Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

27.02.2017 | Научно-образовательный семинар-практикум «От экологии природы к экологии человека: опыт народной педагогики»

21.02.2017 | В Екатеринбурге, в Уральском Государственном Горном Университете прошел научно-практический семинар «Методология предупреждения нехимических зависимостей»

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Духовное наставничество – основа и идеал истинного учительства на Руси

Храмова Н. Г.

Учительство на Руси всегда считалось особым призванием в общественном служении, исполнение которого сопряжено с подвигом высокой духовной жизни и явлением преображения в конкретной человеческой личности. Предназначение учительства определялось как утверждение высоких нравственных идеалов в жизни общества, как сохранение культурно-исторической преемственности, как живая связь времен и поколений.

Учительство в традиции отечественной педагогики изначально понималось как наставление детей, отроков и юношества в смыслах христианской Истины: в познании Тайны Пресвятой Троицы, в осмыслении метафизических и естественно-научных основ мироздания, в постижении законов нравственного становления человека и его духовного преображения на спасительном пути к Вечности.

До христианства теоретического учения как понимания и созерцания духовной и материальной реальности, позволяющего овладеть знаниями, накопленными в значительный культурно-исторический период, на Руси не существовало. Конечно, обучение ремеслу, охоте, военному делу присутствовало в жизни и языческих народов, но оно носило прикладной характер, необходимый для выживания этносов в их земном существовании.

Христианское обучение изначально носило иной характер, оно сразу было устремлено к горним вершинам, к совершенству личности, проявлению в человеке образа Божьего. С этого времени на Руси проповедники Учения Христа становились духовными наставниками, призванными, прежде всего, быть воспитателями собственно человеческого в человеке, для того чтобы ученики стали способны к благодатному богоуподоблению, а после земного существования - наследниками и гражданами Царства Небесного.

Поразительны результаты такого учительства! Всего через 100 лет после принятия православия Русь стала страной абсолютной грамотности, ее ландшафты и города украсили удивительные по своей красоте соборы и церкви, а живопись древнерусских мастеров и сегодня поражает весь мир своей сакральной выразительностью и нежной мужественностью. Таковыми являются плоды духовного просвещения, христианского образования, которое выявляет все лучшее, чем наделяется человек Самим Господом от природы.

Образование традиционно определяется как созидание человека по образу и подобию. В этом определении содержится глубокий религиозный смысл, сохраняющий истинное понимание его культурно-исторической трактовки. Само понятие «образование», как известно, неразрывно соединено с понятием «образ», «образ Божий». Человек был создан по подобию Божию, и понимание, постижение, следование этому Образу трактовалось (и сейчас трактуется в христианской православной религии) как образование. Учитель при этом является тем духовным наставником, который способствует становлению уникального образа, лика, личности в каждом из своих учеников.

Наставничество, как сердечный порыв, определяет отношения учителя и ученика и изначально устремлено к своему идеалу: достижению учеником православного самосознания, духовной крепости в исполнении Заповедей Христа, жажды служения своему народу и Отечеству.

Подлинные образцы духовного наставничества как истинного учительства мы находим в описаниях жизни наших монастырей, когда избравший жребий монашества становится учеником или послушником какого-то многоопытного монаха, который именовался старцем, хотя мог быть и не столь стар по возрасту. Послушник и его старец, как правило, жили вместе и образовывали теснейшую двойственную человеческую связь - двоицу, «диаду». Образование и существование двух обращенных навстречу друг другу служений - старца и послушника - и осуществляло определенный духовный процесс: становление, возрастание послушника в подвижника.

О служении старца житийные памятники открывают немногое. Но непреложно, что это служение есть «духовное водительство», которое предполагает известную прозорливость, а также и способность своего рода расширения личности: старцу надлежит прозревать внутренние движения послушника и воздействовать на них, управлять ими, тем самым как бы сделав внутренний мир послушника частью своего собственного. В «Патериках» и «Житиях святых» нам словно приоткрывается завеса этой духовной практики - «практики себя», практики точно выверенной аутотрансформации, которая предполагает зоркое самонаблюдение и глубокое видение себя, самопознание.

