Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Почему дети лгут?

Валинурова Н. Г.

Очень часто на психологической консультации родители задают вопрос: «Почему ребенок лжет? Не вырастет ли он лжецом? Что делать, чтобы отучить ребенка лгать?» Когда лжет ребенок, взрослых это пугает, а когда лжет взрослый - ложь воспринимается как норма: не обманешь - не проживешь.

Почему такое разное отношение? Может, родители интуитивно, сердцем чувствуют, что ложь заставляет страдать человека, и хотят оградить своих детей от страдания? А взрослые от лжи разве не страдают? Страдают, но не справляясь с этой проблемой - рассудок (не разум) оправдывает себя (новая ложь) - все лгут и я тоже.

Ложь - серьезная проблема в жизни любой семьи, любого человека. Разберемся, что такое ложь, какие мотивы толкают ребенка пойти на обман, и каковы последствия лжи для ребенка?

В словаре С.И. Ожегова «ложь - намеренное искажение истины, неправда, обман». В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского «ложь - это феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей... Ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях».[1] Преподобный Иоанн Лествичник утверждает, что «ложь есть истребление любви»[2], и выделяет следующие мотивы лжи: «Один лжет ради увеселения, другой - ради сластолюбия, иной чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый - для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло»[3].

Преподобный Авва Дорофей указывает три формы лжи: один лжет мыслью, другой лжет словом, а иной лжет самой жизнью своей.

Первого рода ложь - недоверие к ближним и их намерениям, болезненно развитая подозрительность, заставляющая видеть в окружающих людях (даже в самых близких) недоброжелательное отношение к своей личности. Это, в свою очередь, приводит к злословию и осуждению и порождает вражду между людьми.

Ложь словом - это разлад между действительным душевным состоянием и его словесным выражением; лгать словом значит говорить одно, а думать другое. Скрытая цель словесной лжи в том, чтобы прикрыть свой эгоизм и мотивировать свои личные эгоистические потребности, намерения какими-нибудь высшими, нравственными целями. Ложь словом - это эгоистическое идеализирование своей личности. Например, мужчина свой разрыв с семьей объясняет необходимостью того, чтобы его жена, столкнувшись с трудностями, духовно окрепла.

Ложь жизнью - прикрытие словом не просто своей личности, своего поступка, но и самой греховной жизни.

«Жизнью лжет тот, кто, будучи блудником, притворяется воздержанным, или, будучи корыстолюбивым, говорит о милостыне и хвалит милосердие, или, будучи надменен, похваляет смиренномудрие» (Авва Дорофей). Человек живет по принципу - лишь бы шито, да крыто, становясь двойственным по природе: «иной внутри и иной снаружи».

В таком состоянии он не слышит голоса совести. И она замолкает, но, отвергнутая человеком, вдруг проявляется в непонятных ему состояниях тревоги, тоски, апатии и депрессии - человек мучается, не видя истинной причины, ища ее во внешних условиях. Он думает, что его страдания связаны с рядом живущими близкими; искренне верит, что, если бы близкий поменялся, все бы изменилось к лучшему; не подозревает, что причина находится в нем самом, а близкий только указывает ему на темные стороны его же души. Дети дошкольного возраста, ежедневно сталкиваясь с разными формами лжи, впитывая все, как губки начинают воспроизводить тот мир, в котором они живут.

По мере того, как дети становятся старше, они не только приобретают навыки более успешного обмана других, но и учатся распознавать, когда их самих обманывают, учатся обманывать самих себя: не обманешь - не проживешь.

Возрастающие способности позволяют ребенку совершенствоваться как лжецу. Он учится учитывать психологию того, кому лжет, (в том числе и свою), учится самообладанию, учится изображать те чувства, которых он не испытывает, и скрывать те, которые его могут выдать, учится оправдывать себя, «учится лгать всей жизнью» - страдает, а позднее научит лгать своих детей - возникает порочный круг. Что же делать? Как вести себя родителям, если их дети лгут?

Создать отношения в семье, основанные на доверии - это главное, что могут родители, желающие видеть своих детей честными. Но легко сказка сказывается, да нелегко дело делается! Доверительные отношения не возникают в результате нравоучения, а зарождаются с самого начала общения родителей и ребенка. А для этого родители должны изменить свое сознание, осознать свою лживость, несмотря на то, что очень больно признаться себе в этом. Наше эго найдет много доводов успокоить себя, убедить в обратном, оправдать.

Когда человек начинает осознавать, что он сам является причиной лживости ребенка, он понимает, что исправлять прежде всего надо себя, и что бороться нужно с самим собой, со своими страстями. Преодолевая определенные стереотипы мышления, самосовершенствуясь, осознавая свое духовное бессилие, человек встает на путь покаяния, трезвой оценки себя. Только, осознав свои грехи и раскаявшись (измененное сознание, в переводе с греческого "метанойя", - это покаяние), по словам Святителя Иоанна Златоуста, человек приходит к смирению, к сердечному сокрушению, к милосердию, прощению обид и любви.


