Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Формы и способы овладения методикой преподавания агиографии.

Спиридонова О. А.

Целеполагание имеет исключительно значение в преподавательской деятельности. Правильно поставленная цель во многом является залогом успеха в нашей деятельности. Какова же цель нашей деятельности в преподавании агиографии? Конечно, мы хотим, чтобы дети наши воцерковлялись, хотим привить им христианскую систему ценностей, воспитать патриотов, и т.д. Но для одного урока такая глобальная цель явно недостижима. Более конкретной, реальной целью будет почитание святого. А для этого необходимо поставить следующие задачи:
1) знание жизни святого,
2) подражание ему,
3) молитвенное обращение к святому.

Рассмотрим форму самоподготовки учителя к уроку по житию святого.

Прежде всего, успешное преподавание агиографии невозможно без личного духовного делания педагога. Только имея опыт молитвенного обращения к святому, имея любовь к нему, мы сможем привить это и детям. К духовной подготовке преподавателя относится молитва, паломничество к местам подвига или мощам святого, икона святого, и т.д. Духовный фактор имеет первостепенное значение в подготовке преподавателя.

Рассмотрим поэтапно действия педагога, готовящего урок по житию святого.

Первый этап - чтение литературы. Мы имеем целый спектр разного рода литературы, повествующей о жизни и деятельности святых. Особенность подготовки церковного педагога - это необходимость изучить весь этот спектр. Условно всю задействованную литературу можно разделить на 3 группы.

1. Церковная литература. Это - жития святых; богослужебные тексты, касающиеся прославления святого: это, прежде всего, тропари - в них содержится в краткой сжатой форме та самая главная заслуга, за которую Церковь и прославила святого (вообще тропарь - краткое песнопение, в котором изложено основное догматическое или историческое значение праздника); книги по церковной истории. По истории Русской Православной Церкви самыми полными исследованиями являются труды митрополита Макария Булгакова, А.В. Карташева, П.В. Знаменского. История Христианской Церкви I-XI вв. хорошо представлена исследованиями А.В. Карташева, протопресвитера Иоанна Мейендорфа, Н.Д. Тальберга, и др. Что важно для преподавателя, изучающего жизнь святого, в этих книгах по церковной истории? Эти труды всесторонне освещают духовный путь святого, в них содержится глубокий, церковный взгляд на все события его жизни, далеко не всегда совпадающий с оценками светских историков.

2. Научно-историческая литература. Это - учебники, исследования, взгляд знаменитых историков (например, Ключевского, Соловьева, Платонова). Эта литература нужна для того, чтобы узнать подробности жизни и деятельности святого, его и подвиги, и ошибки, общую обстановку эпохи. Церковный историк должен знать то, что наработано светскими историками, должен быть готов в любой момент дать ответ на какие-то спорные вопросы.

3. Детская литература. По церковной истории и агиографии мы не имеем пока адаптированных учебников для разных возрастов. Подобрать тексты, доступные для детей, можно в книгах Н.А. Бахметевой, "Подвижники и страдальцы" свящ. М. Едлинского, в житиях. Эти тексты можно использовать на уроке как раздаточный материал для работы.

Второй этап подготовки - определение основной мысли урока. Всесторонне ознакомившись с литературой, нужно увидеть, как вся жизнь и деятельность святого строится вокруг какой-то одной идеи, одного стержня. Необходимо раскрыть эту главную заслугу подвижника. Еще раз подчеркнем, что именно в тропаре, отточенном соборным сознанием Церкви, содержится понимание духовного подвига святого, при этом выраженное на возвышенном церковном языке.

Третий этап - собственно разработка урока.

  • Во-первых, как и в подготовке обычного урока, подбирается материал - те важные моменты, о которых необходимо сказать, обязательно включаются эпизоды, затрагивающие чувства ребенка (сочувствие, восхищение, и т.д.). Важно также подобрать интересные задания для детей, включающие работу с текстом, с иллюстрацией, сочинения, письменные или устные задания на сопоставление, сравнение и т.д. Говоря о земных событиях, необходимо постоянно выводить их на стяжание святости, на перспективу вечной жизни. Таким образом, весь подобранный материал должен работать на основной духовный стержень урока.
  • Во-вторых, необходимо выстроить логику урока: от частного к общему, например, от моментов личной жизни к общецерковному делу. (В качестве конкретных примеров можно привести развитие урока от личного крещения св. равноап. вел. князя Владимира к Крещению Руси, или от строительства первого храма к установлению праздника Покрова Божией Матери над всей русской землей при св. блгв. вел. князе Андрее Боголюбском).
  • В-третьих, провести "красной нитью" основную тему через весь материал.
  • В-четвертых, вывести разговор на какое-то побуждение детей к действию (найти, в чем ребенок может подражать святому), т.е. задействовать волю ребенка именно в вопросах духовной жизни. Ребенок четко должен понимать, что, следуя святому, он встает на путь стремления к святости, что и для него, как и для всех людей, возможно достижение святости, что он призван к святости самим Богом: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Четвертый этап. Проанализировать, насколько соответствуют итоги поставленным целям, насколько ясна основная мысль, насколько удалось вывести материал урока на собственную духовную жизнь детей.

