Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №1. Семейное воспитание »

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Православная семья как социально-психологическое условие возрождения российского общества

-
 

Н.Г.Храмова

Среди множества социально-психологических проблем нашего общества состояние современной российской семьи потрясает ужасающей безысходностью отношений, болью отзывающихся в душах людей, связанных между собой самыми близкими кровородственными узами. Асоциальное поведение взрослых, детей и подростков, неврозы, высокая заболеваемость в раннем возрасте и многие другие проблемы имеют общий источник-нарушениефункций семьи и разрушение супружеских отношений.

Существуют объективные причины, подорвавшие традиционные устои семейной жизни. О них надо говорить для того, чтобы лучше понять, что же с нами произошло, почему мы разрушаем основу, колыбель формирования личности, почему не дорожим тем, что является источником и потенциалом психического здоровья и творческого дерзновения будущих поколений.

Можно сколько угодно пенять руководителям правоохранительной системы по поводу безудержно растущей подростковой преступности, но психологам, педагогам и просто разумным людям совершенно ясно, что подростковая преступность - это следствие варварского разрушения семейных традиций.
Сегодня отсутствие духовных оснований исказило до психологически уродливых форм всю эмоционально-смысловую систему устроения современной семьи. Кризис брачных отношений порождается насаждением в молодежной среде социальных установок безнравственности, сексуальной чувственности, невоздержанности, пошлости. Растет число семей беспомощно несущих последствия взаимных претензий, ссор,обид, конфликтов, кризисов и разводов. Супружеский союз, являющийся началом индивидуально-неповторимого алгоритма жизни семьи, в буквальном смысле «раздирается» внутриличностными противоречиями. С одной стороны, «раскрученная» СМИ сексуальность толкает молодых людей, даже состоящих, в браке на поиск все новых и новых любовных переживаний, имитируя новизну ощущений в виде беспорядочных встреч и смены партнеров. Так пошлая чувственность, скользя по поверхности межличностных отношений и не зная глубины, ищет смены «декораций».

С другой стороны, семья может быть устойчива и созидательна лишь при сохранении супружеской верности, незыблемой целостности брачных уз. Супружеские измены, как бы мы к ним снисходительно ни относились, всегда являются большой личной драмой, крахом искренности, доверия и надежности в семье.
Другая сфера внутриличностных противоречий возникает между потребностью в эмоциональном контакте, эмпатии и стремлением к самостоятельности и автономии; между желанием быть рядом с любимым человеком и намерением сохранять при этом собственную индивидуальность и независимость.

Не менее сложно разрешается противоречие между деятельностным поиском самореализации личности в профессиональной cфepе и исполнением супружеского и родительского долга. Это противоречие усугубляется тем, что сегодня прожиточный уровень и заработки в значительной степени не совпадают, требуют больших временных затрат, что связано с выпадением супругов из психологического пространства семьи и неисполнением социально обусловленной роли мужа-отца, матери-жены.

Сложная социально-психологическая ситуация, существующая в семейной сфере, свидетельствует о том, что противоречия, имеющиеся во внутрисемейных отношениях, уже не носят частного или индивидуального характера, а имеют более общие исторические и психологические причины, так как во многом являются следствием изменения социальных структур, жизненных условий и духовно-нравственных идеалов общества.
Психологические травмы, получаемые людьми вследствие негативного семейного опыта, настолько глубоки, что не остается никаких сомнений в необходимости серьезных общественных преобразований, направленных на возрождение института семьи как основы российского общества. В широко известной книге «Личность и неврозы» В.М. Мясищев еще в 1960 году опубликовал данные, которые свидетельствуют о том, что 80 процентов от общего числа неврозов происходят из-за нарушения гармонии супружеских отношений. И сегодня ведущие психиатры России говорят о растущей невротизации общества, о своеобразной психопатологической эпидемии, причина которой в разрушении семьи.

