Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Святость как исполнение в контексте богословия образа Божиего на христианском Востоке.

Левитский А. В.

В исторической науке на протяжении нескольких десятилетий шли споры о причинах победы христианства в греко-римском мире. Культ Юпитера или теория императорской власти обладали гораздо большей силой и объединяющим потенциалом, тем не менее в период поздней античности христианство стало объединяющим фактором или «душой» Римского государства. Для современных исследователей причины данного явления очевидны: в тяжелый переходный период ломки традиционных социальных отношений, смены мировоззренческих ориентиров христианство сумело вынести нравственный идеал за рамки земного мира и общественных отношений, направив все стремления человека на поиски спасения, которые выразились в восхождении к Богу-Творцу . Тех, кто взошел по этой небесной лествице, Церковь стала именовать святыми, преподобными.

Книга Бытия говорит о сотворении человека «по образу и по подобию» Бога (Быт. 1, 26-27). Согласно более правильному прочтению еврейского текста данный отрывок свидетельствует о том, что Бог сотворил человека «по образу Своему как подобие Его» . «Подобие» в данном случае относится к человеку. Библия, конечно, имеет в виду духовное «подобие» человека Божественному «образу». По мысли ряда древних отцов, Адам был сотворен по образу именно Второго Лица Пресвятой Троицы, Христа-Логоса . Святые отцы отмечают, что «в Адаме природа человека приобрела тленность» , а в Иисусе Христе, Новом Адаме, получила спасение (1 Кор. 15, 21-22). Ап. Павел называет Христа «образом Бога невидимого» (Кол. 1, 15) и в то же время говорит, что «в Нем обитала вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 9). Для греческой философии это было бы указанием на простые отношения Образа и Первообраза, как бы некоего подобия, основанного на природном участии низшего в высшем. В христианской мысли это стало указанием на различение в Боге природы и ипостаси, которое необходимо для утверждения Божественности Христа , поскольку, по слову св. Григория Богослова, только «целое бывает изображением целого» . Иначе говоря, философское отношение Образа к Первообразу в христианстве понимается как отношение между Сыном и Отцом, а в рамках тринитарного богословия следует говорить о «природном образе» . Но если во Христе телесно раскрылась полнота Божества, следовательно, человека можно считать образом Христа, или в терминологии Оригена «образом Образа» . Логос является прототипом, который Бог использовал при творении человека по Своему Образу, и Христос рассматривается как архетип того, каким должен быть человек .

Однако, если в еврейском языке «подобие» по сути является синонимом «образа», поясняющим все высказывание, то в греческом языке между «образом» (eikon) и «подобием» (homoiosis) есть определенная разница, которая позволяла Оригену и ряду других отцов говорить об «образе» как некоей данности, вложенной в человека от дня творения, а о «подобии» как цели, которую Адаму предстояло достигнуть путем подражания Богу. В дальнейшем святые отцы предпочитали не проводить строгого различия между «образом» и «подобием» , указывая на то, что человек как личность, как союз души и тела есть уже подобие воплощенного Логоса . Однако во времена преп. Максима Исповедника к этой теме возвратились вновь во многом потому, что в самой концепции образа заложен динамизм, потенциал к дальнейшему развитию, который может быть реализован лишь после освобождения человека от рабства греху . «Сын стал подобен нам через Воплощение; мы становимся подобными ему через обожение, приобщаясь Божеству во Святом Духе» . Господь Иисус Христос служит проводником, местом встречи: «потому что Он есть человек, Он един с нами; потому что Он Бог, Он един с Отцом» . Мы едины с Богом через Христа и в Нем, и слава Отца становится нашей славой (Ин. 17, 22-23). Человек не является автономным существом, но истинная человечность реализуется лишь тогда, когда он живет «в Боге» и обладает божественными качествами. Поэтому для греческой патристики было характерно понимание человека как «открытого бытия», имеющего в себе Божественную «искру» и ориентированного на дальнейшее возрастание в Боге. Этот аспект вероучения дал мощный импульс к развитию аскетики, правил духовной жизни и, что немаловажно, формированию особого образа христианина в обществе. Христианин ощущал себя не просто гражданином, соблюдающим правила законного, нравственного поведения в социуме, но, выражаясь языком прп. Максима Исповедника, посредником между Богом и миром.

