Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Публикации »

15.12.2018 | Межконфессиональный диалог и единение российской нации

11.12.2018 | Газета православных трезвенников "ТРЕЗВЕНИЕ" № 8 (193) Ноябрь-декабрь 2018 г. АБСОЛЮТНАЯ ТРЕЗВОСТЬ БОГОУГОДНА

08.12.2018 | Общее дело. Фильм "Четыре ключа к твоим победам"

03.12.2018 | Семинар в Полевском

26.11.2018 | Сертификат модератора

20.11.2018 | Обучающий семинар проводит АНО «Просветительский центр»

- -

- -
Общество православных педагогов

- -  

Ценности отечественной культурно-педагогической традиции в контексте инновационных процессов в современном образовании.

Захарченко Марина Владимировна,
профессор кафедры истории
педагогики СПбАППО, д.ф.н.

Основная проблема в деятельности учителя-воспитателя сегодня состоит в том, что ценности общества противоречат ценностям школы. Эта мысль сегодня часто звучит в профессиональной педагогической среде.

Педагогическое сообщество исповедует традиционные ценности культуры - труд, честность, взаимопомощь, образованность, интеллигентность, - последняя категория получила большой резонанс в связи с недавно прошедшими торжествами по поводу юбилея академика Д.С.Лихачева, воплотившего в своей жизни и выразившего в общественно-просветительской деятельности кредо отечественной интеллектуальной элиты. Школа продолжает эти ценности проповедовать и стремится передавать их новым поколениям. Общество же ориентирует людей на реалии иного порядка: успех любой ценой, жесткость, конкурентность, беспощадность. Эти реалии трудно называть ценностями. Это, скорее, антиценности – средства, позволяющие достичь вожделенной ценности-цели: высокого уровня потребления. Общество, которое формируется сегодня у нас на глазах – это общество потребления, его ценностный масштаб строится в категориях обладания вещами, в категориях материальных возможностей человека. Успех измеряется и описывается мерой потребления: маркой автомобиля, качеством и месторасположением жилья, способом проведения отпуска (зимой - в горы, летом – к морю), доступом в дорогие и престижные отели и клубы и пр. Сегодня педагогическое сообщество должно считаться с обществом потребления как с неизбежной реальностью. Осмысление педагогическим сообществом социального заказа на образование обязательно предполагает учет реалий потребительского общества.

Вопрос, который сегодня более всего волнует педагогов –

    Не устарели ли исповедуемые школой нравственные идеалы?
    Есть ли в школе место размышлению о вечных ценностях?
    Или новое время диктует новые ценности?
    Может быть, школе необходима аксиологическая революция в результате которой место идеалов истины, добра и красоты как ориентиров воспитания должны занять прагматические задачи воспитания деловых качеств человека, позволяющих ему выжить в новых жестоких условиях рынка и конкуренции?

 


Ответы на эти вопросы не могут быть получены извне. Они образуют основу ценностного самоопределения педагога в современных условиях и являются предметом его личностной ответственности. В зависимости от ответа от них выстраивается профессиональная стратегия педагога.

Сегодня часто говорят о консерватизме школы, причем бытует полярная оценка этого консерватизма. Похвала консерватизму - говорят о «здоровом школьном консерватизме», благодаря которому школа сохраняет нравственные идеалы культуры и остается одним из немногих социальных институтов, в которых есть место представлениям о самоценности человеческой жизни, о свободном творческом развитии личности человека. Порицая консерватизм, школе пеняют за отставание от жизни, за неумение воспитать людей, способных жить и успешно действовать в новых условиях. Школа должна меняться, чтобы лучше и эффективнее выполнять социальный заказ на образование.

Две противоположные оценки отражают две стороны противоречия стабильности и изменения, характерного для любой живой системы. Размышляя об образовании, всегда необходимо иметь ввиду две его стороны — с одной стороны, систему учреждений, управления, образовательных программ, именно это все определяется в «Законе об образовании» как «система образования», — и совокупность идеалов, ценностей, нравственных доминант, укладных форм, составляющих «душу» образования и ядро культурно-педагогической традиции. Образование как элемент социально-культурной действительности с необходимостью сочетает в себе элемент устойчивости и элемент изменчивости, консервативное и динамическое начало. Залогом успешности образовательных инноваций и образовательных реформ является правильное сочетание этих начал, ни одно из которых не должно быть утрачено.

Уяснение социального заказа – одна из важнейших задач сегодняшних реалий образования, зона профессиональной ответственности педагога. Социальный заказ не сводится к исполнению формальных аттестационных требований, предъявляемых школе. Содержательное исполнение социального заказа предполагает понимание процессов, происходящих в обществе, осмысление природы человека, а также отчетливое осознание специфики образования как особой сферы культуры и ее автономных закономерностей.

В логике общественного-экономических процессов социальный заказ на образование сегодня связан с подготовкой профессионалов нового типа. Это заказ корпораций, которые все чаще сталкиваются с невозможностью подобрать кадры, обладающие достаточным уровнем технологической культуры и достаточной мобильностью. Сложность исполнения такого заказа обусловлена тем, что прежняя система образования была настроена на стабильную структуру профессий. Человек готовился к исполнению одного типа профессиональных действий на протяжении всей жизни. Сегодня заказ образованию - воспитание динамичной личности. Сегодня необходима мобильность, готовность к перемене места работы и качества труда, гибкость, умение ориентироваться в социальной реальности, работать с информацией, самостоятельно искать работу, строить программы самообразования, используя возможности, предоставляемые обществом.

Императив образования на протяжении всей жизни властно заявляет о себе. Новые профессии весьма наукоемки, все больше повышается престиж знаний, ценятся коммуникативные навыки, ориентация в правовой, экономической, информационной сферах. Это диктат времени. Это неизбежность. И образование должно быть готово к изменениям, нацеленным на решение этой задачи.


