Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

14.07.2017 | Царские Дни (16 июля 2017)

29.06.2017 | Руководитель отдела по утверждению трезвости протоиерей Игорь Бачинин побывал в палаточном лагере следопытов «Княжества»

31.05.2017 | Мы — вместе: общественные организации Сибири объединяются.

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Жития святых как пример исполнения антропологической заданности замысла Божия о человеке.

Иерей Дмитрий Моисеев

Жития святых являются уникальным примером того, как человек свободно восходит к совершенству в уподоблении Богу по благодати, преодолевая внутренние и внешние препятствия к этому духовному совершенству.

Совершенство человека в восточных духовных практиках предполагает автономное от Бога и мира восхождение к безликим высотам. Совершенствование в христианской традиции предполагает сближение образа бытия человека, любящего Бога и стремящегося исполнять Его заповеди, с законами Того, к Кому обращена эта любовь. Энергия христианского подвижника в процессе делания сопрягается с энергией Божественной благодати. Человек верующий и любящий Бога из сокровищницы сердца своего выносит деяния, помышления и слова, созвучные с волей и энергиями (действиями) Бога в мире.

Человека Бог призвал из небытия, сотворил по образу и подобию Своему (Быт. 1, 26-27) для того, чтобы человек, свободно раскрывая образ Божий в себе обрел уподобление Богу не по природе, но по благодати. Человек в познании Бога и в приближении к Нему призван обрести блаженство, что и изложено в заповедях блаженства в Нагорной проповеди.

Идеалом совершенного человека является Господь наш Иисус Христос. Господь наш Иисус Христос - совершенный Бог и совершенный человек, Новый Адам, как пишет об этом св. ап. Павел: «Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею» (Быт. 2,7); а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба » (1 Кор. 15, 445-47). Образец святости для всех верующих - Господь наш Иисус Христос, в жизнь Которого и должен облечься христианский подвижник.

Господь уже соделал спасение человеческого рода, искупив нас на Кресте. Это является той объективной истиной, которая полагает основу нашего спасения. Однако для спасения лично каждого человека это необходимое, но недостаточное условие. Для спасения души требуются желание и усилия каждого конкретного человека, чтобы спасительные заслуги Господа нашего Иисуса Христа были приусвоены в самой человеческой жизни. Знакомство с житиями святых помогает верующему совершить собственный духовный путь.

Для русского человека святость являлась нормой, а грех - отклонением от нормы. Это, казалось бы, расходится и с реальной жизнью и с пониманием нормы с математической точки зрения, как средней части кривой нормального распределения, на которую приходится основная часть индивидуумов из всей совокупности социума. Однако так может казаться только на первый взгляд. Путь святости - путь серединный, царский, устраняющий крайности в духовной жизни. Жизнь верующего человека должна в той или иной степени приближаться к этой норме, а крайние, греховные отклонения - оставаться на периферии общественной и духовной жизни, тем более что грех либо врачуется покаянием, либо пресекается со смертью нераскаявшегося грешника. Вот что пишет в своей книге «Святые Древней Руси» Георгий Федотов:

 «В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки», и далее: «

Разумеется, духовная жизнь в христианстве имеет некоторые общие законы, лучше сказать, нормы. Но эти нормы не исключают, а требуют разделения методов, подвигов, призваний» [1].

Человек - существо свободное и призван Богом свободу свою употребить для достижения благобытия, то есть святости, свободно взойти при содействии благодати Божией во славу детей Божиих. Для личного спасения человек должен совершить духовный путь от смертного, падшего и тленного состояния в котором пребывает, от жизни по стихиям мира сего, к состоянию восстановленному, нетленному, небесному. Путь этот начинается со слышания гласа Божьего - внимания сердцем призывающей благодати Божией и последованием ему. Решительным и решающим шагом в духовной жизни является момент Крещения, как оставления ветхого образа жизни и облечение в новый. В таинстве Крещения как бы проецируется дальнейшая духовная жизнь христианского подвижника, которая, как из семени, произрастает из начатков даров Духа Святого, преподанных в таинстве Миропомазания.

На пути исполнения заповедей Божиих у подвижника встречаются трудности:

- неведение правильного выбора в конкретной духовно-нравственной ситуации, коллизии которой разрешаются при содействии благодати Духа Святаго, обретаемой посредством молитвы и слышания или чтения Слова Божьего;

- тление произволения, то есть неспособность осуществить до конца правильно выбранное действие из-за греховной поврежденности воли;

- тщеславные помыслы, как последнее искушение необходимое для испытания совершенства благого намерения, которое избрал и исполнил подвижник.

