Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Святость как норма социально-психологического развития.

Попова Е. Г.

Название настоящей статьи совершенно обоснованно может вызвать у многих недоумение, и даже протест. Действительно, мы привыкли к тому, что жизнь святых связана с чудом, окружена ореолом неземного и сверхъестественного. Как же возможно говорить о святости как норме, которая ассоциируется у нас с чем-то среднестатистическим, серым и обыденным?! Конечно, когда мы задаем такую планку для жизни человека, мы не утверждаем, что каждый человек должен стать святым, мы лишь говорим о направленности и законах его развития. Формат статьи не позволяет нам подробно раскрыть данную проблему, поэтому обозначим в тезисной форме основную логику наших рассуждений.

1. Уникальность природы человека определяется тем, что он создан по Образу и Подобию Божию, наделен бессмертной душой, которая бьется на пороге, как писал Ф.И. Тютчев, как бы двойного бытия. Давний спор между сторонниками креационистской и эволюционной теорий происхождения человека снимается ответом на вопрос: по каким законам живет человек, что делает человека человеком, а что убивает его, превращая его в скотоподобное или дьяволоподобное существо (прп. Иустин)?

2. Поврежденность человеческой природы первородным грехом, через который человечество стало уязвимым для греха, болезней и смерти, генетическая наследственность, которой наделяют родители своих детей, во многом предопределяет его внутренние жизненные импульсы: потребности и способности, направленность его воли (См: Зорин К.В. Что такое наследственная порча: Взгляд православного врача. - М., 2004).

Возможны два сценария жизненного пути человека: 
Жизнь  
  Ущербность
Здоровье  
  Зависимость
Свобода  
  Болезнь
Целостность  
  Смерть

Целостность человека определяется:
во-первых, соблюдением им духовных, нравственных и физических законов бытия;
во-вторых, единством и гармонией его мыслей, чувств и поступков;
в-третьих, единством и гармонией с природой и социумом;
в-четвертых, полнотой развития и реализацией заложенных в нем возможностей и талантов;
в-пятых, личностным осмыслением, освоением и приумножением культурно-исторических и духовных традиций своего народа. 
Ветхий человек, отпавший от Бога, может преодолеть свою ущербность, неполноту, одиночество, обреченность только в богообщении, устремив свою волю к небесам.

3.
В основе социально-психологической адаптации личности лежит процесс взращивания человеческого в человеке: его духовно-нравственное воспитание.

Духовная жизнь человека, согласно святоотеческому учению, имеет свои ступени развития.

Первая ступень начинается тогда, когда уверовавший рождается духовно в таинстве Крещения. Он «кается в прежних грехах своих и очищается от них в таинстве Крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного… и пребывает в нем как семя» (Симеон Новый Богослов). На этой ступени человек, тем не менее, сохраняет унаследованную им от прародителей (Адама и Евы) природу, подверженную болезням, смерти, склонную к греху, то есть всему тому, что возникло в ней вследствие первого грехопадения (ветхого человека). Поэтому во всей остроте встает проблема об условиях и средствах развития в душе нового начала, полученного в крещении и последующих таинствах (нового человека).

Вторая ступень – есть правильная (праведная) духовная жизнь.

«Семя благодати» у одних христиан, «лукавых и ленивых» (Мф. 25, 26), может так и остаться непроросшим и потому бесплодным (Ин. 12, 24), у других же, попадая на «добрую землю», дает всходы и приносит соответствующий плод. Этот плод и означает искомое приобщение Духу Святому. В этом отражается главнейший принцип православного понимания духовной жизни - «стяжание Духа Божьего» - и цель жизни всякого христианина, живущего духовно (прп. Серафим Саровский).

Верующему, получившему в таинствах все дары Духа Святого, требуется еще приобщение Богу, которое возможно лишь в свободном акте духовного напряжения, проявляющегося в различных видах подвига, проистекающего из стремления к исполнению заповеди о любви к Богу и ближнему. Сила веры обнаруживается в силе подвига. Основное, что происходит при духовном росте человека – это внутреннее изменение по образу Христа, и, отсюда, его «инаковость» по сравнению «с образом мира сего» (1 Кор. 7, 31).
Ставших иными по отношению к миру, стяжавших Духа Святого и явивших силу Его в нашем мире, Церковь с самого начала называет святыми и этим указывает на их трансцендентность миру, «на их своеобразные силы и виды деятельности, качественно не сравниваемые со свойственными миру, на их вышемирность, на пребывание в сферах, недоступных обычному разуму, но не на их нравственность»… Нравственность, сама не входя в состав понятия святости, отчасти служит одним из благоприятных условий их вышемирности, отчасти проявляется как следствие таковой»… (Павел Флоренский).

