Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №1. Семейное воспитание »

21.01.2019 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 1 (194) Январь 2019 г.

15.12.2018 | Межконфессиональный диалог и единение российской нации

11.12.2018 | Газета православных трезвенников "ТРЕЗВЕНИЕ" № 8 (193) Ноябрь-декабрь 2018 г. АБСОЛЮТНАЯ ТРЕЗВОСТЬ БОГОУГОДНА

08.12.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

03.12.2018 | Семинар в Полевском

26.11.2018 | Сертификат модератора

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Православная семья как социально-психологическое условие возрождения российского общества

-
 

Н.Г.Храмова

Среди множества социально-психологических проблем нашего общества состояние современной российской семьи потрясает ужасающей безысходностью отношений, болью отзывающихся в душах людей, связанных между собой самыми близкими кровородственными узами. Асоциальное поведение взрослых, детей и подростков, неврозы, высокая заболеваемость в раннем возрасте и многие другие проблемы имеют общий источник-нарушениефункций семьи и разрушение супружеских отношений.

Существуют объективные причины, подорвавшие традиционные устои семейной жизни. О них надо говорить для того, чтобы лучше понять, что же с нами произошло, почему мы разрушаем основу, колыбель формирования личности, почему не дорожим тем, что является источником и потенциалом психического здоровья и творческого дерзновения будущих поколений.

Можно сколько угодно пенять руководителям правоохранительной системы по поводу безудержно растущей подростковой преступности, но психологам, педагогам и просто разумным людям совершенно ясно, что подростковая преступность - это следствие варварского разрушения семейных традиций.
Сегодня отсутствие духовных оснований исказило до психологически уродливых форм всю эмоционально-смысловую систему устроения современной семьи. Кризис брачных отношений порождается насаждением в молодежной среде социальных установок безнравственности, сексуальной чувственности, невоздержанности, пошлости. Растет число семей беспомощно несущих последствия взаимных претензий, ссор,обид, конфликтов, кризисов и разводов. Супружеский союз, являющийся началом индивидуально-неповторимого алгоритма жизни семьи, в буквальном смысле «раздирается» внутриличностными противоречиями. С одной стороны, «раскрученная» СМИ сексуальность толкает молодых людей, даже состоящих, в браке на поиск все новых и новых любовных переживаний, имитируя новизну ощущений в виде беспорядочных встреч и смены партнеров. Так пошлая чувственность, скользя по поверхности межличностных отношений и не зная глубины, ищет смены «декораций».

С другой стороны, семья может быть устойчива и созидательна лишь при сохранении супружеской верности, незыблемой целостности брачных уз. Супружеские измены, как бы мы к ним снисходительно ни относились, всегда являются большой личной драмой, крахом искренности, доверия и надежности в семье.
Другая сфера внутриличностных противоречий возникает между потребностью в эмоциональном контакте, эмпатии и стремлением к самостоятельности и автономии; между желанием быть рядом с любимым человеком и намерением сохранять при этом собственную индивидуальность и независимость.

Не менее сложно разрешается противоречие между деятельностным поиском самореализации личности в профессиональной cфepе и исполнением супружеского и родительского долга. Это противоречие усугубляется тем, что сегодня прожиточный уровень и заработки в значительной степени не совпадают, требуют больших временных затрат, что связано с выпадением супругов из психологического пространства семьи и неисполнением социально обусловленной роли мужа-отца, матери-жены.

Сложная социально-психологическая ситуация, существующая в семейной сфере, свидетельствует о том, что противоречия, имеющиеся во внутрисемейных отношениях, уже не носят частного или индивидуального характера, а имеют более общие исторические и психологические причины, так как во многом являются следствием изменения социальных структур, жизненных условий и духовно-нравственных идеалов общества.
Психологические травмы, получаемые людьми вследствие негативного семейного опыта, настолько глубоки, что не остается никаких сомнений в необходимости серьезных общественных преобразований, направленных на возрождение института семьи как основы российского общества. В широко известной книге «Личность и неврозы» В.М. Мясищев еще в 1960 году опубликовал данные, которые свидетельствуют о том, что 80 процентов от общего числа неврозов происходят из-за нарушения гармонии супружеских отношений. И сегодня ведущие психиатры России говорят о растущей невротизации общества, о своеобразной психопатологической эпидемии, причина которой в разрушении семьи.

