искусные», то есть умеющие наиболее ясно и убедительно изъяснять истины духовно-нравственного просвещения в русле православной традиции.

2009_04_28_115949.jpgСегодняшние педагоги, оказавшись один на один с детьми, подростками и юношеством, с оторвавшейся от традиций родной культуры семьей, с жадностью ловят все, что помогает им осмыслить и решить неизмеримо усложнившиеся воспитательные проблемы. Содействовать педагогам в выборе верных духовно-нравственных ориентиров, подкрепленных тысячелетним авторитетом Церкви и одновременно предупредить распространение материалов, построенных на самодеятельных домыслах, некритичных чужеродных заимствованиях, не выверенных реформаторских начинаниях, призван журнал.


Система христианских ценностей в свое время всколыхнула многие народы мира, изменила духовный облик Руси, и этот критерий должен быть, на наш взгляд, применен к  современному духовно-нравственному просвещению в русле православной традиции. Личность учителя, те Истины, которые он несет ученику, должны просвещать ум, согревать сердце, очищать душу, подвигать на путь спасения.


В педагогической периодике практически нет православно ориентированных изданий для образованных, но невоцерковленных или маловоцерковленных педагогов - в церковной среде привычно сохраняется некоторое недоверие к ним. У этого недоверия есть определенные основания, но отчуждение не решает проблем просвещения неоязыческого по своей духовной сути современного педагогического сообщества. Преодоление тоталитарного наследия советского периода на политическом уровне не привело автоматически к преодолению его на уровне педагогическом. Подобную ситуацию переживали послевоенная Германия и Япония. Сотни тысяч учителей, еще вчера подневольно или по убеждению занимавшихся «идеологической пропагандой» педагогическими средствами, остаются в школе, и других профессиональных педагогов просто нет. От того, каким идеям будет следовать учительство, зависят судьбы образования в нашей стране. Навязанная «либерализация» педагогического сознания сопровождается очевидными негативными последствиями, которые раскрываются все более и более, но еще не осознаны в полной мере. Необходимо помочь учителю осмыслить свой мировоззренческий выбор, дать возможность опереться на православную педагогическую традицию, поддержать в решении профессиональных задач.


Мнение, согласно которому всю свою мудрость, в том числе и профессиональную, педагог, как прихожанин, может почерпнуть от батюшки, представляется несостоятельным. И самому священству необходимо постоянное повышение своего духовного образования, включая и педагогическое знание. В этом смысле педагогический журнал, ориентированный на современников с достаточно высоким образовательным цензом и профессионально-недагогическим статусом, совершенно необходим и воцерковленным, и невоцерковленным учителям и воспитателям. Иначе последние оказываются заложниками светской педагогической публицистики, которая становится все более откровенно антихристианской, эзотерической.


Вопрос о том, каково культурное состояние современного российского общества, большинству педагогов ясен. Каждый из них может добавить к описанию неблагополучия свои конкретные живописные детали. Но увидеть, что культура православия, которая породила великую российскую культуру прошлого, сегодня не может найти себе пути в образование, вынуждена замыкаться сама на себе, отстояв для себя лишь ограниченную территорию. Такого видения у большинства педагогов, к сожалению, нет. Содействовать осознанию педагогами истинного положения дел в современной российской культуре, в современном образовании - одно из предназначений журнала. Согласиться с мнением части православной общественности о том, что мы будем жить так, как нам надо, а общество, школа пусть живут, как хотят - нельзя. Такая позиция отвергает саму идею Благовестия и принцип любви к ближнему и тем самым усложняет и без того трудный путь духовно-нравственного возрождения России.

2009_04_28_120031.jpg

Именно поэтому мы считаем, что деятельность и назначение журнала носят не только чисто образовательный характер, но и направлены на возрождение и содействие становлению гуманитарной культуры общества. Стремительный упадок отечественной культуры, забвение ее основ в современном обществе налицо. Социологическое поколение в отличие от генетического достаточно кратко и составляет, по мнению исследователей, всего шесть лет, то есть каждые шесть лет в мир приходит новая культурная популяция. Поэтому если педагоги не сумеют взять на себя миссию культурного возрождения, то уже в недалеком будущем образование придется осуществлять в среде людей в буквальном смысле слова диких. Многие школьники сегодня, например, считают «устаревшей» не только литературу, музыку, все искусство XIX столетия, но и литературу, и искусство XX века. Они уже не понимают, как можно быть счастливым без денег, как можно любить без физической близости, как можно уважать тех, кто не добился материального процветания. Нередко они не чувствуют привязанности к своей Родине, не ощущают себя связанными с ней нерасторжимыми узами любви и потому открыто ищут место «где сытнее и легче».