Труд такого профессионала, как правило, хорошо оплачивается. Человек, отвечающий современным профессиональным требованиям будет иметь высокий уровень потребления. Мотивация меры потребления, без сомнения, выступает важным фактором в стимулировании сверх - усилий, которые необходимо приложить человеку для того, чтобы выработать в себе требуемые качества и приобрести необходимые знания, умения и навыки. Однако важно понимать, что среди ориентиров воспитания доминирующим будет развитие культуры труда, а развитие культуры потребления – фактором подчиненным и обеспечивающим.

В начале 90-х годов в сознании школьников жажда потребления отчетливо выступает на первый план. Психологи и педагоги-исследователи говорят о специфической «мании обладания», особенно характерной для подростков 14-15 лет. Отвечая на тесты, предлагающие нарисовать образ будущего, школьники этого возраста рисуют «потребительский рай»; они мало говорят о будущей профессии, о содержании труда, об ответственности семейной жизни и гражданского служения, но размышляют в категориях обладания вещами и безграничных материальных возможностей.

Образы «сладкой» и «красивой» жизни в начале 90-х годов часто связывались с криминальными социальными стратегиями – школьники беззастенчиво выбирали сферу занятий в области криминального бизнеса.

Сегодня по результатам опросов молодежи мы можем фиксировать отрадный факт: криминальные пристрастия больше не доминируют, на первый план выступают ценности семьи, профессионализма и образования. Сфера труда и сфера потребления в сознании школьников обретают устойчивую взаимосвязь, основанную на иерархическом их соподчинении, отвечающем нравственному порядку мира. В этом заслуга механизмов, поддерживающих здоровье нашей культуры, в том числе и образования, сумевшего в какой-то мере ограничить агрессивное действие массовой культуры, в том числе рекламы, провоцирующей развитие «мании обладания».

Однако нравственные основы образования не ограничиваются задачами воспитания профессионалов нового типа. Гуманитарные тенденции в педагогике последних двух десятилетий выдвинули на первый план проблематику самоценности личности как основы всех образовательных стратегий. Вновь обретенный персонализм образования возвращает нас к осознанию незыблемости основ культурно-образовательной традиции нашей цивилизации. Классическая педагогическая традиция сконцентрирована на проблематике общего образования, воспитания «человеческого в человеке». Образование осмысляется как выявление и развитие сущностных сил человека по образу совершенства, выраженного в идеалах истины, добра и красоты. Образование есть условие, средство, результат и период развития личности человека.

Образование обеспечивает наследование культурного опыта поколений, вместе с воспроизведением способности человека к порождению этого опыта. Но образование не просто средство передачи культуры. Образование – одно из высших проявлений культуры, это явление духовного порядка. Педагогический труд – духовное творчество, педагогическая деятельность – осуществление духовного дара, духовного призвания. «С творческим процессом обычно связывают такие понятия как воодушевление, интуиция, озарение, создается впечатление, что помимо рабочего мастерства, техники есть в педагогическом искусстве нечто непостижимое. И я думаю, что в общении с детьми есть нечто, что не только повторить нельзя, но и назвать средством кощунственно» - пишет Ю.Азаров.

Как феномен духовной жизни общества в классической педагогической традиции (Коменский, Песталоцци Ушинский, Каптерев, Пирогов, Макаренко, и др.) образование осмысляется как пространство свободы, свободного творчества, самораскрытия сущностных человеческих сил, узнавания себя в другом, миром, в котором живет любовь и благодарность. Педагогика имеет дело с областью духовно-нравственного становления человека, с обретением им способа действия в сфере свободы.

Пространство образования – это аксиологически наполненное пространство. Ценностно-смысловое измерение – его неотъемлемое качество (аттрибут). Понятие ценности вводится в конце XIX века в философской школе неокантианцев. Оно связано с осмыслением особенного предмета мысли – уникального человеческого бытия, укорененного в свободе. Понятие ценности раскрывается исходя из идеи совершенной самостоятельности человека в отношении к объективному порядку вещей, из размышлений о способности человека устанавливать отношение к миру, различая в рефлексии бытие и себя, бытие и мысль о бытии, самостоятельно и независимо от объективных законов придавать значение тем или иным аспектам бытия. Ценностное измерение обретают все аспекты человеческого бытия в мире, все сферы культурной деятельности – его внутренняя жизнь, экзистенциальные аспекты бытия, вера, религия, политическая жизнь, материальные условия существования, экономика, социальный порядок, мораль, искусство, религия, наука. Эти сферы автономизируются в мышлении и человек ранжирует их, самостоятельно придает им значение, избирает направление своей преимущественной активности. Ценность определяет практический выбор человека, точнее - практический выбор определяется только ценностью. Ценности укоренены в человеческой свободе. Достоинство личности состоит в том, что для нее существуют ценности, пусть даже они заключены в глубинах индивидуального духа. Судить о значимости этих ценностей - дело не эмпирической науки, устанавливающей закономерные связи в объекте, - это дело веры, или философского толкования жизни и мира с точки зрения их смысла.

Ценность всегда позитивно нагружена. Различают ценности эпохи, ценности культурной традиции, ценности отдельных социальных групп, индивидуальные ценности. Особое место занимает проблематика «вечных ценностей», связанная с проблематикой устойчивости нравственных норм, с абсолютной природой нравственного закона. Историческое измерение в социальной науке утвердило «этический эволюционизм» и «исторический релятивизм».

Традиционно нравственный закон рассматривается как вневременный феномен. Историческое измерение требует лишить этические нормы их незыблемости. Всю совокупность культурных ценностей и достижений рассматривается как «духовное» и «нравственное». Что отсюда следует? Этическое становится исторически относительным, существующим в историческом хронотопе.

