Главная
Новости
Фотоальбом
Форум
Гостевая
Карта сайта
Главная » Общество православных педагогов » Симеоновские образовательные чтения »

14.05.2017 | В Екатеринбурге, в храме свт. Николая Чудотворца (при Уральском Горном Государственном Университете) прошло очередное заседание помощников благочинных по утверждению трезвости Екатеринбургской Епархии.

28.04.2017 | Форум «УТРО-2017»

28.04.2017 | Научно-практическая конференция Христианская антропология и психология в развитии человека

27.03.2017 | Говорить на одном языке: социально ориентированные НКО учатся взаимодействовать с органами власти и СМИ

27.02.2017 | Научно-образовательный семинар-практикум «От экологии природы к экологии человека: опыт народной педагогики»

21.02.2017 | В Екатеринбурге, в Уральском Государственном Горном Университете прошел научно-практический семинар «Методология предупреждения нехимических зависимостей»

- -

- -
Общество православных педагогов



- -  

Почему дети лгут?

Валинурова Н. Г.

Очень часто на психологической консультации родители задают вопрос: «Почему ребенок лжет? Не вырастет ли он лжецом? Что делать, чтобы отучить ребенка лгать?» Когда лжет ребенок, взрослых это пугает, а когда лжет взрослый - ложь воспринимается как норма: не обманешь - не проживешь.

Почему такое разное отношение? Может, родители интуитивно, сердцем чувствуют, что ложь заставляет страдать человека, и хотят оградить своих детей от страдания? А взрослые от лжи разве не страдают? Страдают, но не справляясь с этой проблемой - рассудок (не разум) оправдывает себя (новая ложь) - все лгут и я тоже.

Ложь - серьезная проблема в жизни любой семьи, любого человека. Разберемся, что такое ложь, какие мотивы толкают ребенка пойти на обман, и каковы последствия лжи для ребенка?

В словаре С.И. Ожегова «ложь - намеренное искажение истины, неправда, обман». В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского «ложь - это феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей... Ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях».[1] Преподобный Иоанн Лествичник утверждает, что «ложь есть истребление любви»[2], и выделяет следующие мотивы лжи: «Один лжет ради увеселения, другой - ради сластолюбия, иной чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый - для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло»[3].

Преподобный Авва Дорофей указывает три формы лжи: один лжет мыслью, другой лжет словом, а иной лжет самой жизнью своей.

Первого рода ложь - недоверие к ближним и их намерениям, болезненно развитая подозрительность, заставляющая видеть в окружающих людях (даже в самых близких) недоброжелательное отношение к своей личности. Это, в свою очередь, приводит к злословию и осуждению и порождает вражду между людьми.

Ложь словом - это разлад между действительным душевным состоянием и его словесным выражением; лгать словом значит говорить одно, а думать другое. Скрытая цель словесной лжи в том, чтобы прикрыть свой эгоизм и мотивировать свои личные эгоистические потребности, намерения какими-нибудь высшими, нравственными целями. Ложь словом - это эгоистическое идеализирование своей личности. Например, мужчина свой разрыв с семьей объясняет необходимостью того, чтобы его жена, столкнувшись с трудностями, духовно окрепла.

Ложь жизнью - прикрытие словом не просто своей личности, своего поступка, но и самой греховной жизни.

«Жизнью лжет тот, кто, будучи блудником, притворяется воздержанным, или, будучи корыстолюбивым, говорит о милостыне и хвалит милосердие, или, будучи надменен, похваляет смиренномудрие» (Авва Дорофей). Человек живет по принципу - лишь бы шито, да крыто, становясь двойственным по природе: «иной внутри и иной снаружи».

В таком состоянии он не слышит голоса совести. И она замолкает, но, отвергнутая человеком, вдруг проявляется в непонятных ему состояниях тревоги, тоски, апатии и депрессии - человек мучается, не видя истинной причины, ища ее во внешних условиях. Он думает, что его страдания связаны с рядом живущими близкими; искренне верит, что, если бы близкий поменялся, все бы изменилось к лучшему; не подозревает, что причина находится в нем самом, а близкий только указывает ему на темные стороны его же души. Дети дошкольного возраста, ежедневно сталкиваясь с разными формами лжи, впитывая все, как губки начинают воспроизводить тот мир, в котором они живут.

По мере того, как дети становятся старше, они не только приобретают навыки более успешного обмана других, но и учатся распознавать, когда их самих обманывают, учатся обманывать самих себя: не обманешь - не проживешь.

Возрастающие способности позволяют ребенку совершенствоваться как лжецу. Он учится учитывать психологию того, кому лжет, (в том числе и свою), учится самообладанию, учится изображать те чувства, которых он не испытывает, и скрывать те, которые его могут выдать, учится оправдывать себя, «учится лгать всей жизнью» - страдает, а позднее научит лгать своих детей - возникает порочный круг. Что же делать? Как вести себя родителям, если их дети лгут?

Создать отношения в семье, основанные на доверии - это главное, что могут родители, желающие видеть своих детей честными. Но легко сказка сказывается, да нелегко дело делается! Доверительные отношения не возникают в результате нравоучения, а зарождаются с самого начала общения родителей и ребенка. А для этого родители должны изменить свое сознание, осознать свою лживость, несмотря на то, что очень больно признаться себе в этом. Наше эго найдет много доводов успокоить себя, убедить в обратном, оправдать.

Когда человек начинает осознавать, что он сам является причиной лживости ребенка, он понимает, что исправлять прежде всего надо себя, и что бороться нужно с самим собой, со своими страстями. Преодолевая определенные стереотипы мышления, самосовершенствуясь, осознавая свое духовное бессилие, человек встает на путь покаяния, трезвой оценки себя. Только, осознав свои грехи и раскаявшись (измененное сознание, в переводе с греческого "метанойя", - это покаяние), по словам Святителя Иоанна Златоуста, человек приходит к смирению, к сердечному сокрушению, к милосердию, прощению обид и любви.


--------------------------------------------------------------------------------

[1] Психология. Словарь / Под ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.

[2] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. М., 2006. С. 133.

[3] Там же. С. 135.



© Сайт разработан мультимедиастудией Просветительского центра собора Александра Невского

Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Православие.Ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 «Сестры» — Ново-Тихвинский женский монастырь Храм святителя Николая Чудотворца при УГГУ Просветительский центр собора Александра Невского Код кнопки:

   Время генерации страницы 0.07262 c.