Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Методика изучения жития святой великомученицы Екатерины, покровительницы Екатеринбургской епархии.

Богданова А. А.

Когда мы говорим о воспитательном значении житий святых, невозможно не обратиться к подвигу святой великомученицы Екатерины, покровительницы Екатеринбургской епархии. Сегодня он чрезвычайно актуален, ведь снова, как в IV в., после жестоких гонений возрождается христианская вера. Ослабление гонений, совместное существование и открытое соперничество христианства и язычества, падение нравственности - характеристики и нашего века. Вопросы, какой подвиг предстоит нам завтра, готовы ли мы исповедовать свою веру, сделали ли мы своих детей христианами, побуждают нас обращаться к житию великомученицы.

Святая вмц. Екатерина - наша защитница от невидимых и видимых врагов, молитвенница перед Богом. Издавна христиане, имея искреннюю любовь к угодникам Божиим, зная их подвиги, жития, получая по молитве помощь от них, дорожили этими именами и давали их своим детям. Мы наречены в честь св. вмц. Екатерины. Что мы знаем о ней? Она, исключительно образованная и обладавшая Истинным знанием, - покровительница наук и ремесел (а значит, и искусства). Ей, как и свт. Николаю Чудотворцу, свв. равноапп. Кириллу и Мефодию, прп. Сергию Радонежскому, мы молимся об учении и учительстве. Святая - покровительница горного дела и, следовательно, всего Уральского края; покровительница г. Екатеринбурга и Екатеринбургской епархии. Каждый из нас носит ее имя. Святая угодница Божия, обитающая на небесах, по любви к братьям своим, живущим на земле, принимает живое участие в нашей судьбе: радуется нашей богоугодной жизни, скорбит о падениях и несчастиях, предстательствует за нас перед Всевышним, невидимо присутствует в жизни всех, прибегающих к ее помощи, и ограждает своим заступлением и покровом.

Участие святых в нашей судьбе возлагает на нас обязанность чтить и любить их, прибегать к ним с молитвами в нуждах и радовать их подражанием их подвигам и совершенствам. Исполнять эту обязанность мы должны по отношению ко всем святым, но в особенности к тем, чьи имена носим. По слову современного богослова, митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича), чьи труды по православному воспитанию известны многим педагогам, эта обязанность - радостная, дарованная нам любящим Богом.

Православные учителя объясняют детям, что великая подвижница веры Христовой стоит за нашим именем и готова придти к нам на помощь в любую минуту. Но нужно хорошо знать житие святой. Ведь кто не знает жизни и подвига, тот не может оценить их по достоинству, и, следовательно, не может надлежащим образом чтить святую. Прежде всего, мы узнаем, что означает имя святой (дети необычайно любят переводить имена). Екатерина - «вечно чистая» - требует особой чистоты и от нас. Мы узнаем о наречении имени нашему городу - не просто по желанию В.Н.Татищева, не просто по имени императрицы Екатерины I, а по Промыслу Божию, потому что Господь так нам предназначил. Наречение имени - событие огромной важности. Из Священной истории мы знаем: дать имя - это познать сущность, овладеть. Изменение имени связано с получением нового призвания, с изменением качества предмета. Поэтому большевики отказываются от покровительства святой, давая городу имя убийцы Свердлова, и разрушают собор св. вмц. Екатерины. Сегодня, вновь обратившись к имени великомученицы, уральцы могут надеяться на преображение жизни, на возвращение к идеалам Святой Руси по молитвам небесной предстательницы.

Почитая святую, необходимо обращаться к ней молитвенно, просить ее молитв на нас. «Молитвою... детям внушается, что они не животные, но чем-то обязаны, что есть Кто-то, Кому они должны поклоняться...», - говорит свт. Иннокентий. Для всех святых имеются специальные церковные песнопения - тропари и кондаки, созданы молитвы. Существуют специальные службы святым - молебны, которые каждый может заказать, если нужна особая помощь святого. Конечно, нужно выучить небольшую молитву святой и почаще обращаться к ней за помощью, советом, поддержкой: «Моли Бога о нас, святая угоднице Божия Екатерино, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорой помощнице и молитвеннице о душах наших. Аминь». Тогда между нами установится самая прочная, самая надежная связь - молитвенная, духовная. Важно воспитывать не потребительское отношение к святой - лишь прошения о наших нуждах, но желание самому измениться, сделать шаг к Богу, постараться веру свою и жизнь хоть на малую толику приблизить к жизни и вере святой.

