Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Методика изучения жития святой великомученицы Екатерины, покровительницы Екатеринбургской епархии.

Богданова А. А.

Когда мы говорим о воспитательном значении житий святых, невозможно не обратиться к подвигу святой великомученицы Екатерины, покровительницы Екатеринбургской епархии. Сегодня он чрезвычайно актуален, ведь снова, как в IV в., после жестоких гонений возрождается христианская вера. Ослабление гонений, совместное существование и открытое соперничество христианства и язычества, падение нравственности - характеристики и нашего века. Вопросы, какой подвиг предстоит нам завтра, готовы ли мы исповедовать свою веру, сделали ли мы своих детей христианами, побуждают нас обращаться к житию великомученицы.

Святая вмц. Екатерина - наша защитница от невидимых и видимых врагов, молитвенница перед Богом. Издавна христиане, имея искреннюю любовь к угодникам Божиим, зная их подвиги, жития, получая по молитве помощь от них, дорожили этими именами и давали их своим детям. Мы наречены в честь св. вмц. Екатерины. Что мы знаем о ней? Она, исключительно образованная и обладавшая Истинным знанием, - покровительница наук и ремесел (а значит, и искусства). Ей, как и свт. Николаю Чудотворцу, свв. равноапп. Кириллу и Мефодию, прп. Сергию Радонежскому, мы молимся об учении и учительстве. Святая - покровительница горного дела и, следовательно, всего Уральского края; покровительница г. Екатеринбурга и Екатеринбургской епархии. Каждый из нас носит ее имя. Святая угодница Божия, обитающая на небесах, по любви к братьям своим, живущим на земле, принимает живое участие в нашей судьбе: радуется нашей богоугодной жизни, скорбит о падениях и несчастиях, предстательствует за нас перед Всевышним, невидимо присутствует в жизни всех, прибегающих к ее помощи, и ограждает своим заступлением и покровом.

Участие святых в нашей судьбе возлагает на нас обязанность чтить и любить их, прибегать к ним с молитвами в нуждах и радовать их подражанием их подвигам и совершенствам. Исполнять эту обязанность мы должны по отношению ко всем святым, но в особенности к тем, чьи имена носим. По слову современного богослова, митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича), чьи труды по православному воспитанию известны многим педагогам, эта обязанность - радостная, дарованная нам любящим Богом.

Православные учителя объясняют детям, что великая подвижница веры Христовой стоит за нашим именем и готова придти к нам на помощь в любую минуту. Но нужно хорошо знать житие святой. Ведь кто не знает жизни и подвига, тот не может оценить их по достоинству, и, следовательно, не может надлежащим образом чтить святую. Прежде всего, мы узнаем, что означает имя святой (дети необычайно любят переводить имена). Екатерина - «вечно чистая» - требует особой чистоты и от нас. Мы узнаем о наречении имени нашему городу - не просто по желанию В.Н.Татищева, не просто по имени императрицы Екатерины I, а по Промыслу Божию, потому что Господь так нам предназначил. Наречение имени - событие огромной важности. Из Священной истории мы знаем: дать имя - это познать сущность, овладеть. Изменение имени связано с получением нового призвания, с изменением качества предмета. Поэтому большевики отказываются от покровительства святой, давая городу имя убийцы Свердлова, и разрушают собор св. вмц. Екатерины. Сегодня, вновь обратившись к имени великомученицы, уральцы могут надеяться на преображение жизни, на возвращение к идеалам Святой Руси по молитвам небесной предстательницы.

Почитая святую, необходимо обращаться к ней молитвенно, просить ее молитв на нас. «Молитвою... детям внушается, что они не животные, но чем-то обязаны, что есть Кто-то, Кому они должны поклоняться...», - говорит свт. Иннокентий. Для всех святых имеются специальные церковные песнопения - тропари и кондаки, созданы молитвы. Существуют специальные службы святым - молебны, которые каждый может заказать, если нужна особая помощь святого. Конечно, нужно выучить небольшую молитву святой и почаще обращаться к ней за помощью, советом, поддержкой: «Моли Бога о нас, святая угоднице Божия Екатерино, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорой помощнице и молитвеннице о душах наших. Аминь». Тогда между нами установится самая прочная, самая надежная связь - молитвенная, духовная. Важно воспитывать не потребительское отношение к святой - лишь прошения о наших нуждах, но желание самому измениться, сделать шаг к Богу, постараться веру свою и жизнь хоть на малую толику приблизить к жизни и вере святой.