В христианской Церкви святой как раз и оказывается между этими двумя «полюсами»: Богом и миром. С этим связано двойственное видение человека: эмпирический человек (такой, какой он есть сейчас), и человек «онтологический», тот, который был явлен в Иисусе Христе и каким он должен стать . Таким образом, Церковь рассматривает мир в двух измерениях: мир, каким его возжелал видеть Бог, каким Он возлюбил его, и в то же время подвижническое отношение, которое требует освобождения от мира и освободить мир от царства диавола. Не случайно в древней Церкви существовало представление, что святые-подвижники составляют «авангард» христианской армии, который борется с «князем мира сего» (Ин. 12, 31) . Раннехристианские аскеты отправлялись в пустыню, место пребывания диавола (Мф. 12, 43; Лк. 8, 29), где сконцентрировано все чуждое и враждебное человеку , именно для открытой борьбы. Одновременно с этим для патристической мысли было важно подчеркнуть, что именно видимый мир и его история были сочтены достойными искупления и спасения , значит этот мир представляет ценность и от него не следует убегать, но следует преображать его. Даже при нисхождении Христа во ад Господь вывел из него всех, находившихся там (а не только ветхозаветных праведников) - «ад сделался пуст» . В подвиге святости, к исполнению которого в конечном итоге призваны все люди, есть конкретное положительное содержание. Это касается не только избавления от греха, стяжания добродетелей и приобретения нравственного совершенства, но и причастие Божественным энергиям и освящение «мировой реальности», т.е. окружающего мира и общества. Святые своей жизнью показали, к какой высоте Богоподобия призван и способен человек . Они явили собой ту духовную красоту светозарной личности, которая и должна спасти мир, преобразить, изменить и навсегда привести в единство с Творцом.

Прп. Симеон Новый Богослов, говоря о месте святых в жизни Церкви, использует образ «золотой цепи»: святые каждого поколения, соединяясь с теми праведниками, которые умерли прежде, образуют золотую цепь, где каждый святой составляет отдельное звено, «соединенное с другими верой, делами и любовью; так в Едином Боге они образую единую цепь, которую нелегко порвать» . Святые выступают заступниками, ходатаями пред Богом во главе с Великим Ходатаем - Христом (1 Ин. 2, 1). Их подвиг веры, любви и милости, подвиг самоотречения и предания себя в руки Божии служит и нам примером. Это касается не только жизни духовной, но также интеллектуальной, поскольку между истинной церковной ученостью и святостью жизни есть тесная внутренняя связь: усвоение христианского Откровения состоит не только в приобретении знаний или формировании теоретического мировоззрения, но охватывает всю личность человека и выражается в соответствующем поведении. Отец Церкви не просто «на бумаге» показывает путь истины, но идет по нему впереди своих чад .

Многие задаются вопросом, что именно в образе святого может служить примером, чему именно подражать, ведь мы живем в совершенно иных условиях, и нас разделяют многие столетия? Вкратце ответить можно следующим образом: исполнение заданности, подлинной цели жизни человека, к которой он был призван с первых дней творения. Этот путь преображения себя и окружающего мира, путь восхождения к Богу у каждого свой. Опыт святоотеческой традиции лишь предлагает возможные варианты. Агиографический жанр настолько богат, что может служить источником и для светских историков (поскольку содержит огромный пласт сведений о цивилизации и культуре времени создания памятника) , и для богословов, и для современного читателя, который, познакомившись с жизнью святого, захочет что-то поменять в своей жизни. Это малое изменение станет началом покаяния и пути преображения, чтобы на дарованную Господом Богообразность ответить исполнением Богоподобия.


