Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

09.01.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

02.01.2018 | Готовимся к Рождеству! Как провести Рождественские праздники жителям и гостям уральской столицы

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Формы и способы овладения методикой преподавания агиографии.

Спиридонова О. А.

Целеполагание имеет исключительно значение в преподавательской деятельности. Правильно поставленная цель во многом является залогом успеха в нашей деятельности. Какова же цель нашей деятельности в преподавании агиографии? Конечно, мы хотим, чтобы дети наши воцерковлялись, хотим привить им христианскую систему ценностей, воспитать патриотов, и т.д. Но для одного урока такая глобальная цель явно недостижима. Более конкретной, реальной целью будет почитание святого. А для этого необходимо поставить следующие задачи:
1) знание жизни святого,
2) подражание ему,
3) молитвенное обращение к святому.

Рассмотрим форму самоподготовки учителя к уроку по житию святого.

Прежде всего, успешное преподавание агиографии невозможно без личного духовного делания педагога. Только имея опыт молитвенного обращения к святому, имея любовь к нему, мы сможем привить это и детям. К духовной подготовке преподавателя относится молитва, паломничество к местам подвига или мощам святого, икона святого, и т.д. Духовный фактор имеет первостепенное значение в подготовке преподавателя.

Рассмотрим поэтапно действия педагога, готовящего урок по житию святого.

Первый этап - чтение литературы. Мы имеем целый спектр разного рода литературы, повествующей о жизни и деятельности святых. Особенность подготовки церковного педагога - это необходимость изучить весь этот спектр. Условно всю задействованную литературу можно разделить на 3 группы.

1. Церковная литература. Это - жития святых; богослужебные тексты, касающиеся прославления святого: это, прежде всего, тропари - в них содержится в краткой сжатой форме та самая главная заслуга, за которую Церковь и прославила святого (вообще тропарь - краткое песнопение, в котором изложено основное догматическое или историческое значение праздника); книги по церковной истории. По истории Русской Православной Церкви самыми полными исследованиями являются труды митрополита Макария Булгакова, А.В. Карташева, П.В. Знаменского. История Христианской Церкви I-XI вв. хорошо представлена исследованиями А.В. Карташева, протопресвитера Иоанна Мейендорфа, Н.Д. Тальберга, и др. Что важно для преподавателя, изучающего жизнь святого, в этих книгах по церковной истории? Эти труды всесторонне освещают духовный путь святого, в них содержится глубокий, церковный взгляд на все события его жизни, далеко не всегда совпадающий с оценками светских историков.

2. Научно-историческая литература. Это - учебники, исследования, взгляд знаменитых историков (например, Ключевского, Соловьева, Платонова). Эта литература нужна для того, чтобы узнать подробности жизни и деятельности святого, его и подвиги, и ошибки, общую обстановку эпохи. Церковный историк должен знать то, что наработано светскими историками, должен быть готов в любой момент дать ответ на какие-то спорные вопросы.

3. Детская литература. По церковной истории и агиографии мы не имеем пока адаптированных учебников для разных возрастов. Подобрать тексты, доступные для детей, можно в книгах Н.А. Бахметевой, "Подвижники и страдальцы" свящ. М. Едлинского, в житиях. Эти тексты можно использовать на уроке как раздаточный материал для работы.

Второй этап подготовки - определение основной мысли урока. Всесторонне ознакомившись с литературой, нужно увидеть, как вся жизнь и деятельность святого строится вокруг какой-то одной идеи, одного стержня. Необходимо раскрыть эту главную заслугу подвижника. Еще раз подчеркнем, что именно в тропаре, отточенном соборным сознанием Церкви, содержится понимание духовного подвига святого, при этом выраженное на возвышенном церковном языке.

Третий этап - собственно разработка урока.

  • Во-первых, как и в подготовке обычного урока, подбирается материал - те важные моменты, о которых необходимо сказать, обязательно включаются эпизоды, затрагивающие чувства ребенка (сочувствие, восхищение, и т.д.). Важно также подобрать интересные задания для детей, включающие работу с текстом, с иллюстрацией, сочинения, письменные или устные задания на сопоставление, сравнение и т.д. Говоря о земных событиях, необходимо постоянно выводить их на стяжание святости, на перспективу вечной жизни. Таким образом, весь подобранный материал должен работать на основной духовный стержень урока.
  • Во-вторых, необходимо выстроить логику урока: от частного к общему, например, от моментов личной жизни к общецерковному делу. (В качестве конкретных примеров можно привести развитие урока от личного крещения св. равноап. вел. князя Владимира к Крещению Руси, или от строительства первого храма к установлению праздника Покрова Божией Матери над всей русской землей при св. блгв. вел. князе Андрее Боголюбском).
  • В-третьих, провести "красной нитью" основную тему через весь материал.
  • В-четвертых, вывести разговор на какое-то побуждение детей к действию (найти, в чем ребенок может подражать святому), т.е. задействовать волю ребенка именно в вопросах духовной жизни. Ребенок четко должен понимать, что, следуя святому, он встает на путь стремления к святости, что и для него, как и для всех людей, возможно достижение святости, что он призван к святости самим Богом: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Четвертый этап. Проанализировать, насколько соответствуют итоги поставленным целям, насколько ясна основная мысль, насколько удалось вывести материал урока на собственную духовную жизнь детей.

