Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Постигая тайну духовного опыта Серафима Саровского.

Князев В. М.

В 2004 году исполнилось 250 лет со дня рождения преподобного Серафима Саровского, значение духовного опыта которого трудно переоценить для нашей жизни. Две с половиной сотни лет по меркам земной истории человечества срок небольшой. Всего три поколения людей, прожили с тех пор свой век. Наши прадеды были современниками Серафима Саровского, и возможно их жизненные пути соприкасались. Вполне вероятно, что на месте знаменитого своими беседами с преподобным Н.А. Мотовилова мог быть кто-то из них, т.е. каждый из нас в его корневом и не очень далеком прошлом. В свете этого мы имеем возможность осмыслить беседы Н.А. Мотовилова с Серафимом Саровским в контексте эмоционального, личностно-заинтересованного контакта со святым земли русской.

Однако эта возможность для многих имеет гипотетический характер, ибо за «чечевичную похлебку» произвола собственной свободы они продали «свое первородство», отказались от даров исторической памяти. Сейчас очень много людей, которые не в состоянии вспомнить не только имя своего прадеда, но и имена своих родителей забывают и не чтят их. Современный человек склонен к бунтарству независимости от всего и вся. Болезнь исторического беспамятства в виде модного увлечения произволом свободы отравила сознание людей, и они заболели болезнью Нарцисса, болезнью воинствующего индивидуализма, и превратились в аутистов, в «Иванов, не помнящих своего родства». Для духовного развития человека - это смертельно опасная болезнь. При этой болезни человек мыслит свое бытие как совершенное, безусловное, самодостаточное, независимое от законов кровного родства, императивов традиционной отечественной культуры, от долга, чести, совести. Такой человек живет, как фантастическая мультяшка, жизнь которой выдумал неведомо какой режиссер. Живет так, как будто бы его не рожала в муках его мать, не воспитывали, не учили близкие и дальние люди - его современники. Он живет так, как будто бы Бога нет, смерти нет - нет ни культурно-исторического долженствования, ни природной необходимости. Человек не понимает, что он в своей телесной и духовной жизни производен от родовой жизни человечества, от духовных смыслов культуры его народа, от благодатной воли Творца, от заповедных смыслов Слова Откровения самого Бога. Этого человек решительно не желает понимать и принимать.

Но, если человек в генезисе своего существования производен от сущего бытия, породившей его телесно и духовно жизни, то сущность его природы тождественна породившей его причине. Человек по своей природе всего лишь персонификация жизненного порыва универсального, вечного бытия Божественной жизни. Поэтому жизненный порыв человека к свободе, к совершенству, к полноте, всесторонности самореализации совпадает по результату с волей предопределения Творца, Который именно так, не иначе помыслил назначение каждого конкретного человека в этой жизни.

В мире нет ни одной вещи, которая бы не шла в своем развитии по дорогам своего собственного, индивидуально неповторимого бытия. Все, что существует, не желает быть в вечности ничем иным, кроме как самим собой, всегда более совершенным, чем все остальное, на особый, ему свойственный лад. Именно отсюда и происходит гармония универсума, ибо каждое существо заключает в себе в «сжатом» виде все остальное. Универсум впечатал в душу каждого из нас жизненный порыв к Совершенству Бога. Жизнь отдельно взятого человека по форме и способу самореализации есть индивидуация, то есть фундаментальное самоуглубление, дохождение до самой сути своей тварной природы. А по результату саморазвития - есть универсальное развитие всеобщих, данных с рождения каждому из нас способностей, т.е. актуализация образа и подобия Божьего в нас. В каждом человеке есть свет и жизнь Бога. Человек принадлежит свету. Но этот свет не освещает его, как освещает безжизненное тело, в котором лишь отражается чужое сияние: здесь загорается его суть, и он сам есть это пламя. Человек есть дух, ибо он от Духа Божьего. Человек обречен на горение в пламени духа, на бытие в свете. Огонь вселенского духа горит в его душе. Важно, чтобы чрезмерные желания тела, жизнь в миру не поглощали своей суетой сует главный духовно-жизненный порыв человека к Богу.

