Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №1. Семейное воспитание »

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

27.02.2017 | Научно-образовательный семинар-практикум «От экологии природы к экологии человека: опыт народной педагогики»

21.02.2017 | В Екатеринбурге, в Уральском Государственном Горном Университете прошел научно-практический семинар «Методология предупреждения нехимических зависимостей»

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Духовно-нравственное воспитание средствами педагогической печати

С.Т.Погорелов

Предлагаемый вниманию читателя журнал общества православных педагогов под покровительством святого праведного Симеона Верхотурского и лаборатории педагогики православия УрО РАО назван учредителями «Просветитель». В этом названии получили отражение и содержательная направленность журнала, и та функция, которую он призван осуществить в педагогическом сообществе. Необходимость духовно-нравственного просвещения сегодня признана всеми, но теоретическое обоснование, систематизация этой работы, обеспечивающие подлинную глубину, эффективность влияния при сохранении чистоты духовных истоков, еще ждут своего решения. Обращение к опыту отечественного просвещения XIX столетия может служить лишь некоторым образцом решения, отвечающего запросам своего времени, его социокультурным особенностям. Поиск же новых подходов, новых авторов - одна из актуальных задач журнала, «дабы открылись искусные», то есть умеющие наиболее ясно и убедительно изъяснять истины духовно-нравственного просвещения в русле православной традиции.

2009_04_28_115949.jpgСегодняшние педагоги, оказавшись один на один с детьми, подростками и юношеством, с оторвавшейся от традиций родной культуры семьей, с жадностью ловят все, что помогает им осмыслить и решить неизмеримо усложнившиеся воспитательные проблемы. Содействовать педагогам в выборе верных духовно-нравственных ориентиров, подкрепленных тысячелетним авторитетом Церкви и одновременно предупредить распространение материалов, построенных на самодеятельных домыслах, некритичных чужеродных заимствованиях, не выверенных реформаторских начинаниях, призван журнал.


Система христианских ценностей в свое время всколыхнула многие народы мира, изменила духовный облик Руси, и этот критерий должен быть, на наш взгляд, применен к  современному духовно-нравственному просвещению в русле православной традиции. Личность учителя, те Истины, которые он несет ученику, должны просвещать ум, согревать сердце, очищать душу, подвигать на путь спасения.


В педагогической периодике практически нет православно ориентированных изданий для образованных, но невоцерковленных или маловоцерковленных педагогов - в церковной среде привычно сохраняется некоторое недоверие к ним. У этого недоверия есть определенные основания, но отчуждение не решает проблем просвещения неоязыческого по своей духовной сути современного педагогического сообщества. Преодоление тоталитарного наследия советского периода на политическом уровне не привело автоматически к преодолению его на уровне педагогическом. Подобную ситуацию переживали послевоенная Германия и Япония. Сотни тысяч учителей, еще вчера подневольно или по убеждению занимавшихся «идеологической пропагандой» педагогическими средствами, остаются в школе, и других профессиональных педагогов просто нет. От того, каким идеям будет следовать учительство, зависят судьбы образования в нашей стране. Навязанная «либерализация» педагогического сознания сопровождается очевидными негативными последствиями, которые раскрываются все более и более, но еще не осознаны в полной мере. Необходимо помочь учителю осмыслить свой мировоззренческий выбор, дать возможность опереться на православную педагогическую традицию, поддержать в решении профессиональных задач.


Мнение, согласно которому всю свою мудрость, в том числе и профессиональную, педагог, как прихожанин, может почерпнуть от батюшки, представляется несостоятельным. И самому священству необходимо постоянное повышение своего духовного образования, включая и педагогическое знание. В этом смысле педагогический журнал, ориентированный на современников с достаточно высоким образовательным цензом и профессионально-недагогическим статусом, совершенно необходим и воцерковленным, и невоцерковленным учителям и воспитателям. Иначе последние оказываются заложниками светской педагогической публицистики, которая становится все более откровенно антихристианской, эзотерической.