Общность этического начинает разыскиваться в той же идее «эволюции» - общее (общечеловеческое) достигается в процессе исторического развития постепенно, существует как «совокупность» культурных достижений человечества. Точка зрения этического релятивизма будет иметь следствием идею неизбежности аксиологчиеских революции в периоды существенных социальных перемен. Однако внимательный взгляд в многообразии культурных достижений человечества различает некое устойчивое начало, определяющее динамику локальных ценностных систем. Категория «вечных ценностей» отражает идею универсального нравственного закона, постижение которого связано с осмыслением феномена свободы и ответственности человека, с раскрытием смысловой сферы, в которой человек испытывает границы собственной природы (счастье и горе, наслаждение и страдание, рождение и смерть, любовь и самоутверждение).

Нравственный закон – «закон свободы» - определяет место человека в мироздании и выражается в идеалах истины, добра и красоты, которые в классической педагогической традиции выступают безусловными ориентирами воспитания. Вечные ценности – это устойчивые доминанты человеческой культуры. Их недаром называют «общечеловеческими» ценностями, хотя, может быть, правильнее использовать терминологию Н.Я. Данилевского и называть их ценностями «всечеловеческими», поскольку вечные идеалы каждый народ выражает по-своему.

Педагоги и школа ответственны за то, чтобы передача вечных ценностей не прерывалась в поколениях, особенно важна и трудна эта миссия в эпоху перемен, поскольку требует от педагога высокой методологчиеской культуры и рефлексии, позволяющей переосмыслить способ актуализации вечных истин в напряженной динамике времени.

Это общечеловеческие идеалы. Нет народа, цивилизации без образов различения добра и зла. Всякий народ, всякая цивилизация эти идеалы по-своему осваивает, что не означает их относительности, но означает их конкретность, практическую реальность, воплощенность в теле культуры, жизненную силу и значимость. Идеалы обладают качеством регулятивных принципов – они действительно регулируют человеческую жизнь и являют собой образ, по которому образуется человек, входящий в культуру и способный творить ее формы.

В реальности сегодняшнего дня настораживают определенные искажения в педагогическом лексиконе последних лет. Ценностное ориентиры образования смещаются в сферу социотехнической реальности. Приведем показательный пример. Сегодня в целях распространения идей какого-либо программного документа принято составлять глоссарии («словники»). Это очень эффективное средство в программно-целевом управлении. Приведем список понятий из одного такого «Глоссария программы модернизации образования», составленного в одном из серьезных научно-педагогических учреждений страны и размещенного в Интернет. Это качественный словник, он действительно отражает доминирующие в программных документах последних лет категории. Вот этот список, почти полный, за исключением некоторых специальных понятий.

Адаптация, Глобализация, Гражданское общество, Государственный образовательный стандарт, Интеграция, Коммуникация,.Концептуализация, Личностный подход, Модернизация, Нововведение (инновации), Новые информационные технологии, Нормы оценивания, Реформирование, Система, Самоорганизация, Сотрудничество, Социализация, Социальный статус, Социальная мобильность, Социальная роль, Социокультурная ситуация, Толерантность. Всего в списке 25 понятий. Среди них нет таких понятий как ценности образования, воспитание, творчество, труд, историческая преемственность поколений, национальная культура, историческое и культурное наследие народов России; высокая нравственность, национальная и религиозная терпимость, культура мира и межличностных отношений; культура межэтнических отношений, высокое качество жизни, духовное становление, духовное развитие России, целостное миропонимание, современное научное мировоззрение и пр.

В начале 90-х годов, актуализируя гуманитарные тенденции образования, педагоги с увлечением говорили о непреходящей значимости личностного начала в педагогической реальности и об опасности утраты его в социотехнической системе принудительного коллективизма. Сегодня важно не потерять обретенное в социократизме нового типа. Сохранить и обогатить новым пониманием человека не как индивидуума, атома, а как обращенного лицом к другому человеку, как человека любящего и благодарного. Человек живет не только в «социуме». Он живет в истории и культуре. Он живет в мироздании. Макс Вебер, описывая предмет социологии, определил ее как науку о рациональном обустройстве массовых общественных процессов.

Общество капиталистического производства инициирует многообразные массовые процессы: массовые миграции рабочей силы, массовое строительство и обеспечение жильем, массовая медицина, гигиена и профилактика, массовое образование. Социологический подход неизбежно доминирует там, где в центре нашего внимания оказываются сложные социальные технологии, включающие в себя учет массового сознания, которое по законам, подлежащим изучению, складывается из сознания отдельных людей и общественных групп. Однако есть и другая сторона общественной жизни – сторона традиции. Она никуда не исчезает в рационально обустроенном обществе. Именно она образует «ценностный континуум» всякого общества. Каждая культура имеет свой собственный неповторимый способ поддерживать духовно-нравственное становление человека на протяжении всей его жизни. Он составляет основу культурной традиции. Мировые культуры не замкнуты – они взаимопроникают и взаимообогащаются, но воспринимают внешние воздействия и влияния, оставаясь укорененными на собственных ценностных основаниях, что является залогом их устойчивости и развития.

Вебер предложил типологию обществ – целерациональные и ценностнорациональные. Целерациональное общество подчиняет индивидуальную жизнь задачам внешнего обустройства жизни на рациональных основаниях. Таковы общества западных стран. Общества, которые в другой терминологии принято называть «традиционными», также рационально обустраивают свою жизнь, однако приоритетом для них является ценностный континуум культуры, включающий внутреннюю жизнь человека, жизненный уклад и смысловые ориентиры человека. Таковы многие общества Востока. Так, многие замечают, что экономическое чудо стран азиатско-тихоокеанского региона (таких как Корея) обусловлено специфическим сочетанием модернизационных и традиционных тенденций. Осваивая современные технологии промышленного и информационного общества, они сохраняют традиционный уклад жизни и его устои. Так, нерушимость таких традиционных ценностей как длительные ограничения в потреблении для молодых людей, взаимная поддержка, многодетные семьи, ориентация женщины на семью и брак, внутриобщинная солидарность, высокое трудолюбие поддержали модернизационные усилия Кореи в сфере развития образования и технологий и обусловили ее успех в глобальной конкуренции.