-При каких же условиях возможны позитивные изменения в российской семье? На наш взгляд, психосохранную, созидающую себя семью может возродить только то, что ее и создало - православная культура. Идейные ценности, нравственные добродетели и психологические образы российского православного общества являются прообразами тех русских семейных традиций, которые вобрали в себя духовно-нравственные достижения и социально-психологические искания многих этнических групп, населяющих Россию. Православная русская культура, имеющая наднациональный характер, сочетающая в своей духовной реальности общественные и индивидуальные смыслы и закономерности, является той самой первопричиной, которая стала основанием и неиссякаемым источником формирования такой семьи, которая на протяжении многих веков рождала и воспитывала поколения сильных духом и телом людей, способных преодолевать такие исторические, экономические и психологические катаклизмы, которые другим народам были не по силам.

Обращаясь к истории, мы понимаем, что устойчивость единобрачия, как социального феномена, сформировалась с утверждением христианской культуры. Психологической основой супружества были религиозные морально-нравственные представления, утвердившие семью фундаментальным общественным институтом. Библейское содержание образа брачных отношений выделяло в них как основополагающую роль исполнение супругами их высшего личностного предназначения: муж и жена после бракосочетания представляли собой единую духовную плоть, неразрывную внешними обстоятельствами и имевшую свое продолжение в детях. Высшим предназначением женщины с утверждением христианского понимания брака стало рождение и воспитание детей, а предназначением мужчины - забота о жене и детях. Определенным образом регламентированы и отношения супругов: «жена да убоится своего мужа» (т.е. признание лидерства мужчины); а «муж -да любит свою жену» (т.е. признание жены драгоценным даром).

Какой тонкий психологический механизм дан православной семье. Но он очень хрупок, его легко сломать. Так, например, велико искушение для женщины эмоционально захватить власть. Но что она будет с ней делать? Капризничать, своевольничать, раздражать мужа и раздражаться сама? И для мужчины, если он не впитал православных смыслов брака, большое искушение вымещать личностное неудовольствие на женщине, нанося ей физическое оскорбление, причиняя боль и унижение. То есть, православной семье задавался психологический вектор ее устроения, где главными компонентами отношений должны быть: любовь, верность, исполнение долга, уступчивость, послушание, забота, единство мировосприятия и жизненных ценностей.

Общество, которое лишило свои собственные семьи идей, обеспечивающих бесконечность исторического ряда поколений, которое питает отцов и матерей суррогатом вседозволенности и безответственности, обречено на вымирание.

В православной культуре человек тогда становится личностью, когда он превосходит свою физическую телесность, обретает власть над своими инстинктивными и низменными влечениями, низвергающими его до уровня животнообразной особи. Это и есть православная идея преобразования человека в личность, когда человек не равен своей телесности, преодолевает, превосходит ее. Православный человек стыдится и укрощает те движения тела и души, которые отождествляют его с животными. Но, если индивид лишает себя освящающей его духовности, он неминуемо уподобляется животному существу: агрессивному, хищному, безжалостному и эгоистичному, так как физиологические инстинктивные движения самовыживания, основываясь на принципе удовольствия, заставляют искать самоублажающих ощущений и делают неспособным к преодолению каких-либо личностных сложностей и жизненных трудностей.