--------------------------------------------------------------------------------

[1] Психология. Словарь / Под ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.

[2] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. М., 2006. С. 133.

[3] Там же. С. 135.



Старый стиль 15Июнь воскресенье Новый стиль) 28Июнь Неделя 4-я по Пятидесятнице. Глас 3. Петров пост. Разрешается рыба. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Амоса (VIII до Р.Х.). Совершается служба с полиелеемСвт. Ионы, митр. Московского, всея России чудотворца (1461). Мчч. Вита, Модеста и Крискентии питательницы (ок. 303). Мч. Дулы Киликийского (ок. 305-313). Иеронима Блаженного,Стридонского (419-420). Августина Блаженного, еп. Иппонийского (430). Перенесение мощей прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (ок. IX). Мч. Лазаря, блгв. кн. Сербского (1389). Свт. Ефрема II, патриарха Сербского (после 1399). Обретение мощей прмчч. Григория и Кассиана Авнежских (1524). Прп. Дулы страстотерпца, Египетского (V). Собор преподобных отцев Псково-Печерских. Сщмч. Амоса пресвитера (1919). Евангельские Чтениятр. - Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1-12. Лит. - Рим., 93 зач., VI, 18-23. Мф., 25 зач., VIII, 5-13. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Ин., 36 зач., X, 9-16 . * Чтения свт. Ионы читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Рим. 6, 18-23; Мф. 8, 5-13). Какова вера сотника! Удивила Самого Господа. Сущность ее в том, что он исповедал Господа Богом всяческих, всемощным владыкою и повелителем всего сущего; потому-то и просил: только скажи слово и исцелеет отрок мой. Верую, что все Тебе подвластно и все слушается мановения Твоего. Такой же веры и от всех требовал Господь; такая же требуется и от нас. В ком есть такая вера, тот ни в чем не имеет недостатка и что ни попросит, все получает. Так обетовал Сам Господь. О, когда бы и нам попасть хоть на след такой веры! Но и она есть дар, и дара этого тоже надо просить и просить с верою. Будем же просить ее, по крайней мере с чувством нужды в ней, просить постоянно, притрудно, помогая в то же время раскрытию ее в нас соответственными размышлениями, а более всего покорностью заповедям Божиим. Молитвы Кондак пророка Амосаглас 4Очистив духом, пророче,/ твое светозарное сердце, славный Амосе,/ пророчествия дар свыше прием,/ возопил еси велегласно во странах:// се Бог наш, и не приложится ин к Нему. Тропарь преподобных Григория и Кассиана Авнежскихглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш. Ин тропарь преподобных Григория и Кассиана Авнежскихглас 8Православия наставницы,/ благочестия и чистоты учителие,/ Церкви Вологодстей богодарованное украшение,/ преподобнии отцы наши Григорие и Кассиане,/ молите Милостиваго Бога,/ да вашим предстательством подаст благодать и мир стране нашей/ и душам нашим спасение. Кондак преподобных Григория и Кассиана Авнежскихглас 4Иже плотская мудрования Духови повинувше/ и вся, яже на земли, презревше,/ Христу, Единому Богу, прилепившеся, святии,/ и Того ради в пустыню вселишася,/ источаете ныне исцеления/ с верою притекающим к мощем вашим,/ полезная нам просите от Бога/ молитвами вашими богоприятными,/ Григорие и Кассиане преподобнии. Тропарь святителя Ефрема, патриарха Сербскогоглас 8Патриархов великое удобрение,/ святителем красото, монахом правило,/ пустынником славу, милости подателя, разсуждения светильника,/ сошедшеся, вернии, восхвалим,/ кротости учителя, Божественнаго рачителя,/ премудраго архипастыря, великаго святителя и отца,/ Ефрема, Патриарха Сербскаго,/ звезду, темныя люди просвещающую/ и вся верныя озаряющую./ Темже, притекающе к раце мощей его,/ любовию целуем я и вопием:/ святе святый, непрестай молити Христа Бога/ спастися душам нашим. Кондак святителя Ефрема, патриарха Сербскогоглас 8Яко благочестия учителя прекраснаго/ и архиереом первопрестольника премудраго,/ иночествующим наставника и привило,/ церковная чада, сошедшеся, почтим память его песньми, глаголюще:/ радуйся, отче, деяний и видений уме совершенный. Тропарь преподобного Иеронима Стридонскогоглас 3Велика имеет тя предстателя, Богомудре,/ православных собрание,/ якоже убо преподобных еси собеседник/ и Божественныя премудрости сопричастник,/ тако, пречудне Иерономе,/ Христу Богу молося/ даровати нам велию милость. Кондак преподобного Иеронима Стридонскогоглас 8В преподобных преподобнейшаго и в блаженных блаженнейшаго учителя,/ песнь
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.10573 c.