Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

21.01.2019 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 1 (194) Январь 2019 г.

15.12.2018 | Межконфессиональный диалог и единение российской нации

11.12.2018 | Газета православных трезвенников "ТРЕЗВЕНИЕ" № 8 (193) Ноябрь-декабрь 2018 г. АБСОЛЮТНАЯ ТРЕЗВОСТЬ БОГОУГОДНА

08.12.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

03.12.2018 | Семинар в Полевском

26.11.2018 | Сертификат модератора

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Святой праведный воин Феодор Ушаков.

Шилов В. М.

...О нет, он не умер.
В отваге героев дух Ушакова
И ныне живёт.
Имя его по морям, океанам
Крейсер Российский гордо несёт.
 
Народное предание гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя не может, поскольку это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьёт воду, любуется её красотой.

Профессия воина, защитника всегда была почётной на Руси. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за своё национальное существование.

Мы вправе гордиться ратной доблестью русского народа нашего Отечества. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства

Но наипаче был дорог народу тот, кто послужил Отечеству не только воинской доблестью, но и явил собою пример непоколебимой Православной веры, истинного патриотизма, мудрости и милосердия. Таковых сынов России память народная окружила особенной любовью, а Господь через Святую Свою Церковь прославлял их. Такими, например, стали для нас святые благоверные великие князья Александр Невский и Димитрий Донской.

«Впервые за долгое время Церковь прославляет в лике благоверных воинов подвижника, жившего в сравнительно недавнем прошлом. И впервые среди имен угодников Божиих появляется имя великого флотоводца», - отметил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в своем приветствии участникам торжества, посвященного причислению Феодора Ушакова к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии (день прославления - 23/5 августа).

Святой праведный воин Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 г. в с. Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции. Родители будущего флотоводца - Феодор и Параскева - принадлежали к небогатому, но древнему дворянскому роду и были людьми глубоко верующими и благочестивыми. Рождение Феодора пришлось между днями памяти двух чтимых Православной Церковью святых воинов-великомучеников - Феодора Стратилата и Феодора Тирона (соответственно 8 и 17 февраля). Великим молитвенником за Феодора был также его тезоименитый дядя - преподобный Феодор Санаксарский, который после военной службы принял монашество и подвизался в Санаксарском монастыре. Благочестие родителей и пример монашествующего дяди стали фундаментом нравственного воспитания Феодора. Наравне с кротостью в нем достаточно рано обнаружилась такая черта характера, как бесстрашие перед лицом опасности. Это качество проявлялось, в частности, во время участия отрока в устраиваемых старостой его села охотах на медведя.

Грамоте Феодор Ушаков обучался в школе для дворянских детей, которая находилась при расположенном неподалеку мужском Богоявленском Островском монастыре, а в шестнадцать лет был зачислен по собственному желанию в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Через пять лет он окончил корпус одним из лучших и, получив чин мичмана, был направлен на флот Балтийского моря, а в 1769 г. переведен в Азовскую флотилию и принял участие в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

В основе действий Ушакова лежала подлинно христианская забота о каждом вверенном его руководству человеке. Он был сторонником суворовских принципов воспитания подчиненных, противником муштры и увлечений парадами, следовал принципу: обучать тому, что нужно на войне, воспитывал в матросах патриотизм, чувство товарищества и взаимной выручки.

Великий русский флотоводец адмирал Ф.Ф. Ушаков - национальная гордость нашего народа. Он не проиграл ни одного сражения. Его стратегия и тактика были подчинены единой цели - уничтожению сил противника, что придавало флотоводческому искусству Ф.Ф.Ушакова ярко выраженный наступательный характер.

Адмирал Феодор Ушаков (звание присвоено в 1799 г.) награжден: орденом св. Владимира IV степени (1784 г.) - за успешную деятельность по борьбе с чумой в Херсоне с присвоением воинского звания капитана первого ранга, орденом св.Владимира III (1788 г.) - за отличное руководство авангардом эскадры в сражении у острова Фидониси, орденом св. Владимира II степени (1790 г.) - за победу в Керченском проливе, орденом св. Георгия II степени (1790 г.) - за одержанную победу у Тендры, орденом св. Александра Невского (1791 г.) - за одержанную победу у мыса Калиакрия, бриллиантовыми знаками к ордену Александра Невского (1798 г ) - за взятие о.Корфу. За освобождение Ионических островов и взятие о.Корфу награждён турецким султаном бриллиантовым пером (челенгом) на шляпу.

