Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №1. Семейное воспитание »

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

24.05.2018 | Утверждение трезвости в новообразованных епархиях Русской Православной Церкви. Круглый стол

23.05.2018 | Деятельность АНО «Просветительский центр» по утверждению трезвого и здорвого образа жизни в подростковой среде высоко оценена на областном уровне

19.05.2018 | Социально-педагогический проект «Будь здоров!»: новые горизонты развития

14.05.2018 | В Просветительском центре подвели итоги XV традиционной встречи православных трезвенников Уральского региона.

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Значение семьи

И.А.Ильин

-

От редакции: Обращение современных учителей к педагогике православия во многом происходит стихийно, вне контекста времени, то есть в нынешние обстоятельства вносится опыт дореволюционной России, не принимая в расчет, что мы живем в принципиально иных условиях. Педагогический опыт, идеи Ивана Александровичи Ильина, творчество которого пришлось на 20-50-е годы XX века, гораздо ближе нам.

И.А. Ильин в своих педагогических воззрениях исходит уже из того страшного опыта свободы, который люди получили в XX веке. Век XXI в нравственном отношении еще более «либерализирован». Современные дети практически не имеют авторитетов, они не могут подчиняться тому или иному распоряжению беспрекословно, им не достаточно объяснения, почему они обязаны поступать так, а не иначе, что их долг - святое послушание. Требование прямого подчинения, постоянное давление «нравственного императива» уже в младшем возрасте вызывает бунт, отторжение, неприятие самых очевидных истин. Единственной панацеей от бед многие родители и педагоги видят наказание. И.А. Ильин предвидел возникновение подобной ситуации и предостерегал от бездумного использования таких средств воспитания. «Воспитание наказанием - это несчастное воспитание, это постоянно тлеющая борьба, это тайная гражданская война в семье... Именно здесь следует искать первоосновы позднейшей революционности и анархизма, источник нигилизма и безбожия», - писал он в работе «Взгляд вдаль». Открыть ребенку доступ ко всем сферам духовного опыта, чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и людях, так формулировал основную задачу воспитания И.А. Ильин. В работе «Путь к очевидности» он пишет: «Ребенку нужно помогать учиться видеть Божие присутствие в мире, в жизни, а не «пичкать» его заученными книжными формулами, даже если они касаются священных предметов». Не православное воспитание вообще, а воспитание человека «последних времен» осмысливает Ильин: «Надо воспитывать в душе ребенка будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать свое духовное достоинство и свою свободу, духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма».

-Не прятаться от современной жизни, а идти ей навстречу призывает Ильин. Надо, согласно автору, воспитывать не идеологов православия - для детей всякая идеологичность противна, - а пробуждать и укреплять в них «духовность инстинкта». «Но если в детстве это не состоится, - предупреждает Иван Александрович в работе «Путь к очевидности», - то впоследствии всякие уговоры, доказательства и кары могут оказаться бессильными, ибо инстинкт со всеми его влечениями, страстями и пристрастиями не примет духа и не сроднится с ним: он не будет узнавать и признавать его, он будет видеть в нем врага и насильника, услышит одни запреты его и всегда будет готов восстать на него и осуществить свои желания. Это будет означать, что инстинкт утверждает в себе «волка»; он знать не знает «ангела» и отвечает на его появление недоверием, страхом и ненавистью».

Незаменимой основой в деле воспитания Ильин считает знание своих предков, истории своего народа. «Из духа семьи и рода, из духовного и религиозно осмысленного приятия своих родителей и предков - родится и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства, эта первая основа внутренней свободы, духовного характера, здоровой гражданственности». Первое «зажигание сердца», по мнению Ильина, происходит в семье. Мы публикуем материалы из пятой главы «О семье» большой работы П.А. Ильина «Путь духовного обновления» (Собр. соч. в 10 тт. Т.1. М., 1996). Эти материалы, на наш взгляд, помогают по-новому осмыслить педагогические задачи семейного воспитания, значение родительской семьи в духовном становлении человека.

Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству.
Семья начинается с брака и на нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак по самому существу своему возникает из выбора и решения, а ребенку не приходится выбирать и решать: отец и мать как бы образуют ту предустановленную для него судьбу, которая выпадает ему на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить - ему остается только принять ее и нести всю свою жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары, но судьба этих склонностей и талантов - разовьются ли они в дальнейшем или погибнут, и если расцветут, то как именно, - определяется в раннем детстве.

