Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Постигая тайну духовного опыта Серафима Саровского.

Князев В. М.

В 2004 году исполнилось 250 лет со дня рождения преподобного Серафима Саровского, значение духовного опыта которого трудно переоценить для нашей жизни. Две с половиной сотни лет по меркам земной истории человечества срок небольшой. Всего три поколения людей, прожили с тех пор свой век. Наши прадеды были современниками Серафима Саровского, и возможно их жизненные пути соприкасались. Вполне вероятно, что на месте знаменитого своими беседами с преподобным Н.А. Мотовилова мог быть кто-то из них, т.е. каждый из нас в его корневом и не очень далеком прошлом. В свете этого мы имеем возможность осмыслить беседы Н.А. Мотовилова с Серафимом Саровским в контексте эмоционального, личностно-заинтересованного контакта со святым земли русской.

Однако эта возможность для многих имеет гипотетический характер, ибо за «чечевичную похлебку» произвола собственной свободы они продали «свое первородство», отказались от даров исторической памяти. Сейчас очень много людей, которые не в состоянии вспомнить не только имя своего прадеда, но и имена своих родителей забывают и не чтят их. Современный человек склонен к бунтарству независимости от всего и вся. Болезнь исторического беспамятства в виде модного увлечения произволом свободы отравила сознание людей, и они заболели болезнью Нарцисса, болезнью воинствующего индивидуализма, и превратились в аутистов, в «Иванов, не помнящих своего родства». Для духовного развития человека - это смертельно опасная болезнь. При этой болезни человек мыслит свое бытие как совершенное, безусловное, самодостаточное, независимое от законов кровного родства, императивов традиционной отечественной культуры, от долга, чести, совести. Такой человек живет, как фантастическая мультяшка, жизнь которой выдумал неведомо какой режиссер. Живет так, как будто бы его не рожала в муках его мать, не воспитывали, не учили близкие и дальние люди - его современники. Он живет так, как будто бы Бога нет, смерти нет - нет ни культурно-исторического долженствования, ни природной необходимости. Человек не понимает, что он в своей телесной и духовной жизни производен от родовой жизни человечества, от духовных смыслов культуры его народа, от благодатной воли Творца, от заповедных смыслов Слова Откровения самого Бога. Этого человек решительно не желает понимать и принимать.

Но, если человек в генезисе своего существования производен от сущего бытия, породившей его телесно и духовно жизни, то сущность его природы тождественна породившей его причине. Человек по своей природе всего лишь персонификация жизненного порыва универсального, вечного бытия Божественной жизни. Поэтому жизненный порыв человека к свободе, к совершенству, к полноте, всесторонности самореализации совпадает по результату с волей предопределения Творца, Который именно так, не иначе помыслил назначение каждого конкретного человека в этой жизни.

В мире нет ни одной вещи, которая бы не шла в своем развитии по дорогам своего собственного, индивидуально неповторимого бытия. Все, что существует, не желает быть в вечности ничем иным, кроме как самим собой, всегда более совершенным, чем все остальное, на особый, ему свойственный лад. Именно отсюда и происходит гармония универсума, ибо каждое существо заключает в себе в «сжатом» виде все остальное. Универсум впечатал в душу каждого из нас жизненный порыв к Совершенству Бога. Жизнь отдельно взятого человека по форме и способу самореализации есть индивидуация, то есть фундаментальное самоуглубление, дохождение до самой сути своей тварной природы. А по результату саморазвития - есть универсальное развитие всеобщих, данных с рождения каждому из нас способностей, т.е. актуализация образа и подобия Божьего в нас. В каждом человеке есть свет и жизнь Бога. Человек принадлежит свету. Но этот свет не освещает его, как освещает безжизненное тело, в котором лишь отражается чужое сияние: здесь загорается его суть, и он сам есть это пламя. Человек есть дух, ибо он от Духа Божьего. Человек обречен на горение в пламени духа, на бытие в свете. Огонь вселенского духа горит в его душе. Важно, чтобы чрезмерные желания тела, жизнь в миру не поглощали своей суетой сует главный духовно-жизненный порыв человека к Богу.

Человек может достичь предназначенного ему волей Бога результата. Важно, чтобы цели человеческого «хочу» были соразмерны долженствованию Божьих заповедей. Тогда человек пойдет естественным путем индивидуации, развивая свои способности до универсализации и совершенства, актуализируя в полную меру тварной ум, чистоту и бессмертие души, свободу и независимость духа, сопричастного Богу.

