Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №1. Семейное воспитание »

27.11.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

26.11.2018 | Сертификат модератора

20.11.2018 | Обучающий семинар проводит АНО «Просветительский центр»

08.11.2018 | Традиционный праздник «Встреча друзей»

20.10.2018 | Встреча друзей

12.10.2018 | Проблемы и задачи духовно-нравственного воспитания обсуждаются на международном уровне

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Категория "Воспитание" в традиции отечественной педагогики

2009_04_28_112628.jpg

С.Т.Погорелов

К началу третьего тысячелетия христианства отечественная школа пришла духовно не определившейся, открытой практически любым идеологическим, в том числе мистическим влияниям и веяниям. Нарушение педагогических принципов нриродосообразности и культуросообразности мстит за себя потерей мировоззренческой ориентации, утратой смыслов образования. Либеральные «свободы» оказались свободой заблудившегося в пустыне: иди куда хочешь, а куда идти - неизвестно. Поэтому сегодня, когда завершается «реформирование» старой образовательной системы, скорее напоминающее ломку, очень важно не ошибиться в выборе направления.
У  каждого заинтересованного  в  возрождении отечественного образования и не предвзято мыслящего человека, нет сомнения, что оно достижимо только на путях обращения к отечественной культуре, к отечественной педагогической традиции, к православным духовно-нравственным ценностям, лежащим в их основании. Но простого обращения к опыту исторической России недостаточно. Становится все более очевидно, что такой выбор не «сработает», если его понимать как поиск пути назад. Сегодня важно найти путь вперед, путь строительства образовательной системы современной России и для этого необходимо опереться на фундаментальное педагогическое знание и те ценности, которые неподвластны разрушающему влиянию времени - ценности нашей духовно-нравственной традиции.

Стремление руководителей образования, учителей, воспитателей избежать подлинной теоретической проработки основных педагогических проблем современности выливается в суету педагогической моды, в захлестывающие все и вся волны новаторства - «педагогика сотрудничества», «теория погружения», «личностно-ориентированное образование», «вальдорфская педагогика» и т.д., и т.п. Волны новаций способны размыть старые педагогические установки, но неспособны стать основой созидания, поскольку ни в каких новациях нет смысла, если дети вырастают без нравственного стержня, без той внутренней духовной опоры личности, которая и должна стать истинным плодом образования. Здание образования будет стоять прочно лишь тогда, когда его фундаментом станет знание духовных основ бытия в их вневременной и внеидеологической сущности.

С.И. Гессен предлагал рассматривать педагогику в качестве прикладной философии, поскольку основной признак педагогического делания - целенаправленное духовное и интеллектуальное возрастание воспитанника, раскрывается лишь на пределе методологического обобщения. За годы государственного атеизма отечественная педагогика, как система теоретического знания, «потеряла ребенка», сосредоточилась на изучении «процессов», «содержания», «форм», «методов, приемов, технологий» и ... стала «бесчеловечной» - из нее ушла живая душа. Личность рассматривалась, но лишь как «совокупность общественных отношений», субъект - как «функция деятельности», то есть вне духовной проблематики. Этот процесс усугубила изолированность страны от мирового педагогического опыта с его поучительными обретениями и потерями.

Конечно, ребенка как безличную сущность, можно разнообразно созерцать, изучать, но живой ребенок сам смотрит на созерцателя, и педагогический разум неизменно ощущает на себе этот взыскующий взгляд. Каждый шаг педагога в отношениях с имеющим разум и волю, гневающимся и любящим, эгоистичным и совестливым, то есть живым ребенком духовно ответственен. Любой просчет педагога в этих отношениях становится его личным проступком, не просто нравственной, но и духовной бестактностью. Педагог, обращаясь к живому ребенку, принужден не просто только верить в него, признавая его бытие (пресловутое «Я в тебя верю!»), но верить самому ребенку и тем постоянно ставить под сомнение себя, свои действия, свои взгляды. Не случайно, для того чтобы стать подлинным педагогом, мало обладать профессиональной эрудицией и интеллектуальной силой, необходимо еще быть человеком, которому ребенок раскрывается в личностном опыте общения.
Поэтому сегодня актуально осмысление лучших образовательных традиций России и опыта мировой педагогической мысли, обращение к исследовательскому методу, построенному на рассмотрении проблем педагогики, с одной стороны, как прикладной философии, а с другой - как прикладного христианского богословия. Наличие православного педагогического движения в отечественном образовании вот уже десятилетие как перестало быть чем-то, что привычно замалчивалось. С этой точки зрения педагогика выступает как совокупность знания, служащая средством достижения цели превосходящей всякое знание (В.Н. Лосский). Подобная работа должна быть проделана педагогическим сообществом, чтобы выйти на действительно новые рубежи отечественного образования.
В соответствии с высказанными соображениями необходимо заново раскрыть содержание основных педагогических категорий как тех узловых пунктов, от осмысления которых и зависит развитие педагогической теории. Данная статья посвящена категории «воспитание» как одной из наиболее значимых в педагогике.
Суть педагогических категорий заключается в том, что они представляют собой предельно общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее устойчивые, существенные, закономерно повторяющиеся признаки педагогических явлений и процессов. Традиционно в качестве основных понятий-категорий выделяют: «образование», «воспитание», «обучение». Кроме того, есть достаточные основания отнести к ним понятия «развитие» и «социализацию личности», поскольку без обращения к ним невозможно рассмотрение закономерностей развития образования с системных позиций.

