Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №1. Семейное воспитание »

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

«Я не знаю, как жить...»

А.А.Лесников

-

Хочу поделиться своими переживаниями в период окончания общеобразовательной школы и сегодняшними размышлениями о них. Воспоминания за два прошедших года не потеряли остроты, и, может быть, они помогут кому-то, воспринимающему мир как я, и, главное, будут услышаны педагогами.

Июнь. Впереди выпускной бал. Закончился не только десятый учебный год, удлиненный на месяц чередой экзаменов, позади целая эпоха жизни. Еще чуть-чуть и «птенец» (это я и такие, как я), выпрыгнув (не без посторонней помощи) из гнезда, окажется в свободном полете и воспарит над миром, устремляясь в бурные потоки ветра «взрослой» жизни. Каким «птенец» вступит на твердую почву самостоятельной жизни, что принесет с собой, чем будет наполнять этот мир?

Пережив прекрасные и памятные годы детства, юношества, отданные с лихвой родной школе, без пяти минут уже взрослый стоишь на пороге своего нового рождения, и чувствуешь себя абсолютно беспомощными перед этим миром. Немощь эта не от неспособности принять на себя новые обязанности, а вместе с ними и права (с этим наше поколение, справляется, как правило, лучше своих предшественников), а от незнания духовных основ существования. Нет, мы, конечно, кое о чем догадываемся, додумываем, где-то узнаем. Но решать,как поступать приходится каждому индивидуально. Мало кто может сегодня с уверенностью сказать, где заканчивается благо и начинается зло - все так относительно. А если кто и знает эту тонкую грань, то в полном праве держать свое мнение при себе, так как никто не может претендовать на сознание другого человека. По закону новопридуманной «толерантности», каждый имеет свои особенные представления, а мы должны их уважить и ни в коей мере не пытаться «навязать» свои воззрения. Это и есть нравственная основа современного, так называемого, демократического воспитательного процесса, через который уже прошло наше поколение.

В советской реальности ребенок отрывался школой от семьи в пользу социалистического общества, а после перестройки вдруг оказался в роли волейбольного мяча в поединке двух неумелых игроков «семьи» и «школы», где промах одной стороны вызывает беспощадную критику другой. Однако, проигравшим в этом матче, под названием «воспитание», всегда оказывается именно ребенок.
Советская школа воспитывала, делала это целенаправленно и активно, не считаясь ни с традициeй, ни с семейным укладом - строили небывалое общество, так чего «мелочиться». Современная школа главной задачей определила для себя «выдачу» информации. В одном жарком «педагогическом» разговоре, который я слышал в свои школьные времена, завуч произнесла: «Нам не до духовно-нравственного воспитания, им (детям-А.Л.) экзамены скоро сдавать!..» Вот и встает вопрос о сути педагогики и образования вообще. Что же, значит десять лет, мы не жили в стенах школы? Нас просто «готовили»... к поступлению в ВУЗ? Значит, не мы жили вместе со своими старшими, авторитетными, знающими, строгими и не очень, любимыми и не очень, но такими же, как и мы, учителями-людьми, а «нас жили и готовили»? Но нравственна ли такая позиция? По-моему, нет. Школа, не имеющая ни желания, ни возможности воспитывать, теряет моральное право на существование.

Хотя внешне все хорошо. И нормативный конвейер преподносит своим ученикам такие понятия, как любовь, уважение, сочувствие, терпение, рассудительность и т.д. Но что он вкладывает в эти категории? Ответ: НИЧЕГО! Получив форму, ребенок сам должен наполнить ее содержанием, а где и чем он ее наполнит - это уже не дело школы, порой даже и не семьи. Сказали «любовь», а какая - домысливай сам; сказали «уважение», а к чему - догадывайся; сказали «терпение», а до каких пор - додумывай тоже сам.

Свобода выбора нужна, но выбора осмысленного, а не навязанного, случайного или стихийного. И, конечно, ребенок сам будет искать ответы на жизненные вопросы. Сам будет по-гамлетовски рассуждать «быть или не быть?» Сам, потому что, он не сможет существовать, если не ответит на них. Но сможет ли он не обмануться, не оступиться и не сорваться?