2009_04_28_120059.jpgИсторическое разделение русской культуры на церковную и светскую, доходящее подчас до острого противостояния, не изменило ее единого духовного истока. Точно так же и в образовании: религиозная и светская ветви имеют единый корень, единый животворящий исток, раскрывать который нам следует, используя возможности педагогического журнала.
Перед каждым педагогом встает проблема выбора средств своей деятельности, основным из которых во все времена было Слово - умное, доброе и духовно наставляющее - святое. Вернуть Слову его духовно просвещающее значение - задача из труднейших.


В настоящее время язык русской культуры представляет собой руины. На скудную основу языка советского времени наложились различные сленги, уголовно-лагерный жаргон, искаженные англоязычные заимствования и т.п. Отказ от элементарных моральных норм добавил массовое употребление ненормативной лексики, сделав язык современной устной традиции неприемлемым для христианина. Фактически устная речевая традиция оказалась утраченной. Разумеется, есть иной стиль, которым пишутся гуманитарные научные статьи, но его нарочитость, перегруженность иноязычными заимствованиями вызывают отторжение у педагогов-практиков. Не могут служить языковым образцом и переводы святых Отцов, выполненные в XIX столетии, поскольку языковая пропасть в полтора века не преодолевается сознанием неподготовленных читателей, которыми является большинство современных учителей. Репринтные издания святоотеческой литературы спасли дело духовно-нравственного просвещения на первом этапе становления постсоветской России, но поиск пути к уму и сердцу современников остро ставит перед журналом проблему средств языкового общения, приемлемых и убедительных для них.


Отсутствие современных духовно-нравственных педагогических изданий опасно еще и потому, что отвращает образованных учителей от веры. Это особенно касается тех работ, в которых с якобы церковных позиций опровергаются достижения науки. Той механистической науки, о которой в свое время писал, например, святитель Феофан Затворник, уже давно нет и в помине. Современное научное знание все более склоняется к принципиальной научной непознаваемости истоков мироздания и начал человека. Более того, даже химические и электрические процессы взаимодействия в живой материи современная наука объяснять отказывается.

Еще в публичных мировоззренческих дискуссиях начала советского периода, когда они были возможны, было показано, что у науки и религии разный предмет познания, и они не противостоят друг другу. В наше время все чаще обнаруживается, что строгая наука и православное богословие друг другу не противоречат, потому что у каждого своя область; враждуют же псевдонаучное шарлатанство и неправославие. Антирелигиозная позиция ученых-естественников, как правило, связана с отсылками к «научному» атеизму, то есть к «науке», которая изучает то, существование чего сама же и отрицает. Понятно, что такой науки быть не может. Призывать же людей образованных отказаться от своего знания ошибочно. От «марксистских наук» ученые уже давно отказались сами, а от бесспорных научных истин отказываться и не следует: для чего же нам дан «взыскующий разум»? Обогащенный подлинным знанием разум открыт к восприятию благодати. Журналу необходимы материалы о духовно-нравственном просвещении, о воспитании, принадлежащие перу людей светски образованных.


Очевидно, что обращение к образованным, но маловоцерковленным педагогам не может строиться на мысли об их неполноценности. В православном просвещении необходимо с уважением относиться к научному знанию и предлагать педагогам самим убедиться в том, какие из их представлений являются ложными.

