Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

18.08.2018 | ИДЕИ ТРЕЗВОСТИ ЖИВУТ И ВДОХНОВЛЯЮТ. Газета православных трезвенников. № 6 (191) Август 2018 г.

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Святость как исполнение в контексте богословия образа Божиего на христианском Востоке.

Левитский А. В.

В исторической науке на протяжении нескольких десятилетий шли споры о причинах победы христианства в греко-римском мире. Культ Юпитера или теория императорской власти обладали гораздо большей силой и объединяющим потенциалом, тем не менее в период поздней античности христианство стало объединяющим фактором или «душой» Римского государства. Для современных исследователей причины данного явления очевидны: в тяжелый переходный период ломки традиционных социальных отношений, смены мировоззренческих ориентиров христианство сумело вынести нравственный идеал за рамки земного мира и общественных отношений, направив все стремления человека на поиски спасения, которые выразились в восхождении к Богу-Творцу . Тех, кто взошел по этой небесной лествице, Церковь стала именовать святыми, преподобными.

Книга Бытия говорит о сотворении человека «по образу и по подобию» Бога (Быт. 1, 26-27). Согласно более правильному прочтению еврейского текста данный отрывок свидетельствует о том, что Бог сотворил человека «по образу Своему как подобие Его» . «Подобие» в данном случае относится к человеку. Библия, конечно, имеет в виду духовное «подобие» человека Божественному «образу». По мысли ряда древних отцов, Адам был сотворен по образу именно Второго Лица Пресвятой Троицы, Христа-Логоса . Святые отцы отмечают, что «в Адаме природа человека приобрела тленность» , а в Иисусе Христе, Новом Адаме, получила спасение (1 Кор. 15, 21-22). Ап. Павел называет Христа «образом Бога невидимого» (Кол. 1, 15) и в то же время говорит, что «в Нем обитала вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 9). Для греческой философии это было бы указанием на простые отношения Образа и Первообраза, как бы некоего подобия, основанного на природном участии низшего в высшем. В христианской мысли это стало указанием на различение в Боге природы и ипостаси, которое необходимо для утверждения Божественности Христа , поскольку, по слову св. Григория Богослова, только «целое бывает изображением целого» . Иначе говоря, философское отношение Образа к Первообразу в христианстве понимается как отношение между Сыном и Отцом, а в рамках тринитарного богословия следует говорить о «природном образе» . Но если во Христе телесно раскрылась полнота Божества, следовательно, человека можно считать образом Христа, или в терминологии Оригена «образом Образа» . Логос является прототипом, который Бог использовал при творении человека по Своему Образу, и Христос рассматривается как архетип того, каким должен быть человек .

Однако, если в еврейском языке «подобие» по сути является синонимом «образа», поясняющим все высказывание, то в греческом языке между «образом» (eikon) и «подобием» (homoiosis) есть определенная разница, которая позволяла Оригену и ряду других отцов говорить об «образе» как некоей данности, вложенной в человека от дня творения, а о «подобии» как цели, которую Адаму предстояло достигнуть путем подражания Богу. В дальнейшем святые отцы предпочитали не проводить строгого различия между «образом» и «подобием» , указывая на то, что человек как личность, как союз души и тела есть уже подобие воплощенного Логоса . Однако во времена преп. Максима Исповедника к этой теме возвратились вновь во многом потому, что в самой концепции образа заложен динамизм, потенциал к дальнейшему развитию, который может быть реализован лишь после освобождения человека от рабства греху . «Сын стал подобен нам через Воплощение; мы становимся подобными ему через обожение, приобщаясь Божеству во Святом Духе» . Господь Иисус Христос служит проводником, местом встречи: «потому что Он есть человек, Он един с нами; потому что Он Бог, Он един с Отцом» . Мы едины с Богом через Христа и в Нем, и слава Отца становится нашей славой (Ин. 17, 22-23). Человек не является автономным существом, но истинная человечность реализуется лишь тогда, когда он живет «в Боге» и обладает божественными качествами. Поэтому для греческой патристики было характерно понимание человека как «открытого бытия», имеющего в себе Божественную «искру» и ориентированного на дальнейшее возрастание в Боге. Этот аспект вероучения дал мощный импульс к развитию аскетики, правил духовной жизни и, что немаловажно, формированию особого образа христианина в обществе. Христианин ощущал себя не просто гражданином, соблюдающим правила законного, нравственного поведения в социуме, но, выражаясь языком прп. Максима Исповедника, посредником между Богом и миром.