В нашем поколении уже немало таких «оступившихся», есть и бессмысленно потерявшие жизнь. Не слишком ли дорогая плата? Но кто подскажет «вступающему» в жизнь верную дорогу к Истине? Напрашивается ответ - семья. И он верный, но как это может сделать сегодня семья, которая забыла духовно-нравственные основы своего существования, или имеет лишь размытые остаточные представления о них? Скажу больше: сегодня молодые нередко духовно оказываются более зрелыми, чем их родители. Так что вряд ли семья в наши времена всегда может спасти свое чадо.

-Монополия советской школы на воспитание человека ушла в прошлое и, открестившись от духовного возделывания, школа все больше превращается в единый фронт подготовки абитуриентов. Да, школа подготовила меня к поступлению в ВУЗ, но сделать осознанный мировоззренческий выбор - нет. А как она могла помочь, если и сама этого выбора не сделала? Мы росли уже с Гарри Поттером, которому кроме волшебной палочки, в жизни ничего и не надо. Для многих «взрослеющих» этой палочкой становятся деньги, и они полны стремления ими овладеть во что бы то ни стало. Школа, к сожалению, ничего взамен предложить не может, она не стала гнездом, пестующим своих птенцов духовно. Про наше поколение не скажут - «Птенцы гнезда Петрова» или «Наследники красных орлов», мы оказались «ничьи», точнее нас отдали под духовное покровительство спекулятивного капитала.

Приходится сделать грустный, но необходимый вывод: линия, проводимая в современной школе изначально ложная и может привести к гибели души ребенка; «птенец», не оперившийся в гнезде духовным опытом, обречен разбиться о холодную твердь жизни. И не хочется идти во взрослую жизнь (хорошо это помню) хочется подольше оставаться ребенком.

Вот очередной выпускник стоит на пороге школы и не решается сделать шаг. «Почему ты стоишь?» -спрашивают его. «Я не знаю, как жить...» - отвечает он. И только тогда всплывает ужасающая мысль: «А чему и зачем мы учились в школе эти долгие десять лет?..»