Вопрос о том, каково культурное состояние современного российского общества, большинству педагогов ясен. Каждый из них может добавить к описанию неблагополучия свои конкретные живописные детали. Но увидеть, что культура православия, которая породила великую российскую культуру прошлого, сегодня не может найти себе пути в образование, вынуждена замыкаться сама на себе, отстояв для себя лишь ограниченную территорию. Такого видения у большинства педагогов, к сожалению, нет. Содействовать осознанию педагогами истинного положения дел в современной российской культуре, в современном образовании - одно из предназначений журнала. Согласиться с мнением части православной общественности о том, что мы будем жить так, как нам надо, а общество, школа пусть живут, как хотят - нельзя. Такая позиция отвергает саму идею Благовестия и принцип любви к ближнему и тем самым усложняет и без того трудный путь духовно-нравственного возрождения России.

2009_04_28_120031.jpg

Именно поэтому мы считаем, что деятельность и назначение журнала носят не только чисто образовательный характер, но и направлены на возрождение и содействие становлению гуманитарной культуры общества. Стремительный упадок отечественной культуры, забвение ее основ в современном обществе налицо. Социологическое поколение в отличие от генетического достаточно кратко и составляет, по мнению исследователей, всего шесть лет, то есть каждые шесть лет в мир приходит новая культурная популяция. Поэтому если педагоги не сумеют взять на себя миссию культурного возрождения, то уже в недалеком будущем образование придется осуществлять в среде людей в буквальном смысле слова диких. Многие школьники сегодня, например, считают «устаревшей» не только литературу, музыку, все искусство XIX столетия, но и литературу, и искусство XX века. Они уже не понимают, как можно быть счастливым без денег, как можно любить без физической близости, как можно уважать тех, кто не добился материального процветания. Нередко они не чувствуют привязанности к своей Родине, не ощущают себя связанными с ней нерасторжимыми узами любви и потому открыто ищут место «где сытнее и легче».

2009_04_28_120059.jpgИсторическое разделение русской культуры на церковную и светскую, доходящее подчас до острого противостояния, не изменило ее единого духовного истока. Точно так же и в образовании: религиозная и светская ветви имеют единый корень, единый животворящий исток, раскрывать который нам следует, используя возможности педагогического журнала.
Перед каждым педагогом встает проблема выбора средств своей деятельности, основным из которых во все времена было Слово - умное, доброе и духовно наставляющее - святое. Вернуть Слову его духовно просвещающее значение - задача из труднейших.


В настоящее время язык русской культуры представляет собой руины. На скудную основу языка советского времени наложились различные сленги, уголовно-лагерный жаргон, искаженные англоязычные заимствования и т.п. Отказ от элементарных моральных норм добавил массовое употребление ненормативной лексики, сделав язык современной устной традиции неприемлемым для христианина. Фактически устная речевая традиция оказалась утраченной. Разумеется, есть иной стиль, которым пишутся гуманитарные научные статьи, но его нарочитость, перегруженность иноязычными заимствованиями вызывают отторжение у педагогов-практиков. Не могут служить языковым образцом и переводы святых Отцов, выполненные в XIX столетии, поскольку языковая пропасть в полтора века не преодолевается сознанием неподготовленных читателей, которыми является большинство современных учителей. Репринтные издания святоотеческой литературы спасли дело духовно-нравственного просвещения на первом этапе становления постсоветской России, но поиск пути к уму и сердцу современников остро ставит перед журналом проблему средств языкового общения, приемлемых и убедительных для них.


Отсутствие современных духовно-нравственных педагогических изданий опасно еще и потому, что отвращает образованных учителей от веры. Это особенно касается тех работ, в которых с якобы церковных позиций опровергаются достижения науки. Той механистической науки, о которой в свое время писал, например, святитель Феофан Затворник, уже давно нет и в помине. Современное научное знание все более склоняется к принципиальной научной непознаваемости истоков мироздания и начал человека. Более того, даже химические и электрические процессы взаимодействия в живой материи современная наука объяснять отказывается.