-При каких же условиях возможны позитивные изменения в российской семье? На наш взгляд, психосохранную, созидающую себя семью может возродить только то, что ее и создало - православная культура. Идейные ценности, нравственные добродетели и психологические образы российского православного общества являются прообразами тех русских семейных традиций, которые вобрали в себя духовно-нравственные достижения и социально-психологические искания многих этнических групп, населяющих Россию. Православная русская культура, имеющая наднациональный характер, сочетающая в своей духовной реальности общественные и индивидуальные смыслы и закономерности, является той самой первопричиной, которая стала основанием и неиссякаемым источником формирования такой семьи, которая на протяжении многих веков рождала и воспитывала поколения сильных духом и телом людей, способных преодолевать такие исторические, экономические и психологические катаклизмы, которые другим народам были не по силам.

Обращаясь к истории, мы понимаем, что устойчивость единобрачия, как социального феномена, сформировалась с утверждением христианской культуры. Психологической основой супружества были религиозные морально-нравственные представления, утвердившие семью фундаментальным общественным институтом. Библейское содержание образа брачных отношений выделяло в них как основополагающую роль исполнение супругами их высшего личностного предназначения: муж и жена после бракосочетания представляли собой единую духовную плоть, неразрывную внешними обстоятельствами и имевшую свое продолжение в детях. Высшим предназначением женщины с утверждением христианского понимания брака стало рождение и воспитание детей, а предназначением мужчины - забота о жене и детях. Определенным образом регламентированы и отношения супругов: «жена да убоится своего мужа» (т.е. признание лидерства мужчины); а «муж -да любит свою жену» (т.е. признание жены драгоценным даром).

Какой тонкий психологический механизм дан православной семье. Но он очень хрупок, его легко сломать. Так, например, велико искушение для женщины эмоционально захватить власть. Но что она будет с ней делать? Капризничать, своевольничать, раздражать мужа и раздражаться сама? И для мужчины, если он не впитал православных смыслов брака, большое искушение вымещать личностное неудовольствие на женщине, нанося ей физическое оскорбление, причиняя боль и унижение. То есть, православной семье задавался психологический вектор ее устроения, где главными компонентами отношений должны быть: любовь, верность, исполнение долга, уступчивость, послушание, забота, единство мировосприятия и жизненных ценностей.

Общество, которое лишило свои собственные семьи идей, обеспечивающих бесконечность исторического ряда поколений, которое питает отцов и матерей суррогатом вседозволенности и безответственности, обречено на вымирание.

В православной культуре человек тогда становится личностью, когда он превосходит свою физическую телесность, обретает власть над своими инстинктивными и низменными влечениями, низвергающими его до уровня животнообразной особи. Это и есть православная идея преобразования человека в личность, когда человек не равен своей телесности, преодолевает, превосходит ее. Православный человек стыдится и укрощает те движения тела и души, которые отождествляют его с животными. Но, если индивид лишает себя освящающей его духовности, он неминуемо уподобляется животному существу: агрессивному, хищному, безжалостному и эгоистичному, так как физиологические инстинктивные движения самовыживания, основываясь на принципе удовольствия, заставляют искать самоублажающих ощущений и делают неспособным к преодолению каких-либо личностных сложностей и жизненных трудностей.

Великий опыт восхождения человека к духовным вершинам сохранен в традициях православного семейного уклада. Интересно то, что многие замечательные зарубежные семейные психотерапевты в настоящее время только подходят к подножию тех вершин, которые уже открыты, исследованы и закреплены в русской культуре. Мы, живущие в России, - наследники несметных сокровищ святоотеческого богомыслия, выразившегося в практическом руководстве по воспитанию подрастающего поколения в традициях высокой нравственности и духовности. Эти традиции сохранены в Предании Православной Церкви. И возрождение российского общества, давшего миру столь прекрасную человеческую культуру, возможно лишь при взаимообусловленном процессе, когда государство делает все, чтобы поддержать традиции воспитания, а семья живет и воспитывает подрастающее поколение в Богоданном укладе духовного возрастания в Любви, Заботе, Труде, Служении Отечеству.