В христианской Церкви святой как раз и оказывается между этими двумя «полюсами»: Богом и миром. С этим связано двойственное видение человека: эмпирический человек (такой, какой он есть сейчас), и человек «онтологический», тот, который был явлен в Иисусе Христе и каким он должен стать . Таким образом, Церковь рассматривает мир в двух измерениях: мир, каким его возжелал видеть Бог, каким Он возлюбил его, и в то же время подвижническое отношение, которое требует освобождения от мира и освободить мир от царства диавола. Не случайно в древней Церкви существовало представление, что святые-подвижники составляют «авангард» христианской армии, который борется с «князем мира сего» (Ин. 12, 31) . Раннехристианские аскеты отправлялись в пустыню, место пребывания диавола (Мф. 12, 43; Лк. 8, 29), где сконцентрировано все чуждое и враждебное человеку , именно для открытой борьбы. Одновременно с этим для патристической мысли было важно подчеркнуть, что именно видимый мир и его история были сочтены достойными искупления и спасения , значит этот мир представляет ценность и от него не следует убегать, но следует преображать его. Даже при нисхождении Христа во ад Господь вывел из него всех, находившихся там (а не только ветхозаветных праведников) - «ад сделался пуст» . В подвиге святости, к исполнению которого в конечном итоге призваны все люди, есть конкретное положительное содержание. Это касается не только избавления от греха, стяжания добродетелей и приобретения нравственного совершенства, но и причастие Божественным энергиям и освящение «мировой реальности», т.е. окружающего мира и общества. Святые своей жизнью показали, к какой высоте Богоподобия призван и способен человек . Они явили собой ту духовную красоту светозарной личности, которая и должна спасти мир, преобразить, изменить и навсегда привести в единство с Творцом.

Прп. Симеон Новый Богослов, говоря о месте святых в жизни Церкви, использует образ «золотой цепи»: святые каждого поколения, соединяясь с теми праведниками, которые умерли прежде, образуют золотую цепь, где каждый святой составляет отдельное звено, «соединенное с другими верой, делами и любовью; так в Едином Боге они образую единую цепь, которую нелегко порвать» . Святые выступают заступниками, ходатаями пред Богом во главе с Великим Ходатаем - Христом (1 Ин. 2, 1). Их подвиг веры, любви и милости, подвиг самоотречения и предания себя в руки Божии служит и нам примером. Это касается не только жизни духовной, но также интеллектуальной, поскольку между истинной церковной ученостью и святостью жизни есть тесная внутренняя связь: усвоение христианского Откровения состоит не только в приобретении знаний или формировании теоретического мировоззрения, но охватывает всю личность человека и выражается в соответствующем поведении. Отец Церкви не просто «на бумаге» показывает путь истины, но идет по нему впереди своих чад .

Многие задаются вопросом, что именно в образе святого может служить примером, чему именно подражать, ведь мы живем в совершенно иных условиях, и нас разделяют многие столетия? Вкратце ответить можно следующим образом: исполнение заданности, подлинной цели жизни человека, к которой он был призван с первых дней творения. Этот путь преображения себя и окружающего мира, путь восхождения к Богу у каждого свой. Опыт святоотеческой традиции лишь предлагает возможные варианты. Агиографический жанр настолько богат, что может служить источником и для светских историков (поскольку содержит огромный пласт сведений о цивилизации и культуре времени создания памятника) , и для богословов, и для современного читателя, который, познакомившись с жизнью святого, захочет что-то поменять в своей жизни. Это малое изменение станет началом покаяния и пути преображения, чтобы на дарованную Господом Богообразность ответить исполнением Богоподобия.


Kazhdan A.P., Constable G. People and Power in Byzantium: An Introduction to Modern Byzantine Studies. Washington, DC, 1982. P. 79.
Необходимые пояснения см. в кн.: Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С. 99.

Исследователи находят данное учение у св. Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, св. Афанасия Великого, преп. Анастасия Синаита, преп. Иоанна Дамаскина, св. Николая Кавасилы. См.: Малков П.Ю. Святоотеческое учение о сотворении человека по образу Сына Божия // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы. М., 2000. С. 38.

Кирилл Александрийский, св. Комментарии на послание к Римлянам. Цит. по: Meyendorff J. Anthropology and Original Sin // John XXIII Lectures. New York, 1966. Vol. 1. P. 54.

Лосский В.Н. Богословие образа // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение: Сборник статей. М., 2000. С. 313-314.

Григорий Богослов, св. Слово 30 // Григорий Богослов, св. Собрание творений. М., 2000. Т. 1. С. 537.

Лосский В.Н. Богословие образа. С. 314.

Малков П.Ю. Указ. соч. С. 39.