Создание духовно-антропологической диады «старец-послушник» выступает как способ, механизм воспроизводства, передачи во времени мистико-аскетической традиции: передачи всех тех специфических структур сознания, особенностей поведения, установок отношения к миру, обществу, ближнему, которые отличают человека в подвиге. Данный способ обладает высокой универсальностью: антропологическая диада «учитель-ученик» является живой связью, передающей искусство духовной практики, - традиций особого рода, которые создаются для обретения специфического опыта преображения, опыта жизни во Христе. Русское старчество как традиция была основана преподобным Паисием Величковским (1722-1794), а полное развитие это духовное явление достигает в лице оптинского старца иеросхимонаха Амвросия (Гренкова, 1812-1891). Именно монастыри и их духовные наставники на протяжении многих десятилетий становятся центром притяжения российского народа. Особенностью русского старчества является сочетание строгого подвижничества, пребывания на высших ступенях духовной лествицы, с активным выходом в мир. Этот выход выражался в широком общении с простыми мирянами, в служении миру в качестве духовного помощника, советника и наставника, живого примера истинной христианской жизни.

Наставничество одухотворяется молитвенным воздыханием учителя о даровании ему мудрости в воспитании вверенных ему чад, его вопрошанием к Богу в трудных житейских или психологических ситуациях, испрашиванием помощи у Небесной Владычицы в минуты отчаяния и беспомощности. Тогда, и только тогда, учительство становится ответственным, т.к. наставник предстоит пред Христом и несет за своего ученика ответ пред Господом.

Духовное наставничество русских старцев явилось той традицией, на которой и сформировалось истинное учительство в отечественной системе образования. Именно духовная связь учителя и ученика является залогом педагогического успеха, той основой, которая становится отправной точкой личностного возрастания воспитанника в любом деле. Отсутствие духовного начала в педагогическом процессе убивает в учениках мотивацию к обучению, приводит к эмоциональному выгоранию педагогов, становится причиной краха любых «инновационных» начинаний, т.к. бездуховность искажает сущность образования как совместного труда наставника и послушника (каковыми являются учитель и ученик) на пути личного обожения, постижения Творца и Его творения.

Истинность учительства можно определить тремя критериями: христоцентричностью, исповедованием Истины личным примером, любовью и доброжелательностью в общении.

Христоцентричность в учительстве определяется тем, что главной целью своего педагогического делания учитель считает приведение ученика ко Христу, в лоно Православной Церкви. Причем «привести ко Христу» не означает физическое посещение ребенком храма. Привести ко Христу означает подарить ученику радость познания, упования и созерцания Божественной Истины. Когда учитель достигает этой цели, тогда ученик жаждет Разумности, Красоты и Любви. Тогда он отвращается от гнусности и пошлости, от лжи и насилия, ему становится противен дух наживы и цинизма. Христоцентричность учительства - это пламенный призыв к служению высоким идеалам, к поиску и обретению смысла собственной жизни, к постижению красоты предназначения человека как творца и созидателя.

Исповедание Истины личным примером заключается в том, что, укрепившись во Христе, учитель может принять и понять мир души своего ученика. Не разговоры о добродетелях, а явление этих добродетелей в своем поведении. Не декларирование на занятиях, как должно поступать, а исповедование христианской этики во всех аспектах собственной жизни, не демонстрация учительской «правильности», а деятельностное отсечение греховных влечений, не упрек и насмешка над ошибками учеников, а сокрушение, помощь и поддержка в минуты огорчения и неудач.

