Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

27.02.2017 | Научно-образовательный семинар-практикум «От экологии природы к экологии человека: опыт народной педагогики»

21.02.2017 | В Екатеринбурге, в Уральском Государственном Горном Университете прошел научно-практический семинар «Методология предупреждения нехимических зависимостей»

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Святость как исполнение в контексте богословия образа Божиего на христианском Востоке.

Левитский А. В.

В исторической науке на протяжении нескольких десятилетий шли споры о причинах победы христианства в греко-римском мире. Культ Юпитера или теория императорской власти обладали гораздо большей силой и объединяющим потенциалом, тем не менее в период поздней античности христианство стало объединяющим фактором или «душой» Римского государства. Для современных исследователей причины данного явления очевидны: в тяжелый переходный период ломки традиционных социальных отношений, смены мировоззренческих ориентиров христианство сумело вынести нравственный идеал за рамки земного мира и общественных отношений, направив все стремления человека на поиски спасения, которые выразились в восхождении к Богу-Творцу . Тех, кто взошел по этой небесной лествице, Церковь стала именовать святыми, преподобными.

Книга Бытия говорит о сотворении человека «по образу и по подобию» Бога (Быт. 1, 26-27). Согласно более правильному прочтению еврейского текста данный отрывок свидетельствует о том, что Бог сотворил человека «по образу Своему как подобие Его» . «Подобие» в данном случае относится к человеку. Библия, конечно, имеет в виду духовное «подобие» человека Божественному «образу». По мысли ряда древних отцов, Адам был сотворен по образу именно Второго Лица Пресвятой Троицы, Христа-Логоса . Святые отцы отмечают, что «в Адаме природа человека приобрела тленность» , а в Иисусе Христе, Новом Адаме, получила спасение (1 Кор. 15, 21-22). Ап. Павел называет Христа «образом Бога невидимого» (Кол. 1, 15) и в то же время говорит, что «в Нем обитала вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 9). Для греческой философии это было бы указанием на простые отношения Образа и Первообраза, как бы некоего подобия, основанного на природном участии низшего в высшем. В христианской мысли это стало указанием на различение в Боге природы и ипостаси, которое необходимо для утверждения Божественности Христа , поскольку, по слову св. Григория Богослова, только «целое бывает изображением целого» . Иначе говоря, философское отношение Образа к Первообразу в христианстве понимается как отношение между Сыном и Отцом, а в рамках тринитарного богословия следует говорить о «природном образе» . Но если во Христе телесно раскрылась полнота Божества, следовательно, человека можно считать образом Христа, или в терминологии Оригена «образом Образа» . Логос является прототипом, который Бог использовал при творении человека по Своему Образу, и Христос рассматривается как архетип того, каким должен быть человек .

Однако, если в еврейском языке «подобие» по сути является синонимом «образа», поясняющим все высказывание, то в греческом языке между «образом» (eikon) и «подобием» (homoiosis) есть определенная разница, которая позволяла Оригену и ряду других отцов говорить об «образе» как некоей данности, вложенной в человека от дня творения, а о «подобии» как цели, которую Адаму предстояло достигнуть путем подражания Богу. В дальнейшем святые отцы предпочитали не проводить строгого различия между «образом» и «подобием» , указывая на то, что человек как личность, как союз души и тела есть уже подобие воплощенного Логоса . Однако во времена преп. Максима Исповедника к этой теме возвратились вновь во многом потому, что в самой концепции образа заложен динамизм, потенциал к дальнейшему развитию, который может быть реализован лишь после освобождения человека от рабства греху . «Сын стал подобен нам через Воплощение; мы становимся подобными ему через обожение, приобщаясь Божеству во Святом Духе» . Господь Иисус Христос служит проводником, местом встречи: «потому что Он есть человек, Он един с нами; потому что Он Бог, Он един с Отцом» . Мы едины с Богом через Христа и в Нем, и слава Отца становится нашей славой (Ин. 17, 22-23). Человек не является автономным существом, но истинная человечность реализуется лишь тогда, когда он живет «в Боге» и обладает божественными качествами. Поэтому для греческой патристики было характерно понимание человека как «открытого бытия», имеющего в себе Божественную «искру» и ориентированного на дальнейшее возрастание в Боге. Этот аспект вероучения дал мощный импульс к развитию аскетики, правил духовной жизни и, что немаловажно, формированию особого образа христианина в обществе. Христианин ощущал себя не просто гражданином, соблюдающим правила законного, нравственного поведения в социуме, но, выражаясь языком прп. Максима Исповедника, посредником между Богом и миром.