У каждого из святых есть в Церкви особый день празднования. День памяти св. вмц. Екатерины - 7 декабря (по н.ст.), это именины Екатеринбурга, православный День города. А как справлять такой день? Помолиться небесной покровительнице! Постараться утром быть в храме, на богослужении, причаститься Святых Христовых Тайн, ибо выше общения с Господом нет ничего, и большей радости на земле не бывает. Можно приурочить к празднику поездку по святым местам, дарить особые, духовного значения подарки, провести урок, беседу, встречу, посвященные великомученице, рассказать о ней своим близким. Тогда наши общие именины станут отличаться высоким духовным смыслом. Отцы Церкви говорят, что в этот день существует особая молитвенная связь именинников со своим покровителем. Наша святая ждет этого дня для встречи с нами!

Продолжением темы может стать разговор о храмах и иконах. Страницы истории - любимейший и красивейший Екатерининский горный собор, сегодня - часовня во имя великомученицы. Почти в каждом храме есть образ святой вмц. Екатерины. Должен он быть и в домах горожан. Иконописные изображения святых имеют веками устоявшиеся формы. Иногда, не зная имени святого, можно по его образу определить, был ли он мучеником или святителем. В народе всегда тщательно береглась память о святых, кропотливо собирались сведения о них - черты внешности, одежды, детали обстановки, чтобы потом показать живую человеческую личность, но обязательно - просветленную близостью к Богу. Мы узнаем св. вмц. Екатерину по красному мученическому облачению, по Кресту в руках, по орудиям казни подле святой, по царскому венцу и перстню в знак обручения Христу Богу. Дети должны знать: икона указывает на причастие человека к Божественной жизни, выражает духовный опыт святости, показывает преображенный, вечный лик святого. Цель ее - молитва, направление молящегося на путь преображения. Святые своей жизнью представляют нам пример для подражания на нашем пути к Небесному Отечеству.

Необходимо подражать примеру жизни своего святого. Имя обязывает нас уподобляться ему в подвигах и добродетелях. Обстоятельства жизни святого, в честь которого мы наречены, особенность христианского служения и подвига, им совершенного, имеют для нас великое значение. Если угодник Божий был преподобным, угодил Богу в монашестве, то и мы должны особенно прилежно молиться, а если он был епископом Церкви, учителем благочестия, то и нам подобает стараться о приобретении духовных и светских знаний, чтобы затем, если Богу будет угодно, оказаться полезными для других. Каждый человек может иметь огромную поддержку от своего святого, подражая его жизни и поступкам! Святая Екатерина была мученицей, т.е. «свидетельницей», что и нас обязывает свидетельствовать перед миром, перед близкими о своей вере.

Церковь в акафисте называет св. вмц. Екатерину - «невеста Христова премудрая». Это имя дает педагогу понимание смысла образования - и в древности, и в современных условиях. Святая изучила творения всех языческих писателей, древних стихотворцев и философов, врачей, познала ораторское и диалектическое искусство. Но она презрела все это, как занятия суетные и бесполезные, по слову пророка Исаии: «Погублю премудрость премудрых, и разум разумных сокрыю». Великомученица обрела истинное Знание, став отражением, «зерцалом Божией мудрости». Победить надменных философов она могла лишь тогда, когда Господь к ее мудрости придал еще Премудрость, и она стяжала «херувимское Богопознание». Это событие показывает нам: знания появляются не от нашего разумения, а даются Богом по вере. Для чего? Не для удовлетворения страстей, не для достижения земного благополучия, а во славу Божию. И тогда все мудрецы «молчанием почитают дарования» верующего и любящего Бога человека. Святой Екатерине, по ее подвигу, дана благодать от Бога руководить нами к познанию истины. Поэтому мы, немощные, дерзаем и молим ее: «Даждь нам слово твое, во еже пети... Богу Аллилуиа». Именно такому применению знаний православный педагог учит своих детей, раскрывая перед ними человеческую жизнь как подвиг служения Богу и ближнему. Посвященный св. вмц. Екатерине «День знаний» - 1 сентября - становится днем Истины.

