Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

09.01.2018 | СЕМИНАР «Работа со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости».

02.01.2018 | Готовимся к Рождеству! Как провести Рождественские праздники жителям и гостям уральской столицы

01.12.2017 | В честь дня небесной покровительницы Екатеринбург посетят два Патриарха

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Жития святых как пример исполнения антропологической заданности замысла Божия о человеке.

Иерей Дмитрий Моисеев

Жития святых являются уникальным примером того, как человек свободно восходит к совершенству в уподоблении Богу по благодати, преодолевая внутренние и внешние препятствия к этому духовному совершенству.

Совершенство человека в восточных духовных практиках предполагает автономное от Бога и мира восхождение к безликим высотам. Совершенствование в христианской традиции предполагает сближение образа бытия человека, любящего Бога и стремящегося исполнять Его заповеди, с законами Того, к Кому обращена эта любовь. Энергия христианского подвижника в процессе делания сопрягается с энергией Божественной благодати. Человек верующий и любящий Бога из сокровищницы сердца своего выносит деяния, помышления и слова, созвучные с волей и энергиями (действиями) Бога в мире.

Человека Бог призвал из небытия, сотворил по образу и подобию Своему (Быт. 1, 26-27) для того, чтобы человек, свободно раскрывая образ Божий в себе обрел уподобление Богу не по природе, но по благодати. Человек в познании Бога и в приближении к Нему призван обрести блаженство, что и изложено в заповедях блаженства в Нагорной проповеди.

Идеалом совершенного человека является Господь наш Иисус Христос. Господь наш Иисус Христос - совершенный Бог и совершенный человек, Новый Адам, как пишет об этом св. ап. Павел: «Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею» (Быт. 2,7); а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба » (1 Кор. 15, 445-47). Образец святости для всех верующих - Господь наш Иисус Христос, в жизнь Которого и должен облечься христианский подвижник.

Господь уже соделал спасение человеческого рода, искупив нас на Кресте. Это является той объективной истиной, которая полагает основу нашего спасения. Однако для спасения лично каждого человека это необходимое, но недостаточное условие. Для спасения души требуются желание и усилия каждого конкретного человека, чтобы спасительные заслуги Господа нашего Иисуса Христа были приусвоены в самой человеческой жизни. Знакомство с житиями святых помогает верующему совершить собственный духовный путь.

Для русского человека святость являлась нормой, а грех - отклонением от нормы. Это, казалось бы, расходится и с реальной жизнью и с пониманием нормы с математической точки зрения, как средней части кривой нормального распределения, на которую приходится основная часть индивидуумов из всей совокупности социума. Однако так может казаться только на первый взгляд. Путь святости - путь серединный, царский, устраняющий крайности в духовной жизни. Жизнь верующего человека должна в той или иной степени приближаться к этой норме, а крайние, греховные отклонения - оставаться на периферии общественной и духовной жизни, тем более что грех либо врачуется покаянием, либо пресекается со смертью нераскаявшегося грешника. Вот что пишет в своей книге «Святые Древней Руси» Георгий Федотов:

 «В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки», и далее: «

Разумеется, духовная жизнь в христианстве имеет некоторые общие законы, лучше сказать, нормы. Но эти нормы не исключают, а требуют разделения методов, подвигов, призваний» [1].

Человек - существо свободное и призван Богом свободу свою употребить для достижения благобытия, то есть святости, свободно взойти при содействии благодати Божией во славу детей Божиих. Для личного спасения человек должен совершить духовный путь от смертного, падшего и тленного состояния в котором пребывает, от жизни по стихиям мира сего, к состоянию восстановленному, нетленному, небесному. Путь этот начинается со слышания гласа Божьего - внимания сердцем призывающей благодати Божией и последованием ему. Решительным и решающим шагом в духовной жизни является момент Крещения, как оставления ветхого образа жизни и облечение в новый. В таинстве Крещения как бы проецируется дальнейшая духовная жизнь христианского подвижника, которая, как из семени, произрастает из начатков даров Духа Святого, преподанных в таинстве Миропомазания.