-Вот почему семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отечески материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится будущим маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец. Не прав ли Макс Мюллер, когда он пишет: «Я думаю, что там, где речь идет о воспитании детей, к жизни надо подходить, как к чему-то в высшей степени серьезному, ответственному и высокому»; и не прав ли немецкий богослов Толук, утверждая: «Мир управляется из детской»... Мир не только строится в детской, но и разрушается из нее; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели. И если мы подумаем, что «следующее поколение» все время вновь нарождается и воспитывается и что все его будущие подвиги и преступления, его духовная сила и его возможное духовное крушение - уже теперь, все время, слагаются и созревают вокруг нас и при нашем содействии или бездействии, то мы сможем отдать себе отчет в том, какая ответственность лежит на нас... Все это означает, что семья есть как бы живая «лаборатория» человеческих судеб, личных и народных, и притом каждого народа в отдельности и всех народов сообща, с тем отличием, однако, что в лаборатории обычно знают, что делают, и действуют целесообразно, а в семье обычно не знают, что делают, и действуют, как придется. Ибо семейная «лаборатория» возникает от природы, на иррациональных путях инстинкта, традиции и нужды; здесь люди не задаются никакой определенной творческой целью, а просто живут, удовлетворяют свои собственные потребности, изживают свои склонности и страсти и то удачно, то беспомощно несут последствия всего этого. Природа устроила так, что одно из самых ответственных и священных призваний человека - быть отцом и матерью - делается для человека доступным просто при минимальном телесном здоровье и половой зрелости, так что человеку достаточно этих двух условий для того, чтобы не задумываясь наложить на себя это призвание... «А чтоб иметь детей - кому ума не доставало?!» (Грибоедов). Вследствие этого утонченнейшее, благороднейшее и ответственнейшее искусство на земле - искусство воспитания детей - почти всегда недооценивается и продешевляется; к нему и доселе подходят так, как если бы оно было доступно всякому, кто способен физически рождать детей, как если бы существенным было именно зачатие и рождение, а остальное - именно воспитание - было бы совсем несущественно или могло бы делаться как-то так, «само собой». На самом же деле тут все обстоит совсем иначе. Окружающий нас мир людей таит в себе многое множество личных неудач, болезненных явлений и трагических судеб, о которых знают только духовники, врачи и прозорливые художники; и все эти явления сводятся в последнем счете к тому, что родители этих людей сумели их только родить и дать им жизнь, но открыть им путь к любви, к внутренней свободе, вере и совести, т. е. ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья, не сумели; родители по плоти сумели дать своим детям, кроме плотского существования, только одни душевные раны*, иногда даже сами не замечая того, как они возникали у детей и въедались в душу, но не сумели дать им духовного опыта, этого целительного источника для всех страданий души...

Бывают эпохи, когда эта небрежность, эта беспомощность, эта безответственность родителей начинают возрастать от поколения к поколению. Это как раз в те эпохи, когда духовное начало начинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это эпохи распространяющегося и крепнущего безбожия и приверженности к материальному, эпохи бессовестности, бесчестия, карьеризма и цинизма. В такие эпохи священное естество семьи не находит себе больше признания и почета в человеческих сердцах; им не дорожат, его не берегут, его не строят. Тогда в отношениях между родителями и детьми возникает некая «пропасть», которая, по-видимому, увеличивается от поколения к поколению. Отец и мать перестают «понимать» своих детей, а дети начинают жаловаться на «абсолютную отчужденность», водворившуюся в семье; и, не понимая, откуда это берется, и забывая свои собственные детские жалобы, выросшие дети завязывают новые семейные ячейки, в которых непонимание и отчуждение обнаруживаются с новою и большею силою. Непрозорливый наблюдатель мог бы прямо подумать, что «время» настолько «ускорило» свой бег, что между родителями и детьми установилась все возрастающая душевно-духовная «дистанция», которую нельзя ни заполнить, ни преодолеть; тут, думают они, нельзя ничего поделать: история спешит, эволюция с повышенной быстротой создает все новые уклады, вкусы и воззрения, старое стремительно старится, и каждое следующее десятилетие несет людям новое и неслыханное... Где же тут «угнаться за молодежью»?! И все это говорится так, как если бы духовные основы жизни тоже подлежали веянию моды и технических изобретений...
-
В действительности это явление объясняется совсем иначе, а именно - заболеванием и оскудением человеческой духовности и в особенности духовной традиции. Семья распадается совсем не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человеком духовного кризиса. Этот кризис подрывает семью и ее духовное единение, он лишает ее главного, того единственного, что может сплотить ее, спаять и превратить в некое прочное и достойное единство, а именно чувства взаимной духовной сопринадлежности. Половая потребность, инстинктивные влечения создают не брак, а всего только биологическое сочетание (спаривание); из такого сочетания возникает не семья, а элементарное рядом-жительство рождающих и рожденных (родителей и детей). Но «похоть плоти» есть нечто неустойчивое и самовольное; она тянет к безответственным изменам, к капризным новшествам и приключениям; у нее, так сказать, «короткое дыхание», едва достаточное для простого деторождения и совершенно не соответствующего задаче воспитания.