Kazhdan A.P., Constable G. People and Power in Byzantium: An Introduction to Modern Byzantine Studies. Washington, DC, 1982. P. 79.
Необходимые пояснения см. в кн.: Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С. 99.

Исследователи находят данное учение у св. Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, св. Афанасия Великого, преп. Анастасия Синаита, преп. Иоанна Дамаскина, св. Николая Кавасилы. См.: Малков П.Ю. Святоотеческое учение о сотворении человека по образу Сына Божия // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы. М., 2000. С. 38.

Кирилл Александрийский, св. Комментарии на послание к Римлянам. Цит. по: Meyendorff J. Anthropology and Original Sin // John XXIII Lectures. New York, 1966. Vol. 1. P. 54.

Лосский В.Н. Богословие образа // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение: Сборник статей. М., 2000. С. 313-314.

Григорий Богослов, св. Слово 30 // Григорий Богослов, св. Собрание творений. М., 2000. Т. 1. С. 537.

Лосский В.Н. Богословие образа. С. 314.

Малков П.Ю. Указ. соч. С. 39.

Thunberg L. The Human Person as Image of God: Eastern Christianity // Christian Spirituality: Origins to the Twelfth Century / Ed. by B. McGinn, J. Meyendorff. New York, 1985. P. 293.

Ориген. О началах. IV, 37 // Ориген. О началах. СПб., 2000. С. 379. См. также: Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. С. 122-124.

Такой позиции придерживались ведущие греческие отцы, в том числе св. Кирилл Александрийский, и большинство западных отцов.

См.: Thunberg L. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1965. P. 132-133.

«Бог, приводя в бытие разумную и духовную сущность..., сообщил ей четыре божественные свойства, посредством которых Он содержит всем вместе: бытие, приснобытие, благость и премудрость. Первые два свойства Бог даровал сущности, а два других - способности воли..., чтобы тварь по причастию стала тем, чем Он Сам есть по существу. Поэтому и говорится, что человек создан по образу и по подобию Божиему». Максим Исповедник, преп. Главы о любви. III, 25 // Максим Исповедник, преп. Избранные творения. М., 2004. С. 172.

Лосский В.Н. Искупление и обожение // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. С. 287.

Каллист (Уэр), еп. Православный путь. СПб., 2005. С. 101.

Мейендорф И., прот. Византийское богословие: Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск, 2001. С. 200-201.

Антоний Сурожский, митр. Святость // Антоний Сурожский, митр. Труды. М., 2002. С. 356

Chadwick H. Pachomios and the Idea of Sanctity // The Byzantine Saint / Ed. by S. Hackel. S.e., 1981. P. 13. Автор ссылается на комментарии Оригена к 26-й главе книги Чисел.

Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001. С. 236.

Мейендорф И., прот. Византийское богословие. С. 202.

Песнопение Октоиха. Цит. в кн.: Иларион (Алфеев), еп. Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2005.С. 208, 304-305.

Осипов А.И. Святость человека в православной аскетической традиции // Православное учение о человеке: Избранные статьи. М.; Клин, 2004. С. 142-143.

Цит. по: Каллист (Уэр), еп. Православная Церковь. М., 2001. С. 264.

Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I-IV века. М., 2004. С. 12.

Об этом см. в: Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб., 1997. С. 33-36.


--------------------------------------------------------------------------------

[1] Kazhdan A.P., Constable G. People and Power in Byzantium: An Introduction to Modern Byzantine Studies. Washington, DC, 1982. P. 79.

[2] Необходимые пояснения см. в кн.: Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С. 99.

[3] Исследователи находят данное учение у св. Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, св. Афанасия Великого, преп. Анастасия Синаита, преп. Иоанна Дамаскина, св. Николая Кавасилы. См.: Малков П.Ю. Святоотеческое учение о сотворении человека по образу Сына Божия // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы. М., 2000. С. 38.

