Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №1. Семейное воспитание »

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

«Я не знаю, как жить...»

А.А.Лесников

-

Хочу поделиться своими переживаниями в период окончания общеобразовательной школы и сегодняшними размышлениями о них. Воспоминания за два прошедших года не потеряли остроты, и, может быть, они помогут кому-то, воспринимающему мир как я, и, главное, будут услышаны педагогами.

Июнь. Впереди выпускной бал. Закончился не только десятый учебный год, удлиненный на месяц чередой экзаменов, позади целая эпоха жизни. Еще чуть-чуть и «птенец» (это я и такие, как я), выпрыгнув (не без посторонней помощи) из гнезда, окажется в свободном полете и воспарит над миром, устремляясь в бурные потоки ветра «взрослой» жизни. Каким «птенец» вступит на твердую почву самостоятельной жизни, что принесет с собой, чем будет наполнять этот мир?

Пережив прекрасные и памятные годы детства, юношества, отданные с лихвой родной школе, без пяти минут уже взрослый стоишь на пороге своего нового рождения, и чувствуешь себя абсолютно беспомощными перед этим миром. Немощь эта не от неспособности принять на себя новые обязанности, а вместе с ними и права (с этим наше поколение, справляется, как правило, лучше своих предшественников), а от незнания духовных основ существования. Нет, мы, конечно, кое о чем догадываемся, додумываем, где-то узнаем. Но решать,как поступать приходится каждому индивидуально. Мало кто может сегодня с уверенностью сказать, где заканчивается благо и начинается зло - все так относительно. А если кто и знает эту тонкую грань, то в полном праве держать свое мнение при себе, так как никто не может претендовать на сознание другого человека. По закону новопридуманной «толерантности», каждый имеет свои особенные представления, а мы должны их уважить и ни в коей мере не пытаться «навязать» свои воззрения. Это и есть нравственная основа современного, так называемого, демократического воспитательного процесса, через который уже прошло наше поколение.

В советской реальности ребенок отрывался школой от семьи в пользу социалистического общества, а после перестройки вдруг оказался в роли волейбольного мяча в поединке двух неумелых игроков «семьи» и «школы», где промах одной стороны вызывает беспощадную критику другой. Однако, проигравшим в этом матче, под названием «воспитание», всегда оказывается именно ребенок.
Советская школа воспитывала, делала это целенаправленно и активно, не считаясь ни с традициeй, ни с семейным укладом - строили небывалое общество, так чего «мелочиться». Современная школа главной задачей определила для себя «выдачу» информации. В одном жарком «педагогическом» разговоре, который я слышал в свои школьные времена, завуч произнесла: «Нам не до духовно-нравственного воспитания, им (детям-А.Л.) экзамены скоро сдавать!..» Вот и встает вопрос о сути педагогики и образования вообще. Что же, значит десять лет, мы не жили в стенах школы? Нас просто «готовили»... к поступлению в ВУЗ? Значит, не мы жили вместе со своими старшими, авторитетными, знающими, строгими и не очень, любимыми и не очень, но такими же, как и мы, учителями-людьми, а «нас жили и готовили»? Но нравственна ли такая позиция? По-моему, нет. Школа, не имеющая ни желания, ни возможности воспитывать, теряет моральное право на существование.

Хотя внешне все хорошо. И нормативный конвейер преподносит своим ученикам такие понятия, как любовь, уважение, сочувствие, терпение, рассудительность и т.д. Но что он вкладывает в эти категории? Ответ: НИЧЕГО! Получив форму, ребенок сам должен наполнить ее содержанием, а где и чем он ее наполнит - это уже не дело школы, порой даже и не семьи. Сказали «любовь», а какая - домысливай сам; сказали «уважение», а к чему - догадывайся; сказали «терпение», а до каких пор - додумывай тоже сам.

Свобода выбора нужна, но выбора осмысленного, а не навязанного, случайного или стихийного. И, конечно, ребенок сам будет искать ответы на жизненные вопросы. Сам будет по-гамлетовски рассуждать «быть или не быть?» Сам, потому что, он не сможет существовать, если не ответит на них. Но сможет ли он не обмануться, не оступиться и не сорваться?

В нашем поколении уже немало таких «оступившихся», есть и бессмысленно потерявшие жизнь. Не слишком ли дорогая плата? Но кто подскажет «вступающему» в жизнь верную дорогу к Истине? Напрашивается ответ - семья. И он верный, но как это может сделать сегодня семья, которая забыла духовно-нравственные основы своего существования, или имеет лишь размытые остаточные представления о них? Скажу больше: сегодня молодые нередко духовно оказываются более зрелыми, чем их родители. Так что вряд ли семья в наши времена всегда может спасти свое чадо.

-Монополия советской школы на воспитание человека ушла в прошлое и, открестившись от духовного возделывания, школа все больше превращается в единый фронт подготовки абитуриентов. Да, школа подготовила меня к поступлению в ВУЗ, но сделать осознанный мировоззренческий выбор - нет. А как она могла помочь, если и сама этого выбора не сделала? Мы росли уже с Гарри Поттером, которому кроме волшебной палочки, в жизни ничего и не надо. Для многих «взрослеющих» этой палочкой становятся деньги, и они полны стремления ими овладеть во что бы то ни стало. Школа, к сожалению, ничего взамен предложить не может, она не стала гнездом, пестующим своих птенцов духовно. Про наше поколение не скажут - «Птенцы гнезда Петрова» или «Наследники красных орлов», мы оказались «ничьи», точнее нас отдали под духовное покровительство спекулятивного капитала.

