Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Святой праведный воин Феодор Ушаков.

Шилов В. М.

...О нет, он не умер.
В отваге героев дух Ушакова
И ныне живёт.
Имя его по морям, океанам
Крейсер Российский гордо несёт.
 
Народное предание гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя не может, поскольку это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьёт воду, любуется её красотой.

Профессия воина, защитника всегда была почётной на Руси. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за своё национальное существование.

Мы вправе гордиться ратной доблестью русского народа нашего Отечества. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства

Но наипаче был дорог народу тот, кто послужил Отечеству не только воинской доблестью, но и явил собою пример непоколебимой Православной веры, истинного патриотизма, мудрости и милосердия. Таковых сынов России память народная окружила особенной любовью, а Господь через Святую Свою Церковь прославлял их. Такими, например, стали для нас святые благоверные великие князья Александр Невский и Димитрий Донской.

«Впервые за долгое время Церковь прославляет в лике благоверных воинов подвижника, жившего в сравнительно недавнем прошлом. И впервые среди имен угодников Божиих появляется имя великого флотоводца», - отметил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в своем приветствии участникам торжества, посвященного причислению Феодора Ушакова к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии (день прославления - 23/5 августа).

Святой праведный воин Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 г. в с. Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции. Родители будущего флотоводца - Феодор и Параскева - принадлежали к небогатому, но древнему дворянскому роду и были людьми глубоко верующими и благочестивыми. Рождение Феодора пришлось между днями памяти двух чтимых Православной Церковью святых воинов-великомучеников - Феодора Стратилата и Феодора Тирона (соответственно 8 и 17 февраля). Великим молитвенником за Феодора был также его тезоименитый дядя - преподобный Феодор Санаксарский, который после военной службы принял монашество и подвизался в Санаксарском монастыре. Благочестие родителей и пример монашествующего дяди стали фундаментом нравственного воспитания Феодора. Наравне с кротостью в нем достаточно рано обнаружилась такая черта характера, как бесстрашие перед лицом опасности. Это качество проявлялось, в частности, во время участия отрока в устраиваемых старостой его села охотах на медведя.

Грамоте Феодор Ушаков обучался в школе для дворянских детей, которая находилась при расположенном неподалеку мужском Богоявленском Островском монастыре, а в шестнадцать лет был зачислен по собственному желанию в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Через пять лет он окончил корпус одним из лучших и, получив чин мичмана, был направлен на флот Балтийского моря, а в 1769 г. переведен в Азовскую флотилию и принял участие в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

В основе действий Ушакова лежала подлинно христианская забота о каждом вверенном его руководству человеке. Он был сторонником суворовских принципов воспитания подчиненных, противником муштры и увлечений парадами, следовал принципу: обучать тому, что нужно на войне, воспитывал в матросах патриотизм, чувство товарищества и взаимной выручки.

Великий русский флотоводец адмирал Ф.Ф. Ушаков - национальная гордость нашего народа. Он не проиграл ни одного сражения. Его стратегия и тактика были подчинены единой цели - уничтожению сил противника, что придавало флотоводческому искусству Ф.Ф.Ушакова ярко выраженный наступательный характер.

Адмирал Феодор Ушаков (звание присвоено в 1799 г.) награжден: орденом св. Владимира IV степени (1784 г.) - за успешную деятельность по борьбе с чумой в Херсоне с присвоением воинского звания капитана первого ранга, орденом св.Владимира III (1788 г.) - за отличное руководство авангардом эскадры в сражении у острова Фидониси, орденом св. Владимира II степени (1790 г.) - за победу в Керченском проливе, орденом св. Георгия II степени (1790 г.) - за одержанную победу у Тендры, орденом св. Александра Невского (1791 г.) - за одержанную победу у мыса Калиакрия, бриллиантовыми знаками к ордену Александра Невского (1798 г ) - за взятие о.Корфу. За освобождение Ионических островов и взятие о.Корфу награждён турецким султаном бриллиантовым пером (челенгом) на шляпу.

Рассуждение о причинах побед Ф.Ушакова было бы бессмысленным без упоминания о крепкой вере праведника в помощь Божию, о проистекающей из этой веры неустрашимости, о ниспосланном от Господа военном таланте и об основанном на глубоком взаимном уважении четком взаимодействии с подчиненными.

В перерыве между ратными делами Ф.Ушаков много времени отдавал молитве. Сохранилось свидетельство, что в Севастополе он «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных; а произнося приговор, щадил мужа, отца семейства многочисленного; и был исполнен доброты необыкновенной».