Доброжелательность учителя в общении заключается в передаче ученику начал сверхнормативной евангельской этики, исполненной благодатного содержания и любви, когда милосердие превышает справедливость, прощение преодолевает гнев, щедрость не знает корысти и лихоимства, радость не отравляется завистью и злом. В духовном наставничестве нет места цинизму, насмешке и ехидству. Общение в Духе Святом направляет учителя к строгой взыскательности, но без жестокости, и требовательности, но без насилия. Жажда утвердить самобытность своего ученика, раскрытить его таланты, вложенные Богом, укрепить волю подопечного в соблюдении нравственных норм - главная характеристика духовного наставничества и одухотворенного учительства. Русские старцы Макарий (Иванов, 1788-1860), Серафим Саровский, Феодор (Ушаков), Варсонофий (Плеханков), Анатолий (Зерцалов), Анатолий (Потапов), последние оптинские старцы Нектарий и Никон, о. Алексей Мечев (1859-1923) и многие другие обладали выдающимся даром духовного общения - того глубинного личного общения с любым человеком, которое, проникая во внутренний мир, сразу и точно выявляет его проблемы, больные места, озаряет их светом христианской истины и любви и поднимает, возводит акт общения к общению в Духе Святом. В этом акте, благодаря духовному наставлению, у человека возникают стимулы и возможности перемены себя, духовного осмысления и осиливания своей ситуации и обстоятельств. Именно этим даром русские старцы служили людям.

И тогда все конкретные предметно-дисциплинарные сведения из естественно-научных и гуманитарных курсов становятся значимыми как для постижения законов мироздания, так и для самоопределения в духовно-нравственном и профессионально-деятельностном аспектах. В этом случае не приходится сетовать о потере мотивации к обучению учащихся, характерной для современного школьника и обнаруживающейся уже в начальной школе. Все в истинном учительстве направлено к единому духовному руслу, к единой цели - служению Истине, исполнению собственного предназначения посредством своих дарований, освещению души христианскими добродетелями.

К сожалению, в современной практике воспитания учительства нет понимания того, что педагогическое взаимодействие обязывает преподавателя как профессионала быть, прежде всего, духовной личностью, ибо, по словам Гегеля, педагогика есть искусство делать людей нравственными. Отсюда становится очевидно, что устремленность к воспитанию в ученике духовно-нравственной основы личности составляет основополагающий идеал учительства.

Несмотря на либерализацию общества, в современном российском менталитете еще не иссякло почтительное отношение к учительству. Еще есть понимание его особой роли в формировании духовной культуры подрастающих поколений - будущего нашей страны. Более того, несмотря на пренебрежительность государства к педагогической работе, выражающейся в низкой заработной плате, труд учителя всеми, неравнодушными к судьбам Отечества, приравнивается к гражданскому подвигу. Ведь учителю порой приходится пробираться к душе ребенка сквозь заросли родительской безграмотности и невежественности, «сеять разумное и доброе», несмотря на грубость и унижение со стороны ближайшего социального окружения, вести к нравственным высотам, невзирая на засилье безнравственного и бездуховного в нашем обществе.

Так пусть же Свет духовного подвига русских старцев освещает профессиональную дорогу современному российскому учительству, поддерживает его в решимости противостоять бездушию и уродству «образовательных услуг», даёт силы и возможность обрестись в искренности и доброте к своим ученикам.



