Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №1. Семейное воспитание »

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Семейное духовно-нравственное воспитание: возможность и необходимость педагогического сопровождения


-

О.М.Потаповская

Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других факторов (влияние семьи на развитие ребенка составляет 40 процентов; средств массовой информации - 30 процентов; школы - 20 процентов; улицы - 10 процентов). Хотя, конечно, здесь необходимо учитывать два существенных обстоятельства: первое - возможности семьи объективно ограничены; второе - современная семья в силу ряда причин зачастую не может актуализировать педагогический потенциал своего позитивного влияния на ребенка.

Задача же духовно-нравственного развития является главной задачей семейного воспитания. Отметим, что под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции. Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую (смысложизненную) позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми и Божьим миром.


Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Духовно-нравственное воспитание как развитие основных (собственно человеческих) способностей: нравственной - состоящей в различении добра и зла; эстетической - состоящей в различении прекрасного и безобразного; религиозной - состоящей в различении истинного и ложного, -является не только первостепенной задачей (часто нереализуемой или стихийно реализуемой современной семьей), но и средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьей и образовательным учреждением, между человеком (и маленьким, и взрослым; ребенком, родителем, педагогом ОУ) и традиционной культурой.


О том, что эта разобщенность существует, свидетельствуют и статистические данные, в частности, данные независимого комплексного исследования «Семья и общество», которое проводил ГосНИИ «Семьи и воспитания» несколько лет назад. В рамках проведенного исследования респондентам был предложен перечень, включающий 32 проблемы семейного воспитания. Из этого перечня необходимо было выбрать те проблемы, которые наиболее типичны для семей в воспитании детей. Выполняя задание, 80,2 процента респондентов в качестве основной проблемы в воспитании детей указали на ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей; 55,4 процента опрошенных отметили значительные различия во взглядах на жизнь членов своих семей; 53,3 процента - отсутствие возможности контролировать поведение детей; 53 процента - недостаточное знание членами семьи друг друга; 45,7 процента -отсутствие взаимопонимания с детьми.

Пока подобная разобщенность не будет преодолена, пока не будет достигнуто духовной общности в семье, мало что удастся сделать в духовно-нравственном воспитании детей, даже если образовательные учреждения найдут пути решения этой задачи на своем уровне. В 1928 году протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье... Вне семьи и мимо семьи религиозное оживление не сможет иметь исторического влияния. Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья...»

Другой вопрос, что на сегодняшний день ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере (а часто даже и фрагментарно) не в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачу своего духовного возрастания, духовно-нравственного воспитания своих детей и взаимодействия в этом процессе. Причины такой несостоятельности известны, хотя и нуждаются в более глубоком дополнительном анализе. Это:

- утрата традиционного для православной культуры понимания воспитания (семейного воспитания, в первую очередь) как добровольного крестоношения, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление отношений духовной общности с детьми;

- отсутствие у родителей (или наличие искаженных) знаний о законах духовной жизни и закономерностях духовно-нравственного становления человека;

- поразительная неграмотность современных родителей в вопросах приоритетов развития и воспитания в различные периоды детства;

- современное секуляризированное социокультурное окружение;

- скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания;

- недостаток личного живого духовного опыта и родителей, и педагогов;

- ориентация в формировании содержания и выборе форм духовно-нравственного воспитания на архаические, не всегда созвучные с особенностями восприятия в современном социокультурном контексте;

- отсутствие четких представлений о том, какие задачи необходимо решать в первую очередь в духовно-нравственном воспитании современных детей, какие условия являются необходимыми для успешного решения этих задач;

- отсутствие представлений о прямой зависимости процесса становления духовной сферы детей, формирования содействующей духовно-нравственному становлению среды образовательного учреждения и семьи от внутренней духовной жизни педагогов и родителей;

- духовная немощь сегодняшних детей, родителей и педагогов.
А в обществе, идеалом которого являются успех и процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства, становиться носителями духовной культуры, осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним, учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться сегодня нам всем.