2009_04_28_120116.jpgОсобой заботой журнала должно стать обогащение методического инструментария процесса духовно-нравственного воспитания, основная часть которого всегда создается творчеством самого учителя. В этой деятельности успех достигается выработкой верных представлений о современных детях и подростках. В материалах, которые используются на занятиях, школьник должен найти хоть что-то похожее на его жизнь. Попытки вернуть наших детей к миру позапрошлого века неосуществимы. Если дошкольники и младшие школьники в силу сказочного мировоззрения еще откликаются на лубочные мотивы, то подростки реагируют иначе. Они знают про террористов и заложников, про наемных убийц и всеобщую продажность. Они уже знают, что, в принципе, любой встреченный ими на улице человек, может представлять для них опасность. Они рано узнают жесткий мир взрослой жизни и узнают его с плохой стороны.
Под внешней бравадой подростков, доходящей порой до жестокости и разврата, живет страх. Воспитателю нужно научиться приободрять их, найти средства для доверительной беседы, чтобы очистить страх от животных, иррациональных начал и содействовать преображению его в чистый страх Божий, освободив тем самым детскую душу от темноты. Тогда окажется возможным увлечь ребенка идеалами Добра, Любви, Красоты. Педагог имеет дело не с выдуманными благостными отроками и отроковицами, а с замученными ужасами современного «свободного» социума детьми. Трудность педагогической позиции сегодня в том и состоит, что современные дети обременены преждевременным знанием, и игнорировать это бессмысленно. Сохранить целомудрие в общении по поводу совсем недетских проблем, не уйти в область естественнонаучного просвещенчества и не вторгнуться в область собственно духовничества, которое есть миссия священника, исповедника, - такова непростая педагогическая задача духовно-нравственного воспитания современных школьников.


Журнал должен помочь оградить педагогическое делание от дилетантизма, невежества, от сомнительного околоцерковного влияния, которое обладает значительным апломбом и склонно обличать всех и вся. Педагогам необходимо ясное изложение проблем духовно-нравственного просвещения, Писания, творений святых Отцов без лубочных украшений, псевдонародности, подделок под старину. Школе, учителю как воздух нужны ответы на самые насущные вопросы духовной жизни православной России начала XXI века.


Образование по своему существу есть выбор своего пути в мире человеческой культуры, в стране духа. На пути образования последовательно расширяется круг общения человека, а его деятельность постепенно обретает черты творческого призвания. Общение с прошлым и настоящим человечества - естественное условие образовательного странствия, в котором огромная роль принадлежит библиотекам, музеям, выставкам, журналам, лекциям, докладам в профессиональных объединениях и обществах.
Но если библиотеки и музеи призваны создать возможности для общения в основном с прошлым и откристаллизовавшимся настоящим, то журнал отражает настоящее в его творческом поиске. Библиотеки и музеи есть хранилища того, что отстоялось, что человеческий дух отложил в виде объективированных ценностей своего творчества, в то время как журналы, доклады и лекции отражают непрерывную текучесть творческого процесса, являются по преимуществу средствами общения с настоящим в той его форме, которая закладывает будущее развитие. Именно поэтому практически все научные и профессиональные сообщества издают свои журналы для удовлетворения потребности высказывания, профессионального общения и объединения интересов.


Общее образование можно завершить: в школу человек, закончивший ее, никогда уже не вернется учеником. Но профессиональное образование завершить в принципе невозможно, как невозможно исчерпать науку, накопление опыта, движение мысли. В этом смысле педагог всегда ученик, и его целью является не повторение забытого пройденного, но духовное обогащение как человека, занимающегося практикой воспитания, и освоение новейших достижений в области педагогики. Только при наличии такого общения профессия педагога может сохранить свое достоинство духовного служения. В развитии профессиональной культуры педагога журнал не могут заменить ни книги, ни лекции, ни выставки, никакие другие формы общения. Журнал призван отражать движение мысли в области теории и практики воспитания и обучения во всем многообразии борющихся здесь направлений на этапе их только начинающейся кристаллизации.

Как правило, в современных журналах отводится значительное место библиографии и хронике. Это один из способов обращать внимание читателя на всякое новое явление в педагогике, чтобы он чувствовал себя находящимся в непрерывном общении с собратьями по призванию и посредством этого общения улавливал основные творческие устремления своего поколения. Поэтому журнал не может замыкаться только в кругу чисто педагогических вопросов, но, исходя из своей специфики, он должен освещать и родственные течения мысли в смежных с педагогикой областях науки и культуры.
Правильно направляемый журнал важен не только для опытного педагога, искушенного в духовных странствиях, но и для педагога начинающего, как одно из лучших средств самообразования. В настоящее время, несмотря на обилие информационных средств, специальный профессиональный журнал оказывается лучшим способом вхождения в профессию педагога, ознакомления с волнующими вопросами духовно-нравственного просвещения, в самом поиске путей их творческого решения, овладения наукой и искусством воспитания.