Сегодняшнее поколение родителей и уже подросших детей испытывает на себе влияние врагов нашего Отечества, недругов России, стремящихся укреплять эгоистические, меркантильные ценности, насаждая культ развлечения и удовольствий. В качестве приемлемых смыслов жизни признается умение обманывать, обкрадывать всех и вся. Способность уклониться от служения Родине в Армии, предать друзей, найти «слабое звено», опорочить рядом живущего друга, соратника - взращиваются как необходимые личностные качества, помогающие «новому русскому» захватить свое место под солнцем. И нет на государственных постах мужей, готовых в условиях тотального подкупа должностных лиц, противостоять разрушению национального менталитета, выкристаллизовавшегося во многовековой истории России. Кто несет ответственность за формирование духовно-нравственных устоев в нашем обществе? Нет таковых! Вместо этого спекулируют на всем: на чувстве влюбленности, на беззаботности, на зависти и трусости, на жадности, даже на материнской любви и отцовской заботе... Внедряется множество «формул-перевертышей», когда, например, провозглашается лозунг: «женщина имеет право выбирать между абортом и рождением ребенка», а на самом деле формируется установочность сознания самого страшного вида человека-убийцы - матери-убийцы. Почему же никто не поднимает вопроса о необходимости восстановления традиций православной культуры, интимности сексуальных отношений? Нет! Идут дебаты на высоком научно-практическом уровне, как решать проблемы нежелательных беременностей... А ведь восстановление «табу» на досупружеские и внесупружеские отношения, которые были в морали и нравственности нашего общества еще совсем недавно, решит более половины проблем, связанных с абортами, СПИДом, ранней половой жизнью подростков. Вот реальный уход от угрозы геноцида российского народа. Как это ни странно, но через супружеские отношения, установленные в православной культуре, через отношения родителей и детей, в человеке реально воплощаются ведущие идеи общества и времени. История показывает, что так было в прошлом. Действительность показывает, что так может быть и сейчас.

В чем же состоит таинство благополучия православной семьи?
Православный брак содержит в себе сокровище Божественной Любви, но как истинное сокровище, эта Любовь не лежит на поверхности отношений, она не тождественна влюбленности. Любовь даруется как награда тем, кто потрудился, возделывая супружеские отношения в мире и согласии. Но мы сейчас имеем настолько искаженное представление о любви, что потребуется много сил на восстановление в сознании молодых людей сущностной феноменологии понятия Любви. Пожалуй, самым главным в православном устроении семьи является то, что ей известны психологические механизмы формирования благополучия и согласия внутрисемейных отношений.

Православный брак содержит в себе необычайную по своей неистощимости силу. Она исходит из Самого Источника, вдохнувшего Дар Созидания в благословенное Co-Бытие двоих, в единую супружескую жизнь. Эта сила необходима для преодоления тех трудностей, которые неминуемо подстерегают всех путников жизни, идущих по тернистой дороге послушания Правде и Истине. Награда богатырям духа - постижение полноты жизни, глубины Любви, обретение себя. Те, кто не имеют Божьего благословения, постоянно подаваемого воцерковленным супругам в таинствах Православной Церкви, оказываются не в силах выдерживать напряжения жизненных испытаний. Поэтому и теряют... внешне - другого, а на самом деле - себя.

Православный брак содержит в себе весь диапазон благочестивых человеческих ценностей, высоких, возвышенных смыслов бытия, как в земной жизни, так и в Вечности. Воспитание самой жизнью, самим православным укладом настраивало супругов и их детей становиться лучше, но не в глазах соседей, родственников или начальства, нет, - в очах Божиих! Вот куда простиралось духовное видение православной семьи. ОТВЕТ, который необходимо держать за свои поступки, формировал чувство ответственности. Обязательное исполнение порученного или взятого на себя дела формировало чувство ДОЛГА, а оно, в свою очередь, делало межличностные отношения долгими и неразрушимыми.