В христианской Церкви святой как раз и оказывается между этими двумя «полюсами»: Богом и миром. С этим связано двойственное видение человека: эмпирический человек (такой, какой он есть сейчас), и человек «онтологический», тот, который был явлен в Иисусе Христе и каким он должен стать . Таким образом, Церковь рассматривает мир в двух измерениях: мир, каким его возжелал видеть Бог, каким Он возлюбил его, и в то же время подвижническое отношение, которое требует освобождения от мира и освободить мир от царства диавола. Не случайно в древней Церкви существовало представление, что святые-подвижники составляют «авангард» христианской армии, который борется с «князем мира сего» (Ин. 12, 31) . Раннехристианские аскеты отправлялись в пустыню, место пребывания диавола (Мф. 12, 43; Лк. 8, 29), где сконцентрировано все чуждое и враждебное человеку , именно для открытой борьбы. Одновременно с этим для патристической мысли было важно подчеркнуть, что именно видимый мир и его история были сочтены достойными искупления и спасения , значит этот мир представляет ценность и от него не следует убегать, но следует преображать его. Даже при нисхождении Христа во ад Господь вывел из него всех, находившихся там (а не только ветхозаветных праведников) - «ад сделался пуст» . В подвиге святости, к исполнению которого в конечном итоге призваны все люди, есть конкретное положительное содержание. Это касается не только избавления от греха, стяжания добродетелей и приобретения нравственного совершенства, но и причастие Божественным энергиям и освящение «мировой реальности», т.е. окружающего мира и общества. Святые своей жизнью показали, к какой высоте Богоподобия призван и способен человек . Они явили собой ту духовную красоту светозарной личности, которая и должна спасти мир, преобразить, изменить и навсегда привести в единство с Творцом.

Прп. Симеон Новый Богослов, говоря о месте святых в жизни Церкви, использует образ «золотой цепи»: святые каждого поколения, соединяясь с теми праведниками, которые умерли прежде, образуют золотую цепь, где каждый святой составляет отдельное звено, «соединенное с другими верой, делами и любовью; так в Едином Боге они образую единую цепь, которую нелегко порвать» . Святые выступают заступниками, ходатаями пред Богом во главе с Великим Ходатаем - Христом (1 Ин. 2, 1). Их подвиг веры, любви и милости, подвиг самоотречения и предания себя в руки Божии служит и нам примером. Это касается не только жизни духовной, но также интеллектуальной, поскольку между истинной церковной ученостью и святостью жизни есть тесная внутренняя связь: усвоение христианского Откровения состоит не только в приобретении знаний или формировании теоретического мировоззрения, но охватывает всю личность человека и выражается в соответствующем поведении. Отец Церкви не просто «на бумаге» показывает путь истины, но идет по нему впереди своих чад .

Многие задаются вопросом, что именно в образе святого может служить примером, чему именно подражать, ведь мы живем в совершенно иных условиях, и нас разделяют многие столетия? Вкратце ответить можно следующим образом: исполнение заданности, подлинной цели жизни человека, к которой он был призван с первых дней творения. Этот путь преображения себя и окружающего мира, путь восхождения к Богу у каждого свой. Опыт святоотеческой традиции лишь предлагает возможные варианты. Агиографический жанр настолько богат, что может служить источником и для светских историков (поскольку содержит огромный пласт сведений о цивилизации и культуре времени создания памятника) , и для богословов, и для современного читателя, который, познакомившись с жизнью святого, захочет что-то поменять в своей жизни. Это малое изменение станет началом покаяния и пути преображения, чтобы на дарованную Господом Богообразность ответить исполнением Богоподобия.


