Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

27.02.2017 | Научно-образовательный семинар-практикум «От экологии природы к экологии человека: опыт народной педагогики»

21.02.2017 | В Екатеринбурге, в Уральском Государственном Горном Университете прошел научно-практический семинар «Методология предупреждения нехимических зависимостей»

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Преподобный Андрей Рублев: мир взаимопроникновения святости и творчества.

Тамарова Ю. С.

Имя преп. Андрея Рублева стало олицетворением древнерусского искусства. Чудным иконописцем, сподобленным благодати, назвал его писатель XV века Иосиф Волоцкий. Культурно-исторический образ Андрея Рублева предстает выразителем «духа времени». Свет, который ему открылся, который он познал в своей аскезе, он доносит в своих иконах. Его биография и житие, святость и ее проявление в творчестве и в отношении к миру, представления о человеке и их выражение в искусстве, слиянность монаха и художника дают нам почувствовать всю глубину его понимания человеческой души и русского характера.

Знакомство с житием Андрея Рублева позволяет постичь основы его иконописи-живописи. В догмате об иконопочитании есть важное откровение: культура и искусство являются проводниками веры. О вере можно не только говорить и проповедовать; ее можно выражать искусством. В этом - искупление культуры. Но не всякая культура может отображать веру. Согласно Иоанну Мейендорфу, исторически существующее христианское искусство являлось колоссально успешным выражением веры. Иконы Рублева - лучшие апологеты Православия. Флоренский писал, что если есть Троица Рублева, то есть Бог.

Рублев - выразитель народного идеала, народного миросозерцания. Он не просто его выражает, он его формирует. «Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних. И этот неизъяснимый мир струится широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублева» (Флоренский).

Задача художника - отображать и оценивать действительность. Путь монаха - внутреннее, духовное самоуглубление. Поражает контраст крайне жестокой исторической эпохи и умиротворенно-гармоничных образов, созданных Рублевым.

В обстоятельствах крайних, безысходных (набеги, междоусобицы, пожары, эпидемии и т.д.) художник предстает наделенным внутренней свободой и верой в братство людей, в возможность их единения в чистоте и добре. При этом свобода и вера оказываются не только личным его достоянием, но всеобщим обретением. Эти идеалы, выраженные преподобным, были выстраданы народом. Сама Русь предстает как святыня в его иконах и фресках! По словам исследователей, в Рублеве проявляется творящая духовная энергия такой мощи, что жестокий и мрачный мир истории претворяется в его иконах в красоту, излучающую свет и гармонию. Андрей Рублев показал, что искусство может передавать присутствие и действие Божественного Провидения в мире через его связь с внутренним опытом человека.

Русь Святая не в том смысле, что она по жизни высока, а потому, что ее идеал - быть святой (Бердяев). Поэтому ей нужно дорожить заветами предков, хранить свои жизненные основы, держаться святой православной веры, ибо потерять все это - значит, потерять и свой идеал - святость (епископ Арсений).

В иконах Андрея Рублева нам открывается смысл святости, особый духовный мир. Иконописцы творили с молитвой и видели в своем искусстве службу Богу. Художественное творчество как высшая форма деятельности только в исключительно редких случаях достигало той полноты и совершенства, к которым оно подспудно всегда стремилось. Но высочайшие достижения искусства всегда были связаны с очищением души, именуемым в православии Преображением.

Андрей Рублев благодаря своей чистой и целомудренной жизни, сложившемуся за годы монашества мироотношению - радостному, прощающему, миро- и богоутверждающему - находит для нас, зрителей, Бога в самой окружающей нас жизни, там, где до него видели только источник великого страха перед Господом (Феофан). Иконы Рублева становятся выражением всей русской жизни, содержательным, насыщенным рассказом о ней, обо всех ее характерных особенностях, о породившей их причине - русской духовности.

Чтобы раскрыть значение русских духовных ценностей, нужно изучить внимательно русскую традицию, то, что насыщает культурную атмосферу жизни русского народа, саму его жизнь. Святые нередко предстают в ореоле недоступности, отстраненности от жизни, а здесь мы сначала видим художника, а затем приходим к тому, что он был одновременно и святым - так создается дополнительная возможность для того, чтобы ощутить близость, доступность и насущность образа святости для каждого человека.

В жизни святых ярче всего выражается национальный дух. Русский святой - сын особого народа, имеющего свой особенный исторический путь, определенный его происхождением, культурой и землей, на которой он живет (И. Кологривов).

Рублев выразил важнейшие черты русского характера: духовный максимализм, жажду преображения и преобразования мира ради возможности быть причастником всеобщего спасения, просветленность, идею всепрощения. Русское благочестие, русская духовность и сегодня черпает из этого источника - идеалов святости, и святой она остается не в силу морального совершенства, а потому, что идеал святости составляет для нее высшую ценность.

Обращение к творчеству и духовной биографии прп. Андрея Рублева помогает понять и сущность самой святости. Святой - тот, кто исполнил предназначение человека. То, что прп. Андрей Рублев сделал это высочайшим образом, никто не может оспорить. Святой обладает духовными дарами. Оценить величие и чудо Рублева можно только тогда, когда почувствуешь, что ему было дано, даровано изобразить и Русь, обесчещенную и изнуренную столетиями татаро-монгольского ига и междоусобиц, и сокровенную беседу трех кротких ангелов - ипостасей единого Божества. Мог ли человек, не достигший святости, создать творение изумительной духовной высоты, могла ли она ему открыться и через него - зрителям?