Содержание педагогических категорий исторически изменчиво. Еще недавно основной из них являлось понятие «воспитание», которое упрощенно рассматривалось как предмет педагогики вообще. В последнее десятилетие практика реализации Закона РФ «Об образовании» (1992-1996 гг.) выдвинула как наиболее общую категорию «образование», что создало значительные трудности в четкости определения всех категорий, системного анализа их содержания. Помимо этого, определенное оттеснение категории «воспитание» в педагогической практике сопровождалось принижением роли воспитания, вплоть до отказа от его осуществления.
Сегодня исследователи выделяют целый ряд определений и трактовок категории «воспитание». Традиционно «воспитание» трактуется как широкое понятие, включающее в себя и образование, и обучение. Такого понимания придерживался, например, К.Д. Ушинский. Широкое толкование «воспитания» дополняется использованием его в более узком педагогическом смысле. Ю.К. Бабанский раскрывал его как «процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе». Тем самым он оставил нераскрытым вопрос о родовом, более широком по отношению к категории «воспитание», понятии (1). Кроме того, в данном определении неясным остается содержание термина «влияние».

Х.И. Лийметс, Л.И. Новикова и А.В. Мудрик рассматривают воспитание как «целенаправленное управление процессом развития личности» (2). Выбранное авторами определение не отвечает на вопрос: как можно управлять развитием личности?
«Воспитание» нередко характеризуется через понятие «воздействие» на личность с целью побуждения ребенка следовать определенным нормам, правилам социального поведения. Акцентирование «воспитательных воздействий» встречается в исследованиях, начиная с работ П.П. Блонского и А.П. Пинкевича, и понимается как однонаправленное педагогическое управление поведением воспитанника (3).

С 70-80-х годов прошлого столетия в учебниках педагогики воспитание все чаще начинает трактоваться как двусторонний процесс «взаимодействия» воспитателя и воспитанника, что само по себе более адекватно отражает специфику воспитательного процесса (4).
В последние десятилетия стало распространяться понимание «воспитания» как некоей стороны социализации личности. В учебнике 2003 года читаем: «Воспитание представляет собой часть процесса социализации и рассматривается как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание выступает своеобразным механизмом ускорения процесса социализации. С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей придается гуманистическая ориентация» (5). Данный подход ограничивает воспитание, процессами адаптации, «загоняя» его внутрь механизмов социализации, делая его одномерно-функциональным.

В этом же русле лежат характеристики воспитания, рассматриваемого под социально-психологическим углом зрения. Данные трактовки наиболее характерны для западноевропейских источников. Так, в немецком учебнике Ф.В. Крона читаем: «Воспитание - это символическая интеракция, представляющая собой социальное взаимодействие в определенной ситуации, преднамеренно ориентированное на поведенческую реакцию, реализуемое как прямо, так и косвенно» (6).
Ряд исследователей возводят «воспитание» к родовому понятию «деятельность». «Воспитание - это один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию» (7).