У каждого из святых есть в Церкви особый день празднования. День памяти св. вмц. Екатерины - 7 декабря (по н.ст.), это именины Екатеринбурга, православный День города. А как справлять такой день? Помолиться небесной покровительнице! Постараться утром быть в храме, на богослужении, причаститься Святых Христовых Тайн, ибо выше общения с Господом нет ничего, и большей радости на земле не бывает. Можно приурочить к празднику поездку по святым местам, дарить особые, духовного значения подарки, провести урок, беседу, встречу, посвященные великомученице, рассказать о ней своим близким. Тогда наши общие именины станут отличаться высоким духовным смыслом. Отцы Церкви говорят, что в этот день существует особая молитвенная связь именинников со своим покровителем. Наша святая ждет этого дня для встречи с нами!

Продолжением темы может стать разговор о храмах и иконах. Страницы истории - любимейший и красивейший Екатерининский горный собор, сегодня - часовня во имя великомученицы. Почти в каждом храме есть образ святой вмц. Екатерины. Должен он быть и в домах горожан. Иконописные изображения святых имеют веками устоявшиеся формы. Иногда, не зная имени святого, можно по его образу определить, был ли он мучеником или святителем. В народе всегда тщательно береглась память о святых, кропотливо собирались сведения о них - черты внешности, одежды, детали обстановки, чтобы потом показать живую человеческую личность, но обязательно - просветленную близостью к Богу. Мы узнаем св. вмц. Екатерину по красному мученическому облачению, по Кресту в руках, по орудиям казни подле святой, по царскому венцу и перстню в знак обручения Христу Богу. Дети должны знать: икона указывает на причастие человека к Божественной жизни, выражает духовный опыт святости, показывает преображенный, вечный лик святого. Цель ее - молитва, направление молящегося на путь преображения. Святые своей жизнью представляют нам пример для подражания на нашем пути к Небесному Отечеству.

Необходимо подражать примеру жизни своего святого. Имя обязывает нас уподобляться ему в подвигах и добродетелях. Обстоятельства жизни святого, в честь которого мы наречены, особенность христианского служения и подвига, им совершенного, имеют для нас великое значение. Если угодник Божий был преподобным, угодил Богу в монашестве, то и мы должны особенно прилежно молиться, а если он был епископом Церкви, учителем благочестия, то и нам подобает стараться о приобретении духовных и светских знаний, чтобы затем, если Богу будет угодно, оказаться полезными для других. Каждый человек может иметь огромную поддержку от своего святого, подражая его жизни и поступкам! Святая Екатерина была мученицей, т.е. «свидетельницей», что и нас обязывает свидетельствовать перед миром, перед близкими о своей вере.

Церковь в акафисте называет св. вмц. Екатерину - «невеста Христова премудрая». Это имя дает педагогу понимание смысла образования - и в древности, и в современных условиях. Святая изучила творения всех языческих писателей, древних стихотворцев и философов, врачей, познала ораторское и диалектическое искусство. Но она презрела все это, как занятия суетные и бесполезные, по слову пророка Исаии: «Погублю премудрость премудрых, и разум разумных сокрыю». Великомученица обрела истинное Знание, став отражением, «зерцалом Божией мудрости». Победить надменных философов она могла лишь тогда, когда Господь к ее мудрости придал еще Премудрость, и она стяжала «херувимское Богопознание». Это событие показывает нам: знания появляются не от нашего разумения, а даются Богом по вере. Для чего? Не для удовлетворения страстей, не для достижения земного благополучия, а во славу Божию. И тогда все мудрецы «молчанием почитают дарования» верующего и любящего Бога человека. Святой Екатерине, по ее подвигу, дана благодать от Бога руководить нами к познанию истины. Поэтому мы, немощные, дерзаем и молим ее: «Даждь нам слово твое, во еже пети... Богу Аллилуиа». Именно такому применению знаний православный педагог учит своих детей, раскрывая перед ними человеческую жизнь как подвиг служения Богу и ближнему. Посвященный св. вмц. Екатерине «День знаний» - 1 сентября - становится днем Истины.

