Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Русская святость как ключ к пониманию русской культуры.

Зыкова Н. В.

Русская святость и русская культура - понятия единые и неделимые. Без «святости», которая подразумевает под собой православную веру, собор всех святых, почитаемых на Руси, совокупность тех черт характера русского человека, которые сформировались на основе христианских ценностей, не существовало бы в мировой культуре такого феномена, как культура русская с единственным в мире «русским пейзажем», в котором есть все: и красота, и душа, и сила духа; древнерусской литературой, где каждое слово проникнуто любовью к Богу и человеку как образу и подобию Божию; иконописью, храмовой архитектурой, которые так ценятся во всем мире своей духовной гармонией; и произведениями писателей классиков с их вечными вопросами о поисках истины, о страдании и покаянии.

Если бы не было этого стержня святости, наша культура давно бы ассимилировалась в мировом культурном пространстве.

Наконец, в Конституции РФ записано: «Православие - формообразующая система духовно-нравственных ценностей в отечественной культуре России».

Русский человек бережно хранил свою веру, на основе ее вырабатывались такие черты характера, как: милосердие, отзывчивость, искренность, честь, достоинство; русский человек умеет прощать, он неравнодушен к чужому горю, но «самое глубокое по своей природе, - говорил русский философ Н.О. Лосский, - это чувство религиозности в русском человеке».

Православие научило наш народ освящать молитвою каждый день земного труда, и, конечно, это касается и труда творческого. Наше художественное изобразительное искусство выросло из древнерусского искусства иконописи, вот почему лучшие картины русских художников наполнены той высокой гармонией небесной красоты, которая никоим образом несравнима с западноевропейской живописью. А творения иконописца прп. Андрея Рублева говорят о русской школе иконописного письма, где Господь предстает нам в образе милующего, спасающего, а не карающего Бога, как это часто можно увидеть на иконах византийского письма.

Для человека западной культуры, живущего по заповеди «кто богат, тот и любим Богом» (протестантизм) или «больше добрых дел - будешь спасен» (католицизм), целью жизни всегда было построение рая земного. Отсюда и тематика произведений, и образы литературных героев, и сюжетные линии, и проблематика произведений.

Для человека православного цель жизни другая - обретение рая небесного через соединение со Христом. Русская литература, по мнению многих известных критиков и философов, таких как Н.А. Бердяев, М.М. Дунаев, И.А. Ильин, - это литература православная.

Духовная жизнь, освященная православной верой и живым присутствием Бога, присуща русскому человеку независимо от степени его образования и сословия.

Более того, простой русский человек, по словам Ф.М. Достоевского, «приняв святость высшей ценностью, не возводит земные ценности на первое место, сознавая их тленность».

Об этом свидетельствует культура крестьянского быта, где жизни церковной всегда было отведено первое место. Ученый-этнограф М.М. Громыко посвятил этому вопросу свой научный труд «Мир русской деревни», в котором привел множество фактов, подтверждающих это.

Одним из ярких тому примеров служит такое явление в жизни крестьянской общины, как «странничество».

Часто это явление духовной жизни крестьян приобретало характер помощи своим ближним, сельчанам. По сведениям 90-х годов XIX века, от каждого двора уходило по 2-3 человека к святым местам, чтобы заказать молебны о страждущих, взять святую воду, принести в деревню просфоры.

Опровергается в данном исследовании и миф о всеобщей безграмотности крестьян. По статистическим данным, обучение велось в каждой семье. Пособием служили Псалтирь, молитвословы, жития святых. Культура книжная, таким образом, становилась культурой, освященной светом Христовым.

Вокруг деревенского обучения складывались свои народные праздники. Отмечался, например, переход от «грамотки» к Часослову, от Часослова к Псалтыри.

Русский человек наделен чувством прекрасного, ему присуща созерцательность красоты Божьего мира. Святость всего, что его окружало, отношение к земле, к труду проявлялось и во внешнем облике русского крестьянина.

На картинах художников «крестьянского цикла», таких, как Веницианов, Сорока, Тропинин крестьянин всегда имеет нарядный праздничный вид, если даже он работает в поле. Принято считать, что это прием идеализации простого человека, а на самом деле это реальная картина жизни.

Христианство принесло Руси Годовой церковный круг и смогло посредством его облагородить, духовно возвысить жизнь человека, по-христиански осмыслив традиции и обряды.

В русской классической литературе святость всегда являлась содержательной основой творчества писателей и поэтов. Такие черты характера русского человека, как милосердие, отзывчивость, душевная простота нашли свое отражение в литературных образах. Показателен образ грешника в произведениях Ф.М. Достоевского, в котором можно проследить черты раскаявшегося разбойника, распятого рядом со Христом.

Известный русский живописец Н. Н. Ге говорил: «Пейзаж - не то, что вы думаете, в нем Бог, самое беспредельное и грандиозное». Певец русского пейзажа И.И. Шишкин о своем творчестве писал так в своих дневниках: «Я пишу русский лес, а вижу в нем силу духа русского человека, вижу в нашей природе Божью благодать и воспеваю ее».

