Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

01.03.2019 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 2 (195) Февраль 2019 г.

26.02.2019 | Обет трезвости 17 02 2019

29.01.2019 | Обучающий семинар. «Подготовка социальных работников по организации трезвенного просвещения и помощи страждущим на приходе» I ступень (26-28 февраля 2019 г.)

29.01.2019 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

21.01.2019 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 1 (194) Январь 2019 г.

15.12.2018 | Межконфессиональный диалог и единение российской нации

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Преподобный Андрей Рублев: мир взаимопроникновения святости и творчества.

Тамарова Ю. С.

Имя преп. Андрея Рублева стало олицетворением древнерусского искусства. Чудным иконописцем, сподобленным благодати, назвал его писатель XV века Иосиф Волоцкий. Культурно-исторический образ Андрея Рублева предстает выразителем «духа времени». Свет, который ему открылся, который он познал в своей аскезе, он доносит в своих иконах. Его биография и житие, святость и ее проявление в творчестве и в отношении к миру, представления о человеке и их выражение в искусстве, слиянность монаха и художника дают нам почувствовать всю глубину его понимания человеческой души и русского характера.

Знакомство с житием Андрея Рублева позволяет постичь основы его иконописи-живописи. В догмате об иконопочитании есть важное откровение: культура и искусство являются проводниками веры. О вере можно не только говорить и проповедовать; ее можно выражать искусством. В этом - искупление культуры. Но не всякая культура может отображать веру. Согласно Иоанну Мейендорфу, исторически существующее христианское искусство являлось колоссально успешным выражением веры. Иконы Рублева - лучшие апологеты Православия. Флоренский писал, что если есть Троица Рублева, то есть Бог.

Рублев - выразитель народного идеала, народного миросозерцания. Он не просто его выражает, он его формирует. «Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних. И этот неизъяснимый мир струится широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублева» (Флоренский).

Задача художника - отображать и оценивать действительность. Путь монаха - внутреннее, духовное самоуглубление. Поражает контраст крайне жестокой исторической эпохи и умиротворенно-гармоничных образов, созданных Рублевым.

В обстоятельствах крайних, безысходных (набеги, междоусобицы, пожары, эпидемии и т.д.) художник предстает наделенным внутренней свободой и верой в братство людей, в возможность их единения в чистоте и добре. При этом свобода и вера оказываются не только личным его достоянием, но всеобщим обретением. Эти идеалы, выраженные преподобным, были выстраданы народом. Сама Русь предстает как святыня в его иконах и фресках! По словам исследователей, в Рублеве проявляется творящая духовная энергия такой мощи, что жестокий и мрачный мир истории претворяется в его иконах в красоту, излучающую свет и гармонию. Андрей Рублев показал, что искусство может передавать присутствие и действие Божественного Провидения в мире через его связь с внутренним опытом человека.

Русь Святая не в том смысле, что она по жизни высока, а потому, что ее идеал - быть святой (Бердяев). Поэтому ей нужно дорожить заветами предков, хранить свои жизненные основы, держаться святой православной веры, ибо потерять все это - значит, потерять и свой идеал - святость (епископ Арсений).

В иконах Андрея Рублева нам открывается смысл святости, особый духовный мир. Иконописцы творили с молитвой и видели в своем искусстве службу Богу. Художественное творчество как высшая форма деятельности только в исключительно редких случаях достигало той полноты и совершенства, к которым оно подспудно всегда стремилось. Но высочайшие достижения искусства всегда были связаны с очищением души, именуемым в православии Преображением.

Андрей Рублев благодаря своей чистой и целомудренной жизни, сложившемуся за годы монашества мироотношению - радостному, прощающему, миро- и богоутверждающему - находит для нас, зрителей, Бога в самой окружающей нас жизни, там, где до него видели только источник великого страха перед Господом (Феофан). Иконы Рублева становятся выражением всей русской жизни, содержательным, насыщенным рассказом о ней, обо всех ее характерных особенностях, о породившей их причине - русской духовности.

Чтобы раскрыть значение русских духовных ценностей, нужно изучить внимательно русскую традицию, то, что насыщает культурную атмосферу жизни русского народа, саму его жизнь. Святые нередко предстают в ореоле недоступности, отстраненности от жизни, а здесь мы сначала видим художника, а затем приходим к тому, что он был одновременно и святым - так создается дополнительная возможность для того, чтобы ощутить близость, доступность и насущность образа святости для каждого человека.

В жизни святых ярче всего выражается национальный дух. Русский святой - сын особого народа, имеющего свой особенный исторический путь, определенный его происхождением, культурой и землей, на которой он живет (И. Кологривов).

Рублев выразил важнейшие черты русского характера: духовный максимализм, жажду преображения и преобразования мира ради возможности быть причастником всеобщего спасения, просветленность, идею всепрощения. Русское благочестие, русская духовность и сегодня черпает из этого источника - идеалов святости, и святой она остается не в силу морального совершенства, а потому, что идеал святости составляет для нее высшую ценность.

Обращение к творчеству и духовной биографии прп. Андрея Рублева помогает понять и сущность самой святости. Святой - тот, кто исполнил предназначение человека. То, что прп. Андрей Рублев сделал это высочайшим образом, никто не может оспорить. Святой обладает духовными дарами. Оценить величие и чудо Рублева можно только тогда, когда почувствуешь, что ему было дано, даровано изобразить и Русь, обесчещенную и изнуренную столетиями татаро-монгольского ига и междоусобиц, и сокровенную беседу трех кротких ангелов - ипостасей единого Божества. Мог ли человек, не достигший святости, создать творение изумительной духовной высоты, могла ли она ему открыться и через него - зрителям?