Как иконописец-святой Рублев стал выразителем Чуда - чуда каждого конкретно-исторического или вечного события, описанного им в его фресках и иконах (Сретение, Преображение), чуда явления Божества в самом мире, чуда, которому имя - Россия, святая Русь.

В несовершенном, но жаждущем совершенства мире отечественной культуры так нужны исконные образцы - образы русской православной святости. Обращение к ним - это возможность всестороннего и глубокого осмысления древнерусского искусства эпохи XIV-XV веков как источника и основы современной русской культуры. Необходимо и сегодня, в эпоху вновь набирающих силу гуманистических тенденций, обратиться к опыту национальной православной культуры, к ее воззрениям на человека и на русское общество.

Уникальность иконописи прп. Андрея Рублева как явления в русской культуре состоит в том, что редко мы сталкиваемся с тем, что непосредственно являлось бы продолжением святого, говорило от его имени, раскрывало для нас его душу. В истории и русского искусства, и русской церкви это практически беспрецедентный пример, когда мы можем опереться на художественное воплощение идей святого, стать причастниками духовного сияния, им постигаемого.



Старый стиль 12Май понедельник Новый стиль) 25Май Седмица 7-я по Пасхе. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Епифания, еп. Кипрского (403). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Германа, патриарха Константинопольского (740). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V) и прочих свтт. Кипрских. Свт. Полувия, еп. Ринокирского (V). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Рум.). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Сщмч. Петра, пресвитера (1937). Мц. Евдокии (после 1937). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9. Лит. - Деян., 45 зач., XXI, 8-14. Ин., 49 зач., XIV, 27 - XV, 7. Сщмч.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Ин., 36 зач., X, 9-16. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Дея. 21, 8-14; Ин. 14, 27-15, 7). Господь Иисус Христос - лоза, дерево виноградное; христиане - ветви и отростки. Мы прицепляемся к Нему верою, плод же приносим жизнью по вере. Отец Небесный - вертоградарь , который смотрит за этим деревом. Какая ветвь не приносит плода, то есть кто верует, а не живет по вере, - ту Он отсекает: а какая приносит плод, ту очищает, то есть кто не только верует, но усердствует и жить по вере, тому Бог всячески помогает богатиться добрыми делами, которые плоды веры. По этому закону Божия действия на нас, всякий и устраивай свою жизнь, твердо помня, что без Господа ничего сделать нельзя. К Нему прибегай со всякой нуждою. Имя же Его пресвятое и пресладкое да вращается неотступно в уме, сердце и на языке твоем. Молитвы Тропарь святителей Епифания и Германаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш. Кондак святителей Епифания и Германаглас 4Священноначальник чудную двоицу восхвалим, вернии, по долгу,/ с Германом Божественнаго Епифания:/ сии бо попалиша безбожных языки,/ догматы премудрейшия возложше всем,/ православно поющим присно благочестия великое таинство. Тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 3Земная, прельщающая очеса миролюбцев,/ возненавидел еси, отче Богоносне Дионисие,/ за уметы та вменив,/ шествуя путем скорбным,/ и в терпении добр воин Христов явился еси,/ победив страсти мира,/ был еси до кончины непоколебимый благочестия поборник./ Темже мы днесь, совершая священную память твою,/ духовными тя песньми ублажаем и смиренно молим,/ да, предстоя Престолу Господа Бога,/ ходатайствуеши о спасении душ наших. Ин тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 4Благости научився от Вышняго благодати,/ измлада подвизався благою совестию,/ Дионисие преподобне,/ терпения столп был еси/ и слова Божия проповедник,/ благочестия догматы утвердив и суеумных мудрование упразднив,/ темже и пострадал еси за истину, радуяся,/ образ страдальцем собою показав,/ но, яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ не престай моляся о нас,/ любовию чтущих святую память твою. Кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 6Свет Трисиянный, вселивыйся в душу твою,/ сосуд избран показа тя,/ вещающа Божественная людем,/ исповедник Божия Слова явился еси,/ и прилагающих Божеству вещественный огнь/ явственно обличил еси,/ и злославных смыслы, яко паучинное прядение, растерзал еси,/ благочестия столп и забрало твердое мирови показался еси/ и сего ради от Вселенскаго Патриарха дивне похвален был еси./ Мы же благодарными гласы, веселящеся, вопием ти:/ радуйся, отче наш, Дионисие преподобне. Ин кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 4Правило веры, столп благочестия/ был еси, Богоносне Дионисие,/ явив в себе образ и пример/ преуспеяния добродетели и подвигов:/ сею Евангельскою мрежею/ многих уловил еси подражателей,/ подай блестящею на Небеси славою своею/ ревность к содействованию на пользу правоверных./ Темже мы, ныне воспевающе сия, молим тя,/ да ходатайствуеши о стране нашей/ и о всем Церкви исполнении. Тропарь священномученика Ермогенаглас 4Приспе день светлаго торжества,/ град Москва радуется,/ и с ним Русь Православная ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в явлении честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Ермогена,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене. Кондак священномученика Ермогенаглас 6Темницею и гладом изнуряем,/ даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:// радуйся, заступниче Российския земли. Службы12 мая: Святителя Епифания, епископа Кипрского. Святителя Германа, патриарха Константинопольского 5 октября: Святой мученицы Харитины. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских, и всей России чудотворцев 17 февраля: Святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси 12 сентября: Праведного Симеона Верхотурского, чудотворца Сайты приходов:Храм Святителей Московских г. Абакан (Абаканская епархия) Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург (Санкт-Петербургская епархия)
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.17735 c.