Рассуждение о причинах побед Ф.Ушакова было бы бессмысленным без упоминания о крепкой вере праведника в помощь Божию, о проистекающей из этой веры неустрашимости, о ниспосланном от Господа военном таланте и об основанном на глубоком взаимном уважении четком взаимодействии с подчиненными.

В перерыве между ратными делами Ф.Ушаков много времени отдавал молитве. Сохранилось свидетельство, что в Севастополе он «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных; а произнося приговор, щадил мужа, отца семейства многочисленного; и был исполнен доброты необыкновенной».

В 1800 г. прославленный адмирал вернулся в Севастополь, а в 1802 г. - в связи с охлаждением правительства к делу укрепления Черноморского флота - вызван в Санкт-Петербург и назначен на должность главного командира Балтийского гребного флота и начальника петербургских флотских команд. Добросовестно относясь и к этой службе, Феодор Феодорович находил также время и силы для дел благотворительности. В 1807 г. адмирал вышел в отставку, имея за плечами не только победы, но и счастье знать, что за всю его флотоводческую службу он не потерял ни одного корабля и ни одного пленного. Будучи бессемейным и опекая осиротевших племянников, Феодор Ушаков отписал им в 1810 г. в своем завещании небогатые имения и поселился в деревне Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии, возле Санаксарского монастыря, где монашествовал и был похоронен дядя адмирала. Молясь в обители во все праздничные и воскресные дни, Феодор Феодорович также и «в Великий пост живал в монастыре, в келии для своего пощения и приготовления к Святым Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; так же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния».

Во время Отечественной войны 1812 года Ф.Ушаков был избран начальником внутреннего тамбовского ополчения, но из-за болезни отказался от этой должности, в то же время пожертвовав немалые средства на устройство и содержание госпиталя для раненых, формирование 1-го Тамбовского пехотного полка и помощь пострадавшим от учиненных французами в России разорений. «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе... Отечества!» - утешал адмирал скорбящих в те дни.

Преставился праведник 2 (15) октября 1817 г. и был погребен в Санаксарском монастыре подле своего сродника.

Память о великом флотоводце не раз вдохновляла на ратный подвиг новые и новые поколения моряков. Имя адмирала Ушакова носили корабли российского флота. Но после революции 1917 г. место телесного упокоения Феодора Феодоровича было потревожено: Санаксарский монастырь закрыли, часовню над могилой адмирала снесли до основания, честные его останки в 1930-е годы были осквернены безбожниками. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) воинская слава Феодора Феодоровича Ушакова была вспомянута, его имя, наряду с именами святых благоверных князей-воинов Александра Невского и Димитрия Донского, вдохновляло к подвигу защитников Родины. Были учреждены орден двух степеней и медаль его имени для военных моряков. Боевой орден адмирала Ушакова стал высшей наградой для воинов-моряков. Именем Ушакова назвали и один из крейсеров советского военно-морского флота. Имя Феодора Феодоровича носят также бухта в Анадырском заливе Берингова моря и мыс на северном побережье Охотского моря.

Ежегодно 11 сентября в Вооружённых Силах РФ отмечается - как день воинской славы - День Победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецким флотом и у мыса Тендра (1790 г).

В 1944 году, возник вопрос о месте погребения адмирала Ушакова. Была создана государственная комиссия, которая произвела раскопки на территории Санаксарского монастыря и вскрытие могилы адмирала Ушакова у стены соборного храма. Честные останки Феодора Феодоровича оказались нетленны, что было отмечено в соответствующем документе комиссии. С этого времени могила Ушакова и, как следствие, весь Санаксарский монастырь находились под присмотром государственной власти, что предотвратило разрушение чтимой праведником обители.

В 1991 г. Санаксарский монастырь возвращен Православной Церкви. С тех пор стало расти почитание адмирала-подвижника как святого. В 2000 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил почитание святого праведного воина Феодора Ушакова. Мощи угодника Божия почивают в храме Рождества Богородицы.