Человек может достичь предназначенного ему волей Бога результата. Важно, чтобы цели человеческого «хочу» были соразмерны долженствованию Божьих заповедей. Тогда человек пойдет естественным путем индивидуации, развивая свои способности до универсализации и совершенства, актуализируя в полную меру тварной ум, чистоту и бессмертие души, свободу и независимость духа, сопричастного Богу.

Нам представляется, что именно об этой диалектике Божественного и человеческого духа говорил преподобный Серафим Саровский с Н.А. Мотовиловым. Вот некоторые моменты этой беседы.

Предмет беседы: цель христианской жизни человека. Проблема цели жизни очень важна для целеустремленного существа, коим является по своей духовной природе каждый человек. Перед каждым человеком стоит эта проблема. Будучи несовершенным существом, он нуждается в совершенстве и полноте бытия и потому не может не ставить для себя цели развития. Но истина цели не дана человеку раз и навсегда, а задана ему как некий предел его человеческого «могу» на границе соприкосновения с невозможным, но жизненно необходимым человеческим «хочу». При достижении желаемой цели человек осуществляет переход границы между возможным и невозможным в его бытии посредством благодати Божьей. Что невозможно для человека, то возможно Богу. Поэтому без помощи Бога человек не достигает результативности цели. Бог благоволит к человеку двояким образом: Он, во-первых, вкладывает в его сердце беспредельное, устремленное к невозможному для человека желание Божьего совершенства. Во-вторых, Бог задает истину человеческой цели через предметность результата. Не все, что человек хочет, полезно для него, не все, о чем человек мечтает, сбудется и станет реальностью. В достижении поставленной цели, в действенности потребного для человека результата содержится истина цели. Внешне человек стремится в своем целеполагании к результативности, внутренне - мотивируется истинным желанием души, помнящей свое первородство от Духа Господнего. Прп. Серафим утверждает следующее: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Духа Святаго Божиего». [1]. Серафим, вспоминая ремесло своей семьи - труд купечества, сравнивает стяжание с приобретением.

«И как в торговом деле не в том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, больше барыша получить, - так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молится или другое какое-либо доброе дело делать...Если рассудите правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святаго» [2].

Говоря о тайне происхождения человека, Серафим исходит из того библейского факта, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. С точки зрения Серафима, Бог создал Адама из праха земного целостным существом - в единстве тела, души и духа. Но это был предчеловек, возможность человека.

Отличие человека от животного только в том, что человеку иначе, иным способом дарована благодать Духа Святого, а именно «не тем освещением и преискренним со духом человеческим и душой нашей и плотью нашей, боготворящим сопребыванием с нами благодати Духа Святого, которое даровано лишь одному венцу творения Божьего - человеку». [3] Бог дал человеку сопричастность благодати Духа Святого через особое освящение, через особый механизм связи человека с Богом. Бог «изволил сотворить венец своему творению - человеку, сердце которого предназначил Себе на веки веков жилищем Своим на земле» [4]

Сердце - сосредоточие жизни, тончайший все чувствующий нерв человеческой жизни. Вот почему, все. Что попадает в сердце человека становится тотальностью, законом его жизни. И вот почему Адам, «когда преисполнился дыханием жизни, то ощутил в сердце своем такую премудрость, что мог вполне усмотреть все, силы, способности и наклонности каждого творения на земле, и нарек им имена, всем проявлениям их природы соответствующие, и облекся в такую непреоборимую мощь, что его ни огонь не жег, ни вода не топила, ни мраз воздушный не леденил, ни пропасти земные не поглощали». [5]