Другие возможности обучения педагога

Преподавателю церковной истории в целом и агиографии в частности, помимо собственно исторических знаний, требуется серьезная подготовка по догматике и другим вероучительным дисциплинам, поскольку только в контексте всего Церковного Предания понятны порой становятся многие события и моменты в житии святого. (Например, чтобы суметь объяснить детям значение трудов святителя Филарета Московского, педагог должен как минимум иметь представление о корпусе богословских дисциплин).

Сегодня стало возможно получить духовное образование в нашем горноде. В Екатеринбурге существует филиал Православного Свято-Тихоновского Богословского университета, факультет теологии РГППУ, многочисленные катехизаторские и миссионерские курсы. Среди этого многообразия существует особая форма обучения педагогов методике преподавания церковных дисциплин, и в том числе - методике преподавания агиографии. С 2005 года при отделе церковно-приходских школ существует Годичный педагогический практикум для преподавателей церковно-приходских школ.

Каждое занятие педагогического практикума включает в себя лекцию, полноценный открытый урок (участникам выдается раздаточный материал), общее обсуждение урока, обмен опытом. Таким образом, педпрактикум соединяет все необходимые моменты подготовки педагога: он позволяет внутри одной темы осветить историко-богословские и церковно-канонические вопросы, которых касается житие святого, всесторонне рассмотреть его жизнь и деятельность, продемонстрировать на практике методическую разработку по данной теме, обсудить все возникшие вопросы и поделиться собственным опытом преподавания.

Формы подготовки педагога, преподающего агиографию, могут быть разными, но главное, всегда необходимо помнить - христиане в святых видят реальных личностей, своих молитвенников и заступников. Святые являются нашими помощниками в пути следования Христу. Поэтому в изучении агиографии на первом месте для нас всегда стоит личный подвиг святого, и мы изучаем его жизнь для того, чтобы по мере сил подражать ему.