Как иконописец-святой Рублев стал выразителем Чуда - чуда каждого конкретно-исторического или вечного события, описанного им в его фресках и иконах (Сретение, Преображение), чуда явления Божества в самом мире, чуда, которому имя - Россия, святая Русь.

В несовершенном, но жаждущем совершенства мире отечественной культуры так нужны исконные образцы - образы русской православной святости. Обращение к ним - это возможность всестороннего и глубокого осмысления древнерусского искусства эпохи XIV-XV веков как источника и основы современной русской культуры. Необходимо и сегодня, в эпоху вновь набирающих силу гуманистических тенденций, обратиться к опыту национальной православной культуры, к ее воззрениям на человека и на русское общество.

Уникальность иконописи прп. Андрея Рублева как явления в русской культуре состоит в том, что редко мы сталкиваемся с тем, что непосредственно являлось бы продолжением святого, говорило от его имени, раскрывало для нас его душу. В истории и русского искусства, и русской церкви это практически беспрецедентный пример, когда мы можем опереться на художественное воплощение идей святого, стать причастниками духовного сияния, им постигаемого.



Старый стиль 7Март понедельник Новый стиль) 20Март Седмица 4-я Великого поста. Глас 6. Великий пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвященномучеников, в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (IV). Прп. Павла Препростого (IV). Свт. Павла исп., еп. Прусиадского (IX). Прп. Емилиана Италийского (VI). Сщмч. Николая пресвитера (1930). Прмч. Нила, прмцц. Матроны, Марии, Евдокии, Екатерины, Антонины, Надежды, Ксении и Анны (1938). Иконы Божией Матери "Споручница грешных", в Корце (Ровенск. обл.) (1622) в Одрине (Орловск. обл.) (1843) и в Москве (1848). Евангельские ЧтенияНа 6-м часе: Ис. XIV, 24-32. На веч.: Быт. VIII, 21 - IX, 7. Притч. XI, 19 - XII, 6. Мчч.: Ис. XLIII, 9-14. Прем. III, 1-9. Прем. V, 15 - VI, 3. На 1-м часе совершается поклонение Кресту. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский "Души праведных в руке Божией" (Прем. 3, 1). А грешников души в чьей руке? Спаситель говорил апостолам, что сатана домогается сеять их, как пшеницу, то есть домогается сбить их с правого пути, взять в свои руки и делать с ними, что захочет. Потому все уклоняющиеся от Господа - в руках сатаны, и он сеет их и бросает, куда хочет. От того у грешников голова постоянно и кружится, что враг, мотая ими туда и сюда, не дает им опомниться; даже как скоро заметит, что кто-нибудь начинает одумываться, еще сильнее начинает трясти его, чтобы опять помутилась голова и мысли рассеялись.Апостол Павел говорит, что израильтяне, перешедше море, крестились в нем (1 Кор. 10, 2). Такое крещение служило для них разделением между Египтом и ими. Петр же апостол прибавляет: "Так и нас ныне подобное сему образу крещение. . . спасает. . . " (1 Пет. З, 21). И наше крещение нас спасает и служит разделительною стеною между темною сатанинскою областью греха и мира и светлостью жизни о Христе. Крещенный отрезывает себя от всех надежд и опор земных и живет в веке сем, как бы в пустыне, ни с чем не связанный. Сердца его нет на земле, оно все в оном веке. Все здешнее касается его мимоходом, так что имущей жену бывает, как не имущий, покупающий, как ничего не содержащий, вообще требующий мира, как не требующий (1 Кор. 7, 30). Молитвы Кондак священномучеников в Херсонесе епископствовавшихглас 2Светоносный день наста/ пастырей, епископствовавших светло в Херсоне,/ ихже воспеваем праздник,/ пострадавших за Христовы овцы./ Священномученицы, молите Пастыреначальника Христа/ и нас причести деснаго овец стояния,/ да вопием вам:/ радуйтеся, священнии отцы,/ за Христа кровь свою излиявшии. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешныхглас 4Умолкает ныне всякое уныние/ и страх отчаяния исчезает,/ грешницы в скорбех сердца обретают утешения/ и небесною любовию озаряются светло./ Днесь бо Мати Божия простирает к нам спасающую руку/ и от Пречистаго образа Своего вещает, глаголя:/ Аз Споручница грешных к Моему Сыну,/ Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну./ Темже людие, обремененнии грехми и скорбьми многими,/ припадите к подножию Ея иконы со слезами, вопиюще:/ Заступнице мира, грешных Споручнице!/ Умоли Матерними Твоими молитвами Избавителя всех,/ да Божественным всепрощением покрыет грехи наша/ и светлыя двери райския отверзет нам,/ Ты бо еси предстательство и спасение рода христианскаго. Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешныхглас 3Тебе, милосердия источнику присно текущему/ и Споручнице грешных, недостойный раби Твой, Богородице,/ припадающе, скорбяще, вопием Ти:/ спасай нас от бед, Владычице,/ и матерним Твоим ходатайством испроси всем нам вечное спасение. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешныхглас 1Честное жилище бывшее/ неизреченнаго естества Божественнаго/ выше слова и паче ума/ и грешным еси Споручница,/ подававши благодать и исцеление,/ яко Мати всех Царствующаго:/ моли Сына Твоего/ получити нам милость в День судный. Службы7 марта: Священномучеников, в Херсоне епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия и прочих 7 марта: Празднование Пресвятой Богородице в честь иконы ее “Споручница грешных” Сайты приходов:Храм Иконы Божией Матери "Казанс
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06996 c.