Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Святость как норма социально-психологического развития.

Попова Е. Г.

Название настоящей статьи совершенно обоснованно может вызвать у многих недоумение, и даже протест. Действительно, мы привыкли к тому, что жизнь святых связана с чудом, окружена ореолом неземного и сверхъестественного. Как же возможно говорить о святости как норме, которая ассоциируется у нас с чем-то среднестатистическим, серым и обыденным?! Конечно, когда мы задаем такую планку для жизни человека, мы не утверждаем, что каждый человек должен стать святым, мы лишь говорим о направленности и законах его развития. Формат статьи не позволяет нам подробно раскрыть данную проблему, поэтому обозначим в тезисной форме основную логику наших рассуждений.

1. Уникальность природы человека определяется тем, что он создан по Образу и Подобию Божию, наделен бессмертной душой, которая бьется на пороге, как писал Ф.И. Тютчев, как бы двойного бытия. Давний спор между сторонниками креационистской и эволюционной теорий происхождения человека снимается ответом на вопрос: по каким законам живет человек, что делает человека человеком, а что убивает его, превращая его в скотоподобное или дьяволоподобное существо (прп. Иустин)?

2. Поврежденность человеческой природы первородным грехом, через который человечество стало уязвимым для греха, болезней и смерти, генетическая наследственность, которой наделяют родители своих детей, во многом предопределяет его внутренние жизненные импульсы: потребности и способности, направленность его воли (См: Зорин К.В. Что такое наследственная порча: Взгляд православного врача. - М., 2004).

Возможны два сценария жизненного пути человека: 
Жизнь  
  Ущербность
Здоровье  
  Зависимость
Свобода  
  Болезнь
Целостность  
  Смерть

Целостность человека определяется:
во-первых, соблюдением им духовных, нравственных и физических законов бытия;
во-вторых, единством и гармонией его мыслей, чувств и поступков;
в-третьих, единством и гармонией с природой и социумом;
в-четвертых, полнотой развития и реализацией заложенных в нем возможностей и талантов;
в-пятых, личностным осмыслением, освоением и приумножением культурно-исторических и духовных традиций своего народа. 
Ветхий человек, отпавший от Бога, может преодолеть свою ущербность, неполноту, одиночество, обреченность только в богообщении, устремив свою волю к небесам.

3.
В основе социально-психологической адаптации личности лежит процесс взращивания человеческого в человеке: его духовно-нравственное воспитание.

Духовная жизнь человека, согласно святоотеческому учению, имеет свои ступени развития.

Первая ступень начинается тогда, когда уверовавший рождается духовно в таинстве Крещения. Он «кается в прежних грехах своих и очищается от них в таинстве Крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного… и пребывает в нем как семя» (Симеон Новый Богослов). На этой ступени человек, тем не менее, сохраняет унаследованную им от прародителей (Адама и Евы) природу, подверженную болезням, смерти, склонную к греху, то есть всему тому, что возникло в ней вследствие первого грехопадения (ветхого человека). Поэтому во всей остроте встает проблема об условиях и средствах развития в душе нового начала, полученного в крещении и последующих таинствах (нового человека).

Вторая ступень – есть правильная (праведная) духовная жизнь.

«Семя благодати» у одних христиан, «лукавых и ленивых» (Мф. 25, 26), может так и остаться непроросшим и потому бесплодным (Ин. 12, 24), у других же, попадая на «добрую землю», дает всходы и приносит соответствующий плод. Этот плод и означает искомое приобщение Духу Святому. В этом отражается главнейший принцип православного понимания духовной жизни - «стяжание Духа Божьего» - и цель жизни всякого христианина, живущего духовно (прп. Серафим Саровский).

Верующему, получившему в таинствах все дары Духа Святого, требуется еще приобщение Богу, которое возможно лишь в свободном акте духовного напряжения, проявляющегося в различных видах подвига, проистекающего из стремления к исполнению заповеди о любви к Богу и ближнему. Сила веры обнаруживается в силе подвига. Основное, что происходит при духовном росте человека – это внутреннее изменение по образу Христа, и, отсюда, его «инаковость» по сравнению «с образом мира сего» (1 Кор. 7, 31).
Ставших иными по отношению к миру, стяжавших Духа Святого и явивших силу Его в нашем мире, Церковь с самого начала называет святыми и этим указывает на их трансцендентность миру, «на их своеобразные силы и виды деятельности, качественно не сравниваемые со свойственными миру, на их вышемирность, на пребывание в сферах, недоступных обычному разуму, но не на их нравственность»… Нравственность, сама не входя в состав понятия святости, отчасти служит одним из благоприятных условий их вышемирности, отчасти проявляется как следствие таковой»… (Павел Флоренский).