На пути исполнения заповедей Божиих у подвижника встречаются трудности:

- неведение правильного выбора в конкретной духовно-нравственной ситуации, коллизии которой разрешаются при содействии благодати Духа Святаго, обретаемой посредством молитвы и слышания или чтения Слова Божьего;

- тление произволения, то есть неспособность осуществить до конца правильно выбранное действие из-за греховной поврежденности воли;

- тщеславные помыслы, как последнее искушение необходимое для испытания совершенства благого намерения, которое избрал и исполнил подвижник.

Препятствия первого рода разрешаются обретением богопросвещенного ума. Сие есть дар Божий, посылаемый просящим этот дар у Бога. В конкретном практическом исполнении это означает, что каждый христианин для совершения своего спасения должен углубляться в изучение Священного Писания и Священного Предания. Формы этого обучения могут быть разными - от слышания Слова Божьего в евангельских чтениях в храме и размышления о нем на проповеди или дома до постижения этого Слова в молитве и богословских трудах Святых Отцов.

Пример тому - житие прп. Антония Великого, услышавшего голос Божий в храме при евангельском чтении о богатом юноше и вышедши из храма, исполнившего повеление Господа. Пример - житие прп. Марии Египетской, слышащей глаголы Божии в пустыни и наученной через них Священному Писанию. Пример - житие прп. Серафима Саровского, читавшего каждый день по одной книге из Нового Завета и говорившего, что наш ум должен, «как бы плавать в Священном Писании». Пример - житие свт. Луки, архиеп. Крымского, услышавшего призыв Божий в евангельском обращении Господа к Петру: «паси овцы моя» и вернувшегося к архиерейскому служению в годы гонений в Ташкенте.

Препятствия второго рода преодолеваются исполнением заповедей Божиих. Тление произволения нашей природы (тление воли), описанное в трудах преп. Максима Исповедника [2], выражено хорошо в словах апостола Павла, в его послании к Римлянам: «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19). Для того, чтобы исцелилось это тление нашей воли, необходим навык практического доброделания, реального исполнения заповедей Божиих. Один из отцов-подвижников говорил, что ничто так нравственно не назидает, как до конца выполненное дело. В русском народе есть такая поговорка: «конец - всему делу венец». В педагогике известно, что участие взрослых в творчестве ребенка необходимо, поскольку ребенок сам ещё не в состоянии завершить начатое дело - в нем еще нет навыка доводить дело до конца. В практическом, каждодневном доброделании человек научается исполнению нравственного выбора, сделанного совестью и сердцем, до конца.

Святой человек - это человек в подвиге духовном достигший совершенства, то есть во всех случаях при выборе добра и зла свободно избирающий добро, и не только избирающий, но имеющий внутреннюю силу удержаться в этом выборе и исполнить заповедь Божию до конца.

При условии, если и выбор сделан правильно, и заповедь исполнена, необходимо преодолеть еще третье испытание - испытание тщеславием. Как учат Святые Отцы - тщеславие, как ржавчина, может разъесть всякое доброе дело. Подвижнику на пути к Небу, действительно, нужно пройти огонь и воду, и медные трубы. Огонь - нравственного выбора, воду - терпения и трудов и медные трубы славы и признания. Для того, чтобы пройти это последнее препятствие, необходимо иметь правильное духовное устроение на первых двух этапах - при совершении нравственного выбора призывать помощь Божию: «да будет воля Твоя, а не моя» (человеческая); при исполнении дела, вверять себя воле Божией и просить помощи Духа Святаго, «иже везде сый и вся исполняй», чтобы иметь силы довести начатое дело до конца. Тогда и выбор, указанный Богом мы не будем присваивать себе и силы, употребленные для совершения намеченного не припишем к своим, человеческим усилиям, но уразумеем в своих действиях всесильную помощь Божию. Тогда мы словами св. ап. Павла сможем сказать себе: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 13).

Поэтому исполнение всякого дела благого для христианского подвижника - это лишь еще один повод воздать хвалу Богу - Творцу нашему и Промыслителю: «не нам, не нам, но Имени Твоему, Господи, даждь славу». В этом видится чудная духовная гармония, позволяющая личности свободно и самостоятельно сделать духовно-нравственный выбор и, в то же время, предохраниться от тления гордыни и тщеславия, которые как плесень и ржа истребляют плоды духовного делания.