-
Очевидно, что одним из наиболее выраженных противоречий современного воспитания является наличие осознаваемой на социально-педагогическом уровне потребности объединения усилий семьи и учреждений системы образования в создании единого воспитательно-образовательного пространства для развития личности ребенка при неготовности как семьи, так и системы образования к удовлетворению этой потребности. С научной точки зрения, для содействия преодолению обозначенного противоречия необходимы: теоретический анализ феноменов «социально-педагогической поддержки и сопровождения семьи в воспитании детей», «взаимодействия семьи и образовательного учреждения»; описание специфики комплексной работы образовательных учреждений с различными типами семей; разработка организационно-педагогических основ (то есть фундаментальных положений, определяющих адекватность целей и задач, содержания, форм, методов, средств и условий) обеспечения эффективного взаимодействия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, духовно-нравственного воспитания, в частности; создание модели педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи, разработка вариативных программ и технологий педагогического сопровождения семейного воспитания; а также составление методических рекомендаций по использованию разработанных материалов в реальной практике образовательных учреждений.

В научно-педагогической литературе по проблемам объединения усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания детей используется следующий синонимический ряд наименований данного процесса: «работа с семьей», «совместная работа», «сотрудничество», «совместная деятельность», «педагогическое сопровождение», «социально-педагогическая поддержка семьи». С нашей точки зрения, наиболее полно процесс взаимного влияния образовательного учреждения и семьи друг на друга, способствующий более успешной реализации их воспитательных возможностей, отражают категории «взаимодействие» и «педагогическое сопровождение».

Остановимся на трактовке понятия «педагогическое сопровождение семьи», интерпретируемого нами как «система деятельности государства и общества по оказанию опережающей, профилактической и оперативной помощи семье (осуществляемой через профессиональных педагогов, психологов и других специалистов) в вопросах воспитания детей, решения общих и индивидуал ьных педагогических проблем, возникающих на разных стадиях развития семьи и ребенка».

В основу всей работы по педагогическому сопровождению семьи, несомненно, должен быть положен системный подход. Отметим, что в логике системного подхода процесс сопровождения семьи может быть осуществлен на различных уровнях взаимодействия государства и общества с семьей, в частности, на уровне общеобразовательного учреждения. Логика системного и комплексного подхода к проблеме педагогического сопровождения семьи на уровне образовательного учреждения позволяет выделить ряд направлений, структурирующих деятельность по решению этой проблемы. Можно выделить семь направлений системы работы по педагогическому сопровождению семьи:

I. Содержательное направление - включающее разработку содержания, норм и методов интегрирования ценностно-значимой педагогической компоненты в практику современного семейного воспитания.

II. Социально-педагогическое направление - предполагающее реализацию системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей:

1. Семьям, переживающим разные периоды развития: молодым супругам, родителям детей-дошкольников; родителям младших школьников; родителям подростков; бабушкам и дедушкам.
2. Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи: многодетным, малоимущим, неполным, имеющим детей-инвалидов.
3. Семьям группы риска, неблагополучным, асоциальным семьям.

III. Программно-структурное направление - предполагающее разработку содержания педагогического сопровождения семейного воспитания в рамках последовательных этапов: 1) просвещения родителей (этот этап предполагает, в первую очередь, осуществление всеобуча родителей в вопросах развития и воспитания детей); 2) организации совместной деятельности семей; 3) совместного воцерковления семей.

IV. Направление кадрового обеспечения системы - определяющее разработку и осуществление подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы по организации педагогического просвещения родителей, психолого-педагогическому сопровождению семейного воспитания.

V. Организационно-политическое направление - оценивающее и реализующее возможности включения мер по просвещению родителей и поддержке семейного воспитания в различные существующие и вновь создающиеся программы регионального, муниципального и школьного уровней.