Все большее распространение в педагогических исследованиях получает толкование «воспитания» как процесса связанного с ценностями, с культурой, с духовным восхождением человека, что подводит педагогику к грани богословского осмысления ее проблем. Но именно в этой точке соприкосновения отчетливо проявляется различие секуляризированной и христианской педагогической позиции в понимании воспитания. Как показывает приведенный анализ, секуляризированная педагогика при определении «воспитания» исходит из понимания жизни человека как временного периода, ограниченного рамками земной жизни, законченного и самоценного. Православная педагогика как часть христианского богословия рассматривает бытие человека в категориях «вечности» и «бессмертия». Воспитание как духовное «вспитывание», «вскармливание», «взращивание» обращено к конкретной личности, ответственной не только перед людьми, но и перед Богом, и не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие природы, культурных традиций народа, частью которого она является. Судьба этих традиций уходит в эсхатологическую перспективу рода, к которому каждый человек приобщается через рождение и смерть. «Нельзя так жить, как если бы не было смерти, по нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти» (8).

Секуляризированная педагогика, декларируя духовное восхождение ребенка, имеет в виду лишь ее психологическое, то есть душевное проявление, стараясь избежать признания реальности духовного мира. Православное педагогическое понимание исходит из реальности духовного мира как мира духов, в том числе и демонической природы. Законы духовного мира так же непреложны, как и законы мира природного. Поэтому в трактовке воспитания православная педагогика признает, что развитие психофизических функций: интеллекта, воли и чувств - опосредует развитие душевной периферии человека, но не обеспечивает его духовного роста. Посредством этих аспектов личности в человеке нельзя «организовать» духовную жизнь.

Воспитание в православной трактовке понимается как побуждение человека к внутреннему преодолению зла в себе в пользу добра; к преодолению свойственных каждому «эго-стремлений» и расширению «совестного» пространства в себе. При этом следует отметить, что понятия добра и зла в светской педагогике носят релятивистский, то есть относительный характер. В педагогике православной они абсолютны. И это существенно меняет процесс воспитания: зло нельзя оправдать, зло нельзя эстетизировать, со злом нельзя заигрывать. Средствами воспитания становятся доброделание, пробуждение любви, выработка духовных приоритетов.

В движении к абсолютному добру, к Богу, а значит, к спасению заключается смысл воспитания с православной точки зрения. При этом и становление системы отношений человека, и освоение ценностей, и восхождение в культуре - все, отмечаемое светской педагогикой, имеет определенное, но не решающее значение в педагогике православной. Результат земного пути человека оказывается равен жизни в вечности. Спасение не отрицает процесса развития личности, но преодолевает его самодостаточность. Вне спасения развитие личности выступает лишь как самореализация, которая, как правило, разжигает страсти и питает человеческую гордыню, тогда как в рамках спасения развитие реализуется в формах «служения» и «жертвенности» (Результаты либеральной ориентации отечественного образования последнего десятилетия на самодостаточную «самореализацию» в молодежной среде общеизвестны и показательны).

Воспитание, таким образом, раскрывается как целенаправленный процесс формирования личности, связанный с духовным возвышением человека, достижением им большего по отношению к самому себе совершенства, воссоздание в себе единства духа, души и тела. Воспитание нередко определяют как воскресение (от «воскресать» -зажигать искру) заложенного в человеке духа.

Добавим несколько соображений о возможности реализации православного понимания воспитания в современной общеобразовательной школе. Совместимо ли оно со светским характером образования? В соответствии с законом школьный учитель не может и не должен вести обучение в ключе той или иной идеологии, то есть вести агитацию. В его обязанность входит раскрытие различных точек зрения на изучаемые явления, в том числе он сохраняет право сообщить (но не навязывать) ученикам свой собственный взгляд на проблему.

Приведем примеры из материала различных школьных учебных предметов. Так, при изучении «Слова о полку Игореве» учащиеся знакомятся с мнением группы исследователей, утверждающих, что автору было ближе не христианское, а языческое мировоззрение. Поэтому в тексте много упоминаний древнерусских божеств, а о Боге христианства вспоминается лишь мельком. Знакомство с мнением другой группы исследователей показывает, что автор рисует впавшую в язычество крещеную Русь и видит в этом причину разделенности Русской земли и ее поражений. На пути Игоря из плена уже нет языческих богов, ему «путь кажет» не Стрибог, не Даждьбог, а Бог. Возвращение к христианской вере, по мысли автора, поможет Руси выстоять перед грядущей опасностью. Объяснить свой мировоззренческий выбор учитель имеет право, но он обязан также раскрыть аргументацию сторонников других взглядов. Учитель должен поощрять стремление учеников сделать самостоятельный выбор, пусть и не совпадающий с его личным.