Другие возможности обучения педагога

Преподавателю церковной истории в целом и агиографии в частности, помимо собственно исторических знаний, требуется серьезная подготовка по догматике и другим вероучительным дисциплинам, поскольку только в контексте всего Церковного Предания понятны порой становятся многие события и моменты в житии святого. (Например, чтобы суметь объяснить детям значение трудов святителя Филарета Московского, педагог должен как минимум иметь представление о корпусе богословских дисциплин).

Сегодня стало возможно получить духовное образование в нашем горноде. В Екатеринбурге существует филиал Православного Свято-Тихоновского Богословского университета, факультет теологии РГППУ, многочисленные катехизаторские и миссионерские курсы. Среди этого многообразия существует особая форма обучения педагогов методике преподавания церковных дисциплин, и в том числе - методике преподавания агиографии. С 2005 года при отделе церковно-приходских школ существует Годичный педагогический практикум для преподавателей церковно-приходских школ.

Каждое занятие педагогического практикума включает в себя лекцию, полноценный открытый урок (участникам выдается раздаточный материал), общее обсуждение урока, обмен опытом. Таким образом, педпрактикум соединяет все необходимые моменты подготовки педагога: он позволяет внутри одной темы осветить историко-богословские и церковно-канонические вопросы, которых касается житие святого, всесторонне рассмотреть его жизнь и деятельность, продемонстрировать на практике методическую разработку по данной теме, обсудить все возникшие вопросы и поделиться собственным опытом преподавания.

Формы подготовки педагога, преподающего агиографию, могут быть разными, но главное, всегда необходимо помнить - христиане в святых видят реальных личностей, своих молитвенников и заступников. Святые являются нашими помощниками в пути следования Христу. Поэтому в изучении агиографии на первом месте для нас всегда стоит личный подвиг святого, и мы изучаем его жизнь для того, чтобы по мере сил подражать ему.