Великий опыт восхождения человека к духовным вершинам сохранен в традициях православного семейного уклада. Интересно то, что многие замечательные зарубежные семейные психотерапевты в настоящее время только подходят к подножию тех вершин, которые уже открыты, исследованы и закреплены в русской культуре. Мы, живущие в России, - наследники несметных сокровищ святоотеческого богомыслия, выразившегося в практическом руководстве по воспитанию подрастающего поколения в традициях высокой нравственности и духовности. Эти традиции сохранены в Предании Православной Церкви. И возрождение российского общества, давшего миру столь прекрасную человеческую культуру, возможно лишь при взаимообусловленном процессе, когда государство делает все, чтобы поддержать традиции воспитания, а семья живет и воспитывает подрастающее поколение в Богоданном укладе духовного возрастания в Любви, Заботе, Труде, Служении Отечеству.

Сегодняшнее поколение родителей и уже подросших детей испытывает на себе влияние врагов нашего Отечества, недругов России, стремящихся укреплять эгоистические, меркантильные ценности, насаждая культ развлечения и удовольствий. В качестве приемлемых смыслов жизни признается умение обманывать, обкрадывать всех и вся. Способность уклониться от служения Родине в Армии, предать друзей, найти «слабое звено», опорочить рядом живущего друга, соратника - взращиваются как необходимые личностные качества, помогающие «новому русскому» захватить свое место под солнцем. И нет на государственных постах мужей, готовых в условиях тотального подкупа должностных лиц, противостоять разрушению национального менталитета, выкристаллизовавшегося во многовековой истории России. Кто несет ответственность за формирование духовно-нравственных устоев в нашем обществе? Нет таковых! Вместо этого спекулируют на всем: на чувстве влюбленности, на беззаботности, на зависти и трусости, на жадности, даже на материнской любви и отцовской заботе... Внедряется множество «формул-перевертышей», когда, например, провозглашается лозунг: «женщина имеет право выбирать между абортом и рождением ребенка», а на самом деле формируется установочность сознания самого страшного вида человека-убийцы - матери-убийцы. Почему же никто не поднимает вопроса о необходимости восстановления традиций православной культуры, интимности сексуальных отношений? Нет! Идут дебаты на высоком научно-практическом уровне, как решать проблемы нежелательных беременностей... А ведь восстановление «табу» на досупружеские и внесупружеские отношения, которые были в морали и нравственности нашего общества еще совсем недавно, решит более половины проблем, связанных с абортами, СПИДом, ранней половой жизнью подростков. Вот реальный уход от угрозы геноцида российского народа. Как это ни странно, но через супружеские отношения, установленные в православной культуре, через отношения родителей и детей, в человеке реально воплощаются ведущие идеи общества и времени. История показывает, что так было в прошлом. Действительность показывает, что так может быть и сейчас.

В чем же состоит таинство благополучия православной семьи?
Православный брак содержит в себе сокровище Божественной Любви, но как истинное сокровище, эта Любовь не лежит на поверхности отношений, она не тождественна влюбленности. Любовь даруется как награда тем, кто потрудился, возделывая супружеские отношения в мире и согласии. Но мы сейчас имеем настолько искаженное представление о любви, что потребуется много сил на восстановление в сознании молодых людей сущностной феноменологии понятия Любви. Пожалуй, самым главным в православном устроении семьи является то, что ей известны психологические механизмы формирования благополучия и согласия внутрисемейных отношений.

Православный брак содержит в себе необычайную по своей неистощимости силу. Она исходит из Самого Источника, вдохнувшего Дар Созидания в благословенное Co-Бытие двоих, в единую супружескую жизнь. Эта сила необходима для преодоления тех трудностей, которые неминуемо подстерегают всех путников жизни, идущих по тернистой дороге послушания Правде и Истине. Награда богатырям духа - постижение полноты жизни, глубины Любви, обретение себя. Те, кто не имеют Божьего благословения, постоянно подаваемого воцерковленным супругам в таинствах Православной Церкви, оказываются не в силах выдерживать напряжения жизненных испытаний. Поэтому и теряют... внешне - другого, а на самом деле - себя.