В обществах ценностнорационального типа задачи модернизации видят не в том, чтобы изменить традиционные принципы организации жизни, но в том, чтобы освоить современные технические средства цивилизации и поставить их на службу сохранения традиционных принципов индивидуальной и общественной самоорганизации в новых условиях, причем «традиционные ценности только тогда имеют шанс на выживание в условиях модернизации, когда технология их трансляции также является объектом постоянной модернизации»(О.Гаман).

Механизмы традиций могут быть осмыслены и рационально трансформированы с учетом современных реалий и современных рациональных социальных технологий. Однако важно понимать, что традиция – органическое образование и механизм традиции – это механизм организма. Кроме механизма, в традиции существует «душа» и «дух», ценностно-смысловая сфера. Культура ценностнорациональной цивилизации впускает в себя социотехническую реальность, но ценностный континуум задает не социально-техническая реальность, а традиция культуры. В научной литературе бытует устойчивый стереотип трактовки традиции. Традицию сводят к набору норм и ограничений свободы самоопределения индивидуума, члена общества. Более современная трактовка традиции предлагает смотреть на нее как на способ самоорганизации общества, как на систему условий духовно-нравственного становления личности. В условиях современного мира задача поддержания традиций приобретает качество инновационной деятельности.

Задача сохранения и развития ценностей отечественной культуры в сфере образования поставлена в важнейших государственных документах. В Национальной Доктрине образования среди основных целей и задач образования первые семь приоритетов располагаются следующим образом:

Система образования призвана обеспечить:

  • историческую преемственность поколений,
  • сохранение, распространение и развитие национальной культуры,
  • воспитание бережного отношения к историческому и культурному
    наследию народов России;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
  • формирование культуры мира и межличностных отношений;
  • разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
  • формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
  • систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
  • непрерывность образования в течение всей жизни человека”

(всего в Доктрине названо 15 основных целей и задач)

Преемственность поколений в сфере образования означает сохранение основных доминант отечественной культурно-педагогической традиции. Эти доминанты – первенствующее значение нравственного воспитания в образовании, ориентация на приобретение познаний, формирующих целостный систематический взгляд на мир и место человека в нем, центральное место личности учителя в педагогическом процессе.

Приоритеты развития, указанные в разделе «Основные цели и задачи образования» Национальной Доктрины, позволяют осмыслить диалектику целей образования, определяемую нашей сегодняшней историко-культурной реальностью. Сегодня среда возрастания новых поколений поликультурна, мы живем в обстановке интенсивного взаимодействия, осуществляемого как в непосредственном взаимодействии людей, принадлежащих разным культурам, так и опосредованно, в открытом мировом информационном пространстве. Очевидно, что такая среда настоятельно требует воспитания в человеке способности к диалогу, к пониманию иных, нежели его собственные, взглядов, систем ценностей и жизненных перспектив. Эта проблема получила свое выражение в программе воспитания толерантности, в идеях диалога, завоевывающих все большую симпатию в системе образования. Но возможен ли диалог культур между сторонами, которые не являются носителями никакой культуры?

Поэтому воспитание культурной идентичности – это не менее важное требование, определяющие цели образования. Становление культурной идентичности в современной ситуации поликультурной среды возрастания осуществляется не в замкнутой монокультурной среде, а в среде межкультурного взаимодействия. Культурная идентичность и межкультурный диалог – не две самостоятельные, исключающие одна другую воспитательные задачи, но две стороны единого диалектически организованного процесса образования современного человека. Осознание себя в качестве носителя определенной культуры, с одной стороны, и способность дружественно и заинтересованно взаимодействовать с носителями других культур – обе эти черты должны гармонично сочетаться в личности современного человека, образуя его культурное самосознание.

В ситуации перемен нравственный стержень педагогики не должен исчезать из сознания педагога. Он составляет нерушимую основу динамических процессов, точку опоры «пирамиды, балансирующей в хаосе». Педагогическая реальность - область становления человеческой души, сфера обнаружения человеческого в человеке. Педагог работает с человеком в сфере его природного развития и духовно-нравственного становления. Человек – субъект в педагогической реальности, ее действующее лицо – действующее в качестве ученика и в качестве учителя. В педагогической реальности высветляются и оформляются многообразные связи человека с миром:

    человек – профессия,
    человек – материально-бытовые условия его существования,
    человек – культура,
    человек-мироздание,
    человек – дух.


Основой духовно-нравственного становления человека являются вечные ценности, идеалы истины, добра, красоты, жизни, любви, выраженные в идеалах и формах родной культуры и цивилизации. Если использовать излюбленный в педагогической литературе образ: «ученик, это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», то можно сказать, что вечные ценности истины, добра и красоты, не могут быть «водой, которой наполняют сосуды». Это огонь, который полыхает в душе. Чтобы эти идеалы привить, необходимо «зажечь факел», точнее, поддерживать в ученике духовное горение, устремленность человеческого духа ввысь.