Еще в публичных мировоззренческих дискуссиях начала советского периода, когда они были возможны, было показано, что у науки и религии разный предмет познания, и они не противостоят друг другу. В наше время все чаще обнаруживается, что строгая наука и православное богословие друг другу не противоречат, потому что у каждого своя область; враждуют же псевдонаучное шарлатанство и неправославие. Антирелигиозная позиция ученых-естественников, как правило, связана с отсылками к «научному» атеизму, то есть к «науке», которая изучает то, существование чего сама же и отрицает. Понятно, что такой науки быть не может. Призывать же людей образованных отказаться от своего знания ошибочно. От «марксистских наук» ученые уже давно отказались сами, а от бесспорных научных истин отказываться и не следует: для чего же нам дан «взыскующий разум»? Обогащенный подлинным знанием разум открыт к восприятию благодати. Журналу необходимы материалы о духовно-нравственном просвещении, о воспитании, принадлежащие перу людей светски образованных.


Очевидно, что обращение к образованным, но маловоцерковленным педагогам не может строиться на мысли об их неполноценности. В православном просвещении необходимо с уважением относиться к научному знанию и предлагать педагогам самим убедиться в том, какие из их представлений являются ложными.

2009_04_28_120116.jpgОсобой заботой журнала должно стать обогащение методического инструментария процесса духовно-нравственного воспитания, основная часть которого всегда создается творчеством самого учителя. В этой деятельности успех достигается выработкой верных представлений о современных детях и подростках. В материалах, которые используются на занятиях, школьник должен найти хоть что-то похожее на его жизнь. Попытки вернуть наших детей к миру позапрошлого века неосуществимы. Если дошкольники и младшие школьники в силу сказочного мировоззрения еще откликаются на лубочные мотивы, то подростки реагируют иначе. Они знают про террористов и заложников, про наемных убийц и всеобщую продажность. Они уже знают, что, в принципе, любой встреченный ими на улице человек, может представлять для них опасность. Они рано узнают жесткий мир взрослой жизни и узнают его с плохой стороны.
Под внешней бравадой подростков, доходящей порой до жестокости и разврата, живет страх. Воспитателю нужно научиться приободрять их, найти средства для доверительной беседы, чтобы очистить страх от животных, иррациональных начал и содействовать преображению его в чистый страх Божий, освободив тем самым детскую душу от темноты. Тогда окажется возможным увлечь ребенка идеалами Добра, Любви, Красоты. Педагог имеет дело не с выдуманными благостными отроками и отроковицами, а с замученными ужасами современного «свободного» социума детьми. Трудность педагогической позиции сегодня в том и состоит, что современные дети обременены преждевременным знанием, и игнорировать это бессмысленно. Сохранить целомудрие в общении по поводу совсем недетских проблем, не уйти в область естественнонаучного просвещенчества и не вторгнуться в область собственно духовничества, которое есть миссия священника, исповедника, - такова непростая педагогическая задача духовно-нравственного воспитания современных школьников.


Журнал должен помочь оградить педагогическое делание от дилетантизма, невежества, от сомнительного околоцерковного влияния, которое обладает значительным апломбом и склонно обличать всех и вся. Педагогам необходимо ясное изложение проблем духовно-нравственного просвещения, Писания, творений святых Отцов без лубочных украшений, псевдонародности, подделок под старину. Школе, учителю как воздух нужны ответы на самые насущные вопросы духовной жизни православной России начала XXI века.


