Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

18.08.2018 | ИДЕИ ТРЕЗВОСТИ ЖИВУТ И ВДОХНОВЛЯЮТ. Газета православных трезвенников. № 6 (191) Август 2018 г.

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Развитие «соборного характера» русского мышления.

Колесова И.С.

Одной из доминантных тем русской философии является учение о соборности. Его истоки восходят к античному всеединству, православной догматике и византийской патристике. Русским философским дискурсом создано множество оригинальных интерпретаций, разнообразных дефиниций идеи соборности. Однако свое идеальное воплощение соборность получила не в философии, а в образах русского православного искусства, связанного с аскетической практикой. Специфический способ «философствования образами» на Руси объясняется, прежде всего, тем, что «духовно-культурное соприкосновение с Византией и с греческой стихией было уже вторичным, через борьбу стихий и влияний, болгарских и греческих» [1.5]

О. Б. Йонайтис отмечает, «что многие концепции и переводы античных авторов приходили из Болгарии, с которой Русь имела тесные экономические, политические и культурные связи» [2.28].

Благодаря славянским просветителям в культурный оборот Древней Руси смогли попасть Священное писание, Четьи-Минеи, Шестоднев, произведения Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, Кирилла Иерусалимского, Ефрема Сирина и др. [4.24-25].

А. И. Абрамов [4] выделяет в болгарском влиянии на философскую культуру русского средневековья два мощных потока. Философской основой первого были сочинения Иоанна Дамаскина, Иоанна Экзарха Болгарского, Климента Охридского.

Философским содержанием второго болгарского влияния был христианизированный платонизм и неоплатонизм «Ареопагетик» Псевдо-Дионисия, «Диоптры» Филиппа Пустынника, а также исихастская идеология Афона.

«Воззрения античных мыслителей приходили на Русь в трансформированном - через богословские и философские концепции Византии - виде» [2.37].

В результате, как отмечает современный ученый А.Г. Тихолаз, идеи апофатического богословия попали в интеллектуальную неискушенную народную среду.

После ареопагетической прививки, ведущей к мистическому богопознанию, «русские отцы Зосимы» буквально приняли выводы Дионисия Ареопагита за практическое руководство к действию, погрузились в божественный мрак, просидев в нем до XIX века, оставив потомкам лишь сомнительное утешение в нетвердом убеждении в том, что родные «немолствующие» философичней схоластических краснобаев, «калики перехожие» мистичнее Бонавентуры, а «умозрение в красках» метафоричнее всего опыта западного христианского умозрения. «Дионисий Ареопагит еще не родившуюся русскую мысль контузил, а Григорий Палама - добил» - заключает свою тираду А. Г. Тихолаз [5.52-53].

На наш взгляд такая точка зрения не бесспорна, резка и, опираясь на авторитет С.С. Аверинцева, можно возразить так: «...обозначение древнерусской культуры как «молчащей» слишком размашистое и огульное,... не в трактатах, а в иконах, не в рассуждениях и доказательствах, а в зримых явлениях красоты - достаточно строгой, твердой и прозрачной, чтобы пропускать свет духовного смысла, - приходится искать центральные идеи древнерусской культуры.

Русь действительно не знала школьной философии. Ее роль взяла на себя «каменная схоластика», по выражению Э. Панофски, но именно это обстоятельство в соединении с напряженной подспудной работой ума, наделило икону совершенно особенными функциями.

Философствование на Руси осуществлялось в формах иконописания, принимающего на себя дополнительную нагрузку, даже в сравнении с иконописанием византийским, более богатым, но менее сосредоточенным» [6. 604-606].

В размышлениях С.С.Аверинцева можно найти ответ на вопрос почему повышенный интерес к вопросам абстрактной вероучительной мысли остается в мире православия по большей части греческой специальностью.

Греческое православие начинало с того, что на заре своего существования «ковало» формулы Символа веры. Византийская страсть к догматическому умозрению, испытав влияние Платона и Аристотеля, Плотина и Прокла, апостольской эпохи и ранних отцов Церкви, сформировала византийский богословский стиль, технически скрупулезную точность в рассуждениях.

Что касается русской православной культуры, то она не унаследовала «византийских навыков догматических контроверз», не научилась «полемизировать с достаточно яркой артикуляцией противолежащих друг другу тезисов». Одна из причин такого положения, на взгляд С.С. Аверинцева, в том, что « вплоть до эпохи св. Иосифа Волоцкого, на Руси не было достаточно серьезных проблем с ересями» [6.604-606].