VI. Экономическое направление - включающее определение объемов и источников материального стимулирования и финансирования деятельности по педагогическому просвещению родителей и комплексной поддержке семьи.

VII. Управленческое направление - позволяющее в рамках системной организации работ компенсировать неспособность действующих в общеобразовательном учреждении служб или отдельных специалистов, работающих с семьей, эффективно содействовать преодолению кризиса семейного воспитания. Управление системой дает возможность подготовить, привлечь к работе и объединить в решении общих задач содействия восстановлению культуры семейного воспитания все службы и отдельных специалистов, работающих с родителями (и семьей в целом) в конкретных образовательных учреждениях, при участии учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты населения.

-В качестве целей деятельности образовательного учреждения по педагогическому сопровождению семьи обозначим: содействие повышению уровня педагогической компетентности и развитию педагогической и духовной культуры родителей, выработку единого взгляда школы и семьи на сущность процесса воспитания для создания оптимальных условий развития личности ребенка.

В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка, в лучшем случае - за счет психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.


Утверждение новой педагогической парадигмы (активного воспитания и развивающего образования, повышения профессионализма педагогов и увеличения педагогического потенциала семьи) требует перехода от модели воспитания как информационно-назидательного воздействия к модели развития активного нравственного сознания, чувств, поведения ребенка и взрослых; к модели развития коммуникативной, культурной, нравственной и духовной компетентности детей, педагогов и родителей; к модели развития психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, создания условий и мотивации для межличностного, внутрисемейного и межсемейного взаимодействия, позволяющих решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения и социализации.

В этой связи предполагается, что сотрудничество образовательных учреждений и семьи окажется эффективнее, если будет реализовываться как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых формах совместных детско-родительских семинаров, общих активных занятий по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности и иных вариантах сотрудничества в целях профилактики трудностей и разрешения конфликтов в воспитании.

Эти подходы нашли отражение во многих уже имеющихся в педагогическом арсенале программах воспитания детей, реализация которых предполагает тесное взаимодействие образовательного учреждения и семьи. К таковым относятся «Семейный лад» семейного клуба родительского опыта "Рождество", воспитательно-оздоровительные программы «Рождение и воспитание здорового ребенка», «К здоровой семье через детский сад» (Академии постдипломного медицинского и педагогического образования Санкт-Петербурга), пакет программ педагогического сопровождения семьи, разработанных коллективом ученых Государственного НИИ семьи и воспитания, «Школа семейной духовной культуры», «Семейная гостиная», «На пороге школы», «Учимся вместе с детьми», «Помочь преодолеть себя» и др.

В последние годы в педагогической практике начато использование элементов системной работы по педагогическому сопровождению семьи в рамках региональных, муниципальных образований, на уровне отдельных образовательных учреждений. ГосНИИ «Семьи и воспитания» проанализировал данные о работе регионов и муниципальных центров России по реализации программ взаимодействия семьи, школы и родительской общественности. Это позволило выделить традиционные и инновационные формы взаимодействия с семьей, используемые в практике образовательных учреждений различного типа, а также на уровне региональных и муниципальных объединений родительской общественности. Это, в свою очередь, легло в обоснование целесообразности детальной научно-методической проработки наиболее интересных и эффективных форм просвещения родителей и осуществления педагогического сопровождения семейного воспитания.


Были проанализированы также фундаментальные исследования по проблеме организации и выстраивания содержания поддержки семьи и педагогического просвещения родителей в России и за рубежом.

В России образование родителей связано с деятельностью таких педагогов как В.Ф. Одоевский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинекий, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.П. Острогорский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева. Из XIX века гуманистическая традиция перешла в XX век. Слова А.С. Макаренко, обращенные к родителям 30-х годов XX века, несмотря на их авторитарный тон, наполнены тревогой. Ответы на многие поставленные им вопросы не найдены до сих пор. Уникален опыт работы «Школы для родителей» В.А. Сухомлинского.