Осмысляя природу педагогических средств, обусловливающих взаимодействия ученика и учителя, педагог-мастер размышляет: «В какую систему вписывается эта взволнованность учителя, затрагивающая лучшие стороны души учащегося? И можно ли вообще измучить, запрограммировать, алгоритмизировать горячее и доброе человеческое слово, в котором вдруг блеснет все богатство духа учителя? Есть ли рекомендации, как добиться общности, единства душ взрослого и детей – того, что является возможно, главнейшим побудителем нравственного становления последних? Тут огромную роль играет убежденность учителя, его идеалы, образованность, его культура общении, воспитанность чувств.<…>

Cамые неповторимые миги озарения обусловливаются, на мой взгляд, всей эволюцией педагога-человека, всей его жизнью А ситуация где он применяет отдельное средство лишь способствует обнажению той духовности, которую несет в себе педагог мастер. <…> Говоря о стиле творческого труда педагога-мастера, надо говорить о человеке в целом, о том, почему он такой, что сделало его таким, о том, каковы его убеждения, каковы его духовные ценности. В этом смысле «средство» и стиль – педагога несоизмеримы.

Средство всегда лишь крупинка в сравнении со сложнейшим миром человека, его опытом, культурой знаниями убеждениями волей – всем, что определяет стиль. Гармония профессионально отработанного и развитого духовного – вот мера мастерства» (Ю. Азаров)

Педагогический дар и педагогическое призвание – дар и призвание к пробуждению творческого начала в человеке, к сохранению живого начала мироздания.