Русская православная мысль сосредоточилась не столько на теоретическом принятии византийского богословия, сколько на стремлении к развитию «вкуса православного» (П. Флоренский) в стиле поведения, телодвижений, сакрального искусства, духовного красноречия молитв, песнопений и проповедей.

Смею предположить, что самостоятельная разработка иконографического образа Софии, который о. Павел Флоренский назвал «первым символом русского духа», связана с тем обстоятельством, что в массе своей русское общество не было готово воспринять византийское богословие.

Присутствие Софии, вероятно, и связано с адаптацией византийской теории к русскому православию, отражая его специфичность.

Конкретный образ Софии, соотносимый в русском религиозном сознании с Землей-Матерью, оказался для русского народа более понятным, чем богословски отрефлексированный византийскими мыслителями, умопостигаемый Бог-Троица.

Поэтому в Древней Руси особо почиталась Богородица, которая отождествлялась с Софией Премудростью Божией, несущей миру божественный замысел о соборном единстве мира.

Для того, чтобы яснее выделить специфику русско-православного философствования и понимания того, почему в русском типе богословской и философской рефлексии, понятие соборность, стало одним из ключевых, мы обязаны подчеркнуть, что, несмотря на огромное влияние патристики и на западную и на восточную христианские ойкумены, отношение к патристике на Западе иное, чем в русском православии.

«И Августин, и псевдо-Дионисий исходят из неоплатонической онтологии и христианской идеи Церкви. Но для Августина Церковь - это «странствующий по земле» бездомный и страннический град, находящийся в драматическом противоречии с земным градом и в драматическом нетождестве своему же собственному зримому облику (потому что многие его враги внешне принадлежат к нему). Для псевдо-Дионисия Церковь - это иерархия Ангелов и непосредственно продолжающая ее иерархия людей, это отражение чистого света в весьма ясных и незамутненных зеркалах, это строгий распорядок таинств; о драматизме, о проблемах, о противоречиях не приходится и говорить» [8.620].

Запад увидел в патристике теоретическую основу теологии. Используя язык и понятия эллинской метафизики, соответственно, он квалифицирует ее как эллинизацию христианства. На Западе качественное развитие вероучения достигалось путем выработки новых теологических построений, на базе рационализма, потому философия становится важным инструментом богопознания.

На Востоке развитие вероучения встало на путь углубления в содержание уже имеющегося Символа веры, которое не может опираться на разум. Потому русским православным сознанием не был востребован язык теоретического мышления, язык понятий.

Преобладание иррациональных тенденций в богословии не давало четких однозначных определений по многим спорным вопросам.

Аргументом истинности того или иного тезиса становилась не логическая доказательность, а его распространенность в «церковной ограде». Эти обстоятельства способствовали развитию «соборного характера» русского мышления.

Русская православная богословская традиция исходит из того, что догматические истины не могут быть рационально выражены в рациональной форме. Православие показывается, но не доказывается. Этот же «показ» предполагает обращение не столько к разуму человека, сколько к его сердцу, которое понимается как «средоточие духовной жизни»[7.8]

В силу таких особенностей русского православного мышления, философия не выделяется в самостоятельную сферу знания, ибо философские идеи излагаются не столько в словесной форме, сколько в символической.

В русской традиции важнейшее значение приобретает «символическое» выражение мыслей путем литургического творчества храмовой архитектуры, иконописи, духовных песнопений [8.97]

Основной акцент на Руси делается не на теоретическом рассуждении, а на духовной практике. Русское сознание в большей степени восприняло религиозную аскетику, исихазм, но не теоретическую рефлексию исихазма, ибо в русском православии «никогда не смотрели на патристику, как на чисто теоретическую эллинизированную речь...» [9.292].

Помимо теоретического текста патристики, создавался еще и практический жанр аскетики, то есть школа духовной практики христианства. При этом аскетика создавала и свою речь, которая постепенно восходила от практически-прикладного характера к развитому мистико-деятельному дискурсу, что несколько позднее получило имя мистического богословия. Потому глубинное понятие о соборности существовало в формах монашеской практики, в русском православном искусстве. Наилучший путь понимания православной духовности - через монашество. «Православие нельзя правильно понять вне связи его с аскетикой. Аскетика отыскивала и созидала способ и строй жизни, который всецело был осуществлением христианского отношения к Богу, осуществлением чистой устремленности ко Христу и единения с Христом. В связи с аскетикой проявляется аутентичная новозаветная религиозность» [9.24], оформляется своеобразное понимание идеи соборности в русском православии.