Приходится сделать грустный, но необходимый вывод: линия, проводимая в современной школе изначально ложная и может привести к гибели души ребенка; «птенец», не оперившийся в гнезде духовным опытом, обречен разбиться о холодную твердь жизни. И не хочется идти во взрослую жизнь (хорошо это помню) хочется подольше оставаться ребенком.

Вот очередной выпускник стоит на пороге школы и не решается сделать шаг. «Почему ты стоишь?» -спрашивают его. «Я не знаю, как жить...» - отвечает он. И только тогда всплывает ужасающая мысль: «А чему и зачем мы учились в школе эти долгие десять лет?..»



Старый стиль 7Июль четверг Новый стиль) 20Июль Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Фомы, иже в Малеи (X). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI). Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, кн. Московской (1407). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Мч. Евангела (ок. 284-305). Мц. Кириакии (IV). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Обретение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). Сщмч. Павла пресвитера (1918). Влахернской иконы Божией Матери. Евангельские ЧтенияУтр. - Мф., 16 зач., VI, 1-13 . Лит. - 1 Кор., 138 зач., VII, 24-35. Мф., 61 зач., XV, 12-21, и за пятницу: 1 Кор., 139 зач., VII, 35 - VIII, 7. Мф., 63 зач., XV, 29-31. Прп. Евфросинии: Гал., 208 зач., III, 23-29. Мф., 104 зач., XXV, 1-13 .* Чтения прп. Евфросинии Московской на утрене читаются, если ей совершается полиелейная служба. * * Чтения прп. Евфросинии Московской на литургии читаются, если ей совершается полиелейная или славословная служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 7, 24-35; Мф. 15, 12-21). "Из сердца исходят злые помыслы". В сердце же откуда? Корень их в живущем в нас грехе, а разветвление их, размножение и определенный вид в каждом от его собственного произволения. Как же быть? Сначала отсеки все, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто в дереве оборвал листья, обсек ветви и сучья, и ствол отрубил почти до корня. Затем, не позволяй выходить новым отросткам, самый корень и засохнет: то есть не позволяй из сердца исходить злым мыслям, а исходящие отражай и отгоняй, и живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет. В этом существо заповеди: "трезвитесь и бодрствуйте. Внимайте себе. Препояшьте чресла помышлений ваших". При внимании, надо держать рассуждение. Из сердца исходит не одно худое, но и доброе; не всякое, однако, доброе внушаемое сердцем исполнять должно. Что истинно должно исполнять, это определит рассуждение. Рассуждение - садовничий нож, одни ветви отсекает, а другие прививает.(1 Кор. 7, 35-8, 7; Мф. 15, 29-31). Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует; в порядке же духовном - оно первое. Оно замечает худое и предает его внутреннему суду; оно же составляет стражу внутренней палаты, в которой обсуждают что и как надлежит сделать, а потом оберегает и исполнителей решения. Не удивительно потому, что духовная жизнь во всем своем объеме именуется жизнью трезвенною, и в писаниях отеческих больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании: это одно и то же. Как дорого, потому, навыкнуть вниманию! Первоначальный труд у начавших заботиться о душе на это обычно и направляется. И дело их начинает походить немного на дело с тех только пор, как начнет собираться внимание в себя; обыкновенно оно все вне, а не внутрь. С этого же момента и внутренняя жизнь зачинается и вместе с вниманием зреет и крепнет. Что это значит? Значит то, чтобы встать умом в сердце перед Господом и перед лицем Его сознательно все обсуждать и предпринимать. Дело это, очевидно, сложное. Оно спеется вместе с молитвою и сколько укрепляется ею, столько и ее укрепляет. Молитвы Тропарь преподобных Фомы и Акакияглас 1Светила богосиянная миру/ и иноков одушевленный зари,/ Фома чудесы, Акакий же послушанием,/ возсиясте светло;/ сих, яко имущих дерзновение к Богу,/ молитвами во бранех пособствовати молим,/ да просят от Христа Бога даровати прощение согрешений/ чтущим их святую память. Тропарь преподобных Фомы и Акакияглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Кондак преподобного Акакияглас 2Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас. Кондак преподобного Фомыглас 4Велию победу мужески показал еси,/ отонудуже Божественною любовию разгоревся,/ царя тленнаго и вся красная преобидел еси,/ на горе Малейстей вселение совершив,/ от неяже в Небесная/ возшел еси к Царю царей, Фомо,// моли непрестанно о всех нас. Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинииглас 8По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим. Ин тропарь преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московскойглас 5От юности предызбранная Богом угоднице,/ оставльши светлый чертог княжеский,/ уклонилася еси во обитель, тобою созданную,/ и, пучину житейскаго моря преплывши,/ ныне со Ангелы песнословиши Христа Бога./ Емуже непрестанно молися, преподобная,/ яко да сохраняет выну обитель, тобою созданную,/ и дарует нам мир и велию милость. Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинииглас 2Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя. Тропарь мученицы Кириакииглас 3Одолением чудесным/ победила еси вражия силы до конца,/ Недело преславная,/ идоложрения бо тьму/ далече Креста честнаго светлостию прогнала еси./ Мученице всехвальная,/ Христу Богу молися/ даровати нам велию милость. Службы7 июля: Преподобных Фомы Малейского и Акакия , упоминаемого в Лествице. 29 ноября: Святого мученика Парамона. Святого мученика Филумена. Преподобного Акакия Синайского Сайты приходов: Вяземская епархия:Храм Влахернской иконы Божией Матери "Одигитрия" дер. Тёмкино Костромская епархия:
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07817 c.