Старый стиль 6Февраль воскресенье Новый стиль) 19Февраль Неделя мясопустная, о Страшнем суде. Глас 2. Заговенье на мясо. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Вукола, еп. Смирнского (ок. 100). Мцц. Дорофеи девы, жен Христины, Каллисты и мч. Феофила (288-300). Мц. Фавсты девы и мчч. Евиласия и Максима (305-311). Мч. Иулиана Емисского (312). Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI). Свт. Фотия, Патриарха Константинопольского (891). Мцц. дев Марфы, Марии и брата их, прмч. Ликариона отрока. Сщмч. Димитрия пресвитера и мч. Анатолия (1921). Сщмч. Василия пресвитера (1930). Сщмч. Александра пресвитера (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1-8. Лит. - 1 Кор., 140 зач., VIII, 8 - IX, 2. Мф., 106 зач., XXV, 31-46. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 8, 8-9, 2; Мф. 25, 31-46). Страшный суд! Судия грядет на облаках, окруженный несметным множеством небесных сил безплотных. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полки полками текут на определенное место, к престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор. Ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Разделение десных и шуиих совершится само собою. Наконец все уже определилось. Настало глубокое молчание. Еще мгновение - и слышится решительный приговор Судии - одним: "приидите", другим: "отыдите". - Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Буди милость Твоя, Господи, на нас! - но тогда поздно уже будет взывать так. Теперь надо позаботиться смыть с естества своего написанные на нем знаки, неблагоприятные для нас. Тогда реки слез готовы бы были мы испустить, чтоб омыться; но это уж ни к чему не послужит. Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, - и ревнуя потом верно исполнить такой обет. Молитвы Тропарь преподобного Вукола, епископа Смирнскогоглас 4Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Вуколе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим. Службы6 февраля: Преподобного Вукола, епископа Смирнского Сайты приходов:Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Романово (Тульская епархия) Храм сщмч. Александра Телемакова Чумакинского с. Чумакино (Барышская епархия) Статьи на Православие.Ru «Будь миротворцем своего сердца…»Как поступать, когда сомневаешься, подавать ли милостыню? Что делать, если «сгоряча» взял на себя дело выше своих сил? Как относиться к человеку недобросовестному? 17-я гомилия патриарха ФотияДиакон Владимир Василик17-я гомилия была произнесена святым патриархом Фотием в Великую субботу 867 года в Святой Софии Константинопольской. Святые мученицы Марфа, Мария и преподобномученик Ликарион отрокОднажды, когда мимо проезжал языческий правитель того края, сестры выглянули в окно и громко объявили, что они христианки. Правитель вынужден был арестовать дев, сожалея об их цветущей юности. Они отвечали, что смерть за Христа – не конец, но путь к вечной жизни. Житие священномученика Василия Надеждина«Мне больно и жутко не за себя, не за тебя… но за многих русских людей, губящих свои души», — писал Василий Федорович в начале сентября 1918 года. Слово в неделю Мясопустную (О Страшном Суде)Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ ТверскойЕсли в толпе кто-либо крикнет: «Пожар!», не все ли тотчас потеряют спокойствие и равновесие духа, начнут искать выхода, а если выход не обеспечен, то не приходят ли в ужас, заставляющий забыть все остальное и искать только одного спасения жизни? Но вот святая Церковь вопиет: «Суд при дверях! Огонь геенны уже возгорелся во многих душах!» А люди слышат то почти равнодушно, и никто не трогается почти, чтобы предпринять хотя нечто для спасения погибающей души. Синаксарь в неделю мясопустную, о Страшном СудеВ сей день совершаем память Второго и Страшного Пришествия Христова, которую святые отцы поместили после двух притч, чтобы кто-нибудь, узнав из них о Божием человеколюбии, не жил в лености, рассуждая так: человеколюбив Бог, и когда я оставлю грех, то мне будет легко всё исправить. Есть ли адские муки?Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)Други наши, сегодня, в неделю о Страшном Суде Божием, грядущем, как тать, на всю вселенную, дне, когда решится окончательно и бесповоротно участь всякого земнородного, живущего и уже поглощенного смертью, когда каждый из нас услышит или: “...приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира”, или: “...идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его”. Слово перед исповедью в неделю о Страшном СудеПротоиерей Валериан КречетовВсякий грех, который ты видишь вокруг себя, должен напоминать тебе о твоей греховности. Через это чувство появляется, по милости Божией, и смирение, то есть действительное сознание своих немощей. И это чувство было присуще всем святым. Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Часть IПреподобный Ефрем СиринХристолюбивые братья мои, послушайте о Втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я о том часе и вострепетал от великого страха, помышляя, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себя слышимое? Тогда Царь царствующих, восстав с Престола славы Своей, сойдет посетить всех обитателей вселенной, сделать с ними расчет и, как следует Судии, достойным воздать добрую награду, а также подвергнуть казням заслуживших наказание.(MP3 файл. Продолжительность 21:28 мин. Размер 10.4 Mb ) Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Часть IIПреподобный Ефрем СиринКак есть различия наказаний здесь, так и в будущем веке. Живущие во вражде между собой, если случится им в таком состоянии переселиться из тела, в час Суда найдут себе неумолимое осуждение и как ненавистные будут посланы в кромешный огонь и нескончаемую тьму, потому что пренебрегли легкую заповедь Господню, которая гласит: любите друг друга – и отпущайте до семьдесят крат седмирицею.(MP3 файл. Продолжительность 17:38 мин. Размер 8.5 Mb ) Поучение в неделю мясопустную. О втором пришествии ХристовомВострепещут праведники от безмерной славы явившегося Судии, они воззрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды ветхими рубищами нищих: в правдах своих они не увидят залога к помилованию своему, – будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости. Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя мясопустная о Страшном СудеПротоиерей Александр ШаргуновЭти слова Евангелия — о тайне Первого и Второго При­шествия Христова. Первое Пришествие Его на землю было в уничижении, так что Его нельзя было отличить от других людей. Господь явился столь смиренно, что никто не заметил Его появления. Второе Пришествие будет совершенно иным: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы». Правда ли, что Страшный Суд будет проходить на Елеонской горе близ Иерусалима?Иеромонах Иов (Гумеров)Честный отче, я неоднократно слышал о том, что Страшный Суд будет проходить на Елеонской горе, близ Иерусалима. Скажите, это следует из Священного Писания или церковного Предания, либо это всего лишь фольклор? Почему Страшный Суд будет вершить именно Иисус Христос?Иеромонах Иов (Гумеров)Отче, объясните, пожалуйста, почему в Судный день суд вершит именно Иисус Христос? Спаси Вас Господи. После Страшного суда останется ли такое понятие как «время»?Иеромонах Иов (Гумеров)Меня интересует такой вопрос: после Страшного суда останется ли такое понятие как «время»? Всенощное бдение накануне Недели мясопустной в Сретенском монастыре24 января / 6 февраля. Суббота мясопустная. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 187:34 мин. Размер 90.1 Mb) Божественная литургия в Неделю мясопустную, о Страшном суде в Сретенском монастыре
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06252 c.