Православная Церковь в тропаре говорит, что св. вмц. Екатерина «добродетельми, яко лучами солнечными, просветила» окружающих язычников, отгнав «тьму неверия». Часто в житиях мы встречаем свидетельства о свете, которым сияют лики святых. Икона передает это явление света нимбом, указывая на внутреннее состояние человека, «паче солнца» сияющего благодатным светом. У святого «не только душа..., но и плоть исполняется духовного утешения и блаженства - радости о Бозе живе», по слову прп.Симеона Нового Богослова. Из жития мы видим, что свет и радость сопровождают «солнцеобразную деву»: увидев Христа, «она почувствовала в сердце своем такое веселие и такую радость, что с этого часа сердце ее предалось совершенно Божественной любви. И такая произошла в ней великая перемена, что она не помышляла более ни о чем земном, но только непрестанно днем и ночью размышляла о своем возлюбленном Женихе». Теперь она до самого мученического конца - сияющая «блаженным озарением». И все, кто соприкасается с ней, - царица Августа, воевода Порфирий, философы, воины, - уверовав, исполняются безмерной радости. И мы, читая житие, приобщаемся к свету, к вечной пасхальной радости будущего воскресения.

К преображению призывает нас святая великомученица. Что происходит с человеком, ставшим православным? Можем ли мы сказать, что сбросили груз греха и «облеклись в одежду обновления духа»? Готовы ли подражать своей покровительнице? А ведь это промыслительно, что именно она - наша заступница. Она призывает нас к подвигу, может быть, и к подвигу учительскому - просветительскому, исповедническому.

Сегодня много говорится о разрушении семьи. Святая учит нас послушанию и матери, и духовному отцу, учит, как сохранить чистоту «ангельской равную». Но во главе угла - следование за Христом в подвиге веры и любви. Люди обвиняют Екатерину в жестокосердии и безрассудности, «яко не пощадила еси сладкого живота в цвете юности». Учим ли мы своих воспитанников устремляться к небесному, искать высших ценностей или учим «щадить сладкий живот», наслаждаться благами этой жизни? Святая обращается к сожалеющим о ее мученическом конце: «Оставьте ваш бесполезный плач. Радуйтесь, что вижу возлюбленного Жениха, Иисуса Христа... Итак, не обо мне, а о себе плачьте, потому что за свое неверие вы пойдете в огонь вечный на бесконечные мучения». К каждому из нас обращается великомученица: «О себе плачьте, о своих грехах, о своем падении». И мы, видя в ней, по словам акафиста, «воеводу, полк Божий к вечному величеству предпославшую», надеемся с ее помощью обрести спасение. Мы молим ее: «Положи нам к Небеси стезю проходну», чтобы мы «презрев мира и плоти соблазны, достойны явимся Божественныя славы и к разширению святыя нашея Православныя веры сосуды достойны соделаемся». Т.е. чтобы через нашу веру по молитвам св. вмц. Екатерины укреплялось Православие.

Святая является не только нашей молитвенницей и заступницей, но и образом того, чем мы могли бы быть. Научиться самим от жизни своей небесной покровительницы и научить наших детей мы обязаны. Когда маленькая девочка Екатерина в церковной школе читает житие угодницы и говорит: «Как я хочу быть святой!», она встает на путь уподобления Богу, святости, обожения, в чем есть цель жизни человека. Далее пойдет трудный путь восхождения. Педагог, пока он находится рядом, может ей помочь. Обратим же к нашим детям слова преподобного Амвросия Оптинского: «Сердечно желаю тебе жить сообразно твоему имени, по сказанному: по имени и житие твое да будет».



Старый стиль 5Август пятница Новый стиль) 18Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Совершается служба на шестьПредпразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Евсигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374). Прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV). Сщмч. Стефана пресвитера (1918). Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919). Сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921). Сщмч. Иоанна диакона (1939). Евангельские Чтения2 Кор., 177 зач., IV, 13-18. Мф., 100 зач., XXIV, 27-33, 42-51, и за субботу (под зачало): 1 Кор., 123 зач., I, 3-9. Мф., 78 зач., XIX, 3-12. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 4, 13-13; Мф. 24, 27-33. 42-51). "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!(1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12). Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают. Молитвы Тропарь предпразднстваглас 4Христово преображение предусрящем,/ светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:/ приспе день Божественнаго веселия,/ восходит на гору Фаворскую Владыка,// Божества Своего облистати красоту. Кондак предпразднстваглас 4Божественным днесь преображением/ человеческое все естество/ просиявает божественно,/ в веселии зовущее:// преобразуется Христос, спасаяй вся. Службы25 января: Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского 30 января: Священномученика Ипполита, папы Римского. Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста 5 августа: Предпразднество Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Святого мученика Евсигния Сайты приходов:Храм в честь иконы Божией Матери Одигитрия Смоленская с. Выездное (Нижегородская епархия) Храм Николая Чудотворца с. Николо-Крутины (Московская епархия (областная))
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.05917 c.