Препятствия первого рода разрешаются обретением богопросвещенного ума. Сие есть дар Божий, посылаемый просящим этот дар у Бога. В конкретном практическом исполнении это означает, что каждый христианин для совершения своего спасения должен углубляться в изучение Священного Писания и Священного Предания. Формы этого обучения могут быть разными - от слышания Слова Божьего в евангельских чтениях в храме и размышления о нем на проповеди или дома до постижения этого Слова в молитве и богословских трудах Святых Отцов.

Пример тому - житие прп. Антония Великого, услышавшего голос Божий в храме при евангельском чтении о богатом юноше и вышедши из храма, исполнившего повеление Господа. Пример - житие прп. Марии Египетской, слышащей глаголы Божии в пустыни и наученной через них Священному Писанию. Пример - житие прп. Серафима Саровского, читавшего каждый день по одной книге из Нового Завета и говорившего, что наш ум должен, «как бы плавать в Священном Писании». Пример - житие свт. Луки, архиеп. Крымского, услышавшего призыв Божий в евангельском обращении Господа к Петру: «паси овцы моя» и вернувшегося к архиерейскому служению в годы гонений в Ташкенте.

Препятствия второго рода преодолеваются исполнением заповедей Божиих. Тление произволения нашей природы (тление воли), описанное в трудах преп. Максима Исповедника [2], выражено хорошо в словах апостола Павла, в его послании к Римлянам: «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19). Для того, чтобы исцелилось это тление нашей воли, необходим навык практического доброделания, реального исполнения заповедей Божиих. Один из отцов-подвижников говорил, что ничто так нравственно не назидает, как до конца выполненное дело. В русском народе есть такая поговорка: «конец - всему делу венец». В педагогике известно, что участие взрослых в творчестве ребенка необходимо, поскольку ребенок сам ещё не в состоянии завершить начатое дело - в нем еще нет навыка доводить дело до конца. В практическом, каждодневном доброделании человек научается исполнению нравственного выбора, сделанного совестью и сердцем, до конца.

Святой человек - это человек в подвиге духовном достигший совершенства, то есть во всех случаях при выборе добра и зла свободно избирающий добро, и не только избирающий, но имеющий внутреннюю силу удержаться в этом выборе и исполнить заповедь Божию до конца.

При условии, если и выбор сделан правильно, и заповедь исполнена, необходимо преодолеть еще третье испытание - испытание тщеславием. Как учат Святые Отцы - тщеславие, как ржавчина, может разъесть всякое доброе дело. Подвижнику на пути к Небу, действительно, нужно пройти огонь и воду, и медные трубы. Огонь - нравственного выбора, воду - терпения и трудов и медные трубы славы и признания. Для того, чтобы пройти это последнее препятствие, необходимо иметь правильное духовное устроение на первых двух этапах - при совершении нравственного выбора призывать помощь Божию: «да будет воля Твоя, а не моя» (человеческая); при исполнении дела, вверять себя воле Божией и просить помощи Духа Святаго, «иже везде сый и вся исполняй», чтобы иметь силы довести начатое дело до конца. Тогда и выбор, указанный Богом мы не будем присваивать себе и силы, употребленные для совершения намеченного не припишем к своим, человеческим усилиям, но уразумеем в своих действиях всесильную помощь Божию. Тогда мы словами св. ап. Павла сможем сказать себе: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 13).

Поэтому исполнение всякого дела благого для христианского подвижника - это лишь еще один повод воздать хвалу Богу - Творцу нашему и Промыслителю: «не нам, не нам, но Имени Твоему, Господи, даждь славу». В этом видится чудная духовная гармония, позволяющая личности свободно и самостоятельно сделать духовно-нравственный выбор и, в то же время, предохраниться от тления гордыни и тщеславия, которые как плесень и ржа истребляют плоды духовного делания.