В 1800 г. прославленный адмирал вернулся в Севастополь, а в 1802 г. - в связи с охлаждением правительства к делу укрепления Черноморского флота - вызван в Санкт-Петербург и назначен на должность главного командира Балтийского гребного флота и начальника петербургских флотских команд. Добросовестно относясь и к этой службе, Феодор Феодорович находил также время и силы для дел благотворительности. В 1807 г. адмирал вышел в отставку, имея за плечами не только победы, но и счастье знать, что за всю его флотоводческую службу он не потерял ни одного корабля и ни одного пленного. Будучи бессемейным и опекая осиротевших племянников, Феодор Ушаков отписал им в 1810 г. в своем завещании небогатые имения и поселился в деревне Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии, возле Санаксарского монастыря, где монашествовал и был похоронен дядя адмирала. Молясь в обители во все праздничные и воскресные дни, Феодор Феодорович также и «в Великий пост живал в монастыре, в келии для своего пощения и приготовления к Святым Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; так же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния».

Во время Отечественной войны 1812 года Ф.Ушаков был избран начальником внутреннего тамбовского ополчения, но из-за болезни отказался от этой должности, в то же время пожертвовав немалые средства на устройство и содержание госпиталя для раненых, формирование 1-го Тамбовского пехотного полка и помощь пострадавшим от учиненных французами в России разорений. «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе... Отечества!» - утешал адмирал скорбящих в те дни.

Преставился праведник 2 (15) октября 1817 г. и был погребен в Санаксарском монастыре подле своего сродника.

Память о великом флотоводце не раз вдохновляла на ратный подвиг новые и новые поколения моряков. Имя адмирала Ушакова носили корабли российского флота. Но после революции 1917 г. место телесного упокоения Феодора Феодоровича было потревожено: Санаксарский монастырь закрыли, часовню над могилой адмирала снесли до основания, честные его останки в 1930-е годы были осквернены безбожниками. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) воинская слава Феодора Феодоровича Ушакова была вспомянута, его имя, наряду с именами святых благоверных князей-воинов Александра Невского и Димитрия Донского, вдохновляло к подвигу защитников Родины. Были учреждены орден двух степеней и медаль его имени для военных моряков. Боевой орден адмирала Ушакова стал высшей наградой для воинов-моряков. Именем Ушакова назвали и один из крейсеров советского военно-морского флота. Имя Феодора Феодоровича носят также бухта в Анадырском заливе Берингова моря и мыс на северном побережье Охотского моря.

Ежегодно 11 сентября в Вооружённых Силах РФ отмечается - как день воинской славы - День Победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецким флотом и у мыса Тендра (1790 г).

В 1944 году, возник вопрос о месте погребения адмирала Ушакова. Была создана государственная комиссия, которая произвела раскопки на территории Санаксарского монастыря и вскрытие могилы адмирала Ушакова у стены соборного храма. Честные останки Феодора Феодоровича оказались нетленны, что было отмечено в соответствующем документе комиссии. С этого времени могила Ушакова и, как следствие, весь Санаксарский монастырь находились под присмотром государственной власти, что предотвратило разрушение чтимой праведником обители.

В 1991 г. Санаксарский монастырь возвращен Православной Церкви. С тех пор стало расти почитание адмирала-подвижника как святого. В 2000 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил почитание святого праведного воина Феодора Ушакова. Мощи угодника Божия почивают в храме Рождества Богородицы.


Литература:
Житие святого праведного воина-адмирала Феодора Ушакова. Собрал иеромонах Константин (Новгородцев) // Мир Православия. № 11 (80), ноябрь 2004. www.baltwillinfo.ru