Отличие человека от животного - в его сердце, которое может быть домом Божьей силы, проводником дыхания вечной жизни. Благодаря тому, что в сердце человека входит дыхание Божьей жизни, то с этим дыханием входит и премудрость Божья, наделяя его царственным умом и царственной волей, благодаря которым человек не только различает в свете этого ума каждый род вещей, но и имеет мужество давать имена им, вызывая из небытия мрака на свет многообразного Божьего мира. Человек, благодаря сердечной сопричастности дыханию Божьей жизни, мудр. Зачем ему еще знание от древа познания, если определен самим составом его тварной природы механизм его Ума - всезнание через сердце, через тонкий, универсальный анализатор жизни? Любое знание, если оно не от Бога, смертельно опасно для человека. Вот почему человек должен беречь свое сердце от богопротивного знания.

Проблема современного человека в том, что он стоит перед необходимостью распознавать: какой дух вселяется в сердце его. Ибо в мире действуют силы не только Духа-Утешителя, священно, тайно вселяющегося в сердце верующего, но и духа-соблазнителя, хитростью и лестью проникающего в сердца людей.

Решение проблемы различения, по мнению прп. Серафима, решается через знание того, что «Дух Божий вспоминает нам слова Господа нашего Иисуса Христа и едино с Ним и всегда тождественно в нас действует, радостворяя сердца наши и управляя стопы наши на путь мирен, а дух лестчий, бесовский, противно Христу мудрствует, и действия его в нас метяжны, стропотны и исполнены похотью очес и гордостью житейскою». [6] С приходом Христа был явлен Дух Святой в непобедимой силе света Божьего бытия, ибо этот свет во тьме светит и тьма не может объять его. Если человек крещен, то в сердце человека вошел, как в дом Господен дух жизни Его. И тогда силы ада не одолеют врат сердца человеческого.

Именно об этой благодати и говорит Серафим - о благодати Духа Святого, привнесенной в грешный и злобный мир самим Богом - Иисусом Христом. «Свет Христов просвещает всех, ибо Дух Святой от Бога Отца исходит и ради Сына Его Иисуса Христа в мир посылается и потому светом Христовым назван справедливо [7].

Повсюду в Священном Писании благодать Божия называется светом, ибо Бог светом проявлял Свое благое действие на людях. Итак, благодать Духа Святого есть свет. И каждый желал бы в ней пребывать, быть в этом несказанном, невечернем свете. Но как это возможно для человека простого и смертного, - спрашивает Мотовилов Серафима.

 «Это очень просто, - отвечает Серафим, - поэтому то Господь говорит: вся проста суть обретающим разум. Да и то беда, что сами-то мы не ищем этого разума Божественного, который не кичит, ибо не от мира сего есть, но, будучи преисполнен любовью к Богу и ближнему, созидает всякого человека во спасение». [8]

В каком смысле разум Писания прост? Видимо, в утверждении очевидного факта веры, живущей реальностью Божьего бытия. Бог с нами как спасительная помощь на пределе возможного для нас. Парадоксальная сила веры в том, что человеческое «могу» проистекает и живет силой сильного, не затухающего огня «хочу». Из голода, из недостижения цели, из нищеты духа человека рождается реальный ответ Спасителя. Ибо Спаситель спасает тех, кто нуждается в спасении.

Свет благодати Духа Святого просто и естественно входит в сердце человека, которое бесхитростно, смиренно по отношению к Богу.

«Бог близок всем призывающим Его во истине и назидании..., которые пожелали бы через правую во Христа Спасителя и Бога нашего веру приобрести себе жизнь вечную». [9]

Значение Серафима Саровского состоит в том, что он раскрыл нам путь и практику стяжания благодати Духа Святого. То, о чем невозможно помыслить, то можно пережить. Вопросы веры - это не только вопросы теории, но, прежде всего, вопросы практики жизни. И эти вопросы смиренный и убогий Серафим Саровский умел разрешать.

Мы потонули в словоблудии, заблудились в хитросплетениях лукавого разума, утратив «нищету духа», огонь веры, страх Божий, и потому не делаем от фантазии и грез собственного «хочу» решительного шага в практику «могу», на границу соприкосновения с чудом благодати Духа Святого, как это мыслил и делал просто и естественно Серафим Саровский.



