Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Русская святость как ключ к пониманию русской культуры.

Зыкова Н. В.

Русская святость и русская культура - понятия единые и неделимые. Без «святости», которая подразумевает под собой православную веру, собор всех святых, почитаемых на Руси, совокупность тех черт характера русского человека, которые сформировались на основе христианских ценностей, не существовало бы в мировой культуре такого феномена, как культура русская с единственным в мире «русским пейзажем», в котором есть все: и красота, и душа, и сила духа; древнерусской литературой, где каждое слово проникнуто любовью к Богу и человеку как образу и подобию Божию; иконописью, храмовой архитектурой, которые так ценятся во всем мире своей духовной гармонией; и произведениями писателей классиков с их вечными вопросами о поисках истины, о страдании и покаянии.

Если бы не было этого стержня святости, наша культура давно бы ассимилировалась в мировом культурном пространстве.

Наконец, в Конституции РФ записано: «Православие - формообразующая система духовно-нравственных ценностей в отечественной культуре России».

Русский человек бережно хранил свою веру, на основе ее вырабатывались такие черты характера, как: милосердие, отзывчивость, искренность, честь, достоинство; русский человек умеет прощать, он неравнодушен к чужому горю, но «самое глубокое по своей природе, - говорил русский философ Н.О. Лосский, - это чувство религиозности в русском человеке».

Православие научило наш народ освящать молитвою каждый день земного труда, и, конечно, это касается и труда творческого. Наше художественное изобразительное искусство выросло из древнерусского искусства иконописи, вот почему лучшие картины русских художников наполнены той высокой гармонией небесной красоты, которая никоим образом несравнима с западноевропейской живописью. А творения иконописца прп. Андрея Рублева говорят о русской школе иконописного письма, где Господь предстает нам в образе милующего, спасающего, а не карающего Бога, как это часто можно увидеть на иконах византийского письма.

Для человека западной культуры, живущего по заповеди «кто богат, тот и любим Богом» (протестантизм) или «больше добрых дел - будешь спасен» (католицизм), целью жизни всегда было построение рая земного. Отсюда и тематика произведений, и образы литературных героев, и сюжетные линии, и проблематика произведений.

Для человека православного цель жизни другая - обретение рая небесного через соединение со Христом. Русская литература, по мнению многих известных критиков и философов, таких как Н.А. Бердяев, М.М. Дунаев, И.А. Ильин, - это литература православная.

Духовная жизнь, освященная православной верой и живым присутствием Бога, присуща русскому человеку независимо от степени его образования и сословия.

Более того, простой русский человек, по словам Ф.М. Достоевского, «приняв святость высшей ценностью, не возводит земные ценности на первое место, сознавая их тленность».

Об этом свидетельствует культура крестьянского быта, где жизни церковной всегда было отведено первое место. Ученый-этнограф М.М. Громыко посвятил этому вопросу свой научный труд «Мир русской деревни», в котором привел множество фактов, подтверждающих это.

Одним из ярких тому примеров служит такое явление в жизни крестьянской общины, как «странничество».

Часто это явление духовной жизни крестьян приобретало характер помощи своим ближним, сельчанам. По сведениям 90-х годов XIX века, от каждого двора уходило по 2-3 человека к святым местам, чтобы заказать молебны о страждущих, взять святую воду, принести в деревню просфоры.

Опровергается в данном исследовании и миф о всеобщей безграмотности крестьян. По статистическим данным, обучение велось в каждой семье. Пособием служили Псалтирь, молитвословы, жития святых. Культура книжная, таким образом, становилась культурой, освященной светом Христовым.

Вокруг деревенского обучения складывались свои народные праздники. Отмечался, например, переход от «грамотки» к Часослову, от Часослова к Псалтыри.

Русский человек наделен чувством прекрасного, ему присуща созерцательность красоты Божьего мира. Святость всего, что его окружало, отношение к земле, к труду проявлялось и во внешнем облике русского крестьянина.

На картинах художников «крестьянского цикла», таких, как Веницианов, Сорока, Тропинин крестьянин всегда имеет нарядный праздничный вид, если даже он работает в поле. Принято считать, что это прием идеализации простого человека, а на самом деле это реальная картина жизни.

Христианство принесло Руси Годовой церковный круг и смогло посредством его облагородить, духовно возвысить жизнь человека, по-христиански осмыслив традиции и обряды.

В русской классической литературе святость всегда являлась содержательной основой творчества писателей и поэтов. Такие черты характера русского человека, как милосердие, отзывчивость, душевная простота нашли свое отражение в литературных образах. Показателен образ грешника в произведениях Ф.М. Достоевского, в котором можно проследить черты раскаявшегося разбойника, распятого рядом со Христом.

Известный русский живописец Н. Н. Ге говорил: «Пейзаж - не то, что вы думаете, в нем Бог, самое беспредельное и грандиозное». Певец русского пейзажа И.И. Шишкин о своем творчестве писал так в своих дневниках: «Я пишу русский лес, а вижу в нем силу духа русского человека, вижу в нашей природе Божью благодать и воспеваю ее».

Выдающийся отечественный философ И.А. Ильин, говоря о России, подчеркивал значение святости как источника русской жизни: «Родина есть нечто от духа и для духа. (...) Родина - это те люди, те вдохновленные боговидцы и осененные пророки, которые, пребывая в этом духе, осуществляя и закрепляя его, увидели и создали для нас узренные ими лики Божии. (...) творцы духа суть живые очаги Родины».