Старый стиль 7Январь пятница Новый стиль) 20Январь Седмица 31-я по Пятидесятнице. Глас 5. День постный. Разрешается рыба. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПопразднство Богоявления. Совершается служба со славословиемСобор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок.28). Евангельские ЧтенияИак., 52 зач., II, 1-13. Мк., 58 зач., XIII, 1-8. Предтечи: Деян., 42 зач., XIX, 1-8. Ин., 3 зач., I, 29-34. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Дея. 19, 1-8; Ин. 1, 29-34). Св. Иоанн свидетельствовал о Христе Иисусе, что Он есть воистину "Агнец Божий, Который берет на себя грех мира", - есть обетованный Избавитель, всеми чаемый. Слышали это бывшие при нем и уверовали. От них прошло это свидетельство в народ и все стали думать, что свидетельствованный Иоанном не простой человек. Спаситель указал на это, когда в последние дни в храме, предложил главам церковным вопрос откуда крещение Иоанново, с неба или от человек (Мк. 11, 29)? Те устранились от ответа; потому что им нельзя было не видеть, что Иоанн не сам от себя пришел, водою крестя. Но скажи они это; тотчас должны были признать и свидетельство его, что перед ними Обетованный, и вследствие того покориться Его учению. А этого они не хотели не по каким либо основательным причинам, а по одному предубеждению. Но их упорство нисколько не умаляет силы свидетельства Св. Иоанна. Оно и доселе столько же удостоверительно, как было когда изошло из уст его. И мы Иоанна слышим, указующего нам истинного Избавителя, и тем оживляем веру свою, как веру, имеющую за себя осязательные доказательства. Молитвы Тропарь Предтечиглас 2Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже, за истину пострадав, радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость. Кондак Предтечиглас 6Плотскаго Твоего пришествия убоявся,/ Иордан страхом возвращашеся;/ пророческое же служение исполняя,/ Иоанн трепетом спряташеся;/ Ангельския чини ужасахуся,/ зряще Тя, во струях плотию крещаема;/ и вси, сущии во тьме, озаряхуся,// воспевающе Тя, явльшагося и просветившаго вся. Службы24 февраля: Первое и второе обретение честной главы святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 25 мая: Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна 23 сентября: Зачатие честнаго славного пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна 7 января: Собор святого славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна Сайты приходов: Австралийско-Новозеландская епархия:Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Канберра Алатырская епархия:Храм Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с. Кувакино Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Алатырь Альметьевская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Бугульма Арсеньевская епархия:Иоанно-Предтеченский скит с. Нововарваровка Храм Иоанна Предтечи с. Самарка Архангельская епархия:Храм Николая Чудотворца с. Холмогоры Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Каргополь Храм Иоанна Предтечи дер. Заручевская Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи дер. Марилово Свято-Троицкий храм г. Архангельск Астанайская епархия:Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи пос. Гульдала Храм во имя святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с. Родина Астраханская епархия:Покровский собор г. Астрахань Иоанно-Предтеченский мужской монастырь г. Астрахань Храм Иоанна Предтечи г. Астрахань Ахтубинская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Ново-Николаевка Барнаульская епархия:Иоанно-Предтеченский храм с. Староглушинка Храм Иоанна Предтечи в Иоанно-Предтеченском скиту с. Сорочий Лог Храм Иоанна Предтечи пос. Черницк Бежецкая епархия:Спасский кафедральный собор г. Бежецк Храм Спаса Нерукотворного Образа с. Млево Храм Вознесения Господня с. Новокотово Храм Иоанна-Предтечи г. Весьегонск Белгородская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи пос. Северный Храм св. Иоанна Предтечи с. Мелихово Белевская епархия:Храм Димитрия, митрополита Ростовского с. Дмитриевское Храм Николая Чудотворца г. Алексин Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Песковатское Храм Иконы Божией Матери "Знамение" с. Страхово Свято-Троицкий кафедральный собор г. Белев Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ):Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Штраубинг Берлинско-Германская епархия:Храм Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Швайнфурт Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Киль Благовещенская и Тындинская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Возжаевка Борисоглебская епархия:Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Бутурлиновка Собор в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Борисоглебск Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Пузево Храм Рождества Христова с. Рождественское Храм во имя свт. Николая Чудотворца г. Борисоглебск Боровичская епархия:Храм Иоанна Предтечи г. Боровичи Брестская епархия:Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Соколово Брянская епархия:Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь пос. Белые Берега Богородицкая Площанская мужская пустынь пос. Пчела Валуйская епархия:Воскресенский монастырь Новый Иерусалим с. Сухарево Храм Рождества Иоанна Крестителя с. Сухарево Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Уразово Великолукская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи дер. Иваново Виленская и Литовская епархия:Храм в честь Рождества Пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна г. Висагинас Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" г. Вильнюс Владикавказская епархия:Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи ст. Терская Владимир-Волынская епархия:Петро-Павловский Свитязский мужской монастырь с. Свитязь Иоанно-Предтеченский мужской скит с. Вербка Владимирская епархия:Храм Илии Пророка с. Васильково Храм Воскресения Христова с. Воскресенское Храм Зачатия Иоанна Предтечи с. Гавриловское Храм Троицы Живоначальной и Димитрия Солунского дер. Бурлыгино Волгоградская епархия:Свято-Вознесенский женский монастырь г. Дубовка Храм святого Иоанна Предтечи г. Волгоград Волгодонская епархия:Храм Иоанна Предтечи г. Волгодонск Вологодская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Миньково Храм Рождества Иоанна Предтечи дер. Никольская Храм Богоявления дер. Раменье Храм Андрея Первозванного во Фрязинове г. Вологда Храм прор. Иоанна Предтечи в Рощенье г. Вологда Воронежская епархия:Успенский Дивногорский мужской монастырь с. Дивногорье Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Кривоборье Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Староживотинное Храм в честь Рождества Иоанна Крестителя г. Нововоронеж Храм в честь Усекновения главы св. пр. Иоанна Предтечи г. Воронеж Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия :Свято-Иоанно-Предтеченский Собор г. Вашингтон Cобор Cвятого Иоанна Крестителя г. Бруклин Храм Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Мейфилд Выборгская епархия:Храм Рождества св. Иоанна Предтечи пос. Глебычево Храм Рождества св. Иоанна Предтечи дер. Юкки Выксунская епархия:Храм Преображения Господня с. Пурех Храм иконы Божией Матери "Знамение" пос. Ардатов Храм Преображения Господня с. Вершилово Храм Иоанна Предтечи г. Ворсма Храм Троицы Живоначальной пос. Досчатое Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Нарышкино Вяземская епархия:Храм "Казанской" иконы Божией Матери с. Хмелита Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь г. Вязьма Вятская епархия:Храм Иоанна Предтечи г. Киров Гатчинская епархия:Павловский кафедральный собор г. Гатчина Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи г. Гатчина Храм Рождества Иоанна Предтечи пос. Щупоголово Храм пророка Иоанна Крестителя дер. Озерешно Георгиевская епархия:Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Томузловское Гомельская епархия:Свято-Петро-Павловский кафедральный собор г. Гомель Горноалтайская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Усть-Муны Городецкая епархия:Храм в честь Рождества Иоанна Крестителя пос. Арья Собор в честь Воскресения Словущего пос. Воскресенское Гродненская и Волковысская епархия:Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи г. Гродно Губкинская епархия:Храм Иоанна Предтечи с. Ивановская Лисица Донецкая епархия:Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Донецк Женский монастырь в честь "Касперовской" иконы