--------------------------------------------------------------------------------

[1] Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима. М., 2005, с. 201.

[2] Там же с. 203-204.

[3] Там же с. 206.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Там же с. 207.

[7] Там же с. 208.

[8] Там же с. 210.

[9] Там же с.219.



Старый стиль 11Сентябрь воскресенье Новый стиль) 24Сентябрь Неделя 16-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением. Глас 7. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Феодоры Александрийской (474-491). Совершается служба с полиелеемПеренесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Совершается служба с полиелеемПрп. Силуана Афонского (1938). Мчч. Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I). Мц. Ии (362-364). Прп. Евфросина (IX). Мчч. Диодора и Дидима, Сирских (362-364). Сщмчч. Николая и Виктора пресвитеров (1918). Сщмч. Карпа пресвитера (1937). Сщмч. Николая диакона (1942). Каплуновской иконы Божией Матери (1689). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12-35. Лит. - Недели пред Воздвижением: Гал., 215 зач., VI, 11-18. Ин., 9 зач., III, 13-17. Ряд. (под зачало): 2 Кор., 181 зач., VI, 1-10. Мф., 105 зач., XXV, 14-30. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 6, 1-10; Мф. 25, 14-30). Притча о талантах дает мысль, что жизнь - время торга. Надо, значит, спешить воспользоваться этим временем, как на торгу всякий спешит выторговать, что может. Хоть только лапти кто привез или лыко, и тот не сидит сложа руки, но ухищряется зазвать покупателей, чтоб продать свое и купить потом себе нужное. Из получивших от Господа жизнь никто не может сказать, что у него нет ни одного таланта; всякий имеет что-нибудь, да не одно еще: всякому, стало быть, есть чем торговать и делать прибыток. Не озирайся по сторонам и не считай, что получили другие, а к себе присмотрись хорошенько и поточнее определи, что в тебе есть и что можешь приобрести на то, что имеешь, и потом действуй по этому плану без лености. На суде не будут спрашивать, почему не приобрел ты десять талантов, когда имел только один, и даже не спросят, почему ты на свой один талант приобрел только один, а скажут, что ты приобрел талант, пол-таланта или десятую его часть. И награда будет не потому, что ты получил, а потому, что приобрел. Ничем нельзя будет оправдаться - ни знатностью, ни бедностью, ни необразованностью. Когда этого не дано и спроса о том не будет. Но у тебя были руки и ноги, скажи же, спросят, что ты приобрел ими? Был язык, что им приобрел? Так-то на суде Божием уравнивается неравенства земных состояний.(Гал. 6, 11-18; Ин. 3, 13-17). "Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Вера в Сына Божия, плотью распявшегося нас ради, - сила Божия во спасение, живой источник живодействующих нравственных стремлений и настроений, и приемник пространной благодати Святого Духа, всегда в сердце пребывающей и сокровенных наитий благовременно, в час нужды, свыше ниспосылаемых. Вера совмещает убеждения, привлекающие Божие благоволение и силу свыше. То и другое вместе и есть обладание животом вечным. Пока хранится в целости эта жизнь, христианин неподателен, ибо, прилепляясь к Господу, он един дух с Господом, а Господа ничто преодолеть не может. Отчего же падают? От ослабления веры. Слабеют убеждения христианские - слабеет и нравственная энергия. По мере этого ослабления, благодать вытесняется из сердца, худые же позывы поднимают голову. В час удобный происходит склонение на эти последние: вот и падение. Будь бодренным и блюстителем веры во всем ее составе, и не падешь. В этом то смысл св. Иоанн говорит, что рожденный от Бога греха не творит. Молитвы Тропарь преподобных Сергия и Германа Валаамскихглас 1От мирския молвы бегающе, безмолвия и благочестия рачители,/ в тихое пристанище Валаама от востока приидосте,/и в нем Евангельски Христу добродетельми последовавше, на верх совершенства востеклй есте:/и ныне в торжестве премирном Богозрением наслаждающиеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе, Человеколюбца Бога молите,/ еже спасти