В действительности человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, есть целый остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются прежде всего в разложении семьи. Понятно, почему это так было и бывает. Семья есть первоначальная, исходная ячейка духовности - как в том смысле, что именно в семье человек впервые научается (или, увы, не научается!) быть личным духом, так и в том смысле, что духовные силы и умения (или, увы, слабости и неумения), полученные от семьи, человек переносит затем на общественную и государственную жизнь. Вот почему духовный кризис поражает прежде всего исходную ячейку духовности; если духовность колеблется и слабеет, то она слабеет прежде всего в семейной традиции и в семейной жизни. Но, раз поколебавшись в семье, она начинает слабеть и вырождаться - и во всех человеческих отношениях и организациях: больная клетка создает больные организмы.

Только дух имеет достаточно глубокое и длительное дыхание для того, чтобы творчески создавать и поддерживать естество семьи, чтобы успешно разрешать не только «проблему половой любви», но и проблему создания нового, лучшего и более свободного поколения. Поэтому формула брака звучит не так: «я жажду» или «я желаю», или «мне хочется», а скорее так: «в любви и через любовь я создаю новую, лучшую и более свободную человеческую жизнь»... Она звучит не так: «желаю наслаждаться моим счастьем» - ибо это была бы формула, уводящая брак на уровень простого спаривания, а скорее так: «я хочу создать свой собственный духовный очаг и в этом найти свое счастье»...

-Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где заключается брак без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего первого назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать «детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренно спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. В просторе народной жизни она подобна прекрасно распустившемуся цветку. Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и «семейных сцен», есть настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного «неудачничества». Она подобна тем больным растениям, которым ни один хороший садовник не даст места в своем саду.

Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где же он научится ей? Если он с детства не привыкнет искать счастья именно во взаимной любви, то в каких же злых и дурных влечениях он будет искать счастья в зрелом возрасте? Дети все перенимают и всему подражают, незаметно, но глубоко вчувствуясь в жизнь своих родителей, тонко подмечая, угадывая, иногда бессознательно следя за «старшими» наподобие «неутомимых следопытов». И тот, кому приходилось слышать и регистрировать детские высказывания, точки зрения и игры в несчастных и разлагающихся семьях, где жизнь есть сплошное мучительство, лицемерие и надрыв, тот знает, какое больное и гибельное наследство получает от родителей такая несчастная детвора.

-Чтобы развиваться верно и творчески, ребенок должен иметь в своей семье очаг любви и счастья. Только тогда он сможет развернуть свои нежнейшие и духовнейшие способности; только тогда его собственная инстинктивная жизнь не будет вызывать в нем ни ложного стыда, ни болезненного отвращения; только тогда он сможет прильнуть с любовью и гордостью к традиции своей семьи и своего рода с тем, чтобы принять ее и продолжить ее своею жизнью. Вот почему любовная и счастливая семья есть живая школа сразу и творческого равновесия души, и здорового органического консерватизма. Там, где царит здоровая семья, там творчество будет всегда достаточно консервативным для того, чтобы не выродиться в беспочвенную революционность, а консерватизм будет всегда достаточно творческим для того, чтобы не выродиться в реакционное мракобесие.

