Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

20.10.2017 | На Покров в Екатеринбургской епархии стартует информационно-просветительская кампания о Царской семье

30.08.2017 | СЕМИНАР по работе со страждущими и их родственниками в деятельности приходских обществ трезвости.

27.07.2017 | В Екатеринбургском духовно-просветительском «Царский» состоялось заседание Совета общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

17.07.2017 | Подводим итоги, намечаем перспективы

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Образы святых в духовно-нравственном воспитании современных школьников.

Погорелов С. Т.

Значение педагогических идеалов в воспитании подрастающих поколений трудно переоценить. Если обратиться к господствующей сегодня парадигме личностно-ориентированного образования, то в его сущности обнаруживается представление о некоей идеальной модели личности. В связи с этим возникает закономерный вопрос, а каковы же источники этих педагогических идеалов? Как они формируются? Обнаруживается, что исподволь нам предлагаются образы либеральных свобод, адекватного им образа жизни и средств формирования человека такого общества. Полноценный критический анализ последствий подобного воспитания еще впереди, но уже сегодня ясно, что оно ведет к разрыву с отечественной культурной традицией, с ценностями православного миропонимания.

Обращение к образам русских православных святых как носителям огромного воспитательного потенциала востребовано современной педагогической практикой и должно получить свое теоретическое осмысление.

Каждый человек бесконечно ценен и важен, уникален и неповторим. Это аксиома православного сознания, которая принята сознанием современного общества. Однако многие сегодня не знают и не хотят знать, что христианство, открыв в человеке личность, увидев в каждом человеке неистребимый никакими унижениями образ Божий, тем самым переменило пути человеческой истории. Христианством каждому человеку указан путь обожения, становления новым творением во Христе. Многие люди, шедшие этим путем, достигли святости и стяжали Святой Дух еще в своей земной жизни. Их героизм, духовный подвиг освещают путь другим людям и могут стать содержанием воспитания в современной школе.

Сегодня, как никогда, важна просветительская деятельность среди детей и молодежи, для здорового духовного и физического развития которой необходим высокий нравственный идеал, образец, которому она может подражать. Жизнь святых угодников многие столетия являлась и в наше время является таким идеалом нравственного совершенства. Самое важное заключается в том, что противостоять идеологии общества потребления светские идеалы недавнего прошлого, обыденные нравственные нормы оказываются не в состоянии.

С исторической точки зрения Православие уже более тысячи лет назад и создало нашу страну - Святую Русь. Раскрывая значение представлений о «Святой Руси», мы понимаем ее как святыни русской земли, ее монастыри, церкви, священство, мощи, иконы и, прежде всего, как собор наших праведников, святых. По словам Д.С. Лихачева в понятии Святая Русь объединялось то, что «освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и очищенное, получало существование и вне земного, реального и было бессмертно...» Святая Русь созидалась людьми, истово принявшими слово Христово. Они стали на путь очищения своей души от греха, на путь стяжания Духа Святого. Слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжите Духа Святого и тысячи вокруг вас спасутся» - выражают сущность идеи святости.

Смысл обращения к русским святым в том и состоит, что именно они определяли строй мысли русского человека, формировали мироощущение гражданина Святой Руси. Своим подвигом святые помогали человеку освобождаться от греховного в себе и, обретая душевную чистоту, сделаться менее уязвимыми для искушений. Жизнеописания русских святых для современного учителя могут служить тем практическим материалом, в котором он найдет ответы на вопросы нравственного воспитания современных школьников. Поучительность житий святых в том, что они являются наглядным примером скромности, терпеливости в перенесении тягот, неутомимости в своем служении, примером мужества и верности избранному пути.

В житиях святых скрыт образец решения межнациональных проблем, которые обрушились на нашу страну вместе с крушением пролетарского интернационализма. Так, среди учеников преподобного Александра Свирского были и русские, и карелы, и вепсы и многие другие. Но не было между ними национальной розни.

Для современной молодежи важно правильное понимание жизненной успешности. Переводя это понимание в духовную плоскость, мы можем показать, что русские православные святые были людьми в высшей степени успешными, обретали умственные и физические достоинства, даже если и не обладали ими от рождения. Они умели выстоять перед лицом вызова той современности, в которой жили, выстоять перед «духом века сего», призванного «победить мир», - победителями стали они. Обращение к истории русских святых князей, монахов, священников, простых мирян наполнит содержание гуманитарного образования исторической и краеведческой конкретностью и убедительностью.

