Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №1. Семейное воспитание »

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

27.02.2017 | Научно-образовательный семинар-практикум «От экологии природы к экологии человека: опыт народной педагогики»

21.02.2017 | В Екатеринбурге, в Уральском Государственном Горном Университете прошел научно-практический семинар «Методология предупреждения нехимических зависимостей»

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

«Я не знаю, как жить...»

А.А.Лесников

-

Хочу поделиться своими переживаниями в период окончания общеобразовательной школы и сегодняшними размышлениями о них. Воспоминания за два прошедших года не потеряли остроты, и, может быть, они помогут кому-то, воспринимающему мир как я, и, главное, будут услышаны педагогами.

Июнь. Впереди выпускной бал. Закончился не только десятый учебный год, удлиненный на месяц чередой экзаменов, позади целая эпоха жизни. Еще чуть-чуть и «птенец» (это я и такие, как я), выпрыгнув (не без посторонней помощи) из гнезда, окажется в свободном полете и воспарит над миром, устремляясь в бурные потоки ветра «взрослой» жизни. Каким «птенец» вступит на твердую почву самостоятельной жизни, что принесет с собой, чем будет наполнять этот мир?

Пережив прекрасные и памятные годы детства, юношества, отданные с лихвой родной школе, без пяти минут уже взрослый стоишь на пороге своего нового рождения, и чувствуешь себя абсолютно беспомощными перед этим миром. Немощь эта не от неспособности принять на себя новые обязанности, а вместе с ними и права (с этим наше поколение, справляется, как правило, лучше своих предшественников), а от незнания духовных основ существования. Нет, мы, конечно, кое о чем догадываемся, додумываем, где-то узнаем. Но решать,как поступать приходится каждому индивидуально. Мало кто может сегодня с уверенностью сказать, где заканчивается благо и начинается зло - все так относительно. А если кто и знает эту тонкую грань, то в полном праве держать свое мнение при себе, так как никто не может претендовать на сознание другого человека. По закону новопридуманной «толерантности», каждый имеет свои особенные представления, а мы должны их уважить и ни в коей мере не пытаться «навязать» свои воззрения. Это и есть нравственная основа современного, так называемого, демократического воспитательного процесса, через который уже прошло наше поколение.

В советской реальности ребенок отрывался школой от семьи в пользу социалистического общества, а после перестройки вдруг оказался в роли волейбольного мяча в поединке двух неумелых игроков «семьи» и «школы», где промах одной стороны вызывает беспощадную критику другой. Однако, проигравшим в этом матче, под названием «воспитание», всегда оказывается именно ребенок.
Советская школа воспитывала, делала это целенаправленно и активно, не считаясь ни с традициeй, ни с семейным укладом - строили небывалое общество, так чего «мелочиться». Современная школа главной задачей определила для себя «выдачу» информации. В одном жарком «педагогическом» разговоре, который я слышал в свои школьные времена, завуч произнесла: «Нам не до духовно-нравственного воспитания, им (детям-А.Л.) экзамены скоро сдавать!..» Вот и встает вопрос о сути педагогики и образования вообще. Что же, значит десять лет, мы не жили в стенах школы? Нас просто «готовили»... к поступлению в ВУЗ? Значит, не мы жили вместе со своими старшими, авторитетными, знающими, строгими и не очень, любимыми и не очень, но такими же, как и мы, учителями-людьми, а «нас жили и готовили»? Но нравственна ли такая позиция? По-моему, нет. Школа, не имеющая ни желания, ни возможности воспитывать, теряет моральное право на существование.

Хотя внешне все хорошо. И нормативный конвейер преподносит своим ученикам такие понятия, как любовь, уважение, сочувствие, терпение, рассудительность и т.д. Но что он вкладывает в эти категории? Ответ: НИЧЕГО! Получив форму, ребенок сам должен наполнить ее содержанием, а где и чем он ее наполнит - это уже не дело школы, порой даже и не семьи. Сказали «любовь», а какая - домысливай сам; сказали «уважение», а к чему - догадывайся; сказали «терпение», а до каких пор - додумывай тоже сам.

Свобода выбора нужна, но выбора осмысленного, а не навязанного, случайного или стихийного. И, конечно, ребенок сам будет искать ответы на жизненные вопросы. Сам будет по-гамлетовски рассуждать «быть или не быть?» Сам, потому что, он не сможет существовать, если не ответит на них. Но сможет ли он не обмануться, не оступиться и не сорваться?

В нашем поколении уже немало таких «оступившихся», есть и бессмысленно потерявшие жизнь. Не слишком ли дорогая плата? Но кто подскажет «вступающему» в жизнь верную дорогу к Истине? Напрашивается ответ - семья. И он верный, но как это может сделать сегодня семья, которая забыла духовно-нравственные основы своего существования, или имеет лишь размытые остаточные представления о них? Скажу больше: сегодня молодые нередко духовно оказываются более зрелыми, чем их родители. Так что вряд ли семья в наши времена всегда может спасти свое чадо.

-Монополия советской школы на воспитание человека ушла в прошлое и, открестившись от духовного возделывания, школа все больше превращается в единый фронт подготовки абитуриентов. Да, школа подготовила меня к поступлению в ВУЗ, но сделать осознанный мировоззренческий выбор - нет. А как она могла помочь, если и сама этого выбора не сделала? Мы росли уже с Гарри Поттером, которому кроме волшебной палочки, в жизни ничего и не надо. Для многих «взрослеющих» этой палочкой становятся деньги, и они полны стремления ими овладеть во что бы то ни стало. Школа, к сожалению, ничего взамен предложить не может, она не стала гнездом, пестующим своих птенцов духовно. Про наше поколение не скажут - «Птенцы гнезда Петрова» или «Наследники красных орлов», мы оказались «ничьи», точнее нас отдали под духовное покровительство спекулятивного капитала.

Приходится сделать грустный, но необходимый вывод: линия, проводимая в современной школе изначально ложная и может привести к гибели души ребенка; «птенец», не оперившийся в гнезде духовным опытом, обречен разбиться о холодную твердь жизни. И не хочется идти во взрослую жизнь (хорошо это помню) хочется подольше оставаться ребенком.

Вот очередной выпускник стоит на пороге школы и не решается сделать шаг. «Почему ты стоишь?» -спрашивают его. «Я не знаю, как жить...» - отвечает он. И только тогда всплывает ужасающая мысль: «А чему и зачем мы учились в школе эти долгие десять лет?..»



Старый стиль 14Май среда Новый стиль) 27Май Седмица 7-я по Пасхе. Глас 6. День постный. Разрешается рыба. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Исидора (251). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Додо Давидо-Гареджийского, Грузинского (596). Совершается служба на шестьБлж. Исидора Твердислова, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца (1474). Мч. Максима (ок. 250). Прп. Серапиона Синдонита (V). Прп. Никиты
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05683 c.