Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №1. Семейное воспитание »

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

«Я не знаю, как жить...»

А.А.Лесников

-

Хочу поделиться своими переживаниями в период окончания общеобразовательной школы и сегодняшними размышлениями о них. Воспоминания за два прошедших года не потеряли остроты, и, может быть, они помогут кому-то, воспринимающему мир как я, и, главное, будут услышаны педагогами.

Июнь. Впереди выпускной бал. Закончился не только десятый учебный год, удлиненный на месяц чередой экзаменов, позади целая эпоха жизни. Еще чуть-чуть и «птенец» (это я и такие, как я), выпрыгнув (не без посторонней помощи) из гнезда, окажется в свободном полете и воспарит над миром, устремляясь в бурные потоки ветра «взрослой» жизни. Каким «птенец» вступит на твердую почву самостоятельной жизни, что принесет с собой, чем будет наполнять этот мир?

Пережив прекрасные и памятные годы детства, юношества, отданные с лихвой родной школе, без пяти минут уже взрослый стоишь на пороге своего нового рождения, и чувствуешь себя абсолютно беспомощными перед этим миром. Немощь эта не от неспособности принять на себя новые обязанности, а вместе с ними и права (с этим наше поколение, справляется, как правило, лучше своих предшественников), а от незнания духовных основ существования. Нет, мы, конечно, кое о чем догадываемся, додумываем, где-то узнаем. Но решать,как поступать приходится каждому индивидуально. Мало кто может сегодня с уверенностью сказать, где заканчивается благо и начинается зло - все так относительно. А если кто и знает эту тонкую грань, то в полном праве держать свое мнение при себе, так как никто не может претендовать на сознание другого человека. По закону новопридуманной «толерантности», каждый имеет свои особенные представления, а мы должны их уважить и ни в коей мере не пытаться «навязать» свои воззрения. Это и есть нравственная основа современного, так называемого, демократического воспитательного процесса, через который уже прошло наше поколение.

В советской реальности ребенок отрывался школой от семьи в пользу социалистического общества, а после перестройки вдруг оказался в роли волейбольного мяча в поединке двух неумелых игроков «семьи» и «школы», где промах одной стороны вызывает беспощадную критику другой. Однако, проигравшим в этом матче, под названием «воспитание», всегда оказывается именно ребенок.
Советская школа воспитывала, делала это целенаправленно и активно, не считаясь ни с традициeй, ни с семейным укладом - строили небывалое общество, так чего «мелочиться». Современная школа главной задачей определила для себя «выдачу» информации. В одном жарком «педагогическом» разговоре, который я слышал в свои школьные времена, завуч произнесла: «Нам не до духовно-нравственного воспитания, им (детям-А.Л.) экзамены скоро сдавать!..» Вот и встает вопрос о сути педагогики и образования вообще. Что же, значит десять лет, мы не жили в стенах школы? Нас просто «готовили»... к поступлению в ВУЗ? Значит, не мы жили вместе со своими старшими, авторитетными, знающими, строгими и не очень, любимыми и не очень, но такими же, как и мы, учителями-людьми, а «нас жили и готовили»? Но нравственна ли такая позиция? По-моему, нет. Школа, не имеющая ни желания, ни возможности воспитывать, теряет моральное право на существование.

Хотя внешне все хорошо. И нормативный конвейер преподносит своим ученикам такие понятия, как любовь, уважение, сочувствие, терпение, рассудительность и т.д. Но что он вкладывает в эти категории? Ответ: НИЧЕГО! Получив форму, ребенок сам должен наполнить ее содержанием, а где и чем он ее наполнит - это уже не дело школы, порой даже и не семьи. Сказали «любовь», а какая - домысливай сам; сказали «уважение», а к чему - догадывайся; сказали «терпение», а до каких пор - додумывай тоже сам.

Свобода выбора нужна, но выбора осмысленного, а не навязанного, случайного или стихийного. И, конечно, ребенок сам будет искать ответы на жизненные вопросы. Сам будет по-гамлетовски рассуждать «быть или не быть?» Сам, потому что, он не сможет существовать, если не ответит на них. Но сможет ли он не обмануться, не оступиться и не сорваться?

В нашем поколении уже немало таких «оступившихся», есть и бессмысленно потерявшие жизнь. Не слишком ли дорогая плата? Но кто подскажет «вступающему» в жизнь верную дорогу к Истине? Напрашивается ответ - семья. И он верный, но как это может сделать сегодня семья, которая забыла духовно-нравственные основы своего существования, или имеет лишь размытые остаточные представления о них? Скажу больше: сегодня молодые нередко духовно оказываются более зрелыми, чем их родители. Так что вряд ли семья в наши времена всегда может спасти свое чадо.

-Монополия советской школы на воспитание человека ушла в прошлое и, открестившись от духовного возделывания, школа все больше превращается в единый фронт подготовки абитуриентов. Да, школа подготовила меня к поступлению в ВУЗ, но сделать осознанный мировоззренческий выбор - нет. А как она могла помочь, если и сама этого выбора не сделала? Мы росли уже с Гарри Поттером, которому кроме волшебной палочки, в жизни ничего и не надо. Для многих «взрослеющих» этой палочкой становятся деньги, и они полны стремления ими овладеть во что бы то ни стало. Школа, к сожалению, ничего взамен предложить не может, она не стала гнездом, пестующим своих птенцов духовно. Про наше поколение не скажут - «Птенцы гнезда Петрова» или «Наследники красных орлов», мы оказались «ничьи», точнее нас отдали под духовное покровительство спекулятивного капитала.