Kazhdan A.P., Constable G. People and Power in Byzantium: An Introduction to Modern Byzantine Studies. Washington, DC, 1982. P. 79.
Необходимые пояснения см. в кн.: Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С. 99.

Исследователи находят данное учение у св. Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, св. Афанасия Великого, преп. Анастасия Синаита, преп. Иоанна Дамаскина, св. Николая Кавасилы. См.: Малков П.Ю. Святоотеческое учение о сотворении человека по образу Сына Божия // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы. М., 2000. С. 38.

Кирилл Александрийский, св. Комментарии на послание к Римлянам. Цит. по: Meyendorff J. Anthropology and Original Sin // John XXIII Lectures. New York, 1966. Vol. 1. P. 54.

Лосский В.Н. Богословие образа // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение: Сборник статей. М., 2000. С. 313-314.

Григорий Богослов, св. Слово 30 // Григорий Богослов, св. Собрание творений. М., 2000. Т. 1. С. 537.

Лосский В.Н. Богословие образа. С. 314.

Малков П.Ю. Указ. соч. С. 39.

Thunberg L. The Human Person as Image of God: Eastern Christianity // Christian Spirituality: Origins to the Twelfth Century / Ed. by B. McGinn, J. Meyendorff. New York, 1985. P. 293.

Ориген. О началах. IV, 37 // Ориген. О началах. СПб., 2000. С. 379. См. также: Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. С. 122-124.

Такой позиции придерживались ведущие греческие отцы, в том числе св. Кирилл Александрийский, и большинство западных отцов.

См.: Thunberg L. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1965. P. 132-133.

«Бог, приводя в бытие разумную и духовную сущность..., сообщил ей четыре божественные свойства, посредством которых Он содержит всем вместе: бытие, приснобытие, благость и премудрость. Первые два свойства Бог даровал сущности, а два других - способности воли..., чтобы тварь по причастию стала тем, чем Он Сам есть по существу. Поэтому и говорится, что человек создан по образу и по подобию Божиему». Максим Исповедник, преп. Главы о любви. III, 25 // Максим Исповедник, преп. Избранные творения. М., 2004. С. 172.

Лосский В.Н. Искупление и обожение // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. С. 287.

Каллист (Уэр), еп. Православный путь. СПб., 2005. С. 101.

Мейендорф И., прот. Византийское богословие: Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск, 2001. С. 200-201.

Антоний Сурожский, митр. Святость // Антоний Сурожский, митр. Труды. М., 2002. С. 356

Chadwick H. Pachomios and the Idea of Sanctity // The Byzantine Saint / Ed. by S. Hackel. S.e., 1981. P. 13. Автор ссылается на комментарии Оригена к 26-й главе книги Чисел.

Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001. С. 236.

Мейендорф И., прот. Византийское богословие. С. 202.

Песнопение Октоиха. Цит. в кн.: Иларион (Алфеев), еп. Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2005.С. 208, 304-305.

Осипов А.И. Святость человека в православной аскетической традиции // Православное учение о человеке: Избранные статьи. М.; Клин, 2004. С. 142-143.

Цит. по: Каллист (Уэр), еп. Православная Церковь. М., 2001. С. 264.

Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I-IV века. М., 2004. С. 12.

Об этом см. в: Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб., 1997. С. 33-36.


--------------------------------------------------------------------------------

[1] Kazhdan A.P., Constable G. People and Power in Byzantium: An Introduction to Modern Byzantine Studies. Washington, DC, 1982. P. 79.