К сожалению, бесценный духовно-нравственный потенциал жизнеописаний православных святых практически мало доступен современному школьнику. Церковные издания в основном носят репринтный характер и никак не адаптированы к восприятию современного человека. Среди них есть выдающие тексты, например, свт. Димитрия Ростовского. Но многие из книг дореволюционных церковных авторов достаточно заурядны и педагогически малоценны. В обилии тиражей морально устаревших житийных текстов сокровища русской святости оказываются спрятанными и трудно раскрываемыми для современного школьника.

Образ русского православного святого должен быть раскрыт растущему человеку, как образ духовной мощи и способности противостоять миру, а не как умилительный, принимающий смиренно все несправедливости мира в силу «пенсионной» немощи. Смирение - высшая правда христианства, но это не следствие слабости, а наоборот явление духовной силы человека. Именно в этом качестве и необходимы сегодняшним школьникам образы русских православных святых. Таким образам они захотят подражать, соотносить свою жизнь с их жизнью. Русские православные святые осознаются национальным сознанием как лучшие люди России. Школьникам необходимо показать, что они действительно лучшие по уму, по талантам, по мужеству, по человечности, по духовной силе. Таковы были Александр Невский, адмирал Федор Ушаков, Сергий Радонежский, Симеон Верхотурский, княгиня Елизавета Федоровна Романова и многие другие.

На примерах жизни святых педагог может показать школьнику красоту подвига служения Господу, Отечеству и людям. Показать, что и они сами могут строить свою жизнь в соответствии с этими идеалами, и для этого важны не какие-то выдающиеся способности или исключительные условия, а для этого надо научиться заботиться о своей душе, жить по совести и не отрекаться ради сиюминутной выгоды от образа Творца, заложенного в нас изначально.

Как донести до подрастающего поколения то духовное сокровище, которым мы обладаем благодаря подвигу святых? Одним из перспективных в педагогическом делании путей здесь может служить обращение к воплощению образов святых в художественных произведениях. С помощью художественной литературы, художественных фильмов, основой которых является подвиг святых, можно успешно формировать в юной душе высокие нравственные качества. Любовь к Родине, уважение к старшим, забота о близких, трепетное отношение к окружающей среде, умение жертвовать собой ради высоких целей, уважение к вере отцов - все эти добродетели можно найти в каждом житии православных святых прошлого и новопрославленных святых.

В практике советской школы был накоплен большой положительный опыт патриотического воспитания на произведениях, в которых описывались героические поступки подростков в годы Великой Отечественной войны. Книги и кинофильмы героико-патриотического содержания вызывают большой интерес в детской и подростковой среде. Их волнует образ героя, посвятившего себя служению Отчизне. Многие дети на долгие годы запоминают эти образы, стремятся подражать им в своей жизни. Сетования на то, что современные подростки подражают агрессивным образам американских боевиков, не изменят ситуацию. Необходимо противопоставить им героику духовного подвига в доступной и понятной детям форме. Простой пересказ, копирующий стиль произведений XIX века, не привлекает внимания ребенка и создает невыразительный, плоский образ Православия и его святых.

Между тем, жизненные перипетии православных святых, близких нам по времени - это неисчерпаемый источник для создания героических образов, так необходимых современному школьнику. Лагеря, ссылки, внутренняя борьба и многое другое, выпавшее на их судьбу, не сломили их духа, показали истинный источник духовной силы. Русское Православие показало свое необоримое величие именно в период государственного атеизма, в период гонений. Твердое стояние в вере дало России и всему православному миру сонм великих святых - исповедников и новомучеников Российских.

В каждой местности есть близкие примеры новомучеников. Для нас таким образцом, который и сегодня вызывает острые переживания, может служить жизнь и смерть царской семьи, подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, которая, будучи сброшена в шахту и обречена, оказывала помощь страдающим рядом. Педагоги не имеют права пройти мимо, не воздав должной памяти новомученикам, не раскрыв подрастающим поколениям их подвиг.

В каждой школе необходимо собирать библиотеку о житиях православных святых, как прошлого, так и настоящего. При этом важно собирать не только церковную литературу, но и художественные произведения о подвижниках духа. Приобщившись через художественный образ к их подвигу, дети и юношество смогут в последствии обратиться и к житийной литературе, так она для них наполнится личностными переживаниями и смыслами.