Немаловажной проблемой является распространение журнала в педагогической среде. Вопрос заключается в том, как сделать его востребованным, как возродить отечественную учительскую традицию читать педагогические журналы и писать о своих поисках, находках, сомнениях. Возникнув в последней трети XVIII столетия, педагогические журналы в России к 1916 году насчитывали более 250 различных изданий. К 1936 году, то есть через двадцать лет, в СССР не оставалось ни одного педагогического журнала. С 1937 года монопольное положение заняло единственное издание этого жанра «Советская педагогика», то есть с православной педагогической мыслью в стране было покончено, а журналы в сознании учителя стали местом казенной, мертвой мысли.


Разумеется, русская православная педагогическая мысль не умерла. Более того, она достигла значительных результатов в зарубежной эмиграции в творчестве таких видных педагогов и мыслителей XX века как В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, С.И. Гессен и др. Однако в самой России советского периода православная педагогическая мысль оставалась под запретом и, к сожалению, до сих пор не заняла достойного места в отечественном образовании. Надеемся, что журнал «Просветитель» послужит ее развитию и становлению современного отечественного образования в русле православной традиции.



Старый стиль 27Ноябрь воскресенье Новый стиль) 10Декабрь Неделя 27-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Разрешается рыба. Совершается служба с полиелеемИконы Божией Матери, именуемой "Знамение". Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомЗнамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170). Совершается служба на шестьВмч. Иакова Персянина (421). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Палладия Александрийского (VI-VII). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Совершается служба на шестьСвт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Блж. Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Прп. Романа чудотворца (V). Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937). Икон Божией Матери "Знамение": Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Верхнетагильской (1753), именуемой "Корчемная" (XVIII), Серафимо-Понетаевской (1879). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12-35. Лит. - Еф., 233 зач., VI, 10-17. Лк., 71 зач., XIII, 10-17. Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Молитвы Тропарь благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворцаглас 4Наста днесь всечестный новый праздник,/ пренесение честных мощей/ блаженнаго князя Гавриила,/ веселящи изрядно всех благочестивых множества,/ темже, вси вернии,/ сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/ блаженне княже Гаврииле,/ имея дерзновение ко Христу Богу,/ моли спастися празднующим любовию память твою. Кондак благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворцаглас 8Возвеселися, Христова церковь,/ имущи в себе источника чудесем обильна./ Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твой,/ в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/ воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/ сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/ от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./ Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/ и радостною душею и веселием сердца/ благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему. Тропарь великомученика Иакова Персянинаглас 4Мучении странноужасными и доблестию терпения/ всех преудивил еси, многострадальне,/ над коимждо составом удеси резания,/ благодарны мольбы предивне изрекл еси Господу./ Тем, во страдании твоем венец прием,/ к Престолу возшел еси Небеснаго Царя Христа Бога, Иакове,// Того моли спасти души наша. Кондак великомученика Иакова Персянинаглас 2Уверився доброю сопружницею, терпеливодушне,/ и Страшнаго Судища убоявся,/ персское повеление и страх, Иакове, поплевал еси/ и явился еси мученик честный,// телом, яко розга, режем. Тропарь святителям Ростовскимглас 4Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви. Тропарь святителя Иакова, епископа Ростовскогоглас 4Избран от юности Богови быв,/ святителю Иакове,/ сего ради архиерейства саном почтен,/ упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя./ Темже и по преставлении / чудес дарования от Бога приял еси/ исцеляти различныя недуги./ Моли о нас, совершающих честную память твою,/ да тебе непрестанно величаем. Кондак святителям Ростовскимглас 4Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек. Кондак святителя Иакова, епископа Ростовскогоглас 8Яко архиереев сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Иакове,/ непрестанно сохраняй отечество твое, град же и люди,/ тебе верою почитающия и честным мощем твоим покланяющияся,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Иакове Богомудре. Показать ещё молитвы Тропарь преподобного Палладияглас 1Монашествовав Богоугодно, Богоносне отче наш,/ молитвою и постом Бога взыскал еси/ и был еси приятелище чисто Духа,/ блистая верным добродетельныя зари,/ имиже просвещавши вся чтущия тя./ Слава прославлъшему тя Христу,/ слава Укреплыыему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеление. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Знамение'глас 4Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя, раби Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй// и душам нашим велию милость. Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Знамение'глас 4Честнаго образа Твоего знамение/ празднующе людие Твои, Богородительнице,/ имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси,/ темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан похвало. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Абалацкой (Знамение)глас 4Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Знамениеглас 4Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя раби Твои,/ Богородице пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Знамениеглас 4Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало. Службы11 февраля: Святого священномученика Власия. Преподобного Димитрия, Прилуцкого чудотворца. Святого благоверного великого князя Всеволода, во святом крещении Гавриила 22 апреля: Преподобного Феодора Сикеота. И пренесение мощей благоверного великого князя Всеволода, во святом крещении Гавриила 27 ноября: Святого великомученика Иакова Персянина. Преподобного Палладия. Служба знамения Пресвятой Богородицы, бывшего в Великом Новгороде. Святителя Иакова, епископа Ростовского Сайты приходов: Абаканская епархия:Знаменский храм-часовня г. Абакан Приход в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменка Альметьевская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Новая Михайловка Архангельская епархия:Храм во имя иконы Божией Матери "Знамение" пос. Сосновка Астанайская епархия:Храм в честь Абалацкой иконы Божией Матери "Знамение" пос. Карабулак Барнаульская епархия:Знаменский женский монастырь г. Барнаул Храм Абалацкой иконы Божией Матери с. Кулунда Бежецкая епархия:Храм Спаса Всемилостивого с. Сутоки Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Ильинское Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Вырец Белевская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Страхово Берлинско-Германская епархия:Храм Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Ульм Борисоглебская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери именуемой "Знамение" с. Губари Собор в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Борисоглебск Брянская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Добрик Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Скуратово Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Игрицкое Бузулукская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Аксаково Молитвенный дом иконы Божией Матери "Знамение" с. Соболево Валуйская епархия:Храм иконы Божьей Матери "Знамение" пос. Уразово Великолукская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Камено Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Аксёново Виленская и Литовская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Вильнюс Владимирская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Суздаль Храм Троицы Живоначальной дер. Погребищи Волгоградская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" на Зеленом кольце г. Волгоград Воронежская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" при Архиерейском доме г. Воронеж Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Лебяжье Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Александpовка Храм в честь Вознесения Господня с. Вознесенка Выксунская епархия:Храм Николая Чудотворца пос. Виля Храм в честь "Знамение" иконы Божией Матери пос. Сарма Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Ардатов Храм Троицы Живоначальной с. Аламасово Вяземская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменка Вятская епархия:Царево-Константиновский (Знаменский) храм г. Киров Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Пасегово Гатчинская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Красные Горы Городецкая епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Асташиха Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" пос. Керженец Губкинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Красный Куток Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Губкин Днепропетровская епархия:Знаменский женский монастырь с. Вербовское Елецкая епархия:Знаменский епархиальный женский монастырь г. Елец Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Докторово Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Спешнево-Ивановское Енисейская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Чалбышево Храм иконы Божией Матери "Знамение" (Абалацкая) пос. Абалаково Запорожская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Великая Знаменка Златоустовская епархия:Знаменский храм с. Верх-Катавка Иркутская епархия:Знаменский женский монастырь г. Иркутск Кафедральный собор иконы Божией Матери "Знамение" г. Иркутск Казанская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Емельяново Калужская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Трубино Храм Рождества Христова дер. Нижние Вялицы Кемеровская епархия:Кафедральный собор иконы Божией Матери «Знамение» г. Кемерово Киевская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Киев Кинешемская епархия:Храм Преображения Господня г. Кинешма Козельская епархия:Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы г. Козельск Костромская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение". Знаменский женский монастырь г. Кострома Храм Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрия" с. Арменки Ильинский храм на Русиной г. Кострома Красноярская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Абалацкая) г. Дивногорск Криворожская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Никополь Кудымкарская епархия:Храм иконы Божьей Матери "Знамение" с. Сива Курская епархия:Знаменский Собор г. Курск Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Тазово Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь с. Пригородняя Слободка Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Колодное Липецкая епархия: Приход Знаменского храма с. Вешаловка Махачкалинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Хасавюрт Московская епархия (городская):Храм Троицы Живоначальной в Карачарове г. Москва Храм иконы Божией Матери «Знамение» Преображенский храм с. Крымское Серафимо-Знаменский скит с. Битягово Храм иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" в Аксиньино г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» в Перово г. Москва Мужской Монастырь Вознесенская Давидова Пустынь пос. Новый быт Храм Петра и Павла у Яузских ворот г. Москва Храм Знамения иконы Божией Матери - на Шереметевом дворе г. Москва Храм Рождества Христова с. Иудино Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе г. Москва Храм Иконы Божией Матери "Знамение" в Ховрине г. Москва Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Знаменское Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясеневе г. Москва Храм "Знамения" иконы Божией Матери в Кунцево г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Захарьино г. Москва Храм Курской-Коренной иконы Божией Матери г. Москва Знаменский храм с. Аннино Московская епархия (областная):Знаменский храм дер. Лисинцево Храм Иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове г. Красногорск