Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Преподобный Андрей Рублев: мир взаимопроникновения святости и творчества.

Тамарова Ю. С.

Имя преп. Андрея Рублева стало олицетворением древнерусского искусства. Чудным иконописцем, сподобленным благодати, назвал его писатель XV века Иосиф Волоцкий. Культурно-исторический образ Андрея Рублева предстает выразителем «духа времени». Свет, который ему открылся, который он познал в своей аскезе, он доносит в своих иконах. Его биография и житие, святость и ее проявление в творчестве и в отношении к миру, представления о человеке и их выражение в искусстве, слиянность монаха и художника дают нам почувствовать всю глубину его понимания человеческой души и русского характера.

Знакомство с житием Андрея Рублева позволяет постичь основы его иконописи-живописи. В догмате об иконопочитании есть важное откровение: культура и искусство являются проводниками веры. О вере можно не только говорить и проповедовать; ее можно выражать искусством. В этом - искупление культуры. Но не всякая культура может отображать веру. Согласно Иоанну Мейендорфу, исторически существующее христианское искусство являлось колоссально успешным выражением веры. Иконы Рублева - лучшие апологеты Православия. Флоренский писал, что если есть Троица Рублева, то есть Бог.

Рублев - выразитель народного идеала, народного миросозерцания. Он не просто его выражает, он его формирует. «Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних. И этот неизъяснимый мир струится широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублева» (Флоренский).

Задача художника - отображать и оценивать действительность. Путь монаха - внутреннее, духовное самоуглубление. Поражает контраст крайне жестокой исторической эпохи и умиротворенно-гармоничных образов, созданных Рублевым.

В обстоятельствах крайних, безысходных (набеги, междоусобицы, пожары, эпидемии и т.д.) художник предстает наделенным внутренней свободой и верой в братство людей, в возможность их единения в чистоте и добре. При этом свобода и вера оказываются не только личным его достоянием, но всеобщим обретением. Эти идеалы, выраженные преподобным, были выстраданы народом. Сама Русь предстает как святыня в его иконах и фресках! По словам исследователей, в Рублеве проявляется творящая духовная энергия такой мощи, что жестокий и мрачный мир истории претворяется в его иконах в красоту, излучающую свет и гармонию. Андрей Рублев показал, что искусство может передавать присутствие и действие Божественного Провидения в мире через его связь с внутренним опытом человека.

Русь Святая не в том смысле, что она по жизни высока, а потому, что ее идеал - быть святой (Бердяев). Поэтому ей нужно дорожить заветами предков, хранить свои жизненные основы, держаться святой православной веры, ибо потерять все это - значит, потерять и свой идеал - святость (епископ Арсений).

В иконах Андрея Рублева нам открывается смысл святости, особый духовный мир. Иконописцы творили с молитвой и видели в своем искусстве службу Богу. Художественное творчество как высшая форма деятельности только в исключительно редких случаях достигало той полноты и совершенства, к которым оно подспудно всегда стремилось. Но высочайшие достижения искусства всегда были связаны с очищением души, именуемым в православии Преображением.

Андрей Рублев благодаря своей чистой и целомудренной жизни, сложившемуся за годы монашества мироотношению - радостному, прощающему, миро- и богоутверждающему - находит для нас, зрителей, Бога в самой окружающей нас жизни, там, где до него видели только источник великого страха перед Господом (Феофан). Иконы Рублева становятся выражением всей русской жизни, содержательным, насыщенным рассказом о ней, обо всех ее характерных особенностях, о породившей их причине - русской духовности.

Чтобы раскрыть значение русских духовных ценностей, нужно изучить внимательно русскую традицию, то, что насыщает культурную атмосферу жизни русского народа, саму его жизнь. Святые нередко предстают в ореоле недоступности, отстраненности от жизни, а здесь мы сначала видим художника, а затем приходим к тому, что он был одновременно и святым - так создается дополнительная возможность для того, чтобы ощутить близость, доступность и насущность образа святости для каждого человека.

В жизни святых ярче всего выражается национальный дух. Русский святой - сын особого народа, имеющего свой особенный исторический путь, определенный его происхождением, культурой и землей, на которой он живет (И. Кологривов).

Рублев выразил важнейшие черты русского характера: духовный максимализм, жажду преображения и преобразования мира ради возможности быть причастником всеобщего спасения, просветленность, идею всепрощения. Русское благочестие, русская духовность и сегодня черпает из этого источника - идеалов святости, и святой она остается не в силу морального совершенства, а потому, что идеал святости составляет для нее высшую ценность.

Обращение к творчеству и духовной биографии прп. Андрея Рублева помогает понять и сущность самой святости. Святой - тот, кто исполнил предназначение человека. То, что прп. Андрей Рублев сделал это высочайшим образом, никто не может оспорить. Святой обладает духовными дарами. Оценить величие и чудо Рублева можно только тогда, когда почувствуешь, что ему было дано, даровано изобразить и Русь, обесчещенную и изнуренную столетиями татаро-монгольского ига и междоусобиц, и сокровенную беседу трех кротких ангелов - ипостасей единого Божества. Мог ли человек, не достигший святости, создать творение изумительной духовной высоты, могла ли она ему открыться и через него - зрителям?

Как иконописец-святой Рублев стал выразителем Чуда - чуда каждого конкретно-исторического или вечного события, описанного им в его фресках и иконах (Сретение, Преображение), чуда явления Божества в самом мире, чуда, которому имя - Россия, святая Русь.