Литература:

1. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1988.
2. Йонайтис О.Б. Византия и Русь: развитие философских традиций. Екатеринбург, 2002.
3. Экономцев И., игумен. Православная Россия. М., 1992.
4. Абрамов А.И. Философия в духовных академиях. Традиции платонизма в русской духовно-академической философии // Вопросы философии. 1997. № 9.
5. Тихолаз А. Г. Платон и платонизм в русской религиозной философии. Киев, 2003.
6. Аверинцев С.С. Собр. соч. София - Логос. Словарь. Киев, 2006.
7. Шапошников Л.Е. Своеобразие отечественного философствования // Путь России: ценности и святыни. СПб-Н.Новгород. 1995.
8. Об органичности такого способа философствования свидетельствует и оценка православия с эстетической точки зрения. Послы князя Владимира не увидели «красоты никакой» в западном богослужении. Напротив, византийское богослужение приводит их в восторг: «нет на земле такого зрелища и красоты такой» // Повести временных лет (Лаврентьевская летопись). Арзамас, 1993. С. 97.
9. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб, 2000.



Старый стиль 11Сентябрь воскресенье Новый стиль) 24Сентябрь Неделя 16-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением. Глас 7. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Феодоры Александрийской (474-491). Совершается служба с полиелеемПеренесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Совершается служба с полиелеемПрп. Силуана Афонского (1938). Мчч. Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I). Мц. Ии (362-364). Прп. Евфросина (IX). Мчч. Диодора и Дидима, Сирских (362-364). Сщмчч. Николая и Виктора пресвитеров (1918). Сщмч. Карпа пресвитера (1937). Сщмч. Николая диакона (1942). Каплуновской иконы Божией Матери (1689). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12-35. Лит. - Недели пред Воздвижением: Гал., 215 зач., VI, 11-18. Ин., 9 зач., III, 13-17. Ряд. (под зачало): 2 Кор., 181 зач., VI, 1-10. Мф., 105 зач., XXV, 14-30. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 6, 1-10; Мф. 25, 14-30). Притча о талантах дает мысль, что жизнь - время торга. Надо, значит, спешить воспользоваться этим временем, как на торгу всякий спешит выторговать, что может. Хоть только лапти кто привез или лыко, и тот не сидит сложа руки, но ухищряется зазвать покупателей, чтоб продать свое и купить потом себе нужное. Из получивших от Господа жизнь никто не может сказать, что у него нет ни одного таланта; всякий имеет что-нибудь, да не одно еще: всякому, стало быть, есть чем торговать и делать прибыток. Не озирайся по сторонам и не считай, что получили другие, а к себе присмотрись хорошенько и поточнее определи, что в тебе есть и что можешь приобрести на то, что имеешь, и потом действуй по этому плану без лености. На суде не будут спрашивать, почему не приобрел ты десять талантов, когда имел только один, и даже не спросят, почему ты на свой один талант приобрел только один, а скажут, что ты приобрел талант, пол-таланта или десятую его часть. И награда будет не потому, что ты получил, а потому, что приобрел. Ничем нельзя будет оправдаться - ни знатностью, ни бедностью, ни необразованностью. Когда этого не дано и спроса о том не будет. Но у тебя были руки и ноги, скажи же, спросят, что ты приобрел ими? Был язык, что им приобрел? Так-то на суде Божием уравнивается неравенства земных состояний.(Гал. 6, 11-18; Ин. 3, 13-17). "Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Вера в Сына Божия, плотью распявшегося нас ради, - сила Божия во спасение, живой источник живодействующих нравственных стремлений и настроений, и приемник пространной благодати Святого Духа, всегда в сердце пребывающей и сокровенных наитий благовременно, в час нужды, свыше ниспосылаемых. Вера совмещает убеждения, привлекающие Божие благоволение и силу свыше. То и другое вместе и есть обладание животом вечным. Пока хранится в целости эта жизнь, христианин неподателен, ибо, прилепляясь к Господу, он един дух с Господом, а Господа ничто преодолеть не может. Отчего же падают? От ослабления веры. Слабеют убеждения христианские - слабеет и нравственная энергия. По мере этого ослабления, благодать вытесняется из сердца, худые же позывы поднимают голову. В час удобный происходит склонение на эти последние: вот и падение. Будь бодренным и блюстителем веры во всем ее составе, и не падешь. В этом то смысл св. Иоанн говорит, что рожденный от Бога греха не творит. Молитвы Тропарь преподобных Сергия и Германа Валаамскихглас 1От мирския молвы бегающе, безмолвия и благочестия рачители,/ в тихое пристанище Валаама от востока приидосте,/и в нем Евангельски Христу добродетельми последовавше, на верх совершенства востеклй есте:/и ныне в торжестве премирном Богозрением наслаждающиеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе, Человеколюбца