Православный брак содержит в себе весь диапазон благочестивых человеческих ценностей, высоких, возвышенных смыслов бытия, как в земной жизни, так и в Вечности. Воспитание самой жизнью, самим православным укладом настраивало супругов и их детей становиться лучше, но не в глазах соседей, родственников или начальства, нет, - в очах Божиих! Вот куда простиралось духовное видение православной семьи. ОТВЕТ, который необходимо держать за свои поступки, формировал чувство ответственности. Обязательное исполнение порученного или взятого на себя дела формировало чувство ДОЛГА, а оно, в свою очередь, делало межличностные отношения долгими и неразрушимыми.

Эхо православного уклада мы слышим там, где супругам в родительстве дано обрести полноту личностной самореализации. Им подарена изначальная глубина самопостижения и высота ценностных устремлений, созидательная культура межличностного общения и разумная сила преодоления трудностей. Тогда семья становится для всех ее членов той главной крепостью, которая защищает их от безнравственного шторма социальной жизни, дает радость общения и возможность личностного раскрытия.
Но таких семей, которые вне православия могут противостоять превратностям жизни, становится все меньше и меньше, так как с каждым поколением вероятность их создания уменьшается во много раз, а внешние социальные сложности выживания истощают и без того небольшой запас духовно-нравственных сил.

В настоящее время становится очевидным тот факт, что преодоление дегуманизации российского общества возможно лишь посредством восстановления жизненного дыхания православной семьи. А это очень непростое дело: вдохновить людей на жертвенный подвиг любви и служения ближнему. После разгула пошлости и вседозволенности нелегко научить людей разумно и трезво анализировать причинно-следственные связи своего жизненного пути, трудиться над очищением своей души от страстей, принимать все превратности собственной судьбы, выпавших на их долю. Зависть, жадность, ненависть хозяйничают сегодня в душах русских людей. Скандалы, драки, оскорбления и унижения определяют эмоциональный климат многих российских семей. Устремляясь друг к другу, мужчина и женщина разучились быть вместе, разучились жить вместе, разучились воспитывать детей. Семья перестала быть психологическим оазисом в пустыне земного странствия человека, и ОН остался один. Но вслушаемся в священные смыслы библейского писания: «И рече Господь Бог: не добро быти человеку единому: сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2, 18).

Бог благословил и научил человека жить в семье. Как же можем мы противиться этому? И может ли быть человек счастлив, нарушая то, что ему заповедано? Труден не брак, не превратности семейной жизни, а убегание от предназначенного, неисполнение возложенного на каждого из нас. Ведь Господь - Человеколюбец! Он - Жизнодавче, Спаситель душ наших, то есть Он - Источник психологического благополучия всего человечества. «Того послушайте», - раскатами грома изрек Бог-Отец в исторический момент Богоявления.

Анализ и прогноз демографической ситуации в России открывает перед нами трагическую картину. Можно прямо сказать, что Родина в опасности. Идет духовная война против человеческого в человеке. Обман, ложь, безответственность, безнравственность и отсутствие возвышенных устремлений - все признаки «дегуманизации» человека способны превратить его в похотливое и беспощадное животное. Высказывание Ф.М. Достоевского «Россия без Христа - хаос и всеобщее совокупление» больно хлещет по нашим сердцам своей обезоруживающей правдой и нашим непониманием ее.

Сегодня главное - поиск средств и возможностей возрождения духовно-нравственного величия нашей Родины. И они есть, они завещаны нам всей культурой, всей историей Руси. Их действенная помощь - в сохранении традиций православного уклада российской семьи. И каждый из нас может внести посильную лепту в дело возрождения благородства нашего народа, нашего общества. Для этого нам необходимо восхождение к православному самосознанию, когда верность Родине начинается с верности мужу, жене. Забота об Отечестве обретается в заботе о собственных детях, внуках. И тогда вкус к воздержанию и целомудрию обернется благоуханием Истинной Любви, которая «долготерпит, милосердствует, все покрывает и никогда не перестает». Ведь семья, брак - это кусочек Рая на Земле.