[4] Кирилл Александрийский, св. Комментарии на послание к Римлянам. Цит. по: Meyendorff J. Anthropology and Original Sin // John XXIII Lectures. New York, 1966. Vol. 1. P. 54.

[5] Лосский В.Н. Богословие образа // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение: Сборник статей. М., 2000. С. 313-314.

[6] Григорий Богослов, св. Слово 30 // Григорий Богослов, св. Собрание творений. М., 2000. Т. 1. С. 537.

[7] Лосский В.Н. Богословие образа. С. 314.

[8] Малков П.Ю. Указ. соч. С. 39.

[9] Thunberg L. The Human Person as Image of God: Eastern Christianity // Christian Spirituality: Origins to the Twelfth Century / Ed. by B. McGinn, J. Meyendorff. New York, 1985. P. 293.

[10] Ориген. О началах. IV, 37 // Ориген. О началах. СПб., 2000. С. 379. См. также: Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. С. 122-124.

[11] Такой позиции придерживались ведущие греческие отцы, в том числе св. Кирилл Александрийский, и большинство западных отцов.

[12] См.: Thunberg L. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1965. P. 132-133.

[13] «Бог, приводя в бытие разумную и духовную сущность..., сообщил ей четыре божественные свойства, посредством которых Он содержит всем вместе: бытие, приснобытие, благость и премудрость. Первые два свойства Бог даровал сущности, а два других - способности воли..., чтобы тварь по причастию стала тем, чем Он Сам есть по существу. Поэтому и говорится, что человек создан по образу и по подобию Божиему». Максим Исповедник, преп. Главы о любви. III, 25 // Максим Исповедник, преп. Избранные творения. М., 2004. С. 172.

[14] Лосский В.Н. Искупление и обожение // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. С. 287.

[15] Каллист (Уэр), еп. Православный путь. СПб., 2005. С. 101.

[16] Мейендорф И., прот. Византийское богословие: Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск, 2001. С. 200-201.

[17] Антоний Сурожский, митр. Святость // Антоний Сурожский, митр. Труды. М., 2002. С. 356

[18] Chadwick H. Pachomios and the Idea of Sanctity // The Byzantine Saint / Ed. by S. Hackel. S.e., 1981. P. 13. Автор ссылается на комментарии Оригена к 26-й главе книги Чисел.

[19] Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001. С. 236.

[20] Мейендорф И., прот. Византийское богословие. С. 202.

[21] Песнопение Октоиха. Цит. в кн.: Иларион (Алфеев), еп. Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2005.С. 208, 304-305.

[22] Осипов А.И. Святость человека в православной аскетической традиции // Православное учение о человеке: Избранные статьи. М.; Клин, 2004. С. 142-143.

[23] Цит. по: Каллист (Уэр), еп. Православная Церковь. М., 2001. С. 264.

[24] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I-IV века. М., 2004. С. 12.

[25] Об этом см. в: Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб., 1997. С. 33-36.



