Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

21.01.2019 | Газета православных трезвенников ТРЕЗВЕНИЕ № 1 (194) Январь 2019 г.

15.12.2018 | Межконфессиональный диалог и единение российской нации

11.12.2018 | Газета православных трезвенников "ТРЕЗВЕНИЕ" № 8 (193) Ноябрь-декабрь 2018 г. АБСОЛЮТНАЯ ТРЕЗВОСТЬ БОГОУГОДНА

08.12.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

03.12.2018 | Семинар в Полевском

26.11.2018 | Сертификат модератора

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Методика изучения жития святой великомученицы Екатерины, покровительницы Екатеринбургской епархии.

Богданова А. А.

Когда мы говорим о воспитательном значении житий святых, невозможно не обратиться к подвигу святой великомученицы Екатерины, покровительницы Екатеринбургской епархии. Сегодня он чрезвычайно актуален, ведь снова, как в IV в., после жестоких гонений возрождается христианская вера. Ослабление гонений, совместное существование и открытое соперничество христианства и язычества, падение нравственности - характеристики и нашего века. Вопросы, какой подвиг предстоит нам завтра, готовы ли мы исповедовать свою веру, сделали ли мы своих детей христианами, побуждают нас обращаться к житию великомученицы.

Святая вмц. Екатерина - наша защитница от невидимых и видимых врагов, молитвенница перед Богом. Издавна христиане, имея искреннюю любовь к угодникам Божиим, зная их подвиги, жития, получая по молитве помощь от них, дорожили этими именами и давали их своим детям. Мы наречены в честь св. вмц. Екатерины. Что мы знаем о ней? Она, исключительно образованная и обладавшая Истинным знанием, - покровительница наук и ремесел (а значит, и искусства). Ей, как и свт. Николаю Чудотворцу, свв. равноапп. Кириллу и Мефодию, прп. Сергию Радонежскому, мы молимся об учении и учительстве. Святая - покровительница горного дела и, следовательно, всего Уральского края; покровительница г. Екатеринбурга и Екатеринбургской епархии. Каждый из нас носит ее имя. Святая угодница Божия, обитающая на небесах, по любви к братьям своим, живущим на земле, принимает живое участие в нашей судьбе: радуется нашей богоугодной жизни, скорбит о падениях и несчастиях, предстательствует за нас перед Всевышним, невидимо присутствует в жизни всех, прибегающих к ее помощи, и ограждает своим заступлением и покровом.

Участие святых в нашей судьбе возлагает на нас обязанность чтить и любить их, прибегать к ним с молитвами в нуждах и радовать их подражанием их подвигам и совершенствам. Исполнять эту обязанность мы должны по отношению ко всем святым, но в особенности к тем, чьи имена носим. По слову современного богослова, митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича), чьи труды по православному воспитанию известны многим педагогам, эта обязанность - радостная, дарованная нам любящим Богом.

Православные учителя объясняют детям, что великая подвижница веры Христовой стоит за нашим именем и готова придти к нам на помощь в любую минуту. Но нужно хорошо знать житие святой. Ведь кто не знает жизни и подвига, тот не может оценить их по достоинству, и, следовательно, не может надлежащим образом чтить святую. Прежде всего, мы узнаем, что означает имя святой (дети необычайно любят переводить имена). Екатерина - «вечно чистая» - требует особой чистоты и от нас. Мы узнаем о наречении имени нашему городу - не просто по желанию В.Н.Татищева, не просто по имени императрицы Екатерины I, а по Промыслу Божию, потому что Господь так нам предназначил. Наречение имени - событие огромной важности. Из Священной истории мы знаем: дать имя - это познать сущность, овладеть. Изменение имени связано с получением нового призвания, с изменением качества предмета. Поэтому большевики отказываются от покровительства святой, давая городу имя убийцы Свердлова, и разрушают собор св. вмц. Екатерины. Сегодня, вновь обратившись к имени великомученицы, уральцы могут надеяться на преображение жизни, на возвращение к идеалам Святой Руси по молитвам небесной предстательницы.