Обращение учащихся к образам православных святых можно осуществлять в краеведческой работе школы. Поисковая деятельность увлекает подростков, заставляет переосмыслить услышанное на уроке, глубже понять внутреннюю жизнь человека. Встречи со свидетелями гонений, многие из которых еще живы, помогают увидеть историю не как абстрактные закономерности, а как борение человеческого духа в немыслимых порой условиях. Греческое слово «мученик» (martiros) означает «свидетель». Каждый человек - свидетель вопиющей несправедливости мира, лежащего, по слову апостола, «во зле», но лишь у христиан это вызывает жгучий стыд, угрызения совести, стремление выправить жизнь на добродетельных основаниях.

Ставя вопрос о воспитании современного школьника на образах православных святых, педагог должен взять на себя труд научиться создавать своей речью такой образ, который переживается ребенком, западает ему в душу, вызывает потребность подражать. Это требование к речи педагога осуществимо при глубоком знании предмета разговора, личностном переживании учителем материала, высокой культуре речи и правильных педагогических установках. Этот большой труд необходим потому, что идеалы, заложенные в детстве и юношестве, оставляют след в сердцах детей на всю жизнь, оказывают неизгладимое влияние на формирование личности ребенка. Мы призваны сделать так, чтобы наши дети стали милосердными, как великая княгиня Елизавета Федоровна, самоотверженными, как святитель Лука Крымский, праведными, как Симеон Верхотурский, мужественными, как адмирал Федор Ушаков, умеющими противостоять неправде и злу, как святитель Афанасий (Сахаров) и многие-многие другие святые, в земле Российской просиявшие.

Обращение к образам русских святых может оказать существенную помощь в воспитании школьника как будущего семьянина. Сегодня средства массовой информации трубят о неизбежности конфликта поколений между собой. Действительно, духовные силы современной российской семьи серьезно подорваны, но стремление жить семьей еще сохраняется, нормы семейных отношений еще не утрачены. Навязывание либеральной морали «независимости», свободы от семьи строится на очевидных подменах глобалистского проекта: унификации и сокращения рождаемости. Вместо семейных отношений, основанных на любви, предлагаются от имени государства отношения правовые, обеспечивающие молодежи жизнь в кредит, а старикам приют или хоспис. Молодые люди, восстановленные против своих близких, пытаются обрести квазисемью в неформальных объединениях, асоциальных группах, сектах, партиях и т.п.

В житиях описано немало случаев отказа святых от своих личных намерений уйти из мира в монастырь из-за семейных обязанностей. Святой преподобный Сергий Радонежский собирался в монастырскую обитель, но, вняв просьбам родителей, оставался с ними до их кончины. Святой Иоанн Златоуст, будучи единственным сыном овдовевшей матери, не посмел бросить ее, когда она не захотела благословить его на уход из мира.

Обращение к образам русских православных святых в воспитании важно еще и потому, что преодоление раскола между культурой и религией в современной России, первые шаги которого мы наблюдаем в наше время, стало возможным именно благодаря их подвигу. К ним относятся слова Господа: «Блаженны изгнанные за правду» (Мф.5:10); «вы - соль земли» (Мф.5:13). Только на пути обретения духовного единства Россия будет способна преодолеть внутренние кризисы, ответить на все вызовы современности. Образы святых, их жизнь и подвиг должны стать частью содержания воспитания в современной школе. Без знания русских православных святых школьнику невозможно постичь глубину русской культуры, подлинный смысл истории России, осмыслить ее сегодняшнее бытие.

Закончим словами Г.П. Федотова:

«В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России; в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что всякая культура народа в последнем счете определяется его религией, то в русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях современной, секуляризированной русской культуры».