В Священном Писании говорится: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). В своем существовании человек имеет заданность, вложенную в его природу Богом. Заданность эта выражается в жизни человеческой в стремлении к совершенству и благу. Из Священного Писания мы знаем, что «никто не благ, как только один Бог» (Лк. 18, 19). Человек стремиться к раскрытию в себе того Первообраза, по образу и подобию которого он создан сам. Стремление это должно выражаться в свободном избрании человеком пути, ведущего к совершенству, и свободном отвержении пути, уводящего от него. Путь этот обозначен деятельным раскрытием человеком образа Божия в себе, проявление которого - есть исполнение заповедей Божиих, посредством чего человек и уподобляется Богу в добродетелях. 

С.Хоружий пишет:

 «Прямым развитием концепции "уподобления Богу" в православной мысли явилось учение об обожении. Общепризнано, что это учение "определило всю антропологию Православия" [3]; идея обожения предстает в своих христологических аспектах: событие Боговоплощения выступает как указание и призыв к соединению человека с Богом во Христе, утверждаемому как бытийное назначение человека; а догматы о природе Христа, о соединенности в Нем природы, а также воли Божественной и человеческой, выступают как предпосылки, создающие онтологические условия для такого соединения. (Отсюда уже видно, что идея обожения подводит к выводу о прямом характере связи и общения человека и Бога, вразрез с идущими от античности представлениями об опосредованной, иерархической связи)» [4].

Как же святые люди исполнили свое предназначение по отношению к творению Божию, по отношению к видимому миру? О. Олег Давыденков пишет:

 «Человек, по учению святых отцов, занимает та­кое место во Вселенной, что только через него весь веществен­ный мир способен воспринимать и усваивать Божественную благодать»[5].

Согласно представлениям Святых Отцов, человек призван был соединить собой мир видимый и невидимый и привести их к Богу. Через исполнение заданности, вложенной в человеческую природу Богом, святые христианские подвижники восходили к исполнению своего предназначения и по отношению к видимому миру, становясь проводниками благодати Божией, нисходящей в этот дольный мир. По словам прп. Максима Исповедника; "человек призван воссоединить в себе любовью природу тварную с природой нетварной. Через себя человек соединяет всю совокупность тварного космоса, чувственного и сверхчувственного". Примером послушания зверей человеку могут послужить всем известные жития прпп. Серафима Саровского, Сергия Радонежского и Герасима Иорданского, Антония Великого (отец монашества повелевал вредным насекомым не приближаться к его делянке и те слушались его), Марии Египетской (лев, по просьбе иеромонаха выкопал могилу для великой пустынницы). Могилу вырыли львы и прп. Павлу Фивейскому. В житии того же преподобного говорится о том, как ворон приносил пищу к нему, так же как приносил пищу ворон и пророку Божьему Илии, и др.
Святой человек достигал видения присутствия Бога во всех проявлениях жизни и для него весь мир и жизнь сама становились местом его личного общения с Богом. В. Н. Лосский писал:

"Не имея ничего вне себя, кроме одного Бога, человеку ни­чего не оставалось бы, как полностью себя отдать в порыве любви и вручить Ему всю Вселенную, соединенную в его чело­веческом существе, тогда Сам Бог со Своей стороны отдал бы Себя человеку, который по этому дару, т. е. по благодати, имел бы все то, что Бог имеет по природе, таким образом совершилось бы обожение человека и всего тварного мира"[5].


Литература:

1. Федотов Г.П.. Святые Древней Руси. М., Московский рабочий, 1990. С.27.
2. Творения преп. Максима Исповедника. Кн.I, Кн.II , М.: Мартис, 1993, 1994.
3. Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М. 1996. C. 143.
4. Хоружий С. Православная аскеза - ключ к новому видению человека. Сборник статей. 
Гл. 1. Антропология православия./ Электронная библиотека ЕПДС. Библиотека «Благовещение».
5. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие // Курс лекций, ч. 3. М., 1997. С. 93.