Старый стиль 7Сентябрь среда Новый стиль) 20Сентябрь Седмица 16-я по Пятидесятнице. Глас 6. День постный. Пища с растительным маслом. Совершается служба на шестьПредпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Созонта (ок. 304). Совершается служба со славословиемСвт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860). Апп. от 70-ти Евода (66). и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (II). Прп. Луки (после 975). Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби (1380). Прп. Серапиона Спасоелезаровского, Псковского (1480). Сщмчч. Петра и Михаила пресвитеров (1918). Сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана пресвитера и прмчч. Евгения, Николая и Пахомия (1937). Сщмч. Григория, Василия пресвитеров, прмч. Льва (1937). Евангельские ЧтенияГал., 214 зач., VI, 2-10. Мк., 29 зач., VII, 14-24, и за четверг (под зачало): Еф., 216 зач., I, 1-9. Мк., 30 зач., VII, 24-30. Мч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Гал. 6, 2-10; Мк. 7, 14-24). "Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство". Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид в каком они исходят - помышление злое. Первое семя зла впадает на мысль сделать то и то. Отчего и как впадает? Часть этих впадений можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от самодвижного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: "а вот что надо сделать". Тут то же происходит, что, например, при голоде: почувствовавший голод, чувствует позыв на пищу; с позывом вспадает на мысль и самая пища; отсюда - достать то или это и съесть. Третья, может быть, более объемистая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассевает вокруг себя воздействие на соприкосновенные лица. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где удобоприемлемость там внедряется искра, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не другим чем либо, можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся помышления злые, среди занятий решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает разности в том, как поступать с помышлениями злыми. Закон один: пришло злое помышление - отбрось и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение и средства явятся. . . вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям - трезвение и бодрствование с молитвою.(Еф. 1, 1-9; Мк. 7, 24-30). Что подвигло сирофиникиянку придти к Господу и быть столь неотступною в прошении? Сложившийся образ убеждений; убеждена была, что Спаситель силен исцелить дочь ее и пришла к Нему; убеждена была, что Он не оставит без удовлетворения прошения ее, и не переставала просить. Убеждения - итог всей жизни, воспитания, ходячих мыслей, впечатлений от окружающего, от встречаемых учений и разнообразных случаев и занятий в жизни. Под действием всего этого работает мысль и доходит до известных убеждений. При этом надо иметь во внимании, что всюду есть и отовсюду теснится в душу человека истина Божия. Истина лежит в сердце человека; истина Божия отпечатлена на всех тварях; есть истина Божия в обычаях и нравах человека; есть она и в учениях больше или меньше. Но всюду же есть и ложь. Кто от истины, тот собирает истину и полон убеждений истинных, спасительных. А кто не от истины, тот собирает ложь и полон убеждений ложных, заблуждений пагубных. От человека ли быть от истины и не от истины - всякий разбери сам, а между тем суд Божий всех ожидает. . . Молитвы Тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 8Днесь светло красуется славнейший великий Новград,/ имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне,/ яко солнечныя лучи испущающия,/ и подающия исцеления, притекающим с верою к тебе./ Молися Христу Богу, избавити град сей невредим от варварскаго пленения,/ и междоусобныя брани, и огненнаго запаления,/ святителю Богомудре и чудоносче,/ небесный человече, и земный ангеле:/ да сошедшеся любовию в память твою,/ светло празднуем, в песнех и пениих радующеся,/ и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений,/ и великому Новуграду заступление и утверждение. Ин тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 4Господи Боже наш,/ творяй присно с нами по Твоему смотрению,/ не отстави милости Твоея от нас,/ но молитвами святителя Твоего Иоанна/ в мире устрой живот наш. Кондак святителя Иоанна, архиепископа Новгородскогоглас 4Возвеселися явленно Честная Церковь Христова,/ в память днесь приснословущаго святителя Иоанна,/ от великаго Новаграда возсиявшаго:/ и всю страну удивившаго преславными чудодеянии,/ и всеми добродетельми украсившагося./ И по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно,/ источающее велия чудеса./ Темже зовем ему:/ о всеблаженне!/ Моли Христа Бога непрестанно о всех нас. Тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша. Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Божественным желанием весь сам себе от юнаго возраста Господеви возложив,/ явился еси светильник светлый граду твоему,/ поучая всех истинней вере и житию богоугодному,/ священно-мучениче Макарие, Овручская похвало./ Сего ради, яко агнец непорочный, гонимый от распрелюбивых врагов,/ возшел еси во обитель Каневскую,/ идеже, яко пастырь добрый, душу твою положил еси за овцы твоя./ И ныне ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих/ мы, грешнии, со умилением притекающе,/ дар исцеления приемлем, многострадальне:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всем, чтущим тя, всякое исполнявши требование,/ моляся Христу Богу спастися душам нашим. Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 8Ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих,/ преподобномучениче Макарие,/ мы, грешнии, притекающе, дар исцеления приемлем:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всех, чтущих тя, всякое исполнявши требование,/ молящеся Христу Богу спастися душам нашим. Кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневскогоглас 4Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Мака
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07375 c.