Нам представляется, что именно об этой диалектике Божественного и человеческого духа говорил преподобный Серафим Саровский с Н.А. Мотовиловым. Вот некоторые моменты этой беседы.

Предмет беседы: цель христианской жизни человека. Проблема цели жизни очень важна для целеустремленного существа, коим является по своей духовной природе каждый человек. Перед каждым человеком стоит эта проблема. Будучи несовершенным существом, он нуждается в совершенстве и полноте бытия и потому не может не ставить для себя цели развития. Но истина цели не дана человеку раз и навсегда, а задана ему как некий предел его человеческого «могу» на границе соприкосновения с невозможным, но жизненно необходимым человеческим «хочу». При достижении желаемой цели человек осуществляет переход границы между возможным и невозможным в его бытии посредством благодати Божьей. Что невозможно для человека, то возможно Богу. Поэтому без помощи Бога человек не достигает результативности цели. Бог благоволит к человеку двояким образом: Он, во-первых, вкладывает в его сердце беспредельное, устремленное к невозможному для человека желание Божьего совершенства. Во-вторых, Бог задает истину человеческой цели через предметность результата. Не все, что человек хочет, полезно для него, не все, о чем человек мечтает, сбудется и станет реальностью. В достижении поставленной цели, в действенности потребного для человека результата содержится истина цели. Внешне человек стремится в своем целеполагании к результативности, внутренне - мотивируется истинным желанием души, помнящей свое первородство от Духа Господнего. Прп. Серафим утверждает следующее: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Духа Святаго Божиего». [1]. Серафим, вспоминая ремесло своей семьи - труд купечества, сравнивает стяжание с приобретением.

«И как в торговом деле не в том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, больше барыша получить, - так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молится или другое какое-либо доброе дело делать...Если рассудите правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святаго» [2].

Говоря о тайне происхождения человека, Серафим исходит из того библейского факта, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. С точки зрения Серафима, Бог создал Адама из праха земного целостным существом - в единстве тела, души и духа. Но это был предчеловек, возможность человека.

Отличие человека от животного только в том, что человеку иначе, иным способом дарована благодать Духа Святого, а именно «не тем освещением и преискренним со духом человеческим и душой нашей и плотью нашей, боготворящим сопребыванием с нами благодати Духа Святого, которое даровано лишь одному венцу творения Божьего - человеку». [3] Бог дал человеку сопричастность благодати Духа Святого через особое освящение, через особый механизм связи человека с Богом. Бог «изволил сотворить венец своему творению - человеку, сердце которого предназначил Себе на веки веков жилищем Своим на земле» [4]

Сердце - сосредоточие жизни, тончайший все чувствующий нерв человеческой жизни. Вот почему, все. Что попадает в сердце человека становится тотальностью, законом его жизни. И вот почему Адам, «когда преисполнился дыханием жизни, то ощутил в сердце своем такую премудрость, что мог вполне усмотреть все, силы, способности и наклонности каждого творения на земле, и нарек им имена, всем проявлениям их природы соответствующие, и облекся в такую непреоборимую мощь, что его ни огонь не жег, ни вода не топила, ни мраз воздушный не леденил, ни пропасти земные не поглощали». [5]

Отличие человека от животного - в его сердце, которое может быть домом Божьей силы, проводником дыхания вечной жизни. Благодаря тому, что в сердце человека входит дыхание Божьей жизни, то с этим дыханием входит и премудрость Божья, наделяя его царственным умом и царственной волей, благодаря которым человек не только различает в свете этого ума каждый род вещей, но и имеет мужество давать имена им, вызывая из небытия мрака на свет многообразного Божьего мира. Человек, благодаря сердечной сопричастности дыханию Божьей жизни, мудр. Зачем ему еще знание от древа познания, если определен самим составом его тварной природы механизм его Ума - всезнание через сердце, через тонкий, универсальный анализатор жизни? Любое знание, если оно не от Бога, смертельно опасно для человека. Вот почему человек должен беречь свое сердце от богопротивного знания.

