Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

20.07.2018 | ТРЕЗВОСТЬ — ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Газета православных трезвенников № 5 (190) Июнь-июль 2018 г.

16.07.2018 | 15 ИЮЛЯ СОСТОЯЛОСЬ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СЛЕТА ТРЕЗВОСТИ И ЗДОРОВЬЯ "УРАЛ-2018"

14.07.2018 | Основные мероприятия Царских дней-2018 в Екатеринбурге

19.06.2018 | Обучающий семинар для организаторов трезвенного движения

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Святой праведный воин Феодор Ушаков.

Шилов В. М.

...О нет, он не умер.
В отваге героев дух Ушакова
И ныне живёт.
Имя его по морям, океанам
Крейсер Российский гордо несёт.
 
Народное предание гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя не может, поскольку это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьёт воду, любуется её красотой.

Профессия воина, защитника всегда была почётной на Руси. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за своё национальное существование.

Мы вправе гордиться ратной доблестью русского народа нашего Отечества. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства

Но наипаче был дорог народу тот, кто послужил Отечеству не только воинской доблестью, но и явил собою пример непоколебимой Православной веры, истинного патриотизма, мудрости и милосердия. Таковых сынов России память народная окружила особенной любовью, а Господь через Святую Свою Церковь прославлял их. Такими, например, стали для нас святые благоверные великие князья Александр Невский и Димитрий Донской.

«Впервые за долгое время Церковь прославляет в лике благоверных воинов подвижника, жившего в сравнительно недавнем прошлом. И впервые среди имен угодников Божиих появляется имя великого флотоводца», - отметил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в своем приветствии участникам торжества, посвященного причислению Феодора Ушакова к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии (день прославления - 23/5 августа).

Святой праведный воин Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 г. в с. Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции. Родители будущего флотоводца - Феодор и Параскева - принадлежали к небогатому, но древнему дворянскому роду и были людьми глубоко верующими и благочестивыми. Рождение Феодора пришлось между днями памяти двух чтимых Православной Церковью святых воинов-великомучеников - Феодора Стратилата и Феодора Тирона (соответственно 8 и 17 февраля). Великим молитвенником за Феодора был также его тезоименитый дядя - преподобный Феодор Санаксарский, который после военной службы принял монашество и подвизался в Санаксарском монастыре. Благочестие родителей и пример монашествующего дяди стали фундаментом нравственного воспитания Феодора. Наравне с кротостью в нем достаточно рано обнаружилась такая черта характера, как бесстрашие перед лицом опасности. Это качество проявлялось, в частности, во время участия отрока в устраиваемых старостой его села охотах на медведя.

Грамоте Феодор Ушаков обучался в школе для дворянских детей, которая находилась при расположенном неподалеку мужском Богоявленском Островском монастыре, а в шестнадцать лет был зачислен по собственному желанию в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Через пять лет он окончил корпус одним из лучших и, получив чин мичмана, был направлен на флот Балтийского моря, а в 1769 г. переведен в Азовскую флотилию и принял участие в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

В основе действий Ушакова лежала подлинно христианская забота о каждом вверенном его руководству человеке. Он был сторонником суворовских принципов воспитания подчиненных, противником муштры и увлечений парадами, следовал принципу: обучать тому, что нужно на войне, воспитывал в матросах патриотизм, чувство товарищества и взаимной выручки.

Великий русский флотоводец адмирал Ф.Ф. Ушаков - национальная гордость нашего народа. Он не проиграл ни одного сражения. Его стратегия и тактика были подчинены единой цели - уничтожению сил противника, что придавало флотоводческому искусству Ф.Ф.Ушакова ярко выраженный наступательный характер.

Адмирал Феодор Ушаков (звание присвоено в 1799 г.) награжден: орденом св. Владимира IV степени (1784 г.) - за успешную деятельность по борьбе с чумой в Херсоне с присвоением воинского звания капитана первого ранга, орденом св.Владимира III (1788 г.) - за отличное руководство авангардом эскадры в сражении у острова Фидониси, орденом св. Владимира II степени (1790 г.) - за победу в Керченском проливе, орденом св. Георгия II степени (1790 г.) - за одержанную победу у Тендры, орденом св. Александра Невского (1791 г.) - за одержанную победу у мыса Калиакрия, бриллиантовыми знаками к ордену Александра Невского (1798 г ) - за взятие о.Корфу. За освобождение Ионических островов и взятие о.Корфу награждён турецким султаном бриллиантовым пером (челенгом) на шляпу.

Рассуждение о причинах побед Ф.Ушакова было бы бессмысленным без упоминания о крепкой вере праведника в помощь Божию, о проистекающей из этой веры неустрашимости, о ниспосланном от Господа военном таланте и об основанном на глубоком взаимном уважении четком взаимодействии с подчиненными.

В перерыве между ратными делами Ф.Ушаков много времени отдавал молитве. Сохранилось свидетельство, что в Севастополе он «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных; а произнося приговор, щадил мужа, отца семейства многочисленного; и был исполнен доброты необыкновенной».