Thunberg L. The Human Person as Image of God: Eastern Christianity // Christian Spirituality: Origins to the Twelfth Century / Ed. by B. McGinn, J. Meyendorff. New York, 1985. P. 293.

Ориген. О началах. IV, 37 // Ориген. О началах. СПб., 2000. С. 379. См. также: Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. С. 122-124.

Такой позиции придерживались ведущие греческие отцы, в том числе св. Кирилл Александрийский, и большинство западных отцов.

См.: Thunberg L. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1965. P. 132-133.

«Бог, приводя в бытие разумную и духовную сущность..., сообщил ей четыре божественные свойства, посредством которых Он содержит всем вместе: бытие, приснобытие, благость и премудрость. Первые два свойства Бог даровал сущности, а два других - способности воли..., чтобы тварь по причастию стала тем, чем Он Сам есть по существу. Поэтому и говорится, что человек создан по образу и по подобию Божиему». Максим Исповедник, преп. Главы о любви. III, 25 // Максим Исповедник, преп. Избранные творения. М., 2004. С. 172.

Лосский В.Н. Искупление и обожение // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. С. 287.

Каллист (Уэр), еп. Православный путь. СПб., 2005. С. 101.

Мейендорф И., прот. Византийское богословие: Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск, 2001. С. 200-201.

Антоний Сурожский, митр. Святость // Антоний Сурожский, митр. Труды. М., 2002. С. 356

Chadwick H. Pachomios and the Idea of Sanctity // The Byzantine Saint / Ed. by S. Hackel. S.e., 1981. P. 13. Автор ссылается на комментарии Оригена к 26-й главе книги Чисел.

Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001. С. 236.

Мейендорф И., прот. Византийское богословие. С. 202.

Песнопение Октоиха. Цит. в кн.: Иларион (Алфеев), еп. Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2005.С. 208, 304-305.

Осипов А.И. Святость человека в православной аскетической традиции // Православное учение о человеке: Избранные статьи. М.; Клин, 2004. С. 142-143.

Цит. по: Каллист (Уэр), еп. Православная Церковь. М., 2001. С. 264.

Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I-IV века. М., 2004. С. 12.

Об этом см. в: Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб., 1997. С. 33-36.


--------------------------------------------------------------------------------

[1] Kazhdan A.P., Constable G. People and Power in Byzantium: An Introduction to Modern Byzantine Studies. Washington, DC, 1982. P. 79.

[2] Необходимые пояснения см. в кн.: Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С. 99.

[3] Исследователи находят данное учение у св. Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, св. Афанасия Великого, преп. Анастасия Синаита, преп. Иоанна Дамаскина, св. Николая Кавасилы. См.: Малков П.Ю. Святоотеческое учение о сотворении человека по образу Сына Божия // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы. М., 2000. С. 38.

[4] Кирилл Александрийский, св. Комментарии на послание к Римлянам. Цит. по: Meyendorff J. Anthropology and Original Sin // John XXIII Lectures. New York, 1966. Vol. 1. P. 54.

[5] Лосский В.Н. Богословие образа // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение: Сборник статей. М., 2000. С. 313-314.

[6] Григорий Богослов, св. Слово 30 // Григорий Богослов, св. Собрание творений. М., 2000. Т. 1. С. 537.

[7] Лосский В.Н. Богословие образа. С. 314.

[8] Малков П.Ю. Указ. соч. С. 39.

[9] Thunberg L. The Human Person as Image of God: Eastern Christianity // Christian Spirituality: Origins to the Twelfth Century / Ed. by B. McGinn, J. Meyendorff. New York, 1985. P. 293.

[10] Ориген. О началах. IV, 37 // Ориген. О началах. СПб., 2000. С. 379. См. также: Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. С. 122-124.

[11] Такой позиции придерживались ведущие греческие отцы, в том числе св. Кирилл Александрийский, и большинство западных отцов.

[12] См.: Thunberg L. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1965. P. 132-133.

[13] «Бог, приводя в бытие разумную и духовную сущность..., сообщил ей четыре божественные свойства, посредством которых Он содержит всем вместе: бытие, приснобытие, благость и премудрость. Первые два свойства Бог даровал сущности, а два других - способности воли..., чтобы тварь по причастию стала тем, чем Он Сам есть по существу. Поэтому и говорится, что человек создан по образу и по подобию Божиему». Максим Исповедник, преп. Главы о любви. III, 25 // Максим Исповедник, преп. Избранные творения. М., 2004. С. 172.

[14] Лосский В.Н. Искупление и обожение // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение. С. 287.

[15] Каллист (Уэр), еп. Православный путь. СПб., 2005. С. 101.