Подобным образом на предметах естественнонаучного цикла учитель должен раскрыть и эволюционную, и креационную гипотезы развития Вселенной. При этом он имеет право отметить, какая из них кажется ему более состоятельной и почему. Учитель сохраняет объективность преподавания, а ученик учится самостоятельно принимать решения и делать выбор.

Прямая проповедь христианства на уроке будет иметь, скорее всего, обратный эффект, так как ребенок, как и взрослый человек, сопротивляется ограничению его свободы выбора. Религиозная вера не может быть средством обучения или методикой преподнесения учебного материала. Такой веры не хватает даже на то, чтобы поверить в возможности своего ученика самостоятельно разобраться во всем и признать за ним право на свободный выбор. Православный учитель верит не для того, чтобы любой ценой сделать всех вокруг христианами. Человек верит, потому что верит, и вера его самоценна. «Я, не стыдясь, говорю о своей вере, но не делаю попыток насильно навязать ее кому бы то ни было», - такой должна быть позиция учителя.

В христианском миропонимании Бог предоставил человеку свободу выбора быть с Ним или нет, и педагог не вправе нарушать ее. Более того, учитель должен противостоять любой попытке ограничить эту свободу в педагогическом процессе, противостоять прямой пропаганде любых мировоззренческих взглядов. Именно на этом пути навязывания своих взглядов в школу проникают мистические, оккультные и языческие верования. Часто они внедряются скрытно, обманным путем, под видом объективно-научных знаний.

Сегодня многие позитивно относятся к идее религиозного воспитания детей. Однако нередко в основе такого отношения лежит узко прагматический подход: «Пусть дети верят - это сделает их лучше, нравственней, поможет в жизни». При этом в вере видят средство приведения ребенка к принятым нормам поведения и только. Поэтому не приходится удивляться тому, что общественное мнение часто отдает предпочтение нехристианским религиям, суевериям, теософским теориям и тому подобным учениям. Все они не говорят о человеческой свободе, не предусматривают ее, не говорят о благодати, а создают свои системы «закона», подчинение которому «привязывает» личность к определенной модели поведения. Когда эта модель поведения в основных чертах совпадает с общественно принятой, то встречается с одобрением, даже вызывает симпатии. Действительно, если перспектива у детей вырасти проститутками и бандитами или стать смиренными, законопослушными и высокоморальными буддистами общественное мнение, государственные институты, скорее всего, сделают выбор в пользу второго.

С точки зрения государства, призванного к поддержанию порядка в обществе это правомерно и понятно. Но православный христианин знает, что не благочестивые законники обретают благодать,  а любящие сердцем. «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13, 3). Путь любви невозможен без духовной свободы, целенаправленного возрастания к ней. Именно на этом рубеже возникает идея либеральной вседозволенности, которая трактуется как личная, ничем не ограниченная кроме закона свобода. Либеральное воспитание бросает ребенка в стихию социальности, и вместо целесообразного педагогического руководства он попадает под жестокое принуждение разрушительной стихии. Отечественная традиция педагогики православия предполагает последовательное воспитание ребенка в любви, воспитание в свободе; от гетерономного, то есть по авторитету другого (любимого старшего, учителя) осуществляемого в дошкольном и младшем школьном детстве выбора, к автономному, сознательному, свободному выбору в подростковом и юношеском возрасте. Страх Божий, одно упоминание о котором так пугает многих светских педагогов, это не унылые романтические «ужастики», а естественный страх потери любви Отца, который не принуждает, но понуждает человека делать внутренний выбор. Послушание - не слепое подчинение, а умение слышать другого человека и голос совести в себе. Поэтому жизнь ребенка в послушании - не рабство, а радость, свобода и любовь. Примером же религиозного навязывания (скрытого) может служить курс валеологии.

Воспитание в православной традиции понимается не как готовая и навязываемая модель поведения или орудие праведного гнева, обрушиваемого на голову ребенка (даже если он этого заслуживает), а как принципы духовной жизни. Писание предлагает нам не застывшие нормы поведения, а принципы жизни на основах Любви, Благодати, Совести.