В несовершенном, но жаждущем совершенства мире отечественной культуры так нужны исконные образцы - образы русской православной святости. Обращение к ним - это возможность всестороннего и глубокого осмысления древнерусского искусства эпохи XIV-XV веков как источника и основы современной русской культуры. Необходимо и сегодня, в эпоху вновь набирающих силу гуманистических тенденций, обратиться к опыту национальной православной культуры, к ее воззрениям на человека и на русское общество.

Уникальность иконописи прп. Андрея Рублева как явления в русской культуре состоит в том, что редко мы сталкиваемся с тем, что непосредственно являлось бы продолжением святого, говорило от его имени, раскрывало для нас его душу. В истории и русского искусства, и русской церкви это практически беспрецедентный пример, когда мы можем опереться на художественное воплощение идей святого, стать причастниками духовного сияния, им постигаемого.



Старый стиль 5Декабрь понедельник Новый стиль) 18Декабрь Седмица 29-я по Пятидесятнице. Глас 3. Рождественский пост. Пища с растительным маслом. Совершается всенощное бдениеПрп. Саввы Освященного (532). Прпп. Кариона монаха и сына его Захарии, египтян (IV). Свт. Гурия, архиеп. Казанского (1563). Мч. Анастасия. Сщмч. Илии пресвитера (1932). Прмч. Геннадия (1941). Св. Сергия исп., пресвитера (1950). Евангельские ЧтенияУтр. - Лк., 24 зач., VI, 17-23. Лит. - Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19. Лк., 102 зач., XX, 27-44. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Евр. 3, 5-11. 17-19; Лк. 20, 27-44). Саддукеи имели возражение против воскресения, которое казалось им неразрешимым; а Господь решил его несколькими словами, и притом так ясно, что все поняли и признали саддукеев побежденными истиною слова Его (Лк. 20, 27-40). Что тогда были саддукеи, то ныне неверы всех сортов. Нагородили они себе множество мечтательных предположений, возвели их в неопровержимые истины и величаются тем, полагая, что уж против них и сказать нечего. На деле же они так пусты, что и говорить против них не стоит. Все их мудрования - карточный дом: дунь и разлетится. По частям их и опровергать нет нужды, а достаточно отнестись к ним так, как относятся к снам. Говоря против снов, не доказывают несообразности в составе или в частях сна, а говорят только: это сон, - и тем все решают. Точно такова теория образования мира из туманных пятен, с подставками своими - теорией произвольного зарождения, дарвиновского происхождения родов и видов, и с его же последним мечтанием о происхождении человека. Все, как бред сонного. Читая их, ходишь среди теней. А ученые? Да что с ними поделаешь? Их девиз: не любо не слушай, а лгать не мешай. Молитвы Тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанскогоглас 4Правило веры и образ целомудрия,/ учителя добрых дел/ и наставника спасения даде тя Господь/ новопросвещенному граду Казани,/ в немже приобрел еси новыя от язык люди/ и привел еси я Христови./ Сего ради в память твою радостно сошедшеся,/ честне празднуем святое твое успение,/ ты же, отче наш, святителю Христов Гурие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим. Ин тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанскогоглас 4От младости удалялся земнаго мудрования/ и последовав скорбным путем Законоположителю своему Христу Богу./ Темже и Он тя воздарова на земли нетлением,/ на Небесех же со угодившими Ему архиереи ликовствуеши,/ Гурие святителю,/ моли Христа Бога/ подати отечеству нашему на враги победу,/ и мир мирови,/ и душам нашим велию милость. Кондак святителя Гурияглас 4Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение. Ин кондак святителя Гурия, архиепископа Казанскогоглас 6Истине основание, и веры утверждение,/ и в поучениих преизряднаго свемы тя, благочестию споспешника,/ апостолом сопрестольника, страстотерпцем сопричастника,/ постником купноревнителя похваляем тя, Гурие святителю,/ и велия таинника Божия благодати. Тропарь преподобного Саввыглас 8Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Савво, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобного Саввыглас 8Яко от младенства Богу жертва непорочная/ принеслся еси добродетелию, Савво блаженне,/ садоделатель быв благочестия,/ темже был еси преподобных удобрение,/ гражданин же пустынный достохвален./ Темже зовем ти:// радуйся, Савво пребогате. Службы4 октября: Святого сщмч. Иерофея, епископа Афинского. Обретение честных мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского 5 декабря: Преподобного Саввы Освященного Сайты приходов: Запорожская епархия:Монастырь святого Саввы Освященного г. Мелитополь Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Святителя Гурия Казанского с. Азъял-Петъял Казанская епархия:Храм Гурия Казанского с. Ципья Храм Казанской иконы Божией Матери с. Муратово Храм Троицы Живоначальной с. Ципья Храм святителя Гурия Казанского с. Ташкирмень Храм Гурия, Германа и Варсонофия Казанских с. Столбище Корсунская епархия:Приход Саввы Освященного г. Кан Храм прп. Саввы Освященного г. Кальяри Московская епархия (городская):Подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобного Саввы Освященного в Люблино г. Москва Казанский Собор на Красной площади г. Москва Нефтекамская епархия:Храм Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских Чудотворцев г. Бирск Нижегородская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Арзамас Пермская епархия:Храм Власия, епископа Севастийского с. Шляпники Псковская епархия:Храм святых Косьмы и Дамиана с Примостья г. Псков Симферопольская епархия:Мужской монастырь в честь прп. Саввы Освященного с. Терновка (Чильтер-Мармара) Ставропигиальные монастыри РПЦ:Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Новоспасский монастырь г. Москва Тверская епархия:Храм Петра и Павла пос. Селижарово Храм Петра и Павла пос. Селижарово Тихорецкая епархия:Храм Саввы Освященного г. Кореновск Чебоксарская епархия:Храм свт Гурия, архиепископа Казанского с. Первое Степаново
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07121 c.