В Священном Писании говорится: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). В своем существовании человек имеет заданность, вложенную в его природу Богом. Заданность эта выражается в жизни человеческой в стремлении к совершенству и благу. Из Священного Писания мы знаем, что «никто не благ, как только один Бог» (Лк. 18, 19). Человек стремиться к раскрытию в себе того Первообраза, по образу и подобию которого он создан сам. Стремление это должно выражаться в свободном избрании человеком пути, ведущего к совершенству, и свободном отвержении пути, уводящего от него. Путь этот обозначен деятельным раскрытием человеком образа Божия в себе, проявление которого - есть исполнение заповедей Божиих, посредством чего человек и уподобляется Богу в добродетелях. 

С.Хоружий пишет:

 «Прямым развитием концепции "уподобления Богу" в православной мысли явилось учение об обожении. Общепризнано, что это учение "определило всю антропологию Православия" [3]; идея обожения предстает в своих христологических аспектах: событие Боговоплощения выступает как указание и призыв к соединению человека с Богом во Христе, утверждаемому как бытийное назначение человека; а догматы о природе Христа, о соединенности в Нем природы, а также воли Божественной и человеческой, выступают как предпосылки, создающие онтологические условия для такого соединения. (Отсюда уже видно, что идея обожения подводит к выводу о прямом характере связи и общения человека и Бога, вразрез с идущими от античности представлениями об опосредованной, иерархической связи)» [4].

Как же святые люди исполнили свое предназначение по отношению к творению Божию, по отношению к видимому миру? О. Олег Давыденков пишет:

 «Человек, по учению святых отцов, занимает та­кое место во Вселенной, что только через него весь веществен­ный мир способен воспринимать и усваивать Божественную благодать»[5].

Согласно представлениям Святых Отцов, человек призван был соединить собой мир видимый и невидимый и привести их к Богу. Через исполнение заданности, вложенной в человеческую природу Богом, святые христианские подвижники восходили к исполнению своего предназначения и по отношению к видимому миру, становясь проводниками благодати Божией, нисходящей в этот дольный мир. По словам прп. Максима Исповедника; "человек призван воссоединить в себе любовью природу тварную с природой нетварной. Через себя человек соединяет всю совокупность тварного космоса, чувственного и сверхчувственного". Примером послушания зверей человеку могут послужить всем известные жития прпп. Серафима Саровского, Сергия Радонежского и Герасима Иорданского, Антония Великого (отец монашества повелевал вредным насекомым не приближаться к его делянке и те слушались его), Марии Египетской (лев, по просьбе иеромонаха выкопал могилу для великой пустынницы). Могилу вырыли львы и прп. Павлу Фивейскому. В житии того же преподобного говорится о том, как ворон приносил пищу к нему, так же как приносил пищу ворон и пророку Божьему Илии, и др.
Святой человек достигал видения присутствия Бога во всех проявлениях жизни и для него весь мир и жизнь сама становились местом его личного общения с Богом. В. Н. Лосский писал:

"Не имея ничего вне себя, кроме одного Бога, человеку ни­чего не оставалось бы, как полностью себя отдать в порыве любви и вручить Ему всю Вселенную, соединенную в его чело­веческом существе, тогда Сам Бог со Своей стороны отдал бы Себя человеку, который по этому дару, т. е. по благодати, имел бы все то, что Бог имеет по природе, таким образом совершилось бы обожение человека и всего тварного мира"[5].


Литература:

1. Федотов Г.П.. Святые Древней Руси. М., Московский рабочий, 1990. С.27.
2. Творения преп. Максима Исповедника. Кн.I, Кн.II , М.: Мартис, 1993, 1994.
3. Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М. 1996. C. 143.
4. Хоружий С. Православная аскеза - ключ к новому видению человека. Сборник статей. 
Гл. 1. Антропология православия./ Электронная библиотека ЕПДС. Библиотека «Благовещение».
5. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие // Курс лекций, ч. 3. М., 1997. С. 93.