-
 



Старый стиль 10Январь понедельник Новый стиль) 23Январь Седмица 32-я по Пятидесятнице. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Григория, еп. Нисского (395). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Маркиана пресвитера (V). Совершается служба на шестьПрп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Совершается служба с полиелеемСвт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9 . Лит. - Иак., 53 зач., II, 14-26. Мк., 48 зач., X, 46-52. Свт. Феофана: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16. Свт. Григория: 1 Кор., 151 зач., XII, 7-11. Мф., 34 зач. (от полу́), X, 1-8 . * Чтения свт. Феофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. * * Чтения свт. Григория читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52). "Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют. Молитвы Тропарь святителя Григория и преподобного Дометианаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Кондак святителя Григорияглас 1Оком душевным бодрствуя, святителю,/ бодр пастырь явился еси миру,/ и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим/ вся отгнал еси злославныя, яко волки,/ невредно соблюд стадо,// Григорие всемудре. Ин кондак святителя Григорияглас 2Церкве Божественный иерарх/ и премудрости честный тайноглагольник, / Ниссийский бодрый ум, Григорий,/ со Ангелы ликовствуя/ и наслаждался Божественным светом,/ молится непрестанно о всех нас. Тропарь преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 1Божественною любовию от юности распалаемь, Павле преподобне, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси / и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, / со зверьми жити весь Христу. / Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, / даром чудес и по преставлении обогати тя. / Темже вопием ти: / моли непрестанно о всех нас, / честную память твою присно в песнех почитающих. Кондак преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 8Все твое умное желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. / Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю. Тропарь святителя Феофанаглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителя Феофанаглас 4Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас. Службы10 января: Святителя Григория, епископа Нисского. Преподобного Дометиана, епископа Мелитинского. Преподобного Маркиана, пресвитера и эконома Великой церкви. Преподобного Павла Обнорского, вологодского чудотворца 10 января: Святителя Феофана, затворника Вышенского Сайты приходов:Кафедральный собор Николая Чудотворца г. Чистополь (Чистопольская епархия) Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь с. Юношеское (Вологодская епархия) Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь с. Макарий-на-Письме (Костромская епархия) Храм Петра и Павла в Новинках г. Вологда (Вологодская епархия) Благовещенский епархиальный женский монастырь с. Ожога (Липецкая епархия) Храм Феофана Затворника г. Новоаннинский (Урюпинская и Новоаннинская епархия) Храм Феофана Затворника г. Красноармейск (Балашовская епархия) Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба (Переславская епархия) Статьи на Православие.Ru Церковь в конце IV векаПротоиерей Владислав ЦыпинВ ответ на требование императора передать храм арианам святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пожалуйста, не воображай, государь, что ты имеешь какое-нибудь императорское право и над божественными предметами… Императору принадлежат дворцы, церкви – священнику… Что может быть почетнее для императора, как не то, что его называют сыном Церкви? Император в Церкви, а не выше Церкви». О «противоречиях Библии» и нехристианском образованииБыл ли законодатель Моисей законопреступником? Каков иносказательный смысл истории о невозвращенных ценностях? И противоречит ли он смыслу буквальному? Памяти в Бозе почившего епископа Феофана ЗатворникаВ наш буйный век духовного растленья / Воочию он миру показал, / Что в людях не погибли высшие стремленья, / И не померк в их сердце идеал. Два святителя – как три святителяДиакон Павел СержантовНаши предпочтения… Ну, как без них обойтись? Они относятся и к бытовой стороне жизни, и к самой возвышенной стороне – религиозной. За последние годы приходится все чаще слышать, что святитель Игнатий Брянчанинов для православных предпочтительнее святителя Феофана Затворника. В степени предпочтения есть варианты. Наиболее радикальный: святителя Феофана вообще игнорируют, а святителя Игнатия объявляют «необходимым и достаточным» выразителем для всей святоотеческой традиции. Более умеренные варианты святителю Игнатию дают статус учителя, а святителю Феофану – ученика.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04039 c.