Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Журнал «Просветитель» » «Просветитель» №1. Семейное воспитание »

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Лаборатория педагогики православия - веление времени

С.Т.Погорелов

29 июня 2005 года Бюро Уральского отделения Российской Академии образования приняло решение о создании научно-исследовательской лаборатории педагогики православия. Основанием для решения стало понимание ведущими учеными-педагогами уральского региона необходимости преодоления «атеистической монополии» в научном осмыслении проблем образования, недостаточности использования привычных педагогических средств для становления духовной нравственно здоровой личности в изменившихся социокультурных условиях. Академики Г.М. Романцев, В.И. Загвязинский, Е.В. Ткаченко в своих выступлениях отметили, что православной традицией накоплен огромный опыт духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования у растущего человека устойчивости к социальным порокам, обретения жизненного смысла, становления качеств доброжелательности, трудолюбия, патриотизма и гражданственности. В современных условиях особенно востребован опыт православия в развитии «совестного» пространства личности, противостоящего потребительству, индивидуализму и эгоизму, а также опыт воспитания будущего семьянина.

На встрече архиепископа Викентия и председателя бюро УрО РАО Г.М. Романцева как особая задача лаборатории обсуждалась проблема взаимодействия светской и религиозной систем образования, развития терпимости, предупреждения экстремизма во всех его формах.
Программа деятельности лаборатории основывается на понимании того, что возрождение России невозможно без обращения к православной традиции во всем ее объеме, во всех составляющих, включая образование. «Нужно оживлять не тело, а дух нации, ее духовно-нравственный потенциал», - такой вывод делает академик РАН Дмитрий Львов, осуществляя анализ экономических проблем будущего России. «Путь, избираемый Россией, - продолжает он, - это путь нравственного возрождения, социального творчества и созидания, освоения богатого наследия страны» (Львов Д. «Богач - бедняк?», журнал «Родина» №6, 2005, с. 33). Православие имеет богатейшую педагогическую традицию, которая должна быть представлена в реформировании образования, осуществляемого сегодня.

Известно, что одним из мощных механизмов интеграции смысложизненной системы ценностей личности выступает религиозное сознание. В перестроечный и постперестроечный период в обществе произошло стремительное изменение отношения к религии. Число назвавших себя верующими по данным социологического исследования Скриптуновой Е.А. и Морозова А.А. (Москва, «Интегрум-Техно», 2002г.) в зависимости от возраста составляет от 40 до 78 процента. Влияние возраста проявляется в следующей тенденции: молодежь младшей группы дает наибольшую долю затруднившихся с ответом и колеблющихся. Начиная с 22 лет число тех, кто не смог однозначно ответить относительно своего отношения к религии значительно снижается. Показательна таблица, в которой соотносятся возраст и осознание человеком своего отношения к религии.
-
Можно констатировать возрастающее значение в нашем обществе религиозного сознания как интегратора смысложизненной системы ценностей человека. Традиционная для нашего народа православная система духовно-нравственных ценностей способна и сегодня стать основой мировоззренческой ориентации в процессе воспитания. Однако система образования до сих пор не нашла содержательных решений адекватных произошедшим изменениям в духовно-нравственных ориентациях социума.

Общепризнано, что важнейшей составляющей культуры народов, ее ценностного ядра выступают культурообразующие конфессии, задающие цивилизационное многообразие современного мира. Поэтому осуществление исследований по проблемам образования в русле православной традиции отвечает запросам отечественного социума, потребностям педагогической теории и практики современного образования.

Исходя из высказанных соображений была сформулирована цель деятельности лаборатории: организация и проведение научных исследований по проблемам духовно-нравственного образования, педагогики православия и введение в научный обиход ценностных категорий православной антропологии, психологии и педагогики; удовлетворение запросов семьи, профессионального педагогического сообщества и студенчества в систематическом знании православной педагогической традиции, ее месте и роли в современном социуме. Исследования лаборатории педагогики православия призваны расширить современные педагогические представления о содержании духовно-нравственного образования, как неотъемлемого компонента общего и профессионального образования, и раскрыть потенциал отечественной православной традиции воспитания.

Среди основных направлений деятельности лаборатории особо следует выделить: подготовку молодых ученых к проведению диссертационных исследований по проблемам духовно-нравственного воспитания и православной педагогики в практике современного отечественного образования.
Все исследования лаборатории педагогики православия осуществляются в рамках комплексно-целевой программы УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций». Создан общественный Совет лаборатории, в который вошли ученые различных ВУЗов Екатеринбурга УрГУ, УГТУ-УПИ, РГППУ, УГГУ и УрО РАО. Понимая всю объемность стоящих задач, нельзя рассчитывать на быстрое решение поставленных проблем и локальный характер действий. Поэтому необходимо всемерное объединение усилий, как научных работников, так и педагогов-практиков в решении поставленных задач.