Старый стиль 11Ноябрь пятница Новый стиль) 24Ноябрь Седмица 25-я по Пятидесятнице. Глас 7. День постный. Пища с растительным маслом. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомВмч. Мины (304). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Викентия (304). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Феодора Студита, исп (826). Совершается служба на шестьБлж. Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1434). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.). Прп. Мартирия Зеленецкого (1603). Сщмч. Евгения пресвитера (1937). Евангельские Чтения2 Сол., 277 зач., III, 6-18. Лк., 73 зач., XIII, 31-35. Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Мф., 38 зач., X, 32-33, 37-38; XIX, 27-30. Прп.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12 .* Если совершается служба блж. Максима, то на литургии чтения дня и блаженного: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Фес. 3, 6-18; Лк. 13, 31-35). "Се оставляется дом ваш пуст", сказал Господь об Иерусалиме. Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда. Спириты придумали множество рождений, как средство к перечищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может таким же явиться и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец, а ему придти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж, конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собою в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад! Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, затем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда. Молитвы Кондак мучеников Виктора, Стефаниды и Викентияглас 4Иже славе, Господи и всех Содетелю,/ Ты в мире явил еси украшенных добродетельми страстотерпцы и мученики,/ да омут непобедимую победу. Тропарь блаженного Максима, Христа ради юродивогоглас 5Наготою телесною и терпением/ обнажил еси вражия коварствия,/ обличая неподобное его деяние,/ зельне стражда солнечный вар/ и нуждныя великия студени,/ мраза и огня не чул еси,/ Божиею помощию покрываемь,/ Максиме премудре,/ о верою творящих память твою честно/ и усердно притекающих к мощем твоим/ моли избавитися от бед/ и падения избежати. Кондак блаженного Максима, Христа ради юродивогоглас 2Вышния красоты желая,/ нижния сладости и телесная одеяния в ничтоже вменил еси/ и нестяжание паче суетнаго мира возлюбил еси./ Ангельское житие проходя,/ скончался еси, блаженне Максиме:/ с нимиже Христа моли непрестанно о всех нас. Тропарь преподобного Мартирия Зеленецкогоглас 2От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/ отечество оставил еси/ и, всех мирских мятежей уклонився,/ в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси:/ отнюдуже уведев непроходную пустыню,/ крестовидною зарею показанную,/ желательне ю обрел еси,/ и, в ней вселився,/ иночествующих собрал еси,/ и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/ трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/ Емуже молися, Богомудре Мартирие,/ даровати душам нашим велию милость. Кондак преподобного Мартирия Зеленецкогоглас 8Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/ и, в пустыню вселився,/ тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/ и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./ Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/ еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/ и о всех правоверных, да зовем ти:/ радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель. Тропарь великомученика Миныглас 4Яко Безплотным собеседника/ и страстотерпцем единовсельника,/ сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя,/ мира мирови испроси// и душам нашим велия милости. Показать ещё молитвы Кондак великомученика Миныглас 4Воинства исхити привременнаго/ и нетленнаго показа тя Небеснаго общника,/ страстотерпче Мино,/ Христос, Бог наш,// Иже мучеников нетленный венец. Тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 4В терпении добрострадальных подвиг твоих/ многообразныя раны претерпел еси,/ и по кончине своей/ венец от Бога с мученическими лики восприемлеши,/ и в земли кротких достойно водворяешися, блаженне,/ о нас Христа Бога моли/ даровати душам нашим велию милость. Ин тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 4Царство, еже на земли добре окормляя, страдальче,/ и, багряницу нося, смиренно стяжал еси мудрование,/ нищих посещая и сим хлеб раздробляя,/ тем Пребожественная Троица/ Царствия купно и мученичества венцем увязе тя. Кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 3В царех благочестно пожив/ и страдания путь прошед, веледушне,/ и страдальцем равночестен венечник явился еси,/ и церковь твоя прославляет тя славно,/ святыми благоуханными мощми твоими освящаема,/ темже почитаем и тайно вопием ти:/ от бед избави нас молитвами твоими, святе. Ин кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербскогоглас 4Другаго Константина стяжа тя Церковь благочестием, блаженне,/ и кротостию, правдою и милостынями,/ но и великомученика и страдальца истинна./ Темже и, тобою красящися, вопиет:/ Стефан мне похвала и утверждение. Тропарь преподобнаго Феодора Студитаглас 8Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ Феодоре премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобнаго Феодора Студитаглас 2Постническое и равноангельное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Феодоре./ С ними Христу Богу моляся// не престай о всех нас. Службы11 ноября: Святых мучеников Мины Виктора и Викентия. Святой мученицы Стефаниды. Преподобного Феодора Студита, исповедника. Блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца Сайты приходов: Великолукская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Успенское Казанская епархия:Храм в честь "Казанской" иконы Божией Матери с. Смолдеярово Калачевская епархия:Храм м
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04185 c.