Иными словами можно сказать:
- «святость – это чуждость по отношению к миру греха, полное отрицание его»,- святость – это не просто моральное совершенство, хотя и соединена с ним неразрывно, но «соприсносущность неотмирным энергиям»;- «святость есть не только отрицание всякого зла этого мира и не только явление иного мира, Божественного, но и утверждение «мировой реальности через освящение этой последней», т.е. «святость – не что-то самозамкнутое, но активная сила, имеющая глубокое преобразующее воздействие на человека и мир в целом, и потому она прямо отвечает обетованию Божию о мире: «Будет Бог во всем» (апостол Павел)»… Это означает, что «последняя цель и совершенный смысл всего существующего, и в первую очередь человека, состоит в полном его преображении и единении с Богом» (Павел Флоренский).
Отсюда становится очевидным, насколько жизненно важно изучение пути духовной жизни и ее закономерностей, открытых святыми, изучение той строгой системы в ней, которая осуществляется в постепенном искоренении страстей и последовательном приобретении богоподобных свойств - свидетелей обетованного состояния христианина.

Две главнейшие добродетели святых, составляющих «начало и венец лествицы, возводящей человека к тому совершенному благу, которое уготовал Бог любящим Его»: смирение и любовь.

Схематично наши рассуждения можно представить следующим образом 
   
            Любовь к Богу     Царствие Небесное (вечная Жизнь)
   
            заповедиБожии      
     
          Духовность как святость. От Образа Божия к Богоподобию          
                   
            покаяние            
                       
Другой человек – средство достижения  удовольствия, власти, денег   Псевдодуховная жизнь. Путь фарисеев манипу- Я покаяние Духовность как нравственность. Путь любви заповеди Другой человек – цель, ценность
  ляция
  Бездуховная жизнь. Скотоподобие агрессия   Блаженства
   
              сотворениекумира            
        «Бес-духовность». Демонизация.От Образа Божия к «диаволочеловеку»      
             
Царство диавола (вечная Смерть)                        
        Одержимость            
       
                                           

«Так что давайте изучать не калек, - писал А. Маслоу, - а наибольшее, какое сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы найдем у таких людей качественные отличия – другую систему мотивации, другие эмоции и ценности, другое мышление и восприятие. В некотором смысле только святые представляют собой человечество»[1]. Именно такой путь является для человека нормой, целью, идеалом.

Святость – вот идеал, данный человеку в этой жизни, одновременно достижимый и недостижимый.

Недостижимый в своей полноте, так как святость не ограничена объективным уровнем, и достижимый для конкретного человека в соответствии с его мерой и возможностями. Святость задает особую норму жизни человека.


[1] Маслоу А. «Хрестоматия по гуманистической психотерапии» стр.116-117. 



Старый стиль 7Октябрь пятница Новый стиль) 20Октябрь Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. День постный. Пища с растительным маслом. Совершается служба на шестьМчч. Сергия и Вакха (290-303). Свт. Ионы, еп. Ханькоуского (1925). Мчч. Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мц. Пелагии Тарсийской (290). Мч. Полихрония пресвитера (IV). Прп. Сергия Послушливого, Печерского (ок. XIII). Прп. Сергия Нуромского (Вологодского) (1412). Обретение мощей прп. Мартиниана Белоезерского (1514). Сщмч. Николая персвитера (1942). Иконы Божией Матери Псково-Печерской, именуемой "Умиление" (1524). Евангельские ЧтенияФлп., 245 зач., III, 8-19. Лк., 32 зач., VII, 31-35. Мчч.: Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2. Лк., 106 зач., XXI, 12-19. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 7, 31-35). "С кем сравню людей рода сего?", т. е. неверов? Если Господь делает этот вопрос как-будто в недоумении, не тем ли более прилично нам недоумевать о явлениях неверия? Казалось бы, как идти против всесторонней очевидности? - и однако же идут. Что сатана противится - это не дивно; его имя такое: противник истины и добра; ясно видит, что Бог есть, что Он будет судить его и осудит, что казнь ему уже уготована, а все идет наперекор, и не для чего другого, как только на зло и, следовательно, на большую себе пагубу. Уж не этот ли дух богоборства владеет и неверами? По крайней мере, по тем понятиям какие имеем мы о душе и ее действиях, неверие, при очевидности оснований веры, необъяснимо, равно как необъяснимо и рабство грешника греху, когда он узнает ясно, что грех губит его. И какое еще противоречие! Только неверы и страстолюбцы отвергают бытие сатаны и нечистых духов. Те, которым бы больше всего надо было бы стоять за них, совсем отступаются от них. Не от них ли самих и наука-то эта? Темные тьму любят и научают говорить, что их нет и что в нравственном мире строится само собою. без их козней и коварства. Молитвы Тропарь мучеников Сергия и Вакхаглас 5Удобрение Христовых страстотерпец/ и очи Христовы Церкве,/ очи просветите душ наших,/ Сергие многострадальне и Вакше преславне:/ молитеся ко Господу,/ яко да убежим тьмы греховныя/ и Света явимся общницы невечерняго// молитвами вашими, святии. Кондак мучеников Сергия и Вакхаглас 2Разум на враги мужески вооруживше,/ всю тех лесть разрушисте,/ и победу свыше приимше, мученицы всехвальнии,/ единомысленно вопиюще:// добро и красно еже быти с Богом.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04062 c.