Старый стиль 9Февраль среда Новый стиль) 22Февраль Седмица cырная (масленица) - сплошная. Глас 2. Из трапезы исключается мясо. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Никифора, из Антиохии Сирской (ок. 257). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1805). Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (1992). Сщмчч. Маркелла, еп. Сикелийского, Филагрия, еп. Кипрского, и Панкратия, еп. Тавроменийского (I). Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прпп. Геннадия (ок. 1516) и Никифора (1557) Важеезерских. Сщмч. Василия пресвитера (1930). Сщмч. Иоанна пресвитера (1938). Евангельские ЧтенияНа 6-м часе: Иоил. II, 12-26. На веч.: Иоил. III, 12-21. Литургии не положено. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский "И ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив. Вострубите трубою, назначьте пост и объявите торжественное собрание. . . пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. . . да плачут священники, служители Господни, и говорят: "пощади, Господи, народ Твой" (Иоиль. 2, 12-17). Кто слышит ныне глас этот, раздающийся в церкви? Если бы с неба на площадях раздался громовой голос: "пощадите, люди, себя самих, да пощадит и вас Господь", может быть кто-нибудь и услышал бы его и очнулся от упоения утехами, похотями и вином. Священники не перестают взывать: "пощади Господи"! Но от Господа верно исходит грозный ответ: "не пощажу, ибо нет ищущих пощады". Все спиною стоят к Господу, отвратились от Него и забыли Его. Молитвы Тропарь святителя Иннокентия, епископа Иркутскогоглас 3Светильниче Церкве пресветлый,/ озаривый лучами доброт твоих страну сию,/ и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою/ Бога прославивый,/ молим тя, святителю Иннокентие,/ ограждай молитвами твоими град сей/ от всех бед и печали. Кондак святителя Иннокентия, епископа Иркутскогоглас 4Непорочности соименнаго пастыря,/ проповедника веры в языцех Монгольских,/ славу и украшение Иркутския паствы/ любовию восхвалим, вси вернии:/ той бо есть хранитель страны Сибирския/ и молитвенник о душах наших. Тропарь мученика Никифора, из Антиохии Сирскойглас 4Мученик Твой, Господи, Никифор,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша. Кондак мученика Никифораглас 3Вперився, славне, Господнею любовию/ и Сего славный Крест на рамо взем, посрамил еси диаволи козни,/ пострадал еси даже до смерти/ и истины явился еси победоносец,// оружник и таинник Божия благодати. Кондак мученика Никифора, из Антиохии Сирскойглас 1Любве союзом связався, Никифоре,/ разрушил еси яве злобу ненависти/ и мечем во главу твою усечен был еси,/ мученик Божественный воплощшагося Спаса,/ Егоже о нас моли, поющих славную память твою. Тропарь преподобного Панкратия Печерского, в Дальних пещерахглас 2Панкратие Богомудре,/ священниче Господень изрядне,/ и чудес многих самодетелю,/ молися Господеви,/ во еже спасти души наша. Кондак преподобного Панкратия Печерского, в Дальних пещерахглас 2В постницех явился еси велик,/ во иереех же нарочит/ и в чудотворениях даре показася славен,/ священне отче Панкратие,/ тем тя чтим и ублажаем. Службы26 ноября: Святителя Иннокентия, епископа Иркутского 9 февраля: Святого мученика Никифора 9 июля: Священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского Сайты приходов: Абаканская епархия:Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Абакан Приход Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси с. Ефремкино Аргентинская и Южноамериканская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Обэра Архангельская епархия:Храм святителя Тихона Патриарха Всероссийского г. Архангельск Астанайская епархия:Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Всероссийского пос. Каргалы Барнаульская епархия:Богородице-Казанский Коробейниковский мужской монастырь с. Коробейниково Благовещенская и Тындинская епархия:Храм святителя Тихона, Патриарха Московского пос. Ушумун Братская епархия:Храм св. Иннокентия Иркутского пос. Бадарминск Великолукская епархия:Свято-Тихоновский собор г. Великие Луки Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Кунья Виленская и Литовская епархия:Молитвенный дом во имя святителя Тихона г. Шальчининкай Волгоградская епархия:Храм святителя Тихона Патриарха Московского с. Верхняя Добринка Воркутинская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского пгт. Чикшино Воронежская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского с. Колодезный Храм в честь свт. Тихона еп. Амафунтского с. Подгорное Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия :Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Бристоль Гаагская и Нидерландская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Наймеген