Приходится сделать грустный, но необходимый вывод: линия, проводимая в современной школе изначально ложная и может привести к гибели души ребенка; «птенец», не оперившийся в гнезде духовным опытом, обречен разбиться о холодную твердь жизни. И не хочется идти во взрослую жизнь (хорошо это помню) хочется подольше оставаться ребенком.

Вот очередной выпускник стоит на пороге школы и не решается сделать шаг. «Почему ты стоишь?» -спрашивают его. «Я не знаю, как жить...» - отвечает он. И только тогда всплывает ужасающая мысль: «А чему и зачем мы учились в школе эти долгие десять лет?..»



Старый стиль 7Сентябрь среда Новый стиль) 20Сентябрь Седмица 16-я по Пятидесятнице. Глас 6. День постный. Пища с растительным маслом. Совершается служба на шестьПредпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Созонта (ок. 304). Совершается служба со славословиемСвт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860). Апп. от 70-ти Евода (66). и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (II). Прп. Луки (после 975). Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби (1380). Прп. Серапиона Спасоелезаровского, Псковского (1480). Сщмчч. Петра и Михаила пресвитеров (1918). Сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана пресвитера и прмчч. Евгения, Николая и Пахомия (1937). Сщмч. Григория, Василия пресвитеров, прмч. Льва (1937). Евангельские ЧтенияГал., 214 зач., VI, 2-10. Мк., 29 зач., VII, 14-24, и за четверг (под зачало): Еф., 216 зач., I, 1-9. Мк., 30 зач., VII, 24-30. Мч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Гал. 6, 2-10; Мк. 7, 14-24). "Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство". Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид в каком они исходят - помышление злое. Первое семя зла впадает на мысль сделать то и то. Отчего и как впадает? Часть этих впадений можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от самодвижного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: "а вот что надо сделать". Тут то же происходит, что, например, при голоде: почувствовавший голод, чувствует позыв на пищу; с позывом вспадает на мысль и самая пища; отсюда - достать то или это и съесть. Третья, может быть, более объемистая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассевает вокруг себя воздействие на соприкосновенные лица. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где удобоприемлемость там внедряется искра, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не другим чем либо, можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся помышления злые, среди занятий решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает разности в том, как поступать с помышлениями злыми. Закон один: пришло злое помышление - отбрось и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение и средства явятся. . . вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям - трезвение и бодрствование с молитвою.(Еф. 1, 1-9; Мк. 7, 24-30). Что подвигло сирофиникиянку придти к Господу и быть столь неотступною в прошении? Сложившийся образ убеждений; убеждена была, что Спаситель силен исцелить дочь ее и пришла к Нему; убеждена была, что Он не оставит без удовлетворения прошения ее, и не переставала просить. Убеждения - итог всей жизни, воспитания, ходячих мыслей, впечатлений от окружающего, от встречаемых учений и разнообразных случаев и занятий в жизни. Под действием всего этого работает мысль и доходит до известных убеждений. При этом надо иметь во внимании, что всюду есть и отовсюду теснится в душу человека истина Божия. Истина лежит в сердце человека; истина Божия отпечатлена на всех тварях; есть истина Божия в обычаях и нравах человека; есть она и в учениях больше или меньше. Но всюду же есть и ложь. Кто от истины, тот собирает истину и полон убеждений истинных, спасительных. А кто не от истины, тот собирает ложь и полон убеждений ложных, заблуждений пагубных. От человека ли быть от истины и не от истины - всякий разбери сам, а между тем суд Божий всех ожидает. . . Молитвы Тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 8Днесь светло красуется славнейший великий Новград,/ имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне,/ яко солнечныя лучи испущающия,/ и подающия исцеления, притекающим с верою к тебе./ Молися Христу Богу, избавити град сей невредим от варварскаго пленения,/ и междоусобныя брани, и огненнаго запаления,/ святителю Богомудре и чудоносче,/ небесный человече, и земный ангеле:/ да сошедшеся любовию в память твою,/ светло празднуем, в песнех и пениих радующеся,/ и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений,/ и великому Новуграду заступление и утверждение. Ин тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 4Господи Боже наш,/ творяй присно с нами по Твоему смотрению,/ не отстави милости Твоея от нас,/ но молитвами святителя Твоего Иоанна/ в мире устрой живот наш. Кондак святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 4Возвеселися явленно Честная Церковь Христова,/ в память днесь приснословущаго святителя Иоанна,/ от великаго Новаграда возсиявшаго:/ и всю страну удивившаго преславными чудодеянии,/ и всеми добродетельми украсившагося./ И по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно,/ источающее велия чудеса./ Темже зовем ему:/ о всеблаженне!/ Моли Христа Бога непрестанно о всех нас. Тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша. Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Божественным желанием весь сам себе от юнаго возраста Господеви возложив,/ явился еси светильник светлый граду твоему,/ поучая всех истинней вере и житию богоугодному,/ священно-мучениче Макарие, Овручская похвало./ Сего ради, яко агнец непорочный, гонимый от распрелюбивых врагов,/ возшел еси во обитель Каневскую,/ идеже, яко пастырь добрый, душу твою положил еси за овцы твоя./ И ныне ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих/ мы, грешнии, со умилением притекающе,/ дар исцеления приемлем, многострадальне:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всем, чтущим тя, всякое исполнявши требование,/ моляся Христу Богу спастися душам нашим. Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 8Ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих,/ преподобномучениче Макарие,/ мы, грешнии, притекающе, дар исцеления приемлем:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всех, чтущих тя, всякое исполнявши требование,/ молящеся Христу Богу спастися душам нашим. Кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Мака
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.09451 c.