Бога молите,/ еже спасти всех нас, благочестно вас почитающих. Тропарь преподобныхглас 4Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся, яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы,/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудре повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте,/ и ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим. Кондак преподобныхглас 4От мирскаго жития изшедше,/ отвержением мира Христу последовасте,/ и достигосте великаго Нева езера,/ и, в нем на острове Валааме всельшеся,/ равноангельное житие пожили есте,/ отонудуже веселящеся прешли есте к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстояще,/ поминайте нас, чад своих,/ яже собрали есте, богомудрии,/ да радостно от души вопием:// радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии. Тропарь преподобного Силуана Афонскогоглас 2Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю/ и Иеремии, о народе плачущему,/ усердный подражателю,/ всеблаженне отче Силуане,/ ты бо, зову Матере Господа Сил внемляй,/ змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси/ и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси,/ идеже в трудех и молитвах со слезами/ благодать Святаго Духа обильно стяжав,/ еюже сердца наша воспламени/ и с тобою умильно взывати укрепи:/ Господи мой, Жизне моя и Радосте Святая,// спаси мир и нас от всяких лютых. Кондак преподобного Силуана Афонскогоглас 2Смиренномудрия исповедниче предивный/ и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто,/ Богу возлюбленне Силуане,/ о подвизе твоем Церковь Российская радуется,/ иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие,/ веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются./ Егоже моли о нас, равноангельне боговедче,// во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим. Тропарь преподобной Феодоры Александрийскойглас 8В тебе мати известно спасеся еже по образу:/ приимши бо крест, последовала еси Христу,/ и деющи учила еси, презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души вещи безсмертней:/ темже и со Ангелы срадуется, преподобная Феодоро, дух твой. Службы28 июня: Преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев 11 сентября: Преподобной Феодоры Александрийской. Священномученика Автонома. (Службу святых преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев смотри 11 сентября: Преподобного Силуана Афонского Сайты приходов:Храм прп. Серафима Саровского и прпп. Сергия и Германа Валаамских г. Монжерон (Корсунская епархия) Храм прпп. Сергия и Германа Валаамских дер. Рауталахти (Петрозаводская епархия) Храм прпп. Сергия и Германа Валаамских чудд. г. Москва (Московская епархия (городская)) Домовый храм св. прпп. Сергия и Германа, Валаамских Чудотворцев г. Санкт-Петербург (Санкт-Петербургская епархия) Храм Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" г. Арзамас (Нижегородская епархия) Сергия и Германа Валаамских мужской монастырь г. Волжский (Волгоградская епархия) Храм Преподобных Сергия и Германа Валаамских г. Волгоград (Волгоградская епархия) Храм прп. Силуана Афонского г. Саутгемптон (Сурожская епархия) Храм прп. Силуана Афонского г. Консепсьон (Южно-Американская епархия) Храм прп. Силуана Афонского г. Валла Валла ( Западно-Американская епархия) Храм в честь преподобного Силуана Афонского г. Самара (Самарская епархия) Храм Силуана Афонского р/пос. Новая Ляда (Тамбовская епархия) Свято-Воскресенский мужской монастырь г. Тольятти (Самарская епархия) Храм — часовня Святого Преподобного Силуана Афонского дер. Вохоново (Гатчинская епархия) Храм прп. Силуана Афонского г. Волгоград (Вологодская епархия) Ставропигиальный мужской скит в честь прп. Силуана Афонского с. Загребля (Киевская епархия) Мужская пустынь во имя святого преподобного Силуана Афонского г. Иссык (Астанайская епархия) Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Горожанка (Воронежская епархия) Статьи на Православие.Ru Преподобная Феодора АлександрийскаяБезупречная жизнь Феодоры вызывала у всех восхищение. Только диавол трепетал от ярости, видя, что жертва ускользает от него. Он внушил некоторым завистливым монахам мысль распространить клевету. Феодора ничего не отвечала на обвинения, не желая открывать истину о себе и полагая, что испытание послано ей Господом в наказание. Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 1Мы покидаем кладбище и направляемся к Покровскому братскому корпусу. Замедляем ход, поднимаясь по ступеням ведущей в Покровской храм каменной лестницы. На одной из ее площадок, слева на стене, можно видеть большое изображение преподобного Силуана. Каждый проходящий мимо монах, даже если и очень спешит к началу службы, останавливается здесь на короткое время
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07926 c.