Литература:
1.  Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. - С. 10.
2.  Теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л.И. Новиковой. - М.: ИТП и МИО РАО, 1993. - С. 25.
3.  Пинкевич А.П. Педагогика. - М.: Работник просвещения, 1926.
4.  Ильина Т.А. Педагогика. -М.: Просвещение, 1987.
5.  Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 2003. - С. 38-39.
6.  Kron F.W. Grundwissen Pedagogik. Mbnchen-Basel, 1991.-С. 72.
7.  Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.-С. 19.
8.  Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.-М.: Школа-Пресс, 1996.-С. 132.



Старый стиль 27Ноябрь воскресенье Новый стиль) 10Декабрь Неделя 27-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Разрешается рыба. Совершается служба с полиелеемИконы Божией Матери, именуемой "Знамение". Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомЗнамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170). Совершается служба на шестьВмч. Иакова Персянина (421). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Палладия Александрийского (VI-VII). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Совершается служба на шестьСвт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Блж. Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Прп. Романа чудотворца (V). Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937). Икон Божией Матери "Знамение": Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Верхнетагильской (1753), именуемой "Корчемная" (XVIII), Серафимо-Понетаевской (1879). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12-35. Лит. - Еф., 233 зач., VI, 10-17. Лк., 71 зач., XIII, 10-17. Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Молитвы Тропарь благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворцаглас 4Наста днесь всечестный новый праздник,/ пренесение честных мощей/ блаженнаго князя Гавриила,/ веселящи изрядно всех благочестивых множества,/ темже, вси вернии,/ сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/ блаженне княже Гаврииле,/ имея дерзновение ко Христу Богу,/ моли спастися празднующим любовию память твою. Кондак благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворцаглас 8Возвеселися, Христова церковь,/ имущи в себе источника чудесем обильна./ Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твой,/ в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/ воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/ сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/ от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./ Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/ и радостною душею и веселием сердца/ благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему. Тропарь великомученика Иакова Персянинаглас 4Мучении странноужасными и доблестию терпения/ всех преудивил еси, многострадальне,/ над коимждо составом удеси резания,/ благодарны мольбы предивне изрекл еси Господу./ Тем, во страдании твоем венец прием,/ к Престолу возшел еси Небеснаго Царя Христа Бога, Иакове,// Того моли спасти души наша. Кондак великомученика Иакова Персянинаглас 2Уверився доброю сопружницею, терпеливодушне,/ и Страшнаго Судища убоявся,/ персское повеление и страх, Иакове, поплевал еси/ и явился еси мученик честный,// телом, яко розга, режем. Тропарь святителям Ростовскимглас 4Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви. Тропарь святителя Иакова, епископа Ростовскогоглас 4Избран от юности Богови быв,/ святителю Иакове,/ сего ради архиерейства саном почтен,/ упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя./ Темже и по преставлении / чудес дарования от Бога приял еси/ исцеляти различныя недуги./ Моли о нас, совершающих честную память твою,/ да тебе непрестанно величаем. Кондак святителям Ростовскимглас 4Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек. Кондак святителя Иакова, епископа Ростовскогоглас 8Яко архиереев сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Иакове,/ непрестанно сохраняй отечество твое, град же и люди,/ тебе верою почитающия и честным мощем твоим покланяющияся,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Иакове Богомудре. Показать ещё молитвы Тропарь преподобного Палладияглас 1Монашествовав Богоугодно, Богоносне отче наш,/ молитвою и постом Бога взыскал еси/ и был еси приятелище чисто Духа,/ блистая верным добродетельныя зари,/ имиже просвещавши вся чтущия тя./ Слава прославлъшему тя Христу,/ слава Укреплыыему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеление. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Знамение'глас 4Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя, раби Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй// и душам нашим велию милость. Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Знамение'глас 4Честнаго образа Твоего знамение/ празднующе людие Твои, Богородительнице,/ имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси,/ темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан похвало. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Абалацкой (Знамение)глас 4Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Знамениеглас 4Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя раби Твои,/ Богородице пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Знамениеглас 4Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало. Службы11 февраля: Святого священномученика Власия. Преподобного Димитрия, Прилуцкого чудотворца. Святого благоверного великого князя Всеволода, во святом крещении Гавриила 22 апреля: Преподобного Феодора Сикеота. И пренесение мощей благоверного великого князя Всеволода, во святом крещении Гавриила 27 ноября: Святого великомученика Иакова Персянина. Преподобного Палладия. Служба знамения Пресвятой Богородицы, бывшего в Великом Новгороде. Святителя Иакова, епископа Ростовского Сайты приходов: Абаканская епархия:Знаменский храм-часовня г. Абакан Приход в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменка Альметьевская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Новая Михайловка