Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №1. Семейное воспитание »

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

«Я не знаю, как жить...»

А.А.Лесников

-

Хочу поделиться своими переживаниями в период окончания общеобразовательной школы и сегодняшними размышлениями о них. Воспоминания за два прошедших года не потеряли остроты, и, может быть, они помогут кому-то, воспринимающему мир как я, и, главное, будут услышаны педагогами.

Июнь. Впереди выпускной бал. Закончился не только десятый учебный год, удлиненный на месяц чередой экзаменов, позади целая эпоха жизни. Еще чуть-чуть и «птенец» (это я и такие, как я), выпрыгнув (не без посторонней помощи) из гнезда, окажется в свободном полете и воспарит над миром, устремляясь в бурные потоки ветра «взрослой» жизни. Каким «птенец» вступит на твердую почву самостоятельной жизни, что принесет с собой, чем будет наполнять этот мир?

Пережив прекрасные и памятные годы детства, юношества, отданные с лихвой родной школе, без пяти минут уже взрослый стоишь на пороге своего нового рождения, и чувствуешь себя абсолютно беспомощными перед этим миром. Немощь эта не от неспособности принять на себя новые обязанности, а вместе с ними и права (с этим наше поколение, справляется, как правило, лучше своих предшественников), а от незнания духовных основ существования. Нет, мы, конечно, кое о чем догадываемся, додумываем, где-то узнаем. Но решать,как поступать приходится каждому индивидуально. Мало кто может сегодня с уверенностью сказать, где заканчивается благо и начинается зло - все так относительно. А если кто и знает эту тонкую грань, то в полном праве держать свое мнение при себе, так как никто не может претендовать на сознание другого человека. По закону новопридуманной «толерантности», каждый имеет свои особенные представления, а мы должны их уважить и ни в коей мере не пытаться «навязать» свои воззрения. Это и есть нравственная основа современного, так называемого, демократического воспитательного процесса, через который уже прошло наше поколение.

В советской реальности ребенок отрывался школой от семьи в пользу социалистического общества, а после перестройки вдруг оказался в роли волейбольного мяча в поединке двух неумелых игроков «семьи» и «школы», где промах одной стороны вызывает беспощадную критику другой. Однако, проигравшим в этом матче, под названием «воспитание», всегда оказывается именно ребенок.
Советская школа воспитывала, делала это целенаправленно и активно, не считаясь ни с традициeй, ни с семейным укладом - строили небывалое общество, так чего «мелочиться». Современная школа главной задачей определила для себя «выдачу» информации. В одном жарком «педагогическом» разговоре, который я слышал в свои школьные времена, завуч произнесла: «Нам не до духовно-нравственного воспитания, им (детям-А.Л.) экзамены скоро сдавать!..» Вот и встает вопрос о сути педагогики и образования вообще. Что же, значит десять лет, мы не жили в стенах школы? Нас просто «готовили»... к поступлению в ВУЗ? Значит, не мы жили вместе со своими старшими, авторитетными, знающими, строгими и не очень, любимыми и не очень, но такими же, как и мы, учителями-людьми, а «нас жили и готовили»? Но нравственна ли такая позиция? По-моему, нет. Школа, не имеющая ни желания, ни возможности воспитывать, теряет моральное право на существование.

Хотя внешне все хорошо. И нормативный конвейер преподносит своим ученикам такие понятия, как любовь, уважение, сочувствие, терпение, рассудительность и т.д. Но что он вкладывает в эти категории? Ответ: НИЧЕГО! Получив форму, ребенок сам должен наполнить ее содержанием, а где и чем он ее наполнит - это уже не дело школы, порой даже и не семьи. Сказали «любовь», а какая - домысливай сам; сказали «уважение», а к чему - догадывайся; сказали «терпение», а до каких пор - додумывай тоже сам.

Свобода выбора нужна, но выбора осмысленного, а не навязанного, случайного или стихийного. И, конечно, ребенок сам будет искать ответы на жизненные вопросы. Сам будет по-гамлетовски рассуждать «быть или не быть?» Сам, потому что, он не сможет существовать, если не ответит на них. Но сможет ли он не обмануться, не оступиться и не сорваться?