Православная Церковь в тропаре говорит, что св. вмц. Екатерина «добродетельми, яко лучами солнечными, просветила» окружающих язычников, отгнав «тьму неверия». Часто в житиях мы встречаем свидетельства о свете, которым сияют лики святых. Икона передает это явление света нимбом, указывая на внутреннее состояние человека, «паче солнца» сияющего благодатным светом. У святого «не только душа..., но и плоть исполняется духовного утешения и блаженства - радости о Бозе живе», по слову прп.Симеона Нового Богослова. Из жития мы видим, что свет и радость сопровождают «солнцеобразную деву»: увидев Христа, «она почувствовала в сердце своем такое веселие и такую радость, что с этого часа сердце ее предалось совершенно Божественной любви. И такая произошла в ней великая перемена, что она не помышляла более ни о чем земном, но только непрестанно днем и ночью размышляла о своем возлюбленном Женихе». Теперь она до самого мученического конца - сияющая «блаженным озарением». И все, кто соприкасается с ней, - царица Августа, воевода Порфирий, философы, воины, - уверовав, исполняются безмерной радости. И мы, читая житие, приобщаемся к свету, к вечной пасхальной радости будущего воскресения.

К преображению призывает нас святая великомученица. Что происходит с человеком, ставшим православным? Можем ли мы сказать, что сбросили груз греха и «облеклись в одежду обновления духа»? Готовы ли подражать своей покровительнице? А ведь это промыслительно, что именно она - наша заступница. Она призывает нас к подвигу, может быть, и к подвигу учительскому - просветительскому, исповедническому.

Сегодня много говорится о разрушении семьи. Святая учит нас послушанию и матери, и духовному отцу, учит, как сохранить чистоту «ангельской равную». Но во главе угла - следование за Христом в подвиге веры и любви. Люди обвиняют Екатерину в жестокосердии и безрассудности, «яко не пощадила еси сладкого живота в цвете юности». Учим ли мы своих воспитанников устремляться к небесному, искать высших ценностей или учим «щадить сладкий живот», наслаждаться благами этой жизни? Святая обращается к сожалеющим о ее мученическом конце: «Оставьте ваш бесполезный плач. Радуйтесь, что вижу возлюбленного Жениха, Иисуса Христа... Итак, не обо мне, а о себе плачьте, потому что за свое неверие вы пойдете в огонь вечный на бесконечные мучения». К каждому из нас обращается великомученица: «О себе плачьте, о своих грехах, о своем падении». И мы, видя в ней, по словам акафиста, «воеводу, полк Божий к вечному величеству предпославшую», надеемся с ее помощью обрести спасение. Мы молим ее: «Положи нам к Небеси стезю проходну», чтобы мы «презрев мира и плоти соблазны, достойны явимся Божественныя славы и к разширению святыя нашея Православныя веры сосуды достойны соделаемся». Т.е. чтобы через нашу веру по молитвам св. вмц. Екатерины укреплялось Православие.

Святая является не только нашей молитвенницей и заступницей, но и образом того, чем мы могли бы быть. Научиться самим от жизни своей небесной покровительницы и научить наших детей мы обязаны. Когда маленькая девочка Екатерина в церковной школе читает житие угодницы и говорит: «Как я хочу быть святой!», она встает на путь уподобления Богу, святости, обожения, в чем есть цель жизни человека. Далее пойдет трудный путь восхождения. Педагог, пока он находится рядом, может ей помочь. Обратим же к нашим детям слова преподобного Амвросия Оптинского: «Сердечно желаю тебе жить сообразно твоему имени, по сказанному: по имени и житие твое да будет».