Образование по своему существу есть выбор своего пути в мире человеческой культуры, в стране духа. На пути образования последовательно расширяется круг общения человека, а его деятельность постепенно обретает черты творческого призвания. Общение с прошлым и настоящим человечества - естественное условие образовательного странствия, в котором огромная роль принадлежит библиотекам, музеям, выставкам, журналам, лекциям, докладам в профессиональных объединениях и обществах.
Но если библиотеки и музеи призваны создать возможности для общения в основном с прошлым и откристаллизовавшимся настоящим, то журнал отражает настоящее в его творческом поиске. Библиотеки и музеи есть хранилища того, что отстоялось, что человеческий дух отложил в виде объективированных ценностей своего творчества, в то время как журналы, доклады и лекции отражают непрерывную текучесть творческого процесса, являются по преимуществу средствами общения с настоящим в той его форме, которая закладывает будущее развитие. Именно поэтому практически все научные и профессиональные сообщества издают свои журналы для удовлетворения потребности высказывания, профессионального общения и объединения интересов.


Общее образование можно завершить: в школу человек, закончивший ее, никогда уже не вернется учеником. Но профессиональное образование завершить в принципе невозможно, как невозможно исчерпать науку, накопление опыта, движение мысли. В этом смысле педагог всегда ученик, и его целью является не повторение забытого пройденного, но духовное обогащение как человека, занимающегося практикой воспитания, и освоение новейших достижений в области педагогики. Только при наличии такого общения профессия педагога может сохранить свое достоинство духовного служения. В развитии профессиональной культуры педагога журнал не могут заменить ни книги, ни лекции, ни выставки, никакие другие формы общения. Журнал призван отражать движение мысли в области теории и практики воспитания и обучения во всем многообразии борющихся здесь направлений на этапе их только начинающейся кристаллизации.

Как правило, в современных журналах отводится значительное место библиографии и хронике. Это один из способов обращать внимание читателя на всякое новое явление в педагогике, чтобы он чувствовал себя находящимся в непрерывном общении с собратьями по призванию и посредством этого общения улавливал основные творческие устремления своего поколения. Поэтому журнал не может замыкаться только в кругу чисто педагогических вопросов, но, исходя из своей специфики, он должен освещать и родственные течения мысли в смежных с педагогикой областях науки и культуры.
Правильно направляемый журнал важен не только для опытного педагога, искушенного в духовных странствиях, но и для педагога начинающего, как одно из лучших средств самообразования. В настоящее время, несмотря на обилие информационных средств, специальный профессиональный журнал оказывается лучшим способом вхождения в профессию педагога, ознакомления с волнующими вопросами духовно-нравственного просвещения, в самом поиске путей их творческого решения, овладения наукой и искусством воспитания.

Немаловажной проблемой является распространение журнала в педагогической среде. Вопрос заключается в том, как сделать его востребованным, как возродить отечественную учительскую традицию читать педагогические журналы и писать о своих поисках, находках, сомнениях. Возникнув в последней трети XVIII столетия, педагогические журналы в России к 1916 году насчитывали более 250 различных изданий. К 1936 году, то есть через двадцать лет, в СССР не оставалось ни одного педагогического журнала. С 1937 года монопольное положение заняло единственное издание этого жанра «Советская педагогика», то есть с православной педагогической мыслью в стране было покончено, а журналы в сознании учителя стали местом казенной, мертвой мысли.


Разумеется, русская православная педагогическая мысль не умерла. Более того, она достигла значительных результатов в зарубежной эмиграции в творчестве таких видных педагогов и мыслителей XX века как В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, С.И. Гессен и др. Однако в самой России советского периода православная педагогическая мысль оставалась под запретом и, к сожалению, до сих пор не заняла достойного места в отечественном образовании. Надеемся, что журнал «Просветитель» послужит ее развитию и становлению современного отечественного образования в русле православной традиции.