Почитая святую, необходимо обращаться к ней молитвенно, просить ее молитв на нас. «Молитвою... детям внушается, что они не животные, но чем-то обязаны, что есть Кто-то, Кому они должны поклоняться...», - говорит свт. Иннокентий. Для всех святых имеются специальные церковные песнопения - тропари и кондаки, созданы молитвы. Существуют специальные службы святым - молебны, которые каждый может заказать, если нужна особая помощь святого. Конечно, нужно выучить небольшую молитву святой и почаще обращаться к ней за помощью, советом, поддержкой: «Моли Бога о нас, святая угоднице Божия Екатерино, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорой помощнице и молитвеннице о душах наших. Аминь». Тогда между нами установится самая прочная, самая надежная связь - молитвенная, духовная. Важно воспитывать не потребительское отношение к святой - лишь прошения о наших нуждах, но желание самому измениться, сделать шаг к Богу, постараться веру свою и жизнь хоть на малую толику приблизить к жизни и вере святой.

У каждого из святых есть в Церкви особый день празднования. День памяти св. вмц. Екатерины - 7 декабря (по н.ст.), это именины Екатеринбурга, православный День города. А как справлять такой день? Помолиться небесной покровительнице! Постараться утром быть в храме, на богослужении, причаститься Святых Христовых Тайн, ибо выше общения с Господом нет ничего, и большей радости на земле не бывает. Можно приурочить к празднику поездку по святым местам, дарить особые, духовного значения подарки, провести урок, беседу, встречу, посвященные великомученице, рассказать о ней своим близким. Тогда наши общие именины станут отличаться высоким духовным смыслом. Отцы Церкви говорят, что в этот день существует особая молитвенная связь именинников со своим покровителем. Наша святая ждет этого дня для встречи с нами!

Продолжением темы может стать разговор о храмах и иконах. Страницы истории - любимейший и красивейший Екатерининский горный собор, сегодня - часовня во имя великомученицы. Почти в каждом храме есть образ святой вмц. Екатерины. Должен он быть и в домах горожан. Иконописные изображения святых имеют веками устоявшиеся формы. Иногда, не зная имени святого, можно по его образу определить, был ли он мучеником или святителем. В народе всегда тщательно береглась память о святых, кропотливо собирались сведения о них - черты внешности, одежды, детали обстановки, чтобы потом показать живую человеческую личность, но обязательно - просветленную близостью к Богу. Мы узнаем св. вмц. Екатерину по красному мученическому облачению, по Кресту в руках, по орудиям казни подле святой, по царскому венцу и перстню в знак обручения Христу Богу. Дети должны знать: икона указывает на причастие человека к Божественной жизни, выражает духовный опыт святости, показывает преображенный, вечный лик святого. Цель ее - молитва, направление молящегося на путь преображения. Святые своей жизнью представляют нам пример для подражания на нашем пути к Небесному Отечеству.

Необходимо подражать примеру жизни своего святого. Имя обязывает нас уподобляться ему в подвигах и добродетелях. Обстоятельства жизни святого, в честь которого мы наречены, особенность христианского служения и подвига, им совершенного, имеют для нас великое значение. Если угодник Божий был преподобным, угодил Богу в монашестве, то и мы должны особенно прилежно молиться, а если он был епископом Церкви, учителем благочестия, то и нам подобает стараться о приобретении духовных и светских знаний, чтобы затем, если Богу будет угодно, оказаться полезными для других. Каждый человек может иметь огромную поддержку от своего святого, подражая его жизни и поступкам! Святая Екатерина была мученицей, т.е. «свидетельницей», что и нас обязывает свидетельствовать перед миром, перед близкими о своей вере.