Знаменский храм с. Кузьминское Знаменский храм дер. Марьино Знаменский храм дер. Матвейково Знаменский храм пос. Росхмель Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Старая Кашира Знаменский храм дер. Знаменская Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Ивановское Храм Иконы Божией Матери Знамение дер. Трусово Храм Иконы Божией Матери Знамение дер. Долматово Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Голубое Храм Иконы Божией Матери "Знамение" дер. Новое Храм Рождества Богородицы на Возмище г. Волоколамск Храм в честь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа г. Серпухов Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Лобаново Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Алешино Храм Александра Невского г. Егорьевск Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Холмы Знаменский храм с. Непецино Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Амерево Нижегородская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" г. Бор Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Балахна Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Арзамас Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Ломовка Новгородская епархия:Храм иконы Божией Матери “Знамения” с. Любыни Новосибирская епархия:Храм в честь иконы Божией-Матери "Знамение-Абалацкая" г. Новосибирск Одесская епархия:Храм иконы Божией Матери "Курская-Коренная" г. Одесса Омская епархия:Храм иконы Божьей Матери Знамение г. Омск Храм иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Омск Орловско-Болховская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" (Курская-Коренная) г. Орел Знаменский храм пос. Знаменское Знаменский храм г. Мценск Отрадненская епархия:Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы 'Знамение' с. Челно-Вершины Пензенская епархия:Храм иконы Божией Матери «Знамение» с. Знаменское Переславская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Лыченцы Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Переславль-Залесского Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы. Феодоровский монастырь г. Переславль-Залесский Песоченская епархия:Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" дер. Ольхи Петрозаводская епархия:Храм во имя иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Петрозаводск Псковская епархия:Храм Николая Чудотворца в Любятово г. Псков Храм святителя Николая дер. Верхний Мост Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Дубровно Рыбинская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Покров Храм Спаса Нерукотворного образа с. Михаил-Архангел Кафедральный собор Спаса Преображения г. Рыбинск Самарская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Черноречье Санкт-Петербургская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Царском Селе г. Пушкин Саранская епархия:Иоанно-Богословкий Макаровский мужской монастырь с. Макаровка Саратовская епархия:Храм Сошествия Святого Духа г. Саратов Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Черкасское Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Озерки Сердобская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменское Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Долгоруково Симбирская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" пос. Ляховка Славгородская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменка Смоленская епархия:Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Знаменка Ставропигиальные монастыри РПЦ:Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение". Новоспасский монастырь г. Москва Ставропольская и Невинномысская епархия:Храм иконы Божией Матери «Знамение» с. Надежда Тамбовская епархия:Сухотинский Богородице-Знаменский женский монастырь пос. Сухотинка Тарская епархия:Храм иконы Божией Матери «Знамение» (Абалакская) с. Знаменское Храм Рождества Христова пос. Большие Уки Тверская епархия:Храм Троицы Живоначальной г. Торжок Храм Вознесения Господня г. Осташков Храм Воскресения Словущего с. Красная Гора Храм Иконы Божией Матери "Знамение" дер. Савватьево Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Броды Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Раёк Тираспольско-Дубоссарская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери Знамение (Новгородская) г. Бендеры Тихвинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Турыгино Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Тихвин Тобольская епархия:Абалакский Знаменский монастырь с. Абалак Молельный дом в честь иконы Божией Матери «Знамение» с. Новая Заимка Знаменский кафедральный собор г. Тюмень Томская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери Знамение (Абалакская) г. Томск Тульская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Волово Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменское Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Тула Урюпинская и Новоаннинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" ст. Зотовская Ханты-Мансийская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Ханты-Мансийск Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Ханты-Мансийск Херсонская епархия:Храм Иконы Божией матери "Знамение" г. Херсон Чебоксарская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Ядрино Челябинская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Воскресенское Черняховская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Знаменск Шуйская епархия:Троицко-Знаменский храм пос. Лежнево Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Дорожаево Храм пресвятой Троицы с. Писцово Южно-Американская епархия:Храм Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Валенсия Южно-Сахалинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Чехов Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Рыбацкое Якутская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Чокурдах Яранская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" мест. Знаменка Ярославская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Ярославль Собор Зачатия Анны. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь г. Ростов Великий Храм Иакова Ростовского. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь г. Ростов Великий
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04420 c.