В нашем поколении уже немало таких «оступившихся», есть и бессмысленно потерявшие жизнь. Не слишком ли дорогая плата? Но кто подскажет «вступающему» в жизнь верную дорогу к Истине? Напрашивается ответ - семья. И он верный, но как это может сделать сегодня семья, которая забыла духовно-нравственные основы своего существования, или имеет лишь размытые остаточные представления о них? Скажу больше: сегодня молодые нередко духовно оказываются более зрелыми, чем их родители. Так что вряд ли семья в наши времена всегда может спасти свое чадо.

-Монополия советской школы на воспитание человека ушла в прошлое и, открестившись от духовного возделывания, школа все больше превращается в единый фронт подготовки абитуриентов. Да, школа подготовила меня к поступлению в ВУЗ, но сделать осознанный мировоззренческий выбор - нет. А как она могла помочь, если и сама этого выбора не сделала? Мы росли уже с Гарри Поттером, которому кроме волшебной палочки, в жизни ничего и не надо. Для многих «взрослеющих» этой палочкой становятся деньги, и они полны стремления ими овладеть во что бы то ни стало. Школа, к сожалению, ничего взамен предложить не может, она не стала гнездом, пестующим своих птенцов духовно. Про наше поколение не скажут - «Птенцы гнезда Петрова» или «Наследники красных орлов», мы оказались «ничьи», точнее нас отдали под духовное покровительство спекулятивного капитала.

Приходится сделать грустный, но необходимый вывод: линия, проводимая в современной школе изначально ложная и может привести к гибели души ребенка; «птенец», не оперившийся в гнезде духовным опытом, обречен разбиться о холодную твердь жизни. И не хочется идти во взрослую жизнь (хорошо это помню) хочется подольше оставаться ребенком.

Вот очередной выпускник стоит на пороге школы и не решается сделать шаг. «Почему ты стоишь?» -спрашивают его. «Я не знаю, как жить...» - отвечает он. И только тогда всплывает ужасающая мысль: «А чему и зачем мы учились в школе эти долгие десять лет?..»