Церковь в акафисте называет св. вмц. Екатерину - «невеста Христова премудрая». Это имя дает педагогу понимание смысла образования - и в древности, и в современных условиях. Святая изучила творения всех языческих писателей, древних стихотворцев и философов, врачей, познала ораторское и диалектическое искусство. Но она презрела все это, как занятия суетные и бесполезные, по слову пророка Исаии: «Погублю премудрость премудрых, и разум разумных сокрыю». Великомученица обрела истинное Знание, став отражением, «зерцалом Божией мудрости». Победить надменных философов она могла лишь тогда, когда Господь к ее мудрости придал еще Премудрость, и она стяжала «херувимское Богопознание». Это событие показывает нам: знания появляются не от нашего разумения, а даются Богом по вере. Для чего? Не для удовлетворения страстей, не для достижения земного благополучия, а во славу Божию. И тогда все мудрецы «молчанием почитают дарования» верующего и любящего Бога человека. Святой Екатерине, по ее подвигу, дана благодать от Бога руководить нами к познанию истины. Поэтому мы, немощные, дерзаем и молим ее: «Даждь нам слово твое, во еже пети... Богу Аллилуиа». Именно такому применению знаний православный педагог учит своих детей, раскрывая перед ними человеческую жизнь как подвиг служения Богу и ближнему. Посвященный св. вмц. Екатерине «День знаний» - 1 сентября - становится днем Истины.

Православная Церковь в тропаре говорит, что св. вмц. Екатерина «добродетельми, яко лучами солнечными, просветила» окружающих язычников, отгнав «тьму неверия». Часто в житиях мы встречаем свидетельства о свете, которым сияют лики святых. Икона передает это явление света нимбом, указывая на внутреннее состояние человека, «паче солнца» сияющего благодатным светом. У святого «не только душа..., но и плоть исполняется духовного утешения и блаженства - радости о Бозе живе», по слову прп.Симеона Нового Богослова. Из жития мы видим, что свет и радость сопровождают «солнцеобразную деву»: увидев Христа, «она почувствовала в сердце своем такое веселие и такую радость, что с этого часа сердце ее предалось совершенно Божественной любви. И такая произошла в ней великая перемена, что она не помышляла более ни о чем земном, но только непрестанно днем и ночью размышляла о своем возлюбленном Женихе». Теперь она до самого мученического конца - сияющая «блаженным озарением». И все, кто соприкасается с ней, - царица Августа, воевода Порфирий, философы, воины, - уверовав, исполняются безмерной радости. И мы, читая житие, приобщаемся к свету, к вечной пасхальной радости будущего воскресения.

К преображению призывает нас святая великомученица. Что происходит с человеком, ставшим православным? Можем ли мы сказать, что сбросили груз греха и «облеклись в одежду обновления духа»? Готовы ли подражать своей покровительнице? А ведь это промыслительно, что именно она - наша заступница. Она призывает нас к подвигу, может быть, и к подвигу учительскому - просветительскому, исповедническому.

Сегодня много говорится о разрушении семьи. Святая учит нас послушанию и матери, и духовному отцу, учит, как сохранить чистоту «ангельской равную». Но во главе угла - следование за Христом в подвиге веры и любви. Люди обвиняют Екатерину в жестокосердии и безрассудности, «яко не пощадила еси сладкого живота в цвете юности». Учим ли мы своих воспитанников устремляться к небесному, искать высших ценностей или учим «щадить сладкий живот», наслаждаться благами этой жизни? Святая обращается к сожалеющим о ее мученическом конце: «Оставьте ваш бесполезный плач. Радуйтесь, что вижу возлюбленного Жениха, Иисуса Христа... Итак, не обо мне, а о себе плачьте, потому что за свое неверие вы пойдете в огонь вечный на бесконечные мучения». К каждому из нас обращается великомученица: «О себе плачьте, о своих грехах, о своем падении». И мы, видя в ней, по словам акафиста, «воеводу, полк Божий к вечному величеству предпославшую», надеемся с ее помощью обрести спасение. Мы молим ее: «Положи нам к Небеси стезю проходну», чтобы мы «презрев мира и плоти соблазны, достойны явимся Божественныя славы и к разширению святыя нашея Православныя веры сосуды достойны соделаемся». Т.е. чтобы через нашу веру по молитвам св. вмц. Екатерины укреплялось Православие.

Святая является не только нашей молитвенницей и заступницей, но и образом того, чем мы могли бы быть. Научиться самим от жизни своей небесной покровительницы и научить наших детей мы обязаны. Когда маленькая девочка Екатерина в церковной школе читает житие угодницы и говорит: «Как я хочу быть святой!», она встает на путь уподобления Богу, святости, обожения, в чем есть цель жизни человека. Далее пойдет трудный путь восхождения. Педагог, пока он находится рядом, может ей помочь. Обратим же к нашим детям слова преподобного Амвросия Оптинского: «Сердечно желаю тебе жить сообразно твоему имени, по сказанному: по имени и житие твое да будет».