Старый стиль 7Июль четверг Новый стиль) 20Июль Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Фомы, иже в Малеи (X). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI). Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, кн. Московской (1407). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Мч. Евангела (ок. 284-305). Мц. Кириакии (IV). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Обретение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). Сщмч. Павла пресвитера (1918). Влахернской иконы Божией Матери. Евангельские ЧтенияУтр. - Мф., 16 зач., VI, 1-13 . Лит. - 1 Кор., 138 зач., VII, 24-35. Мф., 61 зач., XV, 12-21, и за пятницу: 1 Кор., 139 зач., VII, 35 - VIII, 7. Мф., 63 зач., XV, 29-31. Прп. Евфросинии: Гал., 208 зач., III, 23-29. Мф., 104 зач., XXV, 1-13 .* Чтения прп. Евфросинии Московской на утрене читаются, если ей совершается полиелейная служба. * * Чтения прп. Евфросинии Московской на литургии читаются, если ей совершается полиелейная или славословная служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 7, 24-35; Мф. 15, 12-21). "Из сердца исходят злые помыслы". В сердце же откуда? Корень их в живущем в нас грехе, а разветвление их, размножение и определенный вид в каждом от его собственного произволения. Как же быть? Сначала отсеки все, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто в дереве оборвал листья, обсек ветви и сучья, и ствол отрубил почти до корня. Затем, не позволяй выходить новым отросткам, самый корень и засохнет: то есть не позволяй из сердца исходить злым мыслям, а исходящие отражай и отгоняй, и живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет. В этом существо заповеди: "трезвитесь и бодрствуйте. Внимайте себе. Препояшьте чресла помышлений ваших". При внимании, надо держать рассуждение. Из сердца исходит не одно худое, но и доброе; не всякое, однако, доброе внушаемое сердцем исполнять должно. Что истинно должно исполнять, это определит рассуждение. Рассуждение - садовничий нож, одни ветви отсекает, а другие прививает.(1 Кор. 7, 35-8, 7; Мф. 15, 29-31). Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует; в порядке же духовном - оно первое. Оно замечает худое и предает его внутреннему суду; оно же составляет стражу внутренней палаты, в которой обсуждают что и как надлежит сделать, а потом оберегает и исполнителей решения. Не удивительно потому, что духовная жизнь во всем своем объеме именуется жизнью трезвенною, и в писаниях отеческих больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании: это одно и то же. Как дорого, потому, навыкнуть вниманию! Первоначальный труд у начавших заботиться о душе на это обычно и направляется. И дело их начинает походить немного на дело с тех только пор, как начнет собираться внимание в себя; обыкновенно оно все вне, а не внутрь. С этого же момента и внутренняя жизнь зачинается и вместе с вниманием зреет и крепнет. Что это значит? Значит то, чтобы встать умом в сердце перед Господом и перед лицем Его сознательно все обсуждать и предпринимать. Дело это, очевидно, сложное. Оно спеется вместе с молитвою и сколько укрепляется ею, столько и ее укрепляет. Молитвы Тропарь преподобных Фомы и Акакияглас 1Светила богосиянная миру/ и иноков одушевленный зари,/ Фома чудесы, Акакий же послушанием,/ возсиясте светло;/ сих, яко имущих дерзновение к Богу,/ молитвами во бранех пособствовати молим,/ да просят от Христа Бога даровати прощение согрешений/ чтущим их святую память. Тропарь преподобных Фомы и Акакияглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Кондак преподобного Акакияглас 2Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас. Кондак преподобного Фомыглас 4Велию победу мужески показал еси,/ отонудуже Божественною любовию разгоревся,/ царя тленнаго и вся красная преобидел еси,/ на горе Малейстей вселение совершив,/ от неяже в Небесная/ возшел еси к Царю царей, Фомо,// моли непрестанно о всех нас. Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинииглас 8По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим. Ин тропарь преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московскойглас 5От юности предызбранная Богом угоднице,/ оставльши светлый чертог княжеский,/ уклонилася еси во обитель, тобою созданную,/ и, пучину житейскаго моря преплывши,/ ныне со Ангелы песнословиши Христа Бога./ Емуже непрестанно молися, преподобная,/ яко да сохраняет выну обитель, тобою созданную,/ и дарует нам мир и велию милость. Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинииглас 2Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя. Тропарь мученицы Кириакииглас 3Одолением чудесным/ победила еси вражия силы до конца,/ Недело преславная,/ идоложрения бо тьму/ далече Креста честнаго светлостию прогнала еси./ Мученице всехвальная,/ Христу Богу молися/ даровати нам велию милость. Службы7 июля: Преподобных Фомы Малейского и Акакия , упоминаемого в Лествице. 29 ноября: Святого мученика Парамона. Святого мученика Филумена. Преподобного Акакия Синайского Сайты приходов: Вяземская епархия:Храм Влахернской иконы Божией Матери "Одигитрия" дер. Тёмкино Костромская епархия:
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07667 c.