Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

27.02.2017 | Научно-образовательный семинар-практикум «От экологии природы к экологии человека: опыт народной педагогики»

21.02.2017 | В Екатеринбурге, в Уральском Государственном Горном Университете прошел научно-практический семинар «Методология предупреждения нехимических зависимостей»

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Почему дети лгут?

Валинурова Н. Г.

Очень часто на психологической консультации родители задают вопрос: «Почему ребенок лжет? Не вырастет ли он лжецом? Что делать, чтобы отучить ребенка лгать?» Когда лжет ребенок, взрослых это пугает, а когда лжет взрослый - ложь воспринимается как норма: не обманешь - не проживешь.

Почему такое разное отношение? Может, родители интуитивно, сердцем чувствуют, что ложь заставляет страдать человека, и хотят оградить своих детей от страдания? А взрослые от лжи разве не страдают? Страдают, но не справляясь с этой проблемой - рассудок (не разум) оправдывает себя (новая ложь) - все лгут и я тоже.

Ложь - серьезная проблема в жизни любой семьи, любого человека. Разберемся, что такое ложь, какие мотивы толкают ребенка пойти на обман, и каковы последствия лжи для ребенка?

В словаре С.И. Ожегова «ложь - намеренное искажение истины, неправда, обман». В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского «ложь - это феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей... Ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях».[1] Преподобный Иоанн Лествичник утверждает, что «ложь есть истребление любви»[2], и выделяет следующие мотивы лжи: «Один лжет ради увеселения, другой - ради сластолюбия, иной чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый - для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло»[3].

Преподобный Авва Дорофей указывает три формы лжи: один лжет мыслью, другой лжет словом, а иной лжет самой жизнью своей.

Первого рода ложь - недоверие к ближним и их намерениям, болезненно развитая подозрительность, заставляющая видеть в окружающих людях (даже в самых близких) недоброжелательное отношение к своей личности. Это, в свою очередь, приводит к злословию и осуждению и порождает вражду между людьми.

Ложь словом - это разлад между действительным душевным состоянием и его словесным выражением; лгать словом значит говорить одно, а думать другое. Скрытая цель словесной лжи в том, чтобы прикрыть свой эгоизм и мотивировать свои личные эгоистические потребности, намерения какими-нибудь высшими, нравственными целями. Ложь словом - это эгоистическое идеализирование своей личности. Например, мужчина свой разрыв с семьей объясняет необходимостью того, чтобы его жена, столкнувшись с трудностями, духовно окрепла.

Ложь жизнью - прикрытие словом не просто своей личности, своего поступка, но и самой греховной жизни.

«Жизнью лжет тот, кто, будучи блудником, притворяется воздержанным, или, будучи корыстолюбивым, говорит о милостыне и хвалит милосердие, или, будучи надменен, похваляет смиренномудрие» (Авва Дорофей). Человек живет по принципу - лишь бы шито, да крыто, становясь двойственным по природе: «иной внутри и иной снаружи».

В таком состоянии он не слышит голоса совести. И она замолкает, но, отвергнутая человеком, вдруг проявляется в непонятных ему состояниях тревоги, тоски, апатии и депрессии - человек мучается, не видя истинной причины, ища ее во внешних условиях. Он думает, что его страдания связаны с рядом живущими близкими; искренне верит, что, если бы близкий поменялся, все бы изменилось к лучшему; не подозревает, что причина находится в нем самом, а близкий только указывает ему на темные стороны его же души. Дети дошкольного возраста, ежедневно сталкиваясь с разными формами лжи, впитывая все, как губки начинают воспроизводить тот мир, в котором они живут.

По мере того, как дети становятся старше, они не только приобретают навыки более успешного обмана других, но и учатся распознавать, когда их самих обманывают, учатся обманывать самих себя: не обманешь - не проживешь.

Возрастающие способности позволяют ребенку совершенствоваться как лжецу. Он учится учитывать психологию того, кому лжет, (в том числе и свою), учится самообладанию, учится изображать те чувства, которых он не испытывает, и скрывать те, которые его могут выдать, учится оправдывать себя, «учится лгать всей жизнью» - страдает, а позднее научит лгать своих детей - возникает порочный круг. Что же делать? Как вести себя родителям, если их дети лгут?

Создать отношения в семье, основанные на доверии - это главное, что могут родители, желающие видеть своих детей честными. Но легко сказка сказывается, да нелегко дело делается! Доверительные отношения не возникают в результате нравоучения, а зарождаются с самого начала общения родителей и ребенка. А для этого родители должны изменить свое сознание, осознать свою лживость, несмотря на то, что очень больно признаться себе в этом. Наше эго найдет много доводов успокоить себя, убедить в обратном, оправдать.