В любовной и счастливой семье воспитывается человек с неповрежденным душевным организмом, который сам способен органически любить, органически строить и органически воспитывать. Детство есть счастливейшее время жизни: время органической непосредственности; время уже начавшегося и еще предвкушаемого «большого» счастья; время, когда все прозаические «проблемы» безмолвствуют, а все поэтические проблемы зовут и обещают; время повышенной доверчивости и обостренной впечатлительности; время душевной незасоренности и искренности; время ласковой улыбки и бескорыстного доброжелательства. Чем любовнее и счастливее была родительская семья, тем больше этих свойств и способностей сохранится в человеке, тем больше такой «детскости» он внесет в свою взрослую жизнь, а это значит - тем неповрежденнее останется его душевный организм; тем естественнее, богаче и творчески продуктивнее расцветет его личность в лоне его родного народа.
И вот главным условием такой семейной жизни является способность родителей ко взаимной духовной любви. Ибо счастье дается только любовью долгого и глубокого дыхания, а такая любовь возможна только в духе и через дух.

* Согласно словоупотреблению современной психопатологии - травмы, т. е. жгучие, болевые душевные ощущения, следы и последствия которых сохраняются потом в течение всея жизни.



Старый стиль 12Июнь воскресенье Новый стиль) 25Июнь Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2. Петров пост. Разрешается рыба. Совершается служба на шестьПрп. Онуфрия Великого (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Петра Афонского (734). Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила Фиваидских (IV). Прп. Арсения Коневского (1447). Прп. Онуфрия Мальского, Псковского (1492). Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских (XV-XVI). Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (1561). Прп. Стефана Озерского, Комельского (1542). Обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским. Собор Новгородских святых. Собор Белорусских святых. Собор Псковских святых. Собор Санкт-Петербургских святых. Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9-20. Лит. - Рим., 88 зач., V, 1-10. Мф., 18 зач., VI, 22-33. Прпп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Рим. 5, 1-10; Мф. 6, 22-33). "Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно". Оком называется здесь ум, а телом весь состав души. Таким образом, когда ум прост, тогда в душе светло; когда же ум лукав, тогда в душе темно. Что такое ум простой и ум лукавый? Ум простой тот, который принимает все, как написано в слове Божием, и несомненно убежден, что все так и есть, как написано: никакого хитроумия, никаких колебаний и раздумья нет в нем. Ум лукавый тот, который приступает к слову Божию с лукавством, хитрым совопросничеством и подъискиваниями. Он не может прямо верить, но подводит слово Божие под свои умствования. Он приступает к нему не как ученик, а как судия и критик, чтоб попытать, что-то оно говорит, и потом или поглумиться, или свысока сказать: "да, это не худо". У такого ума нет твердых положений, потому что слову Божию, очевидно, он не верит, а свои умствования всегда неустойчивы: ныне так, завтра иначе. Оттого у него одни колебания, недоумения, вопросы без ответов; все вещи у него не на своем месте, и ходит он впотьмах, ощупью. Простой же ум все ясно видит: всякая вещь у него имеет свой определенный характер, словом Божиим определенный, потому всякой вещи у него свое место, и он точно знает как себя в отношении к чему держать, ходит, значит, по дорогам открытым, видным, с полною уверенностью, что они ведут к настоящей цели. Молитвы Тропарь преподобных Онуфрия и Авксентия Вологодскихглас 8Православия наставницы,/ благочестия и чистоты учителие,/ Церкви Вологодстей Богодарованное украшение,/ преподобнии отцы наши Онуфрие и Авксентие,/ молите милостиваго Бога,/ да вашим предстательством подаст благодать и мир стране нашей/ и душам нашим спасение. Тропарь преподобнаго Арсения Коневскогоглас 1Божественною любовию возгоревся,/ мирская пристрастия от души отвергше,/ тесным путем постничества