Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Образы святых в воспитании дошкольников.

Селянина Н. Н.

Период дошкольного детства - один из наиболее значимых в развитии ребенка: именно в этом возрасте в процессе накопления и освоения им социокультурного опыта он начинает различать добро и зло, у него формируются базовые качества личности (воля, мышление, совесть), образующие устойчивую индивидуальность человека [2, с. 4]. У ребенка формируются представления о внешнем мире, развиваются отношения с другими людьми, складываются духовные потребности, определяются чувства, желания. Переход современного образования на позиции личностно ориентированного, воспитывающего обучения выдвигает на первый план креативный и ценностный аспекты содержания образования.

В современном обществе, полном соблазнов и свободы от всего, дети становятся все менее управляемыми, и причина этого - искажение или отсутствие нравственного идеала и иерархии ценностей у большинства членов общества. Дети тонко чувствуют и перенимают это у взрослых. Нравственная позиция личности выражается в различении добра и зла, а также в готовности и способности сделать над собой усилие, чтобы в каждой ситуации поступить не так, как хочется, а так, как нужно, чтобы мы сами управляли своими чувствами, а не чувства управляли бы нами.

Многолетний опыт работы с дошкольниками позволяет утверждать, что уже в их сознании размывается грань между добром и злом, а в школьные годы этот процесс только усиливается. Но современные родители, педагоги детских садов и школ занимаются преимущественно развитием таких качеств детей как интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие, рассудочность, память, умение вести себя в обществе и другие внешние свойства, а также способности детей в разных областях знаний. При этом мало внимания обращается на развитие базовых свойств личности и укрепление внутренних сил души ребенка (любовь, разумность, ответственность и послушание, вера и верность, чувство долга и чести, умение созерцать и сочувствовать, сопереживать). Это объясняется тем, что на протяжении последних десятилетий подрастающие поколения воспитывались в условиях отсутствия истинных нравственных идеалов и ценностей. Если обобщить тысячелетнюю историю христианства на Руси, то мы увидим, что Заповеди Божии и святыни Православной веры почитались всеми сословиями и поколениями россиян, а любимыми с детства книгами в каждой русской семье были Псалтирь и жития святых. По ним не просто учились читать, по ним учились жить. О своих небесных покровителях дети узнавали с младенческих лет, знали их и любили, молитвенно обращались к ним. Ребенок дошкольного возраста уже был знаком с именами и житием наиболее известных своими подвигами и деяниями святых (преподобный Сергий Радонежский, святитель Николай Чудотворец, святые благоверные великие князья Александр Невский и Димитрий Донской, а также святые, особо почитаемые в родном краю). [4, с 20]. В русском обществе господствовало убеждение в том, что детей нужно воспитывать на самых высоких примерах служения Богу и Отечеству.

В наши дни, когда Православие возрождается, есть молодые семьи, в которых дети, как и раньше, приобщены через своих родителей к церковной жизни и воспитываются в традициях Православной веры. К сожалению, основная масса крещеных детей лишена не только практики православного воспитания, но не имеет даже некоторых знаний о жизни христианина, о церковных таинствах, о житиях святых. Этот пробел призваны восполнить педагоги, и чем раньше начнется духовно-нравственное развитие ребенка, тем более воспитатели могут надеяться на успех.

В современной жизни не часто встречаются семьи с православным укладом, где уже с раннего возраста ребенок приучается жить по правилам церковной жизни, но они есть, и об их опыте воспитания должны знать педагоги и родители. Воспитатели дошкольных учреждений могут передать и распространить этот опыт, а также наполнить новым содержанием формы работы с детьми, характерные для общественного воспитания (занятия, наблюдения на прогулках, целевые экскурсии, индивидуальная работа с ребенком и общие праздники). Такая работа уже проводится в ряде детских садов Нижнего Тагила. На базе детского сада № 196 третий год работает постоянно действующий семинар по изучению традиций русской культуры. Педагоги города посетили несколько открытых мероприятий - праздники Рождества и Пасхи, «Осенины» и «День Победы». Родители не только готовили к ним своих детей, но и сами принимали участие в постановках, исполнив роли Марии Магдалины и императора Тиверия, а также совместно с детьми приготовили много работ для пасхальной выставки. Занятия с детьми проходят в специально оборудованном помещении - в горнице. Образы святых ребенок видит на иконах в красном углу. Дети старшего возраста уже знакомы с житиями святых братьев Кирилла и Мефодия, святителя Николая, благоверного великого князя Александра Невского, великомученика Георгия Победоносца, узнают их изображения в детских книгах [1, с. 37, 83; 7, с. 13, 60], запоминают короткие стихи. Воспитатели, понимая необходимость духовно-нравственного просвещения родителей, готовят «Календарь памятных дат», страницы которого посвящены дням памяти святых и традиционным православным праздникам, о которых дети узнают на занятиях.

Мы в самом начале пути, поэтому о конкретных результатах говорить рано. Наша задача - формировать у детей целостное мировоззрение, устойчивую нравственную позицию личности на основе традиционных для России духовных ценностей и идеалов, понятий святости и благочестия. Идет накопление знаний и педагогического опыта, постижение смыслов родной культуры, знакомство с новой (вернее, давно забытой) лексикой и музыкальным репертуаром.

«...Знаки, символы, образы пространства и времени России образуют текст родной культуры. Очень важно, чтобы он не превратился со временем в загадочные иероглифы, чтобы этот текст могли читать и принимать новые поколения» [3, с 4].

Нужно уже с дошкольного возраста пробудить в детях уверенность, что история нашего народа, святыни Отечества и жития святых являются тем источником мудрости и силы, который необходим каждому человеку.
 

Литература

1. Азбука Истоков. Из серии «Урал. Человек. Истоки». Москва, 2004.
2. Гребеньков В. А., Меньшиков В. М. Основы православной культуры (программа). Курск, 1997.
3. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 6 класса. М., 2002.
4. Концепция духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в Российской Федерации. «Документы еженедельника «Воскресная школа», Москва, 2000.
5. Народный месяцеслов. М., Современник, 1992.
6. Основы православной культуры для дошкольников.
7. Супрун В. И. Православия святые имена. Волгоград, 1996.



Старый стиль 5Август пятница Новый стиль) 18Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Совершается служба на шестьПредпразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Евсигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374). Прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV). Сщмч. Стефана пресвитера (1918). Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919). Сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921). Сщмч. Иоанна диакона (1939). Евангельские Чтения2 Кор., 177 зач., IV, 13-18. Мф., 100 зач., XXIV, 27-33, 42-51, и за субботу (под зачало): 1 Кор., 123 зач., I, 3-9. Мф., 78 зач., XIX, 3-12. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 4, 13-13; Мф. 24, 27-33. 42-51). "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!(1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12). Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают. Молитвы Тропарь предпразднстваглас 4Христово преображение предусрящем,/ светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:/ приспе день Божественнаго веселия,/ восходит на гору Фаворскую Владыка,// Божества Своего облистати красоту. Кондак предпразднстваглас 4Божественным днесь преображением/ человеческое все естество/ просиявает божественно,/ в веселии зовущее:// преобразуется Христос, спасаяй вся. Службы25 января: Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского 30 января: Священномученика Ипполита, папы Римского. Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста 5 августа: Предпразднество Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Святого мученика Евсигния Сайты приходов:Храм в честь иконы Божией Матери Одигитрия Смоленская с. Выездное (Нижегородская епархия) Храм Николая Чудотворца с. Николо-Крутины (Московская епархия (областная))
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.03886 c.