Проблема современного человека в том, что он стоит перед необходимостью распознавать: какой дух вселяется в сердце его. Ибо в мире действуют силы не только Духа-Утешителя, священно, тайно вселяющегося в сердце верующего, но и духа-соблазнителя, хитростью и лестью проникающего в сердца людей.

Решение проблемы различения, по мнению прп. Серафима, решается через знание того, что «Дух Божий вспоминает нам слова Господа нашего Иисуса Христа и едино с Ним и всегда тождественно в нас действует, радостворяя сердца наши и управляя стопы наши на путь мирен, а дух лестчий, бесовский, противно Христу мудрствует, и действия его в нас метяжны, стропотны и исполнены похотью очес и гордостью житейскою». [6] С приходом Христа был явлен Дух Святой в непобедимой силе света Божьего бытия, ибо этот свет во тьме светит и тьма не может объять его. Если человек крещен, то в сердце человека вошел, как в дом Господен дух жизни Его. И тогда силы ада не одолеют врат сердца человеческого.

Именно об этой благодати и говорит Серафим - о благодати Духа Святого, привнесенной в грешный и злобный мир самим Богом - Иисусом Христом. «Свет Христов просвещает всех, ибо Дух Святой от Бога Отца исходит и ради Сына Его Иисуса Христа в мир посылается и потому светом Христовым назван справедливо [7].

Повсюду в Священном Писании благодать Божия называется светом, ибо Бог светом проявлял Свое благое действие на людях. Итак, благодать Духа Святого есть свет. И каждый желал бы в ней пребывать, быть в этом несказанном, невечернем свете. Но как это возможно для человека простого и смертного, - спрашивает Мотовилов Серафима.

 «Это очень просто, - отвечает Серафим, - поэтому то Господь говорит: вся проста суть обретающим разум. Да и то беда, что сами-то мы не ищем этого разума Божественного, который не кичит, ибо не от мира сего есть, но, будучи преисполнен любовью к Богу и ближнему, созидает всякого человека во спасение». [8]

В каком смысле разум Писания прост? Видимо, в утверждении очевидного факта веры, живущей реальностью Божьего бытия. Бог с нами как спасительная помощь на пределе возможного для нас. Парадоксальная сила веры в том, что человеческое «могу» проистекает и живет силой сильного, не затухающего огня «хочу». Из голода, из недостижения цели, из нищеты духа человека рождается реальный ответ Спасителя. Ибо Спаситель спасает тех, кто нуждается в спасении.

Свет благодати Духа Святого просто и естественно входит в сердце человека, которое бесхитростно, смиренно по отношению к Богу.

«Бог близок всем призывающим Его во истине и назидании..., которые пожелали бы через правую во Христа Спасителя и Бога нашего веру приобрести себе жизнь вечную». [9]

Значение Серафима Саровского состоит в том, что он раскрыл нам путь и практику стяжания благодати Духа Святого. То, о чем невозможно помыслить, то можно пережить. Вопросы веры - это не только вопросы теории, но, прежде всего, вопросы практики жизни. И эти вопросы смиренный и убогий Серафим Саровский умел разрешать.

Мы потонули в словоблудии, заблудились в хитросплетениях лукавого разума, утратив «нищету духа», огонь веры, страх Божий, и потому не делаем от фантазии и грез собственного «хочу» решительного шага в практику «могу», на границу соприкосновения с чудом благодати Духа Святого, как это мыслил и делал просто и естественно Серафим Саровский.



--------------------------------------------------------------------------------

[1] Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима. М., 2005, с. 201.

[2] Там же с. 203-204.

[3] Там же с. 206.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Там же с. 207.

[7] Там же с. 208.

[8] Там же с. 210.

[9] Там же с.219.