во след Христа/ невозвратным умом шествовал еси, Арсение всеблаженне,/ от Негоже и мзду трудов твоих на Небесех восприим,/ поминай нас, чтущих святую память твою и вопиющих:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления. Ин тропарь преподобнаго Арсения Коневскогоглас 4Духом Божиим наставляемый,/ возлюбил еси безмолвие,/ в немже евангельски подвизающуся,/ пречудный Афонский дар -/ Богоматере икона, даровася ти, всеблаженне,/ и, образ добродетелей быв стаду твоему,/ Арсение отче наш,/ к Горнему торжеству возшел еси,/ идеже со Ангелы ликовствуя,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим. Кондак преподобнаго Арсения Коневскогоглас 8Трисиятельнаго Божества сиянием просветив сердце твое, преподобне,/ световиден весь явился еси добродетельми,/ яко и Гору Афонскую свет трудолюбия твоего озари,/ идеже святую икону Солнца истиннаго,/ Христа, и Его Пречистыя Матере в дар приим,/ на остров Нева езера пришед,/ обитель устроил еси, всеблаженне./ Тем, верою и любовию к тебе притекающе, радостно вопием:/ радуйся, пресветлый светильниче, Арсение, отче наш. Тропарь преподобных Вассиана и Ионыглас 8Прежде отвержением мира,/ яко морскаго треволнения, избегосте, отцы преподобнии,/ послежде же, изволением Божиим,/ в водах морских кончину блаженную приясте/ и к неболезненному покою преставистеся от земли, радующеся./ Тем и по кончине от Христа Бога прославистеся чудесы обильно,/ теплии в бедах верным помощницы показастеся,/ и ныне на Небесех предстояще Престолу Христову,/ Вассиане преблаженне и Ионо преславне,/ молитеся присно о душах наших. Кондак преподобных Вассиана и Ионыглас 2Яко сокровище богатно,/ верным Божественная благодать/ из морских недр издаде мощи ваша, отцы преблаженнии,/ и в месте пусте целы и невредимы обретошася преславно,/ и тако вас ради ныне славится Бог,/ Емуже со дерзновением предстояще ныне на Небесех,/ Вассиане и Ионо досточуднии,/ молитеся непрестанно о всех нас. Тропарь преподобных Онуфрия и Петраглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Тропарь преподобного Онуфрия Великогоглас Желанием духовным пустыни достигл еси, богомудре Онуфрие,/ и яко безплотен в ней многолетне подвизался еси трудолюбне,/ соревнуя пророкам Илии и Крестителю:/ и от руку ангельску таин божественных насладився,/ ныне во свете Святыя Троицы купно с ними веселишеся./ Моли спастися нам, твою память почитающим. Показать ещё молитвы Кондак преподобного Онуфрияглас 3Сиянием Духа Пресвятаго,/ Богомудре, просвещся,/ оставил еси яже в житии молвы,/ пустыню же достигл еси, преподобне отче,/ возвеселил еси иже над всеми Бога и Зиждителя,/ сего ради прославляет тя Христос, блаженне,// великий Дародатель. Тропарь преподобного Петра Афонскогоглас 4Мир оставил еси, Петре, Господа ради своего/ и крест восприим на рамо свое,/ на гору достигл еси Афонскую,/ якоже древле фесвитянин Илия./ И в ней пребыв пощением, и молитвами, и бдением,/ Бога милостива творя,/ и Пречистую Богородицу Молебницу предлагая,/ сего ради вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак преподобного Петраглас 2Удалив себе человеческаго сожительства,/ в пещерах каменных и разселинах пожил еси,/ желанием Божественным и любовию, Петре, Господа твоего,/ от Негоже венец приял еси.// Моли непрестанно спастися нам. Тропарь великой княгини Анны Кашинскойглас 3Днесь восхваляем тя, преподобная мати,/ великая княгине инокине Анно:/ яко бо лоза плодовита посреде терния,/ процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми,/ всех удивила еси чудным твоим житием,/ темже Христу Богу угодила еси,/ и ныне, радующися и веселящися,/ пребывавши с лики преподобных жен,/ наслаждающися райския красоты и веселия./ Молим убо тя:/ моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего,/ даровати нам мир и велию милость. Ин тропарь великой княгини Анны Кашинскойглас 4Просветившися Божественною благодатию, преподобная,/ и правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову,/ тленныя, и красныя, и временный нивочтоже вменила еси./ Крестным знамением на мысленный враги мужески вооружившися,/ постническими подвиги, постом и