Эхо православного уклада мы слышим там, где супругам в родительстве дано обрести полноту личностной самореализации. Им подарена изначальная глубина самопостижения и высота ценностных устремлений, созидательная культура межличностного общения и разумная сила преодоления трудностей. Тогда семья становится для всех ее членов той главной крепостью, которая защищает их от безнравственного шторма социальной жизни, дает радость общения и возможность личностного раскрытия.
Но таких семей, которые вне православия могут противостоять превратностям жизни, становится все меньше и меньше, так как с каждым поколением вероятность их создания уменьшается во много раз, а внешние социальные сложности выживания истощают и без того небольшой запас духовно-нравственных сил.

В настоящее время становится очевидным тот факт, что преодоление дегуманизации российского общества возможно лишь посредством восстановления жизненного дыхания православной семьи. А это очень непростое дело: вдохновить людей на жертвенный подвиг любви и служения ближнему. После разгула пошлости и вседозволенности нелегко научить людей разумно и трезво анализировать причинно-следственные связи своего жизненного пути, трудиться над очищением своей души от страстей, принимать все превратности собственной судьбы, выпавших на их долю. Зависть, жадность, ненависть хозяйничают сегодня в душах русских людей. Скандалы, драки, оскорбления и унижения определяют эмоциональный климат многих российских семей. Устремляясь друг к другу, мужчина и женщина разучились быть вместе, разучились жить вместе, разучились воспитывать детей. Семья перестала быть психологическим оазисом в пустыне земного странствия человека, и ОН остался один. Но вслушаемся в священные смыслы библейского писания: «И рече Господь Бог: не добро быти человеку единому: сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2, 18).

Бог благословил и научил человека жить в семье. Как же можем мы противиться этому? И может ли быть человек счастлив, нарушая то, что ему заповедано? Труден не брак, не превратности семейной жизни, а убегание от предназначенного, неисполнение возложенного на каждого из нас. Ведь Господь - Человеколюбец! Он - Жизнодавче, Спаситель душ наших, то есть Он - Источник психологического благополучия всего человечества. «Того послушайте», - раскатами грома изрек Бог-Отец в исторический момент Богоявления.

Анализ и прогноз демографической ситуации в России открывает перед нами трагическую картину. Можно прямо сказать, что Родина в опасности. Идет духовная война против человеческого в человеке. Обман, ложь, безответственность, безнравственность и отсутствие возвышенных устремлений - все признаки «дегуманизации» человека способны превратить его в похотливое и беспощадное животное. Высказывание Ф.М. Достоевского «Россия без Христа - хаос и всеобщее совокупление» больно хлещет по нашим сердцам своей обезоруживающей правдой и нашим непониманием ее.

Сегодня главное - поиск средств и возможностей возрождения духовно-нравственного величия нашей Родины. И они есть, они завещаны нам всей культурой, всей историей Руси. Их действенная помощь - в сохранении традиций православного уклада российской семьи. И каждый из нас может внести посильную лепту в дело возрождения благородства нашего народа, нашего общества. Для этого нам необходимо восхождение к православному самосознанию, когда верность Родине начинается с верности мужу, жене. Забота об Отечестве обретается в заботе о собственных детях, внуках. И тогда вкус к воздержанию и целомудрию обернется благоуханием Истинной Любви, которая «долготерпит, милосердствует, все покрывает и никогда не перестает». Ведь семья, брак - это кусочек Рая на Земле.