В процессе исследования был проанализирован опыт зарубежной педагогики в сфере образования родителей. Анализ работ Дж. Адамса, А. Адлера, Р. Дрейкурса, X. Жино, У. Глассера, Т. Гордона и других авторов позволил выделить в образовании родителей за рубежом особенности:

1) серьезное, уважительное отношение в обществе к образованию родителей, что проявляется в достаточно активном освоении родителями (как женщинами, так и мужчинами) специальных образовательных программ, готовности взрослых к выполнению домашних заданий, отработке предлагаемых навыков эффективного родительского поведения;

2) многообразие форм и методов решения проблем, которые оставляют за родителями право выбора и стимулируют осознание ими своей ответственности за воспитание детей;

3) сугубо практическая направленность образования родителей, его ориентация на интересы и проблемы, с которыми родители сталкиваются в жизни;

4) большое внимание к отработке технических приемов продуктивного взаимодействия родителей и детей;

5) дихотомическое разграничение подходов к образованию родителей: предлагаемые программы либо базируются на нравственных ценностях какой-либо религиозной конфессии, либо игнорируют поле нравственных проблем и внутренней борьбы человека, обращая внимание лишь на вопросы эффективности поведения для достижения определенной цели.

На основе проведенного анализа был сделан вывод о том, что изучение исторического опыта, теории и практики педагогического просвещения родителей в России и за рубежом способно, в некоторой степени, содействовать развитию современной отечественной системы социально-педагогической поддержки семьи. Однако организационно-педагогические основы взаимодействия образовательных учреждений с семьей в современной России целесообразно выстраивать на основе отечественной социокультурной традиции и реалий современного отечественного образования и социальной ситуации.

Можно сформулировать общие стратегические принципы, которые должны быть положены в основу программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию детей и родителей, педагогическому сопровождению семьи (если мы хотим, чтобы эти материалы могли реально работать в современных условиях):

- традиционный, всем известный и неотменяемый принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей;

- принцип системности, основанный на объединении отечественных традиций семейного и общественного воспитания в целостный развивающий процесс на основе единых социокультурных ценностей и технологий эффективного взаимодействия, ориентации родителей на обеспечение-предпосылок для психо-физического развития и духовно-нравственного становления личности ребенка через создание единого воспитательно-образовательного пространства, способствующего гармонизации системы отношений «образовательное учреждение-семья-личность» и формированию «социального иммунитета», защищающего ребенка от негативного воздействия информационной среды;

- принцип интерактивности, ориентирующий на использование личностно-ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей (педагогического сопровождения семьи в целом) с учетом реального состояния и запросов семьи; формирование активного нравственного сознания всех участников педагогического процесса; активного культурного и духовного сознания педагогов; активного педагогического сознания родителей; активной и творческой мотивации через использование различных форм социокультурного просвещения, развития познавательной и духовной сферы, коммуникативных и управленческих навыков и детей, и родителей;

- принцип культуросообразности, способный содействовать обеспечению преемственности отечественных социокультурных традиций, утверждению их в качестве основной духовно-нравственной опоры и главных ценностных ориентиров в перспективе личностного и цивилизационного развития;

- принцип приоритета ведущих ценностных ориентации, свойственных отечественному образу жизни, знакомство с феноменологией российской цивилизации, общим контекстом ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики, присоединение к устойчивому «ядру», «коду», и «смыслам» отечественной культуры, развитие внутреннего духовного мира ради осознания себя деятельными субъектами сохранения и приумножения социокультурного опыта;

- принцип социокультурной и психологической адаптивности содержания воспитательных программ и программ взаимодействия образовательных учреждений с семьей, предполагающий соответствие предлагаемого содержания запросам, проблемам и возможностям (как семей, так и образовательных учреждений как участников воспитательного процесса).


Эти принципы, с нашей точки зрения, являются приоритетными в создании развивающейся динамичной системы «ребенок - воспитатель - родитель», различные характеристики которой могут варьироваться в зависимости от особенностей образовательного учреждения, региона, специфики социального заказа.