молитвами/ углие страстей угасила еси, достославная Анно,/ и по смерти источавши благодать притекающим к мощем твоим./ И ныне, в Небеснем чертозе с мудрыми девами предстоящи Христу,/ моли о нас, почитающих святую память твою. Кондак великой княгини Анны Кашинскойглас 4Яко пресветлая звезда,/ явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине,/ преподобная мати Анно,/ во всех благочестивых и верных женах,/ аки крин, процвела еси чистым и непорочным твоим житием,/ во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги,/ и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися,/ яко добре совершивши твое течение,/ и ныне честныя твоя мощи,/ аки бисерие драгое, явишася,/ на исцеление всем, приходящим с верою./ Тем и вопием ти:/ радуйся, всекрасная душею,/ и моли Христа Бога/ о спасении душ наших. Ин кондак великой княгини Анны Кашинскойглас 8Скоропослушную помощницу, вси, сущии в бедах,/ благочестно воспоем, Анну святую,/ днесь любовию сошедшеся во обретение честных мощей ея./ Воспоем песнь Единому в Троице Богу, радующеся,/ сподобльшему нас видети пречистое сокровище честных мощей ея:/ от мног бо лет сокровены быта,/ напоследок же нам явлены/ и источают многа и различна исцеления./ Яко да молитвами ея к Богу/ от всяких находящих зол избавимся,/ радостною душею и веселием сердца благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему. Тропарь Всем преподобным отцам Вологодскимглас 8Яко светильницы всесветлии,/ явистеся в пределех града Вологды,/ преподобнии отцы наши, Вологодстии чудотворцы:/ вы бо, крест Христов от юности своей на рамена вземше,/ усердно Тому последовали есте,/ чистотою Богови приближившеся,/ от Негоже и чудес дарованием обогатистеся;/ темже и мы, с верою к вам притекающе, умильно глаголем:/ отцы преподобнии, молите Христа Бога/ спастися душам нашим. Тропарь Всем преподобным отцам Вологодскимглас 8Яко светильницы всесветлии,/ явистеся в пределех града Вологды,/ преподобный отцы наши, Вологодстии чудотворцы:/ вы бо, крест Христов от юности своей на рамена вземше,/ усердно Тому последовали есте,/ чистотою Богови приближившеся,/ от Негоже и чудес дарованием обогатистеся;/ темже и мы, с верою к вам притекающе, умильно глаголем:/ отцы преподобнии, молите Христа Бога/ спастися душам нашим. Ин тропарь Всем преподобным отцам Вологодским (Творение Вологодскаго епископа Иннокентия)глас 2Православия наставницы,/ благочестия и чистоты учителие,/ Церкве Вологодский богодарованное украшение,/ молите Милостиваго Бога,/ да вашим предстательством подастся благодать и мир стране нашей/ и душам нашим спасение. Ин тропарь Всем преподобным отцам Вологодским (Творение Вологодскаго епископа Иннокентия)глас 2Православия наставницы,/ благочестия и чистоты учителие,/ Церкве Вологодския богодарованное украшение,/ молите Милостиваго Бога,/ да вашим предстательством подастся благодать и мир стране нашей/ и душам нашим спасение. Кондак Всем преподобным отцам Вологодскимглас 4Светоносный облак свидетелей веры и благочестия,/ осеняющ пределы страны нашел,/ утвердил еси, Христе Царю, на тверди Церкве Вологодский,/ да, взирающе на скончание жительства их и венец славы неувядаемый,/ терпением течем на предлежащий нам подвиг спасения. Кондак Всем преподобным отцам Вологодскимглас 4Светоносный облак свидетелей веры и благочестия,/ осеняющ пределы страны нашел,/ утвердил еси, Христе Царю, на тверди Церкве Вологодский,/ да, взирающе на скончание жительства их и венец славы неувядаемый,/ терпением течем на предлежащий нам подвиг спасения. Ин кондак Всем преподобным отцам Вологодскимглас 2Волнений множество невлажно проходяще,/ безплотныя враги струями слез ваших крепко погрузили есте,/ Богомудрии и преподобнии,/ и, чудес дар приимше,/ молите непрестанно о всех нас. Ин кондак Всем преподобным отцам Вологодскимглас 2Волнений множество невлажно проходяще,/ безплотныя враги струями слез ваших крепко погрузили есте,/ Богомудрии и преподобнии,/ и, чудес дар приимше,/ молите непрестанно о всех нас. Собор Новгородских святых. Тропарь чудотворцем Новгородскимглас 8Яко всесветлии светильницы,/ явистеся во стране сей,/ святителие Новгородстии, преподобнии, и Христа ради юродивии, и вси праведнии,/ постом насажденнии воздержанием напаяеми,/ сего ради и сподобистеся быти приятелище Божия Духа/ и чудеса действовати,/ молите Христа Бога за вся люди,/ спастися душам нашим. Собор Новгородских святых. Тропарь чудотворцем Новгородскимглас 8Яко всесветлии светильницы,/ явистеся во стране сей,/ святителие Новгородстии, преподобнии, и Христа ради юродивии, и вси праведнии,/ постом насажденнии воздержанием напаяеми,/ сего ради и сподобистеся быти приятелище Божия Духа/ и чудеса действовати,/ молите Христа Бога за вся люди,/ спастися душам нашим. Ин тропарь Собору Новгородских святыхглас 4Пустынное житие возлюбивше, преподобнии отцы,/ явистеся Новгородстей стране, яко иное солнце,/ озаряюще сию молниями чудес ваших,/ и просвещаете верою воспевающих вам:/ радуитеся, постников похвало и праведных удобрение. Собор Новгородских святых. Ин тропарьглас 4Пустынное житие возлюбивше, преподобнии отцы,/ явистеся Новгородстей стране, яко иное солнце,/ озаряюще сию молниями чудес ваших,/ и просвещаете верою воспевающих вам:/ радуйтеся, постников похвало и праведных удобрение. Кондак Собору Новгородских святыхглас 5Преподобнии отцы и чудотворцы,/ угодницы Христовы,/ Новоградстии светильницы,/ иже ангельским житием просиявше,/ Божественных сподобистеся даров,/ Спасу служаще со Ангелы непрестанно,/ молите избавитися нам от всякаго прегрешения/ и душам нашим даровати велию милость. Кондак Собору Новгородских святыхглас 5Преподобнии отцы и чудотворцы,/ угодницы Христовы,/ Новоградстии светильницы,/ иже ангельским житием просиявше,/ Божественных сподобистеся даров,/ Спасу служаще со Ангелы непрестанно,/ молите избавитися нам от всякаго прегрешения/ и душам нашим даровати велию милость. Тропарь Собору Белорусских святыхглас 5Почти Господь Белорусский край/ святыми, Ему благоугодившими:/ святители, мученики, преподобными и праведными,/ верно Господеви послужившими/ и мзду трудов приявшими./ К тем же ныне и мы вопием:/ о нас молитеся ко Господу,/ да в вере и делех плод добр принесем. Собор Белорусских святых. Тропарь святыхглас 5Почти Господь Белорусский край/ святыми, Ему благоугодившими:/ святители, мученики, преподобными и праведными,/ верно Господеви послужившими/ и мзду трудов приявшими./ К тем же ныне и мы вопием:/ о нас молитеся ко Господу,/ да в вере и делех плод добр принесем. Кондак Собору Белорусских святыхглас 3Божии угодницы Белорусский земли/ ныне со дерзновением предстоят Престолу Святыя Троицы/ и невидимо за ны молятся Богу,/ о крае нашем,/ прося нам мир и велию милость. Кондак Собора Белорусских святыхглас 3Божии угодницы Белорусския земли/ ныне со дерзновением предстоят Престолу Святыя Троицы/ и невидимо за ны молятся Богу,/ о крае нашем,/ прося нам мир и велию милость. Службы12 июня: Преподобного Онуфрия. Преподобного Петра Афонского. Преподобного Арсения, Коневского чудотворца. 2 октября: Святой преподобной благоверной великой княгини инокини Анны Кашинской Сайты приходов:Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Кологрив (Костромская епархия) Храм Онуфрия Великого г. Анапа (Новороссийская епархия) Храм Сретения Господня в Заостровье дер. Рикасово (Архангельская епархия) Храм прп. Онуфрия Великого г. Фоум-Лейк (Патриаршие приходы в Канаде) Храм Святого Преподобного Онуфрия Великого п. Яя (Мариинская епархия) Храм в честь иконы Божией Матери "Тихвинская" и прп. Онуфрия Великого г. Воронеж (Воронежская епархия) Храм Онуфрия Великого г. Вятские Поляны (Уржумская епархия) Свято-Покровский храм г. Краматорск (Горловская епархия) Храм вмч. Никиты на Швивой (Вшивой) горке, за Яузой г. Москва (Московская епархия (городская)) Тихвино-Богородицкий женский монастырь г. Кирсанов (Уваровская епархия) Никольский храм с. Еганово (Московская епархия (областная)) Храм Иконы Божией Матери "Знамение" г. Бор (Нижегородская епархия) Храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" г. Рязань (Рязанская епархия) Онуфриевский мужской монастырь с. Межигорье (Львовская епархия)
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.10726 c.