Екатеринодарская епархия:Храм в честь собора Новомучеников и исповедников Российских с. Верхневеселое Храм святителя Тихона еп. Воронежского с. Кирпичное Храм святителя Тихона Московского г. Апшеронск Енисейская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского с. Байкит Иркутская епархия:Приход храма Николо-Иннокентьевского г. Иркутск Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Иконы Божией Матери Державная пос. Медведево Казанская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского пос. Сидоровка Калачевская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского г. Волжский Калужская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского г. Обнинск Канская епархия:Храм св. Иннокентия Иркутского с. Партизанское Карагандинская епархия:Тихоновский храм г. Сарань Кемеровская епархия:Храм св. Иннокентия Иркутского г. Ленинск-Кузнецкий Козельская епархия:Храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских с. Бояновичи Костромская епархия:Храм в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и всех Новомучеников и Исповедников Российских г. Кострома Красноярская епархия:Храм Иннокентия, еп. Иркутского пос. Овсянка Храм во имя святителя Иннокентия Иркутского пос. Дубинино Собор во имя Святой Живоначальной Троицы г. Красноярск Кызыльская епархия:Храм св. Иннокентия Иркутского г. Туран Липецкая епархия:Свято-Тихоновский Преображенский женский епархиальный монастырь г. Задонск Магаданская и Синегорская епархия:Храм Тихона Патриарха Московского пос. Верхний Сеймчан Монреальская и Канадская епархия:Приход свт. Тихона Патриарха Московского и Новомучеников Российских г. Кембридж Московская епархия (городская):Храм Михаила Архангела при Кутузовской избе г. Москва Храм Тихона, Патриарха Московского г. Московский Храм Живоначальной Троицы в Вишняках г. Москва Храм Тихона, патриарха Всероссийского в Косино г. Москва Храмовый комплекс свт. Тихона, Патриарха Московского и св. ап. Андрея Первозванного в Люблино г. Москва Московская епархия (областная):Храм "Державной" иконы Божией Матери г. Фрязино Тихоновский храм г. Клин Нефтекамская епархия:Храм в честь святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси д. Нижний Качмаш Нижегородская епархия:Крестовоздвиженский женский монастырь г. Нижний Новгород Храм Тихона патриарха Всероссийского г. Дзержинск Новороссийская епархия:Храм Новомучеников и Исповедников Российских г. Новороссийск Омская епархия:Ачаирский женский монастырь во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня пос. Набережный Отрадненская епархия:Храм в честь Святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси с. Новое Ганькино Патриаршие приходы в Канаде:Храм-подворье свт. Тихона, Патриарха Московского г. Торонто Петрозаводская епархия:Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь пос. Интерпоселок Пинская епархия:Храм Святителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси г. Ганцевичи Покровская епархия:Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси пос. Анисовский Пятигорская епархия:Храм Тихона, патриарха Всероссийского г. Пятигорск Ржевская епархия:Свято-Тихоновский женский монастырь г. Торопец Храм Иова и Тихона, Патриархов Московских г. Андреаполь Ровенская епархия:Троицкий Дерманский женский монастырь с. Дермань-2 Россошанская епархия:Храм Тихона Задонского г. Острогожск Рыбинская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского г. Рыбинск Самарская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского г. Тольятти Санкт-Петербургская епархия:Храм свт. Тихона, патриарха Московского г. Санкт-Петербург Саянская епархия:Храм Свт. Иннокентия, еп. Иркутского п. Чунский Храм св. Иннокентия Иркутского г. Бирюсинск Северодонецкая епархия:Храм Святого Духа г. Теплогорск Ставропигиальные монастыри РПЦ:Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москва Улан-Удэнская и Бурятская епархия:Храм Иннокентия, еп. Иркутского с. Кырен Хабаровская епархия:Храм Святителя Иннокентия Иркутского г. Хабаровск Кафедральный собор Рождества Христова г. Хабаровск Храм Тихона Патриарха Московского пгт. Хор Ханты-Мансийская епархия:Храм в честь святителя Тихона патриарха Московского и всея Руси пос. Нижнесортымский Черняховская епархия:Храм свт. Тихона, Патриарха Московского г. Полесск Читинская епархия:Свято-Иннокентьевский храм пос. Лесной городок Южно-Сахалинская епархия:Храм Тихона, Патриарха Московского г. Поронайск Якутская епархия:Храм Иннокентия, еп. Иркутского г. Якутск Храм св. Иннокентия Иркутского пгт. Батагай Ярославская епархия:Храм Тихона Патриарха Московского г. Ярославль
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.06402 c.