Старый стиль 2Август вторник Новый стиль) 15Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Совершается служба на шестьПеренесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428) и обретение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Совершается служба со славословиемБлж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1552-1557). Сщмч. Стефана, папы Римского (257), и иже с ним. Блж. Василия Спасо-Кубенского (XV). Прмч. Платона (1937). Ачаирской иконы Божией Матери (XXI). Евангельские Чтения2 Кор., 172 зач., II, 14 - III, 3. Мф., 95 зач., XXIII, 23-28. Блж. (под зачало): Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30 . Первомч.: Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60. Мф., 87 зач., XXI, 33-42.* Чтения блж. Василия читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 2, 14-3, З; Мф. 23, 23-28). Очисти внутреннее, чтоб и внешнее чисто было. Внешнее поведение у нас в общежитии всегда почти исправно: боимся суда людского и сдерживаемся. Если же и внешне предаются порокам, то это уж последнее дело; значит стыд всякий потерян. Но при исправности поведения видимого, не всегда бывает исправен внутренний строй мыслей и чувств. Там дается полная свобода самоугодию, которое наружно и удовлетворяется, насколько это сносит людской глаз и насколько можно прикрыть от него дела свои. Это точь в точь гроб раскрашенный. Вместе с тем внутренняя нечистота делает нечистым и внешнее. Очисти же это внутреннее, тогда и внешнее станет чисто и весь будешь чист, сделаешься сосудом, годным на всякое доброе употребление домовладыке. Дивиться надо, отчего это внутреннее остается в пренебрежении: ведь погибели себе никто не хочет. Верно, враг держит такую душу в ослеплении: что это ничего, - лишь бы явных грехов не было, или научает ее отлагать на завтра главное дело - завтра займемся серьезно собою, как следует, а ныне пусть душа поусладится страстными мыслями и мечтами, если не делами. Постережемся, как бы не устареть в этом настроении и как бы исправление для нас также не стало невозможным, как переучивание старика. Молитвы Тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 8Житие твое, Василие, неложное, и чистота нескверна,/ Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением,/ и мразом и теплотою солнечною,/ и слотою и дождевным облаком,/ и просветися лице твое, яко солнце,/ и ныне приходят к тебе Российстии народи и вси людие,/ прославляюще святое твое успение./ Тем Христа Бога моли,/ да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя брани/ и мир мирови подаст и душам нашим велию милость. Ина служба блаженного Василия. Тропарьглас 1Плоть удручившу ти злостраданием,/ душу же просветившу чистотою сердца,/ обогатился еси благодатию Пресвятаго Духа, Василие,/ даровати требующим полезная./ Сего ради недужнии, притекающе к цельбоподательному твоему гробу, премудроюроде,/ независтно приемлют болезней отложение/ и благодарственно воспевают прославльшаго тя,/ Единаго Человеколюбца. Ин тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 8Якоже бо солнце и луна наготою своею не срамляются,/ тако и ты, угодниче Христов Василие, наг сый, не срамляшеся,/ восприят бо ризу Адама первозданнаго,/ юже он ношаше прежде в рай,/ ты же сию на земли поносил еси;/ и был еси добрый купец:/ елико имеяше, вся остави/ и купи мздою терпения своего село,/ на немже сокровен безценный Бисер, Христос./ Сего ради явися всем грешным образ покаяния/ и вселися в райскую широту,/ и, предстоя Христови,/ не забуди град, в немже обита, и люди, преблаженне,/ и моли спасти души наша. Кондак блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 4Духом Божиим водим, преблаженне Василие,/ оттрясл еси мирский мятеж,/ и жития треволнения возгнушался еси,/ и, совлекся одеяний тленных и облекся в ризу безстрастия,/ убежал еси ловления льстиваго миродержца,/ и был еси странен во твоем языце,/ и, паче земнаго богатства избрав богатство Небесное,/ увязлся еси венцем терпения./ И ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога/ о творящих святую память твою, да зовем ти:/ радуйся, преблаженне Василие. Ина служба блаженного Василия. Кондакглас 4Явил тя есть Господь нынешнему роду/ исцелителя болезнем и прогонителя недугом/ любовию, Василие, притекающим к тебе/ и призывающим верою молитвы твоя. Тропарь первомученика и архидиакона Стефанаглас 4Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ яже претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:/ Того убо моли о душах наших. Ин тропарь первомученика и архидиакона Стефанаглас 3Апостолом совсельник/ и страстотерпцем первострадалец,/ Христов служитель, прехвальне Стефане,/ первее бо совершив мучения течение,/ безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе./ Темже яко апостола и страдальца верховнаго/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость. Кондак первомученика и архидиакона Стефанаглас 6Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,/ венечниче, мучеников первострадальне. Службы2 августа: Пренесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана. Святого блаженного Василия, Московского чудотворца 27 декабря: Святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. Преподобного Феодора начертанного, исповедника Сайты приходов: Владимирская епархия:Храм Стефана Архидиакона с. Кидекша Волгодонская епархия:Храм святого Василия Блаженного г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Николая Чудотворца во Владычной слободе г. Вологда Воркутинская епархия:Храм Архидиакона Стефана с. Кипиево Вяземская епархия:Храм Преображения Господня с. Липецы Горловская епархия:Стефановский женский монастырь с. Степановка Иркутская епархия:Храм Спаса Преображения г. Иркутск Казанская епархия:Богоявленский собор г. Казань Калужская епархия:Храм Василия Блаженного г. Калуга Костомукшская епархия:Храм в честь апостола, первомученика и архидиакона Стефана п. Кестенга Костромская епархия:Храм святого Архидиакона Стефана с. Махрово Храм Николая Чудотворца и Василия Блаженного с. Болотово Луганская епархия:Храм Архидьякона Стефана пгт. Славяносербск Московская епархия (городская):Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Колюбакино Храм сщмч. Василия, протоиерея Московского г. Москва Московская епархия (областная):Троиц
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05108 c.