Старый стиль 12Май понедельник Новый стиль) 25Май Седмица 7-я по Пасхе. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Епифания, еп. Кипрского (403). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Германа, патриарха Константинопольского (740). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V) и прочих свтт. Кипрских. Свт. Полувия, еп. Ринокирского (V). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Рум.). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Сщмч. Петра, пресвитера (1937). Мц. Евдокии (после 1937). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9. Лит. - Деян., 45 зач., XXI, 8-14. Ин., 49 зач., XIV, 27 - XV, 7. Сщмч.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Ин., 36 зач., X, 9-16. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Дея. 21, 8-14; Ин. 14, 27-15, 7). Господь Иисус Христос - лоза, дерево виноградное; христиане - ветви и отростки. Мы прицепляемся к Нему верою, плод же приносим жизнью по вере. Отец Небесный - вертоградарь , который смотрит за этим деревом. Какая ветвь не приносит плода, то есть кто верует, а не живет по вере, - ту Он отсекает: а какая приносит плод, ту очищает, то есть кто не только верует, но усердствует и жить по вере, тому Бог всячески помогает богатиться добрыми делами, которые плоды веры. По этому закону Божия действия на нас, всякий и устраивай свою жизнь, твердо помня, что без Господа ничего сделать нельзя. К Нему прибегай со всякой нуждою. Имя же Его пресвятое и пресладкое да вращается неотступно в уме, сердце и на языке твоем. Молитвы Тропарь святителей Епифания и Германаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш. Кондак святителей Епифания и Германаглас 4Священноначальник чудную двоицу восхвалим, вернии, по долгу,/ с Германом Божественнаго Епифания:/ сии бо попалиша безбожных языки,/ догматы премудрейшия возложше всем,/ православно поющим присно благочестия великое таинство. Тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 3Земная, прельщающая очеса миролюбцев,/ возненавидел еси, отче Богоносне Дионисие,/ за уметы та вменив,/ шествуя путем скорбным,/ и в терпении добр воин Христов явился еси,/ победив страсти мира,/ был еси до кончины непоколебимый благочестия поборник./ Темже мы днесь, совершая священную память твою,/ духовными тя песньми ублажаем и смиренно молим,/ да, предстоя Престолу Господа Бога,/ ходатайствуеши о спасении душ наших. Ин тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 4Благости научився от Вышняго благодати,/ измлада подвизався благою совестию,/ Дионисие преподобне,/ терпения столп был еси/ и слова Божия проповедник,/ благочестия догматы утвердив и суеумных мудрование упразднив,/ темже и пострадал еси за истину, радуяся,/ образ страдальцем собою показав,/ но, яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ не престай моляся о нас,/ любовию чтущих святую память твою. Кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 6Свет Трисиянный, вселивыйся в душу твою,/ сосуд избран показа тя,/ вещающа Божественная людем,/ исповедник Божия Слова явился еси,/ и прилагающих Божеству вещественный огнь/ явственно обличил еси,/ и злославных смыслы, яко паучинное прядение, растерзал еси,/ благочестия столп и забрало твердое мирови показался еси/ и сего ради от Вселенскаго Патриарха дивне похвален был еси./ Мы же благодарными гласы, веселящеся, вопием ти:/ радуйся, отче наш, Дионисие преподобне. Ин кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 4Правило веры, столп благочестия/ был еси, Богоносне Дионисие,/ явив в себе образ и пример/ преуспеяния добродетели и подвигов:/ сею Евангельскою мрежею/ многих уловил еси подражателей,/ подай блестящею на Небеси славою своею/ ревность к содействованию на пользу правоверных./ Темже мы, ныне воспевающе сия, молим тя,/ да ходатайствуеши о стране нашей/ и о всем Церкви исполнении. Тропарь священномученика Ермогенаглас 4Приспе день светлаго торжества,/ град Москва радуется,/ и с ним Русь Православная ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в явлении честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Ермогена,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене. Кондак священномученика Ермогенаглас 6Темницею и гладом изнуряем,/ даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:// радуйся, заступниче Российския земли. Службы12 мая: Святителя Епифания, епископа Кипрского. Святителя Германа, патриарха Константинопольского 5 октября: Святой мученицы Харитины. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских, и всей России чудотворцев 17 февраля: Святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси 12 сентября: Праведного Симеона Верхотурского, чудотворца Сайты приходов:Храм Святителей Московских г. Абакан (Абаканская епархия) Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург (Санкт-Петербургская епархия)
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.21375 c.