Старый стиль 2Август вторник Новый стиль) 15Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Совершается служба на шестьПеренесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428) и обретение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Совершается служба со славословиемБлж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1552-1557). Сщмч. Стефана, папы Римского (257), и иже с ним. Блж. Василия Спасо-Кубенского (XV). Прмч. Платона (1937). Ачаирской иконы Божией Матери (XXI). Евангельские Чтения2 Кор., 172 зач., II, 14 - III, 3. Мф., 95 зач., XXIII, 23-28. Блж. (под зачало): Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30 . Первомч.: Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60. Мф., 87 зач., XXI, 33-42.* Чтения блж. Василия читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 2, 14-3, З; Мф. 23, 23-28). Очисти внутреннее, чтоб и внешнее чисто было. Внешнее поведение у нас в общежитии всегда почти исправно: боимся суда людского и сдерживаемся. Если же и внешне предаются порокам, то это уж последнее дело; значит стыд всякий потерян. Но при исправности поведения видимого, не всегда бывает исправен внутренний строй мыслей и чувств. Там дается полная свобода самоугодию, которое наружно и удовлетворяется, насколько это сносит людской глаз и насколько можно прикрыть от него дела свои. Это точь в точь гроб раскрашенный. Вместе с тем внутренняя нечистота делает нечистым и внешнее. Очисти же это внутреннее, тогда и внешнее станет чисто и весь будешь чист, сделаешься сосудом, годным на всякое доброе употребление домовладыке. Дивиться надо, отчего это внутреннее остается в пренебрежении: ведь погибели себе никто не хочет. Верно, враг держит такую душу в ослеплении: что это ничего, - лишь бы явных грехов не было, или научает ее отлагать на завтра главное дело - завтра займемся серьезно собою, как следует, а ныне пусть душа поусладится страстными мыслями и мечтами, если не делами. Постережемся, как бы не устареть в этом настроении и как бы исправление для нас также не стало невозможным, как переучивание старика. Молитвы Тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 8Житие твое, Василие, неложное, и чистота нескверна,/ Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением,/ и мразом и теплотою солнечною,/ и слотою и дождевным облаком,/ и просветися лице твое, яко солнце,/ и ныне приходят к тебе Российстии народи и вси людие,/ прославляюще святое твое успение./ Тем Христа Бога моли,/ да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя брани/ и мир мирови подаст и душам нашим велию милость. Ина служба блаженного Василия. Тропарьглас 1Плоть удручившу ти злостраданием,/ душу же просветившу чистотою сердца,/ обогатился еси благодатию Пресвятаго Духа, Василие,/ даровати требующим полезная./ Сего ради недужнии, притекающе к цельбоподательному твоему гробу, премудроюроде,/ независтно приемлют болезней отложение/ и благодарственно воспевают прославльшаго тя,/ Единаго Человеколюбца. Ин тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 8Якоже бо солнце и луна наготою своею не срамляются,/ тако и ты, угодниче Христов Василие, наг сый, не срамляшеся,/ восприят бо ризу Адама первозданнаго,/ юже он ношаше прежде в рай,/ ты же сию на земли поносил еси;/ и был еси добрый купец:/ елико имеяше, вся остави/ и купи мздою терпения своего село,/ на немже сокровен безценный Бисер, Христос./ Сего ради явися всем грешным образ покаяния/ и вселися в райскую широту,/ и, предстоя Христови,/ не забуди град, в немже обита, и люди, преблаженне,/ и моли спасти души наша. Кондак блаженного Василия, Христа ради юродивогоглас 4Духом Божиим водим, преблаженне Василие,/ оттрясл еси мирский мятеж,/ и жития треволнения возгнушался еси,/ и, совлекся одеяний тленных и облекся в ризу безстрастия,/ убежал еси ловления льстиваго миродержца,/ и был еси странен во твоем языце,/ и, паче земнаго богатства избрав богатство Небесное,/ увязлся еси венцем терпения./ И ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога/ о творящих святую память твою, да зовем ти:/ радуйся, преблаженне Василие. Ина служба блаженного Василия. Кондакглас 4Явил тя есть Господь нынешнему роду/ исцелителя болезнем и прогонителя недугом/ любовию, Василие, притекающим к тебе/ и призывающим верою молитвы твоя. Тропарь первомученика и архидиакона Стефанаглас 4Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ яже претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:/ Того убо моли о душах наших. Ин тропарь первомученика и архидиакона Стефанаглас 3Апостолом совсельник/ и страстотерпцем первострадалец,/ Христов служитель, прехвальне Стефане,/ первее бо совершив мучения течение,/ безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе./ Темже яко апостола и страдальца верховнаго/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость. Кондак первомученика и архидиакона Стефанаглас 6Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,/ венечниче, мучеников первострадальне. Службы2 августа: Пренесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана. Святого блаженного Василия, Московского чудотворца 27 декабря: Святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. Преподобного Феодора начертанного, исповедника Сайты приходов: Владимирская епархия:Храм Стефана Архидиакона с. Кидекша Волгодонская епархия:Храм святого Василия Блаженного г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Николая Чудотворца во Владычной слободе г. Вологда Воркутинская епархия:Храм Архидиакона Стефана с. Кипиево Вяземская епархия:Храм Преображения Господня с. Липецы Горловская епархия:Стефановский женский монастырь с. Степановка Иркутская епархия:Храм Спаса Преображения г. Иркутск Казанская епархия:Богоявленский собор г. Казань Калужская епархия:Храм Василия Блаженного г. Калуга Костомукшская епархия:Храм в честь апостола, первомученика и архидиакона Стефана п. Кестенга Костромская епархия:Храм святого Архидиакона Стефана с. Махрово Храм Николая Чудотворца и Василия Блаженного с. Болотово Луганская епархия:Храм Архидьякона Стефана пгт. Славяносербск Московская епархия (городская):Храм Рождества Пресвятой Богородицы пос. Колюбакино Храм сщмч. Василия, протоиерея Московского г. Москва Московская епархия (областная):Троиц
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.09391 c.