Литература:
Житие святого праведного воина-адмирала Феодора Ушакова. Собрал иеромонах Константин (Новгородцев) // Мир Православия. № 11 (80), ноябрь 2004. www.baltwillinfo.ru




Старый стиль 10Январь понедельник Новый стиль) 23Январь Седмица 32-я по Пятидесятнице. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Григория, еп. Нисского (395). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Маркиана пресвитера (V). Совершается служба на шестьПрп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Совершается служба с полиелеемСвт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9 . Лит. - Иак., 53 зач., II, 14-26. Мк., 48 зач., X, 46-52. Свт. Феофана: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16. Свт. Григория: 1 Кор., 151 зач., XII, 7-11. Мф., 34 зач. (от полу́), X, 1-8 . * Чтения свт. Феофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. * * Чтения свт. Григория читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52). "Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют. Молитвы Тропарь святителя Григория и преподобного Дометианаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Кондак святителя Григорияглас 1Оком душевным бодрствуя, святителю,/ бодр пастырь явился еси миру,/ и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим/ вся отгнал еси злославныя, яко волки,/ невредно соблюд стадо,// Григорие всемудре. Ин кондак святителя Григорияглас 2Церкве Божественный иерарх/ и премудрости честный тайноглагольник, / Ниссийский бодрый ум, Григорий,/ со Ангелы ликовствуя/ и наслаждался Божественным светом,/ молится непрестанно о всех нас. Тропарь преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 1Божественною любовию от юности распалаемь, Павле преподобне, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси / и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, / со зверьми жити весь Христу. / Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, / даром чудес и по преставлении обогати тя. / Темже вопием ти: / моли непрестанно о всех нас, / честную память твою присно в песнех почитающих. Кондак преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 8Все твое умное желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. / Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю. Тропарь святителя Феофанаглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителя Феофанаглас 4Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас. Службы10 января: Святителя Григория, епископа Нисского. Преподобного Дометиана, епископа Мелитинского. Преподобного Маркиана, пресвитера и эконома Великой церкви. Преподобного Павла Обнорского, вологодского чудотворца 10 января: Святителя Феофана, затворника Вышенского Сайты приходов:Кафедральный собор Николая Чудотворца г. Чистополь (Чистопольская епархия) Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь с. Юношеское (Вологодская епархия) Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь с. Макарий-на-Письме (Костромская епархия) Храм Петра и Павла в Новинках г. Вологда (Вологодская епархия) Благовещенский епархиальный женский монастырь с. Ожога (Липецкая епархия) Храм Феофана Затворника г. Новоаннинский (Урюпинская и Новоаннинская епархия) Храм Феофана Затворника г. Красноармейск (Балашовская епархия) Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба (Переславская епархия) Статьи на Православие.Ru Церковь в конце IV векаПротоиерей Владислав ЦыпинВ ответ на требование императора передать храм арианам святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пожалуйста, не воображай, государь, что ты имеешь какое-нибудь императорское право и над божественными предметами… Императору принадлежат дворцы, церкви – священнику… Что может быть почетнее для императора, как не то, что его называют сыном Церкви? Император в Церкви, а не выше Церкви». О «противоречиях Библии» и нехристианском образованииБыл ли законодатель Моисей законопреступником? Каков иносказательный смысл истории о невозвращенных ценностях? И противоречит ли он смыслу буквальному? Памяти в Бозе почившего епископа Феофана ЗатворникаВ наш буйный век духовного растленья / Воочию он миру показал, / Что в людях не погибли высшие стремленья, / И не померк в их сердце идеал. Два святителя – как три святителяДиакон Павел СержантовНаши предпочтения… Ну, как без них обойтись? Они относятся и к бытовой стороне жизни, и к самой возвышенной стороне – религиозной. За последние годы приходится все чаще слышать, что святитель Игнатий Брянчанинов для православных предпочтительнее святителя Феофана Затворника. В степени предпочтения есть варианты. Наиболее радикальный: святителя Феофана вообще игнорируют, а святителя Игнатия объявляют «необходимым и достаточным» выразителем для всей святоотеческой традиции. Более умеренные варианты святителю Игнатию дают статус учителя, а святителю Феофану – ученика.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04250 c.