Когда человек начинает осознавать, что он сам является причиной лживости ребенка, он понимает, что исправлять прежде всего надо себя, и что бороться нужно с самим собой, со своими страстями. Преодолевая определенные стереотипы мышления, самосовершенствуясь, осознавая свое духовное бессилие, человек встает на путь покаяния, трезвой оценки себя. Только, осознав свои грехи и раскаявшись (измененное сознание, в переводе с греческого "метанойя", - это покаяние), по словам Святителя Иоанна Златоуста, человек приходит к смирению, к сердечному сокрушению, к милосердию, прощению обид и любви.


--------------------------------------------------------------------------------

[1] Психология. Словарь / Под ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.

[2] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. М., 2006. С. 133.

[3] Там же. С. 135.



Старый стиль 12Май понедельник Новый стиль) 25Май Седмица 7-я по Пасхе. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Епифания, еп. Кипрского (403). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Германа, патриарха Константинопольского (740). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V) и прочих свтт. Кипрских. Свт. Полувия, еп. Ринокирского (V). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Рум.). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Сщмч. Петра, пресвитера (1937). Мц. Евдокии (после 1937). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9. Лит. - Деян., 45 зач., XXI, 8-14. Ин., 49 зач., XIV, 27 - XV, 7. Сщмч.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Ин., 36 зач., X, 9-16. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Дея. 21, 8-14; Ин. 14, 27-15, 7). Господь Иисус Христос - лоза, дерево виноградное; христиане - ветви и отростки. Мы прицепляемся к Нему верою, плод же приносим жизнью по вере. Отец Небесный - вертоградарь , который смотрит за этим деревом. Какая ветвь не приносит плода, то есть кто верует, а не живет по вере, - ту Он отсекает: а какая приносит плод, ту очищает, то есть кто не только верует, но усердствует и жить по вере, тому Бог всячески помогает богатиться добрыми делами, которые плоды веры. По этому закону Божия действия на нас, всякий и устраивай свою жизнь, твердо помня, что без Господа ничего сделать нельзя. К Нему прибегай со всякой нуждою. Имя же Его пресвятое и пресладкое да вращается неотступно в уме, сердце и на языке твоем. Молитвы Тропарь святителей Епифания и Германаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш. Кондак святителей Епифания и Германаглас 4Священноначальник чудную двоицу восхвалим, вернии, по долгу,/ с Германом Божественнаго Епифания:/ сии бо попалиша безбожных языки,/ догматы премудрейшия возложше всем,/ православно поющим присно благочестия великое таинство. Тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 3Земная, прельщающая очеса миролюбцев,/ возненавидел еси, отче Богоносне Дионисие,/ за уметы та вменив,/ шествуя путем скорбным,/ и в терпении добр воин Христов явился еси,/ победив страсти мира,/ был еси до кончины непоколебимый благочестия поборник./ Темже мы днесь, совершая священную память твою,/ духовными тя песньми ублажаем и смиренно молим,/ да, предстоя Престолу Господа Бога,/ ходатайствуеши о спасении душ наших. Ин тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 4Благости научився от Вышняго благодати,/ измлада подвизався благою совестию,/ Дионисие преподобне,/ терпения столп был еси/ и слова Божия проповедник,/ благочестия догматы утвердив и суеумных мудрование упразднив,/ темже и пострадал еси за истину, радуяся,/ образ страдальцем собою показав,/ но, яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ не престай моляся о нас,/ любовию чтущих святую память твою. Кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 6Свет Трисиянный, вселивыйся в душу твою,/ сосуд избран показа тя,/ вещающа Божественная людем,/ исповедник Божия Слова явился еси,/ и прилагающих Божеству вещественный огнь/ явственно обличил еси,/ и злославных смыслы, яко паучинное прядение, растерзал еси,/ благочестия столп и забрало твердое мирови показался еси/ и сего ради от Вселенскаго Патриарха дивне похвален был еси./ Мы же благодарными гласы, веселящеся, вопием ти:/ радуйся, отче наш, Дионисие преподобне. Ин кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 4Правило веры, столп благочестия/ был еси, Богоносне Дионисие,/ явив в себе образ и пример/ преуспеяния добродетели и подвигов:/ сею Евангельскою мрежею/ многих уловил еси подражателей,/ подай блестящею на Небеси славою своею/ ревность к содействованию на пользу правоверных./ Темже мы, ныне воспевающе сия, молим тя,/ да ходатайствуеши о стране нашей/ и о всем Церкви исполнении. Тропарь священномученика Ермогенаглас 4Приспе день светлаго торжества,/ град Москва радуется,/ и с ним Русь Православная ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в явлении честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Ермогена,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене. Кондак священномученика Ермогенаглас 6Темницею и гладом изнуряем,/ даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:// радуйся, заступниче Российския земли. Службы12 мая: Святителя Епифания, епископа Кипрского. Святителя Германа, патриарха Константинопольского 5 октября: Святой мученицы Харитины. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских, и всей России чудотворцев 17 февраля: Святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси 12 сентября: Праведного Симеона Верхотурского, чудотворца Сайты приходов:Храм Святителей Московских г. Абакан (Абаканская епархия) Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург (Санкт-Петербургская епархия)
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.10449 c.