[2] Необходимые пояснения см. в кн.: Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С. 99.

[3] Исследователи находят данное учение у св. Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, св. Афанасия Великого, преп. Анастасия Синаита, преп. Иоанна Дамаскина, св. Николая Кавасилы. См.: Малков П.Ю. Святоотеческое учение о сотворении человека по образу Сына Божия // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы. М., 2000. С. 38.

[4] Кирилл Александрийский, св. Комментарии на послание к Римлянам. Цит. по: Meyendorff J. Anthropology and Original Sin // John XXIII Lectures. New York, 1966. Vol. 1. P. 54.

[5] Лосский В.Н. Богословие образа // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение: Сборник статей. М., 2000. С. 313-314.

[6] Григорий Богослов, св. Слово 30 // Григорий Богослов, св. Собрание творений. М., 2000. Т. 1. С. 537.

[7] Лосский В.Н. Богословие образа. С. 314.

[8] Малков П.Ю. Указ. соч. С. 39.

[9] Thunberg L. The Human Person as Image of God: Eastern Christianity // Christian Spirituality: Origins to the Twelfth Century / Ed. by B. McGinn, J. Meyendorff. New York, 1985. P. 293.

[10] Ориген. О началах. IV, 37 // Ориген. О началах. СПб., 2000. С. 379. См. также: Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. С. 122-124.

[11] Такой позиции придерживались ведущие греческие отцы, в том числе св. Кирилл Александрийский, и большинство западных отцов.

[12] См.: Thunberg L. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1965. P. 132-133.

[13] «Бог, приводя в бытие разумную и духовную сущность..., сообщил ей четыре божественные свойства, посредством которых Он содержит всем вместе: бытие, приснобытие, благость и премудрость. Первые два свойства Бог даровал сущности, а два других - способности воли..., чтобы тварь по причастию стала тем, чем Он Сам есть по существу. Поэтому и говорится, что человек создан по образу и по подобию Божиему». Максим Исповедник, преп. Главы о любви. III, 25 // Максим Исповедник, преп. Избранные творения. М., 2004. С. 172.

[14] Лосский В.Н. Искупление и обожение // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. С. 287.

[15] Каллист (Уэр), еп. Православный путь. СПб., 2005. С. 101.

[16] Мейендорф И., прот. Византийское богословие: Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск, 2001. С. 200-201.

[17] Антоний Сурожский, митр. Святость // Антоний Сурожский, митр. Труды. М., 2002. С. 356

[18] Chadwick H. Pachomios and the Idea of Sanctity // The Byzantine Saint / Ed. by S. Hackel. S.e., 1981. P. 13. Автор ссылается на комментарии Оригена к 26-й главе книги Чисел.

[19] Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001. С. 236.

[20] Мейендорф И., прот. Византийское богословие. С. 202.

[21] Песнопение Октоиха. Цит. в кн.: Иларион (Алфеев), еп. Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2005.С. 208, 304-305.

[22] Осипов А.И. Святость человека в православной аскетической традиции // Православное учение о человеке: Избранные статьи. М.; Клин, 2004. С. 142-143.

[23] Цит. по: Каллист (Уэр), еп. Православная Церковь. М., 2001. С. 264.

[24] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I-IV века. М., 2004. С. 12.

[25] Об этом см. в: Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб., 1997. С. 33-36.