Архангельская епархия:Храм во имя иконы Божией Матери "Знамение" пос. Сосновка Астанайская епархия:Храм в честь Абалацкой иконы Божией Матери "Знамение" пос. Карабулак Барнаульская епархия:Знаменский женский монастырь г. Барнаул Храм Абалацкой иконы Божией Матери с. Кулунда Бежецкая епархия:Храм Спаса Всемилостивого с. Сутоки Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Ильинское Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Вырец Белевская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Страхово Берлинско-Германская епархия:Храм Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Ульм Борисоглебская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери именуемой "Знамение" с. Губари Собор в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Борисоглебск Брянская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Добрик Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Скуратово Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Игрицкое Бузулукская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Аксаково Молитвенный дом иконы Божией Матери "Знамение" с. Соболево Валуйская епархия:Храм иконы Божьей Матери "Знамение" пос. Уразово Великолукская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Камено Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Аксёново Виленская и Литовская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Вильнюс Владимирская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Суздаль Храм Троицы Живоначальной дер. Погребищи Волгоградская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" на Зеленом кольце г. Волгоград Воронежская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" при Архиерейском доме г. Воронеж Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Лебяжье Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Александpовка Храм в честь Вознесения Господня с. Вознесенка Выксунская епархия:Храм Николая Чудотворца пос. Виля Храм в честь "Знамение" иконы Божией Матери пос. Сарма Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Ардатов Храм Троицы Живоначальной с. Аламасово Вяземская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменка Вятская епархия:Царево-Константиновский (Знаменский) храм г. Киров Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Пасегово Гатчинская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Красные Горы Городецкая епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Асташиха Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" пос. Керженец Губкинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Красный Куток Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Губкин Днепропетровская епархия:Знаменский женский монастырь с. Вербовское Елецкая епархия:Знаменский епархиальный женский монастырь г. Елец Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Докторово Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Спешнево-Ивановское Енисейская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Чалбышево Храм иконы Божией Матери "Знамение" (Абалацкая) пос. Абалаково Запорожская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Великая Знаменка Златоустовская епархия:Знаменский храм с. Верх-Катавка Иркутская епархия:Знаменский женский монастырь г. Иркутск Кафедральный собор иконы Божией Матери "Знамение" г. Иркутск Казанская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Емельяново Калужская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Трубино Храм Рождества Христова дер. Нижние Вялицы Кемеровская епархия:Кафедральный собор иконы Божией Матери «Знамение» г. Кемерово Киевская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Киев Кинешемская епархия:Храм Преображения Господня г. Кинешма Козельская епархия:Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы г. Козельск Костромская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение". Знаменский женский монастырь г. Кострома Храм Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрия" с. Арменки Ильинский храм на Русиной г. Кострома Красноярская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Абалацкая) г. Дивногорск Криворожская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Никополь Кудымкарская епархия:Храм иконы Божьей Матери "Знамение" с. Сива Курская епархия:Знаменский Собор г. Курск Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Тазово Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь с. Пригородняя Слободка Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Колодное Липецкая епархия: Приход Знаменского храма с. Вешаловка Махачкалинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Хасавюрт Московская епархия (городская):Храм Троицы Живоначальной в Карачарове г. Москва Храм иконы Божией Матери «Знамение» Преображенский храм с. Крымское Серафимо-Знаменский скит с. Битягово Храм иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" в Аксиньино г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» в Перово г. Москва Мужской Монастырь Вознесенская Давидова Пустынь пос. Новый быт Храм Петра и Павла у Яузских ворот г. Москва Храм Знамения иконы Божией Матери - на Шереметевом дворе г. Москва Храм Рождества Христова с. Иудино Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе г. Москва Храм Иконы Божией Матери "Знамение" в Ховрине г. Москва Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Знаменское Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Москва Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясеневе г. Москва Храм "Знамения" иконы Божией Матери в Кунцево г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Захарьино г. Москва Храм Курской-Коренной иконы Божией Матери г. Москва Знаменский храм с. Аннино Московская епархия (областная):Знаменский храм дер. Лисинцево Храм Иконы Божией Матери "Знамение" в Знаменском-Губайлове г. Красногорск Знаменский храм с. Кузьминское Знаменский храм дер. Марьино Знаменский храм дер. Матвейково Знаменский храм пос. Росхмель Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Старая Кашира Знаменский храм