[16] Мейендорф И., прот. Византийское богословие: Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск, 2001. С. 200-201.

[17] Антоний Сурожский, митр. Святость // Антоний Сурожский, митр. Труды. М., 2002. С. 356

[18] Chadwick H. Pachomios and the Idea of Sanctity // The Byzantine Saint / Ed. by S. Hackel. S.e., 1981. P. 13. Автор ссылается на комментарии Оригена к 26-й главе книги Чисел.

[19] Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001. С. 236.

[20] Мейендорф И., прот. Византийское богословие. С. 202.

[21] Песнопение Октоиха. Цит. в кн.: Иларион (Алфеев), еп. Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2005.С. 208, 304-305.

[22] Осипов А.И. Святость человека в православной аскетической традиции // Православное учение о человеке: Избранные статьи. М.; Клин, 2004. С. 142-143.

[23] Цит. по: Каллист (Уэр), еп. Православная Церковь. М., 2001. С. 264.

[24] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии I-IV века. М., 2004. С. 12.

[25] Об этом см. в: Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб., 1997. С. 33-36.



Старый стиль 11Сентябрь воскресенье Новый стиль) 24Сентябрь Неделя 16-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением. Глас 7. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Феодоры Александрийской (474-491). Совершается служба с полиелеемПеренесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Совершается служба с полиелеемПрп. Силуана Афонского (1938). Мчч. Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I). Мц. Ии (362-364). Прп. Евфросина (IX). Мчч. Диодора и Дидима, Сирских (362-364). Сщмчч. Николая и Виктора пресвитеров (1918). Сщмч. Карпа пресвитера (1937). Сщмч. Николая диакона (1942). Каплуновской иконы Божией Матери (1689). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12-35. Лит. - Недели пред Воздвижением: Гал., 215 зач., VI, 11-18. Ин., 9 зач., III, 13-17. Ряд. (под зачало): 2 Кор., 181 зач., VI, 1-10. Мф., 105 зач., XXV, 14-30. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. 6, 1-10; Мф. 25, 14-30). Притча о талантах дает мысль, что жизнь - время торга. Надо, значит, спешить воспользоваться этим временем, как на торгу всякий спешит выторговать, что может. Хоть только лапти кто привез или лыко, и тот не сидит сложа руки, но ухищряется зазвать покупателей, чтоб продать свое и купить потом себе нужное. Из получивших от Господа жизнь никто не может сказать, что у него нет ни одного таланта; всякий имеет что-нибудь, да не одно еще: всякому, стало быть, есть чем торговать и делать прибыток. Не озирайся по сторонам и не считай, что получили другие, а к себе присмотрись хорошенько и поточнее определи, что в тебе есть и что можешь приобрести на то, что имеешь, и потом действуй по этому плану без лености. На суде не будут спрашивать, почему не приобрел ты десять талантов, когда имел только один, и даже не спросят, почему ты на свой один талант приобрел только один, а скажут, что ты приобрел талант, пол-таланта или десятую его часть. И награда будет не потому, что ты получил, а потому, что приобрел. Ничем нельзя будет оправдаться - ни знатностью, ни бедностью, ни необразованностью. Когда этого не дано и спроса о том не будет. Но у тебя были руки и ноги, скажи же, спросят, что ты приобрел ими? Был язык, что им приобрел? Так-то на суде Божием уравнивается неравенства земных состояний.(Гал. 6, 11-18; Ин. 3, 13-17). "Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Вера в Сына Божия, плотью распявшегося нас ради, - сила Божия во спасение, живой источник живодействующих нравственных стремлений и настроений, и приемник пространной благодати Святого Духа, всегда в сердце пребывающей и сокровенных наитий благовременно, в час нужды, свыше ниспосылаемых. Вера совмещает убеждения, привлекающие Божие благоволение и силу свыше. То и другое вместе и есть обладание животом вечным. Пока хранится в целости эта жизнь, христианин неподателен, ибо, прилепляясь к Господу, он един дух с Господом, а Господа ничто преодолеть не может. Отчего же падают? От ослабления веры. Слабеют убеждения христианские - слабеет и нравственная энергия. По мере этого ослабления, благодать вытесняется из сердца, худые же позывы поднимают голову. В час удобный происходит склонение на эти последние: вот и падение. Будь бодренным и блюстителем веры во всем ее составе, и не падешь. В этом то смысл св. Иоанн говорит, что рожденный от Бога греха не творит. Молитвы Тропарь преподобных Сергия и Германа Валаамскихглас 1От мирския молвы бегающе, безмолвия и благочестия рачители,/ в тихое пристанище Валаама от востока приидосте,/и в нем Евангельски Христу добродетельми последовавше, на верх совершенства востеклй есте:/и ныне в торжестве премирном Богозрением наслаждающиеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе, Человеколюбца