Выдающийся отечественный философ И.А. Ильин, говоря о России, подчеркивал значение святости как источника русской жизни: «Родина есть нечто от духа и для духа. (...) Родина - это те люди, те вдохновленные боговидцы и осененные пророки, которые, пребывая в этом духе, осуществляя и закрепляя его, увидели и создали для нас узренные ими лики Божии. (...) творцы духа суть живые очаги Родины».



Старый стиль 7Июль четверг Новый стиль) 20Июль Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Фомы, иже в Малеи (X). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI). Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, кн. Московской (1407). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Мч. Евангела (ок. 284-305). Мц. Кириакии (IV). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Обретение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). Сщмч. Павла пресвитера (1918). Влахернской иконы Божией Матери. Евангельские ЧтенияУтр. - Мф., 16 зач., VI, 1-13 . Лит. - 1 Кор., 138 зач., VII, 24-35. Мф., 61 зач., XV, 12-21, и за пятницу: 1 Кор., 139 зач., VII, 35 - VIII, 7. Мф., 63 зач., XV, 29-31. Прп. Евфросинии: Гал., 208 зач., III, 23-29. Мф., 104 зач., XXV, 1-13 .* Чтения прп. Евфросинии Московской на утрене читаются, если ей совершается полиелейная служба. * * Чтения прп. Евфросинии Московской на литургии читаются, если ей совершается полиелейная или славословная служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 7, 24-35; Мф. 15, 12-21). "Из сердца исходят злые помыслы". В сердце же откуда? Корень их в живущем в нас грехе, а разветвление их, размножение и определенный вид в каждом от его собственного произволения. Как же быть? Сначала отсеки все, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто в дереве оборвал листья, обсек ветви и сучья, и ствол отрубил почти до корня. Затем, не позволяй выходить новым отросткам, самый корень и засохнет: то есть не позволяй из сердца исходить злым мыслям, а исходящие отражай и отгоняй, и живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет. В этом существо заповеди: "трезвитесь и бодрствуйте. Внимайте себе. Препояшьте чресла помышлений ваших". При внимании, надо держать рассуждение. Из сердца исходит не одно худое, но и доброе; не всякое, однако, доброе внушаемое сердцем исполнять должно. Что истинно должно исполнять, это определит рассуждение. Рассуждение - садовничий нож, одни ветви отсекает, а другие прививает.(1 Кор. 7, 35-8, 7; Мф. 15, 29-31). Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует; в порядке же духовном - оно первое. Оно замечает худое и предает его внутреннему суду; оно же составляет стражу внутренней палаты, в которой обсуждают что и как надлежит сделать, а потом оберегает и исполнителей решения. Не удивительно потому, что духовная жизнь во всем своем объеме именуется жизнью трезвенною, и в писаниях отеческих больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании: это одно и то же. Как дорого, потому, навыкнуть вниманию! Первоначальный труд у начавших заботиться о душе на это обычно и направляется. И дело их начинает походить немного на дело с тех только пор, как начнет собираться внимание в себя; обыкновенно оно все вне, а не внутрь. С этого же момента и внутренняя жизнь зачинается и вместе с вниманием зреет и крепнет. Что это значит? Значит то, чтобы встать умом в сердце перед Господом и перед лицем Его сознательно все обсуждать и предпринимать. Дело это, очевидно, сложное. Оно спеется вместе с молитвою и сколько укрепляется ею, столько и ее укрепляет. Молитвы Тропарь преподобных Фомы и Акакияглас 1Светила богосиянная миру/ и иноков одушевленный зари,/ Фома чудесы, Акакий же послушанием,/ возсиясте светло;/ сих, яко имущих дерзновение к Богу,/ молитвами во бранех пособствовати молим,/ да просят от Христа Бога даровати прощение согрешений/ чтущим их святую память. Тропарь преподобных Фомы и Акакияглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Кондак преподобного Акакияглас 2Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас. Кондак преподобного Фомыглас 4Велию победу мужески показал еси,/ отонудуже Божественною любовию разгоревся,/ царя тленнаго и вся красная преобидел еси,/ на горе Малейстей вселение совершив,/ от неяже в Небесная/ возшел еси к Царю царей, Фомо,// моли непрестанно о всех нас. Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинииглас 8По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим. Ин тропарь преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московскойглас 5От юности предызбранная Богом угоднице,/ оставльши светлый чертог княжеский,/ уклонилася еси во обитель, тобою созданную,/ и, пучину житейскаго моря преплывши,/ ныне со Ангелы песнословиши Христа Бога./ Емуже непрестанно молися, преподобная,/ яко да сохраняет выну обитель, тобою созданную,/ и дарует нам мир и велию милость. Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинииглас 2Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя. Тропарь мученицы Кириакииглас 3Одолением чудесным/ победила еси вражия силы до конца,/ Недело преславная,/ идоложрения бо тьму/ далече Креста честнаго светлостию прогнала еси./ Мученице всехвальная,/ Христу Богу молися/ даровати нам велию милость. Службы7 июля: Преподобных Фомы Малейского и Акакия , упоминаемого в Лествице. 29 ноября: Святого мученика Парамона. Святого мученика Филумена. Преподобного Акакия Синайского Сайты приходов: Вяземская епархия:Храм Влахернской иконы Божией Матери "Одигитрия" дер. Тёмкино Костромская епархия:
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04943 c.