Старый стиль 5Декабрь понедельник Новый стиль) 18Декабрь Седмица 29-я по Пятидесятнице. Глас 3. Рождественский пост. Пища с растительным маслом. Совершается всенощное бдениеПрп. Саввы Освященного (532). Прпп. Кариона монаха и сына его Захарии, египтян (IV). Свт. Гурия, архиеп. Казанского (1563). Мч. Анастасия. Сщмч. Илии пресвитера (1932). Прмч. Геннадия (1941). Св. Сергия исп., пресвитера (1950). Евангельские ЧтенияУтр. - Лк., 24 зач., VI, 17-23. Лит. - Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19. Лк., 102 зач., XX, 27-44. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Евр. 3, 5-11. 17-19; Лк. 20, 27-44). Саддукеи имели возражение против воскресения, которое казалось им неразрешимым; а Господь решил его несколькими словами, и притом так ясно, что все поняли и признали саддукеев побежденными истиною слова Его (Лк. 20, 27-40). Что тогда были саддукеи, то ныне неверы всех сортов. Нагородили они себе множество мечтательных предположений, возвели их в неопровержимые истины и величаются тем, полагая, что уж против них и сказать нечего. На деле же они так пусты, что и говорить против них не стоит. Все их мудрования - карточный дом: дунь и разлетится. По частям их и опровергать нет нужды, а достаточно отнестись к ним так, как относятся к снам. Говоря против снов, не доказывают несообразности в составе или в частях сна, а говорят только: это сон, - и тем все решают. Точно такова теория образования мира из туманных пятен, с подставками своими - теорией произвольного зарождения, дарвиновского происхождения родов и видов, и с его же последним мечтанием о происхождении человека. Все, как бред сонного. Читая их, ходишь среди теней. А ученые? Да что с ними поделаешь? Их девиз: не любо не слушай, а лгать не мешай. Молитвы Тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанскогоглас 4Правило веры и образ целомудрия,/ учителя добрых дел/ и наставника спасения даде тя Господь/ новопросвещенному граду Казани,/ в немже приобрел еси новыя от язык люди/ и привел еси я Христови./ Сего ради в память твою радостно сошедшеся,/ честне празднуем святое твое успение,/ ты же, отче наш, святителю Христов Гурие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим. Ин тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанскогоглас 4От младости удалялся земнаго мудрования/ и последовав скорбным путем Законоположителю своему Христу Богу./ Темже и Он тя воздарова на земли нетлением,/ на Небесех же со угодившими Ему архиереи ликовствуеши,/ Гурие святителю,/ моли Христа Бога/ подати отечеству нашему на враги победу,/ и мир мирови,/ и душам нашим велию милость. Кондак святителя Гурияглас 4Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение. Ин кондак святителя Гурия, архиепископа Казанскогоглас 6Истине основание, и веры утверждение,/ и в поучениих преизряднаго свемы тя, благочестию споспешника,/ апостолом сопрестольника, страстотерпцем сопричастника,/ постником купноревнителя похваляем тя, Гурие святителю,/ и велия таинника Божия благодати. Тропарь преподобного Саввыглас 8Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Савво, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобного Саввыглас 8Яко от младенства Богу жертва непорочная/ принеслся еси добродетелию, Савво блаженне,/ садоделатель быв благочестия,/ темже был еси преподобных удобрение,/ гражданин же пустынный достохвален./ Темже зовем ти:// радуйся, Савво пребогате. Службы4 октября: Святого сщмч. Иерофея, епископа Афинского. Обретение честных мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского 5 декабря: Преподобного Саввы Освященного Сайты приходов: Запорожская епархия:Монастырь святого Саввы Освященного г. Мелитополь Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Святителя Гурия Казанского с. Азъял-Петъял Казанская епархия:Храм Гурия Казанского с. Ципья Храм Казанской иконы Божией Матери с. Муратово Храм Троицы Живоначальной с. Ципья Храм святителя Гурия Казанского с. Ташкирмень Храм Гурия, Германа и Варсонофия Казанских с. Столбище Корсунская епархия:Приход Саввы Освященного г. Кан Храм прп. Саввы Освященного г. Кальяри Московская епархия (городская):Подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобного Саввы Освященного в Люблино г. Москва Казанский Собор на Красной площади г. Москва Нефтекамская епархия:Храм Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских Чудотворцев г. Бирск Нижегородская епархия:Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Арзамас Пермская епархия:Храм Власия, епископа Севастийского с. Шляпники Псковская епархия:Храм святых Косьмы и Дамиана с Примостья г. Псков Симферопольская епархия:Мужской монастырь в честь прп. Саввы Освященного с. Терновка (Чильтер-Мармара) Ставропигиальные монастыри РПЦ:Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Новоспасский монастырь г. Москва Тверская епархия:Храм Петра и Павла пос. Селижарово Храм Петра и Павла пос. Селижарово Тихорецкая епархия:Храм Саввы Освященного г. Кореновск Чебоксарская епархия:Храм свт Гурия, архиепископа Казанского с. Первое Степаново
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.12553 c.