Старый стиль 7Июль четверг Новый стиль) 20Июль Седмица 7-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Фомы, иже в Малеи (X). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI). Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, кн. Московской (1407). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Мч. Евангела (ок. 284-305). Мц. Кириакии (IV). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Обретение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). Сщмч. Павла пресвитера (1918). Влахернской иконы Божией Матери. Евангельские ЧтенияУтр. - Мф., 16 зач., VI, 1-13 . Лит. - 1 Кор., 138 зач., VII, 24-35. Мф., 61 зач., XV, 12-21, и за пятницу: 1 Кор., 139 зач., VII, 35 - VIII, 7. Мф., 63 зач., XV, 29-31. Прп. Евфросинии: Гал., 208 зач., III, 23-29. Мф., 104 зач., XXV, 1-13 .* Чтения прп. Евфросинии Московской на утрене читаются, если ей совершается полиелейная служба. * * Чтения прп. Евфросинии Московской на литургии читаются, если ей совершается полиелейная или славословная служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (1 Кор. 7, 24-35; Мф. 15, 12-21). "Из сердца исходят злые помыслы". В сердце же откуда? Корень их в живущем в нас грехе, а разветвление их, размножение и определенный вид в каждом от его собственного произволения. Как же быть? Сначала отсеки все, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто в дереве оборвал листья, обсек ветви и сучья, и ствол отрубил почти до корня. Затем, не позволяй выходить новым отросткам, самый корень и засохнет: то есть не позволяй из сердца исходить злым мыслям, а исходящие отражай и отгоняй, и живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет. В этом существо заповеди: "трезвитесь и бодрствуйте. Внимайте себе. Препояшьте чресла помышлений ваших". При внимании, надо держать рассуждение. Из сердца исходит не одно худое, но и доброе; не всякое, однако, доброе внушаемое сердцем исполнять должно. Что истинно должно исполнять, это определит рассуждение. Рассуждение - садовничий нож, одни ветви отсекает, а другие прививает.(1 Кор. 7, 35-8, 7; Мф. 15, 29-31). Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует; в порядке же духовном - оно первое. Оно замечает худое и предает его внутреннему суду; оно же составляет стражу внутренней палаты, в которой обсуждают что и как надлежит сделать, а потом оберегает и исполнителей решения. Не удивительно потому, что духовная жизнь во всем своем объеме именуется жизнью трезвенною, и в писаниях отеческих больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании: это одно и то же. Как дорого, потому, навыкнуть вниманию! Первоначальный труд у начавших заботиться о душе на это обычно и направляется. И дело их начинает походить немного на дело с тех только пор, как начнет собираться внимание в себя; обыкновенно оно все вне, а не внутрь. С этого же момента и внутренняя жизнь зачинается и вместе с вниманием зреет и крепнет. Что это значит? Значит то, чтобы встать умом в сердце перед Господом и перед лицем Его сознательно все обсуждать и предпринимать. Дело это, очевидно, сложное. Оно спеется вместе с молитвою и сколько укрепляется ею, столько и ее укрепляет. Молитвы Тропарь преподобных Фомы и Акакияглас 1Светила богосиянная миру/ и иноков одушевленный зари,/ Фома чудесы, Акакий же послушанием,/ возсиясте светло;/ сих, яко имущих дерзновение к Богу,/ молитвами во бранех пособствовати молим,/ да просят от Христа Бога даровати прощение согрешений/ чтущим их святую память. Тропарь преподобных Фомы и Акакияглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш. Кондак преподобного Акакияглас 2Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас. Кондак преподобного Фомыглас 4Велию победу мужески показал еси,/ отонудуже Божественною любовию разгоревся,/ царя тленнаго и вся красная преобидел еси,/ на горе Малейстей вселение совершив,/ от неяже в Небесная/ возшел еси к Царю царей, Фомо,// моли непрестанно о всех нас. Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинииглас 8По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим. Ин тропарь преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московскойглас 5От юности предызбранная Богом угоднице,/ оставльши светлый чертог княжеский,/ уклонилася еси во обитель, тобою созданную,/ и, пучину житейскаго моря преплывши,/ ныне со Ангелы песнословиши Христа Бога./ Емуже непрестанно молися, преподобная,/ яко да сохраняет выну обитель, тобою созданную,/ и дарует нам мир и велию милость. Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинииглас 2Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя. Тропарь мученицы Кириакииглас 3Одолением чудесным/ победила еси вражия силы до конца,/ Недело преславная,/ идоложрения бо тьму/ далече Креста честнаго светлостию прогнала еси./ Мученице всехвальная,/ Христу Богу молися/ даровати нам велию милость. Службы7 июля: Преподобных Фомы Малейского и Акакия , упоминаемого в Лествице. 29 ноября: Святого мученика Парамона. Святого мученика Филумена. Преподобного Акакия Синайского Сайты приходов: Вяземская епархия:Храм Влахернской иконы Божией Матери "Одигитрия" дер. Тёмкино Костромская епархия:
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.12015 c.