Старый стиль 10Январь понедельник Новый стиль) 23Январь Седмица 32-я по Пятидесятнице. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Григория, еп. Нисского (395). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Маркиана пресвитера (V). Совершается служба на шестьПрп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Совершается служба с полиелеемСвт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9 . Лит. - Иак., 53 зач., II, 14-26. Мк., 48 зач., X, 46-52. Свт. Феофана: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16. Свт. Григория: 1 Кор., 151 зач., XII, 7-11. Мф., 34 зач. (от полу́), X, 1-8 . * Чтения свт. Феофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. * * Чтения свт. Григория читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52). "Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют. Молитвы Тропарь святителя Григория и преподобного Дометианаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Кондак святителя Григорияглас 1Оком душевным бодрствуя, святителю,/ бодр пастырь явился еси миру,/ и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим/ вся отгнал еси злославныя, яко волки,/ невредно соблюд стадо,// Григорие всемудре. Ин кондак святителя Григорияглас 2Церкве Божественный иерарх/ и премудрости честный тайноглагольник, / Ниссийский бодрый ум, Григорий,/ со Ангелы ликовствуя/ и наслаждался Божественным светом,/ молится непрестанно о всех нас. Тропарь преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 1Божественною любовию от юности распалаемь, Павле преподобне, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси / и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, / со зверьми жити весь Христу. / Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, / даром чудес и по преставлении обогати тя. / Темже вопием ти: / моли непрестанно о всех нас, / честную память твою присно в песнех почитающих. Кондак преподобного Павла Комельского (Обнорского)глас 8Все твое умное желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. / Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю. Тропарь святителя Феофанаглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителя Феофанаглас 4Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас. Службы10 января: Святителя Григория, епископа Нисского. Преподобного Дометиана, епископа Мелитинского. Преподобного Маркиана, пресвитера и эконома Великой церкви. Преподобного Павла Обнорского, вологодского чудотворца 10 января: Святителя Феофана, затворника Вышенского Сайты приходов:Кафедральный собор Николая Чудотворца г. Чистополь (Чистопольская епархия) Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь с. Юношеское (Вологодская епархия) Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь с. Макарий-на-Письме (Костромская епархия) Храм Петра и Павла в Новинках г. Вологда (Вологодская епархия) Благовещенский епархиальный женский монастырь с. Ожога (Липецкая епархия) Храм Феофана Затворника г. Новоаннинский (Урюпинская и Новоаннинская епархия) Храм Феофана Затворника г. Красноармейск (Балашовская епархия) Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба (Переславская епархия) Статьи на Православие.Ru Церковь в конце IV векаПротоиерей Владислав ЦыпинВ ответ на требование императора передать храм арианам святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пожалуйста, не воображай, государь, что ты имеешь какое-нибудь императорское право и над божественными предметами… Императору принадлежат дворцы, церкви – священнику… Что может быть почетнее для императора, как не то, что его называют сыном Церкви? Император в Церкви, а не выше Церкви». О «противоречиях Библии» и нехристианском образованииБыл ли законодатель Моисей законопреступником? Каков иносказательный смысл истории о невозвращенных ценностях? И противоречит ли он смыслу буквальному? Памяти в Бозе почившего епископа Феофана ЗатворникаВ наш буйный век духовного растленья / Воочию он миру показал, / Что в людях не погибли высшие стремленья, / И не померк в их сердце идеал. Два святителя – как три святителяДиакон Павел СержантовНаши предпочтения… Ну, как без них обойтись? Они относятся и к бытовой стороне жизни, и к самой возвышенной стороне – религиозной. За последние годы приходится все чаще слышать, что святитель Игнатий Брянчанинов для православных предпочтительнее святителя Феофана Затворника. В степени предпочтения есть варианты. Наиболее радикальный: святителя Феофана вообще игнорируют, а святителя Игнатия объявляют «необходимым и достаточным» выразителем для всей святоотеческой традиции. Более умеренные варианты святителю Игнатию дают статус учителя, а святителю Феофану – ученика.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.13519 c.