Старый стиль 12Май понедельник Новый стиль) 25Май Седмица 7-я по Пасхе. Глас 6. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Епифания, еп. Кипрского (403). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Германа, патриарха Константинопольского (740). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V) и прочих свтт. Кипрских. Свт. Полувия, еп. Ринокирского (V). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Рум.). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Сщмч. Петра, пресвитера (1937). Мц. Евдокии (после 1937). Евангельские ЧтенияУтр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9. Лит. - Деян., 45 зач., XXI, 8-14. Ин., 49 зач., XIV, 27 - XV, 7. Сщмч.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Ин., 36 зач., X, 9-16. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Дея. 21, 8-14; Ин. 14, 27-15, 7). Господь Иисус Христос - лоза, дерево виноградное; христиане - ветви и отростки. Мы прицепляемся к Нему верою, плод же приносим жизнью по вере. Отец Небесный - вертоградарь , который смотрит за этим деревом. Какая ветвь не приносит плода, то есть кто верует, а не живет по вере, - ту Он отсекает: а какая приносит плод, ту очищает, то есть кто не только верует, но усердствует и жить по вере, тому Бог всячески помогает богатиться добрыми делами, которые плоды веры. По этому закону Божия действия на нас, всякий и устраивай свою жизнь, твердо помня, что без Господа ничего сделать нельзя. К Нему прибегай со всякой нуждою. Имя же Его пресвятое и пресладкое да вращается неотступно в уме, сердце и на языке твоем. Молитвы Тропарь святителей Епифания и Германаглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш. Кондак святителей Епифания и Германаглас 4Священноначальник чудную двоицу восхвалим, вернии, по долгу,/ с Германом Божественнаго Епифания:/ сии бо попалиша безбожных языки,/ догматы премудрейшия возложше всем,/ православно поющим присно благочестия великое таинство. Тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 3Земная, прельщающая очеса миролюбцев,/ возненавидел еси, отче Богоносне Дионисие,/ за уметы та вменив,/ шествуя путем скорбным,/ и в терпении добр воин Христов явился еси,/ победив страсти мира,/ был еси до кончины непоколебимый благочестия поборник./ Темже мы днесь, совершая священную память твою,/ духовными тя песньми ублажаем и смиренно молим,/ да, предстоя Престолу Господа Бога,/ ходатайствуеши о спасении душ наших. Ин тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 4Благости научився от Вышняго благодати,/ измлада подвизався благою совестию,/ Дионисие преподобне,/ терпения столп был еси/ и слова Божия проповедник,/ благочестия догматы утвердив и суеумных мудрование упразднив,/ темже и пострадал еси за истину, радуяся,/ образ страдальцем собою показав,/ но, яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ не престай моляся о нас,/ любовию чтущих святую память твою. Кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 6Свет Трисиянный, вселивыйся в душу твою,/ сосуд избран показа тя,/ вещающа Божественная людем,/ исповедник Божия Слова явился еси,/ и прилагающих Божеству вещественный огнь/ явственно обличил еси,/ и злославных смыслы, яко паучинное прядение, растерзал еси,/ благочестия столп и забрало твердое мирови показался еси/ и сего ради от Вселенскаго Патриарха дивне похвален был еси./ Мы же благодарными гласы, веселящеся, вопием ти:/ радуйся, отче наш, Дионисие преподобне. Ин кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежскогоглас 4Правило веры, столп благочестия/ был еси, Богоносне Дионисие,/ явив в себе образ и пример/ преуспеяния добродетели и подвигов:/ сею Евангельскою мрежею/ многих уловил еси подражателей,/ подай блестящею на Небеси славою своею/ ревность к содействованию на пользу правоверных./ Темже мы, ныне воспевающе сия, молим тя,/ да ходатайствуеши о стране нашей/ и о всем Церкви исполнении. Тропарь священномученика Ермогенаглас 4Приспе день светлаго торжества,/ град Москва радуется,/ и с ним Русь Православная ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в явлении честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Ермогена,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене. Кондак священномученика Ермогенаглас 6Темницею и гладом изнуряем,/ даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:// радуйся, заступниче Российския земли. Службы12 мая: Святителя Епифания, епископа Кипрского. Святителя Германа, патриарха Константинопольского 5 октября: Святой мученицы Харитины. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, митрополитов Московских, и всей России чудотворцев 17 февраля: Святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси 12 сентября: Праведного Симеона Верхотурского, чудотворца Сайты приходов:Храм Святителей Московских г. Абакан (Абаканская епархия) Казанский кафедральный собор г. Санкт- Петербург (Санкт-Петербургская епархия)
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07790 c.