Божией Матери пoc. Грузско-Ломовка Екатеринбургская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Реж Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Екатеринбург Храм Иоанна Предтечи с. Мраморское Храм Иоанна Предтечи г. Нижние Серги Храм Иоанна Предтечи пос. Тюльгаш Иоанно-Предтеченский кафедральный собор г. Екатеринбург Екатеринодарская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи на Донской г. Сочи Мужской монастырь "Крестовая Пустынь" п. Солох-Аул Елецкая епархия:Храм Богоявления Господня с. Бигильдино Енисейская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Енисейск Иверский женский монастырь г. Енисейск Железногорская епархия:Храм св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с. Ольховка Златоустовская епархия:Казанско - Предтеченский храм г. Катав-Ивановск Храм в честь Иоанна Предтечи г. Златоуст Ивано-Франковская епархия:Храм святого пророка Иоанна Крестителя г. Долина Иваново-Вознесенская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Ивановское Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" г. Иваново Ижевская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Ижевск Изюмская епархия:Храм Святого Пророка Иоанна Крестителя с. Базалиевка Мужской скит в честь рождества Иоанна Предтечи с. Ивановка Иркутская епархия:Храм Святого Иоанна Предтечи пос. Кутулик Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи пос. Оршанка Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Коротни Кагульская и Комратская епархия:Кафедральный собор Иоанна Предтечи г. Комрат Казанская епархия:Храм Сергия Радонежского с. Свияжск Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь с. Свияжск Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Костенеево Храм "Владимирской" иконы Божией Матери с. Шумбут Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Селенгуши Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи дер. Потаниха Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Ключищи Храм Казанской иконы Божией Матери с. Муратово Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Албай Храм Николая Чудотворца с. Коргуза Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь г. Елабуга Храм Иоанна Предтечи с. Бишево Храм Пресвятой Троицы с. Турминское Иоанно-Предтеченский мужской монастырь г. Казань Каинская епархия:Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи г. Куйбышев Калачевская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи р/пос. Чернышковский Калачинская епархия:Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи пос. Кормиловка Калужская епархия:Храм Рождества Христова г. Обнинск Собор Иоанна Предтечи в Иоанно-Предтеченском скиту г. Козельск Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Перемышль Храм Иоанна Предтечи дер. Ивановское Храм Иоанна Предтечи г. Малоярославец Храм Иоанна Предтечи г. Калуга Каменская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Кочневское Храм Иоанна Предтечи с. Кунарское Храм в честь Рождества Пророка Иоанна Предтечи с. Четкарино Канашская епархия:Храм Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с. Красноармейское Касимовская епархия:Храм Успения Пресвятой Богородицы д. Стружаны Храм свт. Димитрия Ростовского пос. Кадом Храм Всех Святых пос. Елатьма Успенский храм пос. Шилово Храм Зачатия Иоанна Предтечи с. Ибердус Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Ермолово Кафедральный собор Вознесения Господня г. Касимов Храм Иоанна Предтечи дер. Холопово Киевская епархия:Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра г. Киев Храм Зачатия Иоанна Крестителя г. Киев Спасо-Преображенский мужской монастырь с. Нещеров Кинешемская епархия:Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Парское Кировоградская епархия:Храм Зачатия Иоанна Предтечи г. Гайворон Клинцовская и Трубчевская епархия:Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Понуровка Козельская епархия:Храм Зачатия Иоанна Предтечи с. Губино Храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы с. Фроловское Храм Космы и Дамиана Ассийских пос. Думиничи Корсунская епархия:Храм Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Перпиньян Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Новеллара Костромская епархия:Храм Словенской иконы Божией Матери с. Словинка Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь с. Борок Женский монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев с. Домнино Храм Иоанна Предтечи с. Иванковица Котласская епархия:Собор Благовещения Пресвятой Богородицы г. Сольвычегодск Красноярская епархия:Храм Иоанна Предтечи в архиерейском доме г. Красноярск Кудымкарская епархия:Иоанно-Предтеченский храм г. Нытва Кузнецкая епархия:Кафедральный собор Вознесения Господня г. Кузнецк Курганская епархия:Храм Иоанна Предтечи пос. Смолино Курская епархия:Храм Иоанна Предтечи г. Курчатов Кызыльская епархия:Храм Иоанна Предтечи с. Суш Ливенская епархия:Храм Николая Чудотворца г. Новосиль Липецкая епархия:Храм Иоанна Предтечи с. Ивановка Собор Троицы Живоначальной. Тихоновский Преображенский женский монастырь г. Задонск Храм Иоанна Предтечи с. Махоново Луганская епархия:Свято-Иоанно-Предтеченский пос. Видное Иоанно-Предтеченский мужской монастырь с. Чугинка Магаданская и Синегорская епархия:Храм Иоанна Предтечи г. Магадан Магнитогорская епархия:Храм Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с. Степное Майкопская и Адыгейская епархия:Храм в честь св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя. Скит Свято-Михайло-Афонской Закубанской общежительной пустыни ст. Сахрай Мариинская епархия:Кафедральный собор Рождества Иоанна Предтечи г. Юрга Могилев-Подольская епархия:Скальный мужской монастырь в честь усекновения главы Иоанна Предтечи с. Лядовая Молодечненская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи дер. Олехновичи Московская епархия (городская):Крестильный храм Собора Иоанна Предтечи при церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москва Храм Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках г. Москва Храм Пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна с. Иванова гора Храм прп. Сергия Радонежского в Бусинове г. Москва Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь - женский монастырь пос. Зосимова Храм Рождества Иоанна Предтечи (священномученика Климента, Папы Римского) г. Москва Преображенский храм с. Слепушкино Храм Преображения Господня во Введенском г. Звенигород Храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском г. Москва Крестильный храм Василия Великого при храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском г. Москва Храм Новомучеников и Исповедников Российских пос. Коммунарка Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне г. Москва Храм преподобного Марона Пустынника Сирийского г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках г. Москва Храм святителя Николая в Новой Слободе г. Москва Храм Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна с. Сумароково Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Ям Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Белые Колодези Храм Иоанна Предтечи пос. Новая Ольховка Храм иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе г. Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке г. Москва Храм свт. Николая Чудотворца в Звонарях г. Москва Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове г. Москва Храм св. муч. Михаила и Федора Черниговских и храм Иоанна Предтечи г. Москва Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Каменки Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Братееве г. Москва Параклитова пустынь, Общежительная пустынь Святого Духа Утешителя д. Смена Храм Рождества Пресвятой Богородицы д. Нестерово Храм Иоанна Богослова под вязом г. Москва Храм Рождества Иоанна Предтечи п. Лесной Городок Храм Иоанна Предтечи на Востряковском кладбище г. Москва Московская епархия (областная):Иоанно-Предтеченский храм г. Мытищи Собор Рождества Христова г. Мытищи Свято-Троицкий храм г. Королев Храм Воскресения Христова с. Любичи Храм Иоанна Предтечи г. Московский Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Гавриловское Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Сергиев Посад Храм Иоанна Предтечи с. Шеметово Крестильный храм Предтечи Иоанна пос. Удельная Храм Иоанна Предтечи г. Сходня Крестильный храм Предтечи Иоанна с. Кудиново Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Марково Знаменский храм дер. Знаменская Храм Николая Чудотворца пос. Правдинский Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Валищево Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Ярополец Храм Иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" с. Пересветово Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Константиново Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Дубна Храм Рождества Христова с. Рождествено Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Садки Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Ивановское Храм Николая Чудотворца пос. Николо-Прозорово Храм Преображения Господня г. Люберцы Иоанно-Предтеченский храм с. Раменье Зачатьевский храм г. Чехов Храм Зачатия Иоанна Предтечи г. Коломна Храм Иконы Божией Матери Казанская г. Дмитров Храм Иоанна Предтечи пос. Нарынка Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Поречье Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Афинеево Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Новое Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Ивановское Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи г. Чехов Храм Рождества Христова с. Рождествено-Телятьево Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Жестылево Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Ново-Гуслево Спасо-Бородинский женский монастырь с. Семеновское Собор Распятия Господня г. Серпухов Покровский храм с. Ильино Иоанно-Предтеченский храм дер. Грибаново Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Зарайск Храм Рождества Иоанна Предтечи ур. Глушица Иоанно-Предтеченский храм пос. Фряново Храм Усекновения главы Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна дер. Калиновка Мукачевская епархия:Иоанно-Предтеченский женский монастырь с. Дубровка Муромская епархия:Храм Рождества Иоанна Предчети с. Алешунино Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Синжаны Храм Вознесения Господня с. Панфилово Нарьян-Марская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи дер. Погорелец Нижегородская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Абрамово Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы г. Арзамас Храм Вознесения Христова с. Ореховец Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна в Благовещенской слободе г. Нижний Новгород Храм Рождества Иоанна Предтечи на Торгу г. Нижний Новгород Храм Зачатия Иоанна Предтечи с. Ивановское Храм Иконы Божией Матери "Знамение" г. Бор Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Ивановское Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Саров Храм Иоанна Предтечи г. Дзержинск Храм в честь Вознесения Господня с. Степаново Храм Иоанна Предтечи с. Ивановское Новгородская епархия:Кафедральный собор Воскресения Христова г. Старая Русса Софийский собор г. Великий Новгород Новокузнецкая епархия:Спасо-Преображенский собор г. Новокузнецк Храм Иоанна Предтечи пос. Листвяги Новороссийская епархия:Храм во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи с. Прасковеевка Новосибирская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Криводановка Собор во имя св. бл. князя Александра Невского г. Новосибирск Епархиальный мужской монастырь во имя св. Иоанна Предтечи г. Новосибирск Норильская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Норильск Одесская епархия:Рождества Богородицы женский монастырь с. Александровка Омская епархия:Свято-Николо-Иоанновский пос. Ачаир Храм Иоанна Предтечи г. Омск Оренбургская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Оренбург Храм Рождества Иоанна Предтечи в "Святых Пещерах" с. Покровка Орловско-Болховская епархия:Михаило-Архангельский храм с. Сабурово Храм Свято-Иоанно-Крестительский г. Орел Патриаршие приходы в Канаде:Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Хорен Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Вегревилл Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Фарусы Храм Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Чипман Патриаршие приходы в США:Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Литтл Фолс Пензенская епархия:Храм Троицы Живоначальной с. Кевдо-Мельситово Храм Казанской иконы Божией Матери с. Богородское Спаса Преображения быв. Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Пенза Храм пророка Иоанна Предтечи г. Заречный Храм Иоанна Предтечи с. Блохино Переславская епархия:Никольский женский монастырь г. Переславль-Залесский Пермская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Ленск Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Соликамск Храм Иоанна Предтечи с. Таз Русский Храм Николая Чудотворца г. Кунгур Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Култаево Храм Троицы Живоначальной пос. Полазна Домовый храм Иоанна Предтечи г. Пермь Песоченская епархия:Храм в честь свт. Николая с. Фоминичи Петрозаводская епархия:Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь пос. Интерпоселок Храм Иоанна Предтечи дер. Леликово Покровская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи с. Подлесное Полоцкая и Глубокская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Новополоцк Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи д. Крулевщина Псковская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Порхов Храм Архистратига Божия Михаила дер. Вышегород Храм Богоявления Господня с Запсковья г. Псков Храм Успения Божией Матери с. Славковичи Пятигорская епархия:Храм святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи пос. Иноземцево Ржевская епархия:Ржевский кафедральный собор иконы Божией Матери "Оковецкая" г. Ржев Храм Иоанна Предтечи с. Ширково Рижская епархия:Храм во имя св. пророка Иоанна Предтечи г. Рига Россошанская епархия:Молебный дом в честь св. Иоанна Крестителя с. Новопавловка Русская духовная миссия в Иерусалиме:Подворье св. Иоанна Предтечи г. Иерихон Рыбинская епархия:Храм Рождества Иоанна Предтечи г. Углич Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Веретея Собор Воскресения Христова г. Тутаев Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Пошехонье Храм Иконы Божией Матери Тихвинская с. Павлово Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи дер. Бабурино Храм свт. Николая Чудотворца с. Николо-Молокша Храм Казанской иконы Божией Матери с. Ивановское Храм Иоанна Предтечи дер. Бутырки Рязанская епархия:Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь пос. Солотча Воскресенский храм с. Дегтяное Храм "Казанской" иконы Божией Матери с. Ижевское Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме г. Рязань Храм в честь Святого Славного Пророка, Предтече и Крестителя Господня Иоанна с. Алеканово Храм Иоанна Предтечи дер. Хрущево Салаватская епархия:Иоанна-Предтеченский храм г. Кумерату Самарская епархия:Храм во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Самара Храм в честь Иоанна Предтечи с. Осиновка Санкт-Петербургская епархия:Храм Александра Невского пос. Усть-Ижора Храм Воскресения Христова г. Санкт-Петербург Храм Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове г. Санкт-Петербург Крестовоздвиженский Казачий собор г. Санкт-Петербург Храм Рождества святого Иоанна Предтечи ("Чесменский") г. Санкт-Петербург Николо-Богоявленский Морской собор г. Санкт-Петербург Храм Рождества Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна г. Санкт-Петербург Саранская епархия:Храм Иконы Божией Матери "Казанская" пос. Ромоданово Свято-Предтеченский Храм г. Саранск Саратовская епархия:Храм Рождества Христова г. Вольск Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи пос. Увек Больничный храм Святого Иоанна Предтечи г. Саратова Храм святого Иоанна Предтечи пос. Пригородный Храм Святого Пророка Иоанна Предтечи р/пос. Хватовка Северобайкальская епархия:Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи пос. Усть-Баргузин Симбирская епархия:Иоанно-Предтеченский храм г. Ульяновск Симферопольская епархия:Храм Иоанна Предтечи с. Уютное Славгородская епархия:Иоанно-Предтеченская Церковь с. Родино Соликамская епархия:Приход храма во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Березники Средне-Американская епархия:Храм Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна г. Блу-Ривер Ставропигиальные монастыри РПЦ:Покровский Хотьков женский монастырь г. Хотьково Данилов ставропигиальный мужской монастырь г. Москва Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери г. Москва Свято-Троицкая Сергиева Лавра г. Сергиев Посад Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь г. Kurem
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.09050 c.