-
 



Старый стиль 11Ноябрь пятница Новый стиль) 24Ноябрь Седмица 25-я по Пятидесятнице. Глас 7. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомВмч. Мины (304). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Викентия (304). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Феодора Студита, исп (826). Совершается служба на шестьБлж. Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1434). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.). Прп. Мартирия Зеленецкого (1603). Сщмч. Евгения пресвитера (1937). Евангельские Чтения2 Сол., 277 зач., III, 6-18. Лк., 73 зач., XIII, 31-35. Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Мф., 38 зач., X, 32-33, 37-38; XIX, 27-30. Прп.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12 .* Если совершается служба блж. Максима, то на литургии чтения дня и блаженного: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Фес. 3, 6-18; Лк. 13, 31-35). "Се оставляется дом ваш пуст", сказал Господь об Иерусалиме. Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда. Спириты придумали множество рождений, как средство к перечищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может таким же явиться и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец, а ему придти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж, конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собою в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад! Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, затем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда. Молитвы Кондак мучеников Виктора, Стефаниды и Викентияглас 4Иже славе, Господи и всех Содетелю,/ Ты в мире явил еси украшенных добродетельми страстотерпцы и мученики,/ да омут непобедимую победу. Тропарь блаженного Максима, Христа ради юродивогоглас 5Наготою телесною и терпением/ обнажил еси вражия коварствия,/ обличая неподобное его деяние,/ зельне стражда солнечный вар/ и нуждныя великия студени,/ мраза и огня не чул еси,/ Божиею помощию покрываемь,/ Максиме премудре,/ о верою творящих память твою честно/ и усердно притекающих к мощем твоим/ моли избавитися от бед/ и падения избежати. Кондак блаженного Максима, Христа ради юродивогоглас 2Вышния красоты желая,/ нижния сладости и телесная одеяния в ничтоже вменил еси/ и нестяжание паче суетнаго мира возлюбил еси./ Ангельское житие проходя,/ скончался еси, блаженне Максиме:/ с нимиже Христа моли непрестанно о всех нас. Тропарь преподобного Мартирия Зеленецкогоглас 2От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/ отечество оставил еси/ и, всех мирских мятежей уклонився,/ в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси:/ отнюдуже уведев непроходную пустыню,/ крестовидною зарею показанную,/ желательне ю обрел еси,/ и, в ней вселився,/ иночествующих собрал еси,/ и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/ трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/ Емуже молися, Богомудре Мартирие,/ даровати душам нашим велию милость. Кондак преподобного Мартирия Зеленецкогоглас 8Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/ и, в пустыню вселився,/ тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/ и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./ Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/ еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/ и о всех правоверных, да зовем ти:/ радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель. Тропарь великомученика Миныглас 4Яко Безплотным собеседника/ и страстотерпцем единовсельника,/ сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя,/ мира мирови испроси// и душам нашим велия милости. Показать ещё молитвы Кондак великомученика Миныглас 4Воинства исхити привременнаго/ и нетленнаго показа тя Небеснаго общника,/ страстотерпче Мино,/ Христос, Бог наш,// Иже мучеников нетленный венец. Тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 4В терпении добрострадальных подвиг твоих/ многообразныя раны претерпел еси,/ и по кончине своей/ венец от Бога с мученическими лики восприемлеши,/ и в земли кротких достойно водворяешися, блаженне,/ о нас Христа Бога моли/ даровати душам нашим велию милость. Ин тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 4Царство, еже на земли добре окормляя, страдальче,/ и, багряницу нося, смиренно стяжал еси мудрование,/ нищих посещая и сим хлеб раздробляя,/ тем Пребожественная Троица/ Царствия купно и мученичества венцем увязе тя. Кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 3В царех благочестно пожив/ и страдания путь прошед, веледушне,/ и страдальцем равночестен венечник явился еси,/ и церковь твоя прославляет тя славно,/ святыми благоуханными мощми твоими освящаема,/ темже почитаем и тайно вопием ти:/ от бед избави нас молитвами твоими, святе. Ин кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 4Другаго Константина стяжа тя Церковь благочестием, блаженне,/ и кротостию, правдою и милостынями,/ но и великомученика и страдальца истинна./ Темже и, тобою красящися, вопиет:/ Стефан мне похвала и утверждение. Тропарь преподобнаго Феодора Студитаглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ Феодоре премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобнаго Феодора Студитаглас 2Постническое и равноангельное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Феодоре./ С ними Христу Богу моляся// не престай о всех нас. Службы11 ноября: Святых мучеников Мины Виктора и Викентия. Святой мученицы Стефаниды. Преподобного Феодора Студита, исповедника. Блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца Сайты приходов: Великолукская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Успенское Казанская епархия:Храм в честь "Казанской" иконы Божией Матери с. Смолдеярово Калачевская епархия:Храм м
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05063 c.