Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Образы святых в воспитании дошкольников.

Селянина Н. Н.

Период дошкольного детства - один из наиболее значимых в развитии ребенка: именно в этом возрасте в процессе накопления и освоения им социокультурного опыта он начинает различать добро и зло, у него формируются базовые качества личности (воля, мышление, совесть), образующие устойчивую индивидуальность человека [2, с. 4]. У ребенка формируются представления о внешнем мире, развиваются отношения с другими людьми, складываются духовные потребности, определяются чувства, желания. Переход современного образования на позиции личностно ориентированного, воспитывающего обучения выдвигает на первый план креативный и ценностный аспекты содержания образования.

В современном обществе, полном соблазнов и свободы от всего, дети становятся все менее управляемыми, и причина этого - искажение или отсутствие нравственного идеала и иерархии ценностей у большинства членов общества. Дети тонко чувствуют и перенимают это у взрослых. Нравственная позиция личности выражается в различении добра и зла, а также в готовности и способности сделать над собой усилие, чтобы в каждой ситуации поступить не так, как хочется, а так, как нужно, чтобы мы сами управляли своими чувствами, а не чувства управляли бы нами.

Многолетний опыт работы с дошкольниками позволяет утверждать, что уже в их сознании размывается грань между добром и злом, а в школьные годы этот процесс только усиливается. Но современные родители, педагоги детских садов и школ занимаются преимущественно развитием таких качеств детей как интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие, рассудочность, память, умение вести себя в обществе и другие внешние свойства, а также способности детей в разных областях знаний. При этом мало внимания обращается на развитие базовых свойств личности и укрепление внутренних сил души ребенка (любовь, разумность, ответственность и послушание, вера и верность, чувство долга и чести, умение созерцать и сочувствовать, сопереживать). Это объясняется тем, что на протяжении последних десятилетий подрастающие поколения воспитывались в условиях отсутствия истинных нравственных идеалов и ценностей. Если обобщить тысячелетнюю историю христианства на Руси, то мы увидим, что Заповеди Божии и святыни Православной веры почитались всеми сословиями и поколениями россиян, а любимыми с детства книгами в каждой русской семье были Псалтирь и жития святых. По ним не просто учились читать, по ним учились жить. О своих небесных покровителях дети узнавали с младенческих лет, знали их и любили, молитвенно обращались к ним. Ребенок дошкольного возраста уже был знаком с именами и житием наиболее известных своими подвигами и деяниями святых (преподобный Сергий Радонежский, святитель Николай Чудотворец, святые благоверные великие князья Александр Невский и Димитрий Донской, а также святые, особо почитаемые в родном краю). [4, с 20]. В русском обществе господствовало убеждение в том, что детей нужно воспитывать на самых высоких примерах служения Богу и Отечеству.

В наши дни, когда Православие возрождается, есть молодые семьи, в которых дети, как и раньше, приобщены через своих родителей к церковной жизни и воспитываются в традициях Православной веры. К сожалению, основная масса крещеных детей лишена не только практики православного воспитания, но не имеет даже некоторых знаний о жизни христианина, о церковных таинствах, о житиях святых. Этот пробел призваны восполнить педагоги, и чем раньше начнется духовно-нравственное развитие ребенка, тем более воспитатели могут надеяться на успех.

В современной жизни не часто встречаются семьи с православным укладом, где уже с раннего возраста ребенок приучается жить по правилам церковной жизни, но они есть, и об их опыте воспитания должны знать педагоги и родители. Воспитатели дошкольных учреждений могут передать и распространить этот опыт, а также наполнить новым содержанием формы работы с детьми, характерные для общественного воспитания (занятия, наблюдения на прогулках, целевые экскурсии, индивидуальная работа с ребенком и общие праздники). Такая работа уже проводится в ряде детских садов Нижнего Тагила. На базе детского сада № 196 третий год работает постоянно действующий семинар по изучению традиций русской культуры. Педагоги города посетили несколько открытых мероприятий - праздники Рождества и Пасхи, «Осенины» и «День Победы». Родители не только готовили к ним своих детей, но и сами принимали участие в постановках, исполнив роли Марии Магдалины и императора Тиверия, а также совместно с детьми приготовили много работ для пасхальной выставки. Занятия с детьми проходят в специально оборудованном помещении - в горнице. Образы святых ребенок видит на иконах в красном углу. Дети старшего возраста уже знакомы с житиями святых братьев Кирилла и Мефодия, святителя Николая, благоверного великого князя Александра Невского, великомученика Георгия Победоносца, узнают их изображения в детских книгах [1, с. 37, 83; 7, с. 13, 60], запоминают короткие стихи. Воспитатели, понимая необходимость духовно-нравственного просвещения родителей, готовят «Календарь памятных дат», страницы которого посвящены дням памяти святых и традиционным православным праздникам, о которых дети узнают на занятиях.

Мы в самом начале пути, поэтому о конкретных результатах говорить рано. Наша задача - формировать у детей целостное мировоззрение, устойчивую нравственную позицию личности на основе традиционных для России духовных ценностей и идеалов, понятий святости и благочестия. Идет накопление знаний и педагогического опыта, постижение смыслов родной культуры, знакомство с новой (вернее, давно забытой) лексикой и музыкальным репертуаром.

«...Знаки, символы, образы пространства и времени России образуют текст родной культуры. Очень важно, чтобы он не превратился со временем в загадочные иероглифы, чтобы этот текст могли читать и принимать новые поколения» [3, с 4].

Нужно уже с дошкольного возраста пробудить в детях уверенность, что история нашего народа, святыни Отечества и жития святых являются тем источником мудрости и силы, который необходим каждому человеку.
 

Литература

1. Азбука Истоков. Из серии «Урал. Человек. Истоки». Москва, 2004.
2. Гребеньков В. А., Меньшиков В. М. Основы православной культуры (программа). Курск, 1997.
3. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 6 класса. М., 2002.
4. Концепция духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в Российской Федерации. «Документы еженедельника «Воскресная школа», Москва, 2000.
5. Народный месяцеслов. М., Современник, 1992.
6. Основы православной культуры для дошкольников.
7. Супрун В. И. Православия святые имена. Волгоград, 1996.



Старый стиль 11Июнь среда Новый стиль) 24Июнь Седмица 4-я по Пятидесятнице. Глас 2. Петров пост. Пища с растительным маслом. Совершается служба с полиелеемАпостолов Варфоломея и Варнавы (I). Прп. Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского (1572). Иконы Божией Матери, именуемой "Достойно есть" ("Милующая") (X) Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 67 зач., XXI, 15-25 . Лит. - Рим., 105 зач., XI, 2-12. Мф., 42 зач., XI, 20-26. Апп.: Деян., 28 зач., XI, 19-26, 29-30. Лк., 51 зач., X, 16-21.* Если совершается полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», то на утрене читается Лк., 4 зач., I, 39-49, 56, а на литургии - дня и Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Рим. 11, 2-12; Мф. 11, 20-26). Господь много энамений показал в Капернауме, Вифсаиде и Хоразине; между тем, число уверовавших не соответствовало силе знамений. Потому-то Он строго и обличил эти города и присудил, что в день суда отраднее будет Тиру и Сидону, Содому и Гоморре, нежели городам тем. По этому образцу надо нам судить и о себе. Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших, и покоряя ей народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, - в св. мощах и чудотворных иконах, рассеянных по всей России! И, однако, во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и теологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет, зловерие и неверие поднимают голову, вера и Православие слабеют. Неужели же мы не об
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.08290 c.