Старый стиль 8Август понедельник Новый стиль) 21Август Седмица 12-я по Пятидесятнице. Глас 2. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Емилиана исповедника, еп. Кизического (815-820). Совершается служба с полиелеемПеренесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566), второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Свт. Мирона Чудотворца, еп. Критского (ок. 350). Прп. Григория, иконописца Печерского (XII). Прп. Григория Синаита (XIV). Мчч. Елевферия и Леонида (IV). Прмч. Иосифа (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1937). Сщмч. Никодима, архиеп. Костромского (1938). Толгской иконы Божией Матери (1314). Евангельские Чтения2 Кор., 179 зач., V, 10-15. Мк., 2 зач., I, 9-15 .* Если совершается служба прпп. Зосимы и Савватия, то на утрене читается Мф., 43 зач., XI, 27-30, а на литургии - дня и преподобных: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 5, 10-15; Мк. 1, 9-15). Господь начал проповедь Свою так: "исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие". В конце веков тоже будет сказано: исполнилось время, приблизилось Царствие; но будет прибавлено не "покайтесь и веруйте", а "исходите на суд". Время покаяния и трудов самоисправления кончилось; давай каждый отчет в том, что телом сделал благого или злого. Итак, пока время, поспешите воспользоваться им к своему спасению. Объятия Отчие отверсты к принятию всех приходящих с искренним чувством сокрушения о прошедшем, и с желанием поработать Богу впредь усердным исполнением заповедей Его святых. Для каждого из нас конец века - смерть: она дверь в другую жизнь. Почаще посматривай в нее и повернее для себя определяй: что же потом? - и определивши без жаления себя, примись за труды, чтоб заготовить неготовое ко вступлению туда, где радость нескончаемая, и к отстранению всего, что может подать право слугам тьмы кромешной возобладать нами и увлечь в свою область, откуда не будет уже выхода. Молитвы Кондак святителя Емилианаглас 3Добляго тя поборника по Троице явльшася/ Церковь славит, поющи, Емилиане,/ за нюже пострадал еси./ Сего ради почитаем память твою,// языческаго нашествия избави рабы твоя. Тропарь преподобных Зосимы и Савватия Соловецкихглас 4Постническое и равноангельское житие ваше, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вселенней познаны сотвори вас чудодеянии различными богоноснии, / просвещайте верою призывающия вы / и чтущия честную память вашу. Тропарь на перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецкихглас 8Яко светильницы явистеся всесветлии / во отоце окияна моря, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно Тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонуду силами чудес обогатистеся. / Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: / о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобных Зосимы и Савватия Соловецкихглас 2Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест, на рамо вземше, понесли есте,/ божественне вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие в руках, имуще,/ крепко победили есте бесовская ополчения;/ благодать Господню приемше целити недуги душ и телес/ притекающих к ракам честных мощей ваших,/ чудес лучи испущаете всюду./ Тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы Зосимо и Савватие,/ монахов удобрение. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Толгскаяглас 4Днесь светло сияет на Толге/ образ Твой, Пречистая Дево Богородице,/ и, яко солнце незаходимое,/ всегда верным подадеся,/ Егоже видев на воздусе,/ невидимо Ангелы, яко никим, держима,/ преосвященный епископ града Ростова Трифон/ тече ко явленному светящемуся столпу огненну,/ и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех./ И мы, к Тебе притекающе, зовем:/ Пресвятая Дево Богородице,/ верно Тя славящих спасай,/ страну нашу, архиереев/ и вся Российския народы от всех бед избавляй/ по велицей Твоей милости. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгскаяглас 8Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства. Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгскаяглас 8Странное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление,/ Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Ходатаице вечнаго блаженства. Службы8 января: Преподобного отца нашего Георгия Хозевита. Преподобной Домники. Емилиана исповедника 8 августа: Святого Емилиана исповедника, епископа Кизического 17 апреля: Преподобного Симеона Персидского. И преподобного Акакия, епископа Мелитинского. Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого 8 августа: Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких 27 сентября: Святого мученика Каллистрата, и дружины его. Преподобного Савватия Соловецкого Сайты приходов: Архангельская епархия:Храм прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев г. Архангельск Храм Зосимы и Савватия Соловецких дер. Ворзогоры Боровичская епархия:Храм иконы Божией Матери "Толгской" дер. Опочно Волгоградская епархия:Храм прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких пос. Котлубань Калужская епархия:Храм Рождества Христова на Кожевниках г. Калуга Касимовская епархия:Храм Богоявления Господня г. Касимов Костомукшская епархия:Храм Преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев г. Беломорск Костромская епархия:Храм Словенской иконы Божией Матери с. Словинка Котласская епархия:Храм Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев г. Шенкурск Храм Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев г. Няндома Кудымкарская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Оханск Курганская епархия:Храм Зосимы и Савватия Соловецких с. Темляково Московская епархия (городская): Храм Казанской иконы Божией Матери дер. Пучково Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь - женский монастырь пос. Зосимова Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких - в Гольяново г. Москва Храм святителя Николая в Котельниках г. Москва Храм Живоначальной Троицы в Чертаново г. Москва Николо-Перервинский монастырь г. Москва Московская епархия (областная):Вознесенский собор г. Звенигород Сретенский храм г. Серпухов Нарьян-Марская епархия:Кафедральный собор Богоявления Господня г. Нарьян-Мар Нижегородская епархия:Храм прп. Сергия Радонежского (Архиерейское подворье) г. Нижний Новгород Храм в честь Спаса Нерукотворного Образа с. Чистое поле Орловско-Болховская епархия:Храм Иконы Божией Матери Толгская дер. Башкатово Пермская епархия:Храм Николая Чудотворца в Кыласово Песоченская епархия:Храм Троицы Живоначальной дер. Анисово Городище Петрозаводская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Кемь Рыбинская епархия:Храм Спаса Нерукотворного Образа пос. Николо-Заболотье Храм Владимирской иконы Божией Матери с. Харинское Рязанская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Дмитриево Николо-Ямской храм г. Рязань Санкт-Петербургская епархия:Храм Зосимы и Савватия Соловецких в скиту Андрея Первозванного пос. Агафонов луг Скит св.ап. Андрея Первозванного с храмом свв. Прпп. Зосимы и Савватия Соловецких пос. Агафонов луг Ставропигиальные монастыри РПЦ:Храм Зосимы и Савватия Соловецких с. Фаустово Свято-Троицкая Сергиева Лавра г. Сергиев Посад Сыктывкарская и Воркутинская епархия:Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь пос. Кылтово Тверская епархия:Храм Вознесения Господня г. Торжок Храм Входа Господня в Иерусалим
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05684 c.