Бога молите,/ еже спасти всех нас, благочестно вас почитающих. Тропарь преподобныхглас 4Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся, яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы,/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудре повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте,/ и ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим. Кондак преподобныхглас 4От мирскаго жития изшедше,/ отвержением мира Христу последовасте,/ и достигосте великаго Нева езера,/ и, в нем на острове Валааме всельшеся,/ равноангельное житие пожили есте,/ отонудуже веселящеся прешли есте к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстояще,/ поминайте нас, чад своих,/ яже собрали есте, богомудрии,/ да радостно от души вопием:// радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии. Тропарь преподобного Силуана Афонскогоглас 2Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю/ и Иеремии, о народе плачущему,/ усердный подражателю,/ всеблаженне отче Силуане,/ ты бо, зову Матере Господа Сил внемляй,/ змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси/ и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси,/ идеже в трудех и молитвах со слезами/ благодать Святаго Духа обильно стяжав,/ еюже сердца наша воспламени/ и с тобою умильно взывати укрепи:/ Господи мой, Жизне моя и Радосте Святая,// спаси мир и нас от всяких лютых. Кондак преподобного Силуана Афонскогоглас 2Смиренномудрия исповедниче предивный/ и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто,/ Богу возлюбленне Силуане,/ о подвизе твоем Церковь Российская радуется,/ иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие,/ веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются./ Егоже моли о нас, равноангельне боговедче,// во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим. Тропарь преподобной Феодоры Александрийскойглас 8В тебе мати известно спасеся еже по образу:/ приимши бо крест, последовала еси Христу,/ и деющи учила еси, презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души вещи безсмертней:/ темже и со Ангелы срадуется, преподобная Феодоро, дух твой. Службы28 июня: Преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев 11 сентября: Преподобной Феодоры Александрийской. Священномученика Автонома. (Службу святых преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев смотри 11 сентября: Преподобного Силуана Афонского Сайты приходов:Храм прп. Серафима Саровского и прпп. Сергия и Германа Валаамских г. Монжерон (Корсунская епархия) Храм прпп. Сергия и Германа Валаамских дер. Рауталахти (Петрозаводская епархия) Храм прпп. Сергия и Германа Валаамских чудд. г. Москва (Московская епархия (городская)) Домовый храм св. прпп. Сергия и Германа, Валаамских Чудотворцев г. Санкт-Петербург (Санкт-Петербургская епархия) Храм Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" г. Арзамас (Нижегородская епархия) Сергия и Германа Валаамских мужской монастырь г. Волжский (Волгоградская епархия) Храм Преподобных Сергия и Германа Валаамских г. Волгоград (Волгоградская епархия) Храм прп. Силуана Афонского г. Саутгемптон (Сурожская епархия) Храм прп. Силуана Афонского г. Консепсьон (Южно-Американская епархия) Храм прп. Силуана Афонского г. Валла Валла ( Западно-Американская епархия) Храм в честь преподобного Силуана Афонского г. Самара (Самарская епархия) Храм Силуана Афонского р/пос. Новая Ляда (Тамбовская епархия) Свято-Воскресенский мужской монастырь г. Тольятти (Самарская епархия) Храм — часовня Святого Преподобного Силуана Афонского дер. Вохоново (Гатчинская епархия) Храм прп. Силуана Афонского г. Волгоград (Вологодская епархия) Ставропигиальный мужской скит в честь прп. Силуана Афонского с. Загребля (Киевская епархия) Мужская пустынь во имя святого преподобного Силуана Афонского г. Иссык (Астанайская епархия) Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Горожанка (Воронежская епархия) Статьи на Православие.Ru Преподобная Феодора АлександрийскаяБезупречная жизнь Феодоры вызывала у всех восхищение. Только диавол трепетал от ярости, видя, что жертва ускользает от него. Он внушил некоторым завистливым монахам мысль распространить клевету. Феодора ничего не отвечала на обвинения, не желая открывать истину о себе и полагая, что испытание послано ей Господом в наказание. Стяжавший благодать: Размышления о преподобном Силуане Афонском. Часть 1Мы покидаем кладбище и направляемся к Покровскому братскому корпусу. Замедляем ход, поднимаясь по ступеням ведущей в Покровской храм каменной лестницы. На одной из ее площадок, слева на стене, можно видеть большое изображение преподобного Силуана. Каждый проходящий мимо монах, даже если и очень спешит к началу службы, останавливается здесь на короткое время
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.19648 c.