Старый стиль 9Ноябрь среда Новый стиль) 22Ноябрь Седмица 25-я по Пятидесятнице. Глас 7. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Матроны (ок. 492). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Феоктисты (881). Мч. Александра Солунского (IV). Мч. Антония (V). Прп. Иоанна Колова (V). Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры (ок. 625). Прп. Онисифора Печерского (1148). Свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937). Совершается служба с полиелеемИконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (X). Евангельские ЧтенияУтр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - 2 Сол., 275 зач., II, 1-12. Лк., 69 зач., XII, 48-59. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Фес. 2, 1-12; Лк. 12, 48-59). "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей". Что за причина? Верующие в Господа исполняются совсем другим духом, противоположным тому, который властвовал в людях до пришествия Его, потому они и не уживаются вместе. Языческий мир преследовал исключительно житейские и земные интересы. Иудеи хоть имели указания на высшие блага, но к концу склонились на путь язычников. Господь, пришедши в мир, указал людям другие сокровища, вне семьи, вне общества, и возбудил другие стремления. Принимавшие Его учение естественно устанавливали образ жизни не по прежнему, оттого и подвергались неприязни, притеснениям, гонениям. Вот и разделение. Апостол Павел потом сказал, что и все "желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. З, 12). Так и было и так есть. Когда в обществе начнут преобладать житейские и земные интересы, тогда оно неблаговолительно смотрит на тех, которые обнаруживают другие неземные искания; оно даже понять не может, как можно интересоваться такими вещами, и людей, которые служат представителями образа жизни непохожего на их жизнь, они терпеть не могут. Это совершается ныне воочию всех. Не знамение ли это времени?. . . Молитвы Тропарь мучеников Онисифора и Порфирияглас 4Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша. Кондак мучеников Онисифора и Порфирияглас 2Мученик двоица, пострадавше крепко,/ вражию гордыню на землю низложисте,/ озарившеся благодатию несозданныя Троицы,/ славнии Онисифоре и Порфирие,// молитеся непрестанно о всех нас. Тропарь преподобной Матроны Царьградскойглас 8Мужескомудрено утаившися вражиих лукавых путей, Матроно,/ к жизни воистину шествовавши несумненною волею/ и неуклонное течение Богомудро скончавши,/ от Христа прияла еси благодать духовную,/ тем и воду цельбам источаеши/ любовию притекающим в память твою славную,/ мнихом похвала,/ моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобной Матроны Царьградскойглас 2За любовь Господню, преподобная Матроно,/ покоя желание возненавидела еси,/ лощением дух твой просветивши,/ но твоими молитвами и противных шатания разори,/ крепко бо звери победила еси. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Скоропослушница'глас 4К Богородице притецем, сущии в бедах,/ и святей иконе Ея ныне припадем,/ с верою зовуще из глубины души:/ скоро наше услыши моление, Дево,/ яко Скоропослушница нарекшаяся./ Тебе бо раби Твои в нуждах// готовую Помощницу имамы. Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Скоропослушница'глас 8В мори житейстем обуреваемии,/ треволнению подпадаем страстей и искушений./ Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой,/ и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти:// радуйся, Всеблагая Скоропослушнице. Тропарь святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольскогоглас 4Преподобнически пожив, яко мудрый иерарх,/ прославил еси Господа/ добродетельным житием, Нектарие преподобне./ Темже, Утешителя прославлен силою,/ Божественными мощми твоими,/ демоны отгониши и болящия исцеляеши,/ верою приходящия ти. Службы9 ноября: Святых мучеников Онисифора и Порфирия, и преподобной матери нашей Матроны. Преподобной Феоктисты Лезвийской 9 ноября: Иконы Божией Матери, нарицаемой Скоропослушница Сайты приходов: Абаканская епархия:Приход в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" с. Бельтирское Армавирская епархия:Храм свт. Нектария, мтр. Пентапольского, Эгинского чудотворца с. Трехсельское Белевская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Суворов Благовещенская и Тындинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Белогорск Борисоглебская епархия:Храм Воскресения Христова г. Новохоперск Брестская епархия:Во имя Всемилостивого Спаса женский монастырь г. Кобрин Винницкая епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Винница Владивостокская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" пос. Лучегорск Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия :Храм свт. Нектария Эгинского г. Ленуар Сити Выборгская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" пос. Кузьмоловский Выксунская епархия:Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца с. Дьяково Вятская епархия:Храм Сошествия Святого Духа г. Слободской Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Киров Гаагская и Нидерландская епархия:Храм иконы Пресвятой Богородицы "Скоропослушница" г. Роттердам Гомельская епархия:Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Гомель Губкинская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери 'Скоропослушница' с. Владимировка Екатеринодарская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" п. Октябрьский Калининградская епархия:Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» пос. Славинск Каменская епархия:Покровский Архангело-Михайловский женский монастырь г. Каменское Кемеровская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Киселевск Киевская епархия:Ставропигиальный мужской монастырь во имя прп. Паисия Величковского с. Морозовка Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь г. Киев Корсунская епархия:Храм иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» г. Таррагона Храм иконы Пресвятой Богородицы "Скоропослушница" г. Маррубиу Ливенская епархия:Храм Иконы Божией Матери Скоропослушница при Архиерейском доме г.Орел Липецкая епархия:Храм Иоанна Предтечи с. Махоново Магнитогорская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" пос. Остроленский Московская епархия (городская):Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" на Ходынском поле г. Москва Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" пос. Марьино Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе г. Москва Московская епархия (областная):Храм Богоявления Господня г. Химки Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" пос. Чурилково Высоцкий мужской монастырь г. Серпухов Муромская епархия:Спасо-преображенский мужской монастырь г. Муром Нижегородская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Нижний Новгород Новгородская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" при онкологическом дисп. г. Великий Новгород Новосибирская епархия:Храм Иконы Божией Матери Скоропослушница ст. Мочище Омская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Омск Пензенская епархия:Воскресенская церковь г. Пенза Ржевская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Нелидово Рязанская епархия:Иоанно-Богословский монастырь с. Пощупово Самарская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Тольяти Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Самара Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Самара Санкт-Петербургская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" в Славянке пос. Шушары Саратовская епархия:Храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца пос. Солнечный Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Шиханы-1 Смоленская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" дер. Городище Ставропигиальные монастыри РПЦ:Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь с. Акатово Таллинская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Таллин Тихвинская епархия:Храм во имя иконы Божией Матери "Невская Скоропослушница" пос. Заборье Тобольская епархия:Знаменский кафедральный собор г. Тюмень Тульская епархия:Храм Иверской иконы Божией Матери с. Борщевое Уфимская епархия:Свято-Пантелеймоновский храм г. Уфа Феодосийская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" с. Мысовое Хабаровская епархия:Храм иконы Божией Матери "Скоропослушница" г. Хабаровск Храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" Чебоксарская епархия:
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.09407 c.