Старый стиль 12Май понедельник Новый стиль) 25Май Седмица 7-я по Пасхе. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Епифания, еп. Кипрского (403). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Германа, патриарха Константинопольского (740). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V) и прочих свтт. Кипрских. Свт. Полувия, еп. Ринокирского (V). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Рум.). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Сщмч. Петра, пресвитера (1937). Мц. Евдокии (после 1937). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9. Лит. - Деян., 45 зач., XXI, 8-14. Ин., 49 зач., XIV, 27 - XV, 7. Сщмч.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Ин., 36 зач., X, 9-16. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Дея. 21, 8-14; Ин. 14, 27-15, 7). Господь Иисус Христос - лоза, дерево виноградное; христиане - ветви и отростки. Мы прицепляемся к Нему верою, плод же приносим жизнью по вере. Отец Небесный - вертоградарь , который смотрит за этим деревом. Какая ветвь не приносит плода, то есть кто верует, а не живет по вере, - ту Он отсекает: а какая приносит плод, ту очищает, то есть кто не только верует, но усердствует и жить по вере, тому Бог всячески помогает богатиться добрыми делами, которые плоды веры. По этому закону Божия действия на нас, всякий и устраивай свою жизнь, твердо помня, что без Господа ничего сделать нельзя. К Нему прибегай со всякой нуждою. Имя же Его пресвятое и пресладкое да вращается неотступно в уме, сердце и на языке твоем. Молитвы Тропарь святителей Епифания и Германаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш. Кондак святителей Епифания и Германаглас 4Священноначальник чудную двоицу восхвалим, вернии, по долгу,/ с Германом Божественнаго Епифания:/ сии бо попалиша безбожных языки,/ догматы премудрейшия возложше всем,/ православно поющим присно благочестия великое таинство. Тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 3Земная, прельщающая очеса миролюбцев,/ возненавидел еси, отче Богоносне Дионисие,/ за уметы та вменив,/ шествуя путем скорбным,/ и в терпении добр воин Христов явился еси,/ победив страсти мира,/ был еси до кончины непоколебимый благочестия поборник./ Темже мы днесь, совершая священную память твою,/ духовными тя песньми ублажаем и смиренно молим,/ да, предстоя Престолу Господа Бога,/ ходатайствуеши о спасении душ наших. Ин тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 4Благости научився от Вышняго благодати,/ измлада подвизався благою совестию,/ Дионисие преподобне,/ терпения столп был еси/ и слова Божия проповедник,/ благочестия догматы утвердив и суеумных мудрование упразднив,/ темже и пострадал еси за истину, радуяся,/ образ страдальцем собою показав,/ но, яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ не престай моляся о нас,/ любовию чтущих святую память твою. Кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 6Свет Трисиянный, вселивыйся в душу твою,/ сосуд избран показа тя,/ вещающа Божественная людем,/ исповедник Божия Слова явился еси,/ и прилагающих Божеству вещественный огнь/ явственно обличил еси,/ и злославных смыслы, яко паучинное прядение, растерзал еси,/ благочестия столп и забрало твердое мирови показался еси/ и сего ради от Вселенскаго Патриарха дивне похвален был еси./ Мы же благодарными гласы, веселящеся, вопием ти:/ радуйся, отче наш, Дионисие преподобне. Ин кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 4Правило веры, столп благочестия/ был еси, Богоносне Дионисие,/ явив в себе образ и пример/ преуспеяния добродетели и подвигов:/ сею Евангельскою мрежею/ многих уловил еси подражателей,/ подай блестящею на Небеси славою своею/ ревность к содействованию на пользу правоверных./ Темже мы, ныне воспевающе сия, молим тя,/ да ходатайствуеши о стране нашей/ и о всем Церкви исполнении. Тропарь священномученика Ермогенаглас 4Приспе день светлаго торжества,/ град Москва радуется,/ и с ним Русь Православная ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в явлении честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Ермогена,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене. Кондак священномученика Ермогенаглас 6Темницею и гладом изнуряем,/ даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:// радуйся, заступниче Российския земли. Службы12 мая: Святителя Епифания, епископа Кипрского. Святителя Германа, патриарха Константинопольского 5 октября: Святой мученицы Харитины. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских, и всей России чудотворцев 17 февраля: Святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси 12 сентября: Праведного Симеона Верхотурского, чудотворца Сайты приходов:Храм Святителей Московских г. Абакан (Абаканская епархия) Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург (Санкт-Петербургская епархия)
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 1.06987 c.