дер. Знаменская Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Ивановское Храм Иконы Божией Матери Знамение дер. Трусово Храм Иконы Божией Матери Знамение дер. Долматово Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Голубое Храм Иконы Божией Матери "Знамение" дер. Новое Храм Рождества Богородицы на Возмище г. Волоколамск Храм в честь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа г. Серпухов Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Лобаново Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Алешино Храм Александра Невского г. Егорьевск Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Холмы Знаменский храм с. Непецино Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Амерево Нижегородская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" г. Бор Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Балахна Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Арзамас Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Ломовка Новгородская епархия:Храм иконы Божией Матери “Знамения” с. Любыни Новосибирская епархия:Храм в честь иконы Божией-Матери "Знамение-Абалацкая" г. Новосибирск Одесская епархия:Храм иконы Божией Матери "Курская-Коренная" г. Одесса Омская епархия:Храм иконы Божьей Матери Знамение г. Омск Храм иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Омск Орловско-Болховская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" (Курская-Коренная) г. Орел Знаменский храм пос. Знаменское Знаменский храм г. Мценск Отрадненская епархия:Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы 'Знамение' с. Челно-Вершины Пензенская епархия:Храм иконы Божией Матери «Знамение» с. Знаменское Переславская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Лыченцы Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Переславль-Залесского Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы. Феодоровский монастырь г. Переславль-Залесский Песоченская епархия:Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" дер. Ольхи Петрозаводская епархия:Храм во имя иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Петрозаводск Псковская епархия:Храм Николая Чудотворца в Любятово г. Псков Храм святителя Николая дер. Верхний Мост Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Дубровно Рыбинская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Покров Храм Спаса Нерукотворного образа с. Михаил-Архангел Кафедральный собор Спаса Преображения г. Рыбинск Самарская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Черноречье Санкт-Петербургская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Царском Селе г. Пушкин Саранская епархия:Иоанно-Богословкий Макаровский мужской монастырь с. Макаровка Саратовская епархия:Храм Сошествия Святого Духа г. Саратов Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Черкасское Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Озерки Сердобская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменское Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Долгоруково Симбирская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" пос. Ляховка Славгородская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменка Смоленская епархия:Храм Иконы Божией Матери Знамение с. Знаменка Ставропигиальные монастыри РПЦ:Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь г. Москва Храм иконы Божией Матери "Знамение". Новоспасский монастырь г. Москва Ставропольская и Невинномысская епархия:Храм иконы Божией Матери «Знамение» с. Надежда Тамбовская епархия:Сухотинский Богородице-Знаменский женский монастырь пос. Сухотинка Тарская епархия:Храм иконы Божией Матери «Знамение» (Абалакская) с. Знаменское Храм Рождества Христова пос. Большие Уки Тверская епархия:Храм Троицы Живоначальной г. Торжок Храм Вознесения Господня г. Осташков Храм Воскресения Словущего с. Красная Гора Храм Иконы Божией Матери "Знамение" дер. Савватьево Храм иконы Божией Матери "Знамение" дер. Броды Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Раёк Тираспольско-Дубоссарская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери Знамение (Новгородская) г. Бендеры Тихвинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Турыгино Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Тихвин Тобольская епархия:Абалакский Знаменский монастырь с. Абалак Молельный дом в честь иконы Божией Матери «Знамение» с. Новая Заимка Знаменский кафедральный собор г. Тюмень Томская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери Знамение (Абалакская) г. Томск Тульская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Волово Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Знаменское Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Тула Урюпинская и Новоаннинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" ст. Зотовская Ханты-Мансийская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Ханты-Мансийск Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Ханты-Мансийск Херсонская епархия:Храм Иконы Божией матери "Знамение" г. Херсон Чебоксарская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Ядрино Челябинская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Воскресенское Черняховская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Знаменск Шуйская епархия:Троицко-Знаменский храм пос. Лежнево Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" с. Дорожаево Храм пресвятой Троицы с. Писцово Южно-Американская епархия:Храм Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" г. Валенсия Южно-Сахалинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Чехов Храм иконы Божией Матери "Знамение" с. Рыбацкое Якутская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Чокурдах Яранская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" мест. Знаменка Ярославская епархия:Храм иконы Божией Матери "Знамение" г. Ярославль Собор Зачатия Анны. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь г. Ростов Великий Храм Иакова Ростовского. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь г. Ростов Великий
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07908 c.