Иными словами можно сказать:
- «святость – это чуждость по отношению к миру греха, полное отрицание его»,- святость – это не просто моральное совершенство, хотя и соединена с ним неразрывно, но «соприсносущность неотмирным энергиям»;- «святость есть не только отрицание всякого зла этого мира и не только явление иного мира, Божественного, но и утверждение «мировой реальности через освящение этой последней», т.е. «святость – не что-то самозамкнутое, но активная сила, имеющая глубокое преобразующее воздействие на человека и мир в целом, и потому она прямо отвечает обетованию Божию о мире: «Будет Бог во всем» (апостол Павел)»… Это означает, что «последняя цель и совершенный смысл всего существующего, и в первую очередь человека, состоит в полном его преображении и единении с Богом» (Павел Флоренский).
Отсюда становится очевидным, насколько жизненно важно изучение пути духовной жизни и ее закономерностей, открытых святыми, изучение той строгой системы в ней, которая осуществляется в постепенном искоренении страстей и последовательном приобретении богоподобных свойств - свидетелей обетованного состояния христианина.

Две главнейшие добродетели святых, составляющих «начало и венец лествицы, возводящей человека к тому совершенному благу, которое уготовал Бог любящим Его»: смирение и любовь.

Схематично наши рассуждения можно представить следующим образом 
   
            Любовь к Богу     Царствие Небесное (вечная Жизнь)
   
            заповедиБожии      
     
          Духовность как святость. От Образа Божия к Богоподобию          
                   
            покаяние            
                       
Другой человек – средство достижения  удовольствия, власти, денег   Псевдодуховная жизнь. Путь фарисеев манипу- Я покаяние Духовность как нравственность. Путь любви заповеди Другой человек – цель, ценность
  ляция
  Бездуховная жизнь. Скотоподобие агрессия   Блаженства
   
              сотворениекумира            
        «Бес-духовность». Демонизация.От Образа Божия к «диаволочеловеку»      
             
Царство диавола (вечная Смерть)                        
        Одержимость            
       
                                           

«Так что давайте изучать не калек, - писал А. Маслоу, - а наибольшее, какое сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы найдем у таких людей качественные отличия – другую систему мотивации, другие эмоции и ценности, другое мышление и восприятие. В некотором смысле только святые представляют собой человечество»[1]. Именно такой путь является для человека нормой, целью, идеалом.

Святость – вот идеал, данный человеку в этой жизни, одновременно достижимый и недостижимый.

Недостижимый в своей полноте, так как святость не ограничена объективным уровнем, и достижимый для конкретного человека в соответствии с его мерой и возможностями. Святость задает особую норму жизни человека.


[1] Маслоу А. «Хрестоматия по гуманистической психотерапии» стр.116-117. 



Старый стиль 2Декабрь пятница Новый стиль) 15Декабрь Седмица 28-я по Пятидесятнице. Глас 2. Рождественский пост. Монастырский устав: горячая пища без масла. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрор. Аввакума (VII-VI до Р.Х.). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176) и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367). Сщмч. Матфея пресвитера (1921). Сщмч. Димитрия пресвитера и прп. Веры исповедницы (1932). Сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского (1937). Сщмчч. Иоанна, Константина, Николая, Сергия, Владимира, Иоанна, Феодора, Николая, Николая, Павла, Сергия пресвитеров, прмч. Данакта, Космы прмцц. Маргариты, Февронии, Тамары, Антонины и Марии, мц. Матроны (1937). Прмц. Марии (1938). Мч. Бориса (1942). Евангельские ЧтенияТит., 301 зач., I, 15 - II, 10. Лк., 101 зач., XX, 19-26. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Тит. 1, 15-2, 10; Лк. 20, 19-26). "Кесарево - кесарю, а Божие - Богу"; всякому, значит, свое. В наше время вместо "кесарево" поставить надо "житейское", и сказать: житейское своим чередом, а Божеское - своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, - в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие - не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию? Молитвы Тропарь пророка Аввакумаглас 2Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша. Кондак пророка Аввакумаглас 8Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме богоглаголиве,/ и на Божественней стражи предстоянием/ слышания от светоносна Ангела/ Христово Воскресение возвестил еси миру,/ сего ради весело зовем ти:// радуйся, пророков светлая доброто. Тропарь преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 3Блаженство плачущих получити желая,/ день и нощь непрестанно плакал еси,/ имея во уме час Судный,/ тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/ преподобне Афанасие./ Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/ яко да плача безконечнаго избывше,/ тамо приимем вечное утешение. Кондак преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерахглас 5Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плакался еси горько.
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04629 c.