Старый стиль 11Ноябрь пятница Новый стиль) 24Ноябрь Седмица 25-я по Пятидесятнице. Глас 7. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомВмч. Мины (304). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Викентия (304). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Феодора Студита, исп (826). Совершается служба на шестьБлж. Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1434). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.). Прп. Мартирия Зеленецкого (1603). Сщмч. Евгения пресвитера (1937). Евангельские Чтения2 Сол., 277 зач., III, 6-18. Лк., 73 зач., XIII, 31-35. Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Мф., 38 зач., X, 32-33, 37-38; XIX, 27-30. Прп.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12 .* Если совершается служба блж. Максима, то на литургии чтения дня и блаженного: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Фес. 3, 6-18; Лк. 13, 31-35). "Се оставляется дом ваш пуст", сказал Господь об Иерусалиме. Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда. Спириты придумали множество рождений, как средство к перечищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может таким же явиться и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец, а ему придти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж, конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собою в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад! Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, затем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда. Молитвы Кондак мучеников Виктора, Стефаниды и Викентияглас 4Иже славе, Господи и всех Содетелю,/ Ты в мире явил еси украшенных добродетельми страстотерпцы и мученики,/ да омут непобедимую победу. Тропарь блаженного Максима, Христа ради юродивогоглас 5Наготою телесною и терпением/ обнажил еси вражия коварствия,/ обличая неподобное его деяние,/ зельне стражда солнечный вар/ и нуждныя великия студени,/ мраза и огня не чул еси,/ Божиею помощию покрываемь,/ Максиме премудре,/ о верою творящих память твою честно/ и усердно притекающих к мощем твоим/ моли избавитися от бед/ и падения избежати. Кондак блаженного Максима, Христа ради юродивогоглас 2Вышния красоты желая,/ нижния сладости и телесная одеяния в ничтоже вменил еси/ и нестяжание паче суетнаго мира возлюбил еси./ Ангельское житие проходя,/ скончался еси, блаженне Максиме:/ с нимиже Христа моли непрестанно о всех нас. Тропарь преподобного Мартирия Зеленецкогоглас 2От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/ отечество оставил еси/ и, всех мирских мятежей уклонився,/ в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси:/ отнюдуже уведев непроходную пустыню,/ крестовидною зарею показанную,/ желательне ю обрел еси,/ и, в ней вселився,/ иночествующих собрал еси,/ и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/ трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/ Емуже молися, Богомудре Мартирие,/ даровати душам нашим велию милость. Кондак преподобного Мартирия Зеленецкогоглас 8Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/ и, в пустыню вселився,/ тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/ и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./ Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/ еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/ и о всех правоверных, да зовем ти:/ радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель. Тропарь великомученика Миныглас 4Яко Безплотным собеседника/ и страстотерпцем единовсельника,/ сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя,/ мира мирови испроси// и душам нашим велия милости. Показать ещё молитвы Кондак великомученика Миныглас 4Воинства исхити привременнаго/ и нетленнаго показа тя Небеснаго общника,/ страстотерпче Мино,/ Христос, Бог наш,// Иже мучеников нетленный венец. Тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 4В терпении добрострадальных подвиг твоих/ многообразныя раны претерпел еси,/ и по кончине своей/ венец от Бога с мученическими лики восприемлеши,/ и в земли кротких достойно водворяешися, блаженне,/ о нас Христа Бога моли/ даровати душам нашим велию милость. Ин тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 4Царство, еже на земли добре окормляя, страдальче,/ и, багряницу нося, смиренно стяжал еси мудрование,/ нищих посещая и сим хлеб раздробляя,/ тем Пребожественная Троица/ Царствия купно и мученичества венцем увязе тя. Кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 3В царех благочестно пожив/ и страдания путь прошед, веледушне,/ и страдальцем равночестен венечник явился еси,/ и церковь твоя прославляет тя славно,/ святыми благоуханными мощми твоими освящаема,/ темже почитаем и тайно вопием ти:/ от бед избави нас молитвами твоими, святе. Ин кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 4Другаго Константина стяжа тя Церковь благочестием, блаженне,/ и кротостию, правдою и милостынями,/ но и великомученика и страдальца истинна./ Темже и, тобою красящися, вопиет:/ Стефан мне похвала и утверждение. Тропарь преподобнаго Феодора Студитаглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ Феодоре премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобнаго Феодора Студитаглас 2Постническое и равноангельное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Феодоре./ С ними Христу Богу моляся// не престай о всех нас. Службы11 ноября: Святых мучеников Мины Виктора и Викентия. Святой мученицы Стефаниды. Преподобного Феодора Студита, исповедника. Блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца Сайты приходов: Великолукская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Успенское Казанская епархия:Храм в честь "Казанской" иконы Божией Матери с. Смолдеярово Калачевская епархия:Храм м
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05303 c.