В 1800 г. прославленный адмирал вернулся в Севастополь, а в 1802 г. - в связи с охлаждением правительства к делу укрепления Черноморского флота - вызван в Санкт-Петербург и назначен на должность главного командира Балтийского гребного флота и начальника петербургских флотских команд. Добросовестно относясь и к этой службе, Феодор Феодорович находил также время и силы для дел благотворительности. В 1807 г. адмирал вышел в отставку, имея за плечами не только победы, но и счастье знать, что за всю его флотоводческую службу он не потерял ни одного корабля и ни одного пленного. Будучи бессемейным и опекая осиротевших племянников, Феодор Ушаков отписал им в 1810 г. в своем завещании небогатые имения и поселился в деревне Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии, возле Санаксарского монастыря, где монашествовал и был похоронен дядя адмирала. Молясь в обители во все праздничные и воскресные дни, Феодор Феодорович также и «в Великий пост живал в монастыре, в келии для своего пощения и приготовления к Святым Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; так же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния».

Во время Отечественной войны 1812 года Ф.Ушаков был избран начальником внутреннего тамбовского ополчения, но из-за болезни отказался от этой должности, в то же время пожертвовав немалые средства на устройство и содержание госпиталя для раненых, формирование 1-го Тамбовского пехотного полка и помощь пострадавшим от учиненных французами в России разорений. «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе... Отечества!» - утешал адмирал скорбящих в те дни.

Преставился праведник 2 (15) октября 1817 г. и был погребен в Санаксарском монастыре подле своего сродника.

Память о великом флотоводце не раз вдохновляла на ратный подвиг новые и новые поколения моряков. Имя адмирала Ушакова носили корабли российского флота. Но после революции 1917 г. место телесного упокоения Феодора Феодоровича было потревожено: Санаксарский монастырь закрыли, часовню над могилой адмирала снесли до основания, честные его останки в 1930-е годы были осквернены безбожниками. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) воинская слава Феодора Феодоровича Ушакова была вспомянута, его имя, наряду с именами святых благоверных князей-воинов Александра Невского и Димитрия Донского, вдохновляло к подвигу защитников Родины. Были учреждены орден двух степеней и медаль его имени для военных моряков. Боевой орден адмирала Ушакова стал высшей наградой для воинов-моряков. Именем Ушакова назвали и один из крейсеров советского военно-морского флота. Имя Феодора Феодоровича носят также бухта в Анадырском заливе Берингова моря и мыс на северном побережье Охотского моря.

Ежегодно 11 сентября в Вооружённых Силах РФ отмечается - как день воинской славы - День Победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецким флотом и у мыса Тендра (1790 г).

В 1944 году, возник вопрос о месте погребения адмирала Ушакова. Была создана государственная комиссия, которая произвела раскопки на территории Санаксарского монастыря и вскрытие могилы адмирала Ушакова у стены соборного храма. Честные останки Феодора Феодоровича оказались нетленны, что было отмечено в соответствующем документе комиссии. С этого времени могила Ушакова и, как следствие, весь Санаксарский монастырь находились под присмотром государственной власти, что предотвратило разрушение чтимой праведником обители.

В 1991 г. Санаксарский монастырь возвращен Православной Церкви. С тех пор стало расти почитание адмирала-подвижника как святого. В 2000 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил почитание святого праведного воина Феодора Ушакова. Мощи угодника Божия почивают в храме Рождества Богородицы.


Литература:
Житие святого праведного воина-адмирала Феодора Ушакова. Собрал иеромонах Константин (Новгородцев) // Мир Православия. № 11 (80), ноябрь 2004. www.baltwillinfo.ru




Старый стиль 3Август среда Новый стиль) 16Август Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV-V). Совершается служба со славословиемПрп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147). Мч. Раждена перса (457) (Груз.). Прп. Космы отшельника (VI). Сщмч. Вячеслава диакона (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1938). Евангельские Чтения2 Кор., 173 зач., III, 4-11. Мф., 96 зач., XXIII, 29-39. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23 .* Чтения прп. Антония читаются, если ему совершается служба. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (2 Кор. З, 4-11; Мф. 23, 29-39). Сколько милостей явил Господь Иерусалиму (т. е. иудеям)! И, наконец-таки вынужден был сказать: "се оставляется дом ваш пуст". Известно всем, какие были от этого последствия: иудеи до сих пор бездомны. Не бывает ли подобного и с душою? Печется о ней Господь и всячески ее вразумляет; покорная идет указанным путем, а непокорная остается в своем противлении Божию званию. Но Господь не бросает и ее, а употребляет все средства, чтоб ее образумить. Возрастает упорство; возрастает и Божие воздействие. Но всему мера. Душа доходит до ожесточения и Господь, видя, что уже ничего более сделать с нею нельзя, оставляет ее в руках падения своего - и гибнет она, подобно фараону. Вот и возьми всякий, кого борют страсти, себе отсюда урок, что нельзя безнаказанно продолжать поблажку до конца. Не пора ли бросить, и не по временам только себе отказывать, а сделать уже решительный поворот? Ведь никто не может сказать, когда преступит границу. Может быть, вот-вот и конец Божию долготерпению. Молитвы Тропарь преподобного Антония Римлянина, Новгородскогоглас 4Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша. Тропарь преподобного Антонияглас 4Ветхий Рим, отечество твое, оставив,/ на камень, яко на легкий корабль, возшел еси/ и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси,/ промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Великаго Новаграда достигл еси/ и, обитель в нем сотворив,/ тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Антоние:// моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак преподобного Антонияглас 8Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние. Ин кондак преподобного Антония Римлянинаглас 2Яко звезда, возсиял еси от Рима,/ и, дошед Богоспасаемаго Великаго Новаграда,/ ту в нем обитель сотворил еси,/ и, церковь поставив,/ созва инок множество./ С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Антоние. Тропарь преподобных Исаакия Далмата и Фавстаглас 4Боже отец наших,/ твор
© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.04744 c.