Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Почему дети лгут?

Валинурова Н. Г.

Очень часто на психологической консультации родители задают вопрос: «Почему ребенок лжет? Не вырастет ли он лжецом? Что делать, чтобы отучить ребенка лгать?» Когда лжет ребенок, взрослых это пугает, а когда лжет взрослый - ложь воспринимается как норма: не обманешь - не проживешь.

Почему такое разное отношение? Может, родители интуитивно, сердцем чувствуют, что ложь заставляет страдать человека, и хотят оградить своих детей от страдания? А взрослые от лжи разве не страдают? Страдают, но не справляясь с этой проблемой - рассудок (не разум) оправдывает себя (новая ложь) - все лгут и я тоже.

Ложь - серьезная проблема в жизни любой семьи, любого человека. Разберемся, что такое ложь, какие мотивы толкают ребенка пойти на обман, и каковы последствия лжи для ребенка?

В словаре С.И. Ожегова «ложь - намеренное искажение истины, неправда, обман». В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского «ложь - это феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей... Ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях».[1] Преподобный Иоанн Лествичник утверждает, что «ложь есть истребление любви»[2], и выделяет следующие мотивы лжи: «Один лжет ради увеселения, другой - ради сластолюбия, иной чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый - для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло»[3].

Преподобный Авва Дорофей указывает три формы лжи: один лжет мыслью, другой лжет словом, а иной лжет самой жизнью своей.

Первого рода ложь - недоверие к ближним и их намерениям, болезненно развитая подозрительность, заставляющая видеть в окружающих людях (даже в самых близких) недоброжелательное отношение к своей личности. Это, в свою очередь, приводит к злословию и осуждению и порождает вражду между людьми.

Ложь словом - это разлад между действительным душевным состоянием и его словесным выражением; лгать словом значит говорить одно, а думать другое. Скрытая цель словесной лжи в том, чтобы прикрыть свой эгоизм и мотивировать свои личные эгоистические потребности, намерения какими-нибудь высшими, нравственными целями. Ложь словом - это эгоистическое идеализирование своей личности. Например, мужчина свой разрыв с семьей объясняет необходимостью того, чтобы его жена, столкнувшись с трудностями, духовно окрепла.

Ложь жизнью - прикрытие словом не просто своей личности, своего поступка, но и самой греховной жизни.

«Жизнью лжет тот, кто, будучи блудником, притворяется воздержанным, или, будучи корыстолюбивым, говорит о милостыне и хвалит милосердие, или, будучи надменен, похваляет смиренномудрие» (Авва Дорофей). Человек живет по принципу - лишь бы шито, да крыто, становясь двойственным по природе: «иной внутри и иной снаружи».

В таком состоянии он не слышит голоса совести. И она замолкает, но, отвергнутая человеком, вдруг проявляется в непонятных ему состояниях тревоги, тоски, апатии и депрессии - человек мучается, не видя истинной причины, ища ее во внешних условиях. Он думает, что его страдания связаны с рядом живущими близкими; искренне верит, что, если бы близкий поменялся, все бы изменилось к лучшему; не подозревает, что причина находится в нем самом, а близкий только указывает ему на темные стороны его же души. Дети дошкольного возраста, ежедневно сталкиваясь с разными формами лжи, впитывая все, как губки начинают воспроизводить тот мир, в котором они живут.

По мере того, как дети становятся старше, они не только приобретают навыки более успешного обмана других, но и учатся распознавать, когда их самих обманывают, учатся обманывать самих себя: не обманешь - не проживешь.

Возрастающие способности позволяют ребенку совершенствоваться как лжецу. Он учится учитывать психологию того, кому лжет, (в том числе и свою), учится самообладанию, учится изображать те чувства, которых он не испытывает, и скрывать те, которые его могут выдать, учится оправдывать себя, «учится лгать всей жизнью» - страдает, а позднее научит лгать своих детей - возникает порочный круг. Что же делать? Как вести себя родителям, если их дети лгут?

Создать отношения в семье, основанные на доверии - это главное, что могут родители, желающие видеть своих детей честными. Но легко сказка сказывается, да нелегко дело делается! Доверительные отношения не возникают в результате нравоучения, а зарождаются с самого начала общения родителей и ребенка. А для этого родители должны изменить свое сознание, осознать свою лживость, несмотря на то, что очень больно признаться себе в этом. Наше эго найдет много доводов успокоить себя, убедить в обратном, оправдать.

Когда человек начинает осознавать, что он сам является причиной лживости ребенка, он понимает, что исправлять прежде всего надо себя, и что бороться нужно с самим собой, со своими страстями. Преодолевая определенные стереотипы мышления, самосовершенствуясь, осознавая свое духовное бессилие, человек встает на путь покаяния, трезвой оценки себя. Только, осознав свои грехи и раскаявшись (измененное сознание, в переводе с греческого "метанойя", - это покаяние), по словам Святителя Иоанна Златоуста, человек приходит к смирению, к сердечному сокрушению, к милосердию, прощению обид и любви.


--------------------------------------------------------------------------------

[1] Психология. Словарь / Под ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.

[2] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. М., 2006. С. 133.

[3] Там же. С. 135.



Старый стиль 2Декабрь пятница Новый стиль) 15Декабрь Седмица 28-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Аввакума (VII-VI до Р.Х.). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176) и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367). Сщмч. Матфея пресвитера (1921). Сщмч. Димитрия пресвитера и прп. Веры исповедницы (1932). Сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского (1937). Сщмчч. Иоанна, Константина, Николая, Сергия, Владимира, Иоанна, Феодора, Николая, Николая, Павла, Сергия пресвитеров, прмч. Данакта, Космы прмцц. Маргариты, Февронии, Тамары, Антонины и Марии, мц. Матроны (1937). Прмц. Марии (1938). Мч. Бориса (1942). Евангельские ЧтенияТит., 301 зач., I, 15 - II, 10. Лк., 101 зач., XX, 19-26. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Тит. 1, 15-2, 10; Лк. 20, 19-26). "Кесарево - кесарю, а Божие - Богу"; всякому, значит, свое. В наше время вместо "кесарево" поставить надо "житейское", и сказать: житейское своим чередом, а Божеское - своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, - в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие - не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию? Молитвы Тропарь пророка Аввакумаглас 2Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша. Кондак пророка Аввакумаглас 8Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме богоглаголиве,/ и на Божественней стражи предстоянием/ слышания от светоносна Ангела/ Христово Воскресение возвестил еси миру,/ сего ради весело зовем ти:// радуйся, пророков светлая доброто. Тропарь преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 3Блаженство плачущих получити желая,/ день и нощь непрестанно плакал еси,/ имея во уме час Судный,/ тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/ преподобне Афанасие./ Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/ яко да плача безконечнаго избывше,/ тамо приимем вечное утешение. Кондак преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 5Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плакался еси горько.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06103 c.