всех нас, благочестно вас почитающих. Тропарь преподобныхглас 4Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся, яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы,/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудре повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте,/ и ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим. Кондак преподобныхглас 4От мирскаго жития изшедше,/ отвержением мира Христу последовасте,/ и достигосте великаго Нева езера,/ и, в нем на острове Валааме всельшеся,/ равноангельное житие пожили есте,/ отонудуже веселящеся прешли есте к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстояще,/ поминайте нас, чад своих,/ яже собрали есте, богомудрии,/ да радостно от души вопием:// радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии. Тропарь преподобного Силуана Афонскогоглас 2Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю/ и Иеремии, о народе плачущему,/ усердный подражателю,/ всеблаженне отче Силуане,/ ты бо, зову Матере Господа Сил внемляй,/ змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси/ и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси,/ идеже в трудех и молитвах со слезами/ благодать Святаго Духа обильно стяжав,/ еюже сердца наша воспламени/ и с тобою умильно взывати укрепи:/ Господи мой, Жизне моя и Радосте Святая,// спаси мир и нас от всяких лютых. Кондак преподобного Силуана Афонскогоглас 2Смиренномудрия исповедниче предивный/ и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто,/ Богу возлюбленне Силуане,/ о подвизе твоем Церковь Российская радуется,/ иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие,/ веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются./ Егоже моли о нас, равноангельне боговедче,// во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим. Тропарь преподобной Феодоры Александрийскойглас 8В тебе мати известно спасеся еже по образу:/ приимши бо крест, последовала еси Христу,/ и деющи учила еси, презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души вещи безсмертней:/ темже и со Ангелы срадуется, преподобная Феодоро, дух твой. Службы28 июня: Преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев 11 сентября: Преподобной Феодоры Александрийской. Священномученика Автонома. (Службу святых преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев смотри 11 сентября: Преподобного Силуана Афонского Сайты приходов:Храм прп. Серафима Саровского и прпп. Сергия и Германа Валаамских г. Монжерон (Корсунская епархия) Храм прпп. Сергия и Германа Валаамских дер. Рауталахти (Петрозаводская епархия) Храм прпп. Сергия и Германа Валаамских чудд. г. Москва (Московская епархия (городская)) Домовый храм св. прпп. Сергия и Германа, Валаамских Чудотворцев г. Санкт-Петербург (Санкт-Петербургская епархия) Храм Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" г. Арзамас (Нижегородская епархия) Сергия и Германа Валаамских мужской монастырь г. Волжский (Волгоградская епархия) Храм Преподобных Сергия и Германа Валаамских г. Волгоград (Волгоградская епархия) Храм прп. Силуана Афонского г. Саутгемптон (Сурожская епархия) Храм прп. Силуана Афонского г. Консепсьон (Южно-Американская епархия) Храм прп. Силуана Афонского г. Валла Валла ( Западно-Американская епархия) Храм в честь преподобного Силуана Афонского г. Самара (Самарская епархия) Храм Силуана Афонского р/пос. Новая Ляда (Тамбовская епархия) Свято-Воскресенский мужской монастырь г. Тольятти (Самарская епархия) Храм Трех Святителей на Кулишках г. Москва (Московская епархия (городская)) Храм — часовня Святого Преподобного Силуана Афонского дер. Вохоново (Гатчинская епархия) Храм прп. Силуана Афонского г. Волгоград (Вологодская епархия) Ставропигиальный мужской скит в честь прп. Силуана Афонского с. Загребля (Киевская епархия) Мужская пустынь во имя святого преподобного Силуана Афонского г. Иссык (Астанайская епархия) Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Горожанка (Воронежская епархия) Статьи на Православие.Ru Преподобная Феодора Александри
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07134 c.