Старый стиль 7Июль четверг Новый стиль) 20Июль Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Фомы, иже в Малеи (X). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI). Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, кн. Московской (1407). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Мч. Евангела (ок. 284-305). Мц. Кириакии (IV). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Обретение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). Сщмч. Павла пресвитера (1918). Влахернской иконы Божией Матери. Евангельские ЧтенияУтр. - Мф., 16 зач., VI, 1-13 . Лит. - 1 Кор., 138 зач., VII, 24-35. Мф., 61 зач., XV, 12-21, и за пятницу: 1 Кор., 139 зач., VII, 35 - VIII, 7. Мф., 63 зач., XV, 29-31. Прп. Евфросинии: Гал., 208 зач., III, 23-29. Мф., 104 зач., XXV, 1-13 .* Чтения прп. Евфросинии Московской на утрене читаются, если ей совершается полиелейная служба. * * Чтения прп. Евфросинии Московской на литургии читаются, если ей совершается полиелейная или славословная служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 7, 24-35; Мф. 15, 12-21). "Из сердца исходят злые помыслы". В сердце же откуда? Корень их в живущем в нас грехе, а разветвление их, размножение и определенный вид в каждом от его собственного произволения. Как же быть? Сначала отсеки все, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто в дереве оборвал листья, обсек ветви и сучья, и ствол отрубил почти до корня. Затем, не позволяй выходить новым отросткам, самый корень и засохнет: то есть не позволяй из сердца исходить злым мыслям, а исходящие отражай и отгоняй, и живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет. В этом существо заповеди: "трезвитесь и бодрствуйте. Внимайте себе. Препояшьте чресла помышлений ваших". При внимании, надо держать рассуждение. Из сердца исходит не одно худое, но и доброе; не всякое, однако, доброе внушаемое сердцем исполнять должно. Что истинно должно исполнять, это определит рассуждение. Рассуждение - садовничий нож, одни ветви отсекает, а другие прививает.(1 Кор. 7, 35-8, 7; Мф. 15, 29-31). Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует; в порядке же духовном - оно первое. Оно замечает худое и предает его внутреннему суду; оно же составляет стражу внутренней палаты, в которой обсуждают что и как надлежит сделать, а потом оберегает и исполнителей решения. Не удивительно потому, что духовная жизнь во всем своем объеме именуется жизнью трезвенною, и в писаниях отеческих больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании: это одно и то же. Как дорого, потому, навыкнуть вниманию! Первоначальный труд у начавших заботиться о душе на это обычно и направляется. И дело их начинает походить немного на дело с тех только пор, как начнет собираться внимание в себя; обыкновенно оно все вне, а не внутрь. С этого же момента и внутренняя жизнь зачинается и вместе с вниманием зреет и крепнет. Что это значит? Значит то, чтобы встать умом в сердце перед Господом и перед лицем Его сознательно все обсуждать и предпринимать. Дело это, очевидно, сложное. Оно спеется вместе с молитвою и сколько укрепляется ею, столько и ее укрепляет. Молитвы Тропарь преподобных Фомы и Акакияглас 1Светила богосиянная миру/ и иноков одушевленный зари,/ Фома чудесы, Акакий же послушанием,/ возсиясте светло;/ сих, яко имущих дерзновение к Богу,/ молитвами во бранех пособствовати молим,/ да просят от Христа Бога даровати прощение согрешений/ чтущим их святую память. Тропарь преподобных Фомы и Акакияглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Кондак преподобного Акакияглас 2Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас. Кондак преподобного Фомыглас 4Велию победу мужески показал еси,/ отонудуже Божественною любовию разгоревся,/ царя тленнаго и вся красная преобидел еси,/ на горе Малейстей вселение совершив,/ от неяже в Небесная/ возшел еси к Царю царей, Фомо,// моли непрестанно о всех нас. Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинииглас 8По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим. Ин тропарь преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московскойглас 5От юности предызбранная Богом угоднице,/ оставльши светлый чертог княжеский,/ уклонилася еси во обитель, тобою созданную,/ и, пучину житейскаго моря преплывши,/ ныне со Ангелы песнословиши Христа Бога./ Емуже непрестанно молися, преподобная,/ яко да сохраняет выну обитель, тобою созданную,/ и дарует нам мир и велию милость. Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинииглас 2Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя. Тропарь мученицы Кириакииглас 3Одолением чудесным/ победила еси вражия силы до конца,/ Недело преславная,/ идоложрения бо тьму/ далече Креста честнаго светлостию прогнала еси./ Мученице всехвальная,/ Христу Богу молися/ даровати нам велию милость. Службы7 июля: Преподобных Фомы Малейского и Акакия , упоминаемого в Лествице. 29 ноября: Святого мученика Парамона. Святого мученика Филумена. Преподобного Акакия Синайского Сайты приходов: Вяземская епархия:Храм Влахернской иконы Божией Матери "Одигитрия" дер. Тёмкино Костромская епархия:
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05575 c.