В последнее время ведутся активные споры о степени возможной активности образовательных учреждений в инициировании процесса духовно-нравственного воспитания и педагогического сопровождения семьи в воспитании детей. Среди управленцев и ученых-педагогов немалая часть отстаивает позицию, утверждающую, что за воспитание (духовно-нравственное воспитание, в особенности) образовательные учреждения не должны нести ответственность. Отвечает за решение воспитательных задач только семья. Но очевидно, насколько спекулятивен этот тезис в ситуации «раненности» современной семьи. К тому же отечественная школа, признавая ведущую роль семьи в воспитании, всегда старалась поддержать ее, помочь в решении воспитательных задач. Хотя и самой школе, системе образования нужна помощь, в первую очередь, со стороны Русской Православной Церкви, здоровых сил общества и государства.

Содержание духовно-нравственного воспитания и детей, и родителей в процессе педагогического сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания должно быть сориентировано на сферу православной культуры, которая не сводится только к вероучительным моментам, но живится подлинно христианским Духом.

Нужно только постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на нас - педагогов, раз мы отстаиваем необходимость и берем на себя инициирование процессов духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Ответственность эту мы сможем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере духовной культуры и духовно-нравственного воспитания, при условии собственного духовного укоренения в церковной традиции и непрекращающегося труда над своей душой. Подтвердить эту мысль можно, немного перефразировав слова святителя Игнатия Брянчанинова, что «паче всех ваших наставлений словами жизнь ваша будет самым сильным наставлением для детей».

-



Старый стиль 3Август среда Новый стиль) 16Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV-V). Совершается служба со славословиемПрп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147). Мч. Раждена перса (457) (Груз.). Прп. Космы отшельника (VI). Сщмч. Вячеслава диакона (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1938). Евангельские Чтения2 Кор., 173 зач., III, 4-11. Мф., 96 зач., XXIII, 29-39. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23 .* Чтения прп. Антония читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. З, 4-11; Мф. 23, 29-39). Сколько милостей явил Господь Иерусалиму (т. е. иудеям)! И, наконец-таки вынужден был сказать: "се оставляется дом ваш пуст". Известно всем, какие были от этого последствия: иудеи до сих пор бездомны. Не бывает ли подобного и с душою? Печется о ней Господь и всячески ее вразумляет; покорная идет указанным путем, а непокорная остается в своем противлении Божию званию. Но Господь не бросает и ее, а употребляет все средства, чтоб ее образумить. Возрастает упорство; возрастает и Божие воздействие. Но всему мера. Душа доходит до ожесточения и Господь, видя, что уже ничего более сделать с нею нельзя, оставляет ее в руках падения своего - и гибнет она, подобно фараону. Вот и возьми всякий, кого борют страсти, себе отсюда урок, что нельзя безнаказанно продолжать поблажку до конца. Не пора ли бросить, и не по временам только себе отказывать, а сделать уже решительный поворот? Ведь никто не может сказать, когда преступит границу. Может быть, вот-вот и конец Божию долготерпению. Молитвы Тропарь преподобного Антония Римлянина, Новгородскогоглас 4Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобного Антонияглас 4Ветхий Рим, отечество твое, оставив,/ на камень, яко на легкий корабль, возшел еси/ и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси,/ промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Великаго Новаграда достигл еси/ и, обитель в нем сотворив,/ тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Антоние:// моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак преподобного Антонияглас 8Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние. Ин кондак преподобного Антония Римлянинаглас 2Яко звезда, возсиял еси от Рима,/ и, дошед Богоспасаемаго Великаго Новаграда,/ ту в нем обитель сотворил еси,/ и, церковь поставив,/ созва инок множество./ С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Антоние. Тропарь